Коллекционеры и лучшие коллекции произведений искусства читать ~13 мин.
Коллекционеры изобразительного искусства могут заниматься несколькими различными видами деятельности. Они могут быть простыми индивидуальными покупателями произведений искусства; или кураторами, желающими приобрести конкретные работы для своего музея; или арт-дилерами, ведущими переговоры о покупке для своего собственного фонда или коллекции клиента; или меценатами, заинтересованными в заказе конкретной картины или скульптуры для коллекции учреждения; или институциональными коллекционерами – например, кардиналами или промышленниками – заинтересованными в покупке произведений искусства для украшения здания. Это могут быть даже художественные критики, желающие приобрести произведение, которым они восхищаются. Хотя их интересы могут различаться, каждая из этих групп участвует в приобретении произведений искусства и может быть названа коллекционерами. См. также: Оценка искусства: Как оценивать искусство.
Ранние коллекционеры искусства
Древнее искусство привлекало многочисленных коллекционеров. Египетская культура, особенно в течение тысячелетнего периода, охватывающего эпохи Старого царства (26802258 до н.э.) и Среднего царства (2134-1786 до н.э.), была известна своим погребальным искусством (живопись, скульптура, изделия из металла, украшения), которое собирали фараоны для своих гробниц.
Древнеперсидское искусство было не менее популярно. Правители таких городов, как Сузы и Персеполис, были известны тем, что заказывали множество замысловатых керамических изделий. Позже, в эпоху Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.) Дарий I собрал сокровищницу ценных предметов искусства, артефактов и керамики, которые можно увидеть в Метрополитен-музее (Нью-Йорк) и Британском музее (Лондон).
В Средиземноморье минойская культура расцвела на острове Крит (ок. 2100-1500 гг. до н.э.), где в ряде дворцов в Кноссе, Фесте и Акротири хранились потрясающие коллекции фресковой живописи, скульптуры, керамики, резьбы по камню (особенно по камням-печатям) и изделий из драгоценных металлов. На материковой части Древней Греции, примерно с 500-27 гг. н.э., высококвалифицированные греческие художники и ремесленники вызывали большой интерес у королей, императоров и других богатых правителей всего Средиземноморья, особенно в эпоху эллинизма (ок. 323-27 гг. до н.э.).
Стили греческого искусства оказали огромное влияние на коллекционирование римлян, кельтов и других народов: в частности (в 100 г. до н.э. – 400 г. н.э.) на покровителей христианского искусства в Риме и (в 400-1450 гг.) на покровителей восточного византийского искусства в Константинополе.
Коллекционеры средневекового искусства
Тёмные века в Европе (ок. 400-800 гг. н.э.) стали свидетелями культурного коллапса на всем континенте, когда романизация сменилась варварством. На фоне этого единственным средневековым искусством, которое накапливалось в каком-либо объёме, были раннехристианские иллюминированные рукописи в гиберно-саксонском стиле, созданные и изготовленные монахами-художниками в скрипториях монастырей в Ирландии (Килдэр, Дарроу, Клонмакнойс, Клонферт, Келлс и Монастербойс), Шотландии (Иона) и Северной Англии (Линдисфарн у побережья Нортумбрии). (Эти иллюминации, особенно абстрактные кельтские узоры, оказали значительное влияние на более позднее исламское искусство). Коллекционером искусства в данном случае была христианская церковь в Риме, чей восточный аналог – Восточная церковь в Константинополе – также была активным покровителем религиозного искусства, включая иконы и другие панно, а также ослепительное мозаичное искусство.
В течение шести веков после Тёмных веков (ок. 800-1400 гг.) средневековая европейская культура постепенно возрождалась, начиная с художественных достижений при дворе Карла Великого I (742-814 гг.), императора Священной Римской империи и короля франков, в Аахене. При таких покровителях, как Карл Великий, а также Людовик Благочестивый, Лотарь I и II и Карл Лысый, самые разные художники создали множество иллюминированных евангельских текстов, религиозных фресок и церковной архитектуры. За этим средневековым каролингским искусством последовало оттоновское искусство (ок. 900-1050 гг.) под покровительством императоров Оттона I, II и III.
К 1000 г. н.э. Римская церковь обладала достаточным доверием и связями, чтобы начать новую программу строительства церквей в Западной Европе, архитектурные проекты которой стали известны как романское искусство. К концу XII века его сменил вдохновляющий стиль, известный как готика, который стимулировал развитие каменной скульптуры и витражного искусства. Потрясающие французские и немецкие готические соборы привлекали гораздо большее количество верующих, что, в свою очередь, давало больше средств на церковную художественную программу.
