Пламенеющая готика читать ~4 мин.
Стиль «пламенеющей» готической архитектуры – деоративный готический стиль, расцветший во Франции в период 1350-1500 годов, после чего его вытеснили формы архитектуры Возрождения – такие, как использованные при завершении Флорентийского собора и Палаццо Медичи-Риккарди – привезённые из Италии. Он развился из предшествовавшей ему идиомы лучистой готики, его эквивалентом в английской готической архитектуре является «перпендикулярный» стиль, а в немецкой готике его название – Зондерготика («особая готика»). Испанский вариант стиля пламенеющей готики был принят в Испании и Португалии в XV веке.
Архитектурные решения пламенеющей готики узнаваемы по всё большему вниманию к декору и использованию S-образных криволинейных арок.
Особенности и характерные черты
Основополагающей характеристикой пламенеющей готики является украшательство технических и декоративных элементов, поскольку она не породила абсолютно никаких важных конструктивных изобретений. Своё название стиль получил благодаря декоративному переплетению витиеватых форм ажурной резьбы – уже в верхней части западного фасада Руанского собора, датируемого 1370 г., – с узорами из двойных изогнутых волнистых линий, имитирующих пламя (старофранцузское flambe).
Пламенеющая готика отказалась от визуального выделения силовых линий вдоль каркасов – принципа, который до этого времени регламентировал основные этапы готического дизайна, – в пользу новых, совершенно особых формальных критериев. Теперь предпочтение отдавалось растительным или сходным с ними формам, а также аналогичным натуралистическим мотивам, заимствованным из готических иллюминированных рукописей и декоративной готической скульптуры того времени.
Наиболее удачное воплощение язык пламенеющей готики нашёл в фасадах, на которых он с буйной свободой высвободил изогнутые и извилистые линии, закрученные криволинейные и остроконечные наличники, ниши с балдахинами, богато декорированные порталы, крутые фронтоны и крокеты, свободно расположенные в пространстве, зеркально отражающие и перекрывающие расположенные за ними другие, создавая общий эффект динамичного движения, в котором отдельные элементы играют роли, меняющиеся в зависимости от точки зрения зрителя. В результате получается живописно подвижное видение, плотный многослойный язык, использующий все возможности для представления самых богатых и фантазийных декоративных сюжетов.
В этом же стиле в интерьерах наметилась тенденция к новым и любопытным решениям крепления рёбер, сводов и колонн, в то время как интерес к новаторским плоскостным и типологически-функциональным решениям снизился. Ярко выраженная свобода творчества и неожиданные эффекты, к которым она приводила, обусловили подход к проектированию, который был принят в разных регионах и применялся к разным видам работ, но чаще всего использовался в архитектуре, поощряемой двором или представителями церковной иерархии. См. также: Интернациональная готика (ок. 1375-1450 гг.).
Сравнение с более ранними готическими стилями во Франции см: Парижский собор Нотр-Дам (1163-1345), Шартрский собор (1194-1250) и Сент-Шапель (1241-48). В Германии более ранним примером является Кёльнский собор (1248-1880 гг.).
Примеры яркой готической архитектуры
Церковь Сен-Маклу, Руан (западный фасад) (1500-14 гг.)
Среди наиболее значительных произведений позднего французского средневековья церковь Сен-Маклу достигла наивысших выразительных результатов в своём западном фасаде, построенном в 1500-1514 гг. по проекту Амбруаза Гавеля.
Изогнутое входное крыльцо завершается крутым фронтоном, украшенным выступающими крокетами (орнаментами) и внутренними криволинейными мотивами, свободно выделяющимися на фоне стены здания. За ним угловатые контрфорсы главного нефа развёрнуты на 45 градусов относительно плоскости фасада, а по боковой стороне фасада проходит ряд двойных выгнутых арок.
Полностью освобождённые от своих прежних опорных функций, конструктивные элементы выполняют лишь формальную роль, привлекая внимание к своим геометрическим качествам и вызывая декоративные предложения, полностью аналогичные тем, которые характерны для многих других видов христианского искусства, от резьбы по дереву до ювелирного дела и металлообработки.
Отель де Клюни, Париж (1485-98 гг.)
Наиболее значительные проявления французской поздней готики можно найти в религиозной архитектуре, но были и важные примеры в области оформления светских зданий, как частных, так и общественных. Отель де Клюни, резиденция аббатов аббатства Клюни, поражает сильным акцентированием элементов деталей. В частности, часовня отличается оригинальностью конструктивных и формальных характеристик, что делает её одним из наиболее интересных проявлений парижской пламенеющей готики
Дворец герцога де Берри, Пуатье (1386 г.)
Великолепный дворец герцога Берри – исключительный пример применения стиля пламенеющей готики в сфере придворного патронажа. Наиболее ярко это проявляется в задней стене главного салона. Спроектированный Ги де Даммартеном как сцена, впечатляющий камин выступает в качестве задника, а галерея служит для музыкантов.
Огромное пространство витражей разбито на муллионные окна и остроконечные фронтоны, расположенные в разных плоскостях, что создаёт изысканное переплетение фонов редкой красоты. О других сокровищах, связанных с герцогом де Берри, см. также: Великолепный часослов герцога Беррийского (1413), одна из великих международных готических иллюминаций, созданная братьями Лимбург (деятельность 1390-1416).
Другими важными примерами пламенеющей готики являются западный фасад Сент-Шапель де Венсенн (1379-1480 гг.); базилика собора в Мулене (конец XIV в.) (за исключением неоготического нефа); базилика Нотр-Дам в деревне Л’Эпин, близ Вердена, которая считается шедевром пламенеющей готики.
Подробнее об эволюции архитектурного дизайна см: История архитектуры (3 тыс. до н.э. – настоящее время). Самые яркие примеры готического архитектурного стиля см: Готические соборы (1144-1500 гг.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?