Ранняя египетская архитектура читать ~30 мин.
Египетская архитектура имеет две основные характеристики: массивность и консерватизм, существовавший более 3000 лет. Массивность лучше всего видна в пирамидах и храмах, консерватизм – в таких мотивах, как фараон, поражающий своих врагов, который впервые появляется около 3000 лет до н.э. и по-прежнему является стандартным изображением римских императоров в облике фараонов во II веке н.э. Основными факторами, определяющими египетское искусство и архитектуру, были государственная религия и географические границы долины Нила. Преемственность религиозной практики, поддерживаемая могущественным жречеством, породила консерватизм, граничащий с механистичностью.
Серия Древний Египет
Раннеегипетская архитектура (3100-2181 гг. до н.э.)
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650 гг.)
Египетская архитектура Нового царства (1550-1069 гг. до н.э.)
Позднеегипетская архитектура (1069 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Несмотря на всё это, Старое царство Египта (ок. 2686-2181 гг.) было одним из самых динамичных периодов в развитии египетской культуры. В этот период художники создали образы и формы, которые сохранились на века, если не на тысячелетия. Египетские архитекторы и каменщики освоили технику и мастерство, необходимые для возведения монументальных сооружений из камня, таких как Египетские пирамиды, используя только простые методы столбов и перемычек. Тем временем скульпторы создавали каменные скульптуры, необходимые для украшения интерьеров, и монументальные статуи для ворот храмов и других внешних площадей.
Ранние пирамиды и храмы
Первым известным каменным зданием в мире была ступенчатая пирамида в Саккаре, поднимавшаяся на высоту 62 метра по шести ступеням. Она была построена для фараона Джосера во времена III династии, около 2630 года до н.э., Имхотепом, его главным архитектором. До этого здания были из глинобитного кирпича и дерева (с редким использованием каменных блоков в качестве дверного порога).
В Саккаре Имхотеп перевёл традиционные строительные стили и материалы в новую среду – камень, используя небольшие блоки, но сохраняя все прежние строительные характеристики. Ступенчатая пирамида стояла внутри священной ограды, рядом с которой находились различные ритуальные постройки. Все это были глухие здания, просто фасады, засыпанные щебнем, с неглубокими дверными проёмами, проходящими всего на фут или два.
Ни одна из их колонн не была отдельно стоящей; они были вмонтированы в соседние стены; строители не были уверены в устойчивости нового строительного материала. Рифлёные колонны, использовавшиеся там, предшествовали своим греческим аналогам примерно на 2 000 лет. (См. также: Греческое искусство) От этого первого начала ступенчатой пирамиды естественным развитием было заполнение ступеней и получение правильной формы пирамиды. Пирамида, место погребения фараона, также изображает солнечные лучи, падающие на землю, что является важным символом культа солнца в Гелиополе.
В эпоху Старого царства было построено большинство монументальных пирамид, включая: Великую пирамиду Хуфу («Пирамида Хеопса» – одно из традиционных семи чудес света), около 2550 г. до н.э.; и меньшую пирамиду Менкаура, около 2530 г. до н.э.. В этот период также был построен Великий Сфинкс в Гизе (ок. 2450 г. до н.э.). Что касается храмов, то самыми ранними примерами были простые сооружения из грязи, тростника и пальмовых листьев, от которых не осталось и следа. Каменные храмы впервые появляются в эпоху IV династии, связанные с пирамидой фараона: это были мортуарные храмы, связанные с погребальным культом умершего фараона. Для сравнения с другими строительными конструкциями см: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.).
Древний Египет, Преддинастический период (до 3100 г. до н.э.)
Египетская архитектура не развивалась на основе однородных принципов и традиций. Верхний и Нижний Египет оставались географически и культурно различными, даже будучи объединёнными политически в Царство Двух Земель. В них жили разные народы со своими обычаями, характерными жилищами и способами погребения, с разными представлениями о божественных силах и о том, какая жизнь следует за смертью. В обоих регионах выращивание и хранение урожая долгое время было основой существования. Оседлые земледельцы, как правило, строили постоянные жилища с запасами зерна, скота и инструментов, но в Верхнем Египте земледельцы делили землю с кочевым народом, мигрировавшим в долину Нила из все более засушливых степей. Охотники и скотоводы, кочуя в поисках хорошо набитых охотничьих угодий и свежих пастбищ, всегда строили жилища, которые легко возводились и разбирались в любом месте, где они выбирали лагерь; так, они жили в лёгких палаточных конструкциях с крышей и стенами из шкур или циновок, натянутых на жёсткий каркас.
См. также: Месопотамское искусство (ок. 4500-539 гг. до н.э.).
