Статуя Свободы:
история, дизайн, архитектура читать ~7 мин.
Статуя Свободы — это монументальная скульптура, расположенная на острове Свободы в Верхней нью-йоркской бухте, к югу от острова Эллис. Монумент высотой 93 метра был спроектирован французским скульптором Огюстом Бартольди (1834–1904) как подарок народу США от народа Франции.
Статуя изображает римскую богиню свободы Либертас. Это фигура женщины в ниспадающих одеждах, которая держит факел и скрижаль с датой принятия Декларации независимости США — 4 июля 1776 года. У её ног лежат разорванные цепи. Статуя установлена на каменный постамент, спроектированный американским архитектором Ричардом Моррисом Хантом (1827–1895).

Первоначальное название монумента — «Свобода, озаряющая мир» (фр. *La Liberté éclairant le monde*), но вскоре оно сократилось до «Статуи Свободы». Памятник стал символом свободы для всех иммигрантов, прибывавших в Америку.
В период с 1840 по 1914 год в Соединённые Штаты прибыло около 32 миллионов иммигрантов.
Сегодня статуя символизирует всеобщее стремление к правам человека. Она была спроектирована Бартольди в 1870 году по предложению юриста Эдуарда де Лабуле (1811–1883). Инженерную помощь вначале оказывал Эжен Виолле-ле-Дюк (1814–1879), а затем — Гюстав Эйфель (1832–1923). Статую строили с 1875 по 1884 год, доставили в Нью-Йорк в 1885-м и торжественно открыли 28 октября 1886 года.
Ежегодно остров Свободы посещают около 3,2 миллиона человек, несмотря на ограничения, связанные с событиями 11 сентября, реконструкциями и последствиями ураганов. Статуя Свободы признана одним из величайших инженерных достижений архитектуры XIX века и вдохновляющим примером публичного искусства. Она стоит в одном ряду с революционными проектами американской архитектуры, созданными Чикагской архитектурной школой (ок. 1880–1910) и другими мастерами.
Факты о Статуе Свободы
Стилистически статуя является примером неоклассической архитектуры. Это полая конструкция, собранная из тонких кованых медных листов (толщиной 2,4 мм), закреплённых на стальном каркасе. Общий вес сооружения составляет 204 тонны, включая 27 тонн меди и 113 тонн стали. Высота самой фигуры Либертас — 46 метров, а вся конструкция от основания до кончика факела достигает 93 метров. Указательный палец статуи имеет длину 2,4 метра, а нос — 1,4 метра. Высота постамента составляет 27 метров.
Терминология: Глоссарий по архитектуре.
История
Бартольди создал первый эскиз статуи в 1870 году. В следующем году он вместе с Лабуле посетил Америку для обсуждения проекта с влиятельными американцами. Вернувшись во Францию, Бартольди продолжил работу над проектом. Однако из-за нестабильной политической ситуации строительство началось только в 1875 году.
В 1875 году на волне интереса к предстоящей Всемирной выставке в Филадельфии Лабуле запустил проект. Он дал статуе имя «Свобода, озаряющая мир» и объявил о создании Франко-американского союза для сбора средств. Французы финансировали создание статуи, а американцы — постамента. Для привлечения внимания Бартольди изготовил правую руку и голову статуи в парижской мастерской Gaget, Gauthier & Co. Их выставляли на Всемирных выставках в Филадельфии (1876) и Париже (1878), но сбор средств шёл с трудом.
К 1884 году статуя и фундамент для неё были готовы, но у американского комитета закончились деньги на строительство постамента. Ситуацию спас Джозеф Пулитцер, издатель газеты «New York World». В начале 1885 года он развернул кампанию по сбору пожертвований и за шесть месяцев привлёк более 100 000 долларов, чего было достаточно для завершения проекта.
После предварительной сборки в Париже статую разобрали и отправили в 214 ящиках в США. Там её установили на готовый постамент на острове, который тогда назывался Бедлоу. Завершение строительства было отмечено первым в Нью-Йорке парадом с конфетти и церемонией открытия, которую в октябре 1886 года возглавил президент США Гровер Кливленд. С 1933 года монумент находится в ведении Службы национальных парков США. Капитальные реставрации проводились в 1984–1986 и 2011–2012 годах.
Подробнее о других скульптурных проектах того времени см.: Скульпторы XIX века. Подробнее о прогрессивных дизайнерах см.: Американские архитекторы (ок. 1700-2000).
