Этрусское искусство читать ~25 мин.
Этруски — загадочный народ, населявший в бронзовом и железном веках Этрурию, область в центральной Италии. Их цивилизация достигла расцвета в VI веке до н.э., когда их города-государства доминировали в регионе. На искусство этрусков сильно повлияли торговые контакты с Грецией. Однако, подобно египтянам и в отличие от греков, они верили в загробную жизнь. Это привело к тому, что этрусская знать активно нанимала художников и скульпторов для создания росписей гробниц (например, «Гробница леопардов», ок. 480 г. до н.э.) и богато украшенных саркофагов (таких как «Саркофаг супругов», ок. 550 г. до н.э.), которые должны были увековечить их переход в иной мир.
Этруски также прославились своими фигурными скульптурами из камня и терракоты, как, например, «Аполлон из Вей» (ок. 500 г. до н.э.). Не менее известны их бронзовые изваяния, среди которых «Капитолийская волчица» (ок. 500 г. до н.э.), «Колесница из Монтелеоне» (ок. 550–525 гг. до н.э.) и «Химера из Ареццо» (ок. 450 г. до н.э.).
Для богатых этрусков искусство было неотъемлемой частью повседневности. Реконструкция этрусской виллы VII века в Мурло показала, что входы украшали большие расписные терракотовые панели, а стены — фрески. Этрусские росписи часто передают яркое ощущение радости бытия: танцующие пары и другие человеческие фигуры выглядят сильными, здоровыми и полными жизни. В этом смысле этрусское искусство гораздо лучше передавало человеческие эмоции, в отличие от более стилизованного греческого искусства.
Этрурия славилась и своими ювелирами. Их мастерство обработки золота высоко ценилось в Италии и Греции в первом тысячелетии до н.э. Ярким примером служит крупный клад золотых украшений, обнаруженный в XIX веке в гробнице Реголини-Галасси в Черветери.
Этрусская цивилизация оказала сильное влияние на другие культуры античности, в частности на раннюю кельтскую культуру, включая гальштатский и латенский стили кельтского искусства.
К сожалению, начиная с 396 г. до н.э. этрусские города-государства начали терпеть поражения от Рима и со временем были поглощены Римской республикой. В ходе этого процесса многие этрусские картины и скульптуры были уничтожены, а ценные бронзовые изделия переплавлены на монеты — обычная практика в истории искусства того времени. Местное искусство растворилось в римском. В результате художественное наследие этрусков сравнительно невелико. Его коллекции можно увидеть в Национальном музее вилла Джулия, Национальном археологическом музее Флоренции, а также в Музее Гетти в Лос-Анджелесе, основанном коллекционером Джеем Полом Гетти (1892–1976).
Этруски населяли область Италии, называвшуюся в древности Этрурией. На севере она была ограничена долиной реки Арно, на востоке и юге — рекой Тибр, а на западе омывалась Тирренским морем. Этот регион был богат лесами, плодородными землями и полезными ископаемыми. Происхождение и язык этрусков долгое время оставались загадкой.
Согласно античной традиции, изложенной Геродотом, этруски мигрировали из западной части Малой Азии около XII века до н.э.. Однако современные генетические исследования опровергают эту теорию. Анализ ДНК, извлечённой из древних останков, показал, что этруски были коренным народом, генетически близким к другим италикам, в том числе к латинам, предкам римлян. Их уникальный язык, не принадлежавший к индоевропейской семье, вероятно, является реликтом более древнего средиземноморского языка.
Культура Вилланова: предтеча этрусской цивилизации
Археологи называют культуру железного века на территории древней Этрурии «виллановской», а термин «этрусская» применяют к периоду после 700 г. до н.э.. Такое разделение подчёркивало старую теорию, согласно которой этруски пришли в Италию лишь в это время. Однако сегодня большинство учёных считают культуру Вилланова прямой предшественницей этрусской цивилизации из-за сильной преемственности между VIII и VII веками до н.э., несмотря на глубокие изменения, произошедшие в регионе.
