Греческая керамика читать ~16 мин.
В отсутствие каких-либо значительных произведений оригинальной скульптуры или живописи Древней Греции, керамическая фаянсовая посуда является ключевым показателем уровня развития греческой цивилизации и основным источником информации об эволюции греческого искусства. Гончары производили широкий спектр древней глиняной посуды всех форм и размеров и украшали её абстрактными историческими и мифологическими узорами в различных стилях, которые развивались в период от 3000 до 300 лет до н.э. (См. также: История и виды керамического искусства.)
К важнейшим стилям относились: геометрический, черно-фигурный, красно-фигурный и белый фон. Но, несмотря на эстетические достижения многих выдающихся греческих керамистов, пластическое искусство керамики в классической античности никогда не пользовалось таким большим уважением, как изящное (изобразительное) искусство. Больше всего ценилась монументальная живопись, за ней следовали архитектура, греческая скульптура и ремесла с использованием золота, слоновой кости и драгоценных камней.
Древняя греческая скульптура
Для получения подробной информации об истории, стилях и известных скульпторах, участвовавших в создании греческих статуй, рельефов и т.д., см.:
Архаический стиль
Дедальский стиль
Ранний классический период
Высокий классический период
Поздний классический период
Эллинистический период
Эллинистические статуи и рельефы
Живопись древней Греции
Для получения информации о её истории, стилях и известных художниках см.:
Живопись: Архаическая
Живопись: Классическая
Эллинистическая живопись
Наследие эллинистической росписи и панно
История визуального искусства
Информацию о важных датах в развитии изобразительного и других форм искусства см.:
История живописи: хронология.
Подробнее о стилях и жанрах художественных движений см.:
История искусства.
Греческие ремесла
Краткое введение в искусство и практику обработки металла в Древней Греции см.: Греческая обработка металла.
Греческая керамика каменного века
Керамические изделия впервые появились на берегах Эгейского моря в эпоху неолита (около 7000 – 3500 лет до н.э.). Они появились и в Шумере в то же время, но шумерское общество развивалось быстрее, чем в странах Эгейского моря: в результате искусство Месопотамии стало ведущим производителем прекрасной керамики.
Примечание. Для поиска самых старых известных керамических горшков в мире необходимо взглянуть на Восточную Азию: Пещерная керамика Сяньрэндун (около 18 000 лет до н.э.), и Восточную Европу: керамика Вела Спила (около 15 500 лет до н.э.) из Хорватии.
Все эти ранние формы были сделаны вручную и не украшались, хотя греческие гончары постепенно вводили различные декоративные эффекты с использованием чёрных и красных пигментов для создания того, что иногда называют радужной посудой. Между местными школами не было общего стиля или совпадения. Основными центрами гончарного производства были Фессалия и Крит. Первые предпочитали простой красный монохромный узор с редкими прямолинейными элементами, основанными на вертикальных или диагональных линиях, в то время как критские (ранние минойские) гончары специализировались на полированной посуде: любое украшение обычно было в ней вырезано. Подробнее о ранних абстрактных мотивах используемых в европейском искусстве, см.: Доисторические абстрактные знаки (40 000–10 000 лет до н.э.).
Даты греческой истории
1250 г. до н.э. — Троянская война.
1200–1100 — Дорические вторжения.
1100-700 — Тёмные века Греции.
950 г. — Изобретение греческого алфавита.
776 — Первые Олимпийские игры.
750 — В Италии основаны греческие колонии.
750-700 — Написаны гомеровские стихи.
730-710 гг. — Первая мессенская война.
640-630 гг. — Вторая мессенская война.
569 — Пифагор родился на Самосе.
510 — В Афинах появляется демократия.
497-479 — Персидские войны.
490 — персов разбиты в Марафоне.
480 — Битва при Фермопилах.
468-456 — Построен храм Зевса, Олимпия.
461-445 — Первая Пелопоннесская война.
550-404 — Строительство Акрополя.
449-432 — Построен Парфенон.
420-410 — Построен храм Афины Ники.
399 — Мученичество и казнь Сократа.
