Величайшие архитекторы читать ~19 мин.
На протяжении тысячелетий архитектура была основной формой монументального искусства. До эпохи Возрождения она была преимущественно религиозным искусством: и древнеегипетская архитектура (с 3000 года до н.э.), и греческая архитектура (около 900–27 гг. до н.э.) были выражением глубокой религиозности. Затем появилась римская архитектура — очень целеустремлённый тип светского публичного искусства, после чего наступил период Тёмных веков (около 400–800 гг.), отмеченный упадком монументального строительства в Западной Европе. Под влиянием средневекового культурного возрождения при дворах Каролингов и Оттонов возникло первое общеевропейское движение, известное как романская архитектура, которое впоследствии переросло в более яркую готическую архитектуру. Кроме религии, все эти стили объединяло то, что архитекторы, дизайнеры и мастера-каменщики, участвовавшие в их создании, оставались анонимными. За исключением небольшого числа средневековых художников, чьи имена нам известны, здания, построенные до эпохи искусства Возрождения, были спроектированы и возведены неизвестными мастерами. (Заметными исключениями являются великий египетский архитектор Имхотеп, живший в XXVII веке до н.э., и римлянин Витрувий, творивший около 78–10 гг. до н.э.).

Таким образом, наш список начинается с XV века и насчитывает более 100 величайших архитекторов мира. Они спроектировали многие из лучших соборов, базилик, аббатских церквей, часовен, дворцов, муниципальных зданий, оперных театров, библиотек, университетов, художественных галерей, музеев, небоскрёбов, терминалов аэропортов, банков и частных домов. Стили варьируются от ренессанса, барокко, неоклассицизма до готического возрождения, боз-ара и Второго ампира, а также модернизма в «интернациональном стиле» и современных форм постмодернизма, таких как деконструктивизм. Кроме того, в наш список включены некоторые из наиболее влиятельных архитектурных бюро.
Краткий обзор основных форм архитектурного проектирования во всем мире см. в статье: «Архитектура: история, стили» (с 3000 года до н.э. и далее).
Обратите внимание: все архитекторы перечислены в хронологическом порядке, и для каждого из них приведены сведения о его величайших зданиях.
Архитекторы эпохи Возрождения
Филиппо Брунеллески (1377–1446)
Ведущий архитектор флорентийского раннего Возрождения.
Флорентийский собор (1420–1436)
Базилика Сан-Лоренцо, Флоренция (1420–1469)
См.: Художники раннего Возрождения.
См.: Флорентийский собор, Брунеллески и Возрождение (1420–1436).
Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472)
Архитектор и скульптор семьи Медичи, известный своими инженерными и дизайнерскими навыками.
Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция (1445–1460)
Палаццо Веккьо, Флоренция (1450-е) (перестроен и перепроектирован)
Перестройка виллы Медичи в Каффаджоло, Муджелло (начата в 1452)
Леон Баттиста Альберти (1404–1472)
Центральная фигура в архитектуре кватроченто (итальянского XV века) после Брунеллески.
Палаццо Ручеллаи, Флоренция (1446–1451)
Церковь Санта-Мария-Новелла, Флоренция (фасад) (1458–1471)
См.: Ренессанс во Флоренции.
Джулиано да Сангалло (1443–1516)
Наиболее важный архитектор переходного периода к Высокому Возрождению.
Церковь Санта-Мария-делле-Карчери, Прато (1485–1506)
Палаццо Гонди, Флоренция (1490–1494)
Палаццо делла Ровере, Савона (1496)
Донато Браманте (1444–1514)
Важнейший архитектор итальянского Высокого Возрождения.
Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан (1492–1498)
Темпьетто-ди-Сан-Пьетро, Рим (1502)
См.: Ренессанс в Риме.
Микеланджело (1475–1564)
Революционный скульптор, художник и архитектор. Ключевая фигура Высокого Возрождения и маньеризма.
Лауренцианская библиотека, Флоренция (1524–1571)
Купол базилики Святого Петра (проект и начало работ) (1546–1564)
Бальдассаре Перуцци (1481–1536)
Важный архитектор итальянского Возрождения; один из пионеров маньеризма.
Вилла Фарнезина, Рим (1508–1511)
Палаццо Массимо-алле-Колонне, Рим (1532–1536)
Рафаэль (1483–1520)
Выдающийся дизайнер эпохи Возрождения, известный своими инновациями в области декоративного искусства.
