Архитектура Древнего Рима читать ~26 мин.
Римская архитектура, даже в большей степени, чем остальные виды римского искусства, отражала практичность, кипучую энергию и организаторский талант своих создателей. По мере расширения Римской империи, охватившей не только Средиземноморье, но и значительные территории Западной Европы, римские архитекторы стремились решить две главные задачи: продемонстрировать величие и могущество Рима и одновременно улучшить жизнь своих сограждан. Для этого они освоили и усовершенствовали ряд важных архитектурных приёмов, в том числе арку, свод и купол, а также начали массово использовать бетон.
Применяя эти методы, римские инженеры спроектировали и построили одни из величайших общественных зданий в истории архитектуры, включая храмы, базилики, амфитеатры, триумфальные арки, монументы и общественные бани. Кроме того, для укрепления идеалов Pax Romana и поддержания порядка римские архитекторы создавали многочисленные акведуки, дренажные системы, мосты и разветвлённую сеть дорог. Градостроители разработали типовые планы городов на основе военных лагерей, что позволяло эффективно возводить новые поселения с нуля.

Римские архитекторы многое заимствовали из этрусского искусства и с большим уважением относились к греческой архитектуре и греческой скульптуре. Они также переняли опыт египетской архитектуры пирамид и каменной кладки. Архитектура — это уникальный вклад Древнего Рима в историю искусства и культуру Европы. Её влияние гораздо значительнее, чем у различных форм римской скульптуры, большинство из которых были заимствованы у греков.
Среди величайших зданий, возведённых римлянами: «Мезон Карре», Ним, Франция (19 г. до н.э.); акведук Пон-дю-Гар, Ним, Франция (19 г. до н.э.); Колизей, Рим (72–80 гг. н.э.); арка Тита, Рим (81 г. н.э.); акведук, Сеговия, Испания (ок. 100 г. н.э.); термы Траяна (104–109 гг.); мост Траяна, Алькантара, Испания (105 г. н.э.); библиотека Цельса, Эфес, Турция (120 г. н.э.); Адрианов вал, Северная Англия (121 г. н.э.); Пантеон, Рим (128 г. н.э.); дворец Диоклетиана, Сплит (300 г. н.э.); термы Диоклетиана (306 г. н.э.); арка Константина, Рим (312 г. н.э.); Клоака Максима (600–200 гг. до н.э.) — одна из первых в мире канализационных систем, построенная в Древнем Риме для осушения болот и отвода городских стоков в реку Тибр.
Многие аспекты римского строительного дизайна были рассмотрены архитектором Марком Витрувием (активен в конце I в. до н.э.) в его трактате «De architectura» (ок. 27 г. до н.э.), хотя это произведение появилось до начала самого творческого периода в римском зодчестве.
Характеристика Рима
Могучий Рим! Покоритель Галлии и Карфагена, Греции и Египта, владыка западного мира на протяжении шести веков, столица могущественных цезарей, неоспоримая родина величия и великолепия, блистающая искусством, награбленным у сотен покорённых народов, даровавшая законы, мораль и военную науку всему Западу. И всё же, с художественной точки зрения, «Вечный город» создал не так много оригинального. За исключением одного направления — монументальной архитектуры и строительной инженерии. Римляне скорее отбросили, чем впитали единственное значительное культурное явление на итальянской земле — этрусское наследие, и обратились к импорту греческих скульпторов, декораторов и живописцев, чтобы придать своей культуре эллинистический облик. На эстетических весах вклад могущественного Рима уступает вкладу таких небольших государств, как Шумер или Сиена.
Величие было целью Рима и его главным достижением, и, возможно, в этом кроется секрет вторичности его искусства. Стремление произвести впечатление величием привело к созданию великолепных инженерных сооружений. Но желание поразить изобилием и показной роскошью чаще всего приводило к тому, что эти же сооружения украшались неверно использованными элементами греческой архитектуры и слабыми подражаниями греческой декоративной скульптуре. Эллинская сдержанность и гармония уступили место римской практичности и хвастовству.
