Коллекционеры и лучшие коллекции произведений искусства читать ~11 мин.
Коллекционеры изобразительного искусства могут заниматься несколькими видами деятельности. Они могут быть как частными покупателями, так и кураторами, приобретающими работы для музеев. Арт-дилеры ведут переговоры для своих фондов или клиентов, а меценаты заказывают произведения для учреждений. Институциональные коллекционеры, например кардиналы или промышленники, покупают искусство для украшения зданий. Даже художественные критики могут приобретать работы, которыми восхищаются. Хотя их интересы различаются, все они участвуют в приобретении произведений искусства. См. также: Оценка искусства: Как оценивать искусство.
Ранние коллекционеры искусства
Древнее искусство привлекