Возвращение шедевра Карпаччо разделило Италию и Словению читать ~14 мин.
4 сентября 2025 года в словенский город Пиран вернулась работа венецианского мастера эпохи Возрождения Витторе Карпаччо «Мадонна с Младенцем на троне и шесть святых», написанная в 1518 году. Перемещение алтарного образа из Падуи, где он находился более 85 лет, вызвало бурные протесты итальянских политиков и открыло старые исторические раны.
Возвращение произошло всего за несколько дней до официального визита президента Италии Серджо Маттареллы в Словению, который состоялся 10-11 сентября. Министр культуры Словении Аста Вречко назвала это событие результатом «многолетних усилий» и пообещала, что картина скоро будет выставлена “в своём подлинном окружении”.

История создания алтарного образа
Витторе Карпаччо получил заказ на создание алтарного образа для церкви и монастыря Святого Франциска Ассизского в Пиране в 1518 году. Это произведение относится к позднему периоду творчества художника, когда он, работая в Венеции, где доминировал восходящий талант Тициана, направил свою деятельность преимущественно в сторону Истрии и других периферийных центров венецианских владений на материке.
Картина изображает Деву Марию с Младенцем, восседающих на троне в монументальной архитектурной лоджии. Вокруг них симметрично расположены святые: Франциск Ассизский, покровитель церкви и францисканского ордена, Антоний Падуанский и Клара Ассизская, которые подчёркивают францисканскую духовность. Также присутствует святой Георгий в сияющих доспехах, выбранный как защитник Пирана, что отражает давнюю преданность города этому святому.
Композицию отличают баланс и порядок, характерные для венецианских алтарных образов начала XVI века. Детали свидетельствуют об исключительном внимании Карпаччо: тщательно прорисованные ступени, ведущие к трону, классическая ваза, украшенная медальоном римского императора, богато вышитый плащ святого Амвросия и точно спроектированные доспехи святого Георгия. Лирическую ноту добавляет ангел, настраивающий свою лютню.
Связь с местным сообществом
Францисканцы присутствовали в Пиране с начала XIV века и пользовались сильной поддержкой горожан, которые вносили щедрые пожертвования. Эти приношения сделали возможным создание алтарного образа и сопутствующих каменных элементов, вероятно, заказанных к 200-летию основания монастыря. Среди благотворителей наиболее примечательным был цирюльник по имени мастер Юрий, который в 1502 году пожертвовал целых 121 дукат.
Его необычайный вклад, вероятно, объясняет, почему святой Георгий, его тёзка, занимает столь видное положение на картине. Карпаччо, очевидно, проявил особую заботу о Пиране. Произведение было спроектировано так, чтобы органично вписаться в архитектуру церкви и её духовную функцию. Тесная связь между композицией, святым покровителем города и архитектурным окружением подтверждает предположение, что Карпаччо лично посетил Пиран перед началом работы.
Военная эвакуация и хранение в Падуе
Картина была вывезена из Пирана в 1940 году, когда Истрия полностью находилась в границах Италии, и переправлена для сохранности во время Второй мировой войны. Первоначально произведение было помещено на хранение в Виллу Манин, особняк примерно в 20 км к юго-западу от итальянского города Удине, который служил хранилищем для произведений искусства из Фриули-Венеции-Джулии и Истрии.
После капитуляции Италии осенью 1943 года Вилла Манин больше не была безопасной, и произведения искусства стали возвращать их владельцам. Однако связаться с церковью и монастырём в Пиране было невозможно, поскольку монахи были заключены в тюрьму нацистскими силами, оккупировавшими словенские территории, ранее принадлежавшие Италии.
29 октября 1943 года алтарный образ Карпаччо был возвращён и доставлен, по всей вероятности, непосредственно в монастырь Святого Антония в Падуе. Там католические священнослужители предприняли действия по сохранению произведения. Провинциальный министр Андреа Эккер из Падуи попросил Манин сохранить «Мадонну на троне с Младенцем и святыми» Карпаччо в Базилике Святого Антония в Падуе.
Картина оставалась в кладовых монастыря, охраняемая, но невидимая для публики. В 1995 году исследователи, собиравшие произведения для нового музея, посвящённого святому Антонию Падуанскому, Museo Antoniano, заново открыли венецианский шедевр. После обнаружения власти прихода Падуи связались со своими словенскими коллегами, чтобы вернуть произведение на прежнее место.
Реставрация и временная экспозиция
Тем временем алтарный образ был отреставрирован и выставлен на выставке, посвящённой Карпаччо, которая проходила во Дворце дожей в Венеции. Это ещё больше подчеркнуло важность данного произведения для понимания эволюции стиля венецианского мастера. После лет межстранового сотрудничества между министерствами итальянской провинции Святого Антония Падуанского, монахами церкви Святого Франциска в Пиране и правительствами Италии и Словении, шедевр XVI века был в конце концов возвращён в Пиран.
