Виктор Орта:
бельгийский архитектор читать ~8 мин.
Виктор Орта (Victor Horta; 1861–1947) — один из величайших архитекторов конца XIX века, бельгийский дизайнер, который по праву считается одним из основоположников стиля модерн, или ар-нуво. Наряду с Полем Анкаром (1859–1901) и Анри ван де Велде (1863–1957), он стал ключевой фигурой в становлении современной архитектуры в Бельгии. Его проект особняка Тасселя в Брюсселе (1893–1894) художественные критики единодушно признают первым полноценным воплощением ар-нуво в архитектуре, пришедшего из декоративного искусства. Таким образом, особняк Тасселя стал настоящим манифестом нового стиля, который в Бельгии иногда называли Style des Vingt (стиль «Двадцати») в честь авангардной группы художников Les Vingt. Это здание — знаковый пример современного искусства благодаря революционному использованию художественных, технологических и композиционных элементов.
Уникальный вклад Орта в архитектуру конца XIX века заключался в смелом применении железа одновременно как конструкционного и декоративного материала. Это стало частью его новаторской концепции, основанной на открытой планировке и трёхмерной организации пространства. Среди других знаковых зданий, спроектированных Ортой в Брюсселе: особняк Винтсингера (1895–1896), интерьер особняка ван Этвельде (1895–1898), «Народный дом» (1896–1899), особняк Сольве (1895–1900), дом Дюбуа (1901), универмаг «Вокэ» (1903, ныне Бельгийский центр комиксов), Дворец изящных искусств (1928) и Центральный железнодорожный вокзал (начало проектирования — 1910-е, открыт в 1952). Под сильным влиянием Орты находился французский архитектор Эктор Гимар (1867–1942), известный своими входами в парижское метро в стиле ар-нуво (1898–1901), который способствовал распространению стиля «удар бича» по всей Европе. После пребывания в США (1916–1919) Орта отошёл от пышных форм модерна и вернулся к более сдержанному и строгому стилю, вдохновлённому классической греческой архитектурой.
Обучение и начало карьеры
Виктор Орта родился в Генте и начал изучать архитектуру в местной Королевской академии изящных искусств. В 1878 году он отправился в Париж, где работал в мастерской архитектора Жюля Дебюссона на Монмартре. Там он познакомился с модными течениями в живописи — импрессионизмом и пуантилизмом, а также осознал огромный потенциал новых материалов, таких как железо и стекло. После смерти отца в 1880 году Орта вернулся в Бельгию и поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Будучи блестящим студентом, он стал помощником своего профессора Альфонса Балата (1819–1895), придворного архитектора короля Леопольда II. Вместе с Балатом Орта работал над проектом Королевских оранжерей в Лакене, где стекло и металл играли ключевую роль в конструкции и дизайне. Этот опыт оказал на него огромное влияние. В 1884 году его проект для бельгийского парламента был удостоен престижной премии Prix Godecharle, а по окончании Академии он получил Grand Prix в области архитектуры.
Становление собственного стиля
В 1885 году Орта начал частную практику, спроектировав несколько домов, в которых уже проявился его незаурядный талант. Он вступил в Центральное общество бельгийской архитектуры и в последующие годы активно участвовал в конкурсах на государственные заказы. С самого начала его подход к дизайну отличался особым вниманием к выразительности линий и кривых. В 1888 году Орта присоединился к масонской ложе, что значительно расширило круг его знакомств и с 1893 года обеспечило постоянный поток заказов на строительство частных особняков, магазинов и общественных зданий. В 1893 году он стал профессором архитектуры в Свободном университете Брюсселя и занимал эту должность до 1911 года.
Манифест ар-нуво: Особняк Тасселя
Поворотным моментом для Орта стала выставка искусства ар-нуво в 1892 году. Вдохновлённый новыми идеями, он спроектировал первое в истории архитектуры здание в этом стиле — особняк Тасселя (1893–1894). В нём Орта применил революционную открытую планировку и соединил структурные элементы из железа с криволинейными растительными формами. Этот приём позже получил название «биоморфный удар бича» — знаменитая плавная и упругая линия стала визитной карточкой нового стиля. Сложные змеевидные орнаменты из металла и витражного стекла скрывались за каменным фасадом, который гармонично вписывался в ряд более традиционных соседних зданий. Эти же изысканные интерьеры из кованого железа появились и во многих других проектах Орта, включая его собственный дом (1898–1901), где сейчас располагается Музей Орта в Брюсселе.
