Архитектура ХХ века:
история, движение, архитекторы читать ~16 мин.
Чикагская школа архитектуры (1880–1910)
Новаторская Чикагская школа архитектуры была основана Уильямом Ле Бароном Дженни (William Le Baron Jenney, 1832–1907) и группой других американских архитекторов-новаторов. Это был скорее центр развития высотного строительства, а не школа как таковая, поэтому у неё не было единого свода принципов. Здания, созданные участниками этого направления, отличались разнообразием проектов, строительных технологий и материалов. Ключевые характеристики чикагской архитектуры того периода включали: новые технологии возведения фундаментов, разработанные Данкмаром Адлером; использование металлических каркасов, впервые применённое Дженни в здании Home Insurance Building (1885 г.); а также широкое применение стали и железа. Важность этих материалов ранее подчёркивал французский архитектор Эжен Виолле-ле-Дюк, а в практику её активно внедряли Луис Салливан и другие зодчие.
Толчком к развитию Чикагской школы послужил Великий пожар 1871 года, уничтоживший большую часть города. Возникшая необходимость в быстрой и масштабной застройке на фоне растущих цен на землю привела к поиску новых инженерных решений, которые позволили бы строить здания не вширь, а ввысь. Так, благодаря инновациям, в Чикаго появился первый в мире небоскрёб — Home Insurance Building, — в котором Дженни впервые использовал стальной каркас в качестве несущей конструкции. Это позволило значительно уменьшить вес здания и увеличить его высоту, заложив основы для всей последующей архитектуры небоскрёбов.
АРХИТЕКТУРА
Для происхождения и эволюции см.: История архитектуры. Для топ-дизайнеров см.: Величайшие архитекторы. Для краткого справочника терминов см.: Глоссарий архитектуры.
Известные архитекторы Чикагской школы
Уильям Холаберд (1854-1923) и Мартин Роше (1853-1927)
Здания, спроектированные Холабердом и Роше, включали:
- Здание Маркетт, Чикаго (1895)
- Здания группы Гейдж на Южной Мичиган-авеню, Чикаго (1899)
- Чикагское здание (здание Чикагского сберегательного банка) (1904-5)
- Здание Брукс, Чикаго (1909-10)
Дэниел Хадсон Бёрнем (1846-1912) и Джон Уэлборн Рут (1850-1891)
Здания, спроектированные Бёрнемом и Рутом, или Бёрнемом и Ко, включали:
- Здание Фишер, Чикаго (1895-6)
- Здание Флэтайрон, Нью-Йорк (1901-3)
- Здание Хейуорт, Чикаго (1904)
Данкмар Адлер (1844-1900) и Луис Салливан (1856-1924)
Здания, спроектированные фирмой Адлер и Салливан, включали:
- Здание Чикагской фондовой биржи (1893-94)
- Здание Пруденшиал (здание Гаранти) Буффало (1894)
Архитектура модерна (ар-нуво) (1890–1920)
Декоративный стиль, известный как модерн или ар-нуво, характеризуется плавными, изогнутыми линиями и абстрактными растительными мотивами. Он был тесно связан с Движением искусств и ремёсел, которое возглавлял Уильям Моррис (William Morris, 1834–1896). В Германии этот стиль получил название югендстиль. Принципы модерна применялись как к внешнему облику зданий, так и к их внутреннему дизайну. Интерьеры часто были роскошно украшены различными видами прикладного искусства, включая витражи, мозаику и керамику.
Известные архитекторы эпохи модерна
Антони Гауди (1852-1926)
Проектировщик Дома Мила (Ла Педрера) (1906-10) в Барселоне.
Виктор Орта (1861-1947)
Спроектировал Отель Тассель (1892-3) и Народный дом (1896-9) в Брюсселе.
Эктор Гимар (1867-1942)
Известен своими входами в парижское метро.
Йозеф Мария Ольбрих (1867-1908)
Основатель Венского Сецессиона, проектировщик его штаб-квартиры.
Чарльз Ренни Макинтош (1868-1928)
Проектировщик Школы искусств в Глазго (1907).
Джузеппе Брега (1877-1960)
Архитектор стиля либерти, автор Виллы Руджери в Пезаро (1902).
