Интернациональный стиль современной архитектуры читать ~11 мин.
В архитектуре термин «интернациональный стиль» описывает тип дизайна, который развивался в основном в Германии, Голландии и Франции в 1920-х годах, а затем распространился в Америке в 1930-х годах, где стал доминирующей тенденцией в американской архитектуре в течение средних десятилетий 20-го века. Хотя он так и не стал модным для жилых домов на одну семью в США – несмотря на усилия Уильяма Лескейза (1896-1969), Эдварда Дарелла Стоуна (1902-1978), Ричарда Нойтры (1892-1970) – Интернациональный стиль особенно подходил для архитектуры небоскрёбов, где его гладкий «современный» вид, отсутствие декора и использование стали и стекла стали синонимом корпоративного модернизма в период 1955-70 годов. Он также стал доминирующим стилем архитектуры XX века для государственных и коммерческих зданий, и даже превзошёл традиционные исторические стили для школ и церквей.
Истоки и развитие
Интернациональный стиль возник в основном в результате четырёх факторов, с которыми столкнулись архитекторы в начале XX века:
❶ Растущая неудовлетворённость проектами зданий, которые включали в себя смесь декоративных элементов из разных архитектурных периодов, особенно когда полученный дизайн не имел практически никакого отношения к функции здания;
❷ Необходимость строительства большого количества коммерческих и гражданских зданий, которые обслуживали быстро индустриализирующееся общество;
❸ Успешное развитие новых строительных технологий, включающих использование стали, железобетона и стекла; и
❹ Сильное желание создать «современный» стиль архитектуры для «современного человека». Это подчёркивало необходимость нейтрального, функционального стиля, лишённого декоративных черт (скажем, романской, готической или ренессансной архитектуры), которые были старомодными, если не сказать устаревшими.
Эти три фактора заставили архитекторов искать честный, экономичный и утилитарный стиль архитектуры, который мог бы использовать новые методы строительства и разрабатываемые материалы, удовлетворяя при этом эстетический вкус. Решающую роль здесь сыграли технологии: доступность дешёвого железа и стали, а также открытие в конце 1880-х и 1890-х годов конструкции стального каркаса сделали традиционные методы строительства из кирпича и камня устаревшими.
Кроме того, архитекторы начали использовать армированный сталью бетон для перекрытий и других второстепенных несущих элементов, а также выполнять остекление экстерьеров зданий. Таким образом, строгая и дисциплинированная архитектура формировалась в соответствии с принципом, согласно которому современные здания должны отражать чёткую гармонию между внешним видом, функциями и технологиями.
Характерные черты
Типичными чертами зданий в стиле интернационал являются прямолинейные формы, плоские поверхности, полностью лишённые декоративных элементов, и открытые, даже текучие, внутренние пространства. Эта ранняя форма минимализма имела отчётливо «современный вид», усиленный использованием современных материалов, включая стекло для фасада, сталь для наружных опор и бетон для внутренних опор и полов.
Фраза «интернациональный стиль» была впервые придумана в 1932 году кураторами Генри-Расселом Хичкоком (1903-1987) и Филипом Джонсоном (1906-2005) в литературе для их шоу «Международная выставка современной архитектуры» (1932), проходившего в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Целью выставки было объяснить и продвинуть то, что они считали образцовым «современным» стилем архитектуры. Как оказалось, все представленные здания, кроме двух, были европейскими. Единственными американскими сооружениями, представленными на выставке, были дом Ловелл, Лос-Анджелес (1929), построенный Ричардом Нейтрой, и кинотеатр Film Guild, Нью-Йорк (1929), спроектированный Фредериком Джоном Кислером (1890-1965).
Ведущие архитекторы интернационального стиля
Среди пионеров стиля в 1920-е годы была группа блестящих и оригинальных архитекторов, которые в дальнейшем добились огромного влияния в своей области. Среди них были Вальтер Гропиус (1883-1969) в Германии, Й.Й.П. Уд (1890-1963) в Голландии, Ле Корбюзье (1887-1965) во Франции, Ричард Нейтра (1892-1970), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969) и Филип Джонсон (1906-2005) в США.
Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус был основателем знаменитой школы дизайна Баухауз в Веймаре, Дессау и Берлине. В 1937 году он эмигрировал в Америку, где возглавил Высшую школу дизайна Гарвардского университета и основал партнёрство, известное как The Architects’ Collaborative (TAC). Важными примерами его архитектуры в интернациональном стиле являются: фабрика Фагус (1911-25) в Альфельде на Лейне; фабрика-модель для выставки Немецкого Веркбунда в Кёльне в 1914 году; здание школы Баухауз (1925) в Дессау; Центр выпускников (1950) в Гарвардском университете; здание Pan Am (1963) в Нью-Йорке, все из которых отражают его предпочтение к незагроможденным внутренним пространствам.
J.J.P Oud
Якобус Йоханнес Питер Уд, один из основателей движения De Stijl вместе с Тео ван Дусбургом (1883-1931), помог привнести в движение более округлые и плавные геометрические формы. Будучи архитектором жилищного строительства в Роттердаме, он спроектировал множество многоквартирных домов, отличающихся трезвым, но функциональным аскетизмом. Среди более поздних примеров его элегантного и геометричного интернационального стиля – дом для престарелых био-детишек (1960) близ Арнема.