Каждый регион также имел свои отличительные погребальные обычаи. Жители Верхнего Египта, расположенного на юге, хоронили своих умерших вдали от поселений, в сухом песке на краю близлежащей пустыни, и формировали над могилой курган или тумулус. Умерший должен был быть обеспечен всем необходимым – оружием, украшениями, едой и питьём – для продолжения отдельного существования.
Но на севере, в Нижнем Египте, который был плоским и влажным, мёртвые находились под защитой деревень, расположенных на возвышенностях, и их хоронили под полом домов; таким образом, они оставались в сфере живых. Каждый из этих способов захоронения представлял различные концепции природы загробной жизни и необходимых ритуальных положений для продолжения существования.
Даже в додинастические времена типичный поселенец жил в прямоугольной однокомнатной крестьянской хижине из высушенного на солнце нильского ила. На модели такой хижины, найденной в гробнице, хорошо видны наклонные внутрь стены, дверь и крошечные оконные проёмы, расположенные высоко скорее для вентиляции, чем для пропускания света. Крыша не сохранилась, но она была плоской и, возможно, первоначально состояла из пальмовых стволов, уложенных рядом друг с другом: этот тип крыши был скульптурно воспроизведён на потолках более поздних каменных гробниц. Наклон стен позднее стал характерной чертой монументальной каменной архитектуры: гробниц, храмов, надвратных башен (пилонов) (см. Глоссарий архитектуры) и оградительных стен. Она восходит к раннему архитектурному опыту с примитивными глинобитными сооружениями.
С самого начала жители долины Нила и дельты делали убежища и хижины из тростника и камыша. Тростник и стебли папируса, связанные или сплетённые вместе для формирования стен и связанные в пучки для создания лёгких опор для кровли, являются самыми древними строительными материалами в Египте.
Древние иероглифы изображают различные типы хижин в упрощённом виде. Эти хижины из скоропортящегося материала, наряду с примитивными глинобитными домами, послужили прототипами для более поздней монументальной архитектуры. В иероглифической письменности два «царских святилища» Верхнего и Нижнего Египта отличаются хижинами двух видов. Хижина с полукруглой крышей, над которой выступают два угловых столба, должна быть интерпретирована как сооружение, состоящее из связок тростника и циновок, на основании её зелёного или жёлтого цвета в письменах. В самых древних изображениях эта форма хижины также обозначает священные места Буто, столицы доисторического царства Дельты; в надписи – «царское святилище Нижнего Египта». Переведённый в трёхмерное измерение, этот тип хижины показывает её основную структуру: здание с крышей, сводчатой в продольном направлении, между приподнятыми поперечными стенами.
Тростниковая хижина Нижнего Египта соответствовала верхнеегипетской палатке вождя кочевников: каркасное здание, напоминающее животное, с выступающими спереди рогами и иногда оградой вокруг главного входа; сзади свисал вниз хвост животного. Оттиски древних цилиндрических печатей передали этот тип строения аборигенов; в развитой иероглифической письменности черты животных были смягчены. Вожди кочевников, которые первыми подчинили себе два царства и создали единое египетское государство, уже давно обосновались в долине Нила, но продолжали жить в палатках, натягивая на остовы конструкций цветные циновки.
После основания Мемфиса как постоянной резиденции царей Верхнего и Нижнего Египта, дворец из тростниковых циновок остался образцом для дворца царя как правителя Верхнего Египта и для святилищ верхнеегипетских богов; но теперь он был построен – как и тростниковая хижина, его нижнеегипетский эквивалент – из прочного кирпича и дерева. Оба эти типа зданий свидетельствовали о своём особом происхождении и значении в новом политическом порядке, и, соответственно, их характерные структурные особенности должны были быть строго сохранены в более постоянной монументальной форме.
Другой тип зданий, известный по иероглифам, также состоял из растительного материала. Высокий прямоугольный фасад этой хижины был сделан из циновки, а углы и карнизы были укреплены пучками связанных вместе стеблей растений. Вогнутый карниз, сильно стилизованный, вероятно, представляет собой свободные концы камыша, который связывал верхние края стен из циновок с верхним рёбрами жесткости.
В иероглифах эта хижина означает «хижина бога», а в монументальной архитектуре она увековечена во внешнем оформлении часовни, скреплённой круглыми филёнками и увенчанной вогнутым карнизом. В более древней письменности она также предстаёт в другой особой форме, а именно в виде хижины под навесом, опирающимся на деревянные столбы. В монументальной архитектуре эта форма стала прототипом более позднего «балдахинного храма», возводимого для проведения специальных обрядов и как «путевая станция» или место отдыха для изображений богов и их священных барж во время шествий по территории больших храмовых комплексов. «Родовые дома» поздних храмов также были построены по образцу хижины, затенённой навесом.
