Уильям Торнтон:
архитектор-неоклассицист читать ~6 мин.
Уильям Торнтон (William Thornton), один из первых выдающихся американских архитекторов, обрёл широкую известность благодаря своему проекту здания Капитолия США в Вашингтоне. Этот проект, выполненный в стиле неоклассической архитектуры, стал символом новой нации. Торнтон также активно работал в области жилой архитектуры. Среди его творений — таунхаус Джона Тейлоу, известный как «Октагон» (1799–1802), и вилла Томаса Питера, «Тюдор-Плейс» (1808–1816). К другим его значимым постройкам относятся поместье «Вудлон» в округе Фэрфакс, Виргиния (1805), и «Лайбрари-холл» в Филадельфии (1789–1790). Кроме того, на основе его архитектурных эскизов для павильона в Университете Виргинии Томас Джефферсон (1743–1826) спроектировал Павильон VII (1817–1821). Торнтон также занимал пост первого архитектора Капитолия и суперинтенданта Патентного ведомства США. Будучи серьёзным и разносторонне одарённым человеком, хотя формально и архитектором-любителем, он внёс весомый вклад в развитие американского искусства.
Значение Торнтона заключается в его смелых экспериментах с классицизмом и стремлении выразить идеалы нового американского государства языком архитектуры конца XVIII века. Чтобы узнать больше о зарождении и развитии строительного проектирования, см. статью: История архитектуры (с 3000 года до н.э. по настоящее время).
Торнтон был типичным представителем «архитектора-джентльмена» — образованного непрофессионала, чьи познания в искусстве и науке позволяли ему заниматься проектированием зданий. В XVIII и начале XIX века многие ключевые сооружения создавались именно такими людьми, которые, подобно Томасу Джефферсону, рассматривали архитектуру как способ воплотить философские и политические идеалы. Для молодой американской республики, стремившейся утвердить свою легитимность на мировой арене, обращение к классическим формам Древней Греции и Рима было символическим жестом. Архитектура стала визуальным выражением демократии, порядка и долговечности — ценностей, которые лежали в основе нового государства. В этом контексте работа Торнтона над Капитолием была не просто строительным проектом, а созданием национального символа.
Ранние годы
Уильям Торнтон родился на сахарной плантации на острове Тортола (Британские Виргинские острова), но вырос в Англии, в графстве Ланкашир, среди родственников-квакеров. Несмотря на происхождение из состоятельной семьи, он сначала прошёл обучение у аптекаря, а затем изучал медицину в Эдинбургском университете, получив степень доктора медицины в 1784 году. Он продолжил образование в Лондоне и Париже, много путешествовал по Европе и Шотландии, прежде чем в 1786 году переехать в Соединённые Штаты.
Торнтон открыл врачебную практику в Филадельфии, но вскоре обнаружил, что эта работа приносит небольшой доход, а её условия назвал “трудоёмкими” и “отвратительными”. Тем не менее, его научные познания позволили ему стать членом Американского философского общества. Прогрессивные взгляды побудили его присоединиться к движению против рабства и поддержать проект парохода Джона Фитча, в который он вложил не только финансовые средства, но и собственные конструкторские идеи. Его «давнее увлечение рисунком и живописью» и склонность к проектированию привели к тому, что в 1789 году он решил представить на конкурс чертёжи для здания «Лайбрари-холл», предназначавшегося для Библиотечной компании Филадельфии. Его проект был признан лучшим. В 1790 году он вместе со своей молодой женой Анной Марией Бродо отплыл на Тортолу в надежде поправить своё финансовое положение за счёт более прибыльной медицинской практики. (См. также: Американское колониальное искусство: 1670–1800).
Архитектурный проект Капитолия США
Находясь на Тортоле, Торнтон узнал о конкурсах на проекты общественных зданий в новой столице — Вашингтоне. Он разработал эскиз будущего Капитолия США, который привёз с собой по возвращении в Филадельфию в октябре 1792 года. Получив дополнительную информацию о требованиях к зданию и его местоположении, он доработал свой первоначальный план (предусматривавший фасад длиной 500 футов) и представил чертёжи. Проект получил восторженные отзывы государственного секретаря Томаса Джефферсона и президента Джорджа Вашингтона и был удостоен главного приза — 500 долларов и земельного участка в городе. Если «Лайбрари-холл» был выполнен в духе британского палладианства, то в проекте Капитолия Торнтон больше вдохновлялся французской традицией неоклассического искусства. В частности, прослеживается влияние восточного фасада Луврского дворца (1667–1670) и других памятников XVIII века, восходящих к классической греческой архитектуре. Прообразом для центральной части здания с ротондой послужил парижский Пантеон.
