Поздняя египетская архитектура читать ~14 мин.
Поздняя египетская архитектура охватывает проектирование зданий в следующие периоды:
Третий промежуточный период (1069–664 до н.э.), XXI – XXV династии
Ливийские и нубийские фараоны, Нехо I из Саиса
Позднее царство (664–332 до н.э.), XXVI – XXXI династии
Саисская династия, персы, Амиртей, Нектанеб I и II
Династия Птолемеев (332–30 до н.э.) при греческих фараонах
Птолемей I Сотер и вся династия Птолемеев
Римский период (30 до н.э. – 641 н.э.) при римских императорах
Императоры Август, Клавдий, Веспасиан, Траян, Адриан и другие
О проектировании зданий в Древнем Риме см.: Римская архитектура (ок. 400 г. до н.э. и далее).
Ослабление власти фараонов: меньше возможностей для архитекторов
Конец Нового царства сопровождался политическим упадком, внутренними беспорядками, обнищанием и давлением извне. В это время возможности египетских архитекторов значительно уменьшились, особенно в сравнении с эпохой таких зодчих, как Имхотеп в период Древнего царства. Столица часто переносилась, в основном в пределах Нижнего Египта. Мемфис неоднократно возвращал себе былое величие, но ни там, ни в Дельте Нила почти не сохранилось построек, которые могли бы дополнить картину архитектуры Позднего периода, представленную храмами Верхнего Египта. См. также: Искусство Месопотамии.
Серия «Древний Египет»
Ранняя египетская архитектура (3100–2181 до н.э.)
Архитектура Среднего царства (2055–1650 до н.э.)
Архитектура Нового царства (1550–1069 до н.э.)
Поздняя египетская архитектура (1069 до н.э. – 200 н.э.)
Частые разделы страны и смена династий ослабили царскую власть, сделав её более светской. Не сохранилось ни одной крупной царской усыпальницы, даже гробниц местных царей из Саиса, Мендеса и Себеннитоса в Дельте. То же самое можно сказать и о монументальной египетской скульптуре Верхнего Египта. Согласно Геродоту, царей XXVI династии, как и правителей XXI династии в Танисе, хоронили по древнему обычаю Нижнего Египта — в пределах храма местного божества. Эфиопские цари XXV династии, принявшие египетскую культуру, были похоронены в своей столице Напате, ниже четвёртого порога Нила. Их гробницами служили небольшие пирамиды с очень крутыми склонами и молельней на восточной стороне.
Однако после периода персидского правления наступило кратковременное возрождение. Фараоны XXVIII, XXIX и XXX династий с новой энергией подошли к своей роли хранителей древних традиций. Они инициировали масштабную программу развития древнего искусства, в частности храмового строительства, а также значительно увеличили производство монументальных статуй, чтобы выразить возрождённую концепцию божественной царской власти. Кроме того, они формализовали многие другие аспекты художественных традиций Египта.
Цари из династии Птолемеев (323–30 гг. до н.э.), преемники Александра Македонского, также внесли в египетское искусство эллинистические черты. Однако они жили и были похоронены в своей недавно основанной, полностью эллинистической столице — Александрии. От их гробниц ничего не сохранилось. См. также Искусство Древней Греции (650–27 гг. до н.э.) и Эллинистическая скульптура (323–27 гг. до н.э.). Для ознакомления с греко-египетским искусством см.: Фаюмские портреты (50–250 гг. н.э.).
Иностранные правители и поддержка фараоновских традиций
На протяжении всего первого тысячелетия до н.э. и позже как местные, так и иностранные правители продолжали исполнять древнюю роль фараона. Ключевая египетская концепция о царе, правящем вместе с богами ради мирового порядка, сохранялась, по крайней мере, формально. Поддержание старых святилищ, их украшение и возведение новых храмов оставалось царской обязанностью. Облачённые в фараонские регалии, эфиопские и персидские цари, македонские правители и римские императоры появляются на рельефах и в надписях, почитая египетских богов и подтверждая божественный космический порядок в предписанных ритуалах. Через пышность и церемонии они утверждали свои законные права на престол, используя для этого традиционные формы архитектуры, точно воспроизведённые скульптурные рельефы и статуи, созданные по египетскому канону.
