Аксумское царство читать ~8 мин.
Аксумское царство существовало на северо-востоке Африканского Рога почти тысячу лет. В греческом «Перипле Эритрейского моря» I века н.э. Аксум упоминается как один из важнейших торговых центров, а персидский пророк Мани в III веке ставил его в один ряд с Римом, Персией и Китаем. Государство опиралось на выгодное положение у Красного моря, обладало богатыми почвами нагорья и рано создало собственную денежную систему, что обеспечило ему устойчивое место в мировой позднеантичной экономике.
Географическое положение и природные ресурсы
Столица царства, город Аксум, располагалась на высоте около 2100 м над уровнем моря, где обилие базальта соседствовало с плодородными, хорошо дренированными почвами. Террасное земледелие позволяло выращивать тефф, ячмень, бобовые и лён даже на крутых склонах. В соседних долинах паслись крупные стада зебу, коз и овец, а лесистые ущелья давали строительную древесину и мёд. Порт Адулис, расположенный в заливе Зула, служил морскими воротами, связывая внутренние территории с Египтом, Сирией, Южной Аравией и Индией. Месторождения золота в верховьях реки Такказе, залежи железной руды и запасы обсидиана формировали сырьевую базу экспорта.
Происхождение и ранние этапы развития
Археологические находки в Йеха и Бета-Самати фиксируют присутствие сабейских поселенцев уже в VIII – VII вв. до н.э. Их южноаравийская письменность, культ бога Алмакаха и техника сухой каменной кладки были восприняты местными племенами царства Даамат. К I веку н.э. произошла консолидация этих протогосударственных образований в царство Аксум, имя его первого известного царя — Зоскалеса — сохранилось в «Перипле Эритрейского моря». Эллинистическое влияние проявилось в переходе на греческий язык для международной переписки и в заимствовании монетных стандартов римского денария.
Административные и политические институты
Во главе государства стоял правитель, носивший титул «негус» («царь»), а иногда и высший титул «нгуса нагаста» («царь царей»). При дворе действовал совет старейшин и жреческая коллегия. В IV веке возник институт христианского абуны (епископа), который назначался из Александрии. Территория делилась на «куэт-гарбы» (низовья) и «куэт-дыхры» (нагорья); каждым регионом управлял «сеум» — военачальник с гражданскими функциями. Вассальные князья в Нубии, землях блеммиев и Химьяре платили дань золотом, слоновой костью либо боевыми слонами.
Экономика, земледелие и торговля
Аксум сочетал плужное земледелие на горных террасах с орошаемыми огородами вокруг сезонных водохранилищ — «коламбов». Система дамб у Кохайто позволяла запасать талые воды и перераспределять их во время сухого сезона. На саваннах западнее Такказе процветало скотоводство: разводили рогатый скот, верблюдов и ослов. Через Адулис вывозили слоновую кость, шкуры леопардов, благовония, рабов и зерна чёрного перца, а ввозили вино, оловянную посуду и лён. Аксумские мореходы освоили муссонную навигацию: весной корабли шли к Малабарскому берегу, а осенью возвращались с попутным ветром. Перевалочная торговля дала царству возможность чеканить собственное золото, поддерживая вес монеты в 2,7 г при чистоте около 90%.
Монеты и фискальная политика
Первые золотые монеты были отчеканены при царе Эндубисе около 270 года. На аверсе изображался профиль правителя в диадеме, а на реверсе — второй его профиль, обрамлённый колосьями пшеницы. Композицию венчал полумесяц с диском, символизировавший дохристианские верования. При царе Эзане эти символы сменил крест, отражая принятие христианства. Серебряные и медные монеты служили для расчётов на внутреннем рынке: за зерно, соль, право выпаса скота. Номиналы различались по толщине диска, а не по диаметру — так металл расходовался экономнее. Монеты служили и средством пропаганды: надписи на геэзе и греческом подчёркивали двуязычие элиты.
Военное дело и внешние кампании
Пехота формировалась из свободных общинников, а конница — из знати, владевшей породистыми лошадьми из Нубии. На флангах сражений часто действовали боевые слоны, что пугало арабскую кавалерию. В 330-х годах Эзана разгромил царство Куш и присоединил северную Нубию. В 525 году царь Калеб при поддержке византийского флота высадил 60-тысячный корпус в Йемене, сверг иудейского царя Зу Нуваса и поставил христианского наместника. Так Аксум стал контролировать обе стороны Баб-эль-Мандебского пролива, превратив Красное море во внутренний торговый коридор.
Социальная структура и повседневная жизнь
Общество имело иерархическую структуру. Высший слой составляла знать и жречество, ниже располагались свободные землевладельцы и ремесленники, затем — зависимые общинники, а на низшей ступени находились рабы, занятые в домашнем хозяйстве или на шахтах. Городская элита жила в многоэтажных каменных домах с плоскими крышами, украшенных резными деревянными балками, известными как «головы обезьян». В деревнях преобладали круглые хижины «тукули» из трамбованной глины с конической соломенной кровлей. Пищевой рацион включал кислый хлеб «ынджера» из теффа, густые соусы «вот», мёд и ферментированный напиток «тедж». Погребения элиты отмечались стелами высотой до 33 м, а простолюдинов хоронили в каменных гробницах, похожих на дольмены.
