Греческая керамика 2 346 слов читать ~16 мин.Раздел в процессе наполнения и корректировки
В отсутствие большого количества сохранившихся произведений монументальной живописи и оригинальной скульптуры Древней Греции, именно керамика является ключевым показателем уровня развития греческой цивилизации и основным источником информации об эволюции греческого искусства. Гончары производили широкий спектр древней глиняной посуды всех форм и размеров и украшали её абстрактными, историческими и мифологическими сюжетами в различных стилях, которые развивались в период с 3000 по 300 год до н.э. (См. также: История и виды керамического искусства.)
К важнейшим стилям вазописи относились: геометрический, чернофигурный, краснофигурный и белофонный. Но, несмотря на эстетические достижения многих выдающихся греческих керамистов, пластическое искусство керамики в классической античности никогда не пользовалось таким большим уважением, как изящные (изобразительные) искусства. Больше всего ценилась монументальная живопись, за ней следовали архитектура, греческая скульптура и ремёсла с использованием золота, слоновой кости и драгоценных камней.
Древнегреческая скульптура
Для получения подробной информации об истории, стилях и известных скульпторах, создававших греческие статуи, рельефы и другие произведения, см. соответствующие статьи:
Архаический стиль
Дедальский стиль
Ранний классический период
Высокий классический период
Поздний классический период
Эллинистический период
Эллинистические статуи и рельефы
Живопись Древней Греции
Для получения информации о её истории, стилях и известных художниках см.:
Живопись: архаический период
Живопись: классический период
Эллинистическая живопись
Наследие эллинистической стенописи и станковой живописи
История изобразительного искусства
Информацию о важных датах в развитии изобразительного и других форм искусства см.:
История живописи: хронология.
Подробнее о стилях и жанрах художественных движений см.:
История искусства.
Греческие ремёсла
Краткое введение в искусство и практику обработки металла в Древней Греции см.: Древнегреческая металлообработка.
Греческая керамика каменного века
Керамические изделия впервые появились на берегах Эгейского моря в эпоху неолита (около 7000–3500 до н.э.). Примерно в это же время гончарство возникло и в Шумере, но шумерское общество развивалось быстрее, чем в Эгейском регионе. В результате искусство Месопотамии стало передовым в производстве изысканной керамики.
Примечание. Самые древние известные керамические сосуды были найдены в Восточной Азии: керамика из пещеры Сяньжэньдун (около 18 000 лет до н.э.), и в Восточной Европе: керамика из пещеры Вела Спила (около 15 500 лет до н.э.) в Хорватии.
Все ранние изделия были сделаны вручную и не украшались, хотя греческие гончары постепенно вводили различные декоративные эффекты с использованием чёрных и красных пигментов. Между местными школами не было общего стиля. Основными центрами гончарного производства были Фессалия и Крит. В Фессалии предпочитали простой красный монохромный узор с редкими прямолинейными элементами, основанными на вертикальных или диагональных линиях, в то время как критские (раннеминойские) гончары специализировались на полированной посуде: любой орнамент на ней обычно был процарапан. Подробнее о ранних абстрактных мотивах, используемых в европейском искусстве, см.: Доисторические абстрактные знаки (40 000–10 000 лет до н.э.).
Ключевые даты в истории Древней Греции
Ок. 1250 г. до н.э. — Троянская война.
Ок. 1200–1100 гг. до н.э. — Дорийские вторжения.
Ок. 1100–750 гг. до н.э. — «Тёмные века» в Греции.
Ок. 950 г. до н.э. — Создание греческого алфавита.
776 г. до н.э. — Первые Олимпийские игры.
Ок. 750 г. до н.э. — Основание греческих колоний в Италии.
Ок. 750–700 гг. до н.э. — Создание поэм Гомера.
Ок. 730–710 гг. до н.э. — Первая Мессенская война.
Ок. 640–630 гг. до н.э. — Вторая Мессенская война.
569 г. до н.э. — Рождение Пифагора на Самосе.
510 г. до н.э. — Установление демократии в Афинах.
499–449 гг. до н.э. — Греко-персидские войны.
490 г. до н.э. — Марафонская битва.
480 г. до н.э. — Битва при Фермопилах.
468–456 гг. до н.э. — Строительство храма Зевса в Олимпии.