Строительная деятельность эфиопов, Саисской династии и персов в долине Нила была относительно скромной. (См. также Искусство Древней Персии, 3500–330 гг. до н.э.). Масштабное строительство по всей стране возобновилось лишь при царях XXX династии. Птолемеи завершали уже начатые храмы, например, храм Исиды из гранита в Дельте, заложенный Нектанебом II. Позже его блоки были вывезены в Рим для строительства знаменитого Изеума, который был разрушен землетрясением и сегодня представляет собой лишь груду развалин.
Птолемеи и римляне строили храмы по всему Египту, включая Нубию. Предпочтение отдавалось местам, имевшим особое политическое и религиозное значение для поддержания порядка и легитимности власти. (Величайшие архитекторы, однако, оставались в Риме).
Крупные храмы Верхнего Египта стоят на освящённой земле. Следуя древним традициям, их перестраивали на месте старых святилищ, которые они значительно превосходили по размерам и великолепию. Наиболее важные и хорошо сохранившиеся из них находятся в Дендере, Эсне, Эдфу, Ком-Омбо, Филе, а среди нубийских храмов — в Калабше. Архитектурно каждый храм уникален, что определяется местной традицией, связанной с его главным божеством и второстепенными культами. Каждый из них посредством надписей отсылает к своей истории, восходящей к эпохе мифов и временам объединения страны.
Характеристики поздне-египетской архитектуры
Ориентация храмов определялась их расположением на восточном или западном берегу Нила и течением реки с севера на юг. Чёткая осевая планировка и последовательность пространств, от входного портала до святая святых, делят храм на две симметричные половины — северную и южную. От Нила к храмовым комплексам, расположенным в глубине суши, часто прокладывали канал. Эти водные пути были необходимы для традиционных праздников, во время которых, например, статую богини Хатхор из Дендеры перевозили на священной барке в храм Гора в Эдфу, расположенный почти в ста милях вверх по Нилу.
Храмовые территории всегда были защищены от внешнего мира высокими стенами из сырцового кирпича, а вход осуществлялся через монументальные каменные порталы. Один из таких порталов птолемеевских времён сохранился в Карнаке. Священный комплекс включал в себя храм главного божества, священное озеро, колодец (уровень воды в котором отражал состояние Нила), небольшие святилища для второстепенных богов и, после IV века до н.э., «дом рождения» (маммиси). Обычно он располагался сбоку от главного входа.
Новым, ярким и особенно разнообразным элементом, характерным для храмов начиная с IV века до н.э., стала капитель колонны. Из более древних растительных форм в поздней храмовой архитектуре сохранились только пальмовидные и лотосовидные колонны в их первоначальном виде. Все новые капители развились из образа цветущего папируса.
Можно выделить две основные формы: во-первых, колоколообразная капитель в виде раскрытого цветка папируса, украшенная вертикальными рёбрами, листьями и цветочным орнаментом в низком рельефе; во-вторых, композитные капители, состоящие из крупных полураспустившихся цветков папируса в верхней части, которые переплетаются с более мелкими цветками внизу, образуя своего рода букет. Эти формы имели множество вариантов, и капители могли различаться даже в одном ряду колонн.
Храм Гора в Эдфу
Храм Гора в Эдфу — самый древний и самый большой из птолемеевских храмов. Его описание в некотором смысле является описанием их всех. Строительство велось около 180 лет (237–57 гг. до н.э.). Массивные пилоны (см. Архитектурный глоссарий) и главные ворота, образующие фасад и боковые стены большого двора, обращены на юг. Высокие каменные стены с вогнутыми карнизами и закруглёнными углами примыкают к основной части храма с трёх других сторон. Двор, или «зал для народа», был открыт для всех. Колоннады, чьи архитравы были украшены вогнутыми карнизами, окружали двор с востока, запада и юга, не доходя до самого здания храма.
Главное здание храма чётко разделено на две части, различающиеся по высоте, ширине и глубине. Перед входом во двор находится большой гипостильный зал — более широкое и высокое «преддверие» к закрытому, вытянутому святилищу позади него.
Проёмы между колоннами фасада, за исключением центрального портала, заполнены каменными экранами. Их высота составляет половину высоты колонн, что скрывает внутреннее пространство от посторонних глаз. Эти экраны увенчаны вогнутым карнизом с фризом из уреев (кобр) и украшены рельефами. Считается, что их прототипом послужили циновки, натянутые между столбами в шатровых конструкциях, которые были воспроизведены в камне в погребальном комплексе царя Джосера. Как архитектурный элемент они впервые появляются в небольшой часовне гробницы Нового царства, а в каменной конструкции — в храме Амона времён XXII династии в эль-Хибе (Средний Египет).