Окинув взглядом главный форум Рима (I в. до н.э. – III в. н.э.), наблюдатель увидел бы архитектурный облик города с высоты птичьего полёта: старые храмы, всё более сложные и богато украшенные, но сохранившие греческую простоту, соседствовали с дворцами, базиликами, мемориальными колоннами и аркадами. Повсюду виднелись великолепные арочные конструкции, грандиозные перспективы, ряды колонн с пышными коринфскими капителями. Во всём чувствовалось обилие вульгаризированного греческого орнамента, перемежающегося с новыми панно римской рельефной скульптуры. В целом это была впечатляющая демонстрация величия и эксгибиционизма.
Влияния
Как только Рим приобрёл политическое и культурное значение, подчинив соседнюю Этрурию и одолев Карфаген, в его искусстве стал господствовать дух завоевания и триумфа. В архитектуре доминировали не храмы, а Форум (торговая площадь), базилика (зал общественных собраний), термы, спортивные арены, театры и цирки, многие из которых строились с колоссальным размахом и богато украшались. Позже появились императорские дворцы, триумфальные арки и парадные ворота.
Кажется невероятным, что столь развитые этрусские традиции в архитектуре и других искусствах так быстро исчезли после завоевания Италии римлянами. Однако греческое влияние, исходившее из колониальных городов на юге страны и из эллинского мира Восточного Средиземноморья, вскоре стало доминирующим.
См. также: Египетская архитектура (3 тыс. до н.э. – 200 г. н.э.). См. также: Архитектура Среднего царства в Египте и Архитектура Нового царства в Египте.
Строительная техника: арка, свод, купол
Ещё до того, как греческое влияние стало решающим, римляне переняли у этрусков некоторые важные строительные приёмы. К ним относятся арка и свод, которым суждено было направить римскую инженерию по пути, противоположному древнегреческому, где предпочитали стоечно-балочные конструкции.
Так была заложена основа искусства, в котором италийские народы превзошли эллинов, — строительной инженерии. В качестве сводов римляне использовали простые геометрические формы: полуциркульный цилиндрический, крестовый и сегментный. Поверхность сводов обычно покрывали штукатуркой или черепицей. Прекрасным примером римского свода является базилика Константина и Максенция в Риме. Естественным развитием свода стал купол, который позволил перекрывать огромные общественные пространства, такие как термы и базилики. Римляне активно использовали купол во многих своих сооружениях, например в Пантеоне, термах Диоклетиана и Каракаллы. Характерной чертой римской архитектуры стало возведение куполов сложной формы над многолепестковыми в плане зданиями.
Освоение римскими архитекторами и инженерами арки, свода и купола, а также широкое применение бетона, помогло им решить главную задачу монументальной архитектуры — перекрытие больших пространств. Чтобы накрыть крышей здание большой площади, необходимо перенести вес тяжёлых материалов через пролёт, что невозможно сделать с помощью простой стоечно-балочной системы, которую использовали греки. Благодаря арке и выросшему из неё своду римляне смогли возвести массивные стены Колизея, перекрыть роскошные термы, вмещавшие три тысячи человек, и создать величественную форму Пантеона.
Влияние Древней Греции
Хотя влияние Греции на римскую конструктивную мысль было ограниченным, оно стало доминирующим практически во всех вопросах архитектурного стиля и декоративного искусства.
Наиболее очевидным даром эллинизма стала система греческих архитектурных ордеров — дорического, ионического и коринфского. На их основе римляне создали ещё два: тосканский (вариант дорического) и композитный (сочетание элементов ионического и коринфского). В целом римские ордера были более стройными и богато украшенными. Колонны, как правило, оставались гладкими (без каннелюр), а фриз антаблемента, который греческие архитекторы часто оставляли простым, обильно декорировался.
Учитывая склонность к пышности, римские архитекторы проявляли наименьший интерес к строгому греческому дорическому стилю, а если и использовали его, то неизменно добавляли декоративный молдинг к базе колонны. Примеры римского дорического стиля можно увидеть в Табуларии и Колизее в Риме, а также в храме Геркулеса в Кори. Ионический ордер использовался в некоторых храмах, общественных зданиях и частных домах.
