Статуя Свободы:
история, дизайн, архитектура читать ~7 мин.
Статуя Свободы — монументальная скульптура, расположенная на острове Либерти в Верхней бухте, к югу от острова Эллис, в Нью-Йорке. Статуя высотой 93 м была спроектирована французским скульптором Огюстом Бартольди (1834-1904) в качестве подарка народу США от народа Франции.
Изображающая Свободу (Либе́ртас), римскую богиню свободы, она представляет собой фигуру женщины в одежде, держащей факел и табличку с датой принятия Декларации независимости США, 4 июля 1776 года. У её ног лежит разорванная цепь. Статуя стоит на каменном постаменте, спроектированном американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом (1827-1895).

Первоначально названная «La Liberte eclairant le monde» (Свобода, просвещающая мир) — вскоре сокращённая до «Статуя Свободы» — она служила символом свободы для всех иммигрантов, прибывающих в Америку из-за границы.
В период с 1840 по 1914 год в Соединённые Штаты прибыло около 32 миллионов иммигрантов.
Сегодня можно сказать, что она символизирует всеобщее стремление к правам человека. Статуя была впервые спроектирована Бартольди в 1870 году по предложению либерального юриста Эдуарда де Лабулай (1811-1883) с инженерной помощью сначала Эжена Виолле-ле-Дюка (1814-1879), а затем Гюстава Эйфеля (1832-1923). Она была построена в 1875-84 годах, отправлена в Нью-Йорк в 1885 году и торжественно открыта 28 октября 1886 года.
Несмотря на сбои, вызванные событиями 11 сентября, реконструкцией и ущербом от урагана, остров Свободы посещают около 3,2 миллиона человек в год. Провозглашённая одним из величайших технических достижений архитектуры XIX века и вдохновляющим примером публичного искусства, Статуя Свободы помогла уравновесить революционные достижения американской архитектуры, сделанные дизайнерами из Чикагской школы архитектуры (около 1880-1910 гг.) и другими.
Факты о Статуе Свободы
Статуя, стилистически являющаяся примером неоклассической архитектуры, собрана из полых конструкций – из тонко выкованных медных листов (толщиной 2,4 мм), уложенных на стальной каркас. Ее общий вес составляет 204 тонны, включая 27 тонн меди и 113 тонн стали. Статуя стоит на каменном постаменте. Фигура Либертас имеет высоту 46 м, а вся конструкция — от основания постамента до кончика факела — 93 м в высоту. Указательный палец статуи имеет длину 2,4 м, а нос — 1,4 м. Постамент имеет высоту 27 м.
Терминология: Глоссарий по архитектуре.
История
Бартольди создал первый эскиз статуи в 1870 году. В следующем году он и Лабулай впервые посетили Америку, чтобы обсудить проект с влиятельными американцами. После возвращения во Францию Бартольди продолжил дорабатывать свой проект, но из-за нестабильной политической обстановки строительство статуи началось только в начале 1870-х годов.
В 1875 году, когда интерес к Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии нарастал, Лабулай запустил проект, дав статуе название («Свобода, просвещающая мир») и объявив о создании организации по сбору средств для Франко-американского фонда. Французы должны были финансировать статую, а американцы — постамент. Чтобы заручиться поддержкой общественности, Бартольди изготовил правую руку и голову статуи в мастерской Gaget Gauthier & Co. в Париже. Они были выставлены на Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии и на Всемирной выставке 1878 года в Париже, однако сбор средств оказался более сложной задачей.
К 1884 году статуя была готова, как и фундамент для постамента, но Американский комитет по сооружению статуи Свободы исчерпал средства на строительство постамента. Ситуацию спас в начале 1885 года Джозеф Пулитцер, издатель газеты «New York World», который начал кампанию по сбору средств, в результате которой за шесть месяцев было собрано более 100 000 долларов — более чем достаточно для завершения проекта.
После сборки в Париже статуя была отправлена в 241 ящике в Соединённые Штаты и собрана на готовом постаменте на острове, который тогда назывался Бедлоу. Завершение строительства статуи было отмечено первым в истории Нью-Йорка парадом с бросанием конфетти и церемонией открытия, которую в октябре 1886 года возглавил президент США Гровер Кливленд. С 1933 года статуя находится на попечении Службы национальных парков США. В 1984–1986 и 2011–2012 годах она подверглась капитальному ремонту и реставрации.
Подробнее о других скульптурных проектах того времени см.: Скульпторы XIX века. Подробнее о прогрессивных дизайнерах см.: Американские архитекторы (ок. 1700-2000).