Церковь Санта-Мария-дель-Пополо, Часовня Киджи, Рим (1513)
Палаццо Пандольфини (фасад), Флоренция (1517)
См.: Художники Высокого Возрождения.
Микеле Санмикели (1484–1559)
Известный ученик Браманте; работал в основном в Вероне.
Часовня Петруччи в церкви Сан-Доменико, Орвието (1516–1524)
Палаццо Гримани, Венеция (1540–1562)
Якопо Сансовино (1486–1570)
Важнейший архитектор венецианского Возрождения.
Библиотека Сан-Марко, Венеция (1536–1588)
Лоджетта ди Сан-Марко, Венеция (1537–1540)
Мимар Синан (ок. 1489–1588)
Главный архитектор Османской империи при Сулеймане Великолепном, Селиме II и Мураде III. Спроектировал более 300 крупных зданий. Величайший зодчий классического периода османской архитектуры. См. также: Исламское искусство.
Мечеть Шехзаде, Стамбул (1544–1548)
Мечеть Сулеймание, Стамбул (1551–1558)
Мечеть Селимие, Эдирне (1569–1575)
Джулио Романо (1499–1546)
Лучший ученик Рафаэля; работал на Федерико Гонзага.
Палаццо дель Те, Мантуя (1525–1534)
Каза Романо, Мантуя (1540)
Джакомо Бароцци да Виньола (1507–1573)
Папский архитектор при папе Юлии III и семьи Фарнезе.
Вилла Фарнезе, Капрарола, недалеко от Рима (ок. 1560)
Церковь Иль-Джезу (иезуитов), Рим (проект) (1568)
Андреа Палладио (1508–1580)
Величайшая фигура венецианского Возрождения; известен классическими пропорциями и симметрией.
Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция (1562)
Вилла Капра «Ла Ротонда», Виченца (1566–1591)
Филибер Делорм (ок. 1510–1570)
Один из великих мастеров французского Ренессанса. Преемник мастера-каменщика Жиля Ле Бретона (ум. 1553) в качестве придворного архитектора Франциска I в Фонтенбло.
Джакомо делла Порта (1533–1602)
Находился под влиянием Микеланджело и Виньолы; завершил купол собора Святого Петра по проекту Микеланджело.
Церковь Иль-Джезу (иезуитов) в Риме (крестовый свод, купол, апсида) (1568–1584)
Базилика Святого Петра в Риме (завершение купола) (1588–1590)
См. также: Художники-маньеристы.
Винченцо Скамоцци (1548–1616)
Крупнейший архитектурный теоретик своего времени.
Вилла Пизани «Ла Рокка», Лониго (1576)
Прокурации Нуове, Венеция (1582–1599)
Церковь Сан-Джорджо-Маджоре, Венеция (завершение строительства) (1610)
Архитекторы барокко
Карло Мадерно (1556–1629)
Один из самых значительных архитекторов раннего барокко.
Фасад и купол церкви Сант-Андреа-делла-Валле (с 1608)
Фасад базилики Святого Петра, Рим (1607–1612)
Палаццо Барберини (начало строительства) (1628–1633)
Палаццо Маттеи (1598–1616)
См. также: Итальянские художники барокко.
Иниго Джонс (1573–1652)
Влиятельный английский архитектор; первым внедрил в Англии классические принципы Андреа Палладио (палладианство).
Куинс-хаус в Гринвиче, Лондон (1619–1635)
Банкетинг-хаус в Уайтхолле, Лондон (1622)
Пьетро да Кортона (1596–1669)
Архитектор и мастер-живописец папы Урбана VIII.
Церковь Санти-Лука-э-Мартина, Рим (1635–1664)
Церковь Санта-Мария-ин-Виа-Лата, Рим (1658–1662)
См. также: Квадратура: иллюзорные архитектурные росписи.
Джованни Лоренцо Бернини (1598–1680)
Один из величайших архитекторов и скульпторов эпохи барокко.
Часовня Корнаро, церковь Санта-Мария-делла-Виттория, Рим (1645–1652)
Площадь Святого Петра, Ватикан (1656–1667)
Франсуа Мансар (1598–1666)
Французский классицист, давший своё имя мансардной крыше.
Замок Блуа (крыло Гастона Орлеанского), долина Луары (1638)
Церковь Валь-де-Грас, Париж (1645)
Франческо Борромини (1599–1667)
Ученик Карло Мадерно; главный соперник Бернини в архитектуре.
Церковь Сан-Карло-алле-Куаттро-Фонтане, Рим (1634–1668)
Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, Рим (1653)
Алонсо Кано (1601–1667)
Первый королевский архитектор и художник при Филиппе IV, прозванный «испанским Микеланджело».