380 — Платон основывает Афинскую академию.
336 — Александр Великий вступает во владение империей.
335 — Аристотель основывает лицей в Афинах.
333 — Александр бьёт персов при Иссе.
332 — Основание Александрии в Египте.
323 — Смерть Александра Великого.
168 — Римляне разгромили греков в Пидне.
146 — Грецией правит Рим.
86 — Римляне разграбляют Афины.
30 год до н.э. — Конец эпохи «Древней Греции».
Греческая керамика раннего бронзового века (около 3000 – 2000 гг. до н.э.)
Примерно с 3000 г. до н.э. искусство Эгейского моря на Пелопоннесе и в восточном Средиземноморье приняло Фессалию как ведущий центр гончарного дела, поскольку формы и стили стали испытывать сильное влияние параллельного искусства обработки металла.
Между тем, на Кикладах (южные греческие острова) новые формы керамики включали посуду Sesklo, которая содержала геометрический орнамент с вырезанными спиралями и морскими мотивами. Критская керамика также имела геометрические узоры: сначала тёмной краской на светлом глиняном фоне; затем белым поверх тёмной краски. Ранние минойские формы – кувшины с высоким горлышком и сосуды для питья с длинным носиком, мало чем отличающиеся от чайников.
Греческая керамика среднего бронзового века (около 2000 – 1600 гг. до н.э.)
После завоевания материковой Греции индоевропейскими греками около 2100 г. до н.э., там была представлена новая форма керамики, названная Миньянской посудой. Как правило, однородного серого цвета, миньянская посуда была первым типом греческой керамики, изготовленной на гончарном круге, поэтому её производство было более быстрым и дешёвым. На островах традиция ручной керамики продолжилась с прямолинейным орнаментом сиреневого или чёрного цвета на белой поверхности. Но лучшая керамика производилась на Крите во время расцвета минойского протопространственного периода (2000-1800 гг. до н.э.), когда были построены великие Кносские и Фестские дворцы. Пример – изделия Камарес, фестский стиль, выполненный на колесе и украшенный красно-белыми цветочными и геометрическими узорами на чёрном фоне. Минойская керамика имела гораздо более сложный орнамент, большее художественное оформление и использование цвета. Она широко экспортировалась по восточному Средиземноморью.
Греческая керамика позднего бронзового века (около 1600–1100 гг. до н.э.)
Минойское керамическое искусство продолжало доминировать в неопространственный период Крита (1650–1425 гг. до н.э.), который ознаменовал расцвет минойской цивилизации.
Именно в это время стиль «светлое на тёмном» был заменён стилем «тёмное на светлом». Это оказало огромное влияние на работу других греческих гончаров как на материке, так и на островах до 1425 г. до н.э., когда Крит был завоёван микенцами. Хотя микенцы пытались скопировать плавные образы минойцев, их предметы были более неестественными и менее реалистичными, чем оригиналы, хотя они производились массово в больших количествах и экспортировались во многие соседние страны.
Греческая керамика в средневековье (1100-900 гг. до н.э.)
В XII веке до нашей эры Греция и её острова были захвачены рядом примитивных племён из Северной Греции (дорийцы), чьё некультурное правление в течение следующих двух веков привело к общему краху индустрии искусства и ремёсел. В это время более безопасное расположение Афин привело к тому, что они стали новым греческим центром керамических идей и разработок, которые в основном состояли из переработанной микенской керамики известной как субмикенская посуда, за которой последовал более упорядоченный стиль известный как протогеометрический, характеризующийся узорами с использованием точных концентрических окружностей. Протогеометрические вазы – один из самых ранних сохранившихся видов греческого визуального искусства, поскольку скульптура, архитектура и фрески того периода не дошли до нашего времени. Протогеометрические стили, зародившиеся в Афинах, оказали значительное влияние на гончаров всего региона.
Греческая керамика в геометрическом стиле (около 900-725 гг. до н.э.)
