Иниго Джонс:
английский архитектор читать ~4 мин.
Иниго Джонс — один из величайших архитекторов Англии и ключевая фигура в переходе от архитектуры Тюдоров к классицизму. Он первым представил в стране строгий стиль итальянского Ренессанса, вдохновлённый работами Андреа Палладио (1508–1580). Этот подход, известный как палладианство, опирался на принципы греческой и римской архитектуры, описанные ещё Витрувием.
Кроме архитектуры, которой он всерьёз занялся в возрасте около сорока лет, Иниго Джонс был известен как талантливый сценограф и автор рисунков, эскизов костюмов и декораций для придворных маскарадов. Однако именно его архитектурные проекты принесли ему наибольшее признание и высокое положение при дворах королей Якова I и Карла I в XVII веке.
Среди его наиболее известных сохранившихся работ — Банкетный дом в Уайтхолле (1622), Квинс-хаус в Гринвиче (1635) и Королевская капелла в Сент-Джеймсском дворце. Влияние Джонса оказалось огромным: в XVIII веке его идеи легли в основу нового палладианского возрождения в Англии и Америке. Сегодня его имя стоит в одном ряду с такими мастерами, как Кристофер Рен (1632–1723) и Джон Ванбруг (1664–1726).
Англия и европейское Возрождение (ок. 1500–1650 гг.)
При дворе Тюдоров покровительствовали отдельным видам искусства, таким как портретная живопись Ганса Гольбейна Младшего (1498–1543) и миниатюра Николаса Хиллиарда (1547–1619). Тем не менее основной вклад Англии в культуру Ренессанса лежал в области науки и литературы, представленной Шекспиром, Мильтоном, Бэконом и Ньютоном.
К изобразительному искусству, особенно континентальному, в Англии относились с недоверием. Пуритане отвергали пышное католическое искусство в пользу сдержанного протестантского. Кроме того, итальянское и французское искусство ассоциировалось с папством и абсолютизмом, что делало его чуждым для английского общества. В результате искусство барокко долгое время оставалось в Англии явлением провинциальным.
Король Карл I стремился сделать свой двор одним из культурных центров Европы. Он приглашал Рубенса и Ван Дейка, собирал коллекцию европейской живописи и планировал перестроить дворец Уайтхолл в монументальном стиле. Однако его политические просчёты привели к гражданской войне. В итоге самыми заметными художниками того периода в Англии стали портретисты Антонис Ван Дейк (1599–1641), Уильям Добсон (1610–1646) и Питер Лёли (1618–1680).
Жизнь и творчество
Центральное место в культурной программе Карла I занимала амбициозная строительная реформа, порученная Иниго Джонсу (1573–1652). Уроженец Лондона, он много путешествовал по Европе и стал страстным поклонником венецианской архитектуры Возрождения, особенно творчества Андреа Палладио, чьи трактаты он привёз на родину.
В начале 1600-х годов Джонс работал сценографом для королевы Анны, супруги Якова I, создавая декорации для придворных маскарадов. Около 1608 года он получил свой первый известный архитектурный заказ — Новую биржу на Стрэнде. В 1615 году, после второй поездки в Италию, Джонс был назначен главным инспектором королевских работ и занимал эту должность до 1643 года.
Первым его крупным проектом стал Квинс-хаус (Дом королевы) в Гринвиче. Строительство началось в 1617 году, но было завершено лишь в 1635 году. Когда в 1619 году сгорел старый Банкетный дом во дворце Уайтхолл, Джонсу поручили спроектировать новый, который был возведён к 1622 году. Он также занимался реконструкцией собора Святого Павла, добавив к его западному фасаду величественный портик, уничтоженный Великим лондонским пожаром 1666 года.
Начало Гражданской войны (1642–1651) и захват королевских владений сторонниками парламента прервали карьеру Джонса. В 1645 году он был арестован, но позже освобождён. Архитектор скончался в июне 1652 года.
Архитектурный стиль
Иниго Джонс был уникальной для своего времени фигурой, глубоко разбирающейся в итальянской архитектуре — как античной, так и современной. Следуя за Палладио, он создавал строгие, элегантные и гармоничные здания. В отличие от его свободных и фантазийных театральных работ, в его архитектуре не было ничего экстравагантного. За свою жизнь он спроектировал около 50 зданий, из которых сохранилось лишь семь. Типичный стиль Джонса — сдержанный и изысканный снаружи, но более красочный и драматичный внутри.
Квинс-хаус в Гринвиче — эталон палладианского стиля по форме и пропорциям, разумно адаптированный к английскому климату. Сдержанный декор фасада прекрасно гармонирует с мягким дневным светом. Благодаря целостности дизайна здание кажется обманчиво компактным. Грандиозные планы Джонса по перестройке дворца Уайтхолл так и не были реализованы из-за Гражданской войны, оставшись свидетельством его смелых амбиций.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?