Виолле-ле-Дюк, Эжен:
 средневековый архитектор   читать ~6 мин.
 Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк (фр. Eugène Emmanuel Viollet-le-Duc, 1814–1879) — один из величайших архитекторов XIX века, а также неординарный дизайнер, теоретик и писатель. Наибольшую известность он получил благодаря своим реставрациям памятников романской (базилика Святой Марии Магдалины в Везле) и готической архитектуры (собор Парижской Богоматери). Получив образование во Франции и Италии, уже в 24 года он приступил к реставрации церкви Мадлен в аббатстве Везле. Вскоре последовали работы в парижских Сент-Шапель (1241–1248) и Нотр-Даме, а также в соборах Нарбонны и Сен-Дени.
В 1853 году Виолле-ле-Дюк был назначен генеральным инспектором епархиальных памятников и начал свой самый масштабный проект — восстановление средневековой крепости Каркассон. В своих работах он руководствовался двумя основными принципами: стремлением выявить подлинную структуру памятника и убеждением, что эстетическая ценность средневекового искусства, и особенно готики, определяется его техническим совершенством и архитектурной изобретательностью.
Подход Виолле-ле-Дюка шёл вразрез с доминировавшим в то время академическим классицизмом в лице стиля боз-ар, сочетавшего черты Ренессанса и барокко. Он видел во французской готике образец для национального стиля, подчёркивая её конструктивный рационализм. Таким образом, он впервые сформулировал идею о неразрывной связи эстетики и техники, которая стала фундаментальной для современной архитектуры XX века. Среди прочих его проектов — первоначальный проект внутренней структуры Статуи Свободы (1886), созданной скульптором Фредериком Огюстом Бартольди (1834–1904). Сегодня Виолле-ле-Дюк считается одной из самых влиятельных фигур в архитектуре XIX века, оказавшей огромное влияние на развитие викторианской архитектуры и дизайна XX века в Европе и Америке.
Примечание: Для получения дополнительной информации о готическом возрождении XIX века см.: Английская готическая архитектура.
Биография
Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк родился в Париже в образованной и влиятельной семье. Его отец был государственным служащим, а мать держала еженедельный салон, который посещали писатель Стендаль (1783–1842) и другие знаменитости. Обладая бунтарским и независимым характером, Виолле-ле-Дюк решил стать архитектором, но отказался поступать в Школу изящных искусств. Вместо этого он присоединился к архитектурному бюро Ашиля Леклера, чтобы получить практический опыт. Он также много путешествовал по Франции, изучая памятники Средневековья, романское и готическое искусство.
В 1836 году он отправился в Италию, где изучал архитектуру Ренессанса периодов треченто и кватроченто. Однако по возвращении во Францию он вновь сосредоточился на любимой им готике. Он учился у археолога-медиевиста Жана-Батиста-Антуана Лассю (1807–1857), помогая ему в реставрации церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа в 1838 году.
Реставрации Виолле-ле-Дюка
В 1839 году Проспер Мериме (1803–1870), писатель, занимавший пост министра исторических памятников и друг семьи Виолле-ле-Дюка, поручил ему престижный заказ — реставрацию аббатской церкви Ла-Мадлен в Везле (1840). За этим последовало восстановление Сент-Шапель в Париже (1840), которое он вёл совместно с Жаком Феликсом Дюбаном (1798–1870). В 1845 году Виолле-ле-Дюк и Лассю получили заказ на реставрацию готического собора Парижской Богоматери, для которого они также спроектировали новую ризницу в готическом стиле. Художественные критики приветствовали это назначение как официальное признание стиля готического возрождения во Франции. Ещё одним важным проектом стала реставрация аббатской церкви Сен-Дени (1846).
К 1848 году Виолле-ле-Дюк стал влиятельной фигурой в Министерстве исторических памятников и был назначен генеральным инспектором епархиальных зданий. Он отвечал за реставрацию множества средневековых объектов, включая Синодальный зал в Сансе (1849), собор в Амьене (1849), городские укрепления Каркассона (1852) и базилику Сен-Сернен в Тулузе (1862).