Ле Корбюзье
Ле Корбюзье (Шарль Эдуард Жаннере), один из величайших архитекторов XX века, упростил архитектуру до её основных функциональных особенностей: окна, пандуса, лестницы и колонны. Он также был особенно озабочен тем, чтобы максимально увеличить поступление света в здание, заменив несущие стены на фасаде. Его несколько утопические проекты, часто характеризующиеся интенсивным использованием армированного сборного бетона, проложили путь брутализму, суперфункциональному стилю городской архитектуры и архитектуры университетских городков, который не пережил своей старости.
Среди его наиболее известных работ в интернациональном стиле – вилла Савойя (1929-30 гг.) Пуасси-сюр-Сен, Франция; двухквартирный дом (1927 г.) Вайсенхофсидлунг, Штутгарт; и Unite d’Habitation (1958 г.) ярмарка Интербау, Берлин.
Ричард Нойтра
Жизнь ни одного другого архитектора XX века так не олицетворяет термин «Интернациональный стиль», как жизнь Ричарда Нойтры (1892-1970), который получил всемирное признание как сторонник современного дизайна. В Соединённых Штатах он оказал сильное влияние на архитектуру, особенно в Калифорнии. В 1922 году он приехал в Америку, где недолго работал у Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959) в Талиесине и у Холаберда и Роуча в Чикаго. Этот опыт стал темой его первой книги, Wie Baut Amerikal, опубликованной в Штутгарте в 1927 году.
Его проект Дома здоровья Ловелла (1929) в Лос-Анджелесе с балконами, подвешенными на стальных тросах к каркасу крыши, стал, в ретроспективе, одной из самых важных работ в его карьере. Открытый каркас был доставлен на крутой склон на грузовике. Когда этот дом был описан во второй книге Нейтры, «Америка», опубликованной в Вене в 1930 году, его назвали технологическим волшебником.
Он вернулся в Европу в 1930 году, и его пригласили читать лекции в Баухаузе и в Японии. Архитектура Нейтры, как правило, прямоугольная и прямолинейная, безошибочно определяемая как рукотворная, но всегда чувствительная к месту. В годы, предшествовавшие Второй мировой войне, были завершены строительство дома Бирда (1934) в Альтадене и загородного дома для Джозефа фон Штернберга (1935) в долине Сан-Фернандо: оба были выполнены из новейших сборных стальных сэндвич-панелей. Его более поздние общественные здания так и не получили такого признания, как его ранние домашние проекты.
Людвиг Мис ван дер Роэ
Мис ван дер Роэ, третий и последний глава школы Баухауз, эмигрировал в Чикаго в 1938 году, где стал директором по архитектуре в Институте Армора в Чикаго (сейчас Иллинойский технологический институт, IIT). Он также начал свою собственную процветающую архитектурную практику.
Его энергия и новаторство были столь велики, что к концу 1940-х годов он стал весьма влиятельным наставником целого поколения студентов, а также профессиональных дизайнеров в таких крупных фирмах, как Skidmore, Owings & Merrill, C.F.Murphy & Associates, и других. Он и его последователи, известные под общим названием Вторая чикагская архитектурная школа (ок. 1940-75), наиболее чётко идентифицируются со стеклянными и стальными небоскрёбами, такими как Lake Shore Drive Apartments (1948-51) в Чикаго; роскошное здание Seagram (1958) в Нью-Йорке, спроектированное в сотрудничестве с дизайнером интерьера Филипом Джонсоном; здание IBM (1971) (сейчас 330 North Wabash) в Нью-Йорке.
Среди последователей Миса были бывшие студенты IIT, такие как Жак Браунсон (1923-2011), спроектировавший Гражданский центр Ричарда Дж. Дейли (Daley Plaza) (1965) в Чикаго, а также Джордж Шиппорейт и Джон Хайнрих, спроектировавшие Lake Point Tower (1968), Чикаго.
Интернациональный стиль в Америке: Вторая Чикагская школа
В 1930-х годах, с эмиграцией таких интеллектуальных лидеров, как Гропиус и Мис ван дер Роэ, а также других модернистов Баухауза, таких как Ласло Мохоли-Надь (1895-1946), Интернациональный стиль распространился из Германии и Франции в Северную Америку, Скандинавию и Великобританию.
В Америке, во многом благодаря Мису и Второй чикагской школе, включая Skidmore, Owings & Merrill и блестящих инженеров-строителей, таких как Фазлур Хан (1929-1982), чистые, обтекаемые, геометрические атрибуты Интернационального стиля стали доминировать в архитектуре небоскрёбов в 1950-х и 1960-х годах, в эпоху, когда корпоративный модернизм и анализ затрат и выгод были в моде. Таким образом, Интернациональный стиль послужил эстетическим обоснованием для недорогих башенных зданий, которые стали символами статуса американской корпоративной власти в этот период.