Тинейский период (3100-2686) и Старое царство (2686-2181)
Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет, построил свою резиденцию в Нижнем Египте на месте, где позднее была возведена столица Мемфис. Название дворца, «белые стены», предполагает кирпичную ограду, внутри которой находились резиденции царя, святилища богов и правительственные здания Двух земель, выполненные в стилях Верхнего и Нижнего Египта соответственно.
Стены, укреплённые выступающими контрфорсами, были характерны для завоёванных нижнеегипетских городов, как видно из изображений триумфов Менеса (Нармера); эту нижнеегипетскую традицию завоеватель из Верхнего Египта перенял для своей крепости в Дельте.
Фасад дворца
В сочетании двух различных форм здания – палаточного дворца верхнеегипетского царя и нишеобразной ограждающей стены его нижнеегипетской резиденции – заключается художественный перевод «имени Гора», которое отныне является первой частью царского титула для объединённого Египта: внутри вертикального прямоугольника заключён искусно составленный фасад с двумя воротами, над которыми возвышается правитель в образе Гора-ястреба.
Сохранившиеся нарисованные изображения декоративных матов и деревянного обрамления на выступающих и углублённых сторонах этих сочленённых стен были приняты как доказательство того, что их смоделированная в нишах поверхность была получена из деревянных конструкций – и из Месопотамии, где современные находки включают подобные здания, изображённые на цилиндрических печатях. Однако последующие памятники ясно показывают, что стена, сочленённая с нишами, принадлежит к совершенно иному способу строительства, чем маты, натянутые на деревянный каркас; оба эти способа были чисто египетского происхождения и, геральдически слившись в «дворцовом имени», объединились в резиденции Мемфиса.
Лучшее представление о вкладе Верхнего и Нижнего Египта в строительные формы внутри и вокруг царской резиденции можно получить по гробницам, построенным объединителями страны и их преемниками, особенно по известняковой гробнице царя Зосера.
Объединение Верхнего и Нижнего Египта стимулировало развитие настоящей архитектуры с совершенно новыми задачами, и главной из них было строительство монументальных гробниц для царей объединённой страны. К концу Преддинастического периода был изобретён деревянный каркас для формованного глинобитного кирпича, что стало техническим шагом вперед.
Погребальные комплексы ранних царей
Форма гробниц обусловлена двойственным характером египетских царей как «правителей Верхнего и Нижнего Египта»; это требовало двух отдельных погребений, по одному в каждой половине страны. Сложившиеся доисторические погребальные обычаи – захоронение на кладбище в тумулусной могиле в Верхнем Египте и домашнее погребение в Нижнем Египте – были включены в архитектуру царских погребальных комплексов.
В Мемфисе нижнеегипетская идея домашнего захоронения логично привела к тому, что гробница была спроектирована и оборудована как «резиденция»; на верхнеегипетском кладбище в Абидосе, с другой стороны, могильные курганы были просто увеличены и превращены в абстрактные геометрические формы. Культовые мероприятия в рамках каждого способа захоронения также привели к определённым формациям.
Царское кладбище в Абидосе
В Абидосе подземные погребальные камеры царских тумулусов были обложены кирпичом, полы и стены облицованы привозным хвойным деревом, а крыша погребальной ямы покрыта брёвнами. Однако известно, что во времена Первой династии одна из этих гробниц была обложена полом и стенами из гранитных блоков, что свидетельствует о переходе к каменной архитектуре.
Тумулус, представляющий собой кучу песка, возвышался над бревенчатой крышей, покрывавшей гробницу и боковые помещения для могильной мебели; он был заключён в кирпичную стену и, вероятно, накрыт неглубоким кирпичным куполом. Перед восточной стороной тумулуса были установлены две отдельно стоящие именные стелы для обозначения места жертвоприношения. Весь участок был окружён невысокой стеной, за которой были захоронены члены царской семьи и придворные.
Царское кладбище, расположенное в равнинной пустынной местности примерно в миле от долины Нила, находилось под покровительством Хентиаментиу («Передовой из западных»), бога мёртвых, у которого был храм на краю долины. Это было кирпичное здание, фундамент которого сохранился, единственный пример раннединастического храма. Он был вытянутым в плане; на короткой стороне две внешние камеры со смещёнными входами вели в третью комнату, где у задней стены было построено святилище для культового изображения.
Как показывают самые древние изображения, святилище первоначально представляло собой конструкцию из тростника, свободно стоящую в ограде; когда его перевели в кирпич, оно прочно вошло в структуру закрытого здания и было придвинуто к задней стене.