Коллекционеры искусства эпохи Возрождения
Итальянское искусство эпохи Возрождения (1400-1600) стимулировалось растущим богатством соперничающих итальянских городов-государств, церковью в Риме и крахом восточной римской церкви в Константинополе (освободившей большое количество высококвалифицированных ремесленников).
Раннее Возрождение началось во Флоренции в XV веке во многом благодаря покровительству семьи Медичи. Среди членов династии Медичи, которые были активными меценатами и коллекционерами произведений изобразительного искусства, были: Джованни ди Биччи Медичи (1360-1429), Козимо I (1389-1464), Лоренцо Великолепный (1449-1492), затем великий герцог Козимо I (1519-1574), Великий герцог Франческо I (1541-1587), Великий герцог и кардинал Фердинандо I (1549-1609), Великий герцог Козимо II (1590-1621), Великий герцог Фердинандо II (1610-1670) и Великий герцог Козимо III (1642-1673). Ренессанс в Риме был вызван папой Львом X (1475-1521: правил 1503-1513) и папой Климентом VII (1478-34: правил 1523-1534), которые в процессе своей деятельности едва не обанкротили Римскую церковь.
Крупнейшие коллекции искусства эпохи Возрождения включают: галерею Уффици (Флоренция), основанную в 1581 году великим герцогом Франческо I Медичи; многочисленные музеи Ватикана, которые ведут свою историю от группы скульптур, собранных папой Юлием II и впервые выставленных для публики в 1506 году в кортиле Оттагоно в Ватикане. К последним относятся: Сикстинская капелла, расписанный фресками Боттичелли, Доменико Гирландайо, Козимо Росселли, Луки Синьорелли, Пьетро Перуджино, Пинтуриккьо и, конечно, великого Микеланджело; и четыре комнаты Рафаэля (Stanze di Raffaello), украшенные Рафаэлем и членами его мастерской.
Коллекционеры искусства маньеризма и барокко
Искусство XVI и XVII веков находилось под влиянием религиозной политики протестантской Реформации и католической Контрреформации. Реформация породила тщательный и очень портативный стиль голландской реалистической жанровой живописи, натюрмортов и портретов, предназначенный специально для богатых коллекционеров среднего класса; Контрреформация привлекала абсолютистских королей, королев и императоров в дворах по всей Европе.
Одним из крупнейших коллекционеров искусства той эпохи был итальянский кардинал и дипломат Алессандро Фарнезе (1520-1589), внук папы Павла III, собравший величайшую частную коллекцию римской скульптуры со времён античности. (См. также: Болонская школа: ок. 1590-1650). Его художественная коллекция, включающая мраморы Фарнезе, а также собрание драгоценных камней, первоначально созданное Козимо Медичи и Лоренцо иль Магнифико, была позже разделена между Национальным музеем Каподимонте, Неаполитанским национальным археологическим музеем и галереей Фарнезе.
С точки зрения коллекционирования, американским эквивалентом Алессандро Фарнезе в XX веке является Джей Пол Гетти (1892-1976), который известен своей калифорнийской коллекцией греческой скульптуры. Одним из великих коллекционеров эпохи барокко был итальянский кардинал Сципион Боргезе (1576-1633) из семьи Боргезе, финансировавший художника Караваджо. Наследие Сципиона Боргезе – коллекция произведений искусства на вилле Боргезе в Риме.
Во Франции одним из великих королевских меценатов был Франциск I (1494-1547), построивший Луврский дворец и ответственный за создание влиятельной школы Фонтенбло французского маньеризма. Однако только в XVIII веке он был превращён в художественный музей – Центральный музей искусств. Сейчас это одна из самых обширных коллекций изобразительного искусства в мире, включающая ближневосточные древности, египетские сокровища, греческие и римские древности, исламское искусство, картины, гравюры и рисунки.
Коллекционеры искусства XVIII века
Восемнадцатый век стал свидетелем подъёма русской культуры при Петре Великом (правил в 1682-1725 годах), который привлёк в Россию огромное количество архитекторов, скульпторов и живописцев. Однако только в 1757 году была создана Российская Императорская Академия художеств, а в 1764 году его преемница царица Екатерина Великая (правила в 1762-96 гг.) основала в Санкт-Петербурге Эрмитаж.
Эрмитаж – крупнейшая государственная галерея в России и один из величайших художественных музеев мира, в котором собрано более 3 миллионов произведений искусства. Начало коллекции положила сама Екатерина, купив более 200 работ у Иоганна Гоцковского в 1763 году. Были приобретены и другие коллекции, в том числе: Коллекция Бруля (Саксония), Коллекция Кроза (Франция), Коллекция произведений искусства Горация Уолпола (Англия) и другие. Последующие монархи продолжали пополнять сокровища музея, ведя переговоры с коллекционерами по всей Европе. См. также: Как ценить живопись.