Большой колонный зал представляет собой самостоятельное сооружение. Его внешние углы и верхняя часть стен украшены лепниной, а всё здание венчает массивный карниз. Пол зала на одну ступень выше уровня двора. В задней части одной из ширм колоннады находится библиотека; на стенах этой маленькой камеры записан каталог хранившихся там папирусных свитков. Гипостильный зал — характерная черта храма; в Дендере, например, его пристроили к уже существующему храму в римские времена.
Более узкая и низкая часть храма примыкает к задней стене большого гипостильного зала. Монументальный портал по оси храма ведёт в «зал явлений», потолок которого поддерживается колоннами. Когда его массивные двери были закрыты, зал, как и весь интерьер, погружался во тьму; лишь узкие прорези в потолке пропускали тусклый свет. В «зале явлений» выставляли культовое изображение главного бога и статуи второстепенных божеств; здесь же проходили праздничные процессии. По бокам зала расположены небольшие помещения, где готовили благовония и хранили храмовые сокровища. Маленькая дверь вела к колодцу с чистой водой для ежедневных ритуалов.
Следующее помещение — «зал приношений», поперечный зал без колонн, где трижды в день освящалась пища, предназначенная богу. По обе стороны от него узкие лестницы ведут на крышу: одна прямая — для подъёма, другая, состоящая из четырёх более пологих маршей, — для спуска. На стенах лестниц изображены рельефы с процессиями, где боги поднимаются или спускаются в зависимости от направления движения.
За «залом приношений» начинается святая святых с прилегающими к ней часовнями, занимающая всю заднюю часть храма. Она открывается «средним залом», который в надписях также именуется «залом множественности богов». Этот зал служит порогом к главному святилищу, пол которого приподнят. Здесь, перед святилищем главного бога, размещались статуи других богов, охранявших его. По обе стороны зала снова находятся две небольшие камеры: западная служила гардеробной бога, а восточная вела в небольшое святилище с открытой площадкой, откуда ступени поднимались к «чистой часовне» на более высоком уровне. Во время праздника Нового года культовое изображение помазывали, одевали и короновали в этой часовне, прежде чем вынести на крышу.
Святилище — «святая святых», «тронный зал» — представляет собой отдельно стоящее сооружение, окружённое с трёх сторон узким коридором. В этот коридор выходят часовни второстепенных богов; лишь центральная часовня за святилищем посвящена особой форме главного бога.
Крыша храма не была единой плоскостью. Уровень крыши от «зала явлений» до святилища был выше, чем над боковыми помещениями. Нижние уровни крыши были скрыты высокой внешней стеной храма. Во время праздника Нового года эта часть крыши играла важную роль: культовую статую в торжественной процессии доставляли наверх, где её сила обновлялась под лучами восходящего солнца в специальной часовне.
В Эдфу план этой часовни всё ещё можно разглядеть на крыше храма. В Дендере, в юго-западном углу крыши, сохранилась сама часовня. На крыше храма в Дендере также есть отдельные камеры для культа Осириса.
Особенностью великих храмов позднего периода являются их «крипты» — узкие камеры под полом или в толще внешних стен вокруг святая святых. Их расположение было известно лишь посвящённым, а попасть внутрь можно было, только сдвинув каменную плиту. В них надёжно хранились дорогие дары, эмблемы богов и ритуальные предметы из золота и серебра, которые перечислены и изображены на стенах. Иногда крипты располагались в несколько уровней. Их скрытое расположение напоминает историю о сокровищницах Рампсинита, рассказанную Геродотом («Истории», II, 121). См. также Мегалитическое искусство.
Сбоку, перед входным пилоном храма Эдфу, стоит дом рождения (маммиси). Эти небольшие храмы, характерные для крупных святилищ Позднего периода, имеют вид часовни с колоннадой по периметру, поддерживающей плоскую крышу-террасу. В определённые праздники здесь проходили литургические торжества в честь рождения божественного ребёнка и его матери — богини. Неизвестные до IV века до н.э., они подчёркивают важность темы «божественного дитя» и «божественной матери». Внутри находится обнесённая стеной часовня, которая рассматривается как отдельное здание.
Каменные плиты крыши внешней галереи опираются на архитравы, перекрывающие высокие колонны, и на стены внутренней часовни. Пространства между колоннами до половины их высоты заполнены экранами, украшенными рельефами со сценами поклонения божественной матери и её ребёнку. Часто над капителью находится дополнительный блок с изображением гротескной фигуры бога Беса — популярного божества, покровительствовавшего матерям и детям.