В качестве примеров можно привести храм Портуна (ранее известный как храм Фортуны Вирилис) и Форум Траяна в Риме. Однако наибольшее распространение получил коринфский ордер. Изначально основанный на стиле колонн храма Зевса Олимпийского в Афинах, этот ордер постепенно становился всё более декоративным и сложным. Хорошие примеры можно увидеть в храме Марса-Мстителя в Риме и храме Весты в Тиволи.
Неудивительно, что если имена архитекторов в основном были римскими или этрусскими, то имена скульпторов и живописцев — греческими. Создаётся впечатление, что архитекторы выполняли все важные инженерные и строительные работы, а затем передавали здание приглашённым художникам для декоративной отделки. Поэтому, когда время срывало декоративную облицовку с терм Каракаллы или театра в Оранже, их стены и арки представали во всей своей мощи и неотразимом величии. А такое «простое» инженерное сооружение, как Пон-дю-Гар, и сегодня поражает своей строгой математической энергией.
Бетон
Освоение бетона стало для римлян огромным шагом вперёд. Его прочность, гибкость, удобство в работе и низкая стоимость по сравнению с другими материалами значительно облегчили возведение арок, сводов и куполов. Впервые бетон применили в городе Коза примерно в 273 г. до н.э. Его широкое использование стало ключевым событием в римской архитектурной революции: оно освободило строительство от ограничений камня и кирпича и позволило создавать революционно новые конструкции как по сложности, так и по масштабу.
Залитый в опалубку в форме арок, сводов и куполов, бетон быстро затвердевал и превращался в монолитную массу, свободную от многих внутренних напряжений, которые мешали строителям подобных конструкций из камня или кирпича. Благодаря бетону многие римские сооружения сохранились до наших дней. Пантеон, термы Каракаллы и базилика Константина в Риме — лишь три из множества примеров.
Римский бетон (opus caementicium) обычно изготавливался из смеси известкового раствора, воды, песка и пуццоланы — мелкого вулканического пепла, который хорошо схватывался даже под водой. В эту цементную смесь добавляли щебень: туф, травертин, битый кирпич. Среди необычных добавок — конский волос, который, как считается, делал бетон менее склонным к растрескиванию, и кровь животных, повышавшая его морозостойкость.
Бетонные стены, за исключением подземных, всегда облицовывались. Эти работы классифицировались по типу облицовки. К четырём основным типам относятся:
Opus quadratum — облицовка из отёсанных каменных блоков, которая использовалась для важных общественных зданий.
Opus incertum — облицовка из необработанных камней неправильной формы, популярная до императорской эпохи.
Opus reticulatum — облицовка из небольших камней пирамидальной формы, уложенных в виде сетки.
Opus testaceum — облицовка из обожжённого кирпича или плитки, ставшая самой распространённой в империи.
Opus mixtum — комбинированная облицовка из кирпича и камня, популярная в эпоху Поздней империи при Диоклетиане.
Строительные материалы
Самые ранние здания в Риме и его окрестностях возводились из туфа — вулканической породы разной твёрдости, которую можно было обрабатывать бронзовыми инструментами. Позже стали использовать более твёрдые камни, такие как пеперино и местный альбанский камень.
В эпоху империи для строительства чаще всего применяли травертин — разновидность известняка, добываемого в Тиволи. Из него, например, выполнена внешняя облицовка Колизея. Мрамор использовался в основном для облицовки, декора, а также иногда для мозаики. Были популярны и цветные породы камня, такие как алебастр, порфир и гранит, что подтверждают руины виллы Адриана в Тиволи. Большинство жилых домов строилось из необожжённого кирпича и покрывалось штукатуркой.
Храмы
Храмы строились как в самом Риме, так и в его отдалённых колониях. Однако они были менее оригинальны, чем греческие проекты, например, Парфенон; скорее, они представляли собой адаптированную и усложнённую греческую идею. Колонны, как правило, имели пышные коринфские капители — строгий дорический стиль был слишком прост для латинского вкуса. Декор добавлялся повсеместно, так что в итоге не оставалось ни одной гладкой поверхности. Даже архитрав, который греки оставляли чистым, чтобы подчеркнуть прочность конструкции, римляне украшали орнаментом.
