Виктор Орта:
бельгийский архитектор читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших архитекторов конца XIX века, бельгийский дизайнер Виктор Орта наиболее известен своими работами в стиле модерн и стоит в одном ряду с Полем Анкаром (1859-1901) и Анри ван де Велде (1863-1957) как пионер современной архитектуры в Бельгии. Его проект отеля Тассель в Брюсселе (1893-4), например, рассматривается художественными критиками как первый пример внедрения модерна в архитектуру из декоративного искусства. Таким образом, дом Тасселя стал манифестом для модерна — иногда называемого Style des Vingt в Бельгии, в честь Les Vingt — и знаковым примером современного искусства благодаря использованию революционных художественных, технологических и композиционных элементов. Использование железа, например, в качестве материала как для строительства, так и для декорирования, как части архитектурной программы, основанной на открытой планировке и трёхмерной артикуляции пространства, является уникальным вкладом Орты в развитие архитектуры конца XIX века. Другие важные брюссельские здания, спроектированные Ортой, включают: отель Винссингерс (1895-6); интерьер отеля ван Этвельде (1895-8); Дом народа (1896-1898); отель Сольве (1895-1900); дом Дюбуа (1901); магазин, известный как Magasins Waucquez (1903); Дворец изящных искусств (1928) и Центральный железнодорожный вокзал (1937). Французский архитектор Эктор Гимар (1867-1942) — известный своими входами в стиле модерн в парижское метро (1898-1905) — находился под сильным влиянием Орты и продвигал стиль «хлыста» по всей Европе. После пребывания в Соединённых Штатах (1916-19) Орта вернулся к более традиционному и строгому стилю, который заимствовал из классической греческой архитектуры.
Обучение
Родившийся в Генте, Орта посещал факультет архитектуры в Гентской королевской академии изящных искусств. В 1878 году он отправился в Париж и работал на архитектора Жюля Дебюссона в Монмартре, где воспринял модные стили импрессионизма и пуантилизма, и был ознакомлен с архитектурным потенциалом таких материалов, как железо и стекло. В 1880 году, после смерти отца, он вернулся в Бельгию, где поступил в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Отличный студент, Орта присоединился к студии своего профессора Альфонса Балата (1819-1895), официального архитектора короля Леопольда II. Вместе с Балатом Орта спроектировал Королевские оранжереи в Лакене, отведя важную роль в дизайне стеклу и железу. В 1884 году его проект для бельгийского парламента выиграл Prix Godecharle за архитектурный дизайн; в том же году после окончания Академии он был награждён Grand Prix за архитектуру.
Архитектор на полную ставку
Орта дебютировал в 1885 году серией небольших домов, которые сразу же продемонстрировали его таланты. Он также присоединился к Центральному обществу бельгийской архитектуры, и в последующие несколько лет участвовал в многочисленных конкурсах на государственные заказы, выиграв несколько призов. С самого начала его подход к дизайну отличался акцентом на линии и кривые. В 1888 году он присоединился к масонам и активно налаживал связи, что позже (с 1893 года) привело к регулярному поступлению заказов на дома, магазины и другие коммерческие сооружения. В 1892 году он присоединился к факультету архитектуры Свободного университета Брюсселя, а в 1893 году был повышен до профессора архитектуры — должность, которую он занимал до 1911 года.
Модерн: отель Тассель
Поворотным моментом для Орты стал 1892 год, когда он посетил свою первую выставку модерна. Вдохновлённый, он спроектировал первое здание в стиле модерн — отель Тассель (1893-4) — используя революционную открытую планировку этажей, а также комбинацию структурных элементов из железа и криволинейных ботанических форм, позже описанных как «биоморфный хлыст». Замысловатые змеевидные орнаменты из металла и стекла были скрыты за каменным фасадом, который счастливо сливался с более традиционными домами рядом. Те же замысловатые железные интерьеры должны были появиться во многих других проектах Орты, включая его собственный дом (1898-1902) — ныне музей Орты в Брюсселе. В этом здании стекло, дерево и железо плавно перетекают вокруг стеклянной крыши над главной лестницей. Криволинейные усики текут вдоль колонн и балюстрад, дополняясь изящными настенными украшениями и напольными мозаиками. В нескольких своих зданиях (таких как отель Тассель) Орта также ввёл элементы готической архитектуры, а также украшения в стиле рококо.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?