К 800 году до н.э. финикийские и греческие торговцы установили контакты с виллановцами. Постепенно они и их преемники, этруски, оказались втянуты в общее культурное пространство Средиземноморья. Греки основали свою первую колонию в Италии на острове Искья до 750 года до н.э., а к 600 году до н.э. цепь греческих колоний протянулась вдоль побережья южной Италии. Финикийцы же обосновались на западе Сицилии и на Сардинии.
Хотя греческие и римские авторы упоминают отдельные ранние события в центральной Италии, этруски выходят на историческую арену лишь в VI веке до н.э. К этому времени у них уже сложилась система городов-государств с характерной социальной и религиозной структурой. Некоторое время этрусские цари правили Римом, а этрусские колонии были основаны в Кампании, долине реки По и на Корсике. Это был период их наивысшего могущества. Однако в конце VI – начале V веков до н.э. этрусков изгнали из Рима, и они потерпели ряд поражений на суше и на море от своих греческих соседей.
В течение V и IV веков до н.э. греческие флоты совершали набеги на этрусские прибрежные поселения. На юге набирала силу молодая Римская республика, а на севере, в долине По, обосновались галлы, периодически вторгавшиеся за Апеннины. Окружённые этими угрозами, этрусские города-государства так и не смогли эффективно объединиться. Вейи и другие города вели ожесточённые войны с Римом, и к 280 году до н.э. почти все они стали его вассальными союзниками.
После этого этруски сохраняли некоторую автономию, но постепенно ассимилировались в римский мир. В 89 году до н.э. им было предоставлено римское гражданство. К концу I века до н.э. их язык окончательно вышел из употребления, а культура слилась с культурой императорского Рима.
Этрусские города-государства, которых традиционно насчитывалось двенадцать, были автономны. Они образовывали свободную конфедерацию, объединённую общим языком и религией, но часто преследовали собственные интересы. В ранний период городами правили цари, но к V веку до н.э. власть перешла к богатой аристократии. Эта социально-политическая структура глубоко повлияла на развитие этрусского искусства.
Индивидуальность городов-государств породила увлекательное разнообразие местных художественных стилей. Аристократы были щедрыми покровителями искусств, а обычай требовал хоронить знатных мужчин и женщин в пышных гробницах, наполненных ценными предметами, часть которых дошла до нас.
Роль гробницы и загробной жизни в этрусском искусстве
Важнейшей чертой этрусской цивилизации была её глубокая религиозность и озабоченность загробной жизнью. Их боги были таинственны, а люди испытывали страх перед судьбой, ожидающей их после смерти. Похоже, мысль о смерти постоянно присутствовала в сознании этрусков. В этом контексте становится понятно, почему их искусство было в первую очередь погребальным.
Необходимо было обеспечить усопшему некое магическое выживание в его последнем пристанище. Погребальный культ соблюдался с предельным вниманием к деталям, и само этрусское искусство, казалось, не имело иной цели. (См. также: Эгейское искусство (2600–1100 гг. до н.э.), в частности, минойское и микенское искусство и их погребальная культура).
Портрет увековечивал черты умершего, защищая его от тёмных сил. В этом кроется причина популярности тосканского портрета, из которого впоследствии возник римский. На погребальных урнах из Кьюзи раннего периода можно видеть, как на сосуд крепилась бронзовая маска — точная копия лица усопшего. Позже голову стали вырезать из камня, и она заменяла крышку урны. В конечном счёте это привело к появлению полноценной статуи.
Фрески, покрывавшие стены подземных погребальных камер (гипогеев), также имели религиозное значение. Они изображали погребальные пиры, занятия и удовольствия земной жизни, придавая конкретную форму бытию в ином мире. Это объясняет кажущееся противоречие погребального искусства, которое при этом пронизано энергичным чувством жизни.
Для мистически настроенных этрусков земная жизнь была лишь преддверием более значимой и вечной судьбы. Поэтому они уделяли меньше внимания украшению своих городов, чем строительству гробниц, высеченных из цельного камня. В некрополях Тарквинии и Черветери, настоящих городах мёртвых, перед нами удивительным образом оживает сама атмосфера этрусской жизни.
