Фазлур Хан:
 дизайнер небоскрёбов   читать ~4 мин.
 Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых известных американских архитекторов, занимавшихся сверхвысокой архитектурой небоскрёбов, Фазлур Хан был родившимся в Бангладеш инженером-строителем и проектировщиком, который разработал ряд структурных систем, революционизировавших строительство высотных башен, таких как 110-этажная Уиллис-тауэр (Сирс-тауэр) (1970-74) и 100-этажный Центр Джона Хэнкока (1967-70). Человек, который революционизировал искусство архитектуры благодаря своим достижениям в структурном проектировании, он считается отцом трубчатых конструкций для небоскрёбов — «Эйнштейном строительной техники» — и ключевым вкладчиком в американское публичное искусство конца XX века. Связанный с влиятельной Второй чикагской архитектурной школой, Хан был партнёром фирмы Skidmore, Owings & Merrill, всемирно известных американских архитекторов, чьи последние проекты включали башню Бурдж-Халифа в Дубае высотой 2717 футов, Объединённые Арабские Эмираты (2010), самое высокое рукотворное сооружение на планете. Инновации в проектировании Фазлура Хана привели к возрождению строительства небоскрёбов и вертикальной архитектуры по всему миру. Чтобы отдать должное его вкладу в городское американское искусство, американский Совет по высотным зданиям и городской среде (CTBUH) учредил специальную награду в его честь под названием Медаль за жизненные достижения имени Фазлура Хана. Кроме своих архитектурных систем для небоскрёбов, Хан также спроектировал ряд других важных зданий, включая терминал Хаджа в Джидде, Саудовская Аравия (1972-81). Архитектурное образование
Фазлур Рахман Хан родился в профессиональной семье в Дакке, Индия: регион, который стал Восточным Пакистаном, а затем Бангладеш. Получив образование в правительственной средней школе Арманитолы в Дакке, он изучал гражданское строительство в Бенгальском инженерном колледже (сегодня Бенгальский инженерно-научный университет, Шибпур), а позже окончил Инженерный колледж Ахсануллы при Университете Дакки (ныне Бангладешский инженерно-технологический университет). В возрасте 23 лет он выиграл стипендию Фулбрайта, которая вместе со стипендией пакистанского правительства профинансировала его учёбу в Соединённых Штатах в Университете Иллинойса. (Благодаря Мису ван дер Роэ (1886-1969) и другим новаторам Чикаго был тогда ключевым теоретическим центром высотного строительства и архитектуры. См. также: Первая Чикагская архитектурная школа.) В течение следующих трёх лет Хан получил две степени магистра — одну в области инженерии, другую в области механики — и докторскую степень в области строительной инженерии. Skidmore, Owings and Merrill
В 1955 году Фазлур Хан присоединился к Skidmore, Owings and Merrill и начал работать в Чикаго. Он стал партнёром в 1966 году и получил американское гражданство в 1967 году. В течение 1960-х и 1970-х годов, после проектирования 43-этажного DeWitt-Chestnut (1964) и 35-этажного здания Brunswick (1965), он получил международное признание за свой международный стиль современной архитектуры, в частности за свои проекты чикагского Центра Джона Хэнкока и Сирс-тауэр (как она называлась) — всё ещё самого высокого здания в Соединённых Штатах — которые отражали его уникальное понимание взаимосвязи между архитектурным проектированием и строительной инженерией. Трубчатые системы
Основываясь на концепции, что внешняя «оболочка» здания может — при условии наличия достаточного количества связей, рам и укреплений — действовать как сама конструкция, Фазлур Хан разработал набор новых структурных систем для замены жёсткой стальной рамной структуры, используемой в большинстве небоскрёбов, рядом различных трубчатых стальных систем, которые предлагали значительно улучшенную прочность и устойчивость (в частности, большую устойчивость к боковым нагрузкам), используя при этом меньше стали. Применимые как в стальных, так и в бетонных зданиях, эти системы включали конструкции «рамная труба», «решётчатая труба» и «пучковая труба». Большинство зданий выше 40 этажей, возведённых с 1960-х годов, теперь используют трубчатую конструкцию Хана, не в последнюю очередь потому, что трубчатые системы обеспечивают больше внутреннего пространства и способствуют большему разнообразию форм зданий. Рамная труба
По словам Фазлура Хана, структура «рамная труба» представляла собой трёхмерную конструкцию, состоящую из трёх, четырёх или более рам или несущих стен, соединённых по краям, образующих вертикальную трубообразную структуру, способную противостоять боковым нагрузкам (от ветра и так далее) путём консольного выступа от основания вверх. (Представьте себе трубчатую систему Фазлура Хана как гигантский гибкий позвоночник, состоящий из соединённых рам.) Рамные трубы требуют меньше внутренних колонн, что позволяет использовать больше полезной площади пола, и примерно половина внешней поверхности доступна для окон. Структура «пучковая труба» ещё лучше для сверхвысоких башенных зданий. Первым зданием, спроектированным Фазлуром Ханом с использованием его запатентованных трубчатых рам, были апартаменты DeWitt-Chestnut в Чикаго (1964), которые проложили путь для рамной трубчатой структуры, использованной Минору Ямасаки (1912-1986) при строительстве зданий 1 и 2 Всемирного торгового центра (1965-66). Решётчатая труба и X-образные связи
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?