Ричард Апджон:
биография архитектора готического возрождения читать ~4 мин.
Ричард Апджон (англ. Richard Upjohn; 1802–1878) — один из самых влиятельных американских архитекторов эпохи готического возрождения. Будучи набожным христианином, он стал ведущим архитектором Протестантской епископальной церкви в период её активного строительства. Его профессиональная этика, убеждённость в высокой роли дизайна в жизни нации и вера в то, что архитектура является одной из важнейших профессий, сыграли значительную роль в основании Американского института архитекторов в 1857 году и в формировании его целей. Апджон был закономерно избран первым президентом этой организации.
Будучи знаковой фигурой в архитектуре Америки XIX века, он создавал проекты, отличавшиеся основательностью, изобретательностью и умением адаптировать личные предпочтения к требованиям используемого стиля. Наибольшую известность ему принесли церкви в стиле неоготики. Его шедевром, несомненно, является Троицкая церковь в Нью-Йорке (1839–1846) — один из самых знаменитых памятников готического возрождения, демонстрирующий более глубокое понимание средневековых форм, чем любое другое американское здание того периода. На творчество Апджона также повлияли романское искусство и итальянская архитектура раннего Ренессанса.
Раннее обучение и влияние
Апджон родился в Шефтсбери, Англия, и в юности обучался ремеслу строителя и краснодеревщика. В 1829 году он с семьёй эмигрировал в США и поселился в Новой Англии: сначала в Нью-Бедфорде (Массачусетс), а с 1833 года — в Бостоне. Там он получил архитектурный опыт в мастерской Александра Пэрриса (1780–1852), бостонского зодчего, работавшего в русле неоклассицизма, который практиковали Уильям Торнтон (1759–1828) и Чарльз Булфинч (1763–1844).
Ранние работы Апджона, такие как проекты частных домов и Епископальная церковь Святого Иоанна в Бангоре (Мэн), свидетельствуют о его внимании к основам проектирования и практичности, а не к декоративным элементам. Они также показывают его знакомство с трудами английских теоретиков архитектуры, ставшими для него важным источником идей. В 1836 году Апджон получил американское гражданство, а в 1838-м переехал в Нью-Йорк.
Троицкая церковь (стиль готического возрождения)
Первой крупной и самой известной работой Апджона стала Троицкая церковь в Нью-Йорке. Он занимался этим проектом с 1839 по 1846 год, начав с консультаций по ремонту и реконструкции. Эта работа утвердила его в качестве ведущего американского архитектора, а готическое возрождение — как стиль, наиболее подходящий для Протестантской епископальной церкви. Церковь была влиятельным заказчиком, определявшим как объём работ, так и эстетические предпочтения эпохи. За этим последовала серия проектов больших и малых церквей, среди которых — церковь Святого Причастия (1844–1846) в Нью-Йорке и церковь Святой Марии (1846) в Берлингтоне, Нью-Джерси.
Среди других американских архитекторов, работавших в то же время в Нью-Йорке в стиле готического возрождения, выделяется Джеймс Ренвик (1818–1895), автор проекта собора Святого Патрика.
Сельская архитектура
Получая больше запросов на проектирование небольших церквей, домов священников и школ, чем мог выполнить, в 1852 году Апджон опубликовал книгу «Сельская архитектура», которая впоследствии широко использовалась по всей стране. Он также создавал проекты скромных церквей, отличавшиеся продуманным дизайном и элегантностью, с которой он адаптировал готический стиль к местным строительным материалам, технологиям и собственным предпочтениям, ценя простоту и избегая излишнего декора.
Признавая, что готический стиль, идеально подходящий для сельской местности, сложен для применения в городских условиях, Апджон ещё во время работы над Троицкой церковью начал использовать формы романской архитектуры. Его шедевром в этом направлении являются часовня и библиотека Боудин-колледжа (1845–1855) в Брансуике, штат Мэн. Одним из самых ярких представителей неороманского стиля в США был Генри Хобсон Ричардсон (1838–1886).
После ознакомительной поездки по Европе в 1850 году, во время которой он посетил Германию, Францию, Италию и Англию, Апджон убедился, что итальянский стиль, популярный в то время в Англии, может служить альтернативой средневековым стилям. Церковь Святого Павла в Балтиморе (1854–1856) стала его выдающейся работой в этом ключе. Одним из самых разносторонних американских архитекторов, работавших в стиле боз-ар, был Кэсс Гилберт (1859–1934).
Апджон также был выдающимся проектировщиком жилых домов. Его талант к адаптации стиля к задачам и потребностям нового общества проявился как в особняках, таких как «Кингскот» (1839) в Ньюпорте и домах в пригородах Нью-Йорка, так и в небольших, но функциональных проектах, предложенных в его книге. Позднее эту традицию развивал Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959).
Американский институт архитекторов
В феврале 1857 года Апджон совместно с Ричардом Моррисом Хантом (1827–1895) и двенадцатью другими архитекторами основал в Нью-Йорке Американский институт архитекторов. Он занимал пост президента организации с 1857 по 1876 год, после чего его сменил Томас Устик Уолтер (1804–1887) — последователь стиля греческого возрождения, который популяризировали Томас Джефферсон (1743–1826) и Бенджамин Латроб (1764–1820).
Апджон скончался в своём доме в округе Патнам, штат Нью-Йорк. Его дело продолжил сын, Ричард Митчелл Апджон (1828–1903) — также талантливый архитектор и партнёр в семейной фирме, известный проектом Капитолия штата Коннектикут в Хартфорде (1872–1878) в неоготическом стиле.
Другие архитекторы эпохи
Биографии других выдающихся американских архитекторов конца XIX и XX веков:
Высотные небоскрёбы
Уильям Ле Барон Дженни (1832–1907)
Чикагская школа архитектуры (ок. 1880–1910)
Скидмор, Оуингс и Меррилл (осн. 1936)
Вторая чикагская школа архитектуры (ок. 1940–1975)
Подробнее о неоготике XIX века см. статью «Английская готическая архитектура».
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?