Вальтер Гропиус:
 архитектор Баухауса   читать ~9 мин.
 Вальтер Гропиус (нем. Walter Adolph Georg Gropius; 1883–1969) — одно из самых известных имён в архитектуре XX века. Этот немецко-американский архитектор, наряду со своим соотечественником Людвигом Мис ван дер Роэ (1886–1969), французом Ле Корбюзье (1887–1965) и бразильцем Оскаром Нимейером, считается одним из пионеров современной архитектуры. Впервые он привлёк внимание американских архитекторов после основания знаменитой школы дизайна «Баухаус» (1919–1933) в Веймаре. Школа стала синонимом функционального дизайна и прославилась своим авангардным искусством. Работы Гропиуса были представлены на «Международной выставке современной архитектуры» (1932) в Нью-Йорке, где его назвали ведущим представителем интернационального стиля — наряду с такими мастерами, как Якобус Ауд, Мис ван дер Роэ, Эрих Мендельсон, Алвар Аалто и Рихард Нойтра.
Как и другие модернисты, Гропиус стремился создавать «современные» здания для «современного человека». Это означало функциональную архитектуру, свободную от старомодных исторических мотивов — романских, готических, ренессансных или неоклассических. Он проектировал здания в строгом геометрическом стиле, лишённые орнамента, но с выразительными элементами в ключевых точках. Успех его преподавательской деятельности в Баухаусе и новаторство собственных проектов — таких как фабрика «Фагус» (1911–1925) в Альфельде-на-Лайне, павильон для выставки Веркбунда в Кёльне (1914) и комплекс зданий Баухауса в Дессау (1925) — принесли ему международное признание. Незадолго до Второй мировой войны его пригласили в Гарвардский университет возглавить Высшую школу дизайна. В Америке Гропиус продолжил академическую и практическую карьеру, оставаясь ведущим архитектором на протяжении полувека, до самой смерти в 1969 году. Он внёс важный вклад в американское искусство середины XX века. Среди его знаменитых американских проектов, большинство из которых созданы в партнёрстве: дом Гропиуса в Массачусетсе (1937), аспирантский центр Гарвардского университета (1949–1950), здание «Пэн Американ» в Нью-Йорке (1958–1963) и Федеральное офисное здание Джона Ф. Кеннеди в Бостоне (1963–1966).
Архитектурное образование и ранние работы
Вальтер Адольф Георг Гропиус родился в Берлине в семье архитектора Вальтера Адольфа Гропиуса и его жены Манон Августы Паулины Шарнвебер. Он изучал архитектуру в технических колледжах Мюнхена (1903–1904) и Берлина (1905–1907), после чего год путешествовал по Италии, Испании и Англии. Затем он присоединился к архитектурному бюро Петера Беренса (1868–1940), одного из основателей модернизма и Немецкого Веркбунда (1907–1933). (См. также: Движение искусств и ремёсел). Коллегами Гропиуса по мастерской Беренса были Людвиг Мис ван дер Роэ и Ле Корбюзье.
Примечание: Среди других знаменитых континентальных архитекторов того времени — венский сецессионист Йозеф Мария Ольбрих (1867–1908), а также мастера ар-нуво Виктор Орта (1861–1947) и Эктор Гимар (1867–1942).
В 1910 году Гропиус основал в Берлине собственную фирму в партнёрстве с Адольфом Мейером (1881–1929). Два их самых знаковых проекта — фабрика «Фагус Верк» (основной этап 1911–1913, завершение работ в 1925) в Альфельде-на-Лайне, в дизайне которой прослеживается влияние турбинного завода AEG Петера Беренса, и здание образцовой фабрики для выставки Немецкого Веркбунда в Кёльне (1914). Считается, что на последний проект повлияли работы американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959), чьи революционные идеи позже вдохновляли многих преподавателей Баухауса.
В этот же период, во время Первой мировой войны, Гропиус пережил бурный, но короткий брак (1915–1920) с Альмой Малер (1879–1964), вдовой композитора Густава Малера.
Примечание: О других важных американских архитекторах конца XIX века см. Ричарда Апджона (1802–1878) и Джеймса Ренвика (1818–1895), которые работали в стиле готического возрождения, и Генри Хобсона Ричардсона (1838–1886), предпочитавшего романский стиль. Стиль боз-ар, сочетающий формы ренессанса и барокко, представляли Ричард Моррис Хант (1827–1895) и Касс Гилберт (1859–1934). Модернистские проекты небоскрёбов создавали Уильям Ле Барон Дженни (1832–1907) и Чикагская школа архитектуры (1880–1910).
