Томас Джефферсон:
американский архитектор читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Томас Джефферсон, третий президент США, губернатор Виргинии и автор Декларации независимости, был одним из лучших американских архитекторов конца XVIII — начала XIX века. Хорошо образованный человек, знакомый с греческим искусством, он был ознакомлен с неоклассической архитектурой во время своего пребывания в качестве посла во Франции. Находясь также под влиянием архитектуры Ренессанса, Джефферсон участвовал в проектировании и строительстве здания Капитолия США, будучи президентом (1801-9), а также в городском планировании в Вашингтоне, округ Колумбия. Его собственные архитектурные проекты включали проекты для его собственной резиденции, дома Монтиселло (1768-1809), Капитолия штата Виргиния в Ричмонде (1788) и Ротонды в Университете Виргинии, Шарлотсвилл (1822-6). Его энтузиазм по отношению к неоклассическому искусству оказал значительное влияние на развитие архитектуры XIX века в Америке. Другие американские архитекторы того времени, которые разделяли стилистическое предпочтение Джефферсона к эстетике античности, включали Уильяма Торнтона (1759-1828), ответственного за первоначальный проект Капитолия США; Бенджамина Латроба (1764-1820), который спроектировал Балтиморскую базилику; и Чарльза Булфинча (1763-1844), чей федеральный стиль стал шаблоном для капитолиев штатов по всей территории Соединённых Штатов. Сегодня Джефферсон считается ключевым вкладчиком в архитектуру конца XVIII века и важной фигурой в американском искусстве в первые дни существования Республики.
Дом Монтиселло
Томас Джефферсон был архитектором-самоучкой, чьи знания о различных видах искусства пришли из книг и наблюдений. Более 700 его рисунков и заметок по архитектурным темам были идентифицированы, примерно половина из которых относится к Монтиселло, его особняку недалеко от Шарлотсвилля, Виргиния. Начатые в 1768 году, дизайн, строительство и перестройка дома заняли более 40 лет. Джефферсон называл его своим «эссе по архитектуре», и когда однажды посетитель прокомментировал незавершённую работу, он ответил: «И я надеюсь, что так и останется при моей жизни, поскольку архитектура — моё удовольствие, а возведение и снос — одно из моих любимых развлечений».
По большей части Джефферсон отверг архитектурные традиции, установленные в Виргинии. (См. также: Американское колониальное искусство.) Его целью в Монтиселло было вернуться к более строгому применению римской и греческой архитектуры, как он её понимал от архитектора и теоретика XVI века Андреа Палладио (1508-1580). Фасад Монтиселло — с его четырьмя классическими колоннами — был по существу упражнением в использовании ордеров. К 1772 году он был готов к заселению, но Джефферсон продолжал изменять и добавлять к зданию в течение многих лет, отчасти в результате своих лет, проведённых в Европе в качестве министра США во Франции, где он вступил в контакт с новой французской и английской архитектурой. По мере развития событий Джефферсон адаптировал планировку из Select Architecture (1775) Роберта Морриса к фасаду двухэтажного здания из Четырёх книг Палладио. Работа над этим хорошо продуманным зданием продвигалась с 1769 по 1782 год; между 1793 и 1809 годами здание, всё ещё незавершённое, было преобразовано в одноэтажное.
Другими примерами интереса Джефферсона к классицизму были его проекты восьмиугольной часовни и перестройки Дворца губернатора (1706–20), Уильямсбург, которая предусматривала добавление портиков с фронтонами; ни один из проектов не был реализован.
Капитолий штата Виргиния
Находясь в Европе с дипломатической миссией с 1784 по 1789 год, Джефферсон был глубоко под влиянием французского неоклассицизма. Поездка по древним руинам на юге Франции вызвала его комментарий о том, что «римский вкус, гений и великолепие вызывают идеи». Когда его попросили в 1785 году представить проект Капитолия штата Виргиния (1785-98), Ричмонд, он выбрал в качестве источника коринфский храм в Ниме, известный как Мезон Карре. Однако, в то время как последний был построен с коринфскими колоннами, Джефферсон выбрал менее орнаментальные, более стоические колонны ионического стиля. Капитолий Ричмонда был одним из первых зданий в Америке, построенных в стиле классического храма. Будучи государственным секретарём, а позже президентом, Джефферсон продолжал продвигать идею неоклассической архитектуры для общественных зданий.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?