Готические соборы читать ~17 мин.
Если романская архитектура выражала защитную силу Бога в неспокойные времена, то готическая архитектура устремлялась к небесам и прославляла совершенство Божьего мироздания. Используя ряд инновационных конструктивных решений, готический стиль заменил тёмные и узкие романские нефы на более светлые и просторные интерьеры, залитые светом из огромных готических окон. Со временем готические своды становились всё выше, а стены покрывались великолепными витражами, чтобы прославлять Бога и вдохновлять паству.
Возникнув в регионе Иль-де-Франс, готические соборы не всегда строились в один приём: чаще всего на их полное завершение уходило от 50 до 100 лет, а иногда и гораздо дольше. В результате соборы, как правило, демонстрируют смешение готических стилей, относящихся к одной или нескольким из трёх основных фаз: ранняя готика (1120–1200), высокая готика (1200–1280) и поздняя готика (1280–1500). Высокая готика в значительной степени совпадает с архитектурой лучистой готики, в то время как поздняя готика — с архитектурой пламенеющей готики. В английской готической архитектуре эти этапы представлены декоративным и перпендикулярным стилями соответственно. Готическое искусство ознаменовало собой значительное изменение в мировоззрении.
Романские здания были чрезвычайно практичны и могли использоваться в качестве военных или оборонительных сооружений. Напротив, готические здания были подчёркнуто возвышенными. Они стремились вдохновлять людей и выражать абсолютную веру в совершенство Бога. Чтобы достичь этого и применить новейшие архитектурные инновации, готические архитекторы и их покровители привлекали тысячи ремесленников, включая десятки художников. В результате французский готический собор превратился в огромную сокровищницу христианского искусства, включающую витражи, статуи, рельефы, резьбу по дереву, фрески, гобелены, иллюминированные рукописи и драгоценную церковную утварь.
Для краткого руководства по эволюции архитектурного дизайна см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).
Для обзора декоративно-прикладного искусства в Средние века см.: Средневековое искусство (ок. 450–1450).
Архитектурная терминология: Архитектурный словарь.
Архитектура готического собора: как строили соборы?
Примерно в середине XII века из соборов северной Франции начала распространяться новая художественная эстетика с новыми архитектурными принципами. Романская церковь уступила место новой конструкции, в которой строительная система, основанная на толстых несущих стенах, была заменена каркасной системой. Это позволило освободить строение от всех лишних элементов, точно определив силы, действующие внутри — вес сводов, крыши и стен, — и направив их по заранее заданным маршрутам. Эта трансформация произошла менее чем за столетие и началась в регионе Иль-де-Франс (Парижский регион), где стремление строить очень высокие нефы привело к пристальному вниманию к техническим и формальным аспектам строительства. Стремление к высоким нефам, унаследованное от определённых течений в романском искусстве — от Клюни до великих соборов оттоновского периода, — стало центральным композиционным элементом церквей. Это привело к новому восприятию пространства, которое теперь было подчинено геометрическому разделению, подчёркнутому вертикалями колонн, идущих на всю высоту, и стрельчатыми арками.
В каркасной системе нервюры сводов образуют арочный каркас, который концентрирует нагрузку сверху и передаёт её в точки, усиленные снаружи аркбутанами. Те, в свою очередь, уравновешиваются контрфорсами, передающими вес на землю. С формальной точки зрения, устремлённость внутренней структуры ввысь, использование травеи в качестве модуля для организации пространства, членение стен и большие оконные проёмы приводят к «растворению» стены (так называемая «прозрачная система»). Автономность частей уменьшается в пользу большего пространственного слияния, а множественность визуальных осей создаёт впечатляющие эффекты расширения. Эта гибкая и эластичная структура освобождает стены от несущей функции, что делает возможным создание широких оконных проёмов с полихромным стеклом, которые наполняют интерьер церкви лучами цветного света, создавая в этом пространстве изменчивую игру оттенков.
Этот свет, столь отличный от полумрака романских церквей, стал фундаментальным элементом образной теории готической архитектуры. Он физически и метафорически используется для выявления логических и конструктивных процессов, организованных в соответствии со схоластической мыслью того периода, которые лежат в основе строительства собора. Согласно средневековому богословию, готический собор был выражением космического порядка и символическим образом нематериальной сущности Бога, отражённой в гармонии пропорций здания и его светимости. Шпили, пинакли и башни фасада подчёркивают доминирование вертикали, символизирующей устремлённость к божественному. «Врата небесные» освещены и освещают интерьер благодаря огромному окну-розе — истинной мистической мембране между светом Божьим и сердцем верующих.