Этрусские художественные стили
Виллановцы были искусными ремесленниками, украшавшими керамику и бронзу геометрическими узорами. В VIII веке до н.э. они начали копировать товары финикийских и греческих торговцев, но традиционные италийские формы преобладали примерно до 700 г. до н.э.
В последующие сто лет этруски достигли нового процветания благодаря экспорту металлической руды. В это время греческое искусство находилось под влиянием культур Восточного Средиземноморья, и в Этрурию хлынул поток товаров в ориентализирующем стиле из Греции, Малой Азии, Финикии, Кипра и Египта. Местные мастера успешно имитировали эти изделия, создавая декоративные предметы в ориентализирующем стиле (ок. 700–600 гг. до н.э.) для своих знатных покровителей.
В архаический период (ок. 600–475 гг. до н.э.) в Этрурии господствовало греческое влияние. Коринфский, ионийский и аттический стили поочерёдно определяли вкусы этрусских городов, где к тому времени сложились свои индивидуальные художественные школы. Появились градостроительство, монументальная архитектура, а крупномасштабная скульптура и живопись прочно утвердились как основные виды искусства. Буйство архаического стиля отражало уверенность этрусков, находившихся на пике своего могущества.
Когда греки одержали победу в персидских войнах, в Греции зародился классический стиль. К этому времени этрусская цивилизация уже начала приходить в упадок. Торговля с Грецией сократилась, и этруски медленно осваивали классический стиль (ок. 475–300 гг. до н.э.). Архаические формы сохранялись, и этрусские художники сдержанно относились к строгому, идеализирующему искусству греческой ранней классики. Они охотнее восприняли менее строгую манеру позднеклассического стиля, и в IV веке до н.э. в Этрурии наблюдался определённый культурный подъём.
После смерти Александра Македонского (323 г. до н.э.) греческий мир распространился по всему Восточному Средиземноморью, породив элегантный эллинистический стиль (ок. 300 г. до н.э. – I век до н.э.), который стремился к выражению эмоций и драматизма. Рим становился столицей средиземноморского мира и вносил всё больший вклад в эллинистическую культуру. Этруски, уже утратившие политическую независимость, переняли этот стиль, сохранив при этом некоторые региональные особенности.
На протяжении семи веков своего художественного развития этруски зависели от иностранного, в основном греческого, влияния. Поэтому основные стили Этрурии носят те же названия, что и в Греции. Но если греческие стили развивались органично, отражая исторический и социальный фон, то этруски заимствовали внешние формы, не всегда усваивая их внутреннее содержание.
В истории искусства трудно найти аналог последовательному заимствованию этрусками греческих стилей. Однако они не были поверхностными подражателями. Чувствительные к красоте греческого искусства, они проявили себя как искусные мастера. Они использовали греческие формы, стили и темы, но всегда избирательно, адаптируя их к местным традициям для выражения собственного вкуса.
Этрусская архитектура
Этруски переняли сетчатую планировку улиц, использовавшуюся в греческих колониях Италии, но применить её в старых городах, выросших из виллановских деревень, было сложно. Примером идеального плана служит колониальный город Марцаботто близ Болоньи, основанный в конце VI века до н.э. Главная улица шла с севера на юг и пересекалась под прямым углом тремя другими улицами, по бокам которых проходили стоки. Более мелкие улицы делили остальную часть города. Религиозные постройки венчали вершину близлежащего холма, а кладбища, по этрусскому обычаю, находились за пределами жилой зоны.
На протяжении всей своей истории этруски были глубоко озабочены загробной жизнью. Многие из их кладбищ были настоящими городами мёртвых. Типы гробниц различаются в зависимости от места и времени, во многом отражая преобладание ингумации или кремации.
Некоторые гробницы представляют собой вырубленные в скале камеры, к которым ведут ступени. Другие были построены из каменных блоков и имели вид больших курганов (тумулусов). В ранний период использовались ложные своды и арки, а в эллинистический период появились настоящие бочкообразные своды.
