Викторианская архитектура:
готическое возрождение, якобетинский дизайн читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Викторианская эпоха — определяемая длительным правлением королевы Виктории (1837-1901) — отмечается прежде всего своей архитектурой, романтической живописью прерафаэлитов и новаторской фотографией, а также искусствами и ремёслами, в то время как её скульптура оставалась довольно невыразительной. С точки зрения архитектурных проектов самым популярным идиомом в викторианской Британии была готическая архитектура, которая полностью использовала новые материалы и идеально сочеталась с новыми строительными технологиями, использующими железный скелетный каркас. Другие стили включали: якобетанский (1830–70) — смесь ренессансных, елизаветинских и якобинских проектов; возрождение Ренессанса (1840–90); возрождение романского стиля; классический греческий (1845–65); Вторая империя (1855–80); возрождение королевы Анны (1870–1910); британское движение дизайна искусств и ремёсел (1880–1910); и модерн (1890-е). Однако в жилой архитектуре буржуазия нуворишей предпочитала практичность, украшенную орнаментом — пастиш из готики, палладианства, тосканского стиля, Ренессанса, королевы Анны и романского стиля.
Архитектурная терминология Для справки см.: Глоссарий архитектуры.
Новые архитекторы для новой эпохи
Викторианская архитектура XIX века создавалась для быстро растущего, всё более индустриализирующегося и урбанизирующегося населения. Эти быстрые социальные изменения неизбежно привели к напряжённости и потрясениям в структуре британской строительной отрасли. Крупный подрядчик и специализированный архитектор-бизнесмен с большой командой помощников постепенно вытеснили независимого мастера-ремесленника и архитектора-дилетанта. Традиционные способы строительства с использованием местных материалов начали исчезать перед лицом новых машин и новых изобретённых материалов — железа, листового стекла, стали и бетона — которые могли производиться в крупных масштабах и транспортироваться по всей стране поездом и по каналам.
Для общего руководства по искусствам и ремёслам современной эпохи см.: Современное искусство (ок.1870-1970).
Социальные изменения привели к изменениям в системе покровительства. В царствование Виктории средние классы приобрели власть и уверенность, чтобы взять на себя ведущую роль от аристократии как законодателей моды. Они представляли собой мощную группу покровителей не только как частные лица, но и как члены многочисленных строительных комитетов, руководящих строительством школ, офисов, банков, больниц, станций и других крупных проектов. С помощью путеводителей и улучшенного транспорта покровители и архитекторы среднего класса много путешествовали по континенту, возвращаясь с альбомами, заполненными эскизами, а позже и фотографиями. Вооружённые также растущим числом книг, которые предоставляли научную информацию о предыдущих стилях — от римской архитектуры и готических соборов до более поздней венецианской архитектуры эпохи Возрождения — они чувствовали себя вполне квалифицированными для экспериментов с ошеломляющим разнообразием стилей. В дополнение к этому были постоянные технические достижения, которые нужно было усваивать в таких областях, как огнезащита, санитария и центральное отопление.
Если сегодня викторианская архитектура кажется запутанной в своём огромном количестве и разнообразии, современникам она часто казалась совершенно анархичной. Было два основных пути, которые викторианцы выбрали в своих попытках восстановить чувство порядка на архитектурной сцене.
Первый принял форму восстания против индустриального общества и попытку восстановить мастерство и стиль строительства, присущие средневековым ремёслам. Лидерами этой тенденции — каждый из которых был писателем, а также художником — были Огастес Пьюджин (1812-1852), Джон Рёскин (1819-1900) и Уильям Моррис (1834-1896). Эти люди думали, что бездушность, безжалостность и халтурность, слишком часто наблюдаемые в индустриализированном массовом производстве, могут быть заменены индивидуальной гордостью, социальной ответственностью и высоким качеством, если только люди повернутся спиной к современному капитализму и вернутся к идеалам доиндустриального общества.
Второй путь состоял в том, чтобы прямо взглянуть в лицо взрыву знаний и спроса и попытаться найти новые средства внесения дисциплины в это. В 1834 году (позже Королевский) Институт британских архитекторов был создан как средство установления стандартов и, таким образом, защиты статуса нового поколения профессиональных архитекторов от халтурщиков, которые угрожали эксплуатировать строительный бум. В последующие годы поток новых архитектурных журналов, начиная с Builder в 1842 году, присоединил свои голоса к RIBA в борьбе за профессионализм. И именно на страницах этих журналов была предпринята попытка найти выход из лабиринта периодических стилей, задав вопрос: «какая архитектура подходит для нас, англичан девятнадцатого века?»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?