Ранние круглые храмы, подобные храму Весты на Римском форуме, отличались изяществом и декоративной насыщенностью, не свойственной эллинской архитектуре. Более распространённую адаптацию греческого прямоугольного храма можно увидеть на примере «Мезон Карре» в Ниме (Франция). Он демонстрирует как сохранение основных греческих форм, так и типично римские (изначально этрусские) черты: высокий подиум (стилобат) с парадной лестницей и замену боковых колонн пилястрами вдоль стен целлы (святилища) вместо сплошной колоннады. Даже сегодня это здание впечатляет своим достоинством и спокойной эффектностью.
В некоторых случаях целла римского храма имела бетонный свод, а также могла завершаться полукруглой апсидой, как в храме Дианы в Ниме и в храме Венеры и Ромы в Риме. К наиболее значимым римским храмам, от которых сохранились руины, относятся: храм Марса-Мстителя, храм Кастора и Поллукса, храм Портуна, храм Согласия и храм Антонина и Фаустины в Риме; храм Вакха в Баальбеке, храм Минервы в Ассизи и храмы в Помпеях.
Базилики
Самым влиятельным типом общественного здания, разработанным римскими архитекторами, стала базилика. Изначально имевшая светское назначение, она послужила прототипом для первых христианских церквей (см. Раннехристианское искусство) и оказала влияние на монументальную архитектуру вплоть до XX века. Базилика обычно располагалась на форуме и представляла собой большой крытый зал для торговли, банковских операций и отправления правосудия — по сути, зал для общих собраний.
Стандартный план базилики предусматривал центральный неф, окружённый боковыми нефами, и именно здесь в европейском зодчестве появилось многоярусное освещение (через окна под крышей). Некоторые базилики имели полукруглый выступ в конце, противоположном входу, что стало прообразом церковной апсиды.
Древнейшей из известных является базилика Порция (184 г. до н.э.). Знаменитая церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура (IV в. н.э.) в Риме, хотя и перестроенная в XIX веке по первоначальному плану, демонстрирует впечатляющую простоту и величие базилики в сочетании с пышным декором позднеримского стиля. Это одна из четырёх великих папских базилик Рима, наряду с базиликами Санта-Мария-Маджоре, Святого Петра и Сан-Джованни-ин-Латерано.
Наиболее величественным образцом является базилика Константина и Максенция, площадью более 6000 кв. м, — удивительный пример прочности римского бетона. Более современной базиликой, построенной по римским канонам, является собор Святого Петра (ок. 1520–1620 гг.) в Риме.
Пантеон
Крупнейший из сохранившихся круглых храмов классической античности и, возможно, самый важный образец античного искусства, созданный в Риме, — это Пантеон. Сегодня он утратил большую часть внутреннего убранства, но, будучи наиболее хорошо сохранившимся из великих римских памятников, захватывает дух своими огромными размерами, простотой форм и смелостью конструкции.
За портиком храмового типа расположен огромный круглый зал — ротонда — шириной 43,3 метра под массивным куполом. Конструкция проста: стены ротонды образуют барабан, на который опирается купол; окон нет. Свет проникает в здание исключительно через гигантский окулюс (отверстие) диаметром 9 метров в вершине купола. Чтобы выдержать нагрузку, толщина стен достигает шести метров. В их толще обустроены восемь ниш-апсид: одна служит главным входом, другие предназначались для статуй богов, а позже были переделаны в боковые капеллы.
В своё время богато кессонированный потолок купола и мраморная отделка стен и апсид, должно быть, производили впечатление невероятной роскоши. Но и сегодня посетителя восхищает величественная простота конструкции и огромное внутреннее пространство. Пантеон — поистине одно из самых впечатляющих зданий мира. Фасад коринфского храма французского Пантеона (1790 г.) в Париже, построенного по проекту Жака-Жермена Суффло (1713–1780), является прямой копией его римского предшественника.
Театры
Театры в самом Риме, как правило, были временными сооружениями, но, если верить свидетельствам очевидцев, они украшались с почти невероятной роскошью, с обилием скульптуры и архитектурных деталей.
Некоторые сохранившиеся провинциальные примеры показывают, что архитектура театра сама по себе была частью зрелища. В одном из латинских описаний упоминается сценическая стена с 360 колоннами, 3000 статуй и другими «особыми» украшениями.