Архитектура неостилей и ревайвализма (1900–2000)
Со времён итальянского Ренессанса, когда архитекторы возродили пропорции и ордерную систему древнеримской архитектуры, зодчие неоднократно обращались к прошлому за вдохновением. Эта тенденция достигла апогея в архитектуре XIX века, породив множество зданий в неороманском, неоготическом и боз-ар стилях в Великобритании (см., например, викторианскую архитектуру), Европе и Соединённых Штатах. Этот процесс продолжился и в XX веке, хотя и с меньшей интенсивностью.
Известные здания в неостилях XX века
«Готический» собор Саграда-Фамилия (1883-1926) Антонио Гауди.
«Классическая» турбинная фабрика AEG, Берлин (1909) Петера Беренса.
«Классический» вокзал Пенсильванской железной дороги (1910) МакКима, Мида и Уайта.
«Классический» Мемориал Линкольна, Вашингтон (1922) Генри Бэкона.
«Средневековая» Стокгольмская ратуша (1923) Рагнара Эстберга.
«Романский» вокзал Штутгарта (1928) Пауля Бонаца.
«Зиккурат» Бродвей 55, Лондон (1929) Чарльза Холдена.
«Классический»/«Могольский» Дворец вице-короля, Индия (1930) Эдвина Лаченса.
«Римский» Миланский вокзал (1931) Улиссе Стаккини.
«Классический» Городской университет, Рим (1935) Марчелло Пьячентини.
«Классический» немецкий павильон, Всемирная выставка, Париж (1937) Альберта Шпеера.
«Греческий»/«Мавританский» замок Хёрста в Сан-Симеоне (1939) Джулии Морган.
«Египетская» Пирамида Лувра (1998) Й. М. Пея.
Примечание: биографии архитекторов XIX века, связанных с архитектурой возрождения стилей, см.:
Джеймс Ренвик (1818-1895) – неоготический архитектор.
Генри Хобсон Ричардсон (1838-1886) – дизайнер в неороманском стиле.
Нью-йоркская школа небоскрёбов (1900–1930)
Архитектура высотных зданий со стальным каркасом была разработана в XIX веке американскими архитекторами в Нью-Йорке и Чикаго — двух городах, которые переживали бурное развитие, но имели ограниченное пространство для застройки. С падением цен на сталь — основной конструкционный материал для высотных сооружений — строительство вверх стало гораздо более экономически привлекательным. В первые три десятилетия XX века Нью-Йорк вырвался в лидеры, возведя целый ряд передовых для своего времени небоскрёбов.
Знаменитые нью-йоркские небоскрёбы
Здание Парк-Роу (1899–1901) — архитектор Роберт Хендерсон Робертсон.
Здание «Флэтайрон» (1902) — Daniel H. Burnham & Company.
Здание «Сингер-билдинг» (1908) — архитектор Эрнест Флэгг.
Башня «Метлайф-тауэр» (1909) — Napoleon Le Brun & Sons.
Здание «Вулворт-билдинг» (1913) — архитектор Касс Гилберт.
Здание «Дейли-Ньюс-билдинг» (1929) — Howells & Hood.
Здание «Чейнин-билдинг» (1929) — Sloan & Robertson.
Здание «Линкольн-билдинг» (1930) — J.E. Carpenter & Associates.
Здание Bank of Manhattan Trust (1930) — архитектор Крэйг Северанс.
Здание «Крайслер-билдинг» (1930) — архитектор Уильям Ван Ален.
«Эмпайр-стейт-билдинг» (1931) — Shreve, Lamb & Harmon.
Рокфеллер-центр (1930–1939) — Hofmeister, Hood, Godley, Fouilhoux и другие.
Ранний модернизм в архитектуре (1900–1930)
«Архитектура модернизма», ставшая первым подлинно новаторским стилем XX века, была создана для «современного человека». Она была практически полностью лишена исторических ассоциаций и в полной мере использовала новейшие строительные технологии и материалы, включая железо, сталь, стекло и бетон. Функциональность стала ключевым аспектом этого стиля. Позднее этот формат получил полное воплощение в Соединённых Штатах, например, на сборочном заводе Генри Форда на реке Руж к югу от Детройта — на тот момент крупнейшем производственном предприятии в мире.
Известные архитекторы-модернисты
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959)
Спроектировал дом Роби, Чикаго (1910); Фоллингуотер, Беар-Ран, Пенсильвания (1937).