Готический собор также является выражением новой городской цивилизации, которая его породила. Эти вздымающиеся вверх, огромные, захватывающие дух церкви воспринимаются как идеальный образ самой эпохи. Это стало главным стимулом для строительства подобных зданий и привело к созданию ещё более амбициозных конструкций.
…След, который готика оставила в последующей художественной и архитектурной культуре Европы, стал причиной горячих споров. Начиная с итальянского гуманизма XV века, многие мыслители негативно отзывались об откровенно антиклассических аспектах готики. В эпоху архитектуры Ренессанса на maniera dei Goti («готическую манеру») смотрели свысока как на причудливую и варварскую. Однако с появлением архитектуры барокко ряд великих архитекторов этого стиля — в первую очередь Франческо Борромини (1599–1667) и Камилло-Гуарино Гварини (1624–1683) — начали понимать технические достоинства и формальную оригинальность готических конструкций. В свою очередь, эпоха романтизма XIX века полностью приняла готику, рассматривая её с новой любовью и переоценивая её широкий выразительный горизонт благодаря таким деятелям, как Джон Рёскин (1819–1900) и Эжен Виолле-ле-Дюк (1814–1879).
Происхождение дизайна готического собора
Архитектура королевского домена Франции стала источником строительных методов зрелой готики. Местные строители стремились всё больше подчёркивать структурное членение своих зданий, одновременно уменьшая массивность форм, что создавало большую прозрачность и наполненность светом. Пятьдесят лет экспериментов дали неоднородные результаты: от соборов Парижского региона, которые либо не имели трансептов, либо имели лишь незначительно выступающие трансепты, до соборов Пикардии в Нуайоне и Суассоне со сложными планами и большими поперечными нефами. Общим знаменателем для этих сооружений является стремление достичь максимально возможной высоты, что в наиболее значимых примерах означало четырёхъярусное возвышение стены, оправдывающее наличие трифория необходимостью уравновесить тяжесть боковых галерей. Непрерывность между нефом, трансептом и хором привела к созданию интерьеров, отличающихся элегантностью и удивительным эффектом гармонизации. Соединение системы двойных стен, заимствованной из англо-нормандской архитектуры, с линейной сеткой привело к созданию многослойных структур невероятной лёгкости и прозрачности. Строители в Лане и Париже экспериментировали и с другими техническими и формальными новшествами. В Нотр-Даме своды нефа поддерживаются аркбутанами, видимыми над крышами, в то время как в Лане была переосмыслена англо-нормандская техника mur épais (толстой стены), где постепенное «истощение» наружной стены создавало «телескопический» эффект. Эти эксперименты стали предвестниками массивной пластики опор и мощных аркбутанов собора в Шартре.
Великие французские соборы
Архитектурная эволюция собора от ранней к поздней готике сопровождалась усилением освещённости и связанным с этим «раскрытием» стен благодаря использованию витражей. Строителей сразу привлекло использование аркбутанов, которые делали это возможным, и их понимание мощных структурных преимуществ этих опор подтверждается быстрым распространением всё более сложных и изощрённых вариаций. В самых крупных сооружениях они используются в виде перекрывающихся групп, расположенных каскадом; они поддерживаются всё более мощными контрфорсами, увенчанными пинаклями и шпилями, которые радикально преобразуют внешний вид здания, дробя объёмы в своего рода перспективном калейдоскопе или повторяя ритмическое членение внутренних травей. Статуя-колонна стала характерной чертой экстерьера, так же как и повествовательная рельефная скульптура вокруг дверей и порталов. Не менее важные изменения произошли и внутри: использование аркбутанов позволило увеличить высоту нефа до технически возможного предела без использования эмпор над боковыми проходами. Членение стены нефа достигло своей зрелой формы, выраженной в трёхуровневой структуре, которая стала возможной благодаря отказу от галереи.
Именно на двух крупных строительных площадках в Бурже и Шартре, где работы начались примерно в одно и то же время в середине 1190-х годов, перспективы улучшения, открывшиеся благодаря отказу от эмпор — громоздких и едва функциональных, — были использованы для достижения нового монументального облика, полного баланса и гармонии между частями и целым.
