Интернациональный стиль современной архитектуры читать ~10 мин.
В архитектуре термин «интернациональный стиль» описывает направление в дизайне, которое зародилось в Германии, Голландии и Франции в 1920-х годах. Позднее, в 1930-х годах, оно распространилось в Америке, где стало доминирующей тенденцией в американской архитектуре в середине XX века. Хотя этот стиль не получил широкого распространения в строительстве частных домов в США, несмотря на усилия Уильяма Лескейза (1896–1969), Эдварда Дарелла Стоуна (1902–1978) и Ричарда Нойтры (1892–1970), он идеально подошёл для архитектуры небоскрёбов.
Его лаконичный «современный» вид, отказ от декора, а также использование стали и стекла стали синонимом корпоративного модернизма в период с 1955 по 1970 год. Интернациональный стиль также стал ведущим в архитектуре XX века для общественных и коммерческих зданий, превзойдя традиционные исторические стили даже в проектировании школ и церквей.
Истоки и развитие
Интернациональный стиль возник под влиянием нескольких факторов, с которыми архитекторы столкнулись в начале XX века:
растущее недовольство проектами зданий, перегруженными декоративными элементами из разных эпох, особенно когда декор не соответствовал функции строения;
потребность в строительстве большого числа коммерческих и общественных зданий для быстро индустриализирующегося общества;
успешное развитие новых строительных технологий, включая использование стали, железобетона и стекла;
сильное желание создать «современный» стиль для «современного человека». Это подчеркнуло необходимость в нейтральном, функциональном стиле, лишённом декоративных черт романской, готической или ренессансной архитектуры, которые казались старомодными.
Эти факторы побудили архитекторов искать честный, экономичный и утилитарный стиль, который мог бы использовать новые методы строительства и материалы, удовлетворяя при этом эстетический вкус. Решающую роль здесь сыграли технологии: доступность дешёвого железа и стали, а также открытие в конце 1880-х и 1890-х годов конструкции стального каркаса сделали традиционные методы строительства из кирпича и камня устаревшими. Кроме того, архитекторы начали применять железобетон для перекрытий и других несущих элементов, а также стекло для наружной отделки. Так формировалась строгая архитектура, в которой внешний вид, функция и технологии находились в гармонии.
Характерные черты
Типичными чертами зданий в интернациональном стиле являются прямолинейные формы, плоские поверхности без декоративных элементов, а также открытые, плавно перетекающие друг в друга внутренние пространства. Эта ранняя форма минимализма имела подчёркнуто «современный» вид, усиленный использованием передовых материалов: стекла для фасада, стали для наружных опор, бетона для внутренних конструкций и полов.
Термин «интернациональный стиль» был впервые введён в 1932 году кураторами Генри-Расселом Хичкоком (1903–1987) и Филипом Джонсоном (1906–2005) в каталоге к их выставке «Современная архитектура: международная выставка», проходившей в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Целью выставки было объяснить и продвинуть стиль, который они считали образцовым для современности. Примечательно, что почти все представленные на ней здания были европейскими. Единственными американскими сооружениями стали дом Ловелла в Лос-Анджелесе (1929) постройки Ричарда Нойтры и кинотеатр Film Guild в Нью-Йорке (1929), спроектированный Фредериком Джоном Кислером (1890–1965).
Ведущие архитекторы интернационального стиля
Среди пионеров стиля в 1920-е годы была группа ярких и оригинальных архитекторов, которые впоследствии оказали огромное влияние на свою область. Среди них были Вальтер Гропиус (1883–1969) в Германии, Якобус Ауд (1890–1963) в Голландии, Ле Корбюзье (1887–1965) во Франции, а также Рихард Нойтра (1892–1970), Людвиг Мис ван дер Роэ (1886–1969) и Филип Джонсон (1906–2005) в США.
Вальтер Гропиус
Вальтер Гропиус был основателем знаменитой школы дизайна Баухаус в Веймаре, Дессау и Берлине. В 1937 году он эмигрировал в Америку, где возглавил Высшую школу дизайна Гарвардского университета и основал партнёрство The Architects’ Collaborative (TAC). Важные примеры его архитектуры в интернациональном стиле: фабрика «Фагус» (1911–1925) в Альфельде-на-Лайне, фабрика-модель для выставки Немецкого Веркбунда в Кёльне (1914), здание школы Баухаус в Дессау (1925), Центр выпускников Гарвардского университета (1950) и здание Pan Am в Нью-Йорке (1963). Все эти работы отражают его приверженность к чистым, незагромождённым пространствам.
Якобус Ауд
Якобус Йоханнес Питер Ауд, один из основателей движения De Stijl вместе с Тео ван Дусбургом (1883–1931), привнёс в него более округлые и плавные геометрические формы. Будучи главным архитектором Роттердама, он спроектировал множество жилых комплексов, отличающихся строгим, но функциональным аскетизмом. Среди поздних примеров его элегантного и геометричного стиля — Детский санаторий «Био» (1960) близ Арнема.