Словенский посол Томаж Кунстель сообщил, что «ключом» к возвращению картины Карпаччо стала «тихая дипломатия». Он подчеркнул, что это первое из нескольких десятков произведений искусства, вывезенных во время Второй мировой войны для защиты, которые ожидают репатриации.
Политическая реакция в Италии
Передача картины столкнулась с жёсткой критикой в Италии как с капитуляцией. Роберто Мениа, сенатор от партии «Братья Италии» Джорджи Мелони и потомок истрийских изгнанников, заявил, что произведение «остаётся частью итальянского наследия», подчеркнув венецианское происхождение Карпаччо. Анна Мария Чизинт, член Европейского парламента от партии «Лига», выразила в письме Маттарелле, что изгнанники испытали “боль и чувство потери”.
Другой депутат от «Братьев Италии», Алессандро Урци, назвал передачу “фундаментально неправильной”. Итальянские политики настаивают, что произведение остаётся частью культурного наследия их страны.
Исторический контекст Истрии
Пиран расположен в Истрии, адриатическом регионе, который исторически находился под итальянским контролем, но теперь разделён между Словенией, Хорватией и Италией. Полуостров Истрия был включён в состав Римской империи в 178 и 177 годах до нашей эры. На протяжении веков территория переходила под контроль различных держав, включая Византийскую империю, Священную Римскую империю, Венецианскую республику и Австрийскую империю.
После Первой мировой войны вместе с Триестом и всей Истрией город был передан Италии. Во время Второй мировой войны ситуация изменилась. С поражением держав Оси и приходом к власти режима Тито Пиран был передан Свободной территории Триест, Зона B, под югославской администрацией.
Город был аннексирован Югославией в 1954 году в соответствии с Лондонским меморандумом, подписанным вместе с Италией. Аннексия к Югославии была окончательно ратифицирована Осимским договором в 1975 году, при этом муниципалитет стал частью Социалистической Республики Словения. С 1991 года Пиран является частью независимой Словении.
Истрийско-далматинский исход
Этот вопрос вызывает исторические болезненные воспоминания. Примерно 350 000 итальянцев покинули Истрию и Далмацию после Второй мировой войны из-за угроз и репрессий в Югославии Тито. Истрийско-далматинский исход был послевоенным исходом и отъездом местных этнических итальянцев, а также этнических словенцев и хорватов из Югославии.
Экономическая нестабильность, этническая ненависть и международный политический контекст, который в конечном итоге привёл к железному занавесу, привели к тому, что до 350 000 человек, в основном итальянцев, решили покинуть Истрию, Далмацию и северную Юлийскую Крайну. Исход происходил между 1943 и 1960 годами, с основными перемещениями в 1943, 1945, 1947 и 1954 годах.
Город Пула пережил массовый исход своего итальянского населения. Между декабрём 1946 года и сентябрём 1947 года Пула почти опустела. Её жители оставили всё, чтобы стать итальянскими гражданами. Из 32 000 человек уехали 28 000. Значительная часть населения Пирана предпочла эмигрировать в Италию или за границу на заключительном этапе истрийско-далматинского исхода, а не оставаться в социалистической Югославии.
В интервью итальянскому журналу Panorama в 1991 году видный югославский политический диссидент Милован Джилас утверждал, что был направлен в Истрию вместе с Эдвардом Карделем в 1946 году для организации антиитальянской пропаганды. Он заявил, что было “необходимо применить все виды давления, чтобы убедить итальянцев уехать”, поскольку они составляли большинство в городских районах.
Судьба Францисканского монастыря в Пиране
Францисканцы начали строительство нынешней церкви Святого Франциска в 1301 году и завершили его в 1318 году. Пиранский монастырь был единственным в Истрии, который продолжал функционировать даже после официальной аннексии бывшей венецианской Истрии Королевством Италия в мае 1806 года, когда серия указов упразднила монастыри миноритов в Милье, Копере, Поречи, Водняне и Пуле.
Монастырь в Пиране принял многих монахов и большую часть движимого наследия из упразднённых истрийских монастырей, особенно из Копера. В Пиране миноритты продолжали выполнять свою миссию вплоть до национализации монастыря в 1954 году, когда помещения были переданы под дом престарелых. В 1992 году было подано заявление о денационализации монастырского комплекса, процесс занял восемь лет. С 1954 по 1990 год он был национализирован, а с денационализацией был возвращён церкви в 1996 году.