Петер Беренс (1868-1940)
Построил турбинный завод AEG, Берлин (1909).
Адольф Лоос (1870-1933)
Спроектировал дом Штайнера, Вена (1910); дом Моллера, Вена (1928).
Элиэль Сааринен (1873-1950)
Спроектировал Хельсинкский железнодорожный вокзал (1904-14).
Вальтер Гропиус (1883-1969)
Спроектировал фабрику Фагус, Альфельд-на-Лайне (1911).
Ле Корбюзье (1887-1965) (Шарль-Эдуар Жаннере)
Спроектировал виллу Савой (1931); жилую единицу, Марсель (1952).
Архитектурный экспрессионизм (1910–1925)
Этот архитектурный стиль зародился в Германии и Нидерландах. Архитекторы-экспрессионисты восстали против функциональных индустриальных форм модернизма, предпочитая им более скульптурные, извилистые и подчёркнуто выразительные формы. Они использовали кривые, спирали и асимметричные элементы, а также создавали структуры, в которых акцентировались экспрессивные качества определённых материалов. Ярким современным примером экспрессионистской архитектуры является Сиднейский оперный театр (1973), спроектированный Йорном Утзоном (Jørn Utzon, 1918–2008).
Известные архитекторы-экспрессионисты
Рудольф Штайнер (1861-1925)
Известен своим Гётеанумом в Дорнахе (1914).
Ханс Пёльциг (1869-1936)
Спроектировал Большой драматический театр в Берлине (1919).
Макс Берг (1870-1947)
Проектировщик Зала столетия в Бреслау-Шайтниге (1913).
Бруно Таут (1880-1938)
Спроектировал Стеклянный павильон (1914) на Кёльнской выставке Немецкого Веркбунда.
Михель де Клерк (1884-1923)
Соавтор проекта Схепварстхёйса в Амстердаме (1918).
Йоханнес Фридрих (Фриц) Хёгер (1887-1949)
Спроектировал Чилехаус в Гамбурге (1921-4).
Эрих Мендельсон (1887-1953)
Проектировщик Башни Эйнштейна в Потсдаме (1924).
Архитектура авангардной группы «Де Стейл» (1917–1930)
Одной из европейских авангардных художественных групп, оказавших значительное влияние на развитие модернистской архитектуры, была голландская группа «Де Стейл». Она была основана в Лейдене в 1917 году Тео ван Дусбургом (Theo van Doesburg, 1883–1931). В её состав входили художник-абстракционист Пит Мондриан (Piet Mondrian, 1872–1944), а также ряд архитекторов, дизайнеров и скульпторов. Находясь под влиянием конкретного искусства, кубизма и радикальных левых политических идей, группа ставила своей основной целью создание универсальной композиционной методологии, применимой как к изобразительному, так и к декоративно-прикладному искусству. Проекты «Де Стейл» характеризуются строгими геометрическими формами, прямыми углами и использованием основных цветов.
Известные архитекторы группы «Де Стейл»
Роберт ван Т. Хофф (1887-1979)
В период своей деятельности в «Де Стейл» был увлечён коммунистической политикой и проектами сборного массового жилья, разработанными совместно с утрехтским архитектором П.Й.К.Клархамером (1874-1954).
Геррит Ритвельд (1888-1964)
Среди его самых известных работ — дом Ритвельда-Шрёдер в Утрехте (1924), ныне внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и его Красно-синий стул (1917).
Джей.Джей.П. Ауд (1890–1963)
Весьма влиятельный муниципальный архитектор Роттердама по жилищному строительству, Й.Й.П. Ауд был ключевым участником влиятельной модернистской выставки жилого комплекса Вайсенхоф (1927).
Архитектура социального жилья (1918–1930)
Одним из ответов на послевоенный жилищный кризис в Европе 1920-х годов стала серия проектов недорогого социального жилья, разработанных в нескольких крупных городах. На континенте эти проекты чаще всего принимали форму крупномасштабных многоквартирных жилых комплексов.
Известные примеры социального жилья
Жилой комплекс Эйген Хард, Амстердам (1920), спроектированный Михелом де Клерком (1884-1923).
Жилой комплекс для рабочих, Хук-ван-Холланд (1924), спроектированный Й. П. П. Ауд (1890–1963).
Жилой комплекс Брицкая подкова, Берлин (1925-33), спроектированный Бруно Таутом (1880-1938).
