Гюстав Эйфель:
французский архитектор, инженер читать ~10 мин.
Гюстав Эйфель — один из величайших архитекторов Франции, известный проектированием и строительством самой знаменитой достопримечательности Парижа, Эйфелевой башни. Её возвели в рекордно короткие сроки: с января 1887 по март 1889 года. Он также участвовал в проектировании другого знакового сооружения XIX века — Статуи Свободы работы Бартольди (1870–1886) в гавани Нью-Йорка, для которой создал металлический каркас. Среди других его крупных архитектурных проектов — железнодорожный вокзал в Будапеште (1876) и купол обсерватории в Ницце (1886).
Хотя основной опыт Эйфеля лежал в области архитектуры и инженерии, особенно в части конструкционных свойств кованого железа, его самые известные сооружения считаются уникальными образцами публичного искусства, а не просто инженерными конструкциями. Кроме этих работ, Эйфель известен многочисленными технически сложными мостами, которые он построил во Франции и других странах. К ним относятся железнодорожный мост в Бордо, виадук Гараби на юге Франции и мост Марии Пии, по которому проходит железная дорога Лиссабон — Порту через реку Дору в Португалии.
В более поздние годы Эйфель сосредоточился на метеорологии и аэродинамике, внеся важный вклад в обе области. Талантливый и изобретательный человек, оказавшийся в нужное время в нужном месте, он остаётся важной фигурой в истории архитектуры, а его ключевые достижения до сих пор не имеют себе равных.
Обучение и ранние работы
Он родился в Дижоне, в департаменте Кот-д’Ор. Из-за занятости родителей большую часть детства он провёл у своей бабушки. Он учился в Королевском лицее в Дижоне, где получил степень бакалавра в области точных и гуманитарных наук. Его дядя (промышленник) и Мишель Перре (химик) поощряли его интерес к наукам, познакомив с тонкостями химии и горного дела. Из Дижона Эйфель отправился в Париж, где учился в Коллеже Сент-Барб, готовясь к поступлению в Центральную школу искусств и мануфактур (École Centrale des Arts et Manufactures, ECP) — одно из самых престижных инженерных учебных заведений страны. Он специализировался на химии и в 1855 году окончил учебное заведение, заняв 13-е место из 80 в выпуске.
После окончания учёбы Эйфель некоторое время работал в Compagnie des Chemins de Fer de l’Ouest, для которой спроектировал свой первый мост — 22-метровый железный мост для железной дороги Сен-Жермен. Затем ему предложили должность руководителя исследовательского отдела в Compagnie Belge de Materiels de Chemin de Fer, фирме по производству материалов для железных дорог.
В 1857 году компании поручили построить железнодорожный мост через реку Гаронну в Бордо. Проект включал возведение 500-метрового моста с железными балками, опирающегося на шесть пар каменных опор на дне реки. Фундаменты возводились с помощью кессонов со сжатым воздухом и гидравлических домкратов — методов, которые в то время были экспериментальными. Изначально Эйфелю поручили сборку металлоконструкций, но в итоге он взял на себя руководство всем проектом. Успешное завершение работ не только привело к его повышению до главного инженера компании, но и привлекло к нему внимание влиятельных фигур, включая инженера-строителя Станисласа де ла Рош Тулая (1817–1881), инженера-политика Жана-Батиста Кранца (1817–1899) и немецкого инженера Вильгельма Нордлинга (1821–1908).
Карьера инженера
Несмотря на дальнейшее продвижение в компании, ухудшение её финансового положения побудило Эйфеля в 1864 году уйти в отставку и начать работать как независимый инженер-консультант. Он стал предпринимателем, специализирующимся на металлических каркасах, и убеждённым сторонником использования железа благодаря его упругости, лёгкости, прочности, а также простоте хранения и монтажа.
У него уже были независимые контракты на строительство двух железнодорожных станций в Тулузе и Ажене. К ним в 1866 году добавился контракт на контроль за строительством тридцати трёх локомотивов для египетского правительства, в ходе выполнения которого он посетил Суэцкий канал, построенный французским дипломатом и бизнесменом Фердинандом де Лессепсом (1805–1894). Кроме того, Жан-Батист Кранц нанял его для помощи в проектировании выставочного зала для Всемирной выставки 1867 года (Exposition Universelle) в Париже. Эта работа включала проектирование и строительство арочных балок для «Галереи машин» (Galerie des Machines), благодаря чему он многое узнал о конструкционных свойствах чугуна.
