Пламенеющая готика читать ~3 мин.
«Пламенеющая готика» (фр. Gothique flamboyant) — поздний, декоративный этап развития готической архитектуры. Этот стиль процветал во Франции примерно с 1350 по 1500 год, после чего его сменили формы архитектуры Возрождения, пришедшие из Италии, как, например, при завершении Флорентийского собора. Стиль развился из предшествовавшей ему лучистой готики. Его аналогом в английской готической архитектуре является «перпендикулярный» стиль, а в немецкой готике — Зондерготика («особая готика»). В XV веке испанский вариант пламенеющей готики получил распространение в Испании и Португалии.
Архитектура пламенеющей готики узнаваема по повышенному вниманию к декору и использованию S-образных кривых линий в узорах.
Особенности и характерные черты
Основной характеристикой пламенеющей готики является декоративность, поскольку этот стиль не внёс существенных конструктивных новшеств. Своё название он получил благодаря ажурной резьбе со сложными узорами, напоминающими языки пламени (от старофранцузского flambe — пламя). Этот мотив из двойных изогнутых линий можно увидеть уже в верхней части западного фасада Руанского собора, датируемого 1370-ми годами.
Пламенеющая готика отказалась от визуального подчёркивания силовых линий каркаса — принципа, определявшего развитие готики до этого момента. Предпочтение отдавалось растительным и натуралистическим мотивам, заимствованным из готических иллюминированных рукописей и декоративной готической скульптуры того времени.
Наиболее ярко язык пламенеющей готики проявился в оформлении фасадов. Архитекторы с необычайной свободой использовали изогнутые и извилистые линии, витые наличники, ниши с балдахинами и богато украшенные порталы. Остроконечные фронтоны и крокеты создавали многослойный и динамичный эффект, меняющийся в зависимости от точки обзора зрителя.
В интерьерах также наметилась тенденция к новым и необычным решениям в оформлении рёбер сводов и колонн, тогда как интерес к новаторским планировочным решениям снизился. Творческая свобода и неожиданные эффекты чаще всего находили применение в архитектуре, создаваемой по заказу королевского двора или высшей церковной иерархии. См. также: Интернациональная готика (ок. 1375–1450 гг.).
Для сравнения с более ранними готическими стилями во Франции см.: собор Парижской Богоматери (1163–1345), Шартрский собор (1194–1250) и Сент-Шапель (1241–1248). В Германии ранним примером является Кёльнский собор (1248–1880).
Примеры пламенеющей готической архитектуры
Церковь Сен-Маклу, Руан (западный фасад) (1500–1514)
Церковь Сен-Маклу — одно из наиболее значительных произведений позднего французского Средневековья. Наивысшего художественного выражения стиль достиг в её западном фасаде, построенном в 1500–1514 годах по проекту Амбруаза Гавеля.
Изогнутое входное крыльцо увенчано крутым фронтоном, который украшен выступающими крокетами и внутренними криволинейными узорами. Угловые контрфорсы развёрнуты на 45 градусов к плоскости фасада, а по бокам проходит ряд двойных арок. Конструктивные элементы, освобождённые от своих опорных функций, играют здесь чисто декоративную роль, перекликаясь с другими видами христианского искусства, от резьбы по дереву до ювелирного дела.
Отель де Клюни, Париж (1485–1498)
Хотя самые значительные образцы французской поздней готики относятся к религиозной архитектуре, существуют и важные светские постройки. Отель де Клюни, резиденция аббатов Клюнийского аббатства, отличается изысканной детализацией. В частности, его часовня с оригинальными конструктивными решениями считается одним из лучших образцов парижской пламенеющей готики.
Дворец герцога де Берри, Пуатье (1386)
Этот великолепный дворец — исключительный пример применения стиля в придворной архитектуре. Наиболее ярко это проявляется в оформлении задней стены главного зала. Спроектированный Ги де Даммартеном, он напоминает театральную сцену, где впечатляющий камин служит задником, а галерея предназначена для музыкантов.
Огромное пространство витражей разделено сложными каменными переплётами, а остроконечные фронтоны расположены в разных плоскостях, создавая изысканное переплетение фонов редкой красоты. О других сокровищах, связанных с герцогом де Берри, см. также: Великолепный часослов герцога Беррийского (1413) — один из шедевров интернациональной готической иллюминации, созданный братьями Лимбург (активны в 1390–1416).
Другими важными примерами пламенеющей готики являются западный фасад Сент-Шапель в Венсене (1379–1480); собор в Мулене (конец XIV в.), за исключением неоготического нефа; и базилика Нотр-Дам в Л’Эпин, близ Вердена, которая считается шедевром стиля.
Подробнее об эволюции архитектурного дизайна см.: История архитектуры (3 тыс. до н.э. – настоящее время). Самые яркие примеры готического стиля см.: Готические соборы (1144–1500 гг.).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?