Поздняя египетская архитектура читать ~16 мин.
Поздняя египетская архитектура охватывает проектирование зданий в следующие периоды:
Третий промежуточный период (1069-664) (21-25-я династии)
Ливийские и нубийские фараоны, Нехо I из Саиса
Позднее царство (664-332) (26-31-я династии)
Египетская династия Саитов, персы, Амиртайос II, Нектанебо I, II
Династия Птолемеев (332-30 до н.э.) При греческих фараонах
Птолемей I (Сотер) и династия Птолемеев до Птолемея XI (115-80)
Римский период (30 г. до н.э.-641 г. н.э.) При римских фараонах
Императоры Авгий, Клавдий, Веспасиан, Траян, Адриан и другие.
О проектировании зданий в Древнем Риме см: Римская архитектура (ок. 400 г. до н.э. и далее)
Фараоны ослабли: Меньше возможностей для египетских архитекторов
Конец Нового царства сопровождался политическим упадком, внутренними беспорядками и обнищанием, давлением извне и иностранным правлением, и в это время возможности египетских архитекторов уменьшились. (Сравните с возможностями таких архитекторов, как Имхотеп в период Старого царства). Столица часто менялась, в основном в пределах Нижнего Египта. Мемфис неоднократно становился известным, но там и во всей Дельте практически ничего не сохранилось, чтобы дополнить здания Позднего периода, которые до сих пор стоят в Верхнем Египте. См. также: Месопотамское искусство.
Серия Древний Египет
Ранняя египетская архитектура (3100-2181 до н.э.)
Египетская архитектура Среднего царства (2055-1650)
Египетская архитектура Нового царства (1550-1069 до н.э.)
Поздняя египетская архитектура (1069 до н.э. – 200 г. н.э.)
Периодические разделы страны и частая смена династий ослабили и секуляризировали царскую власть. Не сохранилось ни одной большой царской гробницы, даже гробницы местных царей из Саиса, Мендеса и Себеннитоса в Дельте. То же самое можно сказать и о монументальной египетской скульптуре в Верхнем Египте. Согласно Геродоту, цари Двадцать шестой династии, как и цари Двадцать первой династии в Танисе, были похоронены по древнему нижнеегипетскому обычаю в пределах храма местного божества. Египтизированные эфиопские цари Двадцать пятой династии в своей столице Напата ниже четвёртого катаракта были похоронены в небольших, очень крутых пирамидах с молельней на восточной стороне.
Однако после периода персидского правления произошло кратковременное возрождение. Фараоны 28-й, 29-й и 30-й династий привнесли новую энергию и сосредоточенность в свою фараоновскую роль хранителей давней традиции. Они ввели новую огромную программу древнего искусства – а именно строительство храмов, наряду со значительно возросшим производством монументальных статуй для выражения возрождённой концепции божественного царствования. Кроме того, они формализовали множество других аспектов художественных традиций Египта.
Цари династии Птолемеев (323-30 гг. до н.э.), преемники Александра Македонского, также обогатили египетское искусство словесной перспективой. Но они жили в своей недавно основанной, чисто эллинистической столице Александрии, где были похоронены в гробницах, от которых ничего не сохранилось. См. также Греческое искусство (650-27 гг. до н.э.) и Греческая эллинистическая скульптура (323-27 гг. до н.э.). Для ознакомления с греко-египетским искусством см: Портреты мумий из Фаюма (50-250 гг. до н.э.).
Иностранные правители поддерживают фараонские традиции
На протяжении и после первого тысячелетия до н.э. как местные, так и иностранные правители продолжали играть древнюю роль фараонов. Основная египетская концепция царя, правящего вместе с богом в интересах мирового порядка, продолжала сохраняться, по крайней мере, в виде фикции. Поддержание и украшение знаменитых старых святилищ и возведение новых храмов оставалось царской обязанностью. Облачённые в фараонские регалии, эфиопы, персидские цари, македонцы и римские императоры появляются на рельефах и надписях, почитая египетских богов и подтверждая данный богом космический порядок в предписанных обрядах. Помпезность и ритуал устанавливают внутренне и внешне их законные царские притязания посредством старых форм архитектуры, скульптурных рельефов, точно воспроизведённых, и статуй, следующих египетскому канону.
