Ранняя египетская архитектура читать ~28 мин.
Древнеегипетская архитектура обладает двумя ключевыми характеристиками: монументальностью и консерватизмом, который сохранялся на протяжении более 3000 лет. Монументальность наиболее ярко проявляется в пирамидах и храмах. Консерватизм же заметен в устойчивых мотивах, таких как изображение фараона, поражающего врагов. Этот сюжет впервые появился около 3000 года до н.э. и оставался стандартным даже для римских императоров, которых изображали в образе фараонов во II веке н.э. Основными факторами, определявшими египетское искусство и архитектуру, были государственная религия и географические особенности долины Нила. Преемственность религиозных практик, поддерживаемая могущественным жречеством, породила консерватизм, граничащий с механистичностью.
Серия «Древний Египет»
Раннеегипетская архитектура (3100–2181 гг. до н.э.)
Архитектура Среднего царства (2055–1650 гг. до н.э.)
Архитектура Нового царства (1550–1069 гг. до н.э.)
Архитектура Позднего периода (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Несмотря на это, период Древнего царства (ок. 2686–2181 гг. до н.э.) был одним из самых динамичных в развитии египетской культуры. Именно в это время художники создали образы и формы, которые стали каноническими на века, если не на тысячелетия. Египетские архитекторы и каменщики в совершенстве овладели техникой возведения монументальных сооружений из камня, используя простые стоечно-балочные конструкции для строительства таких грандиозных памятников, как египетские пирамиды
. Тем временем скульпторы создавали рельефы и статуи из камня, которые украшали интерьеры гробниц и храмов, а также монументальные изваяния для храмовых врат и открытых пространств.Ранние пирамиды и храмы
Первым известным каменным зданием в мире считается ступенчатая пирамида в Саккаре высотой 62 метра. Она была построена для фараона Джосера из III династии около 2630 года до н.э. его главным зодчим Имхотепом. До этого момента здания возводили в основном из сырцового кирпича и дерева, лишь изредка используя каменные блоки, например, в качестве порогов
В Саккаре Имхотеп перенёс традиционные строительные приёмы в новую среду — камень. Он использовал небольшие блоки, но при этом сохранил все прежние конструктивные особенности. Ступенчатая пирамида находилась внутри священной ограды, где располагались различные ритуальные постройки. Большинство из них были фальш-зданиями — по сути, лишь фасадами, внутреннее пространство которых было заполнено щебнем, а неглубокие дверные проёмы вели в никуда.
Ни одна из колонн комплекса не была отдельно стоящей — все они были встроены в прилегающие стены, так как строители ещё не были до конца уверены в прочности нового материала. Использованные там рифлёные колонны примерно на 2000 лет опередили свои греческие аналоги. (См. также: Искусство Древней Греции). От ступенчатой пирамиды был лишь один шаг к следующему этапу — заполнению ступеней для получения гладкой, правильной пирамидальной формы. Пирамида, служившая местом погребения фараона, также символизировала солнечные лучи, ниспадающие на землю, — важный образ гелиопольского культа Солнца.
В эпоху Древнего царства было построено большинство самых знаменитых пирамид, включая Великую пирамиду Хуфу (известную как «пирамида Хеопса» — одно из Семи чудес света), возведённую около 2550 года до н.э., и меньшую по размеру пирамиду Менкаура (ок. 2530 г. до н.э.). В этот же период был создан и Великий Сфинкс в Гизе (ок. 2450 г. до н.э.). Что касается храмов, то самые ранние из них были простыми сооружениями из глины, тростника и пальмовых листьев, от которых не осталось и следа. Каменные храмы впервые появились в эпоху IV династии и были связаны с пирамидами фараонов. Это были заупокойные храмы, предназначенные для погребального культа умершего правителя. Для сравнения с другими древними архитектурными традициями см.: Архитектура Древней Греции (900–27 гг. до н.э.).
Древний Египет: Додинастический период (до 3100 г. до н.э.)
Египетская архитектура не развивалась по единому образцу. Верхний и Нижний Египет оставались географически и культурно различными даже после политического объединения в «Царство Двух Земель». Их населяли разные народы со своими обычаями, типами жилищ, погребальными обрядами и представлениями о божественных силах и загробной жизни. В обоих регионах основой существования долгое время было земледелие. Оседлые фермеры строили постоянные жилища с хранилищами для зерна, загонами для скота и местом для инструментов. Однако в Верхнем Египте земледельцы делили территорию с кочевниками, которые мигрировали в долину Нила из высыхающих степей. Охотники и скотоводы, передвигаясь в поисках богатых дичью угодий и свежих пастбищ, строили жилища, которые легко собирались и разбирались. Они жили в лёгких шатрах, каркас которых обтягивался шкурами или циновками.