Интеллектуальное лидерство
Ранний успех проектов, активная деятельность в Немецком Веркбунде и глубокое понимание новаторских архитектурных концепций свидетельствовали о его растущей интеллектуальной зрелости. В 1913 году Гропиус опубликовал статью «Развитие промышленных зданий» с фотографиями фабрик и элеваторов Северной Америки. Эта работа оказала значительное влияние на других европейских модернистов, таких как Ле Корбюзье и Эрих Мендельсон, и стала ещё одним шагом в продвижении его творческой программы.
Баухаус (1919–1933)
В 1919 году, после службы офицером на фронте, Гропиус сменил бельгийского архитектора модерна Анри ван де Велде (1863–1957) на посту директора Великогерцогской саксонской школы искусств и ремёсел в Веймаре. Гропиус быстро реорганизовал её во всемирно известный Баухаус. Он привлёк к преподаванию выдающихся художников и архитекторов своего времени, среди которых были Пауль Клее (1879–1940), Иоганнес Иттен (1888–1967), Йозеф Альберс (1888–1976), Герберт Байер (1900–1985), Ласло Мохой-Надь (1895–1946) и Василий Кандинский (1866–1944).
Философия Баухауса была революционной для своего времени. Гропиус стремился стереть границы между «высоким» искусством (живописью, скульптурой) и прикладными ремёслами. Его целью было создание Gesamtkunstwerk — «тотального произведения искусства», в котором архитектура, дизайн, технологии и искусство сливались бы воедино. Студенты обучались работе с металлом, керамикой, текстилем и другими материалами, чтобы создавать функциональные и эстетически совершенные предметы для массового промышленного производства. Школа была тесно связана с ведущими авангардными движениями Европы, такими как Де Стейл, элементаризм (Тео ван Дусбург), неопластицизм (Пит Мондриан) и конструктивизм (Эль Лисицкий). Для подробностей см.: Школа дизайна «Баухаус».
В 1923 году Гропиус спроектировал свои знаменитые дверные ручки, которые сегодня считаются иконой дизайна XX века и одним из самых влиятельных образцов прикладного искусства, созданных в Баухаусе. (См. также: Ремёсла: история и типы). Когда в 1925 году школа переехала из Веймара в Дессау, Гропиус лично спроектировал и построил комплекс учебных корпусов и жилья для преподавателей. Этот проект, вероятно, является его самой известной архитектурной работой. Кроме того, в 1926–1932 годах он руководил реализацией нескольких крупных жилищных проектов в Берлине, Карлсруэ и Дессау, а в 1929–1930 годах спроектировал часть жилого квартала Сименсштадт в Берлине.
Эмиграция в Соединённые Штаты
С приходом к власти нацистов в 1933 году Баухаус был принудительно закрыт. Идеология модернизма, которую продвигала школа, была объявлена «дегенеративным искусством» и «культурным большевизмом», чуждым немецкому духу. Оказавшись под политическим давлением, Гропиус в 1934 году покинул Германию. Через Италию он перебрался в Англию, где работал в составе дизайнерской группы «Изокон». В 1937 году он эмигрировал в Америку.
В США он сразу построил собственный дом в Линкольне, штат Массачусетс. «Дом Гропиуса» стал одним из ранних примеров интернационального модернизма в Америке, при этом архитектор тактично включил в проект некоторые черты традиционной архитектуры Новой Англии. В 1938 году Гропиус возглавил Высшую школу дизайна в Гарвардском университете и занимал эту должность до выхода на пенсию в 1952 году. Его протеже из Баухауса Марсель Брёйер также присоединился к преподавательскому составу. Под руководством Гропиуса Гарвард стал центром модернистской архитектурной мысли в США, воспитав целое поколение архитекторов, включая таких будущих звёзд, как Йо Минг Пей и Филип Джонсон.
Примечание: Другим бывшим преподавателем Баухауса, эмигрировавшим в Америку, был Ласло Мохой-Надь (1895–1946). Он основал в Чикаго недолговечную школу «Новый Баухаус» (1937–1938), а затем — собственную Школу дизайна, которой руководил до самой смерти.