Партнёрство Eiffel & Cie
В конце 1866 года Эйфель основал собственные мастерские в парижском пригороде Леваллуа-Перре. Это позволило ему лучше контролировать будущие проекты: он не только проектировал, но и производил. Его первым крупным заказом стали два виадука для железнодорожной линии между Лионом и Бордо. Кроме того, он выиграл несколько зарубежных контрактов, включая создание цельнометаллической сборной церкви Сан-Маркос в Арике, Чили.
В октябре 1868 года Эйфель вступил в партнёрство с бельгийским инженером Теофилом Сейригом (1843–1923), основав компанию Eiffel et Cie. В 1875 году компании было поручено спроектировать и построить вокзал Ньюгати в Будапеште (Budapest-Nyugati pályaudvar) — конечную станцию на железнодорожной линии Вена — Будапешт. Вместо того чтобы скрывать металлический каркас вокзала за богато украшенным фасадом, Эйфель и Сейриг сделали его центральным элементом здания. По бокам от него располагались обычные каменные строения, в которых разместились административные помещения. Станция открылась точно в срок, в октябре 1877 года.
В 1875 году Eiffel & Cie выиграла ещё один престижный контракт от Королевской португальской железнодорожной компании — на проектирование и строительство 563-метрового моста Марии Пии (Ponte Maria Pia) через реку Дору для магистрали Лиссабон — Порту. Из-за глубины и сильного течения реки для поддержки моста нельзя было использовать обычные опоры. Конструкция должна была иметь центральный пролёт длиной 160 метров, что превышало действовавший на тот момент рекорд (156 метров) моста через Миссисипи в Сент-Луисе. Построенный из кованого железа, мост Эйфеля опирался на пять железных опор, которые, в свою очередь, поддерживались центральной параболической аркой. Работы начались в январе 1876 года и завершились в октябре 1877 года. Мост открыла королева Португалии Мария Пия, в честь которой он и был назван.
Всемирная выставка в Париже (1878)
Парижская всемирная выставка (Exposition Universelle) 1878 года укрепила растущую репутацию Эйфеля как одного из ведущих инженеров-конструкторов и строителей во Франции. Кроме демонстрации моделей и чертёжей успешно реализованных архитектурных проектов широкому кругу влиятельных посетителей своего стенда, Эйфель мог указать и на несколько зданий на самой выставке, которые он спроектировал и построил. Среди них был павильон для Парижской газовой компании — первый совместный проект Эйфеля со Стефаном Совестром (1847–1919), который впоследствии возглавил архитектурное бюро компании.
Compagnie des Etablissements Eiffel
В 1879 году партнёрство с Сейригом было расторгнуто, и компания была переименована в Compagnie des Etablissements Eiffel. Почти сразу же, благодаря успеху моста Марии Пии, Эйфелю поручили строительство виадука Гараби — железнодорожного моста недалеко от Рюи-ан-Маржерид в департаменте Канталь. Для помощи в этом проекте он нанял нескольких специалистов, которые позже участвовали в разработке Эйфелевой башни. Среди них были Морис Кёхлен (1856–1946), молодой выпускник Цюрихского политехникума, и Эмиль Нугье (1840–1898), который помогал в строительстве моста Марии Пии. В то же время компания Эйфеля начала создавать систему стандартных сборных мостов для использования в Кохинхине, южной части Французского Индокитая.
Статуя Свободы
В 1881 году к Эйфелю обратился Огюст Бартольди (1834–1904), один из самых уважаемых французских скульпторов XIX века, которому требовалась дополнительная инженерная экспертиза для завершения Статуи Свободы после смерти Эжена Виолле-ле-Дюка (1814–1879). Эйфеля выбрали из-за его опыта работы с железом и расчёта ветровых нагрузок. В итоге Эйфель разработал совершенно новую внутреннюю железную конструкцию для поддержки медной оболочки статуи. Вся конструкция была собрана на заводах Эйфеля в Париже, а затем разобрана и отправлена в Соединённые Штаты. (Постамент для статуи был спроектирован отдельно в Америке Ричардом Моррисом Хантом (1827–1895)).
Эйфелева башня (1887–1889)
Башня стала успешным проектом, представленным Эйфелем на Всемирной выставке 1889 года в Париже, посвящённой столетию Французской революции. Первоначальный дизайн был разработан Морисом Кёхленом и Эмилем Нугье, а дополнительные предложения (декоративные арки в основании и венчающий купол) внёс Стефан Совестр. Окончательный проект представлял собой гигантский пилон из четырёх опор, расходящихся у основания и сближающихся к вершине. Каждая опора состояла из решётчатой рамы из кованых балок, и все четыре были соединены металлическими фермами через равные промежутки.