См. также: Искусство Месопотамии (ок. 4500–539 гг. до н.э.).
Каждый регион также имел свои отличительные погребальные традиции. Жители Верхнего Египта (юг) хоронили умерших вдали от поселений, в сухом песке на краю пустыни, насыпая над могилой курган, или тумулус. Покойного снабжали всем необходимым — оружием, украшениями, едой и питьём — для продолжения его индивидуального существования.
На севере, в плоском и влажном Нижнем Египте, умерших хоронили под полом домов, расположенных на возвышенностях. Таким образом, покойные оставались в пределах мира живых. Каждый из этих способов погребения отражал разные концепции загробной жизни и требования к ритуалам, необходимым для её продолжения.
Уже в додинастические времена типичный египтянин жил в прямоугольной однокомнатной хижине из высушенного на солнце нильского ила. Модель такой хижины, найденная в гробнице, демонстрирует характерные черты: наклонённые внутрь стены, дверь и крошечные оконные проёмы, расположенные высоко под крышей скорее для вентиляции, чем для освещения. Крыша модели не сохранилась, но, вероятно, она была плоской и состояла из плотно уложенных пальмовых стволов. Подобный тип кровли позже имитировался в камне на потолках гробниц. Наклон стен со временем стал отличительной чертой монументальной каменной архитектуры: гробниц, храмов, ворот-пилонов (см. Глоссарий архитектуры) и ограждающих стен. Эта особенность восходит к раннему опыту строительства из сырцового кирпича.
С древнейших времён жители долины и дельты Нила строили укрытия и хижины из подручных материалов — камыша и тростника. Стебли папируса, связанные или сплетённые вместе, служили стенами, а собранные в пучки — лёгкими опорами для кровли. Это были самые древние строительные материалы в Египте.
Древние иероглифы в упрощённой форме изображают различные типы хижин. Эти постройки из недолговечных материалов, наряду с примитивными глинобитными домами, послужили прототипами для более поздней монументальной архитектуры. В иероглифическом письме два «царских святилища» Верхнего и Нижнего Египта различаются по форме. Хижина с полукруглой крышей и двумя угловыми столбами, судя по её зелёному или жёлтому цвету в письменах, представляла собой сооружение из тростниковых связок и циновок. В древнейших изображениях эта форма также обозначает священные места Буто, столицы доисторического царства Дельты, и в надписях называется «царским святилищем Нижнего Египта». В трёхмерном виде её конструкция представляет собой здание с продольным сводом между приподнятыми поперечными стенами.
Тростниковой хижине Нижнего Египта соответствовал верхнеегипетский шатёр вождя кочевников. Это было каркасное сооружение, напоминающее животное, с выступающими спереди «рогами» и иногда с оградой вокруг входа; сзади свисал «хвост». Оттиски древних цилиндрических печатей сохранили изображения таких строений. В развитой иероглифической письменности черты животных были сглажены. Вожди кочевников, которые первыми объединили два царства, уже давно обосновались в долине Нила, но продолжали жить в шатрах, натягивая на каркас цветные циновки.
После основания Мемфиса как постоянной резиденции царей Верхнего и Нижнего Египта дворец из тростниковых циновок остался прообразом для дворца правителя Верхнего Египта и святилищ верхнеегипетских богов. Однако теперь его, как и его нижнеегипетский аналог — тростниковую хижину, — строили из прочных материалов: кирпича и дерева. Оба типа зданий сохранили свои характерные черты, чтобы свидетельствовать о своём происхождении и значении в новом политическом порядке.
Другой тип зданий, известный по иероглифам, также строился из растительных материалов. Его высокий прямоугольный фасад был сделан из циновки, а углы и карнизы укреплены пучками связанных стеблей. Характерный вогнутый карниз, вероятно, представлял собой стилизованное изображение свободных концов тростника, которые скрепляли верхние края циновочных стен с рёбрами жёсткости.