Жилой комплекс Пессак, Бордо (1926), спроектированный Ле Корбюзье (1887-1965).
Жилой комплекс Брухфельдштрассе, Франкфурт-на-Майне (1927), спроектированный Эрнстом Маем (1886-1970).
Вайсенхофзидлунг, Штутгарт (1927), спроектированный Мисом ван дер Роэ.
Сименсштадт, Берлин (1929), спроектированный Гансом Шаруном (1893-1972) и другими.
Карл-Маркс-Хоф, Вена (1930), спроектированный Карлом Эном (1884–1957). (§8)
Школа дизайна «Баухаус» (1919–1933)
Школа дизайна «Баухаус» была чрезвычайно влиятельным центром межвоенной модернистской архитектуры. Её дизайнерская философия была распространена ключевыми преподавателями, эмигрировавшими в США в 1930-е годы. Сочетая идеи российского конструктивизма, голландской группы «Де Стейл» и американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (Frank Lloyd Wright, 1867–1959), а также отношение к ремёслам, заимствованное у Движения искусств и ремёсел и Немецкого Веркбунда, дизайн «Баухауса» — с его чистыми линиями и сознательным отказом от орнамента — в конечном итоге лёг в основу интернационального стиля. Позднее он получил развитие в Соединённых Штатах благодаря работам Вальтера Гропиуса, Людвига Мис ван дер Роэ и других европейских эмигрантов, таких как Рихард Нойтра.
Архитекторы стиля «Баухаус»
Вальтер Гропиус (1883-1969)
Спроектировал комплекс Баухауса в Дессау (1925); здание MetLife в Нью-Йорке (1963).
Ласло Мохой-Надь
Преподавал форкурс в Баухаусе; директор Нового Баухауса (1937-8), Чикаго.
Ханнес Мейер (1889-1954)
Швейцарский марксист, профессор архитектуры, позднее директор Баухауса.
Людвиг Мис ван дер Роэ (1886-1969)
Сменил Мейера на посту директора Баухауса в 1930 году.
Архитектура ар-деко (1925–1940)
Стиль ар-деко испытал влияние множества источников, включая геометрию кубизма, динамизм футуризма, а также элементы древнего искусства, в частности доколумбова и египетского. Его архитектура также черпала вдохновение в ступенчатых формах зиккуратов Месопотамии. Ар-деко, как и модерн, охватывал все виды искусства, но, в отличие от своего предшественника, был чисто декоративным стилем, лишённым какой-либо теоретической или политической программы.
Этот стиль стал символом «ревущих двадцатых» — эпохи джаза, роскоши и технического прогресса. В архитектуре ар-деко выражался через симметричные и строгие геометрические формы, использование дорогих материалов (мрамор, нержавеющая сталь, экзотические породы дерева) и богатый орнамент с мотивами солнца, молний, стилизованных животных и растительных узоров. Именно в этом стиле были созданы многие из самых известных небоскрёбов Нью-Йорка, которые и по сей день определяют облик города.
Здания в стиле ар-деко
Здание «Чейнин-билдинг», Нью-Йорк (1927–1929) — Sloan and Robertson.
Здание «Макгроу-Хилл», Нью-Йорк (1929–1930) — архитектор Рэймонд Худ.
«Эмпайр-стейт-билдинг», Нью-Йорк (1929–1931) — Shreve, Lamb and Harmon.
Здание «Крайслер-билдинг», Нью-Йорк (1930) — архитектор Уильям ван Ален (1883–1954).
Вестибюль отеля «Стренд-пэлас» (1930) — архитектор Оливер Бернард.
Жилой дом «Эльдорадо», Нью-Йорк (1931) — архитектор Эмери Рот (1871–1948).
Входная площадь Рокфеллер-центра, Нью-Йорк (1932–1939) — разные архитекторы.
Тоталитарная архитектура (1933–1960)
Архитектурный дизайн при диктаторских режимах Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина и Мао Цзэдуна был призван внушать трепет подданным и впечатлять иностранных гостей. Поэтому здания проектировались и строились с грандиозным размахом, часто с использованием элементов древнегреческой и римской архитектуры для подчёркивания монументальности и вечности. Прежде всего, тоталитарная архитектура воплощала в себе фантазии и мегаломанию политических лидеров.
