Шедевры из Петуорт-хаус представлены на выставке в Суссексе читать ~3 мин.
СУССЕКС. Более полувека назад специалисты Национальной галереи в Лондоне исследовали чердаки одного из домов в Западном Суссексе, пытаясь среди грязных семейных портретов, сумеречных пейзажей и религиозных работ, выбрать те картины, которые правительство примет вместо наличных денег для погашения огромного налога на наследство.
Некоторые из отобранных работ оказались в Национальной галерее, другие стали частью государственной собственности, и сегодня их все можно увидеть на выставке в Petworth House. Среди представленных работ есть и настоящие шедевры, как, например, «Святое Семейство» (The Holy Family) Андреа дель Сарто (Andrea del Sarto). Многие сокровища до сих пор принадлежат Petworth House и также будут показаны на выставке. Например, самые ранние известные рисунки поверхности Луны, сделанные с помощью телескопа. Первый из них был выполнен 26 июля 1609, в ночь, когда математик и астроном Томас Харриот (Thomas Harriot) впервые посмотрел на спутник Земли в свой новый телескоп, более чем за четыре месяца до того, как итальянский астроном Галилео Галилей сделал свои, более известные сегодня, наблюдения.
Задолженность по налогам у семьи возникла в середине 1950-х годов, когда смерть трех наследников оставила семью Эгремонт с долгом почти в миллион фунтов. Появилась реальная опасность того, что знаменитая коллекция Питворт, в том числе десятки работ таких художников, как Ван Дейк и Уильям Тёрнер, будет распродана с аукциона. Однако, по мнению Андре Люкиса (Andrew Loukes), и сделка с Национальной галереей стала не слишком удачной для семьи — эксперты отвергли многие ценные экспонаты, а того, что было отобрано, хватило на покрытие лишь половины долга. Petworth House и парк были переданы Национальному фонду в середине ХХ-го века. Он был открыт для публики в 1953 году, а члены семьи и более чем сто предметов искусства переехали в крыло дома.
Несомненной звездой выставки стала картина Андреа дель Сартро. «Любая национальная галерея в мире с гордостью выставляла бы эту картину у себя», — считает Люкис. Когда полотно обнаружили в 1950-х годах, поверх оригинальной картины была нанесена другая и эксперты сочли её студийной работой XVI века в лучшем случае. И лишь в 1980 годах была проведена реставрация картины и обнаружен оригинальный шедевр.
Часть экспонатов была приобретена в XVII веке, десятым графом Нортумберленд, и уже в то время эта коллекция предметов искусства могла конкурировать с королевской. Свой вклад в пополнение коллекции внес чуть позже и третий граф Эгремонт, который был великим покровителем Тёрнера. Граф предоставил Тёрнеру и другим художникам место для творчества, но когда он умер в 1837 году, якобы оставив 41 незаконнорожденного ребёнка и ни одного законного наследника, племянник графа быстро выгнал всех художников и уничтожил большую часть их работ.
Хрупкие рисунки поверхности Луны, выполненные тушью на выцветшей бумаге, в настоящее время хранятся в офисе в Чичестере, где обширные архивы Эгремонтов превосходят объёмом все другие документы графства. Покровителем Томаса Харриота был Генри Перси (Henry Percy), известный своим интересом к науке и алхимии. 17 лет Перси провёл в заключении в Тауэре, вероятно, за причастность к пороховому заговору. Харриот не опубликовал свои рисунки, оставив их для Перси. Когда он, наконец, был выпущен, то провел остаток своей жизни в Питворте. Многие эксперты знали и почитали новаторскую работу Харриота, а в 1960-х годах группа российских учёных приезжала в Питворт изучить кратеры и горы, нарисованные более чем 400 лет назад. В то время Советский Союз активно работал над полётом к Луне.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?