Ле Корбюзье
Ле Корбюзье (Шарль-Эдуар Жаннере), один из величайших архитекторов XX века, сводил архитектуру к её основным функциональным элементам: окну, пандусу, лестнице и колонне. Он уделял особое внимание максимальному проникновению света в здание, заменяя несущие стены стеклянными фасадами. Его несколько утопические проекты, часто с интенсивным использованием сборного железобетона, проложили путь брутализму — суперфункциональному стилю городской архитектуры, который не выдержал проверки временем.
Среди его наиболее известных работ в интернациональном стиле — вилла Савойя (1929–1930) в Пуасси-сюр-Сен, Франция; дом в выставочном посёлке Вайсенхоф в Штутгарте (1927); и жилая единица Unité d’Habitation (1958) на выставке «Интербау» в Берлине.
Рихард Нойтра
Жизнь ни одного другого архитектора XX века так не олицетворяет термин «интернациональный стиль», как жизнь Рихарда Нойтры (1892–1970), получившего мировое признание как сторонник современного дизайна. Он оказал сильное влияние на архитектуру США, особенно в Калифорнии. В 1922 году Нойтра приехал в Америку, где недолго работал у Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959) в Талиесине и в чикагской фирме Holabird & Roche. Этот опыт лёг в основу его первой книги «Wie baut Amerika?», опубликованной в Штутгарте в 1927 году.
Его проект «Дома здоровья» Ловелла (1929) в Лос-Анджелесе, с балконами, подвешенными на стальных тросах к каркасу крыши, стал одной из самых важных работ в его карьере. Открытый каркас здания был доставлен на крутой склон на грузовике. Когда этот дом был описан во второй книге Нойтры, «Америка» (1930), его назвали технологическим волшебником.
В 1930 году Нойтра вернулся в Европу, где его пригласили читать лекции в Баухаусе и в Японии. Его архитектура, как правило, прямоугольная и прямолинейная, безошибочно определяемая как рукотворная, но всегда чуткая к месту. Перед Второй мировой войной он завершил дом Бирда (1934) в Альтадене и загородный дом для Джозефа фон Штернберга (1935) в долине Сан-Фернандо. Оба проекта были выполнены из новейших сборных стальных сэндвич-панелей. Его более поздние общественные здания не получили такого же признания, как его ранние жилые проекты.
Людвиг Мис ван дер Роэ
Мис ван дер Роэ, третий и последний директор школы Баухаус, эмигрировал в Чикаго в 1938 году. Там он стал директором по архитектуре в Институте Армора (ныне Иллинойсский технологический институт, IIT) и основал собственную успешную архитектурную практику.
Его энергия и новаторство были настолько велики, что к концу 1940-х годов он стал влиятельным наставником для целого поколения студентов и профессионалов из таких крупных фирм, как Skidmore, Owings & Merrill, C.F. Murphy & Associates и других. Он и его последователи, известные как Вторая чикагская школа архитектуры (ок. 1940–1975), ассоциируются прежде всего со стеклянными и стальными небоскрёбами. Среди них — апартаменты Лейк-Шор-Драйв (1948–1951) в Чикаго, роскошное здание Сигрэм-билдинг (1958) в Нью-Йорке, спроектированное совместно с Филипом Джонсоном, и здание IBM (1971, сейчас 330 North Wabash) в Чикаго.
Среди последователей Миса были бывшие студенты IIT, такие как Жак Браунсон (1923–2011), спроектировавший Гражданский центр Ричарда Дж. Дейли (1965) в Чикаго, а также Джордж Шиппорейт и Джон Хайнрих, авторы небоскрёба Лейк-Пойнт-Тауэр (1968) в Чикаго.
Интернациональный стиль в Америке: Вторая чикагская школа
В 1930-х годах, с эмиграцией таких интеллектуальных лидеров, как Гропиус и Мис ван дер Роэ, а также других модернистов Баухауза, например Ласло Мохой-Надя (1895–1946), интернациональный стиль распространился из Германии и Франции в Северную Америку, Скандинавию и Великобританию.
В Америке, во многом благодаря Мису и Второй чикагской школе, включая Skidmore, Owings & Merrill и блестящих инженеров-строителей, таких как Фазлур Хан (1929–1982), чистые, обтекаемые, геометрические атрибуты стиля стали доминировать в архитектуре небоскрёбов в 1950-х и 1960-х годах. В ту эпоху корпоративный модернизм и экономическая эффективность были в приоритете. Таким образом, интернациональный стиль послужил эстетическим обоснованием для строгих башенных зданий, которые стали символами статуса и власти американских корпораций.
Филип Джонсон
Джонсон оказывал глубокое влияние на американских архитекторов на протяжении более шестидесяти лет. В 1930-х годах, будучи историком архитектуры, он способствовал популяризации современной архитектуры — «стеклянной коробки» — в Америке, выпустив книгу и организовав выставку в Музее современного искусства в Нью-Йорке, где он был директором отдела архитектуры.