Вскоре между Торнтоном и двумя архитекторами, ответственными за реализацию проекта, — Стивеном Халлетом и Джеймсом Хобаном, — вспыхнули разногласия. Чтобы разрешить конфликт, президент Вашингтон с 1794 по 1802 год назначил Торнтона в состав Совета уполномоченных Федерального округа. В этом качестве он смог оказывать влияние на строительство Капитолия и других общественных сооружений. Хотя Торнтон в целом принимал изменения в проекте, предложенные Джефферсоном или продиктованные обстоятельствами, он вступил в острый конфликт с архитекторами-суперинтендантами Джорджем Хэдфилдом (1763–1826) и Бенджамином Латробом (1764–1820), когда те пытались внести существенные отклонения от его первоначального замысла. В итоге были приняты изменения в интерьерах, предложенные Латробом и реализованные после пожара 1814 года. Позднее, в 1820-х годах, по проекту Чарльза Булфинча (1763–1844) были возведены крылья здания, западный портик и деревянный купол (заменённый на чугунный в 1860-х). Несмотря на все эти изменения, общая конфигурация здания, дизайн центрального фасада и, что самое важное, сама концепция Капитолия остаются неоспоримым вкладом Торнтона в американскую архитектуру.
Жилая архитектура
В 1802 году президент Джефферсон назначил Торнтона суперинтендантом Патентного ведомства. Эта должность служила ему основным источником дохода, и он занимал её до самой смерти, 26 лет спустя. Несмотря на то, что государственная служба и широкий круг других интересов отнимали много времени, Торнтон создал новаторские проекты для двух резиденций в Вашингтоне, которые воплощают идеал «республиканской простоты», характерный для жилой архитектуры молодой нации. Первым был городской дом Джона Тейлоу III, известный как «Октагон» (1799–1802). После того как Белый дом сгорел в 1814 году, это здание служило временной резиденцией президента. В 1899 году его приобрёл Американский институт архитекторов, чья штаб-квартира сегодня располагается позади него. Вторым знаменитым домом, спроектированным Торнтоном, стала вилла Томаса Питера «Тюдор-Плейс», завершённая в 1816 году. Ещё одним важным проектом Торнтона была усадьба «Вудлон» в Виргинии, которую он спроектировал для майора Лоуренса Льюиса (племянника Джорджа Вашингтона) и его жены Элеоноры Парк Кастис (внучки Марты Вашингтон) на территории в 2000 акров в округе Фэрфакс.
Интересно, что один из двух эскизов фасада, подготовленных Торнтоном для Университета Виргинии, повлиял на проект Павильона VII, разработанный Томасом Джефферсоном. В частности, именно Торнтон предложил использовать круглые колонны вместо квадратных пилястр в колоннаде, объединяющей главные здания университета.
В 1820-х годах Торнтон, уже утвердившись в качестве одной из ключевых фигур в архитектуре XIX века молодой Республики, был избран членом Колумбийского института содействия искусствам и наукам. В этот институт входили бывшие президенты Эндрю Джексон и Джон Куинси Адамс, а также многие видные представители армии, правительства и других профессий.
Наследие Уильяма Торнтона выходит далеко за рамки архитектуры. Как суперинтендант Патентного ведомства, он сыграл важную роль в защите интеллектуальной собственности и поощрении инноваций. Во время британского вторжения в Вашингтон в 1814 году он лично убедил британских офицеров не сжигать здание Патентного ведомства, назвав его «хранилищем идей, которое принесёт пользу всему человечеству». Торнтон был истинным человеком эпохи Просвещения — врачом, изобретателем, художником и общественным деятелем, чей вклад в формирование культурного и научного ландшафта Соединённых Штатов трудно переоценить.
Для получения подробной информации о более поздней архитектуре неоготики XIX века см. статьи, посвящённые творчеству Ричарда Апджона (1802–1878) и Джеймса Ренвика (1818–1895).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?