Christie’s закрывает отдел цифрового искусства:
конец эпохи NFT в традиционных аукционных домах читать ~12 мин.
Британский аукционный дом Christie’s принял решение о закрытии специализированного отдела цифрового искусства, интегрировав продажи NFT в более широкую категорию искусства XX и XXI веков. Это решение знаменует собой символический конец эпохи, начавшейся всего четыре года назад с рекордной продажи цифрового произведения Beeple.

Изменения в структуре компании затронули ключевых сотрудников отдела. Николь Сейлз Джайлс, занимавшая должность вице-президента по цифровому искусству, покинула компанию в конце августа 2025 года. Представитель Christie’s охарактеризовал это как “стратегическое решение о реформатировании продаж цифрового искусства”. Аукционный дом продолжит работу с цифровыми произведениями, но теперь они будут включены в общие продажи современного искусства.
Бум NFT и исторический триумф
Взлёт рынка NFT достиг своего апогея 11 марта 2021 года, когда Christie’s провёл аукцион по продаже работы художника Майка Винкельманна, известного как Beeple. Произведение «Everydays: The First 5000 Days» представляло собой цифровой коллаж из 5000 изображений, созданных художником ежедневно в течение почти 14 лет.
Стартовая ставка составляла всего 100 долларов. За две недели торгов цена стремительно росла, достигнув отметки в 1 миллион долларов, затем 9 миллионов. В последние две минуты аукциона ставки увеличивались скачками по 10 и 15 миллионов долларов. Финальная цена составила 69,3 миллиона долларов, что сделало Beeple третьим по дороговизне живущим художником на аукционах после Дэвида Хокни и Джеффа Кунса.
Эта продажа установила сразу несколько мировых рекордов. Она стала самой дорогой сделкой с цифровым произведением искусства, самой высокой ценой за лот на онлайн-аукционе и самой крупной онлайн-продажей в истории. Аукцион привлёк 33 активных участника торгов, среди которых 91% ранее не сотрудничали с Christie’s. Впервые в истории аукционного дома победитель смог оплатить покупку криптовалютой.
Развитие платформы Christie’s 3.0
Воодушевлённый успехом первых NFT-аукционов, Christie’s в сентябре 2022 года запустил собственную блокчейн-платформу Christie’s 3.0. Новая система позволяла проводить полностью он-чейн продажи на базе блокчейна Ethereum, автоматически регистрируя все транзакции. Разработка велась совместно с ведущими компаниями Web3-сообщества: Manifold, Chainalysis и Spatial.
Николь Сейлз Джайлс, возглавлявшая направление цифрового искусства, отмечала преимущества новой платформы. Christie’s 3.0 включала инструменты соблюдения нормативных требований, противодействия отмыванию денег и налогообложения, став первой в своём роде системой. Платформа обеспечивала высочайший уровень курирования на рынке NFT-искусства, предоставляя коллекционерам безопасную среду для транзакций.
Запуск платформы состоялся через несколько дней после успешного перехода Ethereum на новый механизм консенсуса, снизившего энергопотребление блокчейна более чем на 99%. Первая продажа на Christie’s 3.0 включала девять NFT молодой художницы Дианы Синклер. Платформа активно использовалась на крупных арт-мероприятиях, включая Art Basel Miami и Frieze Seoul.
Катастрофическое падение рынка
Эйфория 2021 года быстро сменилась жёстким отрезвлением. Уже в первом квартале 2022 года рынок NFT продемонстрировал падение на 47%, с общим объёмом в 8 миллиардов долларов. Во втором квартале спад усилился до 77%, при этом рынок впервые в истории зафиксировал квартальный убыток в 450 миллионов долларов.
Продажи NFT в крупнейших аукционных домах рухнули катастрофически. Christie’s, Sotheby’s, Phillips и Bonhams в 2022 году продали NFT всего на 9,41 миллиона долларов по сравнению со 153,5 миллионами долларов годом ранее. Для Christie’s падение было особенно драматичным: продажи NFT сократились с пиковых значений 2021 года до 5,9 миллиона долларов в 2022-м, что означало снижение на 96%.
