Этрусское искусство читать ~31 мин.
Этруски – народ, живший в Этрурии в Италии во время бронзового и железного веков. Этрусская цивилизация и культура достигла своего пика в шестом веке до нашей эры, когда их города-государства контролировали центральную Италию. На искусство этрусков сильно повлияли их торговые отношения с Грецией, хотя (как и египтяне, но в отличие от греков) они верили в загробную жизнь. Это привело к тому, что многие этрусские художники и скульпторы нанимались знатью, которая заказывала росписи гробниц (например, «Гробница леопардов» ок. 480 г. до н.э.) и иногда богато украшенный саркофаг (например, «Саркофаг деи Спози» ок. 550 г. до н.э.), чтобы отпраздновать свой переход в загробную жизнь.
Этруски были также известны своими фигурными скульптурами из камня, терракоты, такими как «Аполлон из Вело» (ок. 500 г. до н.э.), а также бронзовыми скульптурами, такими как «Капитолийский волк» (ок. 500 г. до н.э.), «Колесница» (ок. 550-525 гг. до н.э.) и «Химера из Ареццо» (ок. 450 г. до н.э.).
Для богатых этрусков искусство стало неотъемлемой частью повседневной жизни. Реконструкция этрусской виллы седьмого века в Мурло выявила большие расписные терракотовые панели, украшавшие входы, а также ряд фресковых настенных росписей. Этрусские картины и фрески часто передают чёткое ощущение радости жизни, в виде танцующих пар или других человеческих фигур, выглядящих сильными, здоровыми и полными жизни. В этом смысле этрусское искусство передавало человеческие эмоции гораздо лучше, чем более стилизованное греческое искусство.
Этрурия была также известна своими ювелирами: их мастерство работы с золотом высоко ценилось в Италии и Греции в первом тысячелетии до нашей эры. В качестве примера можно привести значительный тайник с золотыми украшениями в гробнице Реголини Галасси, Черветери, которая была обнаружена в XIX веке.
Этрусская цивилизация оказала сильное влияние на другие культурные события на протяжении всей античности, в частности на раннюю кельтскую культуру, такую как гальштатский стиль и латенский стиль кельтского искусства.
К сожалению, начиная с 396 г. до н.э. этрусские города-государства были побеждены Римом и поглощены Римской империей. В ходе этого процесса многие этрусские картины и скульптуры были уничтожены, а ценные бронзовые изделия переплавлены для изготовления бронзовых монет – обычное явление в истории искусства того времени. А местное искусство было поглощено римским искусством. В результате этрусское художественное наследие сравнительно невелико. Коллекции можно увидеть в Национальном этрусском музее и Национальном археологическом музее Флоренции, а также в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, основанном коллекционером искусства Джей Полом Гетти (1892-1976).
Этруски населяли область Италии, ограниченную на севере долиной реки Арно, на востоке и юге Тибром, а на западе Тирренским морем. В древности эта область называлась Этрурия, здесь были большие леса и богатый потенциал для сельского хозяйства и добычи полезных ископаемых. Этническая и языковая принадлежность этрусков неясна.
Согласно известной в античности традиции, они мигрировали из западной части Малой Азии примерно в 12 веке до нашей эры. На сегодняшний день нет достоверных археологических данных, подтверждающих эту историю, но этрусский язык похож на диалект, на котором когда-то говорили на эгейском острове Лемнос. Оба языка могут быть остатками древнего средиземноморского языка, или этруски могли принести свой язык в Италию в ранние времена.
Культура Вилланована: Предтеча этрусской цивилизации
Археологи называют культуру железного века древней Этрурии «виллановской», оставляя название «этрусская» для периода после ок. 700 г. до н.э.. Эта номенклатура подчёркивает теорию, до сих пор поддерживаемую некоторыми учёными, согласно которой этруски появились в Италии только в это время. Однако сильная преемственность связывает VIII и VII века в регионе, и культура Вилланована теперь обычно рассматривается как истинная предшественница этрусской цивилизации, хотя в это время в Этрурии произошли глубокие изменения.
Финикийские и греческие купцы и колонисты стали активно действовать в западном Средиземноморье в геометрический период и установили контакт с жителями Вилланована к 800 г. до н.э. После этого финикийские и греческие купцы и колонисты стали активно действовать в западном Средиземноморье в геометрический период. После этого виллановцы и их преемники, этруски, были постепенно втянуты в основное русло средиземноморской культуры. Греки основали свою первую колонию в Италии на острове Искья до 750 года до н.э., а к 600 году до н.э. цепь греческих колоний протянулась вдоль побережья южной Италии от Неаполя до Таранто и вокруг восточного побережья Сицилии. Финикийцы удерживали западную оконечность острова, напротив Карфагена в Африке, и имели колонии на Сардинии.