Ранние городские стены строили из квадратных каменных блоков, уложенных ровными рядами; более поздние стены возводили из многоугольных блоков. На эллинистических рельефах изображены городские стены с башенками и арочными воротами. Такие ворота, иногда украшенные рельефными человеческими головами, часто являются самыми внушительными памятниками на этрусских городищах.
О внешнем виде жилых домов известно немного, хотя фасады гробниц и изображения на погребальных урнах, вероятно, отражают их облик. Судя по этим источникам, дома имели крыльцо с колоннами и, возможно, второй этаж. На погребальной урне из Археологического музея во Флоренции изображён каменный дом с качественной кладкой и арочными дверными проёмами.
О планах этрусских домов известно больше. Виллановцы жили в хижинах, часто овальной формы. В Марцаботто дома имели прямоугольную планировку, но не были однотипными; в некоторых из них комнаты группировались вокруг центрального двора.
Гробницы VI века повторяют более сложный план дома: входной коридор, комнаты по обе стороны и центральный зал, который открывался в три задние комнаты. Поздние гробницы иногда имеют комнаты по обеим сторонам зала, что напоминает дома в Помпеях. Есть свидетельства, что в зале (атриуме) иногда делали отверстие в потолке, ведущее на небо — приём, известный в эллинистический период и ассоциировавшийся в античности с этрусками.
Внутреннее убранство домов отражено в гробницах, которые часто были ярко раскрашены. Балки поддерживались колоннами с капителями в дорическом или эолийском стиле, а некоторые потолки были кессонными. Дверные проёмы имели тяжёлые перемычки и наклонные косяки.
Этрусское храмовое искусство
Храмовая архитектура этрусков была связана с греческими формами, которые они изменили, приспособив материалы и планировку к своим религиозным нуждам. (См. также: Римская архитектура). Камень этруски использовали в основном для фундамента (подиума) храма. Стены возводили из необожжённого кирпича, покрытого штукатуркой, а колонны и балки делали из дерева, которого в Этрурии было в избытке. Деревянные элементы защищали терракотовыми плитками, которые часто являются лучшим свидетельством первоначального облика храмов.
В отличие от греческих храмов, подиум идеального этрусского храма был почти квадратным, а лестница вела к нему только с фасада. Передняя половина храма представляла собой глубокий портик с двумя рядами по четыре колонны. В задней части располагались три комнаты (целлы), двери которых выходили в пространство между колоннами.
Колонны были деревянными, без каннелюр, с капителями, напоминавшими дорический ордер. Массивные деревянные балки и нависающие карнизы придавали тосканским храмам тяжеловесный вид. Этот эффект подчёркивался яркими терракотовыми украшениями. На фронтоне или вдоль конька крыши могли устанавливаться статуи (акротерии), но, в отличие от греков, этруски оставляли тимпан (поле фронтона) пустым, не заполняя его скульптурой до эллинистических времён.
Этруски также строили храмы с одной целлой и двумя колоннами. Модели и фасады гробниц показывают, что использовались и рифлёные колонны с ионическими капителями. О других общественных зданиях известно немного, хотя сохранились каменные платформы, вероятно, для ритуалов, а также модели аркад и отдельно стоящих башен. Ранние мосты были деревянными на каменном фундаменте, а арочные каменные мосты появились в эллинистический период.
Этрусская скульптура: рельефы, статуи
Виллановцы изготавливали из глины и бронзы модели знакомых предметов и примитивные статуэтки. Их человеческие фигуры отличаются большими головами с плохо проработанными чертами и тонкими конечностями, а изображения животных иногда напоминают греческие геометрические образцы.
В ориентализирующий период в Этрурию начали поступать изделия из глазурованной керамики, слоновой кости, драгоценных металлов и бронзы с Востока. Этрусские мастера с энтузиазмом подражали им, создавая богато украшенные предметы. Они изображали чудовищ, мифических персонажей и задрапированные женские фигуры, смешивая иностранные мотивы с италийскими темами.