Несмотря на многочисленные споры (о целесообразности проекта) и критику эстетики (уродливости) предлагаемой конструкции из кованого железа, Эйфелева башня была построена в рекордно короткие сроки (2 года и 7 недель) практически без травм среди трёхсот рабочих. Гонорар Эйфеля составил 25 процентов от стоимости строительства. Взамен он получил эксклюзивные права на эксплуатацию башни в течение 20 лет, чтобы окупить затраты и получить прибыль. Он окупил все расходы в течение первого года и продолжил извлекать прибыль. Башня была готова в марте 1889 года. С тех пор её посетило более 250 миллионов туристов, что опровергло все аргументы критиков Эйфеля и сделало её одним из величайших произведений авангардного искусства и символом французской культуры.
Панамский скандал
В 1888 году Эйфель оказался вовлечён в скандал, вызванный внезапным банкротством французской компании, строившей Панамский канал во главе с Фердинандом де Лессепсом. Хотя Эйфель был лишь подрядчиком, нанятым для проектирования шлюзов канала, он оказался замешан в последовавшем финансовом скандале. Его вместе с директорами обвинили в привлечении средств обманным путём и их нецелевом расходовании. В 1893 году его признали виновным и приговорили к двум годам тюремного заключения. К счастью, по апелляции он был оправдан.
Отставка
Незадолго до суда Эйфель отошёл от строительной деятельности, посвятив остаток жизни научным экспериментам в области метеорологии и аэродинамики. Он нашёл ценное применение для Эйфелевой башни: она стала использоваться как метеорологическая станция и гигантская радиоантенна. Именно благодаря её ценности в этих областях сооружению позволили остаться на месте. Он умер дома в Париже в возрасте 91 года, предположительно, слушая вступление к 5-й симфонии Бетховена.
Несомненно, он был бы рад увидеть, как в последующие годы его вера в металлические каркасы нашла подтверждение в работах других архитекторов — особенно в американской архитектуре, — где железо и сталь заменили камень и кирпич при проектировании и строительстве высотных зданий по всему миру. Он был пионером в использовании металлоконструкций, которые сейчас широко распространены в архитектуре небоскрёбов и во многих других областях архитектуры XX века.
Для получения дополнительной информации о прогрессивных дизайнерах и использовании ими металлических конструкций см.: Американские архитекторы (ок. 1700–2000).
Архитектурные проекты
Ниже приведён краткий список некоторых зданий, мостов и виадуков, спроектированных и построенных Гюставом Эйфелем, в дополнение к упомянутым выше.
Железнодорожный вокзал, Тулуза, Франция (1862)
Церковь Нотр-Дам-де-Шан, Париж (1867)
Виадук через реку Сиуль, Пюи-де-Дом, Франция (1867)
Синагога на улице де Турнель, Париж (1867)
Виадук в Ганна, Овернь, Франция (1867)
Поворотный мост, Дьеп, Франция (1870)
Газовый завод, Ла-Пас, Боливия (1873)
Газовый завод, Такна, Перу (1873)
Кафедральный собор Сан-Педро-де-Такна, Перу (1875)
Мост Эйфеля, Жирона, Испания (1876)
Мост Эйфеля, Унгены, между Молдовой и Румынией (1877)
Маяк на острове Рухну, Эстония (1877)
Мост Эйфеля, Виана-ду-Каштелу, Португалия (1878)
Мост через реку Кора, Каминья, Португалия (1878)
Мост в Кубзаке, река Дордонь, Франция (1880)
Мост через реку Тиса, Сегед, Венгрия (1881)
Гранд-отель «Траян», Яссы, Румыния (1882)
Мост Кольбера, Дьеп, Франция (1888)
Театр «Паради Латен», Париж, Франция (1889)
Каса-де-Фьерро, Икитос, Перу (1892)
Мост Имбаба, Каир, Египет (1892)
Виадук Сулевр, Ла-Ферьер-Аран, Нормандия, Франция (1893)
Церковь Санта-Барбара, Санта-Росалия, Мексика (1896)
Смотрите также: Глоссарий по архитектуре.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
"Эйфелев мост, Унгень, между Молдовой и Румынией (1877)" Можно ли документально подтвердить информацию что автором этого моста является Эйфель? Существуют довольно глубокие исследования, которые провёл Василе Юкал из Румынии, что автором моста является русский инженер Н. А. Белялюбский. Проект был утверждён в 1874 году.
Комментирование недоступно Почему?