Греческие и римские авторы упоминают некоторые ранние события в центральной Италии, но этруски появляются в истории только в 6 веке до нашей эры. К тому времени выкристаллизовалась политическая система городов-государств с социальной и религиозной структурой, знакомой нам по более поздним векам. Этрусские цари правили Римом; этруски основали колонии в Кампании, нижней части долины реки По и на Корсике. Это был период их наибольшего могущества, но в конце VI – начале V веков они были изгнаны из Рима и потерпели поражение на море и на суше от своих греческих соседей.
В течение 5 и 4 веков до н.э. греческие флоты время от времени грабили этрусские прибрежные поселения. К югу от Этрурии набирала силу молодая Римская республика, а к северу галлы обосновались в долине По и периодически совершали набеги к югу от Апеннин.Окружённые этими опасностями, этрусские города-государства не смогли эффективно объединиться. Вейи и другие города вели периодические, но ожесточённые войны с Римом, и к 280 году до н.э. все они, вероятно, были вассальными союзниками Римской республики.
После этого этруски продолжали пользоваться некоторым местным самоуправлением, но постепенно они были ассимилированы в римский мир. В 89 году до н.э. им было предоставлено римское гражданство. К концу I века до н.э. их язык вышел из употребления, а их культура слилась с культурой императорского Рима.
Этрусские города-государства, традиционно насчитывавшие 12 городов, были автономны. Они образовывали свободную конфедерацию, объединённую общим языком и религией (всегда имевшей большое влияние в Этрурии), но часто преследовавшую свои собственные интересы. В ранние времена городами управляли короли, но к V веку до н.э. власть перешла к богатому и исключительному классу знати. Эта политическая и социальная структура оказала глубокое влияние на развитие искусства в Этрурии и на тип сохранившихся свидетельств.
Индивидуальность городов-государств породила увлекательную дивергенцию местных форм искусства. Знатные люди были талантливыми покровителями искусства, и обычай предписывал помещать мужчин и женщин из великих семей в прекрасные гробницы, окружённые ценными вещами, некоторые из которых дошли до нас.
Роль гробницы и загробной жизни в этрусском искусстве
Одной из важнейших особенностей этой цивилизации было то, что ведущую роль в ней играли религиозные сомнения и забота о загробной жизни: Их боги были таинственными и загадочными, а люди испытывали глубокий страх перед судьбой, ожидающей их после смерти. Похоже, что идея смерти постоянно присутствовала в сознании этрусков. В этом контексте понятно, что их искусство было в первую очередь искусством гробницы.
Необходимо было обеспечить своего рода магическое выживание для умерших в их последнем пристанище, а затем, согласно более поздним верованиям, в теневом мире Аида. Этот погребальный культ соблюдался с мельчайшим вниманием к деталям, и само этрусское искусство, похоже, не имело другой цели. (См. также: Эгейское искусство (2600-1100 гг. до н.э.), в частности, минойское и микенское искусство и их погребальная культура).
Портрет увековечивал черты умершего человека и таким образом избавлял его от сил тьмы. Здесь кроется причина создания и постоянной популярности тосканского портрета, из которого, в свою очередь, должен был возникнуть римский портрет. На погребальной урне из Чиузи мы видим, что в более ранний период на сосуд прикреплялась точная копия лица умершего в виде бронзовой маски. Позже голова была вырезана и заняла место крышки урны. В конце концов это разнородное творение уступило место настоящей статуе.
Подобным образом фрески, покрывавшие влажные стены тосканских гипогеев (подземных погребальных камер), важны как религиозные символы. Они изображают погребальные пиры; они также изображают занятия и удовольствия его земной жизни, и, прежде всего, они придают конкретную форму его жизни в следующем мире. Это проясняет кажущееся противоречие между погребальным искусством, пронизанным пылким и энергичным чувством жизни.
Для мистических душ этрусков жизнь этого мира была лишь предвестием более значительной и бесконечно более постоянной судьбы, ожидающей их после смерти. Поэтому они уделяли меньше внимания украшению своих городов, чем своим гробницам, построенным из цельного камня или выдолбленным из того же материала – жилищам, призванным противостоять натиску времени. В некрополях Тарквинии и Черветери, виртуальных городах мёртвых, обстановка и сам ритм этрусской жизни удивительным образом становятся для нас реальностью.
Этрусские художественные стили
Виллановы были способными ремесленниками, украшавшими свою керамику и бронзу геометрическими узорами и иногда примитивными изобразительными сценами. В 8 веке до н.э. они начали копировать товары, полученные от финикийских и греческих купцов, но традиционные италийские формы оставались доминирующими до ок. 700 г. до н.э.
В последующие 100 лет этруски достигли нового процветания, основанного на экспорте металлической руды. Поскольку греческое искусство находилось под влиянием высоких культур восточного Средиземноморья, греческие товары в ориенталистском стиле попадали в Этрурию вместе с экзотическими предметами из Малой Азии, финикийских городов, Кипра и Египта. Эти импортные товары были имитированы в Этрурии, а мастера преуспели в производстве декоративных предметов в стиле ориентализма (ок. 700-600 гг. до н.э.) для своих княжеских покровителей.