Коллекционеры искусства XIX и XX веков: Золотая эпоха
Идеалы Французской революции в сочетании с революционной эффективностью создали предпосылки для развития искусства в XIX веке. Рост среднего класса привёл к расширению рынка живописи и появлению многочисленных салонов по всей Европе. В Париже, мировой столице искусств, они включали официальный Салон, эпизодический Салон отверженных (1863, 1874, 1875 и 1886), Салон независимых (с 1884) и, в конечном итоге, Осенний салон (с 1903).
В 1874 году в городе зародился импрессионизм, одно из величайших направлений современного искусства, которое породило множество других, включая постимпрессионизм и фовизм. Кроме того, картины импрессионистов появились одновременно с богатыми зарубежными покупателями. Среди последних были русские коллекционеры Сергей Щукин (1854-1936) и Иван Морозов (1871-1921), британские коллекционеры, такие как Сэмюэл Курто (1876-1947), и американские коллекционеры Изабелла Стюарт Гарднер (1840-1924), Альберт Барнс (1872-1951) и Дункан Филлипс (1886-1966). Французские художники и скульпторы также извлекли пользу из рекламной деятельности нескольких влиятельных парижских арт-дилеров, в том числе Поля Дюран-Рюэля (1831-1922), Амбруаза Воллара (1866-1939) и Поля Гийома (1891-1934).
Парижский рынок современного искусства стимулировал коллекционеров русского искусства в Москве, таких как Павел Третьяков (1832-1898), и коллекционеры американского искусства в Нью-Йорке, такие как Гертруда Вандербильт Уитни (1875-1942), основательница музея Уитни, Нью-Йорк.
С появлением в XX веке движений абстрактного искусства, таких как кубизм (1908-14), футуризм (1909-14), супрематизм (1913-1918), конструктивизм (ок. 1917-21), Де Стейл (голландский «Стиль») (1917-31), появились новые коллекционеры искусства, в центре внимания которых было беспредметное искусство. Одним из первых был дилер немецкого происхождения Даниэль-Анри Канвейлер (1884-1979), который стал первым крупным дилером Пикассо. Его сменили Леонс Розенберг (1879-1947) и его брат Поль Розенберг (1881-1959), после американских коллекционеров, таких как Соломон Гуггенхайм (1861-1949) и его племянница Пегги Гуггенхайм (1898-1979).
Абстрактное искусство оставалось популярным в Америке, где абстрактный экспрессионизм стал ведущей идиомой в 1950-х и начале 60-х годов. Такие коллекционеры, как Лео Кастелли (1907-1999), рано приобрели известность благодаря абстрактным картинам, а впоследствии – благодаря поп-арту. Ещё одним коллекционером современного американского искусства был известный критик Клемент Гринберг (1909-1994), чью коллекцию можно увидеть в Центре современного и новейшего искусства Джубица, входящем в состав Портлендского художественного музея. Одним из крупнейших коллекционеров современного искусства, известным своим высоким мнением о таких художниках, как Дэмиен Хёрст и покойный Дональд Джадд, является Чарльз Саатчи (р. 1943), основатель галереи Саатчи в Лондоне.
Величайшие художественные коллекции
Здесь представлены некоторые из величайших коллекций, хранящихся в лучших художественных музеях мира. Отдельные списки см: Художественные музеи Европы, а для США – Художественные музеи Америки.
Энциклопедические музейные коллекции
Лувр (Париж).
Одна из крупнейших коллекций в мире.
Эрмитаж (Санкт-Петербург).
Основанный Екатериной Великой, это один из крупнейших музеев мира.
Пинакотека (Мюнхен)
Три важных художественных галереи в мюнхенском Kunstareal.
Энциклопедическая коллекция Бостонского музея изящных искусств
содержит 450 000 произведений искусства.
Детройтский институт искусств
. Коллекция из 65 000 предметов стоимостью 1 миллиард долларов: включая собрание картин американских художников.
Музей Метрополитен (Нью-Йорк).
Основанный Джоном Тейлором Джонстоном и другими, это один из крупнейших музеев в мире, в котором хранится коллекция из 3 миллионов экспонатов, охватывающих почти все эпохи и культуры.
Институт искусств Чикаго.
Огромное собрание представителей изобразительного / декоративного искусства, включая искусство доколумбовых времён, особенно мезоамериканскую керамику.
Коллекция Музея искусств Филадельфии
насчитывает 225 000 предметов: картины, керамику, скульптуру, доспехи, гобелены, мебель и другие предметы декоративного искусства из Европы, Америки и Китая.