Фасад собора в Гранаде (1667)
См. также: Испанское искусство барокко (1600–1700) и Испанские художники барокко.
Луи Лево (1612–1670)
Ведущий архитектор барокко во Франции. Первый главный архитектор Версаля при Людовике XIV.
Церковь Сен-Сюльпис, Париж (с 1646)
Реконструкция Версальского дворца, 1-й этап (1669)
См. также: Французские художники барокко.
Андре Ленотр (1613–1700)
Величайший французский ландшафтный архитектор, главный садовый дизайнер Людовика XIV.
Сады Версальского дворца (с 1661)
Сады Фонтенбло (с 1661)
Сад Тюильри, Париж (1664)
Сэр Кристофер Рен (1632–1723)
Один из величайших архитекторов эпохи барокко и раннего неоклассицизма, один из основателей Лондонского королевского общества.
Шелдонский театр, Оксфорд (1663)
Собор Святого Павла, Лондон (1674–1710)
Королевская обсерватория, Гринвич (1675)
Старый Королевский военно-морской колледж, Гринвич (1696–1712)
Жюль Ардуэн-Мансар (1646–1708)
Главный придворный архитектор; вместе с Шарлем Лебреном был ключевым зодчим Версаля.
Купол собора Дома Инвалидов, Париж (1679–1691)
Зеркальный зал, Версальский дворец (1678)
Большой Трианон, Версальский дворец (1687–1688)
См. также: Французское декоративное искусство.
Об обстановке см.: Французская мебель (1640–1792).
Об архитекторах и мастерах см.: Французские дизайнеры.
Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах (1656–1723)
Выдающийся австрийский архитектор эпохи барокко, находившийся под влиянием Бернини и Борромини.
Городской дворец Лихтенштейнов, Вена (1695–1698)
Церковь Карлскирхе, Вена (1716–1730)
Якоб Прандтауэр (1660–1726)
Австрийский архитектор эпохи барокко; сочетал местные мотивы с итальянскими лепными сводами.
Монастырь в Мельке (1702–1736)
Библиотека монастыря Святого Флориана, Линц (1708–1726)
Иоганн Динценхофер (1663–1726)
Придворный архитектор Лотара Франца фон Шёнборна и других князей-епископов.
Фульдский собор (1704–1712)
Приходская церковь Св. Венцеля, Лицендорф (1715–1718)
См. также: Немецкие художники барокко.
Андреас Шлютер (1664–1714)
Берлинский придворный архитектор и скульптор, известный своим «петровским искусством» в Санкт-Петербурге.
Городской дворец, Берлин (1702)
Большой дворец и дворец Монплезир, Петергоф (1713–1714)
См. также: Немецкое искусство барокко (1550–1750).
Сэр Джон Ванбру (1664–1726)
Английский архитектор эпохи барокко; часто работал с Николасом Хоксмуром.
Замок Говард, Йоркшир (1712)
Бленхеймский дворец, Оксфордшир (1722)
Педро де Рибера (1681–1742)
Один из самых важных архитекторов барокко в Мадриде.
Дворец Торресилья (1716–1731)
Церковь Сан-Каэтано (1722–1737)
Монастырь Уклес (1735)
Иоганн Бальтазар Нейман (1687–1753)
Немецкий архитектор позднего барокко и дизайнер интерьеров в стиле рококо.
Вюрцбургская резиденция (1732–1741)
Базилика Четырнадцати святых помощников, Бад-Штаффельштайн (1742–1774)
Бенедиктинское аббатство в Нересхайме (1747)
Йозеф Эмануэль Фишер фон Эрлах (1693–1742)
Главный придворный архитектор Карла VI в Вене. Специализировался на проектировании фасадов.
Императорская придворная библиотека, дворец Хофбург (начало строительства 1722)
Католический собор в Тимишоаре (ок. 1732–1740)
Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф (1699–1753)
Придворный архитектор Фридриха Великого, короля Пруссии; проекты в стиле барокко и рококо.
Городской дворец в Потсдаме (1744–1752)
Дворец Сан-Суси в Потсдаме (1745–1747)
Бартоломео Растрелли (1700–1771)
Дворцовый архитектор Романовых; ведущий представитель русского, или елизаветинского, барокко.
Смольный собор, Санкт-Петербург (1748–1757)
Зимний дворец, Санкт-Петербург (1754–1762)
Архитекторы неоклассицизма
Жак-Жермен Суффло (1713–1780)
Крупный архитектор эпохи Людовика XV, один из пионеров неоклассицизма.