Греческое вдохновение преобладало в Этрурии в период архаического стиля (ок. 600-475 гг. до н.э.); коринфский, ионический и аттический стили в свою очередь доминировали над вкусом этрусских городов-государств, где местные художественные стили были теперь очень индивидуальны. Было введено градостроительство, монументальная архитектура, крупномасштабная скульптура и живопись прочно утвердились в качестве основных видов искусства. Буйство архаического стиля отражает уверенность в себе этрусков, которые теперь находились на пике своего могущества.
Когда греки одержали победу в Персидской войне, в Греции появился классический стиль. К этому времени этрусская цивилизация уже начала приходить в упадок; произошёл спад в торговле с Грецией, и этруски медленно принимали классический стиль (ок. 475-300 гг. до н.э.). Архаические формы сохранились, и этрусские художники были сдержанны в принятии сурового, идеализирующего стиля греческого раннеклассического искусства. Этруски более полно откликнулись на менее строгую манеру позднеклассического стиля, и в 4 веке до н.э. в Этрурии наблюдалось спорадическое возрождение.
После смерти Александра (323 г. до н.э.) греческий мир распространился по восточному Средиземноморью и развил элегантный эллинистический стиль (ок. 300-1-й век до н.э.), который стремился к выражению эмоций и подчёркивал драматический момент.Рим стал столицей средиземноморского мира и вносил все больший вклад в эллинистическую культуру. Этруски, уже не являясь политически независимыми, переняли этот стиль, но сохранили некоторые региональные особенности.
На протяжении семи веков своего индивидуального художественного творчества этруски зависели от иностранного вдохновения, главным образом от греков. Поэтому основные стили Этрурии называются теми же именами, что и стили Греции. Но если греческие стили развивались органично, отражая исторический, социальный и интеллектуальный фон, то этруски принимали внешние формы, не всегда усваивая внутреннее содержание.
В истории искусства трудно найти параллель последовательному заимствованию этрусками греческих стилей, однако они не были поверхностными подражателями. Они были чувствительны к красоте греческого изобразительного искусства и проявили себя самыми искусными мастерами. Они использовали греческие формы искусства, стили, темы и даже детали, но всегда избирательно, адаптируя их к этрусским традициям, чтобы выразить этрусский вкус, часто в идиоме одного города-государства.
Этрусская архитектура
Этруски переняли сетчатый план улиц, который использовался в греческих колониальных поселениях в Италии, но идеальное градостроительство было трудно навязать более старым городам Этрурии, которые выросли из деревень Вилланова. Примером идеального плана является колониальный город Марзаботто, недалеко от Болоньи, основанный в конце 6 века до нашей эры. Главная улица шла на север и юг и пересекалась под прямым углом тремя улицами такой же ширины, по бокам которых проходили стоки. Сетка более мелких улиц разделяла остальную часть города. Здания для религиозных обрядов венчали вершину близлежащего холма, а кладбища находились за пределами жилой зоны – этрусский обычай.
На протяжении всей своей истории этруски были глубоко озабочены загробной жизнью. Многие из их кладбищ были настоящими городами мёртвых. Гробницы различаются от места к месту и от века к веку, во многом в зависимости от того, ингумация или кремация преобладали в качестве местного погребального обряда.
Некоторые гробницы представляют собой вырубленные в скале камеры, к которым ведут ступени с уровня земли или вход через дверной проем с архитектурным фасадом, высеченным в скале. Другие были построены из каменных блоков, либо стоящих над землёй, либо частично погребённых, как, например, большие тумули, чьи лепные барабаны были вырублены в скале и имели каменную кладку. Каменная кладка использовалась в ранние времена для ложных сводов, ложных арок и ложных куполов, а настоящие бочкообразные своды были построены в эллинистический период.
Ранние каменные городские стены состояли из квадратных блоков, уложенных на регулярных курсах; более поздние стены были построены многоугольным способом. На эллинистических рельефах изображены городские стены с башенками, замками и арочными воротами. Такие ворота, иногда украшенные рельефными человеческими головами, и участки больших городских стен очень часто являются самыми внушительными памятниками на этрусских городищах.
О внешнем облике домов известно немного, хотя фасады гробниц и изображения, особенно на ларцах, предположительно отражают их внешний вид. Примеры показывают фасады с крыльцом и колоннами и указывают на наличие верхнего этажа. На ларце для погребений в Археологическом музее Флоренции изображён каменный дом с прекрасной кладкой и арочными дверными проёмами, по бокам которых стоят пилястры.
Больше известно о планах этрусских домов. Виллановцы жили в хижинах, часто овальной формы. В Марцаботто дома были расположены по прямоугольной схеме, но не имели единого плана, хотя в некоторых из них комнаты группировались вокруг центрального двора с проходом, ведущим с улицы.