Геометрическое керамическое искусство процветало в IX и VIII веках до нашей эры. Геометрическая керамика, выходящая далеко за рамки круговых узоров раннего протогеометрического периода, это одни из лучших сохранившихся произведений греческого изобразительного искусства. Часто вазы выполнялись по строгой системе пропорций. В некоторых примерах (например, амфора, датируемая ок. 750 г. до н.э. в Афинском национальном музее) по высоте ровно вдвое больше, чем в ширину, а шея – ровно на половине высоты. Кроме того, выбор декоративных узоров был также тщательно продуман, поскольку частичные узоры помогают подчеркнуть определённые части сосуда и выразить его форму. Геометрическое керамическое искусство сравнивают с шаблонной эпической поэзией Гомера (Илиада), написанной в ту же эпоху.
Начнём с того, что в эпоху ранней геометрии (около 900-850 гг. до н.э.) дизайн оставался чисто абстрактным и составлял часть того, что было известно как стиль «чёрный дипилон»: метод производства, характеризующийся использованием чёрного лака. Однако в период Средней Геометрии (около 850–770 гг. до н.э.) появились фигуры, вазы и другие горшки стали украшать полосами с изображениями животных (например, козлов, гусей, лошадей). Эти фигурные мотивы использовались, чтобы отразить статус и богатство владельцев горшков. В то же время узоры стали более сложными и распространились на все участки сосуда. Затем в орнамент были включены человеческие фигуры с изображениями колесничных шествий, битв, похорон и других сцен.
В течение позднего геометрического периода (770-725 гг. до н.э.) появляются некоторые изображения со отсылками на исторические события из греческой мифологии. Такое использование фигуративного дизайна распространилось на все области Древней Греции, кроме Крита, где продолжали преобладать абстрактные мотивы. И хотя возникли другие центры производства керамики (особенно в Коринфе), аттическая школа под руководством Афин оставалась доминирующей.
Восточный стиль греческой керамики (около 725-600 гг. до н.э.)
Возобновление контактов и торговых связей между Грецией и Ближним Востоком (особенно городами-государствами Малой Азии, современной Турции) оказало большое влияние на керамический дизайн и теперь впереди шёл Коринф. Новая идиома, первоначально появившаяся на миниатюрных сосудах, которыми славился Коринф, была известна как прото-коринфская.. Она отличалась более широким набором мотивов, включая криволинейные узоры, а также ряд фантастических существ – сфинксов, грифонов, сирен и химер – обычно расположенных фризами по ширине керамического сосуда или вазы с цветами лотоса и пальметтами, выступающих в качестве вспомогательного украшения. Человеческие фигуры были менее распространены и обычно изображались в виде силуэтов. Коринфская керамика оказала заметное влияние на Афины, хотя последняя версия восточной идиомы (известная как прото-аттическая) сохранила типичные сцены геометрического периода и отдавала предпочтение линейным рисункам, а не силуэтам.
Древняя греческая керамика в стиле чёрных фигур
Именно на прото-коринфских вазах была впервые применена техника известная как черно-фигурная: сначала фигуры рисовали чёрным силуэтом, а затем снабжали резными деталями. Дополнительные штрихи добавляли фиолетовым или белым.
Черно-фигурный стиль получали путём нанесения глиняной смеси (смеси воды и глины) снаружи горшка. Затем сосуд обжигали в печи с наддувом, что окрашивало сосуд и шликер в красный цвет. Однако, если перекрыть подачу воздуха, огонь заставляет высасывать кислород из глины, делая её чёрной. Тщательно рассчитав время, гончары могут убедиться, что только блинчик станет чёрным (потому что он тоньше), а остальная часть горшка останется красной. Чтобы изобразить детали (например) фигуры, делали надрезанные линии или закрашивали их белым или пурпурным. Любимые темы для графических образов чёрных фигур – подвиги Геракла и пирушки Диониса.
Греческая керамика в стиле чёрных фигур (ок. 600-480 до н.э.)