Музей искусств округа Лос-Анджелес.
Более 100 000 произведений ранних культур, изобразительного и современного искусства.
Музей искусств Дж. Пола Гетти (Лос-Анджелес)
Включает произведения искусства в Центре Гетти и предметы старины на Вилле Гетти.
Национальные и государственные коллекции
Прадо Мадрид
Коллекция испанской живописи № 1 в мире: Эль Греко, Веласкес, Рибера, Сурбаран. Основан испанским королём Карлом III в 1785 году.
Третьяковская галерея в Москве
Здесь собрана самая большая в мире коллекция русских икон и русского искусства. Установил Павел Третьяков.
Художественно-исторический музей, Вена.
Известен коллекциями произведений искусства Габсбургов и крупнейшим собранием произведений Питера Брейгеля Старшего.
Рейксмузеум (Государственный музей Амстердама)
Шедевры Рембрандта, Яна Вермеера, Франса Хальса и других голландских реалистов.
Лондонская национальная галерея
Здесь собрана британская государственная коллекция произведений искусства, произведённых до 1900 года.
Британская королевская коллекция произведений искусства.
7 000 картин, 40 000 акварелей и рисунков, 150 000 гравюр старых мастеров, собранные королём и королевой Англии.
Коллекция Тейт, Лондон.
Основана сэром Генри Тейтом. Включает Тейт Британия и Тейт Модерн.
Национальная художественная галерея в Вашингтоне, округ Колумбия.
Высококачественная коллекция старых мастеров и работ американских художников.
Музей американского искусства Уитни.
Основанный Гертрудой Вандербильт Уитни, он имеет одно из лучших собраний американской живописи и скульптуры.
Декоративное искусство
Музей Виктории и Альберта (Лондон)
Крупнейший в мире музей декоративного искусства и дизайна. Основан принцем Альбертом, супругом королевы Виктории.
Ренессанс
Галерея Уффици (Флоренция)
Одна из лучших коллекций произведений итальянского Возрождения.
Музеи Ватикана
Здесь хранится бесценная коллекция произведений искусства, на протяжении веков собираемая католической церковью.
Французский модернизм
Musee d’Orsay (Париж).
Самая большая коллекция французской живописи XIX века, особенно произведений импрессионистов и постимпрессионистов.
Фонд Барнса (Мерион)
специализируется на картинах импрессионистов и постимпрессионистов.
Художественный музей Карнеги (Питтсбург).
Специализируется на современном искусстве Европы и Америки.
Современное искусство ХХ века
Музей современного искусства, MoMA (Нью-Йорк)
Лучшая в мире коллекция современного искусства (с 1860 года). Основана Эбби Олдрич Рокфеллер (жена Джона Д. Рокфеллера-младшего), миссис Корнелиус Дж. Салливан, мисс Лилли П. Блисс и другими.
Музей Самуэля Р. Гуггенхайма (Нью-Йорк)
Всемирно известная коллекция раннего современного искусства и современного искусства крупных художников из Европы и Америки. Основана Самуэлем Гуггенхаймом.
Венеция Гуггенхайма
Известна произведениями кубизма, сюрреализма и абстрактного экспрессионизма 20 века. Основана Пегги Гуггенхайм.
Галерея Хью Лейна, Дублин
Ведущая в Ирландии коллекция модернистских работ, основанная Хью Лейном. Включает реконструкцию художественной студии Фрэнсиса Бэкона.
Современное искусство
Центр Помпиду (Париж).
Известен своей коллекцией авангардного искусства 20 века.
Галерея Саатчи (Лондон)
основанная Чарльзом Саатчи, является ведущим британским музеем современного искусства.
Знаменитые компактные коллекции
Коллекция Фрика
Живопись маслом, скульптура, фарфор, редкая мебель, лиможская эмаль, восточные ковры.
Музей Изабеллы Стюарт Гарднер в
Бижутерия, коллекция произведений итальянского Возрождения.
Основные моменты коллекции Филлипса
: Эль Греко, Гойя, Ренуар, Уинслоу Хомер, Уистлер и Марк Ротко. Основана Дунканом Филлипсом.
Галерея института Курто.
Известна своими впечатляющими картинами импрессионистов и постимпрессионистов. Основан Сэмюэлем Курто.
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Картина из собрания фонда Art Russe будет экспонироваться в мемориале Яд Ва-Шем
- Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо
- Оценка искусства: как понимать искусство, как судить о картине
- Готический интерьер и редкие фолианты в «Книжной капелле»
- Галерея Боргезе - королева частных коллекций
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?