Иниго Джонс: английский архитектор читать ~5 мин.
Иниго Джонс был одним из величайших архитекторов в Англии в период раннего барокко, и первым, кто ввёл стиль архитектуры Возрождения, основанный на работах Андреа Палладио (1508-1580). Этот стиль был основан на ценностях греческой архитектуры и традициях римской архитектуры, изложенных Витрувием.
О силе влияния Джонса можно судить по тому, что итальянское искусство Ренессанса вызывало в Англии недоверие из-за его связи с католической догмой, и что до сих пор его влияние на английских архитекторов барокко было минимальным. Кроме архитектуры, которой он занялся только в конце 30-х годов, Иниго Джонс известен своими рисунками, а также эскизами костюмов и декораций для популярных придворных масок. Но именно его архитектурные способности обеспечили ему значительное влияние и престиж при королевских дворах Якова I и Карла I в XVII веке.
Из его проектов зданий лучше всего сохранились Банкетный дом в Уайтхолле, Лондон (завершён в 1622 году), Дом королевы в Гринвиче, Лондон (завершён в 1635 году) и Королевская часовня Сент-Джеймс, первая классическая церковь в Лондоне. Влияние Джонса должно было оказаться несоизмеримым с количеством его построек, поскольку в XVIII веке как в Англии, так и в Америке началось палладианское возрождение. В настоящее время он стоит в одном ряду с Кристофером Реном (1632-1723), Николасом Хоксмуром (1661-1736) и Джоном Ванбругом (1664-1726) как один из самых влиятельных дизайнеров своего времени.
Англия и европейское Возрождение (ок. 1500-1650 гг.)
Хотя королевские дворы Тюдоров были ярыми покровителями работ некоторых художников, включая портретное искусство Гольбейна (1498-1543), а также миниатюрную живопись Николаса Хиллиарда (1547-1619) и Исаака Оливера (1568-1617), самый важный вклад Великобритании в европейское Возрождение лежал не в области изобразительного искусства, а в области науки и литературы. Шекспир и Мильтон, Бэкон и Ньютон были выдающимися среди многих литераторов, поэтов и философов.
К изобразительному искусству, правда, относились с некоторым подозрением, особенно все более влиятельные средние классы. Это было связано не только с тем, что пуритане предпочитали сдержанное протестантское искусство, а не вычурное и идеологическое католическое, но и с тем, что европейское искусство ассоциировалось с римско-католической церковью, с одной стороны, и политическим отпущением грехов и королевской прерогативой – с другой. В результате Италия и Франция, два лидера в области искусства и архитектуры, были отнесены к нежелательным иностранным образцам.
Так искусство барокко в Англии продолжало пребывать в настроении провинциального изоляционизма, которое не было полностью преодолено вплоть до XVIII века. Король Карл I пытался основать свой двор по европейскому образцу. Он покровительствовал Рубенсу и Ван Дейку, собрал большую коллекцию европейских картин и рисунков и разработал амбициозные планы дворца Уайтхолл в современном монументальном стиле, подобающем крупной европейской столице. Но его политические просчёты настроили против него почти всех. Так что наиболее значимые художники, работавшие в Англии в XVII веке, ограничивались портретистами Энтони Ван Дейком (1599-1641), Уильямом Добсоном (1610-1646) и Питером Лёли (1618-1680), а также лимнером Сэмюэлем Купером (1609-1672), наиболее известным благодаря серии портретов Оливера Кромвеля. Архитектура была более сильной стороной, хотя британские проекты не оказали влияния на континентальное Возрождение.
Жизнь и творчество
Важнейшим пунктом программы Карла I по выводу Англии из изоляционизма и приобщению к европейской культуре была амбициозная строительная программа. Ее осуществление было поручено Иниго Джонсу (1573-1652), уроженцу Лондона, художнику, сценографу и архитектору. Как и многие образованные молодые люди его времени, Джонс много путешествовал по Европе и вернулся, полный энтузиазма по поводу работ Андреа Палладио (1508-1580) – доминирующей силы в архитектуре венецианского Возрождения – и с копиями его книг по архитектуре.
В начале 1600-х годов Джонс был нанят королевой Анной, женой Якова I, для создания костюмов и декораций для регулярных придворных маскарадов, и эту услугу он продолжал оказывать даже после того, как начал получать архитектурные заказы. Его первым известным строительным заказом стала Новая биржа на Стрэнде в Лондоне, спроектированная около 1608 года для графа Солсбери. Три года спустя Джонс был назначен на должность инспектора работ принца Уэльского, который умер в 1612 году. В 1614 году, вскоре после возвращения из второй поездки в Италию, он был назначен на должность землемера короля, которую занимал до 1643 года.
Его первым важным проектом было проектирование и строительство резиденции для королевы в Гринвиче. Работы начались в 1617 году, но из-за её смерти в 1619 году были завершены только в 1635 году. В 1619 году, после уничтожения пожаром старого Банкетного дома в Уайтхоллском дворце, Джонсу было поручено спроектировать его замену, что он и сделал в 1622 году. Он также работал над восстановлением собора Святого Павла, создав великолепный портик для западной части. В 1666 году все здание сгорело во время Великого лондонского пожара.
После начала Гражданской войны в Англии (1642-1651 гг.) между парламентариями и роялистами и последующего захвата королевских владений, пребывание Джонса на посту землемера резко оборвалось. По сообщениям, в 1645 году его арестовали парламентские войска, но впоследствии отпустили, и он умер в июне 1652 года.
Архитектура Иниго Джонса
В своё время Джонс был одинок в своём общении и знании итальянской архитектуры, как античной, так и современной. Здания Палладио строги, элегантны и целомудренны, и Джонс последовал его примеру. Как сценограф он был свободен и причудлив, но в его архитектуре нет ничего театрального или экстравагантного. Всего он спроектировал менее 50 зданий, над несколькими из которых он работал вместе с виртуозным резчиком по дереву Гринлингом Гиббонсом (1648-1721), и из этих зданий сохранилось только семь. Его типичный стиль – холодный и изысканный снаружи, но более красочный и драматичный внутри.
Дом королевы в Гриниче – типично палладианский по форме и пропорциям, но разумно адаптированный к английской погоде и климату. Его декор, выполненный в виде неглубокой гравировки, а не скульптуры, хорошо сочетается с мягким серым светом. В своём единстве дизайна он обманчиво мал и выглядит так, будто его можно взять в руки и подержать. Планы Джонса по строительству прекрасного дворца в Уайтхолле свидетельствуют о его неспособности планировать масштабный комплекс зданий, но прерванные Гражданской войной, его планы так и не были реализованы.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?