Царские гробницы в Мемфисе
Первые правители объединённой страны и их преемники, как цари Нижнего Египта, похоронены на западном плато пустыни напротив их столицы в Мемфисе; их гробницы относятся к типу, адаптированному к погребальной практике Буто, некогда столицы Нижнеегипетского царства. Эти мемфисские гробницы имеют внушительные надстройки из глинобитного кирпича, чьи многослойные внешние поверхности образуют ряд контрфорсов и ниш. Они демонстрируют нижнеегипетский дворец в характерном аспекте его сочленённых ограждающих стен.
Сочленение теперь превратилось в эстетическую систему: на выступающих и углублённых поверхностях нанесены красочные ковровые узоры, которые связывают идею гробницы как «нижнеегипетской резиденции» с идеей палаточного дворца, пришедшего из Верхнего Египта, и таким образом символически выражают для каждого царя гарантию единого царства.
«Дворцовые гробницы» также окружены невысокими стенами, за которыми, как и в Абидосе, располагаются вспомогательные могилы. Место для жертвоприношений в дворцовой гробнице располагалось перед нишей в наружной части восточной стены. Отделённая от своего структурного контекста, эта ниша позже стала использоваться в качестве «ложной двери» в царских и частных гробницах Старого царства, нижнеегипетского элемента, символически связывающего миры живых и мёртвых. В этой изоляции своей формы и функции ложная дверь часто окантовывалась бисером и венчалась вогнутым молдингом. Она сохранилась в трёхмерном или расписном виде в эпоху поздних династий и даже нашла своё место в храмах и дворцах, появляясь везде, где должен был появиться умерший человек, бог или царь.
Погребальный участок царя Джосера в Мемфисе
Чтобы оживить и укрепить идею единого царства, царь Джосер, основатель Третьей династии, объединил два отдельных кладбища и их погребальные учреждения в один гигантский участок рядом со своей столицей Мемфисом. Святилище было окружено нишами из белого известняка высотой более тридцати футов; они представляли собой «белые стены» резиденции.
В центре всего участка возвышается 200-футовая ступенчатая гробница, сочетающая в себе преувеличенный монументальный каменный тумулус в верхнеегипетской традиции (мастаба) с идеей гигантской лестницы на небо. До сих пор можно различить различные этапы в истории этого сооружения – от первоначальной плоской мастабы к маленькой пирамиде, а затем к последней большой ступенчатой пирамиде.
Нижнеегипетская гробница царя – это массивная каменная конструкция, пристроенная к южной стене святилища; её арочный карниз и нишеобразный фасад соответствуют царским гробницам объединителей в Мемфисе. В последовательном развитии нижнеегипетско-мемфисской концепции «домашней гробницы», другие здания на территории участка построены по образцу мемфисской резиденции, включая царский дворец, правительственные здания двух земель и святилища верхнеегипетских и нижнеегипетских богов. Во дворах погребального комплекса царское существование в будущем утверждалось и вечно обновлялось ритуальными повторениями «юбилейного праздника» в присутствии богов.
Различные типы зданий в погребальном участке царя Зосера были изображены в камне в трёхмерном виде в их верхнеегипетских и нижнеегипетских формах, с архитектурными элементами, окрашенными соответствующим образом в соответствии с их культовыми требованиями. Воздушные деревянные строения, покрытые тростниковыми циновками в кочевой манере Верхнего Египта, узнаваемы по их арочным крышам, рифлёным мачтам и циновкам, натянутым между поперечными рейками или свёрнутым над дверными проемами.
Нижнеегипетские часовни воспроизводят формы древней хижины из связанного и сплетённого тростника; как самостоятельные декоративные элементы, круглая филёнка и вогнутый верхний молдинг имеют своё происхождение в переводе первобытных тростниковых форм на камень. Кирпичные здания можно узнать по плоской крыше и внутренней конструкции потолка, которая имитирует круглые бревна, опирающиеся на наличники, поддерживаемые рифлёными деревянными стойками. Деревянные дверные створки воспроизведены в камне в полуоткрытом положении.
Рифление столбов как художественная форма, вероятно, восходит к обработке стволов мягких пород дерева закруглённым режущим краем египетского адза. В связи с конструкцией крыши шатровых зданий следует отметить, что рифлёные мачты поддерживают на кронштейнах ребра арочной крыши; эти кронштейны отсутствуют на столбах в кирпичных зданиях, а здесь они имеют форму боковых нависающих листьев растений. В верхней части мачт воспроизведены отпиленные ветви в стилизованной форме. Пазы, вероятно, служили для вставки рогов, как на старых шатровых дворцах вождей кочевников.