В 1944 году Гропиус стал гражданином США. В 1945 году он вместе с шестью своими бывшими студентами из Гарварда основал бюро The Architects’ Collaborative (TAC) со штаб-квартирой в Кембридже. Другими учредителями были Джин Б. Флетчер, Норман К. Флетчер, Сара П. Харкнесс, Джон К. Харкнесс, Луис А. Макмиллен, Роберт С. Макмиллан и Бенджамин К. Томпсон. TAC быстро стала одной из самых известных и уважаемых архитектурных фирм в мире. Сам Гропиус, несмотря на свой огромный талант, всегда был приверженцем командной работы и в TAC предпочитал оставаться лишь одним из равных партнёров.
Знаменитые проекты Гропиуса и TAC
Работая в области жилой, коммерческой и небоскрёбной архитектуры, Гропиус и TAC спроектировали ряд выдающихся зданий. Среди них: аспирантский центр Гарвардского университета (1949–1950) в Кембридже, штат Массачусетс; здание «Пэн Американ» (1963) в Нью-Йорке (ныне «МетЛайф-билдинг»), спроектированное совместно с Пьетро Беллуски; и Федеральное офисное здание Джона Ф. Кеннеди (1966) в Бостоне. См. также: Вторая Чикагская школа архитектуры (ок. 1940–1975), возглавляемая коллегой Гропиуса по Баухаусу Людвигом Мис ван дер Роэ (1886–1969).
Среди зарубежных проектов TAC, в которых Гропиус играл ключевую роль, — фабрики для керамической компании «Розенталь» (1963) в Зельбе и стекольного завода «Томас» (1967) в Амберге, а также крупный жилой район Гропиусштадт (1962) в Западном Берлине. Кроме того, по их проектам были построены посольство США в Афинах (1956) и кампус Национального университета в Багдаде (1957).
Все эти проекты отличает строгость, отказ от исторического орнамента и неприятие вычурного формализма, характерного для архитектуры XIX века. Функционалистский дизайн, пионером и великим практиком которого был Гропиус, к моменту его смерти стал доминирующим стилем в мировой архитектуре. Он радикально изменил облик каждого города на планете. Однако со временем он превратился в то, от чего предостерегал сам Гропиус, — в «стиль ради стиля». Как таковой, он стал уязвим для критики со стороны постмодернизма. Тем не менее Гропиус навсегда изменил вектор развития мировой архитектуры, и вряд ли этот факт может быть пересмотрен.
В 1959 году Американский институт архитекторов наградил Гропиуса своей Золотой медалью, а в 1964 году присудил награду за лучшую архитектурную фирму бюро The Architects Collaborative. Гропиус скончался в 1969 году в Бостоне в возрасте 86 лет.
Наследие
Гропиус признан одним из величайших архитекторов начала XX века, не в последнюю очередь благодаря своему вкладу в создание Баухауса. Его долгая и выдающаяся карьера разворачивалась по обе стороны Атлантики. При этом число зданий, которые можно с уверенностью приписать лично ему, на удивление невелико. Одна из причин в том, что многие его проекты так и не были реализованы. Другая — его приверженность сотрудничеству и партнёрству, что затрудняет оценку его личного вклада. Тем не менее он был подлинным пионером модернистского стиля, повлиявшим на целое поколение архитекторов и дизайнеров по всему миру.
С другой стороны, как и многие модернисты, он производит впечатление утопического архитектора, одержимого функциональной эстетикой. В этом заключается главная проблема архитектуры Гропиуса, Ле Корбюзье и их последователей: создаётся ощущение, что они проектировали здания, которые должны быть «полезными для нас», а не просто «красивыми». Многие бруталистские сооружения сегодня воспринимаются как уродливые бетонные гетто. Показательно, что в 1987 году журнал «New York» опубликовал опрос, согласно которому здание «МетЛайф» (бывшее «Пэн Ам»), спроектированное Гропиусом, было тем зданием, которое жители Нью-Йорка больше всего хотели бы снести.
- Художнику пришлось в суде доказывать, что он не является автором картины, оцениваемой в 10 млн долларов США
 - «Полёт в одиночку» Ральфа Флетчера, краткое содержание
 - «Миссис Флетчер» Тома Перротты, краткое содержание
 - «Автостопщик» Люсиль Флетчер, краткое содержание
 - «Окаменелый человек» Юдоры Уэлти, краткое содержание
 
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?