Расширение Отель-Дьё, Лион (начато в 1741)
Торговая биржа, Лион (1751–1752)
Пантеон (бывшая церковь Св. Женевьевы), Париж (начато в 1757)
См.: Неоклассическая архитектура.
Карл Готтгард Лангганс (1732–1808)
Архитектор-самоучка, работавший в стилях позднего барокко и раннего неоклассицизма.
Бранденбургские ворота, Берлин (1789–1791)
Дворцовый парк Бельведер, дворец Шарлоттенбург, Берлин (1788–1790)
Немецкий национальный театр, Берлин (1800–1802)
Клод-Николя Леду (1736–1806)
Один из ведущих архитекторов-неоклассицистов XVIII века во Франции.
Собор Сен-Жермен, Осер (1762–1764)
Королевская солеварня в Арк-э-Сенан (1773–1793)
Замок Бенувиль (1770–1780)
Жан-Франсуа Шальгрен (1739–1811)
Архитектор Людовика XVIII, возродил базиликальный стиль в церковном зодчестве.
Церковь Сен-Филипп-дю-Руль, Париж (1764)
Триумфальная арка, Париж (начало строительства в 1806)
См.: Неоклассическое искусство.
Томас Джефферсон (1743–1826)
Третий президент США; автор Декларации независимости и архитектор-палладианец.
Усадьба Монтичелло, Вирджиния (1768–1809)
Капитолий штата Вирджиния, Ричмонд (1788)
Ротонда, Университет Вирджинии, Шарлоттсвилл (1822–1826)
Чарльз Камерон (1745–1812)
Главный архитектор Царского Села; пионер греческого возрождения в архитектуре России.
Павловский дворец (1782–1786)
Александровский дворец, Царское Село (1812)
Дворец Разумовского, Украина (1802)
Джон Нэш (1752–1835)
Любимый архитектор Георга IV. Влиятельный градостроитель.
Королевский павильон, Брайтон (1815–1823)
Букингемский дворец, Лондон (1821–1835)
Камберленд-террас, Лондон (1828)
Карлтон-Хаус-террас, Лондон (1827–1832)
Уильям Торнтон (1759–1828)
Создал первоначальный проект неоклассического здания Капитолия США.
Плантация Вудлон, округ Фэрфакс, Вирджиния (1805)
Библиотечный холл, Филадельфия (1789–1790)
Чарльз Балфинч (1763–1844)
Архитектор и градостроитель; работал в федеральном стиле неоклассической архитектуры.
Тонтин-Кресент, Бостон (1793–1794)
Здание законодательного собрания штата Массачусетс, Бостон (1795–1797)
Завершение строительства Капитолия США, Вашингтон (1818–1829)
Бенджамин Латроб (1764–1820)
Первый профессиональный архитектор в Америке; работал в стиле греческого возрождения.
Водопроводная станция Фэрмаунт, Филадельфия (начало строительства в 1799)
Базилика в Балтиморе (1806–1821)
Реконструкция Капитолия США, Вашингтон (1812–1816)
Сэр Роберт Смёрк (1780–1867)
Британский архитектор, работавший в средневековом и неоклассическом стилях. Популяризатор греческого возрождения в Великобритании.
Театр Ковент-Гарден, Лондон (1808)
Британский музей, Лондон (начало строительства 1823)
Главный почтамт, Лондон (1824–1829)
Карл Фридрих Шинкель (1781–1841)
Вместе с Ланггансом преобразил архитектурный облик Берлина.
Концертный зал (Шаушпильхаус), Жандарменмаркт, Берлин (1818–1821)
Дворец Тегель (1821–1824)
Старый музей (1823–1830)
Архитекторы XIX века
Сэр Чарльз Бэрри (1795–1860)
Ведущая фигура викторианской архитектуры, связанная с готическим и неогреческим стилями.
Королевский колледж хирургов, Лондон (1834–1836)
Вестминстерский дворец (Здание парламента Великобритании), Лондон (1839–1852)
Трафальгарская площадь, Лондон (1840–1845)
Ричард Апджон (1802–1878)
Архитектор протестантской епископальной церкви, работал в неоготическом и неороманском стилях.
Церковь Троицы, Нью-Йорк (1839–1846)
Часовня и библиотека Боудин-колледжа, Брансуик, Мэн (1845–1855)
Барон Жорж Эжен Осман (1809–1891)
Префект при Наполеоне III; преобразил городской план Парижа.