В иероглифах эта хижина означает «хижину бога». В монументальной архитектуре она была увековечена во внешнем облике часовен с характерным карнизом и рельефными элементами. В более древней письменности она также встречается в виде хижины под навесом, опирающимся на деревянные столбы. Эта форма стала прототипом для более позднего «храма-балдахина», который возводился для проведения особых обрядов и служил «путевой станцией» для священных барж с изображениями богов во время процессий. «Дома рождения» в поздних храмовых комплексах также строились по образцу этой хижины под навесом.
Тинисский период (3100–2686) и Древнее царство (2686–2181)
Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет, построил свою резиденцию в Нижнем Египте, на том месте, где позже возникла столица Мемфис. Название дворца — «Белые стены» — указывает на кирпичную ограду, внутри которой находились царские резиденции, святилища богов и административные здания Двух Земель, выполненные в стилях Верхнего и Нижнего Египта соответственно.
Стены, укреплённые выступающими контрфорсами, были характерны для городов Нижнего Египта, что видно на изображениях триумфов Менеса (Нармера). Эту нижнеегипетскую традицию завоеватель из Верхнего Египта перенял для своей крепости в Дельте.
Фасад дворца
В сочетании двух архитектурных форм — шатрового дворца верхнеегипетского царя и нишевой ограды его нижнеегипетской резиденции — заключается символическое выражение «имени Хора», которое отныне стало первой частью царского титула объединённого Египта. Внутри вертикального прямоугольника (сереха) изображался искусно прорисованный фасад с двумя воротами, а над ним парил сокол Хор, олицетворяющий правителя.
Сохранившиеся изображения декоративных циновок и деревянного обрамления на стенах с нишами ранее считались доказательством того, что эта форма была заимствована из деревянной архитектуры Месопотамии. Однако более поздние памятники ясно показывают, что стена с нишами относится к совершенно иному типу строительства, нежели циновки на деревянном каркасе. Оба этих способа были чисто египетского происхождения и, геральдически слившись в «дворцовом имени», объединились в архитектуре Мемфиса.
Лучшее представление о вкладе Верхнего и Нижнего Египта в архитектуру царской резиденции дают гробницы, построенные объединителями страны и их преемниками, особенно гробница царя Джосера из известняка.
Объединение Верхнего и Нижнего Египта стимулировало развитие монументальной архитектуры, перед которой встали совершенно новые задачи. Главной из них стало строительство гробниц для царей единой страны. Техническим прорывом стало изобретение к концу Додинастического периода деревянных форм для сырцового кирпича.
Погребальные комплексы ранних царей
Форма гробниц была обусловлена двойственным статусом египетских царей как «правителей Верхнего и Нижнего Египта», что требовало двух отдельных погребений — по одному в каждой части страны. Сложившиеся доисторические погребальные обычаи — захоронение на кладбище в кургане-тумулусе в Верхнем Египте и погребение под домом в Нижнем Египте — были включены в архитектуру царских погребальных комплексов.
В Мемфисе нижнеегипетская идея погребения под домом логично привела к тому, что гробницу проектировали и обустраивали как «жилище». На верхнеегипетском кладбище в Абидосе, напротив, могильные курганы просто увеличивались в размерах, превращаясь в абстрактные геометрические формы. Культовые практики, связанные с каждым из способов захоронения, также повлияли на архитектурные решения.
Царское кладбище в Абидосе
В Абидосе подземные погребальные камеры царских курганов-тумулусов были выложены кирпичом, полы и стены облицованы привозной древесиной хвойных пород, а потолок погребальной ямы покрыт брёвнами. Однако известно, что уже во времена I династии пол и стены одной из таких гробниц были выложены гранитными блоками, что свидетельствует о переходе к каменной архитектуре.
Песчаный курган-тумулус возвышался над бревенчатой крышей, покрывавшей гробницу и боковые помещения для погребальной утвари. Он был окружён кирпичной стеной и, вероятно, увенчан невысоким кирпичным куполом. Перед восточной стороной тумулуса устанавливались две отдельно стоящие стелы с именем царя, обозначавшие место для жертвоприношений. Вся территория была окружена невысокой стеной, за которой хоронили членов царской семьи и придворных.
Царское кладбище, расположенное в пустыне примерно в миле от долины Нила, находилось под покровительством Хентиаментиу («Первого из западных»), бога мёртвых, чей храм стоял на краю долины. Это было кирпичное здание, фундамент которого сохранился, — единственный дошедший до нас пример раннединастического храма. Он имел вытянутый план: две внешние камеры со смещёнными входами вели в третье помещение, где у задней стены находилось святилище для культового изображения.