Строительная деятельность в долине Нила эфиопов, Саитской династии и персов едва ли заслуживает внимания. (Но см. также Древнеперсидское искусство 3500 – 330 гг. до н.э.). Масштабное строительство по всей стране возобновилось только при царях Тридцатой династии. Птолемеи достраивали уже начатые храмы, например, храм Исиды, построенный Нектанебом II из гранита в Дельте – знаменитый римский Изеум, позже разрушенный землетрясением и сегодня представляющий собой лишь внушительную груду развалин.
Птолемеи и римляне строили храмы по всему Египту, включая Нубию, предпочтение отдавалось тем местам, которые имели особое политическое и религиозное значение для поддержания привычного порядка и законного правления. (Величайшие архитекторы, однако, остались в Риме).
Большие храмы Верхнего Египта стоят на освящённой земле и, обращаясь к древнейшим традициям, были перестроены на месте древних святилищ, которые они значительно превосходили по размерам и великолепию. Наиболее важные и хорошо сохранившиеся из них находятся в Дендере, Эсне, Эдфу, Ком Ом-Бо, Филе и, среди нубийских храмов, в Калабше. Архитектурно каждый храм имеет выраженную индивидуальность, определяемую местной традицией его главного божества и вспомогательных культов, и каждый обращается через надписи к почтенной истории, восходящей к эпохе мифа и дням, когда страна была впервые объединена.
Характеристики позднеегипетского архитектурного дизайна
Ориентация храмов определяется их конкретным расположением на восточном или западном берегу и обычно течением реки с севера на юг. Чёткое осевое расположение и пространственная последовательность, простирающаяся от входного портала до святая святых, делит храм на две половины, одну на северную, другую на южную, план и расположение которых соответствуют друг другу в надписях. От Нила регулярно отходит канал, ведущий к храмовым территориям, расположенным дальше всего вглубь страны. Традиционные праздники, во время которых, например, Хатор из Дендеры посещала Гора из Эдфу в его храме почти за сто миль вверх по Нилу, требовали этих водных путей для перевозки культового изображения на священной барже.
Храмовые участки всегда были защищены от нечистого мира снаружи высокими кирпичными стенами, а вход в них осуществлялся через монументальные каменные порталы. Один из таких порталов, относящийся к птолемеевским временам, сохранился в Карнаке. Священный комплекс включал в себя храм главного божества, священное озеро, колодец (уровень воды в котором одновременно показывал состояние Нила), меньшие святилища меньших богов и, после IV века до н.э., «родовой дом», обычно располагавшийся по одну сторону от главного входа, обращённого к подходам к храму.
Новым, живым и особенно многогранным элементом, характерным для храмов начиная с IV века до н.э., является капитель колонны. Из более древних колонн растительной формы в поздней храмовой архитектуре сохранились только пальмовые и лотосовые колонны в их первоначальном виде; различные более древние формы колонн не используются. Все новые капители развиваются из цветущего растения папирус.
Можно выделить две основные формы: во-первых, полноцветная колоколообразная капитель из папируса, украшенная вертикальными рёбрами, листьями и цветочным орнаментом в тонком рельефе; во-вторых, большие полукруглые цветки папируса, расположенные в верхней части по кругу и переплетающиеся внизу с более мелкими цветками, образуя своего рода букет. Эти формы имеют множество вариантов, и капители могут меняться в пределах одного здания или даже от колонны к колонне в одном ряду.