Большинство сооружений на территории погребального участка – это просто массивные фиктивные постройки, в которых есть лишь ниши или короткие проходы для культовых изображений или ритуальных процессий. Внутренние помещения есть только в длинном вестибюле, «ризнице» и жилых покоях царя, пристроенных к северной стороне ступенчатой пирамиды.
Расположение различных зданий внутри участка и их соединение между собой с помощью настоящих проходов или ложных дверей не обязательно должно было точно соответствовать жилому прототипу, а определялось особыми требованиями погребального обряда и культа мёртвых. Например, трёхнефный коридор, через который погребальная процессия входила в священный участок, играл роль «пальмовой рощи Буто», поэтому каменные колонны украшены бахромой из пальмовых ветвей.
Этот первый построенный из камня комплекс морга, чья архитектурная организация и формальный дизайн уже указывают на высокий уровень исполнения, был идентифицирован по надписям как работа главного архитектора царя Имхотепа, который одновременно служил верховным жрецом Гелиополя.
Комплексы пирамид Четвёртой и Пятой династий
Переход от Третьей к Четвёртой династии сопровождался фундаментальными изменениями в планировании и дизайне царских гробниц. Нижнеегипетская или мемфитская концепция гробницы была отброшена; она больше не была местом обитания для загробной жизни, а погребальный участок – реалистичной сценой под открытым небом для ритуальных представлений. Вероятно, под влиянием мифа о смерти и воскресении бога Осириса, смерть царя теперь стала мифической судьбой, чьи «тайны» пронизывали погребальные церемонии и культовые практики и устанавливали главную тему новой царской погребальной архитектуры.
Впоследствии культовая зона была организована в виде «этапа процессии» вдоль архитектурно определённого «священного пути», который начинался на краю пустыни и заканчивался в гробнице; поэтому обряды совершались, а изречения произносились в череде комнат, переходов, дворов, ворот и столбов.
Толчком к изменениям послужил Абидос в Верхнем Египте; там процессия шла от храма бога кладбища через плоскую пустынную долину к царской усыпальнице на западе. Верхнеегипетский характер новой тенденции также выражается в развитии и преувеличении царской гробницы в пирамиду. Ступенчатая пирамида царя Зосера имела прямоугольный план; следующий этап, квадратный план ступенчатой пирамиды в Медуме, наступил с приходом Четвёртой династии, а после этого все большая абстракция привела к кристаллической геометрии настоящей пирамиды.
Далее ступенчатая пирамида в Медуме заняла место – и это снова свидетельствует о её происхождении из верхнеегипетского тумулуса – храма для жертвоприношений на восточной стороне. Однако это было ещё примитивное сооружение, скромное здание с плоской крышей и двумя параллельными прихожими перед небольшой площадкой с двумя стелами. От «храма долины» на краю пустыни к участку пирамиды вела обнесённая стеной дорога. В устройстве этого царского погребального участка в Медуме – долинного храма, мостовой и храма жертвоприношений – впервые обозначены будущая тема и план мемфитских пирамидных комплексов.
Новые идеи о божественном царствовании и погребальном ритуале были наиболее полно реализованы в комплексах пирамид, построенных во времена Четвёртой династии Хефреном и Хеопсом в Гизе, где эти идеи проявились в огромных массах и в использовании твёрдых камней, гранита и базальта, а также алебастра в качестве строительных материалов. Хефрен значительно расширил долинный храм и перекрыл крышей причинное место; его храму жертвоприношений у подножия пирамиды предшествовал огромный «храм почитания» с рядом статуй-святилищ в качестве «святилища».
Непосредственное впечатление об этой архитектуре сейчас можно получить только от храма долины – квадратного здания с гладкими наклонными наружными стенами. Кладка состоит из ядра из местного известняка, облицованного с обеих сторон массивными плитами из гранита. Также из гранита сделаны колонны внутри, наличники и балки крыши – все монолиты. Полы вымощены белыми алебастровыми плитами.
Погребальная процессия прибыла с востока, из долины Нила, сначала высадившись на западном берегу перед храмом долины; она разделилась на две группы и вошла в узкую прихожую через два портала, окаймлённых только полосами надписей; объединившись, она прошла через центральный дверной проем в перевёрнутый Т-образный гипостильный зал с квадратными гранитными колоннами.
Вокруг стен стояли двадцать три статуи Хефрена, стоящего на троне, который участвовал в церемониях «Открывания уст». Тонкий свет, проникавший через щелевидные окна в крыше, отражался от яркого алебастрового пола. В остальном эти ранние монументальные интерьеры ничем не украшены и достигают своего эффекта исключительно за счёт взаимосвязанных масс, конструкции, цвета и прочности материалов. Процессия покидала храм в долине через узкий проход и поднималась почти на треть мили по крытой дорожке к храму пирамиды.