Амфитеатры
Амфитеатры — это общественные арены (известно около 220 таких сооружений), на которых проводились зрелища: гладиаторские бои, публичные казни, собрания и травля зверей.
От Колизея в Риме, например, сохранилось достаточно, чтобы можно было оценить его форму и поразиться масштабу, хотя внутренняя облицовка из цветного мрамора полностью исчезла. Сооружение, построенное императорами Веспасианом, Титом и Домицианом (ок. 70–82 гг.), выполнено из бетона с облицовкой из травертина. Этот комплекс площадью 2,4 гектара представляет собой удивительное инженерное решение: чаша длиной более 180 метров на 50–60 тысяч мест, опирающаяся на ячеистую конструкцию из арок и сводов, с коридорами для зрителей, помещениями для гладиаторов и клетками для диких зверей. В этом смысле архитектура функциональна и честна. Однако мраморная облицовка фасада, разделённого на ярусы с полуколоннами разных ордеров, в некоторой степени ослабляет эффект массы и маскирует инженерное решение.
Кстати, император Август (правил с 31 г. до н.э. по 14 г. н.э.), представитель золотого века Рима, хваставшийся, что “принял Рим кирпичным, а оставляет его мраморным”, на самом деле говорил об облицовке. Греческие монументальные здания были выполнены из цельного мрамора, а египетские пирамиды представляют собой горы сложенного камня, но у римлян, похоже, не было ни времени, ни желания работать с цельными блоками дорогостоящих материалов, даже если они были под рукой. (См. также: Позднеегипетская архитектура).
Амфитеатры следует отличать от римских цирков (ипподромов) — вытянутых арен с ярусами сидений, предназначенных для конных или колесничных скачек, — а также от более компактных стадионов для атлетических состязаний. Крупнейшим римским ипподромом был Цирк Максимус (строился и перестраивался с ок. 500 г. до н.э. по 320 г. н.э.) в Риме, вмещавший в период расцвета до 250 тысяч зрителей. Он стал прототипом для цирков по всей Римской империи.
Общественные бани
Вероятно, самыми популярными римскими сооружениями среди всех слоёв населения были термы — общественные бани (balneae или thermae, сродни турецким), которые к концу республики стали неотъемлемой чертой римской жизни. Термин balneae обычно относился к небольшим баням, а thermae — к крупным императорским комплексам. Именно в позднеимператорских термах, таких как термы Каракаллы, лучше всего проявился дух роскошного величия римской архитектуры. Лучшие из них были местом встреч высшего общества и сочетали в себе невероятную инженерную изобретательность и самый пышный декор.
Архитекторам нужно было не только перекрыть крышей огромное количество бассейнов, гимнастических залов, комнат для умащений и залов для отдыха, но и включить в комплекс лекционные и библиотечные залы, а также пристроить к нему стадион. Считается, что в императорском Риме существовало около тысячи банных комплексов — от простейших до огромных сооружений, известных по именам построивших их императоров: Нерона, Траяна, Диоклетиана и других.
От терм Каракаллы сохранилось достаточно руин, чтобы поразить современного наблюдателя смелостью римских инженеров в перекрытии пространств и укреплении опорных арок. Сохранились следы мраморной скульптуры, а также мозаичных полов, а описания современников помогают составить представление о былом великолепии.
Первые крупные термы были основаны в Риме около 21 г. до н.э. Марком Агриппой, соратником императора Августа. Другие были построены императорами Нероном, Титом, Траяном, Каракаллой, Диоклетианом и Константином. Лучше всего сохранились термы Каракаллы, Диоклетиана и Стабианские бани в Помпеях. Проектирование и строительство общественных бань подробно рассмотрены Витрувием в его трактате «De Architectura».
Триумфальные арки
Триумфальные арки — это тип монументальной архитектуры, придуманный римлянами для демонстрации власти и в честь важных событий или военных кампаний. Они заслуживают внимания как орнаментальные и пропагандистские памятники, отличающиеся симметрией и академической грамотностью композиции. Как правило, они возводились на главных улицах и украшались рельефной скульптурой, иллюстрирующей события, в честь которых они были построены.