Как показывают древнейшие изображения, святилище изначально представляло собой отдельно стоящую конструкцию из тростника внутри ограды. Когда его перестроили в кирпиче, оно стало неотъемлемой частью здания и было придвинуто к задней стене.
Царские гробницы в Мемфисе
Первые правители объединённой страны и их преемники, как цари Нижнего Египта, были похоронены на западном плато пустыни напротив своей столицы Мемфиса. Их гробницы относятся к типу, адаптированному к погребальной практике Буто, древней столицы Нижнеегипетского царства. Эти мемфисские гробницы имеют внушительные надземные строения из сырцового кирпича, чьи внешние стены образуют ряд ниш и контрфорсов. Они воспроизводят облик нижнеегипетского дворца с его характерными стенами-«палас-фасадом».
Этот архитектурный приём приобрёл эстетическое значение: на выступающих и углублённых поверхностях были нанесены красочные узоры, имитирующие ковры. Они связывали идею гробницы как «нижнеегипетской резиденции» с идеей шатрового дворца из Верхнего Египта и, таким образом, символически гарантировали каждому царю единство царства.
«Дворцовые гробницы» также были окружены невысокими стенами, за которыми, как и в Абидосе, располагались погребения придворных. Место для жертвоприношений в такой гробнице находилось перед специальной нишей на восточной стене. Позже эта ниша, отделённая от своего архитектурного контекста, стала использоваться как «ложная дверь» в царских и частных гробницах Древнего царства. Этот нижнеегипетский элемент символически соединял миры живых и мёртвых. В своей изолированной форме ложная дверь часто обрамлялась рельефным валиком и увенчивалась вогнутым карнизом. Она сохранилась в трёхмерном или расписном виде вплоть до поздних династий и даже нашла своё место в храмах и дворцах, появляясь везде, где должен был явиться умерший, бог или царь.
Погребальный комплекс царя Джосера в Мемфисе
Чтобы укрепить идею единого царства, царь Джосер, основатель III династии, объединил два отдельных кладбища и их погребальные традиции в одном гигантском комплексе рядом со своей столицей Мемфисом. Комплекс был окружён стеной из белого известняка высотой более девяти метров, которая символизировала «Белые стены» царской резиденции.
В центре всего участка возвышается ступенчатая пирамида высотой около 62 метров, сочетающая в себе монументальный каменный курган-мастабу в верхнеегипетской традиции и идею гигантской лестницы в небо. До сих пор можно проследить этапы её строительства — от первоначальной плоской мастабы к небольшой пирамиде, а затем к последней, большой ступенчатой пирамиде.
Символическая «нижнеегипетская гробница» царя представляет собой массивное каменное сооружение, пристроенное к южной стене ограды. Её арочный карниз и нишевый фасад соответствуют царским гробницам объединителей в Мемфисе. В рамках развития концепции «гробницы-дома» другие здания на территории комплекса также были построены по образцу мемфисской резиденции, включая царский дворец, административные здания и святилища верхнеегипетских и нижнеегипетских богов. Во дворах погребального комплекса царское существование в загробном мире должно было вечно подтверждаться ритуальным повторением «праздника Хеб-сед» в присутствии богов.
Различные типы зданий в комплексе Джосера были воспроизведены в камне в их верхнеегипетской и нижнеегипетской формах, а архитектурные элементы были окрашены в соответствии с их культовым назначением. Лёгкие деревянные строения, покрытые тростниковыми циновками в кочевой манере Верхнего Египта, узнаваемы по их арочным крышам, рифлёным мачтам и циновкам, натянутым между поперечными рейками или свёрнутым над дверными проёмами.
Нижнеегипетские часовни воспроизводят формы древней хижины из связанного тростника. Такие декоративные элементы, как круглый валик и вогнутый карниз, берут своё начало в имитации в камне первобытных тростниковых форм. Кирпичные здания можно узнать по плоской крыше и внутренней конструкции потолка, которая имитирует круглые брёвна, лежащие на балках, поддерживаемых рифлёными деревянными стойками. Деревянные дверные створки воспроизведены в камне в полуоткрытом положении.
Рифление (каннелюры) столбов как художественный приём, вероятно, восходит к обработке стволов мягких пород дерева закруглённым лезвием египетского тёсла. Что касается конструкции крыши шатровых зданий, рифлёные мачты поддерживают рёбра арочной крыши с помощью кронштейнов. Эти кронштейны отсутствуют на столбах в имитациях кирпичных зданий, где они заменены капителями в форме свисающих листьев растений. На вершинах мачт воспроизведены стилизованные отпиленные ветви.