Языки, письменность и образование
До IV века официальные надписи делались с использованием южноаравийской графики, после чего был кодифицирован алфавит геэз, ставший сакральным языком церкви. Греческий оставался языком международного общения портовых купцов, а в горных долинах звучали кушитские и нило-сахарские диалекты. Школы при монастырях обучали чтению псалмов, счёту и копированию рукописей. Перевод Библии на геэз, выполненный, по преданию, «Девятью Святыми», дал толчок созданию национальной книжной традиции.
Религиозные изменения и роль христианства
Ранние аксумиты поклонялись триаде божеств, куда входили Астар (богиня-мать), бог-воитель Махрем и верховный бог Алмаках. Их имена встречаются на вотивных тронах. Царь Эзана, по преданию, убеждённый сирийским миссионером Фрументием, принял крещение около 333 года. Христианство монофизитского толка быстро стало государственной верой: кресты появились на монетах, а подземные гробницы сменились базиликами.
История обращения Аксума имеет легендарное основание. Согласно традиции, философ Меропий из Тира отправился в Индию с двумя юными родственниками, Фрументием и Эдесием. На обратном пути их корабль потерпел крушение у берегов Африки, и выжили только юноши. Их доставили ко двору аксумского царя, где они заслужили доверие и высокие посты. После смерти царя Фрументий стал наставником наследника — молодого Эзаны. Получив свободу, он отправился в Александрию, где убедил патриарха Афанасия рукоположить его в епископы для Аксума. Вернувшись, Фрументий крестил Эзану и положил начало Эфиопской церкви.
При царе Калебе церковь обрела прочную имущественную базу: ей передавали террасные виноградники, стада и соляные копи. Паломники стекались к собору Марии Сионской в Аксуме, где, по местному преданию, хранился Ковчег Завета.
Архитектурные памятники и материальная культура
Каменные дворцы, такие как Такха-Марьям и Энда-Микаэль, возводились на ступенчатых платформах, соединённых лестницами. Стены выкладывали ярусами: ряды камня чередовались с деревянными прокладками, выступы которых создавали характерный узор. Самые высокие стелы имитировали многоэтажные сооружения с резными «окнами» и «дверями», отражая модель царского дома в загробном мире. Металлурги Аксума плавили железо в шахтных печах, лили бронзовые лампы и чеканили золотые оклады для икон. Ткачи создавали многоцветные шали «шамма» с геометрическими бордюрами, а керамисты обжигали тонкостенные кубки с налепным орнаментом.
Искусство, музыка и литература
На фресках ранних церквей преобладают красный и охристый фон, а контуры фигур выполнены сажей. Иконография сочетает коптские каноны с местными мотивами: архангел мог быть изображён со страусовыми перьями, а святой Георгий — на фоне саванн. Литургическое пение сопровождалось игрой на лирах «бэгэнна» и арфах «кырар», а ритм задавали бронзовые систры. Национальный эпос «Кебра Негаст» («Слава Царей»), записанный уже в XIV веке, но основанный на более ранних преданиях, повествовал о происхождении правящей династии от царя Соломона и царицы Савской, утверждая легитимность элиты.
Научные знания и агротехнические новации
Землемеры вычисляли объём террас по геометрическим секциям, используя трёхгранные мерные шесты. Системы каналов со каменными шлюзами, остатки которых видны у Кохайто, снабжали поля влагой даже во время засухи. Астрономы фиксировали смену муссонов по гелиакальному восходу Бетельгейзе, что позволяло корректировать расписание морских караванов. В медицине применяли отвары мирры и других целебных растений, а также использовали конечности животных, например гиен, в ритуальных и лечебных практиках.
Упадок и трансформация
С VII века арабские завоевания перенаправили торговые пути в Персидский залив, оставив Адулис в стороне. Новые порты в Хиджазе лишили Аксум таможенных поступлений, а засоление почв и эрозия террас усугубили продовольственный кризис. Набеги племён беджа с севера и агау с юга заставили двор переместиться во внутренние области, в регион Ласта. К середине X века последнего аксумского негуса Дыль-Нэада свергла, по преданию, царица Гудит. Памятники сакральной архитектуры пережили катаклизмы, а традиция монархии Соломонидов возродилась в XIII веке. Однако её столицы долгое время не имели постоянного местоположения, а Гондэр стал центром государства лишь в XVII веке.
Наследие царства в истории Эфиопии и мира
Аксум оставил многослойное наследие: язык геэз остаётся богослужебным языком Эфиопской церкви, стелы — символом национальной идентичности, а доктрина о божественном праве негуса на престол определяла политическую культуру страны вплоть до ХХ века. В мировом контексте царство стало первым государством к югу от Сахары, чеканившим золотые монеты и принявшим христианство как государственную религию. Его опыт террасного земледелия и многоязычной бюрократии показывает, как высокогорная цивилизация могла интегрировать морскую торговлю, степное скотоводство и трансконтинентальные религиозные связи. Царство, возникшее на перекрёстке Африки и Аравии, создало уникальную модель раннесредневековой государственности, оставив глубокий след в истории мировой культуры.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?