461–445 гг. до н.э. — Первая Пелопоннесская война.
447–432 гг. до н.э. — Строительство комплекса Афинского акрополя при Перикле.
447–432 гг. до н.э. — Строительство Парфенона.
Ок. 420-х гг. до н.э. — Строительство храма Афины Ники.
399 г. до н.э. — Суд и казнь Сократа.
380 г. до н.э. — Платон основывает Академию в Афинах.
336 г. до н.э. — Начало правления Александра Македонского.
335 г. до н.э. — Аристотель основывает Ликей в Афинах.
333 г. до н.э. — Александр побеждает персов в битве при Иссе.
332 г. до н.э. — Основание Александрии в Египте.
323 г. до н.э. — Смерть Александра Македонского.
168 г. до н.э. — Римляне разгромили греков в битве при Пидне.
146 г. до н.э. — Греция попадает под власть Рима.
86 г. до н.э. — Римляне под предводительством Суллы грабят Афины.
30 г. до н.э. — Завершение эллинистического периода, конец эпохи «Древней Греции».
Греческая керамика раннего бронзового века (ок. 3000–2000 гг. до н.э.)
Примерно с 3000 лет до н.э. искусство Эгейского моря на Пелопоннесе и в восточном Средиземноморье развивалось под влиянием Фессалии, ставшей ведущим центром гончарного дела. Формы и стили керамики начали испытывать сильное влияние параллельно развивавшегося искусства обработки металла.
Тем временем на Кикладах (островах в южной части Эгейского моря) появились новые виды керамики, включая так называемую «посуду Сескло», для которой был характерен геометрический орнамент с процарапанными спиралями и морскими мотивами. Для критской керамики также были характерны геометрические узоры: сначала тёмной краской на светлом глиняном фоне, затем — белой по тёмной краске. Раннеминойские формы — кувшины с высоким горлышком и сосуды для питья с длинным носиком, напоминающие чайники.
Греческая керамика среднего бронзового века (ок. 2000–1600 гг. до н.э.)
После завоевания материковой Греции индоевропейскими племенами около 2100 г. до н.э. там появилась новая форма керамики, названная минийской. Как правило, однородного серого цвета, минийская посуда была первым типом греческой керамики, изготовленной на гончарном круге, что сделало её производство более быстрым и дешёвым. На островах продолжилась традиция ручной лепки с прямолинейным орнаментом сиреневого или чёрного цвета на белой поверхности. Но лучшая керамика производилась на Крите во время расцвета минойского протодворцового периода (2000–1800 гг. до н.э.), когда были построены великие дворцы в Кноссе и Фесте. Ярким примером являются изделия в стиле Камарес, фестском стиле, выполненные на гончарном круге и украшенные красно-белыми цветочными и геометрическими узорами на чёрном фоне. Минойская керамика имела гораздо более сложный орнамент, богатое художественное оформление и широкую цветовую гамму. Она активно экспортировалась по всему восточному Средиземноморью.
Греческая керамика позднего бронзового века (ок. 1600–1100 гг. до н.э.)
Минойское керамическое искусство продолжало доминировать и в новодворцовый период на Крите (1650–1425 гг. до н.э.), который ознаменовал собой расцвет минойской цивилизации.
Именно в это время стиль «светлое на тёмном» был вытеснен стилем «тёмное на светлом». Это оказало огромное влияние на творчество других греческих гончаров как на материке, так и на островах вплоть до 1425 г. до н.э., когда Крит был завоёван микенцами. Хотя микенцы пытались копировать плавные и естественные образы минойцев, их изделия были более схематичными и менее реалистичными, чем оригиналы. Тем не менее, они производились массово и экспортировались во многие соседние страны.
Греческая керамика в «тёмные века» (1100–900 гг. до н.э.)
В XII веке до н.э. Греция и острова Эгейского моря были захвачены дорийцами, примитивными племенами с севера. Их господство в течение следующих двух столетий привело к общему упадку искусства и ремёсел. В это время более безопасное расположение Афин позволило им стать новым центром керамического производства. Здесь развивались стили, основанные на переработке микенских традиций: сначала так называемая субмикенская керамика, а затем — более строгий протогеометрический стиль, характеризующийся узорами из точных концентрических окружностей. Протогеометрические вазы — одни из немногих сохранившихся образцов греческого изобразительного искусства того периода, поскольку скульптура, архитектура и фрески до нашего времени не дошли. Протогеометрический стиль, зародившийся в Афинах, оказал значительное влияние на гончаров всего региона.