В Кьюзи получила развитие местная скульптурная форма: прах умерших помещали в сосуды, крышки которых имели вид схематичных человеческих голов, иногда с попыткой передать индивидуальные черты.
К концу периода появляется крупномасштабная терракотовая скульптура. Например, Саркофаг супругов (конец VI века до н.э., Национальный музей вилла Джулия, Рим) из Черветери представляет собой тонко смоделированные из терракоты фигуры, сидящие на ложе. Каменные статуи этого времени достигают натуральной величины.
Важно отметить традиционный выбор материалов. В отличие от греков, этруски использовали камень в основном для погребальных памятников. Бронза ценилась для посвящений богам, домашней утвари и личных вещей. Терракота служила для архитектурных украшений, саркофагов, урн и вотивных приношений.
В архаический период скульпторы быстро осваивали новые формы, следуя эллинским стилям, но сохраняя местные идиомы. В Тарквинии на каменных плитах вырезали барельефы, а в других центрах у гробниц устанавливали каменные статуи-стражи. Прекрасный пример — кентавр из Виллы Джулия в Риме: обнажённая мужская фигура, заимствованная из раннеархаического стиля Греции, имеет большую голову и крепкие конечности в неподвижной фронтальной позе.
Бронзовые фигуры архаического стиля сначала были несколько скованными, но вскоре обрели характер и жизненность. Появляются статуэтки богов, а для украшения бытовых предметов из бронзы часто изображают воинов, атлетов и танцоров в энергичных позах. Акцент на выразительных деталях, таких как голова или руки, характерен для этрусков.
Листовая бронза обрабатывалась в технике чеканки для украшения мебели, например, великолепной колесницы из Монтелеоне. Крупные произведения создавались из терракоты — выдающимися примерами являются саркофаги из Черветери, выполненные в виде лож с улыбающимися супружескими парами на крышках.
Простые терракотовые украшения для храмов появляются в середине архаического периода. Позже стали изготавливать антефиксы (украшения на краю кровли) в виде голов или целых фигур. Но самыми знаменитыми являются скульптурные композиции в высоком рельефе и круглые статуи, устанавливавшиеся на крышах храмов.
Скульпторы, вдохновлённые позднеархаическим греческим стилем, создавали натуралистичные фигуры, способные выражать движение и эмоции. Скрытая энергия чувствуется в сражающихся воинах из Чивита-Кастеллана, а угроза — в шагающем Аполлоне из Вей. Скульптура из Вей была известна в античности; римляне вспоминали, что Вулка из Вей, единственный известный по имени этрусский художник, украсил храм в Риме в конце VI века до н.э.
Работы в архаической манере создавались в некоторых центрах Этрурии вплоть до V века до н.э. Это видно на рельефах саркофагов из Кьюзи или на стелах из Болоньи (Музей археологии, Кьюзи; Музей археологии, Болонья). Их стиль живой, а сюжеты часто изображают сцены из обычной жизни.
Суровый стиль ранней греческой классики не был полностью усвоен этрусками, хотя они стали больше интересоваться анатомией и переняли тенденцию к идеализации. Голова, служащая крышкой урны из Археологического музея во Флоренции, демонстрирует такое безличное изображение — пример сочетания греческого стиля с местной формой искусства.
Развитие классического стиля в Этрурии можно проследить по вотивным статуэткам из терракоты и бронзы. Мужчины изображены обнажёнными или в одежде, а женщины — в изысканных нарядах. «Марс из Тоди», одна из немногих сохранившихся крупных бронзовых статуй, иллюстрирует позднеклассический стиль Этрурии. Это изящное изображение задумчивого молодого воина (Музеи Ватикана, Рим).
В эллинистический период произошло возрождение храмового декора, главной особенностью которого стала скульптура, заполнявшая фронтон. Изображались моменты высокого напряжения, с фигурами в драматических позах. В бронзе появляются вытянутые статуэтки жрецов, мускулистых мужчин и элегантных женщин.