Рыночная капитализация всех NFT-коллекций достигла максимума в 35 миллиардов долларов в марте 2022 года, после чего упала на 40% до 21 миллиарда долларов. К декабрю 2022-го общая капитализация рынка NFT опустилась ниже 1 миллиарда долларов, хотя в начале года составляла впечатляющие 12 миллиардов. Число активных NFT-кошельков резко сократилось, что привело к падению торговых объёмов на ведущих площадках.
Статистика провала 2024 года
Ситуация продолжила ухудшаться в 2024 году. Рынок NFT столкнулся со снижением торговых объёмов пятый квартал подряд, зафиксировав общее падение торговой активности на 19%. Это сделало 2024-й худшим годом в истории для NFT-трейдеров.
Исследование NFTEvening и агентства Storible, проанализировавшее 29 079 новых NFT-коллекций, запущенных между январём и августом 2024 года, выявило шокирующие данные. Почти 98% проектов 2024 года оказались фактически «мёртвыми», не демонстрируя торговой активности с сентября. Высокий процент провалов указывал на перенасыщение рынка, где большинство новых проектов теряли актуальность сразу после запуска.
Лишь 0,2% NFT-проектов 2024 года принесли прибыль инвесторам. Даже среди «живых» NFT, сохранивших некоторую торговую активность, только 11,9% оказались прибыльными. Отчёт за август 2024 года показал, что 95% NFT стали эффективно «мёртвыми», а средний держатель понёс убытки в размере 44,5% от первоначальных инвестиций.
Инвесторы переключили внимание на другие классы активов, в первую очередь на криптовалюты вроде Bitcoin и Ethereum. Рост институционального интереса к этим цифровым активам отвлёк капитал от NFT, усугубив снижение торговых объёмов. Нормативно-правовая неопределённость вокруг NFT также сыграла свою роль, поскольку многие инвесторы опасались потенциальных рисков, связанных с этим развивающимся классом активов.
Массовые сокращения в индустрии
Проблемы рынка NFT заставили конкурентов Christie’s также пересмотреть свои стратегии. Sotheby’s, второй крупнейший аукционный дом мира, начал волну сокращений в сентябре 2024 года, кульминацией которой стали массовые увольнения в конце года. Хотя официально Sotheby’s сообщил о более чем 100 уволенных сотрудниках, источники утверждали, что это консервативная оценка.
Сокращения затронули крупнейшие департаменты, включая отделы импрессионизма, модернизма и современного искусства, где были упразднены значительные позиции, в том числе старшие роли. Пострадали и младшие специалисты. Региональные офисы по всему миру закрывались, включая представительства в Бангкоке и нескольких европейских городах.
В мае 2024 года Sotheby’s уже провёл первую волну увольнений, затронувшую около 50 сотрудников в Лондоне. Тогда же ушли минимум четыре специалиста, работавшие с NFT-продажами. В штате остались лишь несколько ключевых сотрудников, включая Майкла Боуана, президента по цифровому искусству и NFT, координатора Дэвиса Брауна и ещё одного специалиста.
Источники сообщали, что Sotheby’s стремился сократить расходы на 100 миллионов долларов. Представитель аукционного дома не подтвердил эту цифру, отметив лишь: “Учитывая вызовы, с которыми столкнулся рынок в этом году, мы внимательно изучили наш бизнес и уровень укомплектованности персонала, чтобы обеспечить эффективную работу и рост в будущем”.
Общее падение арт-рынка
Решение Christie’s о сокращении отдела цифрового искусства происходило на фоне двухлетнего сжатия всего арт-рынка. В первой половине 2025 года Christie’s получил почти 1,5 миллиарда долларов от продаж произведений изобразительного искусства, что на 1,9% меньше, чем за аналогичный период 2024 года. По сравнению с первым полугодием 2023-го продажи упали почти на 25%.
Глобальные продажи произведений искусства сократились на 12% в 2024 году, достигнув 57 миллиардов долларов. Это общее снижение активности на арт-рынке усилило давление на аукционные дома, вынуждая их оптимизировать операции и сокращать специализированные департаменты.