Греческая керамика геометрического стиля (ок. 900–725 гг. до н.э.)
Геометрический стиль в керамике процветал в IX и VIII веках до н.э. Выйдя далеко за рамки простых круговых узоров протогеометрического периода, вазы этого стиля стали одними из лучших образцов греческого изобразительного искусства. Часто сосуды создавались в соответствии со строгой системой пропорций. В некоторых примерах (например, дипилонская амфора, датируемая ок. 750 г. до н.э., Национальный археологический музей, Афины) высота ровно вдвое больше ширины, а горлышко составляет ровно половину высоты. Выбор декоративных узоров также был тщательно продуман: орнамент подчёркивал определённые части сосуда и его форму. Геометрическое искусство в керамике иногда сравнивают с эпической поэзией Гомера, созданной в ту же эпоху.
В эпоху ранней геометрии (около 900–850 гг. до н.э.) роспись оставалась чисто абстрактной. Это был так называемый «чёрный дипилонский» стиль, для которого характерно использование чёрного лака. Однако в период средней геометрии (около 850–770 гг. до н.э.) на вазах появляются фигурные изображения. Сосуды стали украшать фризами с изображениями животных (коз, гусей, лошадей). Эти мотивы отражали статус и богатство владельцев. Одновременно узоры становились сложнее и покрывали всю поверхность сосуда. Позже в орнамент были включены и человеческие фигуры, изображающие колесничные процессии, битвы, похороны и другие сцены.
В течение позднего геометрического периода (770–725 гг. до н.э.) появляются изображения, отсылающие к событиям из греческой мифологии. Этот фигуративный стиль распространился по всей Древней Греции, за исключением Крита, где продолжали преобладать абстрактные мотивы. И хотя возникли другие центры производства керамики (особенно в Коринфе), аттическая школа под предводительством Афин оставалась доминирующей.
Ориентализирующий стиль в греческой керамике (ок. 725–600 гг. до н.э.)
Возобновление контактов и торговых связей между Грецией и Ближним Востоком (особенно с городами-государствами Малой Азии, современной Турции) оказало большое влияние на керамический дизайн. Ведущую роль в этом процессе занял Коринф. Новый стиль, первоначально появившийся на миниатюрных сосудах, которыми славился этот город, был известен как протокоринфский. Он отличался широким набором мотивов, включая криволинейные узоры, а также ряд фантастических существ — сфинксов, грифонов, сирен и химер. Их обычно располагали фризами по окружности сосуда, а в качестве вспомогательных украшений использовали изображения цветов лотоса и пальметт. Человеческие фигуры встречались реже и обычно изображались в виде силуэтов. Коринфская керамика оказала заметное влияние на Афины, хотя аттический вариант восточного стиля (известный как протоаттический) сохранил типичные сцены геометрического периода и отдавал предпочтение линейным рисункам, а не силуэтам.
Древнегреческая керамика в чернофигурном стиле
Именно на протокоринфских вазах была впервые применена техника, известная как чернофигурная: сначала фигуры рисовали чёрным силуэтом, а затем процарапывали на них детали. Дополнительные штрихи наносили пурпурной или белой краской.
Чернофигурный стиль создавался с помощью сложного трёхступенчатого обжига. Сначала на поверхность сосуда наносили шликер (жидкую глину). Затем сосуд обжигали в печи с доступом кислорода (окислительная среда), что придавало и сосуду, и шликеру красный цвет. После этого доступ воздуха перекрывали (восстановительная среда), и вся поверхность сосуда становилась чёрной. На заключительном этапе в печь снова подавали кислород. Участки без шликера вновь становились красными, в то время как покрытые шликером области оставались чёрными. Чтобы изобразить детали фигур, мастера процарапывали линии или наносили их белой или пурпурной краской. Излюбленными сюжетами для чернофигурной вазописи были подвиги Геракла и пиршества в честь Диониса.
Греческая керамика в чернофигурном стиле (ок. 600–480 до н.э.)
