Найден новый эскиз ван Дейка читать ~3 мин.
ПАРИЖ. «Лучший из моих учеников». Именно этими словами, написанными дипломату, государственному секретарю и известному коллекционеру предметов искусства Дадли Карлтону (Dudley Carleton), Рубенс (Pieter Paul Rubens) описал Антониса ван Дейка (Anthony van Dyck), молодого художника с исключительно рано развившимся талантом, работавшего в его мастерской. Это было в 1618 году, Антонису было всего 19 лет, а слава о нём уже шла по всей Европе.
Родившийся в 1599 году в Антверпене, ван Дейк с самого раннего детства проявил совершенно невероятный талант к рисованию и живописи. Так, после ученичества у художника Хендрика ван Балена (Hendrik van Balen) в 1617 году, он поступил в студию Питера Пауля Рубенса, который был в то время самым влиятельным фламандским художником в Европе. Этот период стал фундаментальным для творчества ван Дейка. Фактически, он вырос на заветах одного из величайших художников своего времени.
На днях аукционный дом ARTCURIAL представил новую найденную работу, которая относится к ранней антверпенской манере живописца. Специалисты датируют рисунок примерно 1617-1619 годами, когда Антонис учился и совершенствовал своё мастерство под бдительным присмотром своего славного учителя. Он ещё не был великим мастером портретирования, предшественником и вдохновителем всей английской школы XVIII века, но он уже демонстрировал совершенно обескураживающую виртуозность.
Найденный эскиз, изображающий младенца Иисуса, позволяет нам по-новому взглянуть на одного из величайших живописцев XVII века в начале его творческого пути. Молодой художник добивался прогресса через многократное повторение работ такого типа, раз за разом исследуя свойства и возможности масляной краски. Поэтому каждый найденный эскиз так важен для понимания художественного видения молодого ван Дейка. Используя движения кисти и совершенное владение техникой, художник передает чувство или эмоцию, изображая мгновение, мелькнувшее перед его глазами. В эскизе ван Дейка время останавливается, мгновение превращается в вечность. Кажется, что ребёнок движется, его глаза сияют, он полон радости жизни и любопытства к окружающему. Почти физически ощущается неустойчивое равновесие младенца, делающего свои первые шаги. Его поддерживает рука, напоминающая нам, что эта картина была создана как раз в то время, когда ван Дейк должен был уловить основы анатомии самых маленьких моделей.
Стиль и манера нового эскиза типичны для ранних работ ван Дейка. Они раскрывают мощную живопись, густую и почти скульптурную обработку, с характерным использованием очень темного коричневого фона для обрезки фигуры. Рисунок также демонстрирует наложение слоев, особенно на лице и ногах, типичное для Рубенса и его учеников. Такую же технику и подобное движение ног мы можем наблюдать в «Мученичестве святого Себастьяна», ранней живописи того же антверпенского периода, выставленной ныне в Лувре. На картине «Святое семейство», известной теперь только по печати Больсвэр Шелте Адамса (Bolswert Schelte Adams), мы также можем видеть младенца Иисуса, аналогичного изображенному на эскизе.
Найденная работа, как и многие рисунки фламандского художника, имеет довольно удивительную историю. Модифицированная в XVIII веке, после смерти художника, она стала оригиналом для многих копий различного качества, созданных в разные периоды времени. Младенец Иисус потерял всю свою простоту и трогательность, рука, поддерживающая ребёнка, была скрыта, а в композицию были добавлены змея и глобус. Так эскиз преобразовали в законченную картину, чтобы произведение стало «продаваемым». Сегодня мы можем видеть работу ван Дейка в её первоначальном, оригинальном варианте. Все лишнее было удалено и перед нами истинный замысел великого художника: ребёнок с чистой душой, озаренный высшей благодатью.
Анна Сидорова © Gallerix.ru
Комментирование недоступно Почему?