Храм Гора в Эдфу
Описать самый старый и самый большой из этих птолемеевских храмов, храм Гора в Эдфу, значит в некотором смысле описать их все. Строительство заняло около 180 лет (237-57 гг. до н.э.). Массивные пилоны (см. Архитектурный глоссарий) и главные ворота на пилонах, образующие боковые стены большого двора и ограждающие храм, обращены на юг. Высокие каменные стены с вогнутыми и покатыми молдингами снаружи примыкают к спинам храмового сооружения с трёх других сторон. Двор, «зал масс», был открыт для народа. Портики, архитравы которых были украшены вогнутыми и валиковыми молдингами, окружали его с востока, запада и юга (включая сторону, поддерживающую пилоны), останавливаясь совсем недалеко от самого храма.
Главное здание храма чётко разделено на две части, отличающиеся неравной высотой, шириной и глубиной. Перед входом во двор находится большой гипостильный зал, более широкая и высокая «прихожая» к закрытому, вытянутому святилищу позади.
Межколончатые переходы фасада, кроме центрального портала с обрезанным наличником и закрывающимися дверями, заполнены каменными экранами высотой в половину высоты колонных валов и препятствующими обзору интерьера. Эти экраны окантованы филёнками и увенчаны вогнутым молдингом с фризом из уреев; их внешние стороны украшены рельефными скульптурами. В конечном счёте, они происходят от циновок, натянутых между рифлёными столбами палаточных конструкций, воспроизведённых в камне в морге царя Зосера (Джосера). Как архитектурный элемент с вогнутыми и валикообразными молдингами они впервые представлены в небольшой часовне в гробнице Нового царства, а в каменной конструкции они появляются в храме Амона времён Двадцать второй династии, построенном в эль-Хибе в Среднем Египте.
Большой колонный зал, как самостоятельное здание, имеет лепнину на четырёх внешних углах, в верхней части внешних стен и над архитравами на фасаде, и все это венчает массивный карниз. Его пол на одну ступень выше уровня двора. В задней части одной из ширм передней колоннады находится библиотека, каталог папирусных свитков которой записан на внутренних стенах маленькой камеры. Гипостильный зал является особенностью храма; в Дендере колонный (гипостильный) зал был добавлен в римские времена к уже построенному храму.
Передняя часть более узкого и низкого блока храма перекрывает заднюю стену большого гипостильного зала. По оси храма монументальный портал, закрытый двумя огромными дверями, ведёт в «зал явлений», который более узкий, чем вся ширина храма; его потолок опирается на колонны.
Когда двери были закрыты, этот зал, да и весь интерьер храма, находился в темноте; лишь узкие щели в потолке пропускали редкий тусклый свет. В «зале явлений» выставлялось культовое изображение вместе с изображениями меньших богов, которым также поклонялись в храме; здесь устраивались процессии в дни праздников. По бокам зала расположены небольшие помещения, где готовились благовония для культового изображения и хранились храмовые сокровища. Небольшая дверь вела к колодцу, из которого поступала чистая вода, необходимая для ежедневного ритуала.
Следующая камера также представляет собой зал трансепта, но без колонн; это «зал приношений», где три раза в день подавалась и освящалась пища, предложенная богу. По обеим сторонам «зала жертвоприношений» узкие ступени ведут на крышу; одна из них поднимается вверх по одной прямой лестнице, а другая, состоящая из четырёх более пологих ступеней, расположенных вокруг квадрата, служила для спуска. На боковых стенах находятся рельефы, изображающие процессии, боги поднимаются или спускаются в соответствии с дизайном лестницы.
За «залом жертвоприношений» начинается Святая святых, которая с прилегающими к ней часовнями занимает всю заднюю часть храма. Она начинается со «среднего зала», также упоминаемого в надписях как «зал множественности богов». Этот зал одновременно является порогом святилища; пол поднимается, и святилище главного бога поворачивается своим узким лицом и закрывающимися дверями к входящему поклоняющемуся. Здесь, перед святилищем, появлялись другие боги, которым поклонялись в храме, чтобы охранять и защищать главного бога. Снова по обе стороны зала открываются две небольшие камеры: та, что на западе, хранила гардероб бога, та, что на востоке, вела в небольшое святилище с маленькой открытой площадкой, от которой ступени поднимаются к «чистой часовне» на более высоком уровне. По случаю праздника Нового года культовое изображение помазывали, одевали и короновали в этой часовне, прежде чем торжественно вынести на крышу.
