Тайна «Маленькой улочки» Вермеера раскрыта читать ~3 мин.
АМСТЕРДАМ. Историк искусства из Голландии утверждает, что обнаружил местонахождение улицы, изображённой на одном из двух сохранившихся до наших дней городских пейзажей Вермеера.
Около 350 лет назад Ян Вермеер (Johannes Vermeer) изобразил на холсте повседневную сцену из жизни маленькой улицы в Делфте XVII-го века. С тех пор многие задавались вопросом: где это место и существовало ли оно на самом деле? Ведущий историк искусства из Голландии разгадал загадку художника.
Франс Гризенхаут (Frans Grijzenhout), профессор истории искусства университета Амстердама, начал свои поиски с изучения архивов южной Голландии. Это позволило ему найти старинные дома и улицы, существовавшие во времена художника и сохранившиеся до наших дней.
“Ответ на вопрос о том, какое место изобразил Вермеер на картине «Маленькая улочка» (The Little Street), имеет большое значение для нашего понимания Вермеера как художника”, — говорит Питер Рулофс (Pieter Roelofs), куратор отдела картин XVII-го века Rijksmuseum. Дело в том, что городские пейзажи Вермеера – одни из первых в истории искусства Голландии и многие учёные склонны считать заслугой художника то, что кроме домашних портретов знати и простолюдинов, он начал рисовать окружавший его мир.
На протяжении многих лет различные исследователи предлагали несколько вариантов того, как можно найти улочку Вермеера. Гризенхаут был первым, кто догадался изучить документ 1667 года, составленный через десять лет после того, как была написана картина.
Официально известный как «De legger van het diepen der wateren binnen de stad Delft» (Описание глубины каналов в пределах города Делфт), он учитывал сумму налогов, которые владельцы домов должны были заплатить за работу по обустройству канала и набережной. Но кроме финансовой информации, документ содержал ещё и сведения о ширине каждого дома с точностью до 15 см.
Изучая этот интересный документ, Гризенхаут обнаружил в восточном районе Делфта два дома шириной около 6,3 метра с двумя соседними проходами 1,2 метра в ширину каждый. Соотнеся эти данные с другими архивными материалами, учёный пришёл к выводу, что именно это место и мог изобразить на своем полотне великий художник. И он оказался прав.
Старинные дома, которые значатся как 40 и 42 по улице Vlamingstraat (Фламандская улица), не сохранились, уцелел только один из двух проходов, но и сегодня это место поразительно похоже на то, каким увидел его художник больше трех столетий назад. Дальнейшие исследования показали, что дом, изображённый на картине Вермеера справа, принадлежал вдовствующей тётке художника, Ариайнтген Клас ван дер Минне (Ariaentgen Claes van der Minne), которая содержала себя и своих пятерых детей, продавая рубец. Проход между домами был известен в то время как Penspoort, или Требуховые ворота.
В заявлении Государственного музея (Rijksmuseum) говорится: “Мы также знаем, что мать и сестра Вермеера жили на том же канале, по диагонали от изображённого дома. Поэтому вполне вероятно, что Ян Вермеер хорошо знал эту улицу и она была тесно связана с его личными воспоминаниями”.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
- Купцы и аристократы на картинах голландских мастеров
- Выставка голландских мастеров в Нью-Йорке собрала рекордное количество посетителей
- Тайна Вермеера раскрыта?
- Бенджамин Бинсток: 7 полотен Вермеера принадлежат кисти его дочери
- Детройтский институт искусств предлагает редкую возможность увидеть картины Яна Вермеера
- Ян Вермеер
- «В погоне за Вермеером» Блу Баллиетт, краткое содержание
- «Шляпа Вермеера» Тимоти Брука, краткое содержание
Комментирование недоступно Почему?