Большинство сооружений на территории погребального комплекса — это массивные фиктивные постройки, в которых есть лишь неглубокие ниши или короткие проходы для культовых изображений или ритуальных процессий. Внутренние помещения есть только в длинном вестибюле, «ризнице» и «жилых покоях» царя, пристроенных к северной стороне ступенчатой пирамиды.
Расположение зданий внутри комплекса и их соединение между собой настоящими проходами или ложными дверями определялось не столько точным соответствием реальной резиденции, сколько особыми требованиями погребального ритуала. Например, трёхнефный коридор, через который погребальная процессия входила на священную территорию, символизировал «пальмовую рощу Буто», поэтому его каменные колонны украшены имитацией пальмовых ветвей.
Этот первый в истории погребальный комплекс, полностью построенный из камня, чья архитектурная организация и дизайн свидетельствуют о высочайшем уровне мастерства, был идентифицирован по надписям как работа главного зодчего царя, Имхотепа, который одновременно был верховным жрецом Гелиополя.
Комплексы пирамид Четвёртой и Пятой династий
Переход от Третьей к Четвёртой династии ознаменовался фундаментальными изменениями в планировке и дизайне царских гробниц. Нижнеегипетская концепция гробницы как «жилища для загробной жизни» была отвергнута. Теперь погребальный участок не был реалистичной сценой для ритуалов. Вероятно, под влиянием мифа о смерти и воскресении бога Осириса, смерть царя стала восприниматься как мифическое событие, чьи «таинства» определяли погребальные церемонии и главную тему новой погребальной архитектуры.
Культовая зона была организована как «процессионный путь» вдоль архитектурно оформленной «священной дороги», которая начиналась на краю пустыни и заканчивалась у гробницы. Обряды и изречения произносились последовательно в череде комнат, дворов и переходов.
Толчком к изменениям послужили традиции Абидоса в Верхнем Египте, где процессия шла от храма бога мёртвых через пустынную долину к царской усыпальнице. Верхнеегипетский характер новой тенденции также выразился в эволюции царской гробницы в пирамиду. Если ступенчатая пирамида Джосера имела прямоугольный план, то на следующем этапе, со сменой династии, ступенчатая пирамида в Медуме получила квадратное основание. В дальнейшем всё большая абстракция привела к идеальной геометрической форме настоящей пирамиды.
Кроме того, у пирамиды в Медуме, что вновь указывает на её происхождение от верхнеегипетского кургана-тумулуса, появился заупокойный храм на восточной стороне. Это было ещё примитивное сооружение: скромное здание с плоской крышей и двумя параллельными прихожими перед небольшой площадкой со стелами. От «нижнего храма» на краю пустыни к пирамиде вёл огороженный пандус. В устройстве этого комплекса в Медуме — нижний храм, пандус и заупокойный храм — впервые были намечены будущая структура и план мемфисских пирамидных комплексов.
Новые идеи о божественной царственности и погребальном ритуале наиболее полно воплотились в комплексах пирамид, построенных Хефреном и Хеопсом в Гизе в эпоху IV династии. Эти идеи проявились в гигантских масштабах и использовании твёрдых пород камня — гранита, базальта и алебастра. Хефрен значительно расширил нижний храм и перекрыл крышей соединявший их пандус. Его заупокойному храму у подножия пирамиды предшествовал огромный «храм приношений» с рядом статуй-святилищ.
Непосредственное впечатление об этой архитектуре сегодня можно получить от нижнего храма — квадратного здания с гладкими наклонными наружными стенами. Его кладка состоит из ядра из местного известняка, облицованного с обеих сторон массивными гранитными плитами. Из гранита также сделаны монолитные колонны, балки и плиты перекрытий. Полы вымощены белым алебастром.
Погребальная процессия прибывала с востока. Высадившись на берег, она разделялась на две группы и входила в узкую прихожую через два портала, обрамлённых лишь полосами надписей. Затем, объединившись, процессия проходила через центральный дверной проём в гипостильный зал Т-образной формы с квадратными гранитными колоннами.
Вдоль стен стояли двадцать три статуи Хефрена на троне, который таким образом «участвовал» в церемонии «отверзания уст». Тусклый свет, проникавший через световые проёмы в крыше, отражался от полированного алебастрового пола. В остальном эти ранние монументальные интерьеры лишены украшений и производят впечатление исключительно за счёт гармонии масс, конструкции, а также цвета и прочности материалов.
