Почему коллекционеры получают льготы, а художники нет? читать ~2 мин.
Многие из крупнейших музеев Америки выиграли от закона, который предоставляет коллекционерам налоговые льготы, если те жертвуют предметы искусства для музеев и благотворительных организаций. Сегодня американские художники стремятся к тому, чтобы получить от государства аналогичные льготы.
Пока коллекционеры вправе списать рыночную стоимость работ, пожертвованных в музеи, из суммы своих доходов, художники могут претендовать только на покрытие расходов на материалы, использованные при создании картины. “Мне кажется, есть несоответствие в этом”, — говорит Филипп Вернь (Philippe Vergne), директор Музея современного искусства в Лос-Анджелесе. “Художники отдают своё время, свой талант. Это очень щедрый подарок”.
В попытке выровнять права коллекционеров и художников, сенатор от Вермонта Патрик Лихи (Patrick Leahy) лоббирует соответствующий законопроект, который должен позволить художникам применять налоговый вычет на справедливую рыночную стоимость подаренных работ, а не только на стоимость материалов. “Этот закон позволит сохранить заветные произведения искусства для общественности”, — считает Лихи. Если законопроект будет принят, он возродит политику, отмененную Конгрессом в 1969 году, на фоне подозрений, что некоторые художники сознательно завышают стоимость своих работ в отчетных документах. Это решение привело к немедленному снижению числа работ, подаренных художниками музеям. Статистика показала, что в течение трёх лет до изменения закона, Музей современного искусства (МоМА) получил 321 пожертвование от художников. В течение трёх лет после изменения этого закона, он получил всего 28 работ.
“То, что художники не могут применять справедливую рыночную стоимость для оформления налогового вычета за предоставленные предметы искусства, смешно”, — говорит нью-йоркский дилер Кристин Тирни (Cristin Tierney). “Это мешает авторам вносить свой вклад в жизнь всего творческого сообщества.”
Даже если законопроект будет принят, он будет действовать только в отношении пожертвований в государственные учреждения, но не для благотворительных аукционов, объём и стоимость которых быстро растет. Например, интернет-аукцион компании Paddle8 показал рост продаж более, чем в три раза с 2012 года. Благотворительные аукционы оказывают большое давление на художников, иногда прося о пожертвованиях от имени государства, не имея на то оснований. Это хорошо для благотворительности, но может быть рискованным для художников. Вот почему авторы работ стали требовать предоставления гарантий.
Спекуляции на благотворительности и продаже картин через аукционы, приносит прибыль посредникам, но никак не художникам. Возможно, и в этой сфере необходимо ввести меры регуляции и распределения доходов. Возможно, организации смогли бы договориться об этом не привлекая государство, например, в рамках договоров купли-продажи, но пока этот процесс не запущен, а только активно осуждается преимущественно в среде художников.
Отметим, что Патрик Лихи продвигает свой законопроект на протяжение последних 15 лет, и до сих пор не понятно, когда же будет поставлена точка в этом деле.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?