ИИ не подтверждает авторство Рафаэля в отношении части картины «Мадонна с Розой»
Непоследовательный стиль изображения лица святого Иоанна в «Мадонне с розой» уже много лет является предметом дискуссий среди искусствоведов. Возможно, искусственный интеллект разгадал код к давнему вопросу о знаменитой картине Рафаэля, который долгие годы озадачивал мир искусства.
Часть картины Рафаэля «Мадонна с Розой» , возможно, не была написана мастером итальянского Возрождения, согласно выводам, опубликованным в журнале Science Heritage в декабре 2023 года, которые сейчас всплывают и распространяются в интернете.
Раффаэлло Санцио да Урбино считается одним из самых известных художников эпохи Возрождения благодаря своим картинам и фрескам, в том числе «Афинской школе» в Ватикане. Однако «Мадонна с Розой», выставленная в Национальном музее Прадо в Мадриде, уже давно вызывает споры о её авторстве, поскольку образ Святого Иоанна кажется не соответствующим стилю Рафаэля и менее изысканным по сравнению с другими элементами картины. На картине изображены Мадонна с младенцем Иисусом, а также святой Иосиф и святой Иоанн.
Учёные из Ноттингемского, Брэдфордского и Стэнфордского университетов разработали специальный алгоритм нейронной сети для сравнения частей картины с другими произведениями Рафаэля. Команда использовала фотографии проверенных картин Рафаэля, чтобы “обучить компьютер распознавать его стиль до мельчайших подробностей, начиная с мазков, цветовой палитры, оттенков и заканчивая каждым аспектом работы”, – говорит Хассан Угайл, компьютерный учёный из Брэдфордского университета.
“Когда мы проверили картину в целом, результаты оказались неубедительными”, – говорится в заявлении Угайла. “Тогда мы проверили отдельные части, и в то время как остальная часть картины была подтверждена как Рафаэль, лицо Иосифа оказалось, скорее всего, не Рафаэлем”.
В пресс-релизе учёные заявили, что, скорее всего, лицо Святого Иоанна написал один из учеников Рафаэля, Джулио Романо. Хотя результаты исследования не подтверждены на 100%, Угайл отметил, что компьютерная модель изучает произведения искусства на микроскопическом уровне «с точностью 98%».
Кристофер Брук, почётный научный сотрудник Ноттингемского университета, который также участвовал в проекте, отметил в пресс-релизе, что анализ “обещает стать полезным дополнительным инструментом в будущих исследованиях такого рода, наряду с хорошо известными методами, такими как спектроскопия”.
Комментирование недоступно Почему?