Примеры тоталитарного архитектурного дизайна
Городской университет, Рим (1935) Марчелло Пьячентини.
Олимпийский стадион, Берлин (1934-6) Вернера Марха.
Новая рейхсканцелярия, Берлин (1938-9) Альберта Шпеера – см. нацистское искусство (1933-45).
Московский государственный университет (1953), спроектированный Львом Владимировичем Рудневым.
Дом народных собраний, Пекин (1959) Чжан Бо.
Интернациональный стиль (1940–1970)
Интернациональный стиль зародился в Германии, Голландии и Франции в 1920-х годах, а в 1930-х был привнесён в американскую архитектуру, где стал доминирующим направлением в период послевоенного городского развития (1955–1970). Он идеально подходил для архитектуры небоскрёбов благодаря своему элегантному, «современному» виду и широкому использованию стали и стекла. В основном его применяли для строительства «корпоративных офисных зданий», несмотря на попытки Рихарда Нойтры, Уильяма Лескейза, Эдварда Даррелла Стоуна и других адаптировать его для жилых домов. Интернациональный стиль продвигали американские дизайнеры, такие как Филип Джонсон (1906–2005), и особенно Вторая чикагская школа архитектуры, возглавляемая энергичным эмигрантом и бывшим директором Баухауса Людвигом Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe, 1886–1969).
Известные здания в интернациональном стиле
Апартаменты на Лейк-Шор-Драйв, Чикаго (1948–1951) — архитектор Мис ван дер Роэ.
Аспирантский центр Гарвардского университета (1950) — архитектор Вальтер Гропиус.
Здание «Сигрэм-билдинг», Нью-Йорк (1954–1958) — архитекторы Мис ван дер Роэ и Филип Джонсон.
Здание Inland Steel Building, Чикаго (1957) — Skidmore, Owings & Merrill.
Архитектура хай-тек (с 1970-х)
Уходя корнями в авангардные сооружения XIX века, такие как Эйфелева башня и Хрустальный дворец, архитектура хай-тек основана на выразительных качествах передовых технологий и материалов. Как продемонстрировал Джеймс Стирлинг (1926–1992) в своём проекте инженерного факультета Лестерского университета (1959–1963), традиционные методы, такие как кирпичная кладка, уступают место новым материалам и технологиям: стали, лёгким металлическим панелям, стеклу и пластику. Форма зданий определяется внешним видом используемых конструктивных компонентов. Важной выставкой, утвердившей этот новый подход, стала «Экспо-67» в Монреале. Символом архитектуры хай-тек является Центр Помпиду в Париже, спроектированный Ренцо Пиано и Ричардом Роджерсом в сотрудничестве с инженерами из Ove Arup & Partners.
Известные здания в стиле хай-тек
Павильон США (Экспо 67, Монреаль) авторства Бакминстера Фуллера.
Олимпийский парк, Мюнхен (1968-72) авторства Гюнтера Бениша и Фрая Отто.
Центр Помпиду, Париж (1971-78) авторства Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса.
Ллойдс оф Лондон (1978-86) авторства Ричарда Роджерса.
Банк Гонконга и Шанхая, Гонконг (1979-86) авторства Foster & Partners.
Терминал Ватерлоо Евротоннеля, Лондон (1993) авторства Николаса Гримшоу
Терминал аэропорта Кансай, Осака (1994) авторства Ренцо Пиано.
Альянц Арена, Мюнхен (2005) авторства Herzog & de Meuron.
Деконструктивизм (1980–2000-е)
Знаковый стиль трёхмерного постмодернистского искусства, противостоящий упорядоченной рациональности модернизма, деконструктивизм зародился в 1980-х годах. Особенно ярко он проявился в Лос-Анджелесе, но также получил распространение и в Европе. Для него характерны нелинейные, изломанные формы, которые искажают привычную геометрию структуры. Внешний вид деконструктивистских зданий часто бывает непредсказуемым и даже шокирующим. Создание таких необычных форм стало возможным благодаря использованию программного обеспечения, разработанного для аэрокосмической промышленности. Выставкой, которая впервые представила этот новый подход широкой публике, стала экспозиция «Деконструктивистская архитектура», организованная Филипом Джонсоном и Марком Вигли в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1988 году. Самым известным представителем деконструктивизма в Америке является Фрэнк О. Гери (Frank O. Gehry, р. 1929). В Европе ведущими архитекторами этого направления считаются Даниэль Либескинд (Daniel Libeskind, р. 1946) и бюро Coop Himmelb(l)au, основанное Вольфом Приксом, Хельмутом Свичински и Михаэлем Хольцером.
