Уильям Торнтон:
архитектор-неоклассицист читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых ранних американских архитекторов, Уильям Торнтон добился ранней славы своим проектом здания Капитолия США в Вашингтоне, округ Колумбия, в стиле неоклассической архитектуры. Он также был активен в жилой архитектуре, отвечая за таунхаус Джона Тейлоу, известный как Октагон (1799-1802), и виллу Томаса Питера, Тюдор-Плейс (1808-16). Его другие здания включали плантацию Вудлаун в округе Фэрфакс, Виргиния (1805), и Либрэри-Холл, Филадельфия (1789-90). Кроме того, он представил ряд архитектурных чертёжей для строительства павильона в Университете Виргинии, Шарлотсвилл, на основе которых Томас Джефферсон (1743-1826) спроектировал Павильон VII (1817-21). Торнтон также служил первым архитектором Капитолия и суперинтендантом Патентного ведомства Соединённых Штатов. Серьёзный и искушённый, хотя, строго говоря, художник-любитель, Торнтон значим своим экспериментированием с классицизмом и своими усилиями выразить смысл нового американского политического порядка на языке архитектуры конца XVIII века. Для получения дополнительной информации о происхождении и развитии строительного проектирования см.: История архитектуры (3000 лет до н.э. — настоящее время).
Ранняя жизнь
Уильям Торнтон родился на сахарной плантации на Тортоле, на Британских Виргинских островах, но вырос среди своих родственников-квакеров в Ланкашире, Англия. Хотя он был молодым джентльменом богатого происхождения, его отдали в ученики к аптекарю, а затем он изучал медицину в Эдинбургском университете, получив степень доктора медицины в 1784 году. Он продолжил обучение в Лондоне и Париже и путешествовал по Европе и Шотландии, прежде чем приехать в Соединённые Штаты в 1786 году.
Торнтон открыл медицинскую практику в Филадельфии, но обнаружил, что гонорары малы, а характер работы врачей там «трудоёмкий» и «отвратительный». Однако его научные достижения принесли ему избрание в Американское философское общество, а его визионерский склад ума привлёк его к борьбе против рабства и к перспективам парохода Джона Фитча, к которому он внёс проекты, а также финансовую поддержку. Его «долгое внимание к рисованию и живописи» и склонность к дизайну привели его к представлению конкурсных чертёжей для Либрэри-Холл для Библиотечной компании Филадельфии; его заявка была выбрана в 1789 году. В 1790 году он отплыл на Тортолу со своей молодой невестой Анной Марией Бродо, надеясь восстановить своё уменьшающееся состояние прибыльной медицинской практикой. (См. также: Американское колониальное искусство: 1670-1800).
Архитектурный проект здания Капитолия США
На Тортоле он узнал о конкурсе на общественные здания в Вашингтоне, округ Колумбия, и начал проект предполагаемого Капитолия США, который он привёз с собой по возвращении в Филадельфию в октябре 1792 года. Получив дополнительную информацию о требованиях и месте, он изменил свой первоначальный план (предусматривавший 500-футовый фасад) и представил чертёжи, которые по восторженным рекомендациям государственного секретаря Томаса Джефферсона и президента Джорджа Вашингтона были удостоены премии. Торнтон получил приз в размере 500 долларов и участок земли в городе. В то время как Либрэри-Холл демонстрировал черты, характерные для британского палладианства, Капитолий Торнтона был больше вдохновлён французской традицией неоклассического искусства, особенно восточным фасадом дворца Лувр (1667-70) и его наследием XVIII века, происходящим из классической греческой архитектуры. Для центральной части проекта он был вдохновлён парижским Пантеоном.
После того как между Торнтоном и двумя лицами, ответственными за выполнение проекта, Стивеном Халлетом и Джеймсом Хобаном, вспыхнули разногласия [Примечание: Халлет (1755–1825) пытался удалить ротонду, под которой Джордж Вашингтон должен был быть захоронен после смерти; Хобан (1762-1831) был ирландско-американским архитектором Белого дома 1791-1800] — президент назначил Торнтона в трёхчленный Совет комиссаров Федерального округа с 1794 по 1802 год, и в этом качестве он оказывал некоторое влияние на строительство Капитолия и других общественных работ. Хотя в целом принимая изменения в Капитолии, предложенные Джефферсоном или продиктованные обстоятельствами, он резко столкнулся с архитекторами-надзирателями Джорджем Хэдфилдом (1763-1826) и Бенджамином Латробом (1764-1820), когда они стремились существенно отойти от базового проекта. Изменения интерьеров Латроба — завершённые после пожара 1814 года — в конечном итоге возобладали, как и деревянный купол (заменённый железной версией в 1860-х годах), крылья и западное портико, спроектированные в 1820-х годах Чарльзом Булфинчем (1763-1844), но конфигурация, дизайн центрального фасада и, что более важно, концепция Капитолия остаются прочным вкладом Торнтона в общественное американское искусство начала XIX века.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?