Акриловая живопись:
история, техника, преимущества акрила читать ~4 мин.
Акриловые краски, появившиеся в 1940-х годах, быстро завоевали популярность у многих современных художников благодаря своей долговечности и быстрому высыханию. Масляные краски, хотя и остаются доминирующим материалом, могут создавать определённые неудобства для профессиональных художников. Процесс высыхания масляных красок весьма продолжителен: музейные кураторы считают, что картина не является полностью сухой на протяжении как минимум 50 лет.
Акриловая краска не только быстро сохнет, но и чрезвычайно универсальна. Её можно использовать для создания произведений в различных стилях изобразительного искусства. Подобно акварели, акрил можно наносить тончайшими лессировками, а подобно маслу — густыми, пастозными мазками или даже непосредственно из тюбика. Благодаря улучшению качества и расширению палитры пигментов современные акриловые краски позволяют добиться большей насыщенности и глубины тона. Наконец, в отличие от масляных красок, акрил не растрескивается со временем, а в отличие от акварели — не выцветает.
Акриловые краски обычно наносят на холст или бумагу. Однако, поскольку они хорошо ложатся практически на любую обезжиренную поверхность, их также можно использовать для росписи по дереву, камню, стеклу или ткани. Акрил применяется и в дизайне ногтей — см. нейл-арт. Большинство художников, работающих с акрилом, предпочитают синтетические кисти, созданные специально для этого вида красок. Это связано с тем, что акрил высыхает быстро и необратимо, из-за чего легко может повредить кисти из натурального ворса. По этой же причине некоторые мастера используют бумажные или другие одноразовые палитры, так как засохшую краску с них очень трудно удалить.
Одним из недостатков акрила как материала для изобразительного искусства некоторые считают его глянцевый блеск после высыхания. Производители постоянно работают над созданием матовых или сатиновых акриловых красок, которые могли бы удовлетворить запросы художников, предпочитающих менее блестящую поверхность. Если производителям удастся решить эту проблему полностью, акриловые краски могут потеснить масло с позиции основного материала для художников.
Дополнительным преимуществом акриловых красок является возможность использования различных медиумов и разбавителей, которые позволяют изменять консистенцию, прозрачность и время высыхания краски. Например, добавление гелевых медиумов позволяет создавать объёмные фактуры, имитирующие масляную живопись, а замедлители высыхания дают больше времени для смешивания цветов непосредственно на холсте. Это предоставляет художникам широкие возможности для экспериментов с техникой и стилем.
Акриловые работы после высыхания образуют прочное водостойкое покрытие, которое не требует дополнительного защитного слоя, как это часто бывает с акварелью или гуашью. Тем не менее, для дополнительной защиты от пыли, ультрафиолетового излучения и механических повреждений акриловые картины могут быть покрыты специальными акриловыми лаками. Это обеспечивает долговечность произведений искусства и сохранение яркости цветов на протяжении многих лет.
История акриловой краски
Акриловая смола была впервые синтезирована немецким химиком Отто Рёмом (Otto Röhm) в 1901 году. Он запатентовал акриловые полимеры в качестве связующих веществ для красок. Позднее, в 1950-х годах, на основе этого изобретения компания Bocour Artists Colors, Inc. создала первые художественные акриловые краски, получившие название Magna. Эти краски были на основе скипидара, что позволяло смешивать их с масляными красками.
Появление нового материала подтолкнуло к экспериментам таких художников, как колорист Кеннет Ноланд, выдающийся американский художник российского происхождения Марк Ротко (Mark Rothko), абстрактный экспрессионист Барнетт Ньюман и поп-художник Рой Лихтенштейн. Эти мастера оценили преимущества акрила, такие как быстрое высыхание и возможность создавать как тонкие лессировки, так и плотные, объёмные мазки, что открывало новые горизонты в живописи.
Появление в 1950-х и 1960-х годах акриловых красок на водной основе (например, Liquitex) привлекло к ним внимание и других известных художников. С новым материалом начали работать такие мастера, как художник поп-арта Энди Уорхол, абстрактные экспрессионисты Марк Ротко и Роберт Мазервелл, представительница оп-арта Бриджит Райли, а также британский художник и один из лидеров поп-арта Дэвид Хокни. Эти художники активно использовали акрил для создания смелых и ярких работ, что способствовало дальнейшему распространению этого материала в мире искусства.
Подробную информацию о цветных пигментах, оттенках и других красителях, которые веками использовались в красках, можно найти в статье: Цвет в живописи.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?