Современные гробницы VI века повторяют более сложный план дома с входным коридором, фланкированным комнатами по обе стороны, и центральным залом, который открывался в три задние комнаты. Более поздние гробницы иногда имеют комнаты по обе стороны от зала, что напоминает дома в Помпеях. Есть также свидетельства того, что зал или атриум иногда имел отверстие в небо, что было известно в эллинистический период и ассоциировалось с этрусками в античности.
Многие внутренние бытовые особенности представлены в гробницах, которые часто окрашены в яркие цвета. Балки поддерживаются колоннами с капителями в дорическом или иногда эолийском стиле, а некоторые потолки – кессонные. Дверные проёмы имеют тяжёлые перемычки и наклонные косяки, некоторые двери имеют прочные рамы с металлическими шпильками и ручками, а окна прямоугольные или арочные.
Этрусское храмовое искусство
Этрусская храмовая архитектура была связана с греческими формами, которые этруски изменили, главным образом в использовании материалов и плане местности, в соответствии со своими религиозными потребностями. (См. также: Римская архитектура) Этруски, как правило, использовали камень только для основания или подиума храма. Стены были из необожжённого кирпича, покрытые штукатуркой, а колонны и балки – из дерева, которого было много в Этрурии. Открытые деревянные элементы надстройки были защищены терракотовыми дощечками. Вместе с каменной надстройкой храмовые терракоты часто сохранились как лучшее свидетельство первоначального облика этрусских зданий.
В отличие от греческих форм, подиум идеального этрусского храма был почти квадратным и к нему вела лестница только с передней части. Передняя половина храма представляла собой глубокий портик с двумя линиями четырёх колонн. Сзади находились три комнаты или целлы, двери которых выходили в пространство между колоннами.
В альтернативном варианте одна целла располагалась между двумя крыльями, открытыми спереди. Колонны были традиционно сделаны из дерева, без флейт; капители имели круглые подушки и квадратные абаки, напоминая дорический ордер. Большие деревянные балки и нависающие карнизы придавали тосканским храмам тяжеловесный вид. Это подчёркивалось яркими терракотовыми украшениями. Горизонтальные балки были покрыты терракотовыми плитами, часто с повторяющимися узорами в барельефе, а концы столбов конька и балок крыши были увенчаны дощечками, иногда украшенными [высоким рельефом](/pedia/sculpture--relief/). Крыши были черепичными. На фронтоне или вдоль конька могли быть установлены статуи или акротерии, но в отличие от греков этруски оставляли фронтон открытым, не заполняя его скульптурой до эллинистических времен.
Этруски также строили храмы с одной целлой и двумя колоннами; модели и фасады гробниц показывают, что использовались рифлёные колонны и ионические капители. О других общественных зданиях в Этрурии известно немного, хотя сохранились примеры каменных платформ с изящной лепниной, вероятно, для принятия эгиды, а также модели аркад и отдельно стоящих башен. Ранние мосты были построены из дерева на каменном фундаменте, а арочные каменные мосты были построены в эллинистические времена.
Этрусская скульптура: Рельефы, статуи
Вилланованы делали модели знакомых предметов и примитивные статуэтки из глины и бронзы. Их человеческие фигуры имеют большие головы с плохо очерченными чертами лица и тонкие, раздвоенные конечности, а их оживлённые животные иногда напоминают греческие геометрические типы.
В период ориентализации в Этрурию попали предметы из глазурованной керамики, слоновой кости, драгоценных металлов, бронзы и керамики из восточного Средиземноморья и Греции. Некоторые из этих импортированных изделий были вырезаны или смоделированы в круглой форме, другие были украшены барельефом. Этрусские мастера с энтузиазмом подражали им, изготавливая богато украшенные предметы для личного и домашнего пользования. На них изображались чудовища, странные мужчины и задрапированные женские фигуры, обычно представленные в компактном объёме и часто с тщательно проработанными деталями. Иностранные репертуары смешивались, а италийские темы иногда добавлялись, чтобы создать эклектичный этрусский ориентализирующий стиль.
В Кьюзи современная скульптурная форма, вероятно, имела местное вдохновение. Прах умерших часто помещали в сосуды с крышками в виде схематичных человеческих голов, хотя некоторые примеры стремятся передать индивидуальность.
К концу периода появляется крупномасштабная терракотовая скульптура. Например, Саркофаг супругов (конец 6 века до н.э., Национальный этрусский музей, Вилла Джулия, Рим) с сидящими фигурами из Черветери, тонко смоделированными в терракоте, высотой около 20 дюймов. Каменные статуи, грубо вырезанные в круглой форме, достигают размеров в натуральную величину. Каменные погребальные стелы имеют фигуры в барельефе или вырезанные, одна сопровождается надписью греческими буквами, адаптированными для этрусского языка.