Ключевой особенностью творчества Орта стала концепция «тотального дизайна» или Gesamtkunstwerk, где архитектор выступал создателем единой среды. Он проектировал всё: от общей структуры здания до мельчайших деталей интерьера — дверных ручек, светильников, витражей, мозаичных полов и мебели. В его проектах стекло, дерево и железо плавно перетекают друг в друга, создавая органичное и цельное пространство. Например, в его собственном доме криволинейные «усики» декоративных конструкций струятся вдоль колонн и балюстрад, дополняясь изящными настенными росписями и мозаиками. В некоторых зданиях, как в особняке Тасселя, Орта также творчески переосмысливал элементы готической архитектуры и орнаменты в стиле рококо.
В 1894–1895 годах Орта занимал пост президента Центрального общества бельгийской архитектуры. В конце 1890-х он спроектировал и построил «Народный дом» (Maison du Peuple) — штаб-квартиру Бельгийской рабочей партии. Это было первое в Бельгии здание с фасадом, состоявшим преимущественно из стекла и железа. В нём размещался огромный комплекс с офисами, конференц-залами и концертным залом на 2000 зрителей. «Народный дом» был не просто зданием, а символом прогрессивных идей и культурным центром для рабочего класса. Его снос в 1965 году вызвал международный скандал и протесты более 700 архитекторов со всего мира.
Проекты XX века и отход от модерна
С наступлением XX века, после почти десятилетия работы в стилистике ар-нуво, Орта начал постепенно отходить от неё в сторону более простого и сдержанного стиля. Он всё чаще вводил в свои проекты мотивы из греческой и римской архитектуры, что заметно, например, в мраморных колоннах пристройки к особняку ван Этвельде (1901).
В 1906 году он получил заказ на проектирование новой университетской больницы Бругманна. Работа над необычным комплексом, состоявшим из низкоэтажных павильонов на территории в 18 гектаров, началась в 1911 году. Однако из-за Первой мировой войны открытие состоялось лишь в 1923 году. Ещё одним крупным проектом стал Музей изящных искусств в Турне (1907–1928), в дизайне которого также усилились классические черты. В предвоенные годы (1910–1913) Орта начал проектировать Центральный вокзал Брюсселя в рамках масштабной реконструкции города. Война и сложности с расчисткой территории отложили начало строительства до конца 1930-х годов.
Годы в Великобритании и Америке
В феврале 1915 года, с началом Первой мировой войны, Орта уехал в Лондон для участия в конференции по градостроительству. Позже в том же году он отправился в Соединённые Штаты, где читал лекции о современной архитектуре в Массачусетском технологическом институте, а также в Корнеллском, Гарвардском и Йельском университетах. В итоге он занял должность профессора архитектуры в Университете Джорджа Вашингтона. (См. также: Американская архитектура с 1600 года до наших дней). В 1919 году он вернулся в Бельгию и был избран действительным членом Бельгийской королевской академии.
Послевоенная архитектура
В атмосфере послевоенной строгости стиль модерн стал восприниматься как легкомысленный и излишне дорогой. К этому времени Орта уже окончательно отошёл от него и больше не использовал биоморфные мотивы. Вместо этого он обращался к классическим элементам и более модному геометрическому стилю, который лежал в основе европейских авангардных течений, таких как голландская группа «Де Стейл» (1917–1931), неопластицизм Мондриана и зарождающийся ар-деко (ок. 1925–1940).
Одним из его знаковых послевоенных проектов стал Дворец изящных искусств в Брюсселе (1919–1928) — многофункциональный культурный центр. Здание было спроектировано в строгом, геометричном стиле, предвосхитившем ар-деко, с элементами, заимствованными из кубизма. Хотя фасад был облицован камнем, основной конструкцией служил железобетон. Его концертный зал имени Анри Ле Бёфа, имеющий яйцевидную форму, до сих пор считается одной из лучших концертных площадок мира по своей акустике.
В 1927–1931 годах Орта занимал пост директора Королевской академии изящных искусств в Брюсселе, а в 1932 году король Бельгии Альберт I в знак признания его заслуг пожаловал ему титул барона.
Последний крупный проект: Центральный вокзал Брюсселя
Орта начал работу над проектом вокзала ещё в 1910 году, но строительство было отложено сначала из-за Первой, а затем и Второй мировой войны. Работы возобновились только в 1946 году, и вокзал был наконец открыт в октябре 1952 года. Сам архитектор не дожил до этого дня — он скончался в 1947 году.
Наследие
Несмотря на огромный успех при жизни, после Первой мировой войны репутация Орта пошла на спад вместе с модой на ар-нуво. Многие его здания стали считать перегруженными ненужными украшениями, игнорируя их исключительные пространственные решения. Однако после скандального сноса «Народного дома» в 1965 году общественное мнение резко изменилось, и началось переосмысление его вклада в архитектуру. Сегодня Виктор Орта признан гениальным новатором, который не только создал революционные конструкции из железа и стекла, но и проектировал с невероятной чуткостью и изяществом. Четыре его особняка в Брюсселе включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?