Каменные саркофаги продолжали высекать в окрестностях Тарквинии. В Вольтерре для изготовления погребальных урн использовали местный алебастр. На многих из них изображены рельефы с жестокими сценами из греческой мифологии или сцены прощания. Фигуры на крышках иногда изображались с преувеличенными чертами, в духе карикатуры. Однако часто это были настоящие портреты с надписями, указывающими имя, семью и должность знатного этруска.
Этрусская живопись
Почти все великие греческие картины погибли, но мы можем проследить развитие их рисунка по росписи керамики. Греческое искусство оказало огромное влияние на этрусские настенные росписи — самую многочисленную группу фресок, сохранившихся от доримского классического мира.
Этрусские фрески дошли до нас благодаря обычаю украшать ими подземные гробницы. Вероятно, это искусство имело религиозную цель: увековечить погребальные обряды и воссоздать привычную обстановку в жилище умершего.
Древнейшей известной расписной гробницей в Этрурии является гробница Уток в Вейях. Её стены разделены на красные и жёлтые зоны горизонтальными полосами, на которых изображён ряд птиц. Цвета и рисунок напоминают субгеометрическую керамику VII века до н.э. В гробнице Кампана, также в Вейях, нарисованные сцены обрамляют дверной проём, а всё свободное пространство заполнено изображениями животных и растений.
В Черветери также были ранние расписные гробницы. Найденные там расписные терракотовые плиты свидетельствуют, что росписями украшали не только гробницы, но и жилые здания. Выделяются две серии плит, расписанных чёрным, белым, коричневым и красным цветами на светлом фоне.
Пять плит из Бокканеры (середина VI века до н.э.) демонстрируют влияние коринфской вазописи. На них изображены сфинксы и неподвижно стоящие фигуры (Британский музей, Лондон). Более плавные линии плит из Кампаны (Лувр, Париж) свидетельствуют об ионийском вкусе: здесь появляется движение, а фигуры тщательно скомпонованы.
С середины архаического периода до эллинистических времён величайшим центром росписи гробниц была Тарквиния. Обычно использовалась техника фрески: на оштукатуренные стены наносили контуры изображения и заполняли их краской, пока штукатурка оставалась влажной. Некоторые росписи можно увидеть в самих гробницах, другие хранятся в Национальном музее Тарквинии.
Архаические росписи двухмерны. Головы нарисованы в профиль, плечи — в фас, а ноги — снова в профиль. Художники заполняли эти контуры ровным цветом, добавляя некоторые детали. В палитру были добавлены синий и зелёный цвета.
Картины этрусков полны бурной жизни, отражая их уверенность в себе. Повторяются погребальные темы, такие как пиры и атлетические игры, но появляются и другие стороны жизни. В Гробнице быков (540–530 гг. до н.э.) главная сцена иллюстрирует греческий эпос, но есть и эротические сюжеты.
На стенах Гробницы авгуров изображены сцены погребального ритуала и спорта. В Гробнице охоты и рыбалки — беззаботные сцены на открытом воздухе, а в Гробнице жонглёров — представление в честь усопшего. Гробница барона иллюстрирует спокойный момент поклонения.
В некоторых позднеархаических гробницах на торцевой стене изображены пиршества, а на боковых — музыканты и танцоры. В Гробнице леопардов две фигуры лежат на трёх ложах, а обнажённые юноши подают вино. В прекрасной гробнице Триклиниума (ок. 470 г. до н.э.) изображены лирист, флейтист и энергичные танцовщицы, чьи драпировки подчёркивают движение. Рисунок демонстрирует мастерство, знакомое по аттической краснофигурной керамике.
В это время обычай расписывать гробницы распространился вглубь страны. В IV веке до н.э. в изобразительном искусстве произошли решающие изменения. В рисунке на расписной керамике и гравированной бронзе создаётся впечатление трёхмерного пространства, фигуры изображаются в сложных позах и с ракурсами. Эти приёмы использовались и в монументальной живописи, где для передачи объёма добавлялись тени и блики. Сцена борьбы грека с амазонкой на саркофаге из Тарквинии (Археологический музей, Флоренция) иллюстрирует позднеклассическую работу с линейной перспективой и цветовыми тонами. Возможно, она была написана греческим художником.