Филип Джонсон
Джонсон оказывал глубокое влияние на американских архитекторов на протяжении более чем шести десятилетий. В 1930-х годах, будучи историком архитектуры, он помог представить современную архитектуру – стеклянную коробку – в Америке, выпустив книгу и организовав выставку, посвящённую Интернациональному стилю, в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где он был директором отдела архитектуры.
В 1940-х годах Джонсон-историк стал Джонсоном-архитектором и построил, возможно, самый известный в стране современный дом – Стеклянный дом (1949), свою собственную резиденцию в Нью-Ханаане, штат Коннектикут.
В 1950-х годах он сотрудничал с Людвигом Мисом ван дер Роэ при проектировании знакового здания Seagram Building (1954-58) в Нью-Йорке. Однако как раз в то время, когда Интернациональный стиль достиг своего зенита, Джонсон начал выступать против его пуристской эстетики. «Вы не можете не знать историю», – говорил он студентам Йельского университета, которых их наставники-модернисты учили игнорировать прошлое.
В 1960-х годах он начал вкладывать в свои современные здания исторические отсылки, как, например, в Музей доколумбового искусства (1963) в Думбартон-Оукс, Вашингтон, вдохновлённый Османской империей.
В 1970-х и 1980-х годах человек, который ввёл стеклянный короб, стал тем, кто его разрушил: его башня IDS Tower (1972) в Миннеаполисе, отмеченная характерными ступенями, или «зогами», и его здание AT&T Building на Манхэттене (1984) (сейчас Sony Building), известное своим нео-георгианским фронтоном (верхняя часть Chippendale), который противоречил всем заповедям Интернационального стиля. Отход Джонсона от Интернационального стиля принёс профессиональную респектабельность Постмодернизму.
Упадок
К 1970-м годам стиль стал настолько доминирующим, что инновации были мертвы. Мис продолжал создавать прекрасные здания, но его копировали повсюду. Как говорится: “Вы сошли с самолёта в 1970-е годы и не знали, где находитесь”. В результате многие архитекторы почувствовали неудовлетворённость ограничениями и шаблонной методологией Интернационального стиля. Они хотели проектировать здания с более индивидуальным характером и с большим количеством декора.
Модернистская архитектура Интернационального стиля удалила все следы исторических образцов: теперь архитекторы хотели их вернуть. Все это привело к восстанию против модернизма и возобновлению поисков путей создания более инновационного дизайна и орнамента. По мере того как постмодернизм набирал силу, дизайнеры зданий начали создавать более фантазийные конструкции, в которых использовались современные строительные материалы и декоративные элементы для получения различных новых эффектов. К концу 1970-х годов модернизм и Интернациональный стиль были завершены.
Знаменитые здания Интернационального стиля
Среди наиболее знаковых примеров в архитектуре можно назвать следующие:
Фабрика Фагус (1911-25) Альфельд на Лейне (Гропиус)
Здание школы Баухауз (1925) в Дессау (Гропиус)
Дом Ловелл (1929) Лос-Анджелес (Нейтра)
Вилла Савойя (1929-30) Пуасси-сюр-Сен (Ле Корбюзье)
Вилла Савойя (1929-30) Пуасси-сюр-Сен (Ле Корбюзье)
Сена (Ле Корбюзье)
Апартаменты на Лейк Шор Драйв (1948-51) Чикаго (Мис ван дер Роэ)
Центр выпускников (1950) Гарвардский университет (Гропиус)
Здание Seagram (1954-58) Нью-Йорк (Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон)
Inland Steel Building (1957) Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill)
Детский дом для престарелых (1960) Арнем (Уд)
Башня Toronto-Dominion Bank (1967-91) Торонто (Мис ван дер Роэ)
Башня Lake Point (1968), Чикаго (Джордж Шиппорейт и Джон Хайнрих)
Джон Хэнкок Центр (1969) Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill)
IBM Building (1971) (сейчас 330 North Wabash) Нью-Йорк (Мис ван дер Роэ)
Sears/Willis Tower (1974) Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill)
Американские архитекторы XIX века
Биографии проектировщиков зданий, работавших в архитектуре XIX века:
Проекты готического возрождения
Ричард Апджон (1802-1878)
Джеймс Ренвик (1818-1895)
Проекты романского возрождения
Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886)
Изящная архитектура
Ричард Моррис Хант (1827-1895)
Касс Гилберт (1859-1934)
Проектирование высотных зданий
Уильям Ле Барон Дженни (1832-1907)
Первая Чикагская школа архитектуры (ок. 1880-1910)
Постмодернистская архитектура
Фрэнк О. Гери (р.1929) пионер деконструктивизма, авангардного стиля постмодернистского дизайна зданий.
- «Застрял в нейтральном положении» Терри Трумэна, краткое содержание
- Чем отличается «дизайнерский» ремонт квартиры от обычного?
- «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса, краткое содержание
- «Современная романтика» Азиза Ансари, краткое содержание
- Выставка Павла Ростовского «Поперёк»
- Украинский писатель стал обладателем престижной премии Jan Michalski Prize
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?