В соборах Шартра, Буржа, Реймса и Амьена также экспериментировали с использованием так называемого сложного столба (pilier cantonné), который позволял центральной колонне подниматься без прерывания до свода, усиливая ощущение вертикали и ускоряя композиционный ритм.
Монументальная концепция великих соборов является выражением восхождения на французский престол Филиппа II Августа из династии Капетингов (1165–1223), а распространение готики по всей Европе связано с растущим влиянием французской политики и культуры на протяжении всего XIII века.
Искусство готического собора
…Как уже упоминалось, типичный готический собор был наполнен различными видами искусства, призванными прославить Бога и вдохновить паству. Готическая скульптура использовалась по всему собору, особенно в форме повествовательных рельефов вокруг дверных проёмов, иллюстрирующих библейские сюжеты. (Примечание: см. Английская готическая скульптура и немецкая готическая скульптура для сравнения с французскими работами.) Кроме того, статуи-колонны стали важным декоративным дополнением к экстерьеру. Внутри собора кафедра и хоры часто украшались сложной резьбой по дереву в различных фигуративных и абстрактных стилях. Витраж был ещё одним важнейшим видом католического искусства внутри церкви, и казалось, что целые стены были посвящены ему. Вероятно, лучшим примером является Сент-Шапель во Дворце Сите в Париже. Иллюминирование Библии было ещё одной важной формой церковного искусства. Готические иллюминированные рукописи не имели себе равных среди других видов средневековой живописи, и в каждом соборе хранилось множество изысканных Евангелий, иллюминированных мастерами. Важное место занимало и кузнечное дело, представленное реликвариями для святых мощей, литургическими сосудами, крестами, распятиями и тому подобным. Художников нанимали для создания разнообразных алтарных образов, а также гобеленов, фресок и многого другого. Короче говоря, типичный французский готический собор — это не просто архитектурный шедевр, но и сокровищница, полная средневекового христианского искусства.
10 величайших готических соборов во Франции
Страсбургский собор (1015–1439)
Несмотря на то что история собора Нотр-Дам в Страсбурге начинается с романского стиля (значительная часть романской постройки сгорела в 1176 году), он считается одним из лучших образцов позднеготической архитектуры. Немецкий архитектор Эрвин фон Штайнбах внёс основной вклад в новый готический дизайн в период с 1277 по 1318 год. Его северная башня со шпилем высотой 142 метра сделала собор самым высоким зданием в мире с 1647 по 1874 год. Он также известен своим розовым цветом, который происходит от особого типа вогезского песчаника, использованного при его строительстве. Тем не менее, собор наиболее известен красочным убранством своего интерьера, создаваемым солнечным светом, льющимся через его огромные витражи.
Базилика Сен-Дени (начата в 1135 г.)
Эта бывшая крупная средневековая аббатская церковь, а ныне кафедральный собор, Сен-Дени считается первой готической церковью. Расположенная на месте более ранней церкви Сен-Дени-де-ла-Шапель, построенной около 475 года святой Женевьевой и хранящей мощи святого Дионисия, покровителя Франции, базилика стала местом захоронения почти всех французских королей с X по XVIII век и привлекала паломников со всей страны. Строительство новой базилики было начато в 1135 году при аббате Сугерии (1081–1151), который перестроил части старой романской церкви, используя ряд революционно новых конструктивных элементов. Это была первая церковь, в которой вес конструкции был сконцентрирован на относительно тонких колонных опорах. Изначально известный как «французский стиль», позднее он получил название «готика». Сен-Дени признан самым ранним примером крупного сооружения, спроектированного и построенного в готическом стиле. Кроме того, его неф XIII века, построенный при аббате Эде Клемане, является прототипом архитектуры лучистой готики и служил архитектурной моделью для соборов и аббатств по всему континенту.
Ланский собор (1160–1235)
Наряду с Буржским собором и Собором Парижской Богоматери, Ланский собор является одним из наиболее ярких образцов раннеготической архитектуры XII и XIII веков. Строительство нынешнего здания началось с ранней секции хора и было завершено до восточной стороны трансепта к 1174 году. Второй этап строительства продолжался с 1180 по 1235 год. Неф был возведён с четырёхъярусным членением стены (аркада, эмпоры, трифорий и верхние окна) под шестичастными сводами, а затем первоначальный хор был заменён значительно расширенным нынешним. План собора крестообразный, а хор заканчивается прямой стеной, а не апсидой. Его западный фасад с тремя порталами, каждый из которых украшен библейской скульптурой, и его окно-роза, датируемое 1210 годом, стоит в одном ряду с фасадом Нотр-Дама в Париже в готическом стиле. Его пространственное расположение подчёркивается колоссальными размерами проёмов и огромным центральным окном-розой. Архитектурное членение фасада обогащено деталями, в том числе необычайно изобретательными башнями.