Дизайн
Бартольди создал дизайн женской фигуры в неоклассическом стиле, взяв за основу образ Либертас, римской богини свободы. Прообразом также послужила статуя «Свобода» (Statue of Freedom, 1863) Томаса Кроуфорда, венчающая купол Капитолия в Вашингтоне. Идея возникла ещё в конце 1860-х годов, когда Бартольди предложил построить маяк у входа в Суэцкий канал в виде женщины с факелом, символом прогресса. Был сделан чертёж и несколько моделей, но проект не был реализован.
Изначально Бартольди хотел, чтобы Либертас носила пилеус — головной убор, который в Древнем Риме даровали освобождённым рабам. Однако, чтобы избежать разногласий, он остановился на короне. Семь её лучей символизируют солнце, семь морей и семь континентов.
В левой руке Либертас держит tabula ansata — табличку в форме замкового камня, олицетворяющую закон. На ней выгравирована надпись «JULY IV MDCCLXXVI» (4 июля 1776 года), что связывает идею свободы с Декларацией независимости.
Бартольди придал фигуре простой, но мощный силуэт, который подчёркивается её эффектным расположением в нью-йоркской гавани.
Архитектура и конструкция
Голова и рука статуи были изготовлены первыми при инженерной поддержке Виолле-ле-Дюка. Он предложил использовать внутренний каменный пирс в качестве опоры. К сожалению, архитектор умер в 1879 году, не оставив указаний, как соединить медную оболочку с опорой. В 1880 году Бартольди привлёк к работе инженера-новатора Гюстава Эйфеля и его конструктора Мориса Кеклина (1856–1946), которые вскоре прославятся созданием Эйфелевой башни. Они отказались от каменной опоры в пользу металлического каркаса. (См. также: Викторианская архитектура).
Основой конструкции стал массивный железный каркас. Внешняя оболочка из медных листов крепилась к нему, а между двумя слоями металла был проложен асбест, пропитанный шеллаком, для предотвращения гальванической коррозии. Вся конструкция была закреплена на центральном пилоне, что обеспечивало устойчивость к ветровым нагрузкам и температурным расширениям. Основные части статуи были собраны на заводе Эйфеля в Леваллуа-Перре, пригороде Парижа, а затем отправлены в Америку для финальной сборки на месте, на острове Бедлоу.
Готовую статую представили американскому послу во Франции на церемонии в Париже 4 июля 1884 года. В 1885 году монумент отправили в США, однако строительство постамента задерживалось из-за нехватки средств.
Постамент, представляющий собой усечённую пирамиду с элементами греческой архитектуры и мотивами ацтеков, был завершён лишь в апреле 1886 года. Его бетонные стены облицованы гранитными блоками. Сборкой статуи на постаменте руководил норвежский инженер Йоахим Готше Гиавер (1856–1925).
Кто такой Огюст Бартольди
Фредерик Огюст Бартольди родился в Эльзасе, Франция, и с юности увлекался созданием крупных общественных памятников. В 1869 году египетское правительство заинтересовалось постройкой маяка для Суэцкого канала. Бартольди спроектировал колоссальную статую женщины в античных одеждах под названием «Прогресс несёт свет в Азию», но проект был отменён. Когда Эдуард де Лабуле предложил создать похожий монумент для Соединённых Штатов, Бартольди с энтузиазмом воспринял эту идею.
Во время своего первого визита в США он нашёл идеальное место для статуи — остров Бедлоу. По возвращении в Париж в 1872 году Бартольди помог Лабуле основать Франко-американский союз, который собрал 400 000 франков на строительство. Именно благодаря усилиям Бартольди в проектировании, инжиниринге, выборе места и сборе средств проект был успешно завершён.
В 1886 году он руководил сборкой статуи в Нью-Йорке и присутствовал на её торжественном открытии, где ему вручили символический ключ от города.
Статьи об архитектуре XIX века
Американская архитектура (около 1600 г. по настоящее время)
История, характеристики и известные архитекторы.
Антонио Гауди (1852–1926)
Испанский архитектор, прославившийся храмом Святого Семейства в Барселоне.
Касс Гилберт (1859–1934)
Американский архитектор, специалист по стилю боз-ар.
Виктор Орта (1861–1947)
Архитектор в стиле модерн, известный своими конструкциями из стекла и чугуна.
Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908)
Один из основателей Венского сецессиона.
Архитектура небоскрёбов (с 1850 г. по настоящее время)
Происхождение, дизайн и хронология сверхвысоких зданий.
Гектор Гимар (1867–1942)
Пионер дизайна в стиле ар-нуво на рубеже веков.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
КОММЕНТАРИИ: 1 Ответы
Сука
Комментирование недоступно Почему?