Готические соборы читать ~17 мин.
Если романская архитектура выражала защитную силу Бога в непредсказуемые времена – готическая архитектура достигала неба и прославляла совершенство вселенной Бога. Используя ряд инновационных функций, готический стиль заменил тусклые и узкие романские нефы на более яркие, более просторные интерьеры, наполненные светом, который льётся через огромные готические окна. Со временем готические нефы взлетали вертикально вверх и вскоре стены были покрыты великолепным витражным искусством, чтобы поклоняться Богу и вдохновлять собрание.
Возникшие в Иль-де-Франс, готические соборы не всегда строились за один раз: чаще всего требовалось от 50 до 100 лет – иногда гораздо дольше – до полного завершения собора. В результате соборы, как правило, строились с использованием смеси готических стилей, относящихся к одной или нескольким из трёх фаз: ранняя готика (1120-1200), высокая готика (1200-1280) и поздняя готика (1280-1500). Высокая готика в значительной степени совпадает с архитектурой лучистой готики, в то время как поздняя готика совпадает с архитектурой пламенеющей готики. В английской готической архитектуре эти варианты представлены декором и перпендикулярным стилем соответственно. Готическое искусство сигнализировало о значительном изменении отношения.
Романские здания были чрезвычайно практичны и могли превратиться в военные или оборонительные сооружения. Напротив, готические здания были чрезвычайно потусторонними. Они стремились вдохновить людей и выразить полную веру в совершенство Бога. Чтобы сделать это, а также использовать последние архитектурные инновации, готические архитекторы и их покровители наняли тысячи мастеров, в том числе десятки художников. В результате французский готический собор стал огромной сокровищницей христианского искусства, включающего витражи, статуи, рельефы, резьбу по дереву, росписи, гобелены, иллюминированные рукописи и драгоценные золотые кузницы.
Для краткого руководства по эволюции архитектурного дизайна, см.: История архитектуры (3000 до н.э. – настоящее время).
Для обзора декоративно-прикладного искусства в средние века, пожалуйста, смотрите: Средневековое искусство (c.450-1450).
Архитектурная терминология, см.: Архитектурный словарь.
Архитектура готического собора: как строились соборы?
Примерно в середине 12-го века из соборов северной Франции начала распространяться новая художественная чувствительность с новыми архитектурными принципами. Романская церковь уступила организму, который заменил строительную систему, основанную на толстых несущих стенах, в пользу структуры, называемой скелетной системой, которая освободила строения от всех лишних частей, идентифицируя силы, действующие на внутреннюю часть – своды и вес крыши и стен – чтобы направить их по заранее определённым маршрутам. Это преобразование происходило в течение немногим менее столетия и началось в Иль-де-Франс (парижский регион), где стремление построить очень высокие нефы привело к пристальному вниманию к техническим и формальным аспектам строительства. Это предпочтение высоких нефов, унаследованных от определённых архитектурных течений романского искусства – от Клуни до великих османских соборов – стало центральным композиционным элементом церквей, что привело к новому способу восприятия пространства и его восприятия после геометрического разделения, отмеченного вертикальными формами колонн, идущих на полную высоту и заострённые арки.
Как часть «скелетной системы», ребра сводов образуют арочный каркас, который концентрирует усилие сверху и передаёт его в точки, которые внешне усилены парящими арками, которые, в свою очередь, уравновешиваются лёгкими опорами, которые передают вес на землю. С формальной точки зрения, взлёт вверх внутренней структуры, бухта, используемая в качестве модуля для создания внутреннего пространства, сочленение стен и большие пространства окон приводят к расступлению стен («прозрачная система»). Автономность частей уменьшается в пользу большего пространственного слияния, а множественность визуальных линий приводит к вызывающим эффектам расширения. Эта гибкая и эластичная структура освобождает стены от их несущей функции, делая возможным широкие пространства окон с полихромным стеклом, которые приносят лучи цветного света в интерьер церкви, заполняя это пространство изменчивыми затенениями.
Этот свет, столь отличающийся от полумрака романских церквей, стал фундаментальным элементом в фигуративной теории готической архитектуры, которая физически и метафорически использует свет для раскрытия логических и конструктивных процедур – организованных в соответствии с схоластическим мышлением периода – которые поддерживают строительство собора. По мнению средневекового богословия, готический собор был выражением космического порядка и символическим образом нематериальной субстанции Бога, отражённой в гармонии пропорций здания и его светимости. Шпили, вершины и башни фасада подчёркивают преобладание вертикали, символизирующей напряжение в отношении божественного; Дверь неба освещена, и она освещает интерьер благодаря вставке огромного розового окна, истинной мистической мембраны между светом Божьим и сердцем верующих.