Хотя этот метод был изобретён в Коринфе, он достиг своей зрелости в руках афинских гончаров в первые 70 лет архаического периода (около 600–480 гг. до н.э.). Это произошло отчасти потому, что Афины вытеснили своего коринфского конкурента с зарубежных рынков, а также потому, что традиционно более крупные аттические сосуды были превосходной основой для нового стиля. Кроме того, усовершенствованные технологии, такие как создание более блестящего чёрного пигмента и нового оранжево-красного, дали Афинам явное преимущество. Начиная с 550 г. до н.э., коринфская керамика переживала значительный упадок, в то время как чернофигурная вазопись достигла своего апогея (550–520 гг. до н.э.). Это было поколение Эксекия, величайшего мастера этой техники. Среди других известных чернофигурных вазописцев и гончаров были Клитий (художник знаменитой «Вазы Франсуа»), Эрготим, Неарх, Лидос, Амасис и Софил. К этому же периоду относится творчество Андокида, который считается изобретателем краснофигурной техники.
Греческая керамика в краснофигурном стиле (ок. 530–480 гг. до н.э.)
К 530 г. до н.э. афинские керамисты начали экспериментировать с новым краснофигурным стилем. В отличие от чернофигурного, где изображения были чёрными на красном фоне, новый стиль предполагал закрашивание фона чёрным, в то время как фигуры оставались красными. Этот метод — по сути, противоположность чернофигурному — давал гораздо большую свободу для прорисовки деталей. Имея более светлую поверхность для работы, греческие вазописцы теперь могли изображать анатомические детали на фигурах и лицах с большей точностью, часто используя ракурсы в три четверти, и начали применять приёмы линейной перспективы. Ранние мастера краснофигурного стиля (около 530–500 гг. до н.э.) использовали как красную, так и чёрную технику, но с 500 г. до н.э. краснофигурный стиль стал доминировать. По мере его развития росписи становились всё более натуралистичными. Художники-керамисты начали специализироваться на определённых типах сосудов. Осваивается ракурс, и наряду со старыми героическими и дионисийскими сюжетами всё большую популярность приобретают сцены из повседневной жизни. К известным вазописцам краснофигурного стиля относятся Дурис, Бриг и Онесим. Чтобы увидеть, как греческая краснофигурная керамика вписывается в общую эволюцию гончарного дела, см.: Хронология гончарного искусства (с 26 000 лет до н.э. по XIX век).
Примечание. О более поздних художниках и стилях, вдохновлённых керамикой Древней Греции, читайте в статье Классицизм в искусстве (начиная с 800-х годов).
Греческая керамика в классический период (ок. 480–330 гг. до н.э.)
Этот период стал свидетелем постепенного упадка вазописи по причинам, которые остаются неясными. Однако растущая тривиальность и сентиментальность рисунков указывают на то, что вазопись теряла оригинальность, и для инноваций оставалось всё меньше возможностей. Важным исключением из этой тенденции была техника росписи по белому фону, которая появилась около 500 г. до н.э. В отличие от чернофигурной и краснофигурной техник, в этом методе использовались краски и позолота на белом глиняном фоне. Хотя это позволяло использовать более широкий диапазон цветов, общий эффект был менее выразительным. Примером этого стиля стали погребальные лекифы конца V века до н.э., чьи изображения отражали безмятежность и гармонию скульптуры Парфенона. Однако в целом, с упадком краснофигурного искусства, греческая керамика утратила свои художественные высоты. Производство ваз продолжалось до III века до н.э. в Крыму и в греческих колониях на юге Италии, где возникли свои региональные школы и краснофигурные стили: керченский, апулийский, кампанский, луканский, пестумский и сицилийский.
Греческая керамика в эллинистический период (ок. 330–30 гг. до н.э.)
На фоне продолжающегося упадка греческой керамики в эпоху эллинистического искусства выделяются только три стиля. Во-первых, это так называемые «мегарские чаши» — полусферические сосуды, которые изготавливались с помощью форм и украшались рельефными орнаментами, имитирующими металлические изделия. Во-вторых, это класс терракотовой скульптуры малых форм (статуэток), ярким примером которой являются задрапированные женские фигуры из Танагры в Беотии. В-третьих, это керамика стиля «западного склона», названная так по месту раскопок на западном склоне Афинского акрополя. Она характеризуется желтовато-коричневым оттенком и белой краской на фоне чёрной глазури. Детали наносились процарапанными линиями; использовались простые нефигуративные мотивы, такие как гирлянды из плюща, лавра и виноградной лозы, а также морские мотивы, например, силуэты дельфинов.