Важно отметить традиционный выбор этрусками материалов для скульптуры. В отличие от греческой традиции, для погребальных памятников они обычно отводили камень, в основном используя местный камень. Бронза ценилась и использовалась для подношений, посвящённых богам, для домашней утвари и личных вещей, которые часто достигали высокого художественного уровня. Терракота служила для архитектурных украшений, для саркофагов, урн и вотивных приношений.
Новые скульптурные формы достигли Этрурии в архаический период, и способности скульпторов быстро развивались. Они следовали эллинским стилям, но встречаются и местные идиомы. В Тарквинии на каменных плитах вырезали барельефы, иногда иллюстрирующие повествовательные сюжеты. В других центрах каменные статуи чудовищ, животных и людей устанавливались у гробниц в качестве стражей. Прекрасный пример изображает кентавра (Вилла Джулия, Рим). Обнажённая мужская фигура, заимствованная из раннего архаического стиля Греции, имеет большую голову, пристальный взгляд и крепкие конечности, удерживаемые в неподвижной фронтальной позе.
Сначала бронзовые фигуры архаического стиля были несколько жёсткими, с акцентом на вертикальные линии, но вскоре они приобрели новую характерность и жизненность. Появляются литые статуэтки узнаваемых богов, а для украшения растущего числа бытовых бронзовых изделий воины, атлеты, танцоры и другие типы часто изображаются в энергичных действиях. Акцент на выразительных деталях, таких как голова или руки, характерен для этрусков, в то время как плавные линии, длинные головы и пухлые тела свидетельствуют об ионийском вкусе.
Листовая бронза обрабатывалась в технике репуссе для украшения мебели и деревянных предметов, например, великолепной колесницы, найденной в Монтелеоне. Большие произведения обжигались в терракоте – выдающимися примерами являются саркофаги из Черветери, по форме напоминающие кушетки с улыбающимися супружескими парами, возлежащими на крышках.
Простые храмовые украшения из терракоты появляются примерно в середине архаического периода. Впоследствии антефиксы различных конструкций были изготовлены в формах; некоторые из них имеют головы, окружённые мотивом раковины, другие изображают целые фигуры. На барельефных фризах повторяются группы богов или людей и некоторые оживлённые всадники. Но самыми знаменитыми являются композиции в высоком рельефе и статуи, выполненные в круглой форме, которые устанавливались на крыше.
Скульпторы, вдохновлённые достижениями греческого позднеархаического стиля, создали натуралистичные фигуры, способные выражать как движение, так и эмоции. Энергия скрыта в сражающихся воинах, детали которых выделены цветом, из Civitii Castellana, и есть скрытая угроза в шагающем Аполлоне из Вейи. Скульптура из Вейи была известна в античности, и римляне вспоминали, что Вулка из Вейи, единственный этрусский художник, известный по имени, украсил храм в Риме в конце VI века до н.э.
Работы в архаической манере производились в некоторых этрусских центрах вплоть до 5 века до нашей эры. Это видно по барельефам на саркофагах, сундуках и других памятниках из области Кьюзи или на стелах в Болонье (Museo Archeologico, Chiusi; Museo Archeologico, Bologna). Их стиль живой, дизайн простой, и они часто изображают аспекты обычной жизни.
Суровый стиль ранней греческой классической скульптуры не был так полно усвоен этрусками, хотя они стали более заинтересованы в изображении анатомии человека и приняли тенденцию к идеализации. Голова, которая образует крышку урны, демонстрирует такое безличное представление, пример ассоциации греческого стиля с местной формой искусства (Museo Archeologico, Флоренция).
Развитие классического стиля в Этрурии показано в серии вотивных статуэток из терракоты и бронзы. Мужчины либо обнажены, либо одеты, иногда они носят этрусский плащ или военное снаряжение, в то время как достойные женщины изысканно одеты. Марс из Тоди, одна из немногих сохранившихся крупномасштабных бронзовых статуй, иллюстрирует поздний классический стиль Этрурии. Это изящное исследование задумчивого молодого воина, стоящего в хорошо сбалансированной позе с весом на одной ноге (Музеи Ватикана, Рим). Многие современные бытовые бронзовые изделия отличаются выдающимся качеством, их литые детали, например, ручки или ножки, образованы хорошо скомпонованными группами фигур.
В эллинистические времена произошло возрождение храмового декора. Наиболее важной особенностью теперь была скульптура, заполняющая фронтон. Иллюстрировались моменты высокого напряжения, а гибкие фигуры изображались в драматической позе. В бронзе представлены странные, вытянутые статуэтки, часто жрецов, мускулистых мужчин и элегантных женщин. Некоторые из них одеты в модную одежду и украшения, но другие обнажены, их маленькие головы с тщательно уложенными волосами расположены на стройных телах.