Наиболее известными примерами являются арка Тита в честь взятия Иерусалима и арка Константина (ок. 315 г.) в честь победы Константина над Максенцием у Мульвийского моста. Среди знаменитых триумфальных арок в провинциях — арки Тиберия в Оранже, Августа в Сузах, Траяна в Беневенто и Анконе, Каракаллы в Тебессе. Все они служили образцами для последующих поколений, включая Наполеона Бонапарта, по заказу которого была построена знаменитая Триумфальная арка (1806–1836 гг.) в Париже, шедевр архитектуры XIX века. (См. также Бранденбургские ворота в Берлине, построенные по проекту Карла Готхарда Лангханса: 1789–1794 гг.).
Триумфальные арки прекрасно выражали зрелищно-церемониальную сторону римского характера. Их разновидностью стал мемориал в виде отдельно стоящей колонны, примером которого является «Колонна Траяна» (ок. 113 г. н.э.). Стилистической противоположностью триумфальной арки, вероятно, является «Алтарь Мира» в Риме (ок. 13–9 гг. до н.э.) — святилище, воздвигнутое римским сенатом в честь триумфального возвращения императора Августа с полей сражений в Галлии и Испании.
Мосты и акведуки
Но именно в мостах и акведуках в полной мере проявился дух римской инженерии, достойный восхищения. Эти сооружения функциональны, аутентичны и математически выверены. Водные пути прокладывались через всю страну, преодолевая холмы и долины. Ущелья перекрывались мощными арочными пролётами — повторяющимися, неизменными, вечными. Это высший архитектурный памятник Римской империи.
В толстой, тяжёлой, мощной римской стене, в упорядоченных арках и сводах — истинный дух Рима и его инженеров-архитекторов. Когда же дело доходило до орнамента, римляне нанимали декораторов, которые брали функциональные греческие колонны и бесполезно вставляли их рядом с арками или в ряд на стенах. В этот момент инженер уступал место декоратору, и перед истинной драмой римского строительного искусства опускался занавес неправдоподобия.
Пон-дю-Гар свободен от этих украшений; он смело, непримиримо, обнажённо движется к своей цели — провести воду через долину. Среди других великих сооружений — акведук в Сеговии (ок. 100 г. н.э.) и одиннадцать акведуков в самом Риме, такие как Аква Клавдия и Анио Новус, строительство которых было начато императором Калигулой в 38 г. н.э. и завершено императором Клавдием в 52 г. н.э.
Римские дороги
Римские инженеры славились прежде всего высоким качеством своих дорог. В общей сложности они проложили более 400 тыс. км дорог, из которых более 80 тыс. км имели твёрдое покрытие. В период расцвета Римской империи от её столицы отходило 29 основных военных магистралей.
К наиболее известным римским дорогам относятся: (в Италии) Виа Аппиа («Аппиева дорога»), ведущая из Рима в Апулию; Виа Аурелия, ведущая из Рима во Францию; (во Франции) Виа Агриппа, Виа Аквитания и Виа Домиция; (в Испании и Португалии) Виа Августа, ведущая из Кадиса в Пиренеи; (в Великобритании) Эрмин-стрит, Уотлинг-стрит и Фосс-Уэй.
Маяки
Наряду со строительством дорог для облегчения сухопутных перевозок римские архитекторы возводили многочисленные маяки в Средиземноморье и на атлантическом побережье для содействия морскому судоходству.
Одним из дошедших до нас примеров является знаменитая Башня Геркулеса (ок. 110 г. н.э.), расположенная на полуострове в 2,4 км от центра города Ла-Корунья на северо-западе Испании. Известный до недавнего времени как «Farum Brigantium», этот маяк непрерывно используется со II века н.э., что делает его старейшим действующим маяком в мире.
Градостроительство и жилая архитектура
Древний Рим в период своего расцвета был огромным мегаполисом с населением почти в миллион человек и представлял собой лабиринт узких улиц. После Великого пожара 64 г. н.э. император Нерон инициировал программу перепланировки, но большого успеха она не имела: застройка города оставалась хаотичной. Однако за пределами столицы архитекторы и градостроители смогли добиться гораздо большего.
Новые города строились по сетчатому плану, изначально разработанному для военных поселений. Характерными чертами были две широкие осевые улицы: кардо (с севера на юг) и декуманус (с востока на запад), на пересечении которых находился центр города. В большинстве римских городов имелись форум, храмы, театры и общественные бани (термы), но жилые дома простых граждан часто были скромными глинобитными постройками.