Булонский лес (1852)
Авеню Фош (1854)
Бульвар Осман (1860–1870)
Эжен Виолле-ле-Дюк (1814–1879)
Влиятельный теоретик неоготики, реставратор средневековых зданий. Оказал влияние на многих великих архитекторов XIX века.
Реставрация базилики Святой Марии Магдалины, Везле (1840)
Реставрация собора Парижской Богоматери (1845)
Реставрация замка Пьерфон, Уаза (1858–1885)
Джеймс Ренвик (1818–1895)
Влиятельный архитектор эпохи неоготики.
Смитсоновский институт («Замок»), Вашингтон (1847–1855)
Собор Святого Патрика, Нью-Йорк (1858–1879)
Фредерик Ло Олмстед (1822–1903)
Ведущий американский ландшафтный архитектор.
Совместно с Калвертом Воксом спроектировал Центральный парк, Нью-Йорк (1858–1876)
Сотрудничал с Г. Г. Ричардсоном над железнодорожными станциями в Бостоне и Олбани.
Совместно с Воксом и Уильямом Ле Бароном Дженни спроектировал Риверсайд, Иллинойс.
Калверт Вокс (1824–1895)
Один из крупнейших ландшафтных архитекторов XIX века в Америке.
Центральный парк, Нью-Йорк (1858–1876) (совместно с Олмстедом)
Галлодетский колледж, Вашингтон (1866)
Проспект-парк и система парков Бруклина (1866–1873)
Шарль Гарнье (1825–1898)
Французский архитектор, работал с Виолле-ле-Дюком и Гюставом Эйфелем.
Парижская опера (Дворец Гарнье) (1860–1875)
Казино Монте-Карло (1880–1885)
Ричард Моррис Хант (1827–1895)
Выдающийся американский архитектор, известный как «декан американской архитектуры».
Неоклассический постамент Статуи Свободы (1886)
Фасад и Большой зал Метрополитен-музея, Нью-Йорк (1890–1902)
Гюстав Эйфель (1832–1923)
Создатель, пожалуй, величайшего архитектурного сооружения Европы XIX века — Эйфелевой башни (1887–1889) в Париже. Также спроектировал внутренний каркас Статуи Свободы в гавани Нью-Йорка.
Уильям Ле Барон Дженни (1832–1907)
Оказал огромное влияние на американскую архитектуру и был одним из основателей Чикагской школы небоскрёбов.
Здание Home Insurance, Чикаго (1885), один из первых небоскрёбов со стальным каркасом
Здание Ludington, Чикаго (1891)
Первое здание Leiter (1879)
Второе здание Leiter (1889–1891)
Джордж Б. Пост (1837–1913)
Лидер в проектировании ранних небоскрёбов Нью-Йорка.
Здание компании Equitable Life Assurance, Нью-Йорк (1868–1870)
Здание Havemeyer, Нью-Йорк (1891–1892)
Нью-Йоркская фондовая биржа (1901–1904)
Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886)
Один из величайших американских архитекторов XIX века; работал в неороманском и неоготическом стилях.
Церковь Троицы, Бостон (1872–1877)
Здание суда и тюрьмы округа Аллегейни (1883–1888)
Оптовый магазин Marshall Field, Чикаго (1885–1887)
Отто Вагнер (1841–1918)
Венский архитектор, известный своими орнаментальными проектами в стиле модерн.
Станция городской железной дороги Карлсплац, Вена (1898)
Императорский почтовый сберегательный банк, Вена (1904–1906)
Церковь Ам-Штайнхоф (Церковь Святого Леопольда), Вена (1905–1907)
Антонио Гауди (1852–1926)
Каталонский архитектор, известный своими неоготическими и биоморфными формами в стиле модерн (каталонский модернизм). Его уникальный стиль делает его одним из величайших архитекторов конца XIX века.
Храм Святого Семейства, Барселона (начало строительства в 1883)
Дом Мила, Барселона (1906–1910)
Парк Гуэль, Барселона (1900–1914)
Кэсс Гилберт (1859–1934)
Пионер архитектуры в стиле бозар — роскошного смешения ренессанса и барокко.
Капитолий штата Миннесота, Сент-Пол (1895–1905)
Таможенный дом Александра Гамильтона, Нью-Йорк (1901–1907)
Вулворт-билдинг, Нью-Йорк (1910–1913)
Виктор Орта (1861–1947)
Архитектор в стиле ар-нуво, известный своими декоративными конструкциями из стекла и чугуна.