Процессия покидала нижний храм через узкий проход и поднималась по крытому пандусу длиной почти полкилометра к заупокойному храму.
Заупокойный храм также был полностью изолирован от внешнего мира своими гладкими наклонными стенами. В его конструкции чётко выделяются две части: внешний храм и храм приношений. Помещения внешнего храма повторяют планировку нижнего, за исключением того, что здесь проход тематически отделяет поперечную часть Т-образного зала от его основной.
Двор, окружённый гранитными колоннами, представляет собой храм приношений. В углублениях этих колонн, по-видимому, находились статуи царя на троне. За ними располагались пять глубоких святилищ, которые составляли собственно святилище. Место для жертвоприношений абидосского типа с двумя стелами, вероятно, находилось между задней стеной храма и подножием пирамиды. Процессия следовала по узкому коридору от северо-западного угла двора прямо на территорию пирамиды, в обход святилища, и далее к входу на её северной стороне, который вёл в погребальную камеру.
Уже при предшественнике Хефрена, Джедефре, культ солнца Гелиополя начал влиять на догму о божественной природе царя и загробной жизни, что отразилось на устройстве гробницы. Нижнеегипетское наследие стало приобретать всё большее значение. В заупокойном храме погребального комплекса Джедефры, расположенного к северу от Гизы, система колонн с растительными мотивами заменяет более абстрактную архитектуру столбов. Это влияние отчётливо прослеживается в гробницах конца IV династии. Иногда от формы пирамиды отказывались в пользу «гробницы-дома», как, например, в гробнице царицы Хенткаус в Гизе с её «дворцом», возвышающимся над нишами стен.
С приходом V династии поклонение солнцу стало государственной религией. Цари этой династии вернулись к классической форме пирамиды и приспособили мемфисский заупокойный храм к требованиям нового культа. Основатель династии, царь Усеркаф, переместил заупокойный храм на южную сторону своей пирамиды в Саккаре, чтобы включить весь путь солнца в ритуал, проводившийся во дворе с колоннами. Его преемники вернулись к традиционной осевой планировке с храмом на восточной стороне, однако суровая замкнутость храмов была смягчена: появились колоннады, открывающие нижний храм, а иногда и храм приношений, во внешний мир.
Крыши портиков поддерживали колонны в виде пальм, а также связок папируса и стеблей лотоса. Они восходят к ранней тростниковой архитектуре, в которой пучки растений использовались как опоры, а в своей каменной форме они символизировали бога солнца, мифы и погребальные практики Буто. По оси святилища, у основания пирамиды, появилось ещё одно культовое сооружение со сводчатым потолком. Его ложная дверь, нижнеегипетский элемент, вытеснила верхнеегипетское жертвенное место со стелами, возникшее в Абидосе.
Декор интерьера придаёт «космическое» значение помещениям храмов V династии. Потолки, окрашенные в синий цвет с золотыми звёздами, символизируют ночное небо, а полы из чёрного базальта — тёмную землю, из которой «прорастают» колонны-растения.
Творческое развитие монументальной погребальной архитектуры завершилось с окончанием V династии. Заупокойные храмы царей VI династии строго придерживаются установленного плана и возвращаются к закрытой структуре и абстрактным колоннам более раннего периода. Эти изменения в архитектуре погребальных комплексов Древнего царства не следует понимать как простую «стилистическую эволюцию».
Каждый комплекс демонстрирует индивидуальную планировку. Влияние Верхнего и Нижнего Египта переплетаются как основные мотивы; в процессе развития связи между помещениями и залами меняются, а элементы перестраиваются. Историк архитектуры должен анализировать эти комплексы, объясняя изменения в их «тематических функциях». Эти функции можно распознать в «Текстах пирамид», которые впервые появляются на стенах гробниц начиная с конца V династии. По своему расположению, от входа к сердцу пирамиды, они соответствуют последовательным элементам погребального комплекса: нижнему храму, пандусу и заупокойному храму. Таким образом, архитектурное развитие пирамидных комплексов становится отражением постоянно меняющихся обрядов и эсхатологических верований, в которых можно увидеть духовное напряжение эпохи и столкновение противоборствующих сил.