Примечание: одним из ведущих музеев мира, обладающим значительной коллекцией греческой керамики, является Музей Гетти в Лос-Анджелесе, основанный Дж. Полом Гетти (1892–1976).
Производство греческой керамики
Древняя Греция обладала обширными залежами глины, в частности, большим количеством вторичной глины высокого качества. Глиняные отложения в Афинах отличались высоким содержанием оксида железа, который при обжиге давал красновато-оранжевый цвет, в то время как коринфская глина обычно имела кремово-белый оттенок. Также были доступны в меньшем количестве особые глины, такие как каолин, которые использовались в декоративных целях. Например, характерный для греческой керамики чёрный лак (шликер) производился с использованием глины с низким содержанием оксида кальция, но с высоким содержанием оксидов железа. После минойской эры греческие вазы обычно изготавливались на гончарном круге, а декоративные элементы (например, ручки) добавлялись вручную. Греческие гончары наносили на свои сосуды самые разные надписи, обычно двух типов: процарапанные (граффити) и, позже, нарисованные (дипинти). Эта практика использовалась на расписных вазах примерно до 330 г. до н.э., после чего вышла из употребления.
Типы греческих керамических сосудов
Греческая керамика включает вазы, кувшины и чаши всех размеров, от миниатюрных сосудов для благовоний до крупных ёмкостей. Многие сосуды имели конкретное утилитарное или ритуальное назначение, как, например, лекифы, которые использовались в погребальных обрядах.
Алабастрон
Небольшой сосуд для хранения благовоний, имел вытянутую форму и узкое горлышко с широким венчиком.
Амфора
Высокий сосуд с двумя ручками и узким горлышком. Амфоры использовались для хранения и транспортировки вина или масла.
Арибалл
Небольшой сосуд сферической формы с коротким узким горлом и широким венчиком, использовался для хранения ароматических масел.
Гидрия (или кальпида)
Сосуд для воды с тремя ручками: две горизонтальные по бокам для переноски и одна вертикальная сзади для наливания.
Кратер
Большой сосуд с широким горлом, обычно используемый для смешивания вина с водой. Существовали разные типы: колонный кратер, кратер-колокол, волютный кратер и чашевидный кратер.
Лекиф
Сосуд вытянутой формы на ножке с узким горлышком, использовался для хранения оливкового масла. Лекифы часто использовались как погребальные дары.
Лутрофор
Высокий сосуд с длинной тонкой шейкой и раструбом, использовался в свадебных и погребальных ритуалах для воды.
Ойнохоя
Кувшин для вина с одной ручкой и венчиком в форме трилистника для удобного розлива.
Ольпа
Кувшин для воды или вина, разновидность ойнохои.
Пелика
Подобно амфоре, пелика была сосудом для хранения жидкостей, таких как вино и масло. Появилась в период краснофигурной вазописи.
Псиктер
Сосуд грибовидной формы, использовался для охлаждения вина. Его помещали в кратер, наполненный холодной водой или снегом.
Пиксида
Цилиндрическая коробочка с крышкой, обычно использовалась для хранения украшений или косметики.
Стамнос
Сосуд для хранения вина или масла с широким туловом, короткой горловиной и двумя горизонтальными ручками по бокам.
Примечание. Информацию о керамическом искусстве Китая, включая изделия из селадона, фарфор, а также другие типы и стили времён династий Хань, Сун, Мин и других, см. в разделе Китайская керамика.
Для получения дополнительной информации о гончарных изделиях и керамическом искусстве см.: Энциклопедия визуальных искусств. О монументальном искусстве см.: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).
Чтобы узнать о других формах раннегреческой керамики, см. Искусство классической античности.
- Персональная выставка Ларисы Ахмадеевой в Музее-квартире И.И.Бродского
- Греческая живопись, архаический период
- Евгений Заремба. Сомма
Актуализация, корректура: 2025⋅06⋅21 @gem
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.