Каменные саркофаги все ещё высекались в окрестностях Тарквинии; производство ларцов для погребения сохранялось в Кьюзи; а в Вольтерре местный алебастр использовался для тонких ларцов для погребения. На многих из них изображены рельефы с эпизодами, часто жестокими, из греческой мифологии, или сцены прощания – умершие отправляются в подземный мир. Фигуры, возлежащие на крышках, иногда изображались с преувеличенными чертами лица, в духе карикатуры. Часто, однако, это настоящие портреты, с надписями, фиксирующими имя, семью, возраст и должности, занимаемые этрусской знатью.
Этрусская живопись
Почти все крупные греческие картины погибли, но мы можем проследить развитие их рисунка, начиная со стилей расписной керамики. Греческое графическое искусство оказало глубокое влияние на этрусские полихромные настенные росписи, которые составляют самую многочисленную группу фресок, сохранившихся от доримского классического мира.
Этрусские настенные росписи дошли до нас благодаря тому, что подземные гробницы в некоторых этрусских центрах были украшены фресками. Этот вид искусства, вероятно, имел религиозную цель: увековечить действенность погребальных обрядов и воссоздать привычную обстановку жизни в жилищах умерших.
Самая древняя из известных расписных гробниц в Этрурии – гробница уток в Вейях. На стенах – ровные красные и жёлтые зоны, разделённые горизонтальными полосами красного, жёлтого и чёрного цветов, на которых расположился ряд птиц. Цвета и рисунок напоминают керамику VII века в субгеометрическом стиле. Нарисованные сцены обрамляют внутренний дверной проём гробницы Кампана, также в Вейи. Здесь естественные цвета и пропорции игнорируются, а все свободное пространство заполняется животными или цветочными мотивами.
В Черветери были ранние расписные гробницы, а расписные терракотовые предметы были найдены как в некрополе, так и в жилой зоне, что свидетельствует о том, что здания, как и гробницы, имели настенную роспись. Выделяются две серии, обе расписаны чёрным, белым, коричневым и красным/пурпурным на светлом фоне.
Пять плит из Бокканеры, датируемые серединой VI века, демонстрируют влияние коринфской вазописи. На них изображены сидящие сфинксы и фигуры, стоящие неподвижно, связанные только жестами (Британский музей, Лондон). Более плавные линии кампанских дощечек (Лувр, Париж) свидетельствуют об ионийском вкусе. Движение вводится, а фигуры тщательно взаимосвязаны. Независимо от того, изображают ли фигуры богов или людей, детали одежды и символика являются этрусскими.
С середины архаики до эллинистических времён Тарквиния была величайшим центром росписи гробниц. Обычно использовалась техника фрески: стены вырубленных в скале гробниц тонко покрывались штукатуркой, набрасывались или надрезались контуры изображения, и роспись заполнялась, пока штукатурка оставалась влажной. Некоторые из картин можно увидеть в гробницах; другие находятся в Национальном музее Тарквинии.
Архаические картины имеют двухмерную плоскость, их дизайн основан на соотношении фигур и используемых цветов. Головы нарисованы в профиль, плечи часто изображены в полный рост, а ноги – опять же в профиль. Художники заполняли эти контуры равномерной заливкой, добавляя некоторые внутренние детали. В палитру были добавлены синий и зелёный цвета, использовались различные оттенки цвета.
Картины этрусков изобилуют буйной жизнью, полностью отражая их уверенность в себе в это время. Погребальные темы, такие как банкеты и атлетические игры, повторяются, но появляются и другие аспекты жизни. Только задняя стена Гробницы быков, датируемая 540-530 гг. до н.э., полностью украшена. Ее главная сцена иллюстрирует греческую эпическую историю, но также изображены и эротические сюжеты.
На всех четырёх стенах Гробницы авгуров изображены темы погребального ритуала и спорта, некоторые фигуры напоминают современный стиль чернофигурной вазовой живописи. В Гробнице охоты и рыбалки изображены беззаботные сцены на открытом воздухе, в то время как в Гробнице жонглёров главный персонаж наблюдает за представлением в свою честь. Гробница барона иллюстрирует спокойный момент поклонения или приветствия.
Некоторые позднеархаические и раннеклассические гробницы имеют сцены банкетов на торцевой стене, а на боковых стенах изображены сопровождающие музыканты и танцоры, представляющие исполнительские искусства, которыми славились этруски в древности. В Гробнице Леопардов две фигуры лежат на каждой из трёх кушеток, а обнажённые мальчики подают вино. На боковых стенах прекрасной гробницы Триклиниума, ок. 470 г. до н.э., есть прекрасные композиции с лиристом, флейтистом и энергичными танцовщицами, их драпировки подчёркивают движение. Рисунок демонстрирует новую компетенцию, знакомую по аттической краснофигурной керамике начала классического периода.