Готический собор также является выражением новой городской цивилизации, которая его создала. Эти вздымающиеся вверх, огромные, захватывающие дух церкви воспринимаются как идеальный образ самого периода. Таков был фундаментальный стимул для этих зданий и это привело к ещё более амбициозным конструкциям.
Отпечаток, который готика оставила в более поздней образной и архитектурной культуре Европы, стал причиной горячих критических дебатов, и, начиная с итальянского гуманизма в 15-м веке, многие мыслители негативно относились к явно антиклассическим аспектам готики. В эпоху ренессансной архитектуры на манери деи Готи («стиль готики») смотрели свысока как на произвольную и варварскую, но с появлением архитектуры в стиле барокко ряд великих барочных архитекторов – главным образом Франческо Борромини (1599-1667) и Камилло-Гуарино Гуарини (1624-1683) – начинали понимать технические качества и формальную оригинальность готических структур, в то время как романтика 19-го века от всего сердца охватывала готику, с новой любовью рассматривая её и переоценивая её широкий выразительный горизонт, благодаря таким фигурам, как Джон Раскин (1819-1900) и Виолье-ле-Дюк (1814-1879).
Происхождение дизайна готического собора
Архитектура Королевского владения Франции была источником методов строительства зрелой готики, поскольку строители там стремились все больше подчёркивать артикуляцию (или сочлененность) своих структур, в то же время стремясь уменьшить прочность форм, вызывая большую прозрачность и освещённое пространство. Пятьдесят лет экспериментов дали результаты, которые были совсем не однородными: от соборов парижского региона, у которых либо не было трансептов, либо с трансептами, которые проецировались незначительно, до соборов Пикардии в Нойоне и Суассоне со сложными планировками и большими поперечными залами. Общим знаменателем этих структур является стремление достичь максимально возможной высоты, что в более важных примерах означает возвышение с четырьмя уровнями, оправдывающее наличие трифория с необходимостью уравновешивать тяжесть боковых залов; Непрерывность между нефом, трансептом и хором привела к тому, что интерьеры отличались элегантностью и удивительным эффектом гармонизации. Слияние системы с двойными стенками, заимствованной из англо-нормандской архитектуры, с линейной сеткой привело к многослойным структурам невероятной лёгкости и прозрачности. Строители в Лаоне и Париже экспериментировали с другими техническими и формальными новинками; в Нотр-Дам своды нефа поддерживаются летающими контрфорсами, видимыми над крышами, в то время как Лаон переосмыслил англо-нормандскую технику мурэпаи, постепенно удаляя наружную стену, создавая «телескопический» эффект. Эти эксперименты были предшественниками тяжёлого пластизма опор и безудержных арок собора в Шартре.
Великие французские соборы
Архитектурная эволюция собора с ранней до поздней готики сопровождалась усилением света и связанного с этим открытия стен благодаря использованию витража. Строители были немедленно привлечены к строительству парящих опор, которые сделали возможным это открытие, и их понимание мощных структурных последствий этих опор подтверждается быстрым распространением их использования во все более сложных и сложных вариациях. В самых больших конструкциях они используются в перекрывающихся группах, расположенных последовательно; они поддерживаются все более мощными опорами, увенчанными вершинами и шпилями, которые радикально преобразуют внешний вид конструкции, разбивая объёмы в своего рода перспективном калейдоскопе или повторяя ритмическую модуляцию внутренних отсеков. Статуя колонны стала характерной чертой экстерьера, также как и повествовательная рельефная скульптура вокруг дверей и порталов. Были не менее важные внутренние изменения, поскольку использование летающих опор позволило увеличить высоту нефа до технически возможного значения без использования трибун над проходами; разделение нефа теперь достигло своей зрелой формы, сформулированной на возвышениях с тремя уровнями большого размера благодаря ликвидации галереи.
Именно на двух больших рабочих площадках в Бурже и Шартре, где работа началась примерно в то же время в середине 1190-х годов, перспективы улучшения, ставшие возможными благодаря удалению трибуны – неудобной и едва функциональной – использовались для достижения нового монументального облика, полного баланса и гармонии между частями и целым.