Хотя этот метод керамического дизайна был изобретён в Коринфе, он достиг зрелости в руках афинских гончаров в течение первых 70 лет архаического периода (около 600–480 гг. до н.э.). Это произошло отчасти потому, что Афины вытеснили своего коринфского конкурента с зарубежных рынков, а также потому, что традиционно более крупные аттические сосуды были превосходной средой для нового стиля. Кроме того, усовершенствованные технологии производства, такие как создание более блестящего чёрного пигмента и нового оранжево-красного пигмента, дали Афинам явное преимущество. Начиная с 550 г. до н.э., коринфская керамика претерпела значительный упадок, в то время, когда чёрная достигла своего апогея (550-520 гг. до н.э.). Это было поколение Эксекиаса, величайшего мастера этой техники. Среди других известных чернофигурных гончаров были Клейтиас (художник известной «французской вазы»), Эрготимос, Нерхос, Лидос, Амасис, Андокид, Евфимид и Софилос.
Греческая керамика в стиле красных фигур (около 530-480 гг. до н.э.)
К 530 г. до н.э., афинские керамисты начали экспериментировать с новым красно-фигурным стилем. В отличие от черно-фигурного, где только изображения могли стать чёрными (в то время как фон оставался красным), новый стиль включал закрашивание фона чёрным и оставление фигур красными. Этот метод – по сути, противоположный чёрному стилю – давал гораздо большую свободу выражения при реализации изображений. Имея более светлую поверхность для работы, греческие гончары теперь могли отображать более крупные анатомические детали на своих фигурах и лицах, часто используя трехчетвертные профили и начали использовать линейную перспективу. Ранние гончары в красном стиле (около 530-500 гг. до н.э.) использовали как красные, так и чёрно-фигурные методы, но с 500 г. до н.э. преобладает красный стиль. По мере того, как это происходило, картины становились все более натуралистичными и художники-керамисты начали специализироваться на определённых типах горшков из-за требований новой идиомы. Осваивается ракурс и наряду со старыми героическими и дионисийскими сюжетами все большую популярность приобретают сцены из повседневной жизни. Известные гончары красного стиля: Дурис, Бригос и Онесимос. Чтобы увидеть, как греческая красная фигурная керамика вписывается в эволюцию керамики, см.: Хронология гончарного искусства (с 26 000 лет до н.э. по XIX век).
Примечание. О более поздних художниках и стилях, вдохновлённых керамической посудой Древней Греции, читайте: Классицизм в искусстве (начиная с 800 г.).
Греческая керамика в классический период (около 480–330 гг. до н.э.)
Этот период стал свидетелем прогрессирующего упадка вазной живописи по причинам, которые остаются неясными, хотя растущая тривиальность и сентиментальность рисунков указывает на то, что вазы теряли оригинальность, меньше возможностей оставалось для инноваций. Важным исключением из этого упадка была техника Белой Земли, которая появилась около 500 г. до н.э. В отличие от черно-фигурной и красно-фигурной техники, в которой для создания картин использовались глиняные пластины, в методе «Белая земля» использовались краски и позолота на белом глиняном фоне. Хотя это позволяло использовать более широкий диапазон цветов, общий эффект был менее поразительным. Примером этого нового типа керамики стали погребальные лекифы конца V века, чьи статуи отражали безмятежность скульптуры Парфенона. Однако, в целом, с окончанием красно-фигурного искусства, греческое керамическое искусство упало как по качеству, так и по художественным достоинствам, хотя производство ваз продолжалось до III века в Крыму и в греческих колониях на юге Италии, где существовала группа региональных мастеров. Возникли новые красно-фигурные стили: керченский, апулийский, кампанский, луканский, пестанский и сицилийский.
Греческая керамика в эллинистический период (около 330-30 гг. до н.э.)
На фоне продолжающегося упадка греческой керамики в эпоху эллинистического искусства выделяются только три стиля. Сначала была изготовлена серия чаш с полусферическим резервуаром известная как Мегариан, с использованием форм и рельефных орнаментов в виде медведей, имитирующая металлические чаши. Во-вторых, это класс терракотовой скульптуры (статуэток), примером чего являются задрапированные женские фигуры из Танагры в Беотии. В-третьих, керамика Вест-Слоуп, названная в честь раскопок на западном склоне Акрополя, которая характеризуется желтовато-коричневым оттенком и белой краской на фоне чёрной глазури. Детали были нанесены в виде резных линий с простыми нефигуративными мотивами, такими как фестоны из плюща, лавра и виноградной лозы, а также с морскими мотивами, такими как силуэты дельфинов.