Храмы Древнего царства
От святилищ богов Древнего царства в Мемфисе ничего не сохранилось. Единственное святилище того периода, дошедшее до наших дней, — это храм Каср-эль-Сага, расположенный к северу от Фаюмского оазиса. Судя по его конструкции из массивных известняковых блоков, он, вероятно, относится к IV династии. Его план почти не отличается от святилищ в храмах при пирамидах.
Семь святилищ богов, которым здесь когда-то поклонялись, стоят в ряд на возвышенной платформе. В каждом из них за закрывающимися дверями находилось культовое изображение. Каждое святилище было обрамлено рельефным валиком и увенчано вогнутым карнизом. Ряд святилищ выходит в узкий проход, ограниченный с другой стороны толстой передней стеной здания. В середине этой стены, напротив большого центрального святилища главного божества, находится вход в храм.
Небольшие помещения по бокам, вероятно, служили для хранения ритуальных принадлежностей. Ни одна надпись не раскрывает имён богов, которым был посвящён этот храм. См. также: Скульптура Древнего Египта.
Святилища Солнца
Возможно, в Древнем царстве национальные боги имели свои святилища во внушительных заупокойных храмах царей и были включены в официальный культ. Растущее влияние бога солнца уже упоминалось, и солнечные святилища, тесно связанные с царскими гробницами, являются единственными храмами в районе столицы, от которых сохранилось достаточно материала для реконструкции. Для этих храмов, в которых поклонялись дневному светилу, также не существовало установленной архитектурной композиции; она определялась развивающейся теологической системой культа солнца.
К северу от нижнего храма Хефрена в Гизе лежат руины монументального храма, расположенного на одной оси с Великим Сфинксом. Согласно надписи Нового царства, этот храм Сфинкса был посвящён Хармахису, или «Хору на горизонте». Массивное сооружение с наклонными стенами и вогнутыми карнизами точно сориентировано по сторонам света.
Внешние и внутренние стены, а также колонны внутреннего двора облицованы гранитными блоками; меньшие колонны и балки крыши, окружающие двор, представляют собой гранитные монолиты. Как и в нижнем храме Хефрена, в здание ведут два входа с востока, выходящие в северный и южный колонные залы двора. Перед широкими колоннами, окружающими двор, сохранились остатки оснований для сидевших статуй Хефрена.
В проекте этого уникального здания на длинных восточной и западной сторонах двора видны многоступенчатые ниши, в каждой из которых был ряд из шести колонн и, ближе к центру, ряд из двух. Амбулатории на коротких северной и южной сторонах, в результате изменения первоначального плана, были расширены ещё одним рядом из шести колонн каждая.
Ниша в западной стене находится на одной оси со Сфинксом за ней, что, как «Хор на горизонте», отождествляет умершего царя с вечерним солнцем. Восточная ниша указывает на восток, где Хор вновь появится как утреннее солнце. Двадцать четыре столба в четырёх амбулаториях символизируют суточное путешествие солнца. Две пары колонн в нишах, вероятно, представляют четыре небесных столпа. Таким образом, храм Хармахиса является памятником и святым местом бога солнца в образе Хора, с исчезновением которого вечером царь отождествлялся в Сфинксе и на циклическое возвращение которого каждое утро он возлагал свои надежды на вечное существование.
На краю западной пустыни, к северу от своих пирамид в Абусире, цари V династии построили святилища солнца, два из которых были расчищены археологами. Они были «памятниками живого царя своему отцу Ра» и после смерти своих строителей, вероятно, служили для поклонения этому богу — источнику вечного обновления как природы, так и царства. Как архитектурный тип, эти храмы представляют собой особую форму, которая, по-видимому, восходит к святилищу бога Ра в Гелиополе. Первоначальная модель, вероятно, представляла собой «первозданный холм» с монументальным столбом — камнем Бенбен.
Первое из этих святилищ, построенное основателем V династии, царём Усеркафом, было из кирпича; царь Ниусерра построил своё из известняка. В нём находился обелиск высотой около 36,5 метров, сложенный из блоков белого известняка, который стоял на двадцатиметровом гранитном основании на западной стороне двора. Внутри двор был окружён коридором. От входа с восточной стороны портик шёл вдоль южной стены до основания обелиска, а оттуда внутренние пандусы вели на верхнюю площадку. Во дворе перед обелиском на большом алтаре из массивных алебастровых блоков под открытым небом приносились жертвы. К северу от алтаря находилась площадка, где закалывали жертвенных животных. За пределами святилища, к югу, находятся кирпичные фундаменты для солнечной ладьи.