В это время обычай расписывать гробницы распространился вглубь страны, в Кьюзи и другие центры. В Тарквинии меньше гробниц, расписанных в классический период, но к IV веку до н.э. произошли решающие изменения в графическом искусстве. Стиль рисунка расписной керамики и гравированной бронзы создаёт впечатление трёхмерного пространства, в котором перекрывающиеся фигуры представлены цельными группами, их головы и тела иногда показаны в трехчетвертных позах и с ракурсами. Эти приёмы также использовались в крупномасштабных полихромных картинах, в которых для передачи объёма добавлялись тени и блики: художники также заботились о контрасте светлых и тёмных участков. Сцена борьбы грека с амазонками на саркофаге из Тарквинии (Археологический музей, Флоренция) иллюстрирует позднеклассическую работу с линейной перспективой и цветовыми тонами. Возможно, она была написана греческим художником, работавшим в Этрурии.
Как и в других видах этрусского искусства, в эллинистических надгробных росписях прослеживается настроение уныния и озабоченность смертью. Появляются страшные демоны, часто провожающие умерших в подземный мир, и очевидна идея суда. Сильные семейные чувства преобладают, однако, в таких картинах, как в гробнице Щитов в Тарквинии, в которой последовательные поколения изображены на банкетах. Художник попытался выразить индивидуальность, и рядом с портретами написаны имена.
Иногда проявляется гражданская гордость, как, например, в иллюстрации спасения знаменитых этрусских пленников и убийства их похитителей, или портрет в полный рост знатного человека в парадных одеждах из гробницы Франсуа в Вульчи (музей Торлония, Рим). Такие сцены напоминают нам о воспоминаниях самих этрусков о своём славном прошлом и об их вкладе в римский ритуал.
Малые искусства этрусков
В отсутствие изящных изделий из дерева, кожи, текстиля или других скоропортящихся материалов, о малых искусствах этрусков следует судить в основном по их гончарным и металлическим изделиям. Поскольку и личные вещи, и предметы быта помещались в гробницы, они сохранились в некотором количестве и служат красноречивым комментарием к основным видам искусства.
Традиционная керамика Вилланована имела формы, характерные для италийского железного века – обожжённая, коричневая или чёрная, с резным декором. В 8 веке до н.э. они также начали копировать формы, светлый цвет ткани и узоры, расписанные красным/коричневым цветом, греческого геометрического импорта. К 700 г. до н.э. местные гончары подражали жёлтой/бурой коринфской посуде, украшая её тёмной краской, иногда изображая монстров, животных или людей из репертуара ориенталистов.
Этрусская керамика
Основная форма древней керамики, разработанная этрусками, – это чёрная, блестящая посуда под названием буккеро, которая появляется до середины VII века до нашей эры. Иногда следовали виллановским формам с врезанным декором, но все чаще копировались формы греческой керамики. Добавлялись модельные украшения, особенно на вазах, имитирующих металлические изделия или резную слоновую кость, а повторяющиеся узоры оттискивались валиковым штампом. В архаический период буккеро стали тяжёлыми и чрезмерно украшенными, и в 5 веке до н.э. производство прекратилось. См. также: Хронология гончарного производства.
Примерно до 550 г. до н.э. коринфский чернофигурный импорт продолжал доминировать на этрусских рынках. Впоследствии ионийское влияние стало очевидным, и ионийские мастера даже работали в Этрурии. Их наиболее выдающимися изделиями являются керетские гидрии, серия кувшинов для воды, изготовленных в Серветери.
Афинские гончары производили специальные экспортные изделия для Этрурии, и по мере роста популярности их превосходной чернофигурной и краснофигурной керамики они монополизировали торговлю. Тем временем этрусские гончары производили чернофигурные вазы греческих форм. Роспись редко бывает элегантной, но обычно смелая, с живыми фигурами.
Этруски медленно осваивали истинную технику краснофигурной росписи. Сначала они рисовали фигуры красным по чёрному грунту, хотя и знали о развитии техники рисования в ранний классический период. К концу 5 века до н.э. стали изготавливаться вазы с тонкой краснофигурной росписью, в точности повторяющие аттический стиль, в основном в Вульчи и Чивита Кастеллана.
Южноитальянские школы также повлияли на этрусскую керамику 4 века до н.э., когда северные города, включая Вольтерру, производили краснофигурную посуду. Популярность приобрела черноглазурная керамика, а в эллинистический период в центральной Этрурии стали изготавливать сложные формы ваз, посеребрённые для имитации металла.
Работа с драгоценными металлами
Греки высоко оценили этрусскую металлообработку, особенно их золотое дело и бронзу. Бронза использовалась для изготовления самых разнообразных изделий, от украшений до доспехов, от конского снаряжения до домашней мебели. Бронзу били молотком, обрабатывали рельефом, отливали и гравировали, мастера следовали современным техническим достижениям и художественным стилям.
Гончарные формы, особенно те, которые использовались для подачи вина, воспроизводились в бронзе. Ковши, ситечки, канделябры, благовония, мангалы с их оборудованием и другие виды предметов домашнего обихода были сделаны из бронзы и часто тонко украшены.