Отель «Тассель», Брюссель (1894)
Отель «Ван Этвельде» (интерьер), Брюссель (1895–1898)
Музей Орта, Брюссель (1898–1902)
Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
Один из основателей Венского сецессиона вместе с Густавом Климтом и Йозефом Хоффманном.
Здание сецессиона, Вена (1897–1898)
Свадебная башня, Дармштадт (1908)
Эктор Гимар (1867–1942)
Один из самых известных архитекторов и дизайнеров в стиле ар-нуво.
Замок Беранже: входные ворота, Париж (1894–1898)
Парижский метрополитен: входные павильоны (1898–1905)
Отель Гимар, Париж (1912)
Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959)
Один из величайших американских архитекторов и пионер «архитектуры прерий»; сторонник «органической архитектуры».
Дом Роби, Чикаго (1908–1910)
«Дом над водопадом», Беар-Ран, Пенсильвания (1936–1937)
Административное здание Johnson Wax, Расин, Висконсин (1936–1939)
Башня Прайса, Оклахома (1955)
Музей Соломона Гуггенхайма, Нью-Йорк (1956–1959)
Чарльз Ренни Макинтош (1868–1928)
Архитектор, дизайнер мебели, художник; работал на стыке движения «Искусства и ремёсла» и модерна.
Здание Glasgow Herald (1893–1895)
Школа искусств в Глазго (1897–1909)
Хилл-Хаус, Хеленсборо (1902–1903)
См. также: Школа Глазго.
Петер Беренс (1868–1940)
Основатель Немецкого Веркбунда; оказал влияние на Гропиуса, Ле Корбюзье и Миса ван дер Роэ.
Турбинный цех AEG, Берлин (1908–1909)
Посольство Германии, Санкт-Петербург (1911–1912)
Административное здание фабрики Hoechst, Франкфурт-на-Майне (1920–1924)
Адольф Лоос (1870–1933)
Влиятельный архитектор-модернист, главный архитектор Департамента жилищного строительства Вены.
Дом Лооса, Вена (1910–1911)
Вилла Мюллер, Прага (1928–1930)
Дом художника-дадаиста Тристана Тцара, Париж (1927)
Burnham & Root (1873–1891)
Одна из ведущих архитектурных фирм Чикаго, основанная Дэниелом Хадсоном Бернемом (1846–1912) и Джоном Уэллборном Рутом (1850–1891). Оказала значительное влияние на Чикагскую школу архитектуры (1880–1910).
Здание «Монток-блок», Чикаго (1882–1883)
Здание «Рукери», Чикаго (1885–1887)
Здание «Рэнд-Макнелли», Чикаго (1890)
Здание «Монаднок-блок», Чикаго (1889–1891)
Holabird & Roche (основана в 1880)
Инновационная архитектурная фирма из Чикаго, основанная Уильямом Холабердом (1854–1923) и Мартином Рошем (1853–1927); ныне называется Holabird & Root.
Здание «Такома», Чикаго (1889)
Здание «Маркетт», Чикаго (1895)
Здание Чикагского сберегательного банка (1904–1905)
Здание «Брукс» (1909–1910)
Adler & Sullivan (1880–1899)
Архитектурная фирма, основанная в Чикаго Данкмаром Адлером (1844–1900) и Луисом Салливаном (1856–1924). Часть Первой чикагской школы архитектуры.
Аудиториум-билдинг, Чикаго (1889)
Уэйнрайт-билдинг, Сент-Луис, Миссури (1890–1891)
Здание театра Шиллера (театр Гаррика), Чикаго (1891–1893)
Здание Чикагской фондовой биржи (1893–1894)
Пруденшиал-билдинг (Гэранти-билдинг), Буффало (1894–1896)
Вальтер Гропиус (1883–1969)
Основатель влиятельной школы дизайна Баухаус в Веймаре.
Фабрика «Фагус», Альфельд-на-Лайне (1911–1925)
Комплекс Баухауса, Дессау (1925)
Дом Гропиуса, Массачусетс (1937)
Центр для аспирантов Гарвардского университета (1949–1950)
Pan Am Building (ныне MetLife Building), Нью-Йорк (1963)
Федеральное административное здание им. Джона Ф. Кеннеди, Бостон (1966)
Архитекторы XX века
Эрих Мендельсон (1887–1953)
Архитектор-экспрессионист немецкого происхождения, оказавший влияние на американский стиль ар-деко.