Примечание: современный музей, более всего посвящённый греческой керамике, – это Музей Гетти в Лос-Анджелесе, основанный Дж. Полом Гетти (1892–1976).
Производство греческой керамики
Древняя Греция обладала обширными месторождениями глины, в частности, большим количеством вторичной глины высокого качества. Глиняные отложения в Афинах отличались содержанием оксида железа и оксида кальция, которые давали красновато-оранжевый цвет при обжиге, в то время как коринфская глина обычно имела кремово-белый вид. Также было доступно меньшее количество специальных глин, таких как каолин (каолинит), которые использовались для декоративных целей. Например, характерная для греков чёрная глазурь производилась с использованием глины с низким содержанием оксида кальция, но с высоким содержанием оксидов и гидроксидов железа. После минойской эры, греческие вазы обычно изготавливались с использованием гончарного круга, к горшкам добавлялись декоративные элементы ручной работы (например, ручки). Греческие гончары наносили на свои горшки самые разные надписи, обычно двух типов: вырезанные (граффито) надписи, а позже нарисованные (дипинто) надписи. Они использовались на расписных вазах примерно до 330 г. до н.э., когда эта практика пришла в упадок.
Типы греческих керамических сосудов
Это вазы, кувшины и чаши всех размеров, включая миниатюрные парфюмерные контейнеры, а также ряд других сосудов с формальными функциями, такие как маленькие лекифы (лекитои) используемые в качестве надгробий.
Алабастрон
Небольшой контейнер для хранения духов, у него было широкое горлышко или короткое узкое горлышко.
Амфора
Высокий кувшин с двумя ручками и узким горлышком. Амфоры использовались для хранения вина или масла.
Арибалл
Небольшой горшок, используемый для хранения масла, у него была сферическая форма, короткое узкое горло и широкая горловина.
Гидрия (или кальпида)
Кувшин для воды с двумя горизонтальными ручками для переноски. У большинства гидрий также была третья ручка, прикреплённая сзади для заливки.
Кратер
Кувшин, обычно используемый для разбавления вина водой. Представлял собой большой сосуд с широким корпусом и основанием и обычно с широким горлом. Ручки крепились либо возле основания, либо на его плечах. К разным типам относятся: кратер-колонна, кратер-колокольчик, кратер-улитка и кратер-чашечка.
Лекиф
Обычно использовался для хранения мазей или масел. Лекитои часто использовались как погребальные сосуды.
Лутрофор
Высокий сосуд для свадеб и похорон, с длинной тонкой горловиной и расширяющимся горлом. Лутрофоры в черно-фигурном стиле обычно были погребальными сосудами.
Ойночо
Кувшин для вина.
Ольпе
Кувшин для воды или вина.
Пелика
Подобно амфорам, пелики были сосудами для жидкостей, таких как вино и масло и были изготовлены в период Красной фигуры.
Псиктер
Используется как охладитель вина с широким корпусом, высоким цилиндрическим основанием и короткой шейкой. Позже к псиктерам прикрепляли ручки к плечам.
Пиксида
Контейнер цилиндрической формы с круглой крышкой, обычно используемый для хранения украшений или косметики.
Стамнос
Красно-фигурный сосуд для хранения, с короткой горловиной, плоским ободком и прямым корпусом, сужающимся к основанию. У большинства стамносов ручки были в самой широкой части.
Примечание. Информацию о керамическом искусстве в Китае, включая изделия из селадона, фарфора, а также другие типы и стили времён Хань, Сун, Мин и других династий, см. в разделе Китайская керамика.
Для получения дополнительной информации о гончарных изделиях и керамическом искусстве см.: Энциклопедия визуальных искусств. О монументальном искусстве см.: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.).
Чтобы
узнать о других формах раннегреческой керамики, см. Искусство классической античности.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?