В 1940-х годах Джонсон-историк стал Джонсоном-архитектором и построил, возможно, самый известный в стране современный дом — Стеклянный дом (1949), свою собственную резиденцию в Нью-Кейнане, штат Коннектикут.
В 1950-х годах он сотрудничал с Людвигом Мисом ван дер Роэ при проектировании знакового здания Сигрэм-билдинг (1954–1958) в Нью-Йорке. Однако как раз в то время, когда интернациональный стиль достиг своего апогея, Джонсон начал выступать против его пуристской эстетики. “Вы не можете не знать историю”, — говорил он студентам Йельского университета, которых их наставники-модернисты учили игнорировать прошлое.
В 1960-х годах он начал включать в свои проекты исторические отсылки, как, например, в Музее доколумбового искусства (1963) в Думбартон-Оукс, Вашингтон, вдохновлённом османской архитектурой.
В 1970-х и 1980-х годах человек, который ввёл в моду «стеклянную коробку», стал тем, кто её разрушил. Его башня IDS Tower (1972) в Миннеаполисе, отмеченная характерными уступами, и здание AT&T на Манхэттене (1984, сейчас Сони-билдинг), известное своим неогеоргианским фронтоном, противоречили всем заповедям интернационального стиля. Отход Джонсона от модернизма принёс профессиональное признание постмодернизму.
Упадок
К 1970-м годам стиль стал настолько доминирующим, что инновации прекратились. Мис ван дер Роэ продолжал создавать прекрасные здания, но его работы копировали повсеместно. Это привело к появлению крылатой фразы: “Вы сходили с самолёта в 1970-е годы и не знали, где находитесь”. В результате многие архитекторы почувствовали неудовлетворённость ограничениями и шаблонностью интернационального стиля. Они хотели проектировать здания с более индивидуальным характером и большим количеством декора.
Модернистская архитектура удалила все следы исторических образцов, а теперь архитекторы захотели их вернуть. Всё это привело к бунту против модернизма и возобновлению поисков более инновационного дизайна и орнамента. По мере того как постмодернизм набирал силу, проектировщики начали создавать более фантазийные конструкции, используя современные строительные материалы и декоративные элементы для получения новых эффектов. К концу 1970-х годов эпоха модернизма и интернационального стиля завершилась.
Знаменитые здания в интернациональном стиле
Среди наиболее знаковых примеров в архитектуре можно назвать следующие:
Фабрика «Фагус» (1911–1925), Альфельд-на-Лайне (Гропиус)
Здание школы Баухаус (1925), Дессау (Гропиус)
Дом Ловелла (1929), Лос-Анджелес (Нойтра)
Вилла Савойя (1929–1930), Пуасси-сюр-Сен (Ле Корбюзье)
Апартаменты Лейк-Шор-Драйв (1948–1951), Чикаго (Мис ван дер Роэ)
Центр выпускников Гарвардского университета (1950), (Гропиус)
Здание Сигрэм-билдинг (1954–1958), Нью-Йорк (Мис ван дер Роэ, Филип Джонсон)
Инлэнд-Стил-билдинг (1957), Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill)
Детский санаторий «Био» (1960), Арнем (Ауд)
Башня Toronto-Dominion Bank (1967–1991), Торонто (Мис ван дер Роэ)
Башня Лейк-Пойнт-Тауэр (1968), Чикаго (Джордж Шиппорейт и Джон Хайнрих)
Центр Джона Хэнкока (1969), Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill)
Здание IBM (1971, сейчас 330 North Wabash), Чикаго (Мис ван дер Роэ)
Уиллис-тауэр (ранее Сирс-тауэр) (1974), Чикаго (Skidmore, Owings & Merrill)
Исторический контекст: предшественники и последователи
Биографии архитекторов, работавших в стилях, которые предшествовали интернациональному стилю или пришли ему на смену.
Неоготика
Ричард Апджон (1802–1878)
Джеймс Ренвик (1818–1895)
Неороманский стиль
Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886)
Боз-ар (Beaux-Arts)
Ричард Моррис Хант (1827–1895)
Касс Гилберт (1859–1934)
Ранние небоскрёбы
Уильям Ле Барон Дженни (1832–1907)
Первая чикагская школа архитектуры (ок. 1880–1910)
Постмодернизм
Фрэнк О. Гери (р. 1929), пионер деконструктивизма — авангардного течения в постмодернистском дизайне.
- «Застрял в нейтральном положении» Терри Трумэна, краткое содержание
- Чем отличается «дизайнерский» ремонт квартиры от обычного?
- «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса, краткое содержание
- «Современная романтика» Азиза Ансари, краткое содержание
- Выставка Павла Ростовского «Поперёк»
- Украинский писатель стал обладателем престижной премии Jan Michalski Prize
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?