Универмаг Schocken, Штутгарт (1926)
Колумбус-хаус, Берлин (1932)
Башня Эйнштейна, Потсдам (1919–1924)
Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере-Гри) (1887–1965)
Чрезвычайно влиятельный теоретик и практик современного функционалистского дизайна.
Вилла Савой, Пуасси-сюр-Сен, Франция (1929–1931)
«Жилая единица», Марсель (1946–1952)
Монастырь Сент-Мари-де-ла-Туретт, Эвё-сюр-л’Арбрель (1953–1957)
Капелла Нотр-Дам-дю-О, Роншан (1951–1954)
Геррит Ритвельд (1888–1964)
Голландский архитектор и дизайнер мебели, член минималистской группы «Де Стейл».
Дом Шрёдер, Утрехт (1924)
Павильон скульптур, Музей Крёллер-Мюллер, Оттёрло (1955)
Музей Ван Гога, Амстердам (1963–1973)
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969)
Ведущая фигура Второй чикагской школы и «интернационального стиля» в проектировании небоскрёбов; один из величайших архитекторов XX века.
Кампус Иллинойсского технологического института (IIT) (ок. 1940–1958)
Апартаменты Лейк-Шор-Драйв, 860-880, Чикаго (1948–1951)
Сигрэм-билдинг, Нью-Йорк (1958)
Торонто-Доминион-Сентер, Торонто (1967–1991)
Алвар Аалто (1898–1976)
Финский архитектор и дизайнер; эволюционировал от скандинавского классицизма к «интернациональному стилю» модернизма.
Городская библиотека, Выборг, Россия (1927–1935)
Туберкулёзный санаторий в Паймио, Финляндия (1928–1929)
Вилла Майреа, Ноормаркку, Финляндия (1937–1939)
Церковь Святого Духа, Вольфсбург, Германия (1960–1962)
Skidmore, Owings & Merrill (SOM)
Основана в Чикаго в 1936–1939 годах Луисом Скидмором (1897–1962), Натаниэлом Оуингсом (1903–1984) и Джоном О. Мерриллом (1896–1975). SOM, один из самых выдающихся практиков архитектуры небоскрёбов, сегодня является одной из крупнейших архитектурных фирм в мире.
Левер-хаус, Нью-Йорк (1952)
Жилой дом DeWitt-Chestnut, Чикаго (1963)
Центр Джона Хэнкока, Чикаго (1970)
Уиллис-тауэр (ранее Сирс-тауэр), Чикаго (1974)
Цзинь Мао, Шанхай, Китай (1998)
Trump International Hotel and Tower, Чикаго (2009)
Бурдж-Халифа, Дубай, ОАЭ (2010)
Всемирный торговый центр 1 (ранее Башня Свободы), Нью-Йорк (завершение в 2014)
Луис Кан (Ицик-Лейб Шмуйловский) (1901–1974)
Архитектор эстонского происхождения, сочетавший модернизм с монументальными, древними формами.
Институт биологических исследований Солка, Ла-Хойя, Калифорния (1960–1966)
Здание Национальной ассамблеи, Дакка, Бангладеш (1961)
Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, Техас (1967–1972)
Филип Джонсон (1906–2005)
Очень влиятельный американский архитектор; сторонник «интернационального стиля» в модернистской архитектуре и постмодернизма.
Дизайн интерьера Сигрэм-билдинг, Нью-Йорк (1958)
Здание AT&T (ныне 550 Madison Avenue), Нью-Йорк (1978–1984) (совместно с Джоном Берги)
Оскар Нимейер (1907–2012)
Самый известный бразильский архитектор XX века.
Кафедральный собор, Бразилиа (1959–1970)
Дворец Итамарати, Бразилиа (1962–1970)
Штаб-квартира Французской коммунистической партии, Париж (1967–1972)
Ээро Сааринен (1910–1961)
Архитектор финского происхождения; один из ведущих модернистских дизайнеров Америки.
Мемориал «Ворота на Запад», Сент-Луис, Миссури (1947–1966)
Аудитория Кресги в Массачусетском технологическом институте, Кембридж (1953–1955)
TWA Flight Center, Международный аэропорт им. Джона Ф. Кеннеди (1956–1962)
Кэндзо Тангэ (1913–2005)
Центральная фигура японской архитектуры XX века.
Мемориальный парк мира в Хиросиме, Япония (1949–1955)
Центр прессы и радиовещания Яманаси, Кофу, Япония (1967)
Олимпийский стадион Ёёги, Токио, Япония (1961–1964)
Йо Мин Пей (1917–2019)
Родившийся в Гуанчжоу мастер модернистской архитектуры в «интернациональном стиле».