Расположение солнечных святилищ на пустынном плато требовало строительства нижнего храма с пандусом, ведущим на возвышенность, подобно тем, что были связаны с царскими гробницами.
Иероглифы, обозначающие названия солнечных святилищ ранней V династии, показывают только основание, тогда как более поздние включают и обелиск. В Древнем царстве обелиск имеет относительно толстую форму. В Среднем царстве и особенно в Новом царстве он становится более стройным и превращается в важный элемент архитектуры, как правило, устанавливаемый парами перед пилонами храма. Он происходит от гелиопольского священного камня Бенбен, места отдыха солнца.
В Древнем царстве, под влиянием тех же тенденций к абстракции, которые привели к появлению истинной пирамиды, он приобрёл геометрическую форму квадратного сужающегося столба с пирамидальным навершием (пирамидионом). Сегодня от гелиопольского святилища сохранился только двадцатиметровый гранитный обелиск Сенусерта I. Однако Гелиополь будет ещё упомянут в связи с планированием храма Амона-Ра в Карнаке в период Нового царства и, прежде всего, храмовых комплексов в Амарне, построенных солнцепоклонником Эхнатоном.
Мастабы (гробницы) царских чиновников и провинциальные гробницы
Подобно тому как гробницы придворных располагались вокруг царских усыпальниц в Мемфисе и Абидосе, в более поздние эпохи высшие государственные чиновники также строились рядом с гробницами своих повелителей. В Древнем царстве этих сановников обычно хоронили в мастабах — монументальных гробницах с наклонными стенами, сначала из кирпича, а позже из тёсаных известняковых блоков. Внутри этого массива, начиная с «дверной ниши» (ложной двери) как места для жертвоприношений, постепенно создавались узкие культовые помещения, которые со временем расширялись. К концу периода, в гробницах визирей VI династии, они занимали всё ядро мастабы.
В эпоху Древнего царства место для жертвоприношений с ложной дверью претерпело множество изменений. На мастабу также повлияла жилая архитектура, о чём свидетельствуют узкие залы с колоннами у входа или дворы перед гробницей. Некоторые элементы, например, святилища для статуй, были явно заимствованы из царских погребальных комплексов. В своём пространственном развитии мастаба эволюционировала параллельно царскому заупокойному храму в период V и VI династий: её план постоянно пересматривался и адаптировался в соответствии с меняющимися требованиями культа.
Подробности о погребальных камерах третьего тысячелетия до н.э. из Северной Европы см.: Мегалитическая гробница Ньюгрейндж (ок. 3000 лет до н.э.) и родственный ей памятник Мегалитическая гробница Наут (ок. 2500 г. до н.э.).
Практика строительства гробниц за пределами столицы, в номах Среднего и Верхнего Египта, оказала решающее влияние на развитие египетской монументальной архитектуры. Этими территориями управляли местные правители, или номархи, — феодальная знать, которая, начав как простые слуги царя, становилась всё более независимой по мере ослабления централизованной власти.
В Среднем и Верхнем Египте граница между пустыней и плодородной землёй часто представляет собой крутой склон или отвесные скалы, которые иногда образуют берег реки. Провинциальные гробницы в основном высекались в скалах высоко на склонах
. Их культовые камеры и убранство создавались по образцам, принятым в царской столице.Последовательность расположения элементов — двор перед фасадом, вестибюль с колоннами и мощёная дорога — диктовалась особенностями ландшафта, поэтому погребальные сооружения в провинциях могли иметь множество вариаций.
В Фивах рыхлые отложения образуют низкие холмы между рекой и западными скалами. Здесь, в погребальных комплексах местных князей, могли быть вырыты огромные дворы по оси восток-запад. Перед узким западным концом двора в скале высекался открытый зал с массивными колоннами. От центрального прохода этого зала на запад вёл туннель к культовой камере, откуда шахта спускалась к камере с саркофагом. Свита фиванского князя была похоронена в отдельных могилах в боковых стенах двора.
О проектировании зданий в Древнем Риме см.: Архитектура Древнего Рима (ок. 400 до н.э. – 400 н.э.)
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из увлекательной книги «Древняя архитектура» (издана Electra, Милан, 1972 г.): важной работы для всех, кто изучает архитектуру Древнего Египта, ценной в том числе благодаря своим уникальным фотографиям интерьеров знаменитых пирамид и храмов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?