Витторе Карпаччо и его место в искусстве Возрождения
Витторе Карпаччо, иногда также называемый Витторио, родился в Венеции около 1460-1465 годов и умер в Копере в 1526 году. Он был одним из величайших венецианских живописцев эпохи Возрождения. Карпаччо был итальянским живописцем венецианской школы, который учился у Джентиле Беллини.
На его творчество в значительной степени повлиял стиль раннего итальянского художника Возрождения Антонелло да Мессина, а также раннее нидерландское искусство. Хотя его часто сравнивали с его наставником Джентиле Беллини, владение перспективой Витторе Карпаччо, точное внимание к архитектурным деталям, темы смерти и использование смелых цветов отличали его от других художников итальянского Возрождения.
Произведения Карпаччо варьировались от отдельных работ, написанных на холсте, до алтарных образов и больших живописных циклов. Несколько алтарных образов, включая «Святой Фома Аквинский на троне» (1507), «Представление Христа в Храме» (1510) и «Мученичество десяти тысяч» (1515), были заказаны церквями в Венеции, в то время как произведения после 1510 года в основном заказывались индивидуальными покровителями в Венеции.
Карпаччо особенно привязан к своему городу, Венеции, прославился своими большими холстами, масштабными работами на холсте, которые в городе на лагуне по соображениям сохранности заменили фрески. На них часто изображались священные истории, особенно святых. Благодаря своим холстам он также считается одним из лучших свидетелей облика Венеции XV века.
Около 1490 года он начал писать цикл сцен из легенды о святой Урсуле для Скуола ди Санта Орсола, ныне находящегося в галереях Академии Венеции. В этих работах он проявился как зрелый художник оригинальности, раскрывающий дар организации, повествовательное мастерство и владение светом.
К 1510 году стиль Карпаччо воспринимался современниками как слишком консервативный, практически не показывавший влияния гуманистических тенденций, которые преобразили живопись итальянского Возрождения в течение его жизни. Он был очень известен своей склонностью очень кропотливо посвящать себя мельчайшим деталям композиции. Его состояние колебалось между небольшим успехом и крупными заказами, вплоть до постепенного упадка и снижения уровня его живописи из-за его убеждения, что он не хочет адаптироваться к новым тенденциям, а хочет оставаться последовательным в своих живописных методах.
Установка картины в церкви
Картина будет размещена в церкви Святого Франциска в Пиране 27 декабря 2025 года после завершения реставрационных работ на главном алтаре церкви. Янез Шабёр, страж монастыря Святого Франциска, назвал возвращение картины после 85 лет признаком хорошего сотрудничества.
В 1787 году произведение было перемещено с главного алтаря в боковой неф, где оно было помещено в новую нишу алтаря. Теперь картина вернётся в своё первоначальное окружение, где она была задумана как неотъемлемая часть архитектурного и духовного пространства.
Значение произведения в истории искусства
Алтарный образ “Мадонна с Младенцем, святые Амвросий, Пётр, Франциск, Антоний, Клара, Георгий и два ангела-музыканта” принадлежит к заключительной фазе творчества Витторе Карпаччо. Предназначенное для алтаря в францисканской церкви в Пиране (скорее всего, главного алтаря), произведение изображает Мадонну с Младенцем в окружении святых Амвросия, Петра, Франциска, Антония, Клары, Георгия и двух ангелов-музыкантов.
На заднем плане находится пейзаж, который точно передаёт облик Пирана XVI века. Двигаясь в рамках композиционной схемы, всё ещё связанной с традицией XV века, Карпаччо удаётся преодолеть её границы благодаря тщательно изученному графическому построению, строгим перспективным балансам, высокоразвитым цветовым полям и изысканным описательным деталям.
Существует несколько примечательных иконографических элементов: реалистичный вид пиранского пейзажа; фигура святого Георгия, святого покровителя города; включение святых Франциска и Антония, чьи лица переданы как настоящие портреты; и присутствие, редкое в области Венето, святого Амвросия, возможно, связанное с религиозными движениями и гетеродоксальными течениями, которые оживляли Истрию в то время.
Перспективы дальнейших репатриаций
Возвращение картины Карпаччо совпало с визитом итальянского президента Серджо Маттареллы в Словению 10-11 сентября, что ещё больше подчёркивает дух сотрудничества между правительствами и религиозными учреждениями двух стран. Словенский посол подчеркнул, что это первое из нескольких десятков произведений искусства, вывезенных во время Второй мировой войны для защиты, которые ожидают репатриации.
В январе 2019 года квалифицированная техническая группа сняла картину Витторе Карпаччо «Мария с Младенцем на троне и шесть святых» со стены. Это было начало процесса, который в конечном итоге привёл к возвращению произведения в Словению.