Храм-пирамида также был полностью отгорожен от внешнего мира и укрыт от нечистых глаз своими гладкими покатыми стенами. В его конструкции чётко выделяются две части: внешний храм и храм почитания. Помещения внешнего храма занимают полое ядро сплошной каменной массы; они повторяют расположение храма долины, за исключением того, что здесь проход тематически отделяет перекладину от ствола Т-образного зала.
Двор, окружённый гранитными колоннами, представляет храм почитания; есть свидетельства того, что в углублениях в этих колоннах находились возведённые на престол изображения царя. За ним и рядом с ним находятся пять глубоких святилищ, которые составляли собственно святилище, прямо за пятью пролётами западного ряда колонн. Место для жертвоприношений абидосского типа с двумя стелами, вероятно, занимало пространство между задней стеной храма почитания и подножием пирамиды. Процессия следовала по узкому проходу, ведущему от северо-западного угла пирамидального двора прямо в обнесённый стеной участок пирамиды – в обход святилища – и далее к проходу на северной стороне пирамиды, который заканчивался в погребальной камере.
Уже при предшественнике Хефрена, Радефе, культ солнца в Гелиополе начал оказывать влияние на догму божественного царствования и жизни в загробном мире, что соответствующим образом отразилось на устройстве гробницы. Нижнеегипетское наследие стало приобретать все большее значение. В мортуарном храме погребального комплекса Радедефа, расположенного к северу от Гизы возле Абу-Роаша, система колонн с растительными мотивами заменяет более абстрактную архитектуру столбов. Эти религиозные влияния однозначно прослеживаются в гробницах конца IV династии. От формы пирамиды иногда отказывались в пользу формы «домашней гробницы», как, например, в гробнице царицы Кхент-кау-с в некрополе Гизы с её «дворцом», возвышающимся над нишами стен.
С приходом Пятой династии поклонение солнцу стало государственной религией. В выборе своих гробниц эти цари вернулись к классической пирамидальной форме и приспособили мемфитский храм-усыпальницу к требованиям нового культа. Основатель династии, царь Везеркаф, переместил храм-усыпальницу на южную сторону своей пирамиды в Саккаре, чтобы включить весь путь солнца в ритуал, проводимый во дворе с колоннами. Его преемники вернулись к традиционному осевому расположению с храмом на восточной стороне пирамиды; однако суровая пустота внешнего вида храмов была ослаблена, и появились колоннады, открывающие храм долины, а иногда и храм почитания, во внешний мир.
Колонны в виде пальм и пучков папируса и стеблей лотоса поддерживали крыши портиков; в конечном счёте, они происходят от ранней тростниковой архитектуры, в которой пучки растений использовались в качестве структурных опор, а в своей каменной форме они обозначают бога солнца, божественные мифы и погребальные практики Буто. По оси святилища, у основания пирамиды, появилось ещё одно культовое сооружение со сводчатым потолком; его ложная дверь, нижнеегипетский элемент, вытеснила верхнеегипетское жертвенное место со стелами, которое возникло в Абидосе.
Декор интерьера придаёт «космическое» значение камерам храмов Пятой династии. Потолки окрашены в синий цвет с золотыми звёздами, представляющими ночное небо; полы из чёрного базальта представляют тёмную землю, из которой прорастают растения в виде колонн.
Творческое развитие монументальной погребальной архитектуры завершилось с окончанием правления Пятой династии. Моргильные храмы царей Шестой династии строго придерживаются установленного плана и возвращаются к закрытой структуре и абстрактным колоннам более раннего периода. Это изменение в архитектурной организации и дизайне царских погребальных комплексов Старого царства не следует понимать как «стилистическую мутацию».
Каждый комплекс демонстрирует индивидуальное планирование. Верхнее и нижнеегипетское влияние переплетаются как основные темы; в процессе развития отношения между камерами, залами и переходами разрушаются, а элементы перетасовываются. Историк архитектуры должен разобрать эти комплексы «по швам» и объяснить их как изменения в «тематических функциях». Эти функции можно распознать в Текстах пирамид, которые впервые появляются на стенах переходов и камер гробниц в пирамидах, начиная с конца Пятой династии. По своему расположению, продвигаясь от входа к сердцу пирамиды, они соответствуют последовательным особенностям храма долины, причинного пути и храма пирамиды. Таким образом, архитектурное развитие комплексов пирамид становится возвышенным проявлением постоянно меняющихся обрядов и эсхатологических верований, и в них можно увидеть духовное напряжение эпохи и столкновения противоборствующих принципов и сил.