Храм Хатхор в Дендере
После храма Гора в Эдфу, вторым по значимости и сохранности птолемеевским храмом является храм богини Хатхор в Дендере. Его строительство началось в 80 г. до н.э. Согласно надписям, первое святилище на этом месте было основано ещё в период объединения Двух Земель, а царь Хеопс упоминается как один из его реставраторов.
Как и во всех египетских храмах, строительство велось от святая святых к входу. Большой гипостильный зал в Дендере был завершён только во времена правления Августа. Его потолок опирается на колонны с капителями в виде лика богини Хатхор, увенчанного моделью систра — её священного музыкального инструмента. (См. также Мегалиты).
Последовательность помещений в Дендере почти точно повторяет планировку храма в Эдфу. Здесь также есть две лестницы, ведущие на крышу. Рельефы на стенах лестниц скрупулёзно изображают участников процессии: впереди идут боги, отгоняющие врагов; за эмблемой храма следуют царь и жрецы с символами богов; затем царица, держащая в каждой руке систр; далее жрецы несут статую Хатхор в её святилище; замыкают шествие младшие боги храма.
В юго-западном углу крыши находится цель процессии — киоск с двенадцатью колоннами Хатхор. Судя по изображениям, крыша этого небольшого павильона когда-то была покрыта низким деревянным сводом.
Храмовый участок в Дендере и сегодня окружён толстой кирпичной стеной, вход в которую осуществляется через древний портал. Первоначальный дом рождения, датируемый XXX династией, был частично перекрыт новой оградой храма, поэтому император Август приказал построить новый рядом с входом на территорию.
Рядом с юго-западным углом храма Хатхор находится священное озеро, обнесённое стенами. На каждом его углу есть ступени, которые вели вниз к воде. Вдоль южной стороны проходит узкая пристань, которая, вероятно, использовалась во время праздника Осириса.
Храм Мандулиса в Калабше
Храм в Калабше в Нубии, на западном берегу Нила примерно в 40 милях к югу от Асуана, был посвящён нубийскому богу Мандулису. Его строительство, вероятно, началось в конце птолемеевского периода и было завершено при императоре Августе. Хорошо сохранившийся, с ясной планировкой и тщательно продуманными пропорциями, он даёт прекрасное представление о поздне-египетской храмовой архитектуре.
Особенно хорошо сохранилась пристань для священной барки. Две башни-пилоны и боковые стены двора содержат множество небольших камер, что является особенностью этого храма. Небольшое отклонение пилонов от оси храма, вызванное близостью реки, было ловко скомпенсировано укорачиванием одной из башен. Хотя план в целом соответствует планам других храмов, он был значительно упрощён.
В самом храме всего три комнаты, расположенные перпендикулярно главной оси, последняя из которых является святилищем. Все три помещения освещаются тусклым светом через щели в потолке и стенах. Высота потолков и размеры дверных проёмов последовательно уменьшаются по направлению к святая святых. Остатки колодца находятся в узком проходе между зданием храма и оградой.
Пропорции этого храма довольно необычны: его размеры составляют примерно 60 метров в длину и 30 в ширину. Храм был бы затоплен водами озера Насер после строительства Асуанской плотины, если бы его не разобрали камень за камнем и не восстановили на более высоком месте под наблюдением учёных. Во время демонтажа на скальном основании была обнаружена вырезанная контурная сетка, которая использовалась для разметки плана. Вероятно, этот контур был перенесён с мелкомасштабного чертёжа. Длинные стороны были разделены на шестнадцать частей, а короткие — на одиннадцать. Таким образом, сетка состояла не из квадратов, как предполагается для более древних египетских храмов.
Другие выдающиеся примеры поздне-египетской архитектуры включают храм Исиды на острове Филе, крупный комплекс эпохи Птолемеев, и павильон Траяна (ок. 164 г. н.э.). О строительстве в Древней Греции см.: Греческая архитектура (900–27 гг. до н.э.). О римском строительстве см.: Римское искусство (ок. 500 г. до н.э. – 200 г. н.э.).
Мы с благодарностью отмечаем использование материалов из книги «Древняя архитектура» (впервые опубликованной в 1972 году издательством Electra, Милан) — важной работы для всех, кто изучает архитектуру Древнего Египта, не в последнюю очередь из-за её невероятных фотографий интерьеров знаменитых пирамид и храмов.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?