Соборы Шартра, Буржа, Реймса и Амьена также экспериментировали с использованием так называемого кантонского столба, который позволял центральной колонне подниматься без прерывания к хранилищу, увеличивая вертикальный смысл и ускоряя композиционный ритм.
Монументальная концепция великих соборов является выражением восхождения на французский престол Капетяна Филиппа II (1165-1223), в то время как распространение готики по всей Европе связано с растущим влиянием французской политики и культуры на протяжении всего 13-го века.
Искусство Готического Собора
Как уже упоминалось, типичный готический собор был наполнен различными видами искусства, призванными прославить Бога и вдохновить собрание. Готическая скульптура использовалась по всему собору, особенно в форме повествовательных рельефов вокруг дверных проёмов, иллюстрирующих истории из Библии. (Примечание: см. Английскую готическую скульптуру и немецкую готическую скульптуру для сравнения с французскими работами.) Кроме того, колонны-статуи стали важным декоративным дополнением к экстерьеру. Внутри собора кафедра и хор часто украшались сложной резьбой по дереву в различных фигуративных и абстрактных стилях. Витраж был ещё одним очень важным видом католического искусства внутри церкви, с целыми стенами, казалось бы, посвящёнными ему. Лучшим примером, вероятно, является Сент-Шапель во Дворце Сите в Париже. Библейская иллюминация была ещё одной важной церковной художественной формой. Рукописи с готической подсветкой не имели себе равных среди других типов средневековой живописи и у каждого собора было множество изысканных текстов Евангелий, освещённых мастерами. Кузнечное дело было также очень неочевидно, либо в виде реликварий для святых мощей, либо литургических чаш, крестов, распятий и тому подобного. Художники нанимались для создания разнообразных алтарных произведений искусства, а также гобеленов, росписей и многого другого. Короче говоря, типичный французский готический собор – это не просто архитектурный шедевр, это ещё и сокровищница, полная средневекового христианского искусства.
10 величайших готических соборов во Франции
Страсбургский собор (1015-1439)
Несмотря на то, что собор Нотр-Дам в Страсбурге является частью романского стиля (большая часть романского строения сгорела в 1176 году), он считается одним из лучших примеров позднеготической архитектуры. Немецкий архитектор Эрвин фон Штайнбах внёс основной вклад в новый готический дизайн в период 1277-1318 гг. У него только один шпиль высотой 142 метра, который сделал собор самым высоким зданием в мире с 1647 по 1874 год. Он также известен своим розовым цветом, который происходит от особого типа песчаника Вогезы, использованного при его строительстве. Тем не менее, собор является самым известным за красочный оттенок его интерьера, вызванный солнечным светом, льющимся через его огромные витражи.
Базилика Сен-Дени (начало 1135 г.)
Первоначально большая средневековая аббатская церковь, ныне собор, Сен-Дени считается первой готической церковью. Расположенная на месте более ранней церкви Сен-Дени-де-ла-Шапель – построенной около 475 года в Сен-Женевьев и в которой хранятся мощи Сен-Дени, покровителя Франции, – базилика стала местом захоронения почти каждого французского короля из с 10-го по 18-й век, и привлекала паломников со всей страны. Новая Базилика была начата в 1035 году при Аббате Сугере (1081-1151), который перестроил части старой церкви в романском стиле, используя ряд революционно новых структурных элементов. Действительно, это была первая церковь, в которой вес конструкции был сконцентрирован на относительно тонких столбчатых опорах. Первоначально известный как «французский стиль», позднее он получил название «готика». Сен-Дени в настоящее время признан самым ранним примером крупной структуры, которая будет спроектирована и построена в готическом стиле. Кроме того, его неф 13-го века, построенный аббатом Одо Климентом, также является прототипом архитектуры лучистой готики и архитектурной моделью для соборов и аббатств на всем континенте.
Лаонский собор (1160-1235)
Вместе с Буржским собором и Собором Парижской Богоматери, Лаонский собор является одним из наиболее ярких образцов раннеготической архитектуры 12 и 13 веков. Нынешняя структура началась с ранней секции хора и была закончена до восточной стороны трансепта к 1174 году. Вторая строительная кампания продолжалась с 1180 по 1235 год. Неф был возведён с четырьмя ярусами фонарей, трифориума и трибуны под сексторонними пролётами, а затем первоначальный хор был заменён значительно расширенным нынешним хором. План этажа собора крестообразный, а хор заканчивается прямой стеной, а не апсидой. Его западный фасад с тремя порталами, каждый из которых украшен библейской скульптурой, и его розовое окно, датируемое 1210 годом, стоит в одном ряду с фасадом Нотр-Дама (Париж) в готическом стиле. Его пространственное расположение подчёркивается, например, колоссальными размерами отверстий и огромным центральным розовым окном. Церковно-артикулярное сочленение фасада обогащено деталями, в том числе необычайной изобретательностью башен.