Храмы Старого царства
Из святилищ богов Старого царства в Мемфисе ничего не сохранилось. Единственное святилище того периода, сохранившееся до наших дней, – это храм Каср-эль-Сага, расположенный к северу от бассейна Фаюм. Судя по его конструкции из массивных известняковых блоков, он, вероятно, относится к Четвёртой династии; его план едва ли можно отличить от плана святилищ храмов-пирамид.
Семь святилищ богов, которым здесь когда-то поклонялись, стоят бок о бок на возвышенной платформе. Каждое святилище скрывало культовое изображение за дверями, которые можно было открывать и закрывать, и было окаймлено молдингом и увенчано вогнутым карнизом. Ряд святилищ выходит в узкий проход, ограниченный с другой стороны толстой передней стеной здания. В середине этой стены, напротив большого центрального святилища главного божества, находится вход в храм.
Небольшие помещения на двух коротких сторонах святилища, вероятно, служили для хранения ритуальных принадлежностей. Ни одна надпись не раскрывает имён богов, которым был посвящён этот храм. См. также: Египетская скульптура.
Святилища солнца
Возможно, что в Старом царстве национальные боги имели свои святилища во внушительных храмах-храмах царей и были включены в установленный культ. Растущее влияние бога солнца уже упоминалось, и солнечные святилища, тесно связанные с царскими гробницами, являются в районе столицы единственными храмами, от которых сохранилось достаточно материала для правдоподобной реконструкции. Для этих храмов, в которых поклонялись дневной звезде, также не существовало установленной архитектурной композиции; она определялась развивающейся теологической системой культа солнца.
Чуть севернее храма долины Хефрена в Гизе лежат остатки монументального храма на оси Большого Сфинкса, расположенного сразу к западу. Этот храм Сфинкса был посвящён Хармахису, или «Гору на горизонте», согласно надписи Нового царства. Массивное сооружение с наклонными стенами и вогнутыми карнизами точно соотнесено с четырьмя точками компаса.
Внешние и внутренние стены и колонны внутреннего двора облицованы гранитными блоками, меньшие колонны и балки крыши, окружающие двор, представляют собой гранитные монолиты. Как и в храме долины Хефрена, в здание ведут два входа с востока, выходящие в северный и южный колонный залы двора, узкого и расположенного точно по оси север-юг. Перед широкими колоннами, окружающими двор, сохранившиеся остатки свидетельствуют о том, что там были установлены сидящие фигуры Хефрена.
В проекте этого уникального здания на длинных восточной и западной сторонах двора изображены многоступенчатые ниши, снабжённые в каждом случае рядом из шести колонн и, ближе к ним, рядом из двух. Амбулатории на коротких северной и южной сторонах, в модификации первоначального плана, были расширены ещё одним рядом из шести колонн каждая.
Ниша в западной стене совмещена со Сфинксом за ней, что как «Горус у горизонта» приравнивает мёртвого царя к вечернему солнцу; восточная ниша указывает на восток, на то, что Горус вновь появится как утреннее солнце. Двадцать четыре столба в четырёх амбулаториях представляют собой аллюзию на ежедневное путешествие солнца. Две пары колонн в нишах, вероятно, представляют четыре небесных столба. Таким образом, храм Хармахис является памятником и святым местом бога солнца в лице Гора, с исчезновением которого вечером царь отождествлялся в Сфинксе и на циклическом возвращении которого каждое утро царь основывал свои надежды на продолжение существования в вечности.
На краю западной пустыни, чуть севернее своих пирамид в Абу-Сире, цари Пятой династии построили святилища солнца, два из которых до сих пор расчищены. Они были «памятниками живого царя своему отцу Ра» и после смерти своих строителей, вероятно, служили для поклонения этому богу, источнику вечного обновления как природы, так и царства. Как архитектурный тип, эти храмы представляют собой особую форму, которая, по-видимому, восходит к святилищу бога солнца Ра в Гелиополе; первоначальная модель, вероятно, представляла собой «первобытный холм» с монументальным столбом – камнем Бенбен.
Первое из этих святилищ солнца, построенное основателем Пятой династии, царём Везеркафом, было сделано из кирпича; царь Не-Усер-ра построил своё из известняка. В нём был обелиск высотой около 36,5 метров, построенный из блоков белого известняка, который стоял на шестидесятифутовом гранитном основании с наклонными стенами на западной стороне двора. Внутри двор был окружён обнесённым стеной коридором. От входа с восточной стороны портик шёл вдоль южной стены до основания обелиска, а оттуда внутренние пандусы вели на верхнюю площадку перед восточной стороной основания. Во дворе перед основанием обелиска на большом алтаре, сложенном из массивных алебастровых блоков, под открытым небом приносились жертвы; к северу от алтаря находилась площадка, где закалывали жертвенных животных. За пределами святилища, к югу, находятся кирпичные фундаменты для солнечной лодки.