Как и в других видах этрусского искусства, в эллинистических росписях появляются уныние и озабоченность смертью. Появляются страшные демоны, провожающие умерших в подземный мир. Однако сильные семейные чувства преобладают в таких картинах, как в гробнице Щитов в Тарквинии, где последовательные поколения изображены на пирах. Художник пытался передать индивидуальность, а рядом с портретами написаны имена.
Иногда проявляется и гражданская гордость, как в иллюстрации спасения этрусских пленников из гробницы Франсуа в Вульчи (музей Торлония, Рим). Такие сцены напоминают нам о славном прошлом этрусков и их вкладе в римскую культуру.
Малые искусства этрусков
В отсутствие сохранившихся изделий из дерева, кожи или текстиля о малых искусствах этрусков следует судить в основном по их керамике и изделиям из металла. Поскольку и личные вещи, и предметы быта помещались в гробницы, они дошли до нас в значительном количестве.
Традиционная керамика культуры Вилланова имела характерные для италийского железного века формы: обожжённая, коричневая или чёрная, с резным декором. В VIII веке до н.э. мастера начали копировать формы и узоры греческого импорта. К 700 г. до н.э. местные гончары уже подражали коринфской посуде, украшая её тёмной краской с изображениями чудовищ, животных и людей из ориентализирующего репертуара.
Этрусская керамика
Основная форма древней керамики, разработанная этрусками, — это чёрная, блестящая посуда под названием буккеро, которая появилась до середины VII века до н.э. Иногда она повторяла формы культуры Вилланова с врезанным декором, но всё чаще копировала греческую керамику. В архаический период буккеро стали тяжёлыми и чрезмерно украшенными, и в V веке до н.э. их производство прекратилось. См. также: Хронология гончарного производства.
Примерно до 550 г. до н.э. на этрусских рынках доминировал коринфский чернофигурный импорт. Позже стало очевидным ионийское влияние, и ионийские мастера даже работали в Этрурии. Их самыми выдающимися изделиями являются керетанские гидрии — серия кувшинов для воды, изготовленных в Черветери.
Афинские гончары производили специальные экспортные изделия для Этрурии и, по мере роста популярности их превосходной чернофигурной и краснофигурной керамики, монополизировали торговлю. Тем временем этрусские гончары производили чернофигурные вазы греческих форм. Роспись на них редко была элегантной, но обычно смелой и живой.
Этруски медленно осваивали настоящую технику краснофигурной росписи. Сначала они просто рисовали фигуры красным по чёрному фону. Лишь к концу V века до н.э. стали изготавливаться вазы с тонкой краснофигурной росписью, в точности повторяющие аттический стиль, в основном в Вульчи и Чивита-Кастеллана.
Южноитальянские школы также повлияли на этрусскую керамику IV века до н.э. Популярность приобрела чернолаковая керамика, а в эллинистический период в центральной Этрурии стали изготавливать сложные формы ваз, посеребрённые для имитации металла.
Работа с драгоценными металлами
Греки высоко ценили этрусские изделия из металла, особенно их золотые украшения и бронзу. Бронза использовалась для изготовления самых разнообразных изделий: от украшений до доспехов, от конской сбруи до домашней мебели. Её ковали, отливали, гравировали и украшали рельефами.
Из бронзы изготавливали сосуды для вина, ковши, ситечки, канделябры и курильницы. Часто они были тонко украшены.
К личным вещам относятся мужские шлемы и доспехи, а также изящные предметы женского туалета: шкатулки для гребней, резные пудреницы, флаконы для духов и замечательные ручные зеркала, на обратной стороне которых гравировались мифологические и бытовые сцены.
