Лучистая готика читать ~4 мин.
Этот стиль готической архитектуры зародился во Франции в период высокой готики, примерно с 1240 по 1350 год. В целом он сопоставим с декоративным стилем английской готической архитектуры, который развивался в тот же период. Лучистая готика, в отличие от предшествующих этапов, была меньше сосредоточена на решении конструктивных задач и больше — на декоративных возможностях двухмерных поверхностей. Для неё характерно повторение схожих орнаментальных мотивов в разных частях здания и в разном масштабе. С середины XIV века на смену лучистому стилю во Франции постепенно пришла «пламенеющая готика».
История и характеристики
Новые решения в оформлении окон Реймского (1211–1275) и Амьенского соборов (1220–1270) ознаменовали появление нового этапа в готическом стиле. Он получил название Rayonnant (от фр. «лучистый») из-за характерного узора окон-роз, чьё ажурное плетение напоминало расходящиеся лучи. Архитекторы отказались от монументальности и тяжеловесности ранней готики в пользу визуальной лёгкости, превращая каменные конструкции в изящное переплетение линий. При этом общая структура храма, его план и высота по-прежнему следовали образцу, заданному Шартрским собором. (См. также Собор Парижской Богоматери, 1163–1345).
Изменился сам характер интерьера. Акцент на вертикали был доведён до предела: опоры стали тоньше, а всё пространство — более линейным и графичным, лишённым глубины и визуальной тяжести. Одним из первых примеров нового подхода стала базилика Сен-Дени к северу от Парижа. В ходе реконструкции её хоров в XIII веке были использованы новые типы колонн — сложные пучки тонких колонок (колоннетов), которые превратили неф в подобие графического узора. Зодчие также уделили особое внимание каменным переплётам окон, делая их всё более сложными. Внешний облик зданий при этом избавился от гигантизма в пользу более крупных, но гармоничных пропорций.
Новый стиль стремительно распространялся по Европе примерно до 1340 года. Его развитие замедлилось из-за эпидемии Чёрной смерти (1346–1353) и Столетней войны. Кроме того, политическая обстановка во Франции изменилась: с восшествием на престол династии Валуа в 1328 году ослабел сакральный статус короля, и усилилась феодальная раздробленность. В результате сократились заказы на создание объектов религиозного искусства и архитектуры, в то время как строительство военных и гражданских зданий — как королевских, так и общественных — возросло.
Примеры лучистой готической архитектуры
Сент-Шапель, Париж (1241–1248)
Париж был главным центром развития лучистой готики, апогеем которой стала часовня Сент-Шапель (Святая капелла). Она была построена по заказу короля Людовика IX Святого (фр. Louis IX) для хранения реликвий, приобретённых им в Константинополе. Хотя точное авторство проекта является предметом дискуссий, его чаще всего приписывают архитектору Пьеру де Монтрейлю. Необычайная лёгкость верхней капеллы достигается за счёт мощных внешних контрфорсов и ряда новаторских инженерных решений. Изысканность архитектуры дополнена богатым декором, цветом и невероятной игрой света, проникающего через огромные витражные окна. В Сент-Шапель принцип «каркасной конструкции» доведён до предела: стены практически исчезают, уступая место сплошному витражному остеклению.
Реймский собор (фасад, ок. 1250)
Западный фасад Реймского собора, спроектированный Бернаром де Суассоном, представляет собой череду узких фронтонов со скульптурами, расположенных над тремя глубокими порталами. Потенциальная мрачность этих ниш гениально скомпенсирована: вместо традиционного для того времени скульптурного декора тимпаны порталов украшены витражами. Фасад собора обобщает опыт предыдущих готических построек, но в то же время является новаторским произведением, гармонично сочетающим контрастные формы в единой композиции.
Кёльнский собор (начало строительства — 1248)
Этот собор считается одним из самых зрелых образцов лучистой готики. Его внешний облик во многом повторяет формы Амьенского собора, особенно в части членения контрфорсов и высоких фронтонов, покрытых ажурным каменным орнаментом (мастверком). Фасад богато украшен готической скульптурой. Со стороны здание кажется почти скрытым за лесом из шпилей и контрфорсов. Высокие хоры Кёльнского собора признаны одним из самых выдающихся произведений средневековой архитектуры. В целом собор долгое время считался шедевром немецкой готики и сегодня является самым известным памятником города.
Среди других важных примеров лучистой готики — западный фасад церкви Святого Никеза в Реймсе (начало строительства — 1231), неф аббатства Сен-Дени (1230-е) и фасад базилики Святого Урбана в Труа (1262–1286).
Общую информацию об эволюции архитектурных стилей см. в статье: История архитектуры (3000 год до н.э. – настоящее время).
- Автоматизация маркетинга: Инструменты и практики, которые приносят результаты
- Использование машинного обучения для оптимизации рекламных кампаний
- Советы по оптимизации канала на Ютуб для просмотров роликов
- Идеи для новогодних подарков – изделия из гобелена
- Неоклассицизм как эстетическая тенденция
- «Седьмая самая важная вещь» Шелли Пирсолл, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?