Святилище – «святая святых», «тронный зал» – главного бога представляет собой вытянутое отдельно стоящее сооружение и как таковое архитектурно дифференцировано: узкий проход окружает его с трёх сторон. В этот проход выходят часовни второстепенных богов; только центральная часовня позади святилища посвящена особой форме главного бога.
Уже упоминалось, что существовали восходящие и нисходящие процессии из «зала приношений» на плоскую крышу. Однако крыша храма не была расположена в одной плоскости; уровень крыши от «зала явлений» до святилища был выше, чем над небольшими помещениями и часовнями по бокам и сзади. Нижние уровни крыши были скрыты от глаз высокой внешней стеной храма. Во время праздника Нового года именно эта часть крыши, доступная с лестницы, выполняла жизненно важную функцию: культовое изображение (или статуя) в торжественной процессии доставлялось на крышу, где его сила обновлялась путём воздействия лучей восходящего солнца в специальной часовне на крыше.
В Эдфу расположение и план этой часовни всё ещё можно разглядеть на крыше храма; в Дендере, в юго-западном углу крыши, сохранилась сама часовня. На крыше Дендеры также есть отдельные камеры для культа Осириса.
Особенностью великих храмов позднего периода являются их системы «склепов». Это узкие камеры под полом фундамента или в толстых внешних стенах вокруг святая святых. Их расположение было известно только посвящённым, и попасть в них можно было, только сняв каменную плиту. Они обеспечивали безопасное хранение дорогих вотивных даров, эмблем богов и ритуальных предметов из золота и серебра, перечисленных на стенах и изображённых на рельефах. Иногда склепы располагались на нескольких уровнях, один под другим. Их скрытое расположение напоминает историю о сокровищницах Рампсинита, рассказанную нам Геродотом («Истории», II, 121). См. также Мегалитическое искусство.
В стороне перед входным пилоном в храм Эдфу стоит дом рождений (Маммиси). Эти небольшие храмы, всегда присутствующие в больших святилищах позднего периода, имеют форму часовни с периптеральными колоннами, несущими террасу для загара. В определённые праздники они были местом литургических торжеств в честь бога и рождения царя. Неизвестные до четвёртого века до нашей эры, они подчёркивают тему «божественного ребёнка» и «божественной матери». Обнесённая стеной часовня внутри, которая рассматривается как отдельное здание, имеет вход спереди, сделанный ниже, чтобы соответствовать прототипу «храма-балдахина».
Каменные плиты крыши наружной галереи опираются на архитравы, охватывающие высокие колонны, и на стены часовни внутри. Экраны перекрывают пространства между колоннами, простираясь до половины валов; они украшены каменной скульптурой с низким рельефом, изображающей поклонение культу божественной матери и её ребёнка. Часто над столицей находится ещё один блок с гротескной фигурой Беса, популярного демона, который наблюдал за матерью и ребёнком.
Храм Хатхор в Дендере
После храма Гора в Эдфу, следующим по значимости и лучшей сохранности из птолемеевских храмов является храм богини Хатхор в Дендере, начатый в 80 г. до н.э. Согласно надписям, основание храма было положено в 80 г. до н.э. в Дендере. Согласно надписям, основание исторического святилища относится к периоду объединения двух земель, а царь Хеопс упоминается как один из восстановителей.