Собор Парижской Богоматери (1163–1345)
Нотр-Дам, один из самых известных готических соборов в мире, был одним из первых зданий, где использовалась арочная внешняя опора, известная как аркбутан. Его трансепты были позже переработаны в стиле лучистой готики Жаном де Шелем, а затем Пьером де Монтрёем. Его сокровищница известна многочисленными священными реликвиями, включая Терновый венец Христа и фрагмент Истинного Креста. К сожалению, во время Французской революции значительная часть его религиозных изображений была повреждена или уничтожена, хотя это не помешало Наполеону Бонапарту быть коронованным императором в соборе 2 декабря 1804 года. Обширная программа реставрации под руководством эксперта Эжена Виолле-ле-Дюка началась в 1845 году. Нотр-Дам был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
Собор Святого Гатиана в Туре (1170–1547)
…Собор Святого Гатиана в Туре, строительство которого завершилось в XV веке, является ярким представителем пламенеющей готики, хотя он и включает в себя элементы трёх архитектурных стилей — готики, романики и Ренессанса. Он известен прежде всего своим великолепным витражным искусством и богато украшенным западным фасадом. Нынешнее здание заменило романское сооружение XII века, части которого (включая часть нефа и опоры башен) всё ещё сохранились. Готический южный трансепт и башни были возведены около 1170 года, а алтарная часть была перестроена в период 1236–1279 годов архитектором Этьеном де Мортанем. Большая часть нефа, боковых проходов и часовен была построена в XIV веке, в основном архитектором Симоном дю Маном. Однако неф был закончен только в XV веке благодаря архитекторам Жану Папену, Жану де Даммартену и Жану Дюрану, а также щедрости короля Карла VII и герцога Бретани.
Шартрский собор (1194–1250)
Шартр, один из лучших примеров французской высокой готики, уникален тем, что сохранился в значительной степени нетронутым. Его архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала XIII века, а большая часть его величественных витражей датируется периодом между 1205 и 1240 годами: четыре ланцетных окна содержат панели из романского стекла, уцелевшие после пожара 1195 года. Большая часть его каменной скульптуры также сохранилась. Например, сотни фигур, украшающих его три великих фасада — Западный, Северный и Южный, — все датируются XIII веком. В 1979 году Шартр был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Буржский собор (1195–1230)
Наряду с Нотр-Дамом в Париже и Ланским собором, Буржский собор является великолепным образцом раннеготической архитектуры. Необычно то, что у него нет трансептов, которые пересекают неф в большинстве готических соборов, но есть двойные боковые проходы. Отсутствие трансепта позволило архитектору Буржа спроектировать боковые проходы как два ступенчатых зала, которые огибают апсиду без перерыва. Внешняя структура отличается толстыми стенами и множеством тонких аркбутанов — арочных внешних опор, которые поглощают вес свода и нефа. Их крутой угол позволяет им эффективно направлять распор на внешние опоры. Буржский собор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года.
