Джон Ванбру:
архитектор барокко читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Кроме того, что он был талантливым драматургом и политиком, Джон Ванбру — наряду с Иниго Джонсом (1573–1652) и сэром Кристофером Реном (1632–1723) — входил в число величайших архитекторов недолговечного английского барокко. На него повлияли проекты Луи Лё Во (1612–1670), а также приёмы, использованные Андреа Палладио (1508–1580) в венецианской архитектуре Ренессанса. Три его важнейших вклада в архитектуру барокко — дворец Бленим (1705–1722) в Оксфордшире, Касл-Ховард (1702–1712) в Йоркшире и особняк Ситон-Делаваль (1718–1728) в Нортумберленде. Однако в глазах других архитекторов барокко его проекты были отчасти спорными из‑за их монументальности и непрактичности. Как и Рен, Ванбру опирался на работу команды; в его случае в неё неизменно входил архитектор Николас Хоксмор (1661–1736), который предлагал практические решения для реализации грандиозной архитектуры своего наставника. Подобно своему старшему современнику Рену, Ванбру получил должность контролёра Королевских строек, хотя его заслуги сильно затмевались успешными проектами Рена для главных лондонских зданий, например собора Святого Павла. Тем не менее, как и Рен, он оказал влияние на архитектуру позднего XVIII века.
Биография
После яркой карьеры автора дерзких реставрационных комедий к концу столетия Ванбру обратился к архитектуре: в 1699 году он совершил небольшое путешествие по северу Англии, во время которого посетил и изучил выдающиеся елизаветинские усадьбы, такие как Берли-хаус, Уоллатон-холл, Хардвик-холл и замок Болсовер. В 1702 году он спроектировал Касл-Ховард в Йоркшире для лорда Карлайла, своего товарища по лондонскому клубу Кит-Кэт. Хотя формального образования у него не было, он мог опираться на техническое мастерство Николаса Хоксмора — высококвалифицированного бывшего помощника великого архитектора сэра Кристофера Рена. Вместе Джон Ванбру и Николас Хоксмор довели английское барокко до апогея, сочетая элементы греческой архитектуры и барокко. Стиль Ванбру — Хоксмора иногда называют «тяжёлым», но он компенсируется героическим масштабом. Благодаря покровительству лорда Карлайла, возглавлявшего Казначейство, в 1702 году Ванбру был назначен контролёром Королевских работ. В следующем году он приступил к строительству Королевского театра на Хеймаркет в Лондоне. К сожалению, из‑за плохой акустики и ряда дополнительных проблем проект обернулся неудачей и стоил ему значительных средств.
В 1705 году Ванбру получил заказ от Джона Черчилля (1650–1722), 1‑го герцога Мальборо, на проект дворца Бленим, подаренного ему за военные победы в Европе. Здание, названное по величайшей битве Мальборо, стало самым престижным архитектурным заказом эпохи королевы Анны и, во многом благодаря Хоксмору, превратилось в шедевр. Увы, герцог Мальборо не желал оплачивать текущие расходы дворца, а герцогиня — в глазах Ванбру «дерзкая и злонамеренная женщина» — оказалась несговорчивой. Это привело к тяжёлым спорам о смете и платежах, и в 1717 году, за пять лет до завершения строительства, Ванбру покинул проект.
Справедливости ради следует отметить, что пока Ванбру подразумевал создание национального монумента, герцогиня хотела удобный семейный дом, и тот факт, что кухня находилась в четырёхстах ярдах от столовой, ситуацию не улучшал. Ни Ванбру, ни придворные советники не предусмотрели колоссальные расходы на содержание крупнейшей частной резиденции Англии. Несмотря на это, а также критику видных деятелей, таких как Джонатан Свифт и Гораций Уолпол, архитектура Ванбру позднее была решительно защищена Джошуа Рейнолдсом (1723–1792), президентом Королевской академии художеств.
Ванбру был посвящён в рыцари Георгом I в 1714 году и вновь назначен контролёром Королевских работ в 1715‑м. В 1716 году он стал архитектором госпиталя Гринвич. Параллельно он проектировал другие загородные усадьбы: Оултон‑холл в Чешире; замок Гримсторп и Данкомб‑холл в Йоркшире; Ситон‑Делаваль для адмирала Джорджа Делаваля в Нортумберленде; Кингс‑Уэстон под Бристолем; Иствери в Дорсетшире; старый дом Клэрмонт в Эшере, графство Суррей; а также Итон‑холл и Ивер‑Гроув в Бакингемшире. Он также реконструировал замок Кимболтон в Хантингдоне для графа Манчестера. Планировочные решения и окружение этих домов были важны, и Ванбру всё больше интересовался ландшафтным дизайном, зачастую оставаясь без признания за архитектуру садов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?