Вопрос о возвращении произведений искусства из Истрии остаётся чувствительным. В 2002 году, когда Витторио Згарби, заместитель секретаря культурного наследия, извлёк из забвения в подвале Палаццо Венеция десятки картин, особенно портретов, созданных между XV и XVIII веками венецианскими живописцами, включая Паоло Венециано, Альвизе Виварини, Алессандро Альгарди, Джамбаттиста Тьеполо, Витторе и Бенедетто Карпаччо, он приказал их отреставрировать и выставить в Триесте. Словения потребовала их возвращения.
Реакция культурного сообщества
Возвращение алтарного образа стало важным событием для культурного наследия обеих стран. Произведение – больше, чем просто картину. Это тщательно продуманное пространственное вмешательство, объединяющее теологический символизм и местную идентичность.
Истрийское художественное наследие тесно связано с венецианской традицией, но имеет свои уникальные особенности. Присутствие святого Амвросия в алтарном образе, редкое в области Венето, возможно, связано с религиозными движениями и гетеродоксальными течениями, которые оживляли Истрию в начале XVI века.
Композиция отмечена балансом и порядком, характерными для венецианских алтарных образов начала XVI века. Детали свидетельствуют об исключительном внимании Карпаччо: тщательно прорисованные ступени, ведущие к трону, классическая ваза all’antica, украшенная медальоном римского императора, богато вышитый плащ святого Амвросия и точно спроектированные доспехи святого Георгия.
Сохранение культурного наследия во время войны
История эвакуации произведений искусства из Истрии во время Второй мировой войны – важный пример усилий по сохранению культурного наследия в условиях конфликта. Уже в 1934 году высоко секретный циркуляр Министерства национального образования показал, что Италия готовилась к войне.
Фаусто Франко, глава «людей памятников», которые спасли художественное наследие, когда немцы стали хозяевами Adriatische Künstenland в 1943 году, продолжил работу по защите. Когда пришли немцы, они вернули некоторые произведения их владельцам, переместили другие в Сан-Даниэле, Чивидале и другие места во Фриули и сопротивлялись нацистам с помощью бюрократии.
Вилла Манин нашла новую функцию между 1940 и 1943 годами во время Второй мировой войны: её изолированное расположение и большие комнаты побудили Управление выбрать её в качестве места для временного хранения произведений искусства из Фриули и Истрии. Позже вилла была оккупирована немецкими войсками.
Современное состояние памятника
Францисканская церковь и монастырь Святого Франциска в Пиране представляют собой важный архитектурный комплекс. Церковь святой Екатерины Сиенской уже была построена в 1301 году, когда начали строить близлежащую монастырскую церковь Святого Франциска Ассизского.
Историографы монастыря написали, что Джузеппе Тартини получил своё первое музыкальное образование в монастыре, где его родители наняли комнату после 1700 года. При 300-летии со дня рождения Джузеппе Тартини в архивах монастыря были найдены чертёжи старых надгробий, включая принадлежавшее семье Тартини.
Атриум монастыря на протяжении десятилетий был местом проведения музыкальных вечеров Пирана. Ведущий к клуатру расположен полуарочный портал, украшенный богато резными колоннами, несущий архитрав с надписью и гербами.
Заключительные приготовления к установке
Институт охраны культурного наследия Словении проводил необходимые работы по подготовке к возвращению алтарного образа. Квалифицированная техническая группа работала над консервацией и реставрацией произведения.
Картина будет размещена в церкви Святого Франциска в Пиране 27 декабря 2025 года после завершения реставрационных работ на главном алтаре церкви. Это позволит произведению вернуться в его первоначальное архитектурное окружение, где оно будет интегрировано с духовной функцией церкви.
Возвращение «Мадонны с Младенцем на троне и шесть святых» Витторе Карпаччо в Пиран завершает более чем 85-летний период, в течение которого произведение находилось вне своего первоначального контекста. Событие демонстрирует возможность культурного сотрудничества между странами даже при наличии сложных исторических отношений. Однако политическая реакция в Италии показывает, что вопросы культурного наследия Истрии продолжают затрагивать глубокие эмоциональные и исторические раны.
- Пазлы онлайн, бесплатно, 170 тысяч картин
- Бесплатные онлайн-фильмы
- На аукцион выставлена прижизненная коллекция изданий Пушкина
- Министр культуры Великобритании Эд Вайзи запретил экспорт картины Клода Лоррена
- Продолжается регистрация участников Библионочи 2015
- Юбилей Сергея Рахманинова: от Якутска до Калининграда
Комментирование недоступно Почему?