Расположение солнечных святилищ на пустынном плато делало необходимым строительство долинного храма с мостом, ведущим на возвышенность, подобно тем, что связаны с царскими гробницами.
Иероглифы для названий отдельных солнечных святилищ ранней Пятой династии показывают только основание, тогда как более поздние включают также обелиск. В Старом царстве обелиск имеет относительно толстую форму; в Среднем царстве и особенно в начале Нового царства он становится более стройным и становится элементом архитектуры, как правило, в паре перед пилонами храма. Оно происходит от гелиопольского монументального столба, камня бенбен, места отдыха солнца.
В Старом царстве, под влиянием тех же абстрагирующих тенденций, которые привели к истинной пирамиде, он приобрёл геометрическую форму квадратного сужающегося столба с пирамидальной вершиной. Сегодня от гелиопольского святилища сохранился только шестидесятипятифутовый гранитный обелиск Сесостриса I. Однако у нас ещё будет случай упомянуть Гелиополь в связи с планированием храма Амона-Ра в Карнаке в период Нового царства и, прежде всего, храмовых комплексов в Амарне солнцепоклонника Ахенатена.
Мастабы (гробницы) царских чиновников и провинциальные гробницы
Как небольшие могилы придворных располагались вокруг царских гробниц на кладбищах объединителей Верхнего и Нижнего Египта и их преемников, в Мемфисе и Абидосе, так и в более поздние эпохи высшие государственные чиновники хоронились рядом с гробницами своих хозяев. В Старом царстве этих сановников обычно хоронили в мастабах – монументальных гробницах-тумбулах с наклонными наружными стенами, сначала построенных из кирпича, но впоследствии из квадратных известняковых блоков. Внутри этого массива сначала создавались – начиная с «дверной ниши» как места для жертвоприношений (ложной двери) – узкие культовые места, которые постепенно расширялись в культовые камеры; к концу развития, в гробницах визирей Шестой династии, они занимали все ядро мастабы.
В эпоху Старого царства место для жертвоприношений с ложной дверью претерпело множество изменений. На мастабу также повлияла домашняя архитектура, примером чему служат узкие залы с колоннами у входа или вокруг дворов, которые предшествовали гробнице. Некоторые элементы, например, святилища для культа статуй, были явно заимствованы из царских гробниц. В своём пространственном планировании мастаба имеет эволюцию, параллельную эволюции царского морского храма в период Пятой и Шестой династий; план постоянно пересматривался и адаптировался в соответствии с изменениями в требованиях культа.
Подробности о погребальных камерах третьего тысячелетия из Северной Европы см: Мегалитическая гробница Ньюграндж (ок. 3000 лет до н.э.) и родственное ей место Мегалитическая гробница Ноут (ок. 2500 г. до н.э.).
Практика строительства гробниц за пределами столицы, в номах Среднего и Верхнего Египта, оказала решающее влияние на ход развития египетской монументальной архитектуры. Они контролировались местными правителями или номархами, феодальной знатью, которая, начав как простые слуги царя, становилась все более независимой по мере ослабления централизованной власти.
В Среднем и Верхнем Египте граница между пустыней и плодородной землёй часто заметна по резко возвышающейся местности; иногда отвесные скалы фактически образуют берег реки, а провинциальные гробницы в основном высечены из живой породы высоко на склоне скалы. Их культовые камеры и убранство были созданы по прототипам царской столицы.
Последовательность расположения перед фасадом гробницы, высеченной в скале, экранированного вестибюля, поддерживаемого колоннами, и мостовой была продиктована физической природой места; в провинциях погребальные сооружения могли иметь множество вариаций.
В Фивах рыхлые отложения образуют низкие холмы между реками и западными скалами. Здесь, как часть погребальных комплексов местных князей, огромные дворы могли быть вырыты по оси восток-запад: перед узким западным концом двора из бедной породы неподалёку высекался открытый зал с крепкими колоннами; от центрального прохода этого зала на запад вёл тоннель к культовой камере; отсюда шахта шла к камере с саркофагом. Свита фиванского принца была похоронена в отдельных могилах в боковых стенах двора.
О проектировании зданий в Древнем Риме см: Римская архитектура (ок. 400 до н.э. – 400 н.э.)
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из увлекательной книги «Древняя архитектура» (издана Electra, Милан, 1972 г.): важной работы для всех, изучающих архитектуру Древнего Египта, не в последнюю очередь из-за её сенсационных фотографий интерьеров знаменитых пирамид и храмов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?