Существовало два основных типа римского жилища: домус и инсула. Домус, примером которого служат дома, найденные в Помпеях и Геркулануме, обычно представлял собой особняк с комнатами, расположенными вокруг центрального зала — атриума. Окна редко выходили на улицу, свет поступал из атриума. В самом Риме, однако, сохранилось очень мало остатков домов такого типа. В качестве примера можно привести Дом весталок на Форуме и Дом Ливии на Палатинском холме.
Как правило, только состоятельные граждане могли позволить себе дома с внутренними дворами, крытыми атриумами, полами с подогревом или садами. Но даже в этом случае ограниченность пространства во многих провинциальных городах приводила к тому, что даже богатые дома были относительно компактными. Исключением были процветающие города.
Иудейский порт Кесария (25–13 гг. до н.э.), построенный Иродом Великим в угоду своему покровителю Цезарю Августу, имел просторную сеть улиц, ипподром, общественные бани, дворцы и акведук. В богатом италийском порту Остия строились кирпичные многоквартирные дома (инсулы, от лат. insula — «остров»), достигавшие пяти этажей в высоту.
Наследие
Римская архитектура оказала колоссальное влияние на зодчество Запада. Если греческие архитекторы заложили основы дизайна, то римские создали ключевые инженерные прототипы. Благодаря мастерскому владению аркой, сводом и куполом они задали стандарт для большинства видов монументальной архитектуры. Их примеру последовали в византийском искусстве (собор Святой Софии), в средневековой русской архитектуре (луковичные главы собора Василия Блаженного в Москве), в архитектуре Возрождения (Флорентийский собор) такие мастера, как Филиппо Брунеллески (1377–1446) — подробнее о римском влиянии на флорентийский дуомо см.: Флорентийский собор, Брунеллески и Ренессанс (1420–1436) — и Андреа Палладио (1508–1580), а также в архитектуре барокко (собор Святого Павла). Римские традиции вдохновили неоклассическую архитектуру во всём мире. Пантеон в Париже (1790 г.) и Капитолий США (1792–1827 гг.) в Вашингтоне — лишь два всемирно известных сооружения, созданных на основе римских образцов. Кроме того, римские мосты, акведуки и дороги стали эталоном для последующих архитекторов и инженеров.
Древний Рим
Подробнее об искусстве Древнего Рима см.:
Раннее римское искусство (ок. 510 г. до н.э. – 27 г. до н.э.)
Эллинистическо-римское искусство (ок. 27 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Римское искусство периода Поздней империи (ок. 200–400 гг. н.э.)
Древний Рим: кельтские художественные стили
Христианско-римское искусство (313 г. н.э. и далее).
Знаменитые римские здания
Здесь приведён краткий список наиболее важных сооружений, созданных римскими зодчими. Многие из них оказали значительное влияние на романскую архитектуру Средневековья. Если не указано иное, местом расположения является Рим.
Клоака Максима (600–200 гг. до н.э.)
Одна из первых в мире городских канализационных систем.
Цирк Максимус (ок. 500 г. до н.э. – 320 г. н.э.)
Крупнейший римский ипподром, вмещавший до 250 тыс. зрителей.
Храм Юпитера Оптимуса Максимуса (Капитолийского) (509 г. до н.э.)
Самый большой этрусский храм, построенный из дерева на Капитолийском холме царём Луцием Тарквинием Гордым. Был уничтожен пожаром в 83 г. до н.э., а затем восстановлен с использованием камня и мрамора.
Храм Весты на Римском форуме (ок. 100 г. до н.э.)
Круглый храм в коринфском стиле, расположенный недалеко от Тибра; самое древнее из сохранившихся мраморных зданий в Риме.
Храм Геркулеса, Кори (80 г. до н.э.)
Редкий пример римского дорического стиля.
Римский Форум (I в. до н.э. – III в. н.э.)
Центр общественной жизни, место расположения храмов, дворцов, базилик, триумфальных арок и аркад.
«Мезон Карре», Ним (19 г. до н.э.)