К личным вещам относятся мужские шлемы, щиты, доспехи, а также красивые предметы женского туалета. Среди них – шкатулки, в которых хранились гребни, резные коробочки для пудры, изысканные флаконы для духов и сопутствующие им штофы для духов и флаконы для масла, а также замечательные серии ручных зеркал с выгравированными на обратной стороне мифологическими и жанровыми сценами.
Этрусские декоративные изделия
Среди предметов роскоши выделялись янтарь и слоновая кость, первая использовалась в основном для украшений, а вторая – для чаш, гребней и шкатулок. Разноцветное стекло служило для изготовления бус, брошей и флаконов для духов. Полудрагоценные камни гранили и использовали в кольцах и других украшениях. Золото и серебро использовалось для изготовления кубков и кувшинов и, прежде всего, для украшений.
Этрусские украшения славятся своим мастерством, особенно золотые изделия с использованием техники грануляции. В VII веке до н.э. в этрусских украшениях смешались италийские формы и восточные орнаменты, но позднее эллинский вкус стал преобладать. Броши, булавки, перстни, браслеты, серьги, ободки для волос, пряжки и другие изделия были изысканно обработаны в современном художественном стиле, напоминая как о хорошем вкусе, так и о демонстративности этрусской знати в века её процветания.
Наследие этрусского искусства
Современные историки искусства пришли к различным выводам о достижениях этрусков в изобразительном искусстве. Некоторые считают их простыми плагиаторами, перенимающими греческие формы с малой оригинальностью и безразличным умением. Действительно, на протяжении многих лет вопрос о надлежащем месте этрусского искусства среди всех других средиземноморских искусств вызывал жаркие дискуссии.
В 1879 году Дж. Марта писал: «Единственным большим несчастьем этрусского искусства было то, что оно так и не успело сформироваться». Современные критики пришли к выводу, что это искусство демонстрирует полное отсутствие оригинальности и представляет собой не более чем совершенно провинциальное произведение, простое отражение греческого искусства, на которое оно опиралось. Но см. также: Классическое возрождение в современном искусстве (1900-1930).
Другая, не менее экстремистская точка зрения столь же уверенно утверждает полную независимость искусства древней Тосканы. Обе точки зрения заходят слишком далеко, и поэтому во многом ошибочны. Если мы хотим добраться до истины, мы должны придерживаться менее крайних и догматических взглядов. Совершенно верно, что на этрусское искусство постоянно и благотворно влияли художники из Греции и Магна-Грации.
Если не принимать во внимание глубокое влияние греческих мастерских, этрусское искусство невозможно понять. Но творчество этрусков не было простым рабским подражанием без собственной подлинной индивидуальности. Оно было результатом способностей, вкуса и духа, которые были индивидуальными характеристиками этого народа, который с VII века до начала христианской эры смог развить в Тоскане самобытную цивилизацию.
Некоторая истина лежит в обеих крайностях. Не имея существенной италийской традиции в изобразительном искусстве, этруски вдохновлялись эллинскими стилями на протяжении всех семи веков своего независимого художественного развития. Однако, не имея исторического и интеллектуального опыта греческого искусства, этрусские художники иногда не отвечали греческим идеалам и были способны создавать низкокачественные работы, неприемлемые в греческом мире.
Этрусское искусство не может претендовать на звание греческого, но его достоинства отличают его от современных италийских культур и требуют, чтобы его оценивали по греческим стандартам. Этруски всегда были избирательны в выборе греческих художественных прецедентов, но, когда их художники тщательно следовали им, они приближались к эллинским образцам. Когда они брали греческие формы и стили, но адаптировали их к этрусским условностям и вкусу, они тонко преобразовывали их в свои собственные и даже привносили новые формы искусства.
Этруски также должны занять своё место в истории изобразительного искусства как жизненно важные посредники между греками и римлянами. Пользуясь богатыми ресурсами своей родины, этруски приветствовали цивилизацию своих греческих современников.
В период раннего развития Рима соседние этруски были признанным источником культуры (особенно для кельтских художников стилей гальштат и латен) и привнесли в Рим многие эллинские формы. Природный талант к черчению подчёркивает достижения этрусков в мелких искусствах и особенно в гравировке на драгоценных металлах и бронзе. Вероятно, именно в области пластин и украшений этруски в наибольшей степени использовали своё техническое мастерство и декоративный вкус.
Сокровища из гробниц периода «ориентализации» отличаются характерным богатством и проработанностью, а некоторые этрусские украшения VII и VI веков действительно представляют собой высший уровень искусства.
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из «Истории искусства» – главного редактора сэра Лоуренса Гоулинга (1995), выдающегося справочного произведения, которое мы настоятельно рекомендуем всем любителям искусства.
ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Обзор примитивных форм искусства, включая живопись, скульптуру и декоративное искусство: Искусство античности.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе Типы искусства.
КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
Для получения информации о хронологии доисторического искусства, включая даты и события, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы ознакомиться с более поздними работами, см.: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?