Собор Нотр-Дам, Париж (1163-1345)
Нотр-Дам, один из самых известных в мире готических соборов, был одним из первых зданий в мире, где использовалась арочная внешняя опора, известная как «парящая опора». Его трансепты были позже переработаны в стиле лучистой готики Жаном де Шеллем, а затем Пьером де Монтре. Его сокровищница известна многочисленными священными реликвиями, включая терновый венец Христа и фрагмент Истинного Креста. К сожалению, во время Французской революции значительная часть его религиозных образов была повреждена или уничтожена, хотя это не помешало Наполеону Бонапарту быть коронованным Императором в соборе 2 декабря 1804 года. Обширная программа ремонта, проводимая под руководством эксперта-реставратора Eugene Viollet-le-Duc началась в 1845 году. Нотр-Дам был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 1991 году.
Собор Святого Гатьена (1170-1547)
Святого Гатьена в Туре является ярким представителем стиля готической архитектуры 15-го века, хотя он включает в себя элементы трёх архитектурных школ – готики, романской и ренессансной. Он известен прежде всего своим возвышенным витражным искусством и богато украшенным западным фасадом. Нынешнее здание заменило романское сооружение 12-го века, части которого (включая часть нефа и опоры башни) всё ещё остаются. Готический южный трансепт и башни были возведены около 1170 года, а алтарь (и территория вокруг алтаря) был перестроен в период 1236-1279 годов архитектором Этьеном де Мортаньем. Большая часть нефа, прохода и часовни были построены в 14-м веке, в основном архитектором Симоном дю Маном, хотя неф был закончен только в 15-м веке, благодаря архитекторам Жану Папену, Жану де Дамартину и Жану Дюрану, а также щедрости Карла VII и герцога Бретани.
Шартрский собор (1194-1250)
Шартр, один из лучших примеров французского стиля высокой готики, необычен тем, что сохранился в значительной степени нетронутым. Его архитектура претерпела лишь незначительные изменения с начала 13-го века, в то время как большая часть его величественного витража датируется периодом между 1205 и 1240 годами: четыре ланцета содержат панели из романского стекла, которые пережили пожар 1195 года. Большая часть его каменной скульптуры также выжила. Например, сотни фигур, которые украшают его три великих фасада – Западный, Северный и Южный трансепты – все датируются 13-м веком. В 1979 году Шартр был включён в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Буржский собор (1195-1230)
Наряду с Нотр-Дамом (Париж) и Лаоном, Буржский собор является великолепным образцом раннеготической архитектуры. Необычно, у него нет трансептов, которые пересекают неф в большинстве готических соборов, но есть двойной проход. Отсутствие трансепта позволило архитектору Буржа оформить проходы как два ступенчатых зала, которые обвивают апсиду без перерыва. Внешняя структура отмечена толстыми стенами и множеством тонких парящих опор – арочных внешних опор, которые поглощают вес хранилища и нефа. Их крутой угол позволяет им эффективно направлять тягу к внешним опорам. Буржский собор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1992 года.