Несмотря на общие трудности, Christie’s предпринял попытку диверсифицировать портфель цифровых активов. В марте 2025 года аукционный дом провёл знаковый аукцион искусства, сгенерированного искусственным интеллектом, который собрал 728 784 доллара. Событие привлекло новую аудиторию: 48% участников торгов составили миллениалы и представители поколения Z, а 37% покупателей были новыми для Christie’s.
Звездой аукциона стала работа Рефика Анадола «Machine Hallucinations – ISS Dreams – A», проданная за 277 200 долларов, значительно превысив предварительную оценку в 150 000 – 200 000 долларов. Однако даже этот успех не смог компенсировать общие потери: 14 лотов не нашли покупателей или были проданы ниже ожиданий, что подчёркивало нестабильность рынка искусства, генерируемого AI.
Исторический контекст Christie’s
Для понимания масштаба произошедшего важно учитывать историю Christie’s. Аукционный дом был основан в 1766 году Джеймсом Кристи в Лондоне, став одним из старейших и наиболее престижных аукционных домов в мире. На протяжении XIX и XX веков Christie’s расширялся за пределы Лондона, открывая залы продаж в крупнейших городах мира.
Фирма установила присутствие в Риме в 1958 году, Женеве в 1968-м и Токио в 1969-м, превратившись в глобальный бренд. Дальнейший рост в Нью-Йорке, Париже и Гонконге закрепил её роль доминирующей силы на международном арт-рынке. Christie’s последовательно устанавливал аукционные рекорды, определяя новые ориентиры в мире искусства.
В 2018 году Christie’s организовал рекордную по стоимости продажу коллекции Рокфеллеров, которая собрала 832,6 миллиона долларов, став самым ценным аукционом частной коллекции в истории. Аукционный дом постоянно адаптировался к новым технологиям и рыночным трендам. В 2006 году он представил «Christie’s LIVE» — платформу для онлайн-торгов, позволявшую участвовать покупателям со всего мира.
В 2011 году Christie’s стал первым, кто провёл онлайн-продажу, когда коллекция Элизабет Тейлор принесла 9,5 миллиона долларов. Продажа NFT Beeple в 2021 году стала логичным продолжением этой традиции инноваций, знаменуя значительный сдвиг на арт-рынке и демонстрируя готовность института принимать цифровые активы.
Судьба блокчейн-платформ
Закрытие отдела вызывает вопросы о будущем платформы Christie’s 3.0, запущенной в сентябре 2022 года. Эта платформа была краеугольным камнем цифровой стратегии Christie’s, поддерживая выставки и коллаборации во время крупных арт-событий, таких как Art Basel Miami и Frieze Seoul.
Однако с трудностями в секторе цифрового искусства, отмеченными закрытием платформ вроде MakersPlace, KnownOrigin и Async Art, Christie’s, похоже, отходит от самостоятельных NFT-инициатив. Компания фокусируется на интеграции цифрового искусства в более широкие аукционные предложения. Этот шаг предполагает снижение акцента на NFT-специфичных инновациях и более традиционный подход к продажам цифрового искусства.
Представитель Christie’s подчеркнул, что компания продолжит продавать цифровое искусство, включая NFT, в рамках более широкой категории искусства XX и XXI веков. Один специалист по цифровому искусству останется в штате в Нью-Йорке. Это указывает на намерение сохранить присутствие в секторе, но без выделенного департамента и масштабной инфраструктуры.
Переход к новому руководству
Реструктуризация происходила под руководством нового генерального директора Christie’s Бонни Бреннан, вступившей в должность в феврале 2025 года. Решение о переформатировании отдела цифрового искусства отражало более широкую переоценку стратегических приоритетов в условиях изменившихся рыночных реалий.
Изменения в Christie’s происходили на фоне общей волатильности рынка цифровых активов. Несмотря на первоначальный энтузиазм и значительные продажи в пространстве NFT, рынок столкнулся со снижением торговых объёмов и уменьшением интереса к цифровым коллекционным предметам. Этот сдвиг показывал, как традиционные арт-институты адаптировались к развивающимся рыночным условиям для NFT.