Реймсский собор (1211–1275)
Созданный четырьмя мастерами-каменщиками (Жан д’Орбе, Жан-ле-Лу, Гоше де Реймс и Бернар де Суассон), Реймсский собор стоит на месте базилики, где Хлодвиг I (466–511), первый король франков, был крещён святым Ремигием, епископом Реймсским, в 496 году. Вместе с соборами Амьена и Шартра Реймс (традиционное место коронации королей Франции) является одним из трёх главных примеров архитектуры «высокой готики» XIII века. Хор в Реймсе — с одной амбулаторией — имеет пять лучевых часовен; у его стен на высоте окон есть проход, который показывает их толщину. Окна образуют единое стрельчатое отверстие, усиливая ощущение безмятежного равновесия. Ни в одном другом здании готическая архитектура не достигает такого точного соответствия между внешней проекцией и внутренним пространством и, в то же время, такого единства выразительной ясности. Фасад собора, тщательно отреставрированный в конце XIX века, имеет три портала, украшенных многочисленными статуями, и гигантское окно-розу, посвящённое Деве Марии. Фасады трансептов также украшены рельефами, представляющими различные библейские сюжеты, включая сцену «Страшного суда». Крыша и шпили собора были уничтожены в результате пожара 1481 года. В 1991 году Реймсский собор стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Амьенский собор (1220–1270)
Амьен, один из крупнейших готических соборов во Франции, стоит на холме с видом на реку Сомму в регионе Пикардия. Он был спроектирован Робером де Люзаршем вместе с Тома де Кормоном и Рено де Кормоном. Каменный свод нефа имеет высоту 42 метра, уступая только собору в Бове. Хотя большая часть его оригинальных витражей была утеряна, собор известен своей рельефной скульптурой XIII века на западном фасаде и портале южного трансепта. В центре внимания западного фасада находится окно-роза, но чрезвычайная высота нефа помещает его очень высоко, оставляя порталы первого этажа для соединения с трифориумом посредством двух наложенных друг на друга галерей. Это дополнительно подчёркивает тесную связь между экстерьером и интерьером. В целом, в результате получается сильно расчленённый фасад — прорезанный глубокими тенями и загруженный элементами на разных уровнях — что резко контрастирует со строгой простотой интерьера. Амьенский собор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981 года.
Собор в Бове (1225–1600 гг., не окончен)
Известный своими структурными обрушениями, собор в Бове также отличается своим прекрасным хором, который Эжен Виолле-ле-Дюк назвал «Парфеноном французской готики», а также изысканными витражами XIII, XIV и XVI веков, некоторые из которых были созданы художником эпохи Ренессанса Энграном Лепренсом, уроженцем города. (См.: Искусство витража: материалы и методы.) Работы над собором начались под руководством епископа Милона де Нантейля после нескольких пожаров в предыдущей базилике с деревянной крышей. Хор был закончен в 1272 году, с самым высоким сводом среди всех соборов в Европе — его высота 48 метров, что значительно превышает 42-метровый неф Амьенского собора. К сожалению, в 1284 году часть свода над хором рухнула — в основном из-за того, что конструкция была слишком высокой. Несмотря на эту неудачу, строение было перестроено на ту же высоту, хотя и с дополнительными опорными колоннами и новой структурой свода, заменившей старую. Строительство продолжалось в XVI веке с новым трансептом и амбициозной центральной башней высотой 153 метра. Затем в 1573 году башня рухнула, после чего было сделано лишь несколько дополнений. Собор в Бове также известен своими деревянными дверями северного и южного порталов, вырезанными в готическом и ренессансном стилях соответственно, а также коллекцией гобеленов XV века. Бове считается знаковым примером, так как обрушение его сводов в 1284 году ознаменовало конец эпохи: с тех пор строители и меценаты отказались от стремления к всё более высоким структурам, что было ключевой характеристикой готической архитектуры. Считается, что Бове знаменует собой завершение развития стиля, заложенного в Шартре и Реймсе.
Готические соборы за пределами Франции
…За пределами Франции к числу величайших готических соборов относятся: средневековый Бургосский собор в Испании, начатый около 1221 года; Йоркский собор, начатый в 1230 году, чьё Большое Восточное Окно содержит самое большое в мире пространство средневекового витража; Кёльнский собор, заложенный в 1248 году, но завершённый лишь в 1880 году, величайший образец немецкого готического искусства; знаменитый собор во Флоренции, начатый в готическом стиле в 1296 году Арнольфо ди Камбио и завершённый в стиле Ренессанс в 1436 году под руководством Филиппо Брунеллески (1377–1446); собор Святого Стефана XIV века (Штефансдом) в центре Вены; массивный Миланский собор, начатый в 1386 году в эпоху треченто; и Севильский собор, самый большой готический собор в мире, построенный между 1401 и 1528 годами.
- Эволюция готической архитектуры: От ранних соборов к поздней готике
- Секреты строительства готических соборов: Архитектурные инновации
- Кёльнский собор: лучистая готическая архитектура
- Готический архитектурный стиль (c.1120-1500)
- Ричард Апджон: биография архитектора готического возрождения
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Нефть на воде» Хелона Хабилы, краткое содержание
- Два российских фильма попали в программу Каннского кинофестиваля
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- Аренда проектора для различных мероприятий
- Самые востребованные творческие профессии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?