Реймский собор (1211-1275)
Созданный четырьмя мастерами-каменщиками (Жан-Ле-Лу, Гошер де Реймс, Жан-д’Орбай и Бернар де Суассон), Реймский собор стоит на месте базилики, где Хлодвиг (466-511) (первый король франков) был Крещён святым Реми, епископом Реймским, в 496 году. Вместе с соборами Амьена и Шартра Реймс (традиционное место, где короновались короли Франции) является одним из трёх основных примеров «высокой готики» архитектуры 13-го века. Хор в Реймсе – с одной амбулаторией – имеет пять излучающих часовен, у стен которых есть проход в высоте окон, который показывает его толщину. Окна образуют единое оживальное отверстие, усиливающее ощущение безмятежного равновесия. Ни в одном другом здании готическая архитектура не достигает столь же точного соответствия между внешней проекцией и внутренним пространством и в то же время максимальным единством выразительной ясности. Фасад собора – тщательно отреставрированный в конце 19-го века – имеет три портала, украшенных многочисленными статуями, и гигантское окно из роз, посвящённое Деве Марии. Фасады трансептов также украшены рельефами, в которых представлены различные библейские произведения, в том числе сцена из «Страшного суда». Крыша и шпили собора были уничтожены в результате пожара 1481 года. В 1991 году Реймский собор стал объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Амьенский собор (1220-1270)
Амьен, один из крупнейших готических соборов во Франции, стоит на холме с видом на реку Сомму в регионе Пикардия. Он был разработан Робертом де Люзаршем вместе с Томасом и Рено де Кормонтом. Каменное пространство нефа имеет высоту 42 метра (138 футов), уступая только собору Бове. Хотя большая часть его оригинального витража была утеряна, собор известен своей рельефной скульптурой 13-го века на западном фасаде и порталом южного трансепта. В центре внимания западного фасада находится розовое окно, но крайняя высота нефа помещает окно в очень высокое положение, оставляя порталы первого этажа для соединения с трифориумом посредством двух наложенных друг на друга галерей, которые дополнительно подчёркивают тесную связь между экстерьером и интерьером. В целом, в результате получается сильно сочленённый фронт – прорезанный глубокими тенями и загруженный элементами на разных уровнях – в резком контрасте с суровой простотой интерьера. Амьенский собор включён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1981 года.
Собор Бове (1225-1600 гг., незаконченный)
Известный своими структурными разрушениями, собор Бове также отличается своим прекрасным хором, который Юджин Виолье-ле-Дюк назвал «Парфеноном французской готики», а также изысканными витражами 13-го, 14-го и 16-го века, некоторые из которых были созданы ренессансным художником Engrand Le Prince, уроженцем города. (См.: Витражное искусство: Материалы и методы.) Начались работы в соборе под руководством епископа Мило де Нантея после нескольких пожаров в предыдущей базилике с деревянной крышей. Хор был закончен в 1272 году, с самым высоким сводом из всех соборов в Европе – его высота 48 метров (157 футов), значительно превышает 42-метровый неф Амьенского собора. К сожалению, в 1284 году часть свода над хором рухнула – в основном из-за того, что сооружение было слишком высоким. Несмотря на эту неудачу, строение было перестроено на ту же высоту, хотя с дополнительными опорными колоннами и новой структурой секционного свода, заменяющей старую четырёхстороннюю. Строительство продолжалось в 16 веке с новым трансептом и амбициозной центральной башней высотой 153 метра. Затем в 1573 году башня рухнула, после чего было сделано несколько дополнений. Собор Бове также известен своими деревянными дверями северного и южного порталов, вырезанными в готическом и ренессансном стилях, соответственно, а также коллекцией гобеленов XV века. Бове считается оригинальным примером, так как крушение его хранилища в 1284 году ознаменовало конец эпохи и с тех пор строители и меценаты отказались от стремления к все более высоким структурам, которые были ключевой характеристикой готической архитектуры. Бове считается завершением развития стиля, установленного в Шартре и Реймсе.
Готические соборы за пределами Франции
За пределами Франции некоторые из величайших готических соборов включают в себя: средневековый Бургосский соборв Испании, начатый около 1221 года; Йоркский собор, начатый в 1230 году, чьё Великое Восточное Окно содержит самое большое пространство средневекового витража в мире; Кёльнский собор основанный в 1248 году, но не завершённый до 1880 года, величайший образец немецкого готического искусства; знаменитый флорентийский собор, построенный в готическом стиле в 1296 году Арнольфо ди Камбио и завершённый в стиле ренессанс в 1436 году при Филиппо Брунеллески (1377-1446); Собор Святого СтефанаXIV века (Стефансдом) в центре Вены; Массивный Миланский собор,начатый в 1386 году во время до-ренессансного треченто; и Севильский кафедральный собор, самый большой готический собор в мире, построенный между 1401 и 1528 годами.
- «Боги нефрита и тени» Сильвии Морено-Гарсия, краткое содержание
- «Нефть на воде» Хелона Хабилы, краткое содержание
- Два российских фильма попали в программу Каннского кинофестиваля
- «Нефритовый пион» Уэйсона Чоя, краткое содержание
- Аренда проектора для различных мероприятий
- Самые востребованные творческие профессии
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?