Реструктуризация Christie’s совпадала с заключением сделки Sotheby’s с базирующимся в Абу-Даби фондом суверенного благосостояния ADQ на 1 миллиард долларов в ноябре 2024 года. Значительная часть этих инвестиций была использована для погашения части фиксированного долга в 1,65 миллиарда долларов, связанного с аукционным бизнесом Sotheby’s. Франко-израильский телекоммуникационный магнат Патрик Драи приобрёл Sotheby’s за 3,7 миллиарда долларов в 2019 году, доведя общий долг своей компании Altice примерно до 60 миллиардов долларов.
Анализ рыночных трендов
Исследование, проведённое в 2023 году, проанализировало торговлю NFT в крупных аукционных домах за период более двух лет, выявив три фазы в развитии этого рынка. Весна 2021 года ознаменовалась первоначальным взрывом интереса, который быстро перерос в спекулятивную лихорадку. Вторая фаза характеризовалась попытками институционализации рынка с запуском специализированных платформ. Третья фаза, начавшаяся в 2022 году, представляла собой длительный спад и переоценку.
Хотя обширные исследования проводились по торговле NFT на блокчейне, мало работ существовало о торговле NFT в публичных аукционных домах. Успех исторического аукциона Christie’s был уникален тем, что онлайн-площадка аукционного дома не находилась на блокчейне, в отличие от NFT-платформ вроде OpenSea или Nifty Gateway. Это создавало парадоксальную ситуацию, где традиционный институт продавал исключительно цифровые активы, используя привычные механизмы аукциона.
Падение рынка NFT имело последствия не только для самого сектора, но и для более широкого криптовалютного рынка. Снижение торговых объёмов привело к уменьшению общей рыночной активности, результатом чего стало снижение ликвидности. Это затруднило инвесторам покупку и продажу NFT и других цифровых активов.
Перспективы и вызовы
Закрытие отдела цифрового искусства в Christie’s не обязательно означает конец блокчейн-искусства, но подчёркивает сложности поддержания рынка, построенного на ажиотаже, а не на устойчивой культурной ценности. Многие в мире искусства ставят более широкие вопросы: может ли цифровое искусство процветать за пределами спекуляций, или оно останется сноской в истории арт-коммерции — кратким, лихорадочным экспериментом на пересечении технологии и желания.
Несмотря на вызовы, перед рынком NFT всё ещё открываются возможности для роста и инноваций. Технология блокчейна, лежащая в основе NFT, обладает потенциалом революционизировать широкий спектр индустрий — от искусства и музыки до недвижимости и финансов. По мере эволюции технологии вероятно появление новых вариантов использования NFT, что будет стимулировать спрос и увеличивать торговые объёмы.
Ожидается, что нормативно-правовая среда для NFT станет более чёткой в ближайшие годы, поскольку правительства во всём мире работают над установлением руководящих принципов для этого развивающегося класса активов. Эта возросшая ясность может помочь укрепить доверие инвесторов и стимулировать рост рынка NFT.
Решение Christie’s интегрировать цифровое искусство в традиционные категории отражает более прагматичный подход к развивающемуся рынку. Вместо того чтобы поддерживать отдельную, ресурсоёмкую структуру для нишевого сегмента, аукционный дом выбрал стратегию, позволяющую продолжать работу с цифровыми активами, минимизируя при этом операционные издержки.
История с взлётом и падением NFT-отдела Christie’s служит напоминанием о циклической природе арт-рынков и опасностях чрезмерного энтузиазма вокруг новых технологий. То, что начиналось как революционное движение, обещавшее демократизировать мир искусства и дать власть художникам, в конечном счёте столкнулось с реалиями рыночной экономики и изменчивости потребительского интереса.
- Современные тенденции в абстрактной живописи
- Почему пролив Босфор считается стратегической артерией мира
- Современный модернизм
- PAN Amsterdam собрала более 125 арт-дилеров и владельцев галерей
- Еврейский культурный центр на Никитской представляет выставку-продажу картин Николая Васильевича Жукова
- Рынок онлайн-продаж предметов искусства растёт
- Ярмарка искусств «ArtExpoSPb 2015»
Комментирование недоступно Почему?