Известные примеры деконструктивизма
Концертный зал Уолта Диснея, Лос-Анджелес (1988–2003) — архитектор Фрэнк О. Гери.
Музей Гуггенхайма в Бильбао (1991–1997) — архитектор Фрэнк О. Гери.
Мультиплекс-кинотеатр, Дрезден (1993–1998) — Coop Himmelb(l)au.
«Танцующий дом», Прага (1992–1996) — архитектор Фрэнк О. Гери.
Кинотеатр UFA-Kristallpalast, Дрезден (1998) — Coop Himmelb(l)au.
Центральная библиотека Сиэтла (2004) — архитектор Рем Колхас.
Имперский военный музей Севера, Манчестер (2002) — архитектор Даниэль Либескинд.
Королевский музей Онтарио (пристройка), Торонто (2007) — архитектор Даниэль Либескинд.
Блоб-архитектура (с 1990-х)
Стиль постмодернистской архитектуры, для которого характерны органические, округлые и «раздутые» формы. Термин «блобитектура» (также известный как «блобизм») был впервые популяризирован Уильямом Сафиром в газете The New York Times в 2002 году, хотя архитектор Грег Линн использовал термин «blob-архитектура» ещё в 1995 году. Стиль зародился в начале 1990-х. Разработанный художниками-постмодернистами по обе стороны Атлантики, он в значительной степени зависит от использования программного обеспечения CATIA (Computer-Aided Three-dimensional Interactive Application) для проектирования сложных негеометрических структур.
Известные примеры блоб-архитектуры
Водный павильон (1993–1997) архитекторов Ларса Спёйбрука и Каса Остерхёйса.
Experience Music Project, Сиэтл (1999–2000) архитектора Фрэнка Гери.
Кунстхаус, Грац (2003) архитекторов Питера Кука и Колина Фурнье.
Автобусная станция при больнице Спарне (2003) архитектурного бюро NIO Architecten.
The Sage Gateshead (2004) архитектора Нормана Фостера.
Филологическая библиотека Свободного университета, Берлин (2005) архитектора Нормана Фостера.
Сверхвысокие башни конца XX века
Конструктивные технологии, разработанные американскими инженерами, такими как Фазлур Хан (Fazlur Khan, 1929–1982) из бюро Skidmore, Owings & Merrill, привели к строительству нового поколения сверхвысоких зданий, или «башен». Эти новые «трубчатые» системы не только позволили архитекторам отойти от привычной «коробчатой» формы, но и значительно сократили количество необходимой стали. Сегодня, когда современные небоскрёбы регулярно превышают 100 этажей, главным ограничением для роста вверх остаются вопросы безопасности и разработки эффективных процедур экстренной эвакуации.
Самые высокие башни, построенные в XX веке
Башни Петронас, Куала-Лумпур, Малайзия (1998) — 452 м.
Уиллис-тауэр (ранее Сирс-тауэр), Чикаго, США (1973) — 442 м.
Башня Цзинь Мао, Шанхай, Китай (1999) — 421 м.
Всемирный торговый центр (Северная башня), Нью-Йорк, США (1972, разрушен в 2001) — 417 м.
CITIC Plaza, Гуанчжоу, Китай (1997) — 391 м.
Shun Hing Square, Шэньчжэнь, Китай (1996) — 384 м.
«Эмпайр-стейт-билдинг», Нью-Йорк, США (1931) — 381 м.
85 Sky Tower (Tuntex Sky Tower), Гаосюн, Тайвань (1997) — 378 м.
Central Plaza, Гонконг (1992) — 374 м.
Башня Банка Китая, Гонконг (1990) — 367 м.
- «Долгое одиночество» Дороти Дэй, краткое содержание
- Лучшие художественные музеи мира
- «Застрял в нейтральном положении» Терри Трумэна, краткое содержание
- Секреты управления репутацией в интернете
- Чем отличается «дизайнерский» ремонт квартиры от обычного?
- «Создание атомной бомбы» Ричарда Роудса, краткое содержание
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?