Виолле-ле-Дюк, Эжен:
средневековый архитектор читать ~3 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из величайших архитекторов XIX века, неординарный дизайнер, теоретик и писатель Эжен Эмманюэль Виолле-ле-Дюк наиболее известен своими реставрациями романской архитектуры (базилика Святой Марии Магдалины, Везле) и готической архитектуры (собор Нотр-Дам, Париж). Получив хорошее образование во Франции и Италии, в возрасте всего 24 лет он получил важную задачу по реставрации церкви Мадлен в аббатстве Везле, за которой вскоре последовали реставрационные работы в Сент-Шапель (1241-48) и Нотр-Дам в Париже, соборе Нарбонна и Сен-Дени. В 1853 году он был назначен генеральным инспектором епархиальных памятников и начал работу над своей самой важной реставрацией — исторического города Каркассон. В этом он следовал двум идеям: стремлению выявить подлинный памятник и убеждению, что эстетическая ценность средневекового искусства, и особенно готического искусства, является вопросом его технической ценности и его архитектурного творчества. Некоторые из его реставрационных работ тщательно следовали работам средневековых художников, как это задокументировано в его трактате Беседы об архитектуре (1858-72); но он более известен тем, что сочетал исторические факты с творческими модификациями, чтобы создать идеальное здание «в средневековом стиле». Он был самым выдающимся представителем движения готического возрождения во Франции, тем самым идя против преобладающего академического классицизма — стиля боз-ар, который сочетал ренессанс с барочной архитектурой — и он рассматривал французскую готику как модель для национального стиля, подчёркивая её конструктивный рационализм и, делая это, впервые сформулировал уравнение между эстетикой и техникой, которое будет основополагающим для современной архитектуры XX века. Его другие проекты включали интерьер Статуи Свободы (1886), созданной скульптором Фредериком-Огюстом Бартольди (1834-1904). Сегодня Виолле-ле-Дюк считается одной из самых влиятельных фигур архитектуры XIX века, оказавшей большое влияние на развитие современных стилей викторианской архитектуры, а также дизайна XX века в Европе и Америке.
Примечание: Для получения дополнительной информации о готическом возрождении XIX века см.: Английская готическая архитектура.
Биография
Родившийся в Париже в хорошо образованной и имеющей хорошие связи семье (его отец был государственным служащим, его мать устраивала еженедельный салон, который посещали писатель Стендаль [1783-1842] и другие светила), Виолле-ле-Дюк имел бунтарский, неординарный темперамент и — решив сделать карьеру архитектора — отказался посещать Школу изящных искусств. Вместо этого он присоединился к архитектурному бюро Ахилла Леклера в качестве ученика, чтобы приобрести непосредственный опыт в выбранной им профессии. Он также совершил несколько поездок по Франции, чтобы изучить памятники французского Средневековья, а также романское и готическое искусство.
В 1836 году он отправился в Италию изучать архитектуру Ренессанса как треченто, так и кватроченто, но по возвращении его снова привлекла предпочитаемая им французская готика. Он учился у средневекового археолога Жана-Батиста-Антуана Лассю (1807-1857), помогая ему в реставрации церкви Сен-Жермен-л’Оксерруа (1838).
Реставрации Виолле-ле-Дюка
В 1839 году медиевист и министр исторических памятников Проспер Мериме (1803-1870), друг семьи, дал Виолле-ле-Дюку престижный заказ на реставрацию аббатской церкви Ла-Мадлен (1840) в Везле. За этим последовала реставрация Сент-Шапель в Париже (1840) — проект, который он завершил в сотрудничестве с Жаком Феликсом Дюбаном (1798-1870). После этого, в 1845 году, он и Лассю получили заказ на реставрацию готического собора Нотр-Дам в Париже, для которого они должны были спроектировать новую ризницу в готическом стиле. Художественные критики приветствовали это назначение как официальное одобрение стиля готического возрождения во Франции. Другим важным проектом Виолле-ле-Дюка была реставрация аббатской церкви Сен-Дени (1846).
В 1848 году — зарекомендовав себя как активная и влиятельная фигура в Министерстве исторических памятников — он был назначен генеральным инспектором епархиальных памятников, ответственным за археологическую реставрацию многочисленных средневековых зданий, включая Синодальный зал в Сансе (1849), собор Амьена (1849), укрепления южного города Каркассон (1852) и Сен-Сернен, Тулуза (1862).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?