Как и во всех египетских храмах, строительство началось со святая святых и закончилось входом и большим гипостильным залом, который в Дендере датируется только временем правления Августа. Потолок гипостильного зала опирается на колонны с четырёхгранными капителями Хатор-систрум. (См. также Мегалиты)
Последовательность основных и подчинённых помещений в Дендере почти точно соответствует последовательности храма Гора в Эдфу. Опять же есть две лестницы, ведущие на крышу. Рельефная скульптура на стенах лестницы изображает костюмы участников процессии со скрупулёзной детализацией: боги, отгоняющие врагов, идут впереди; за эмблемой храма следуют царь и жрецы с эмблемами богов; затем идёт царица, каждая рука которой размахивает систрумом, культовым символом Хатхор; далее жрецы несут изображение Хатхор в её святилище; замыкают шествие младшие боги храма.
В юго-западном углу крыши находится цель процессии – киоск с двенадцатью колоннами Хатхор. Крыша этого небольшого здания, как показывают изображения, когда-то была покрыта низким сводом. Судя по следам его строительства, оставшимся на стенах, он, должно быть, был сделан из дерева.
Храмовый участок Дендеры и сегодня окружён толстой кирпичной стеной, а вход в него осуществляется через древний портал. Первоначальный родовой дом, датируемый тридцатой династией, впоследствии был прорезан каменной ограждающей стеной храма, поэтому император Август приказал построить новый рядом со входом в участок.
Рядом с юго-западным углом храма Хатхор находится священное озеро, обнесённое стенами и со ступенями на каждом углу, которые вели вниз к прежнему уровню воды. Вдоль южной стороны проходит узкое место для посадки, которое, вероятно, использовалось в связи с праздником Осириса.
Храм Мандулиса в Калабше
Храм в Калабше в Нубии, на западном берегу Нила примерно в сорока милях к югу от Асуана, вероятно, был построен при Клеопатре и Цезаре. Хорошо сохранившийся, легко осмысленный, с тщательно продуманным соотношением масс, он даёт ясное представление о новейшей египетской храмовой архитектуре.
Святилище посвящено нубийскому богу Мандулису. Особенно хорошо сохранилось место причала для священной баржи. Две башни-пилоны и боковые стены двора содержат большое количество маленьких камер, что является особенностью этого храма. Небольшое отклонение пилонов от оси храма, вызванное близостью реки, ловко компенсировано укорочением одной из башен. Хотя план основания в принципе соответствует планам других храмов, он был значительно упрощен.
В самом храме всего три комнаты, расположенные под прямым углом к главной оси, последняя из которых образует святилище. Все три помещения получают тусклый свет из щелей в потолке и в верхней части стен. Высота потолка значительно уменьшается по направлению к Святая святых, а дверные проёмы становятся пропорционально меньше. Остатки колодца находятся в узком проходе между зданием храма и стеной ограды.
Пропорции этого храма довольно необычны; отношение длины к ширине составляет 30 к 60 метрам. Храм утонул бы в водах озера, созданного новой Асуанской плотиной, если бы под наблюдением учёных его не разобрали камень за камнем и не отстроили заново на более высоком месте. Во время демонтажа была обнаружена контурная сетка планировки и предварительного чертёжа, выбитая на плоской поверхности скального основания. Этот резной контур, вероятно, был перенесён на место с мелкомасштабного чертёжа. Длинные стороны разделены на шестнадцать частей, короткие – на одиннадцать: таким образом, сетка не состояла из квадратов, как предполагается в более древних египетских храмах. Сетка также содержит пропорциональные высоты фасадов первого гипостильного зала и святилища.
Другие здания, являющиеся примером позднеегипетской архитектуры, включают: храм Исиды в Филе, построенный фараоном Птолемеем XI, и павильон Траяна (ок. 164 г. н.э.). О строительных работах в Древней Греции см: Греческая архитектура (900-27 гг. до н.э.). О римском строительном дизайне см: Римское искусство (ок. 500 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из книги «Древняя архитектура» (впервые опубликованной в 1972 году издательством Electra, Милан): важной работы для всех студентов, изучающих строительный дизайн Древнего Египта, не в последнюю очередь из-за её невероятных фотографий интерьеров знаменитых пирамид и храмов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?