Дизайн
Бартольди основал свой дизайн женской фигуры в неоклассическом стиле на Либертас, римской богине свободы, похожей на «Статую Свободы» Томаса Кроуфорда (1863), которая венчает купол здания Капитолия США. Идея возникла в конце 1860-х годов в предложении Бартольди построить маяк у северного входа в Суэцкий канал в виде женской фигуры в одежде, держащей факел (символизирующий прогресс). Был сделан чертёж и различные модели, но идея не была реализована.
Первоначально Бартольди хотел , чтобы Либертас носила пилеус — головной убор, который давали освобождённым рабам в Древнем Риме, — но, чтобы избежать споров, остановился на короне. Семь лучей, образующих ореол вокруг её головы, символизируют солнце, семь морей и семь континентов.
В левой руке Либертас держит tabula ansata — табличку в форме замкового камня, символизирующую закон. На ней надпись «JULY IV MDCCLXXVI», что связывает Декларацию независимости с концепцией свободы.
В целом Бартольди придал фигуре простой, но мощный силуэт, который был подчеркнут её драматическим расположением в гавани.
Архитектура и конструкция
Голова и руки статуи — первые завершённые части — были изготовлены при инженерной помощи Виолле-ле-Дюка, который предложил использовать внутренний каменный пирс для поддержки фигуры. К сожалению, он умер в 1879 году, не оставив никаких указаний на то, как он намеревался соединить медную оболочку фигуры с каменной опорой. К счастью, в 1880 году Бартольди привлёк к работе новаторского архитектора и инженера-металлурга Гюстава Эйфеля, вскоре ставшего всемирно известным благодаря созданию кованой Эйфелевой башни, и его инженера-конструктора Мориса Кеклина (1856-1946). Эти двое решили отказаться от опоры и вместо этого использовать металлический каркас для формирования внутренней конструкции. (См. также: Викторианская архитектура)
Каркас состоял из латунных пластин, спаянных и скреплённых заклёпками. Внешняя оболочка из формованных медных листов была прикреплена к внутреннему каркасу, причём два слоя были разделены тонким слоем асбеста, пропитанного шеллаком, для предотвращения коррозии. Комбинированная конструкция была прикреплена к центральному стальному пилону, чтобы обеспечить движение, необходимое под воздействием ветра или температуры. Основные компоненты статуи были собраны на заводе Эйфеля в парижском пригороде Леваллуа-Перре, а затем разобраны и отправлены в Америку для окончательной сборки на месте на острове Бедло.
Готовая статуя была торжественно представлена послу США Мортону на официальной церемонии в Париже 4 июля 1884 года. В 1885 году, в связи с задержками в строительстве постамента, вызванными нехваткой средств, статуя была отправлена в Соединённые Штаты.
Как оказалось, постамент — усечённая пирамида, украшенная элементами греческой архитектуры, а также мотивами ацтеков, с бетонными стенами, облицованными гранитными блоками, — был завершён только в апреле 1886 года. Затем под руководством норвежского инженера-градостроителя Йоахима Готше Гиавера (1856-1925) была проведена реконструкция статуи на постаменте.
Кто был Огюст Бартольди?
Фредерик Огюст Бартольди родился в Эльзасе, Франция, и с детства увлёкся созданием крупных общественных монументов. В 1869 году, после того как египетское правительство выразило заинтересованность в строительстве маяка для Суэцкого канала, он спроектировал колоссальную статую женщины в одежде, которую назвал «Прогресс приносит свет Азии», хотя в конечном итоге проект был отменён. Когда Эдуард де Лабулай предложил построить подобный памятник для Соединённых Штатов, Бартольди с энтузиазмом отнёсся к этой идее. К
роме того, во время своего первого визита в США он обнаружил идеальное место для статуи — остров Бедло. По возвращении в Париж в 1872 году Бартольди помог Лабулайе создать Франко-американский союз, который собрал 400 000 франков на строительство статуи. Именно усилия Бартольди по проектированию, инжинирингу, выбору места, продвижению и финансированию статуи привели весь проект к успешному завершению.
В 1886 году он руководил сборкой статуи в Нью-Йорке и присутствовал на её торжественном открытии, где ему был вручён ключ от города.
Статьи об архитектуре XIX века
Американская архитектура (около 1600 г. по настоящее время)
История, характеристики и известные архитекторы.
Антони Гауди (1852-1926)
испанский архитектор, прославившийся храмом Святого Семейства в Барселоне.
Касс Гилберт (1859-1934),
специалист по архитектуре изящных искусств.
Виктор Орта (1861-1947)
архитектор в стиле модерн, известный своим дизайном из стекла и чугуна.
Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
соучредитель Венского сецессиона вместе с Густавом Климтом.
Архитектура небоскрёба (с 1850 г. по настоящее время).
Происхождение, дизайн и хронология сверхвысоких зданий.
Гектор Гимар (1867-1942)
Пионер дизайна в стиле модерн на рубеже веков.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Сука
Комментирование недоступно Почему?