Этрусские декоративные изделия
Среди предметов роскоши выделялись янтарь и слоновая кость. Первая использовалась в основном для украшений, вторая — для чаш, гребней и шкатулок. Из разноцветного стекла делали бусы и флаконы для духов. Полудрагоценные камни гранили и использовали в кольцах. Золото и серебро шло на изготовление кубков, кувшинов и, прежде всего, украшений.
Этрусские ювелирные изделия славятся своим мастерством, особенно золотые изделия с использованием техники грануляции. В VII веке до н.э. в них смешивались италийские формы и восточные орнаменты, но позже преобладал эллинский вкус. Броши, булавки, кольца, браслеты и серьги были изысканно обработаны в современных художественных стилях, свидетельствуя о хорошем вкусе и любви к роскоши этрусской знати.
Наследие этрусского искусства
Современные историки искусства по-разному оценивают достижения этрусков. Некоторые считают их простыми подражателями, перенимавшими греческие формы с малой долей оригинальности. Действительно, долгие годы место этрусского искусства среди других средиземноморских культур вызывало жаркие споры.
В 1879 году Ж. Марта писал: «Единственным большим несчастьем этрусского искусства было то, что оно так и не успело сформироваться». Некоторые современные критики считают, что это искусство демонстрирует полное отсутствие оригинальности и является лишь провинциальным отражением греческого. Но см. также: Классическое возрождение в современном искусстве (1900–1930).
Другая, не менее крайняя точка зрения, утверждает полную независимость искусства древней Тосканы. Обе позиции слишком категоричны. Истина, вероятно, находится посередине. Бесспорно, на этрусское искусство постоянно и благотворно влияли художники из Греции и Великой Греции (южной Италии).
Без учёта этого влияния этрусское искусство понять невозможно. Но творчество этрусков не было рабским подражанием. Оно было результатом таланта, вкуса и духа, которые являлись индивидуальными чертами этого народа, сумевшего с VII века до н.э. развить в Тоскане самобытную цивилизацию.
Не имея собственной развитой традиции в изобразительном искусстве, этруски вдохновлялись эллинскими стилями на протяжении всего своего развития. Однако, не имея исторического и интеллектуального опыта греков, этрусские художники иногда создавали работы более низкого качества.
Этрусское искусство нельзя ставить в один ряд с греческим, но его достоинства выделяют его среди современных ему италийских культур. Этруски всегда были избирательны в выборе греческих образцов. Когда их художники тщательно следовали им, они приближались к эллинским шедеврам. Когда же они адаптировали греческие формы к этрусским традициям и вкусу, они тонко преобразовывали их, создавая нечто своё.
Этруски также должны занять своё место в истории как важнейшие посредники между греками и римлянами. Пользуясь богатыми ресурсами своей родины, они восприняли цивилизацию своих греческих современников.
В период раннего развития Рима соседние этруски были признанным источником культуры (особенно для кельтских художников гальштатского и латенского стилей) и принесли в Рим многие эллинские формы, например, технологию строительства арок и сводов, а также традиции гладиаторских боёв и гонок на колесницах. Природный талант к рисованию подчёркивает достижения этрусков в малых искусствах, особенно в гравировке на металлах. Вероятно, именно в ювелирном деле и декоративном искусстве этруски в наибольшей степени проявили своё техническое мастерство.
Сокровища из гробниц ориентализирующего периода отличаются характерным богатством и проработкой, а некоторые этрусские украшения VII и VI веков действительно представляют собой высочайший уровень ювелирного искусства.
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из «Истории искусства» под главной редакцией сэра Лоуренса Гоулинга (1995) — выдающегося справочного произведения, которое мы настоятельно рекомендуем всем любителям искусства.
ДРЕВНИЕ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ
Обзор примитивных форм искусства, включая живопись, скульптуру и декоративное искусство: Искусство античности.
РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ИСКУССТВА
Определения, значения и объяснения различных искусств см. в разделе Типы искусства.
КУЛЬТУРЫ ЖЕЛЕЗНОГО ВЕКА
Для получения информации о хронологии доисторического искусства, включая даты и события, см.: Хронология доисторического искусства. Чтобы ознакомиться с более поздними работами, см.: Хронология истории искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?