Среди других его известных реставрационных работ: замок Пьерфон XII века (1858–1885), Венсенский замок (1860), замок Роктайад (1850–1870), Лозаннский собор в Швейцарии (1874) и замок Куси (1875).
Изначально Виолле-ле-Дюк стремился точно следовать оригинальному стилю зданий, но со временем начал привносить в проекты новые элементы собственного изобретения. Например, при реставрации собора Парижской Богоматери он добавил новый шпиль, а башни крепости Каркассон увенчал коническими крышами, характерными для архитектуры северной Франции. Эта практика вызвала резкую критику со стороны выдающегося искусствоведа Джона Рёскина (1819–1900), который считал такой подход ложным и разрушительным для подлинной истории памятников. Сам же Виолле-ле-Дюк был убеждён, что его метод не вредит, а совершенствует оригинальный средневековый дизайн.
Философия Виолле-ле-Дюка заключалась в том, чтобы “восстановить здание в таком завершённом виде, в каком оно могло не существовать никогда”. Он стремился к стилистическому единству и идеализированной целостности, даже если для этого приходилось достраивать или изменять исторические части. В отличие от него, Рёскин и его сторонники призывали к консервации — сохранению памятника в его текущем состоянии, со всеми наслоениями времени и следами упадка, как ценного исторического документа. Этот спор о методах реставрации остаётся актуальным и сегодня.
Архитектурные проекты
Все оригинальные церковные здания, спроектированные Виолле-ле-Дюком, были выполнены в готическом стиле. Примерами могут служить церкви Сент-Жимер (1854–1859), Нувель-Од (1855) и Сен-Дени-де-л’Эстре (1861). Примечательно, что почти все его светские постройки были спроектированы в духе Ренессанса. В них архитектор использовал элементы, заимствованные у таких мастеров, как Джулио Романо (1499–1546), Виньола (1507–1573) и Андреа Палладио (1508–1580).
Труды об архитектуре
На протяжении всей карьеры Виолле-ле-Дюк был активным теоретиком и исследователем. Он создал огромное количество заметок и рисунков, иллюстрирующих его архитектурные идеи. Его репутация во многом основана на двух энциклопедических трудах: «Толковый словарь французской архитектуры XI – XVI веков» (1854–1868) и «Толковый словарь французской мебели от Каролингов до Ренессанса» (1858–1875). Эти работы, состоящие из 16 томов, содержали богатство точных структурных данных и глубокий анализ дизайна, что обеспечило мощный интеллектуальный импульс для движения готического возрождения во Франции.
Третьей его знаковой книгой стали «Беседы об архитектуре» (1858–1872). В этом труде он систематизировал свои архитектурные теории и подробно описал конструкции с использованием железных каркасов. Эти идеи оказали огромное влияние на американскую архитектуру, в частности на работы Уильяма Ле Барона Дженни (1832–1907) и Чикагскую архитектурную школу (ок. 1880–1910). Среди других американских архитекторов, испытавших влияние его теорий, были Ричард Апджон (1802–1878), Джеймс Ренвик (1818–1895) и Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959).
В Европе некоторые из его «железных проектов» предвосхитили стиль модерн, что особенно заметно в работах Эктора Гимара (1867–1942). Его идеи также были отмечены Гюставом Эйфелем, создателем знаменитой Эйфелевой башни (1887–1889) в Париже. По мнению выдающегося британского историка архитектуры сэра Джона Саммерсона (1904–1992), Виолле-ле-Дюк стоит в одном ряду с пионером Ренессанса Леоном Баттистой Альберти (1404–1472) как величайший теоретик в истории европейской архитектуры.
Во время Франко-прусской войны (1870–1871) Виолле-ле-Дюк служил военным инженером и участвовал в обороне Парижа. После этого он удалился в Лозанну (Швейцария), где спроектировал и построил собственную виллу (ныне разрушена). Он умер там в 1879 году.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?