Наиболее сохранившийся из всех римских храмов, выполненный из известняка с коринфскими колоннами.
Акведук Пон-дю-Гар, Ним (19 г. до н.э.)
Самый высокий из когда-либо построенных римлянами акведуков, выполненный из тёсаных каменных блоков, с тремя ярусами арок. Предназначенный для снабжения города пресной водой, он является великолепным образцом инженерного искусства эпохи Pax Romana.
«Театр Марцелла» (10 г. до н.э.)
Знаменитый римский театр, отличающийся высоким фасадом с сочетанием аркад и ордеров.
Храм Марса-Мстителя (2 г. до н.э.)
Построен из каррарского мрамора по приказу Августа в честь отмщения за смерть Юлия Цезаря, занимал центральное место на Форуме Августа.
«Сокровищница» (Эль-Хазне) в Петре, Иордания (25 г. н.э.)
Высечена в розово-красной скале каменщиками, работавшими на царя Арету IV, чьё Набатейское царство было аннексировано императором Траяном.
Колизей (72–80 гг. н.э.)
Амфитеатр на 50 000 мест для проведения гладиаторских боёв и других зрелищ.
Арка Тита (81 г. н.э.)
Древнейшая из сохранившихся в Риме триумфальных арок. Одна из 36, построенных только в столице.
Акведук, Сеговия (ок. 100 г. н.э.)
Одно из наиболее значительных и хорошо сохранившихся римских сооружений на Пиренейском полуострове. Доставлял воду из реки Фуэнте-Фриа в Сеговию.
Термы Траяна (104–109 гг.)
Огромный банный комплекс, спроектированный Аполлодором из Дамаска.
Мост Траяна, Алькантара (105 г. н.э.)
Каменный мост через реку Тахо с шестью широкими арками. Триумф римской инженерной мысли.
Библиотека Цельса, Эфес (120 г. н.э.)
Монументальный фасад библиотеки состоит из двух ярусов колонн, увенчанных чередующимися треугольными и полукруглыми фронтонами.
Вилла Адриана, Тиволи (123–134 гг.)
Комплекс из 30 зданий, расположенных в парках и садах у Аппиевой дороги.
Адрианов вал, Северная Англия (121–136 гг.)
Оборонительное сооружение из камня и дёрна высотой около 6 метров, возведённое для защиты от северных племён.
Пантеон (128 г. н.э.)
Изначально храм, его кессонный потолок до сих пор остаётся самым большим в мире куполом из неармированного бетона.
Термы Адриана, Лептис-Магна (127 г. н.э.)
Построены недалеко от Триполи в Ливии из зелёного, розового, чёрного и белого мрамора.
Арка Септимия Севера (203 г. н.э.)
Триумфальная арка из белого мрамора у подножия Капитолийского холма, возведённая в честь побед императора Септимия Севера и его сыновей, Каракаллы и Геты, в парфянских походах 194–195 и 197–199 гг.
Храм Минервы Медики (260 г. н.э.)
Отличается экспериментальной проработкой сводов, призванной облегчить опоры как конструктивно, так и эстетически.
Дворец Диоклетиана, Сплит (300 г. н.э.)
Расположен в огромном обнесённом стеной комплексе размером с город. Имел галерею длиной 160 метров с более чем пятьюдесятью окнами, выходящими на море.
Термы Диоклетиана (306 г. н.э.)
Самые грандиозные из всех римских бань; вмещали более 3 тыс. человек. Использовались до тех пор, пока акведуки не были разрушены готами в 537 году.
Арка Константина (312 г. н.э.)
Последняя из великих триумфальных арок Рима. Находится рядом с Колизеем. Через год после её возведения Константин принял христианство.
Базилика Максенция и Константина (312 г. н.э.) (Basilica Nova)
Самое большое здание на Римском форуме, богато украшенное огромными коринфскими колоннами, мрамором и мозаикой. Оказало влияние на архитектуру собора Святой Софии в Константинополе.
Мавзолей Санта-Костанца (360 г. н.э.)
Построен как усыпальница для дочерей Константина, Елены и Констанцины. Его купол поддерживают 12 пар мраморных коринфских колонн. Послужил источником вдохновения для многочисленных византийских и христианских церквей.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?