Библиотека Джона Ф. Кеннеди, Бостон (1965–1979)
Башня Джона Хэнкока, Бостон (1967–1976)
Башня Банка Китая, Гонконг (1982–1989)
Стеклянная пирамида Лувра, Париж (1983–1998)
Йорн Утзон (1918–2008)
Датский архитектор, ученик Алвара Аалто; представитель «аддитивной архитектуры».
Дома Кинго, Хельсингёр (1958)
Сиднейский оперный театр, Австралия (1959–1973)
Церковь Багсвэрд, Копенгаген (1968–1976)
Сэр Джеймс Стирлинг (1926–1992)
Влиятельный сторонник художественной, а не сугубо функционалистской архитектуры.
Инженерный факультет Лестерского университета (1959–1963)
Новая государственная галерея, Штутгарт (1977–1984)
Галерея Тейт, Ливерпуль (1984–1988)
Venturi, Rauch and Scott Brown (с 1960-х)
Влиятельная филадельфийская фирма архитекторов-постмодернистов, основанная Робертом Вентури (1925–2018), Дениз Скотт-Браун (р. 1931) и Джоном Раухом (1930–2022).
Дом Ванны Вентури, Пенсильвания (1961–1964)
Гилд-хаус (дом престарелых), Филадельфия (1961–1966)
Художественный музей Аллена, Оберлинский колледж (1976)
Музей современного искусства, Сан-Диего (1996)
Фрэнк О. Гери (р. 1929)
Ведущий постмодернистский архитектор Америки; пионер деконструктивизма.
Калифорнийский музей аэрокосмической науки и техники, Лос-Анджелес (1982–1984)
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес (1988–2003)
Художественный музей Вейсмана, Миннеаполис (1990–1993)
Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991–1997)
«Танцующий дом», Прага (1992–1997)
Музей поп-культуры, Сиэтл (1999–2000)
Фазлур Хан (1929–1982)
Выдающийся инженер-конструктор и дизайнер архитектуры XX века, Хан изобрёл трубчатые конструкции для небоскрёбов. Партнёр в Skidmore, Owings & Merrill.
Академия ВВС США, Колорадо (1956–1962)
Центр Джона Хэнкока, Чикаго (1967–1970)
Уиллис-тауэр (Сирс-тауэр), Чикаго (1970–1974)
Терминал Хадж, аэропорт имени короля Абдул-Азиза, Джидда (1972–1981)
One Magnificent Mile, Чикаго (1983)
Альдо Росси (1931–1997)
Итальянский архитектор, разработал неорационализм для возрождения идей классицизма.
Жилой комплекс «Галларатезе», Милан (1969–1974)
Кладбище Сан-Катальдо, Модена (1971–1984)
Дом Cirque du Soleil, Берлин (1997–2000)
Ричард Роджерс (1933–2021)
Сторонник архитектуры хай-тек и структурализма.
Центр Помпиду, Париж (1971–1977) (совместно с Ренцо Пьяно)
Здание Ллойда, Лондон (1978–1986)
Ричард Мейер (р. 1934)
Представитель постмодернизма, член «Нью-йоркской пятёрки».
Центр Гетти, Лос-Анджелес (1984–1997)
Музей современного искусства, Барселона (1987–1995)
Сэр Норман Фостер (р. 1935)
Сторонник высокотехнологичной модернистской архитектуры; известен использованием стекла и стали.
Штаб-квартира HSBC, Гонконг (1979–1986)
Купол Рейхстага, Берлин (1992–1999)
30 St Mary Axe («Огурец»), Лондон (1997–2004)
Ренцо Пьяно (р. 1937)
Итальянский архитектор, известный своими инновационными проектами в области городского дизайна и хай-тек.
Центр Помпиду, Париж (1971–1977) (совместно с Ричардом Роджерсом)
Терминал международного аэропорта Кансай, залив Осака, Япония (1991–1994)
- Жизнь королей Второй французской Империи в Фонтенбло
- Почему стоит повышать свою квалификацию: путь к успеху и профессиональному росту
- Может ли прием БАДов улучшать настроение?
- Андрей Шатилов. Обществоведение
- «Искусство слышать стук сердца» Яна-Филиппа Зендкера, краткое содержание
- D.E.V.E. Gallery Moscow – Bruges представляет Валера и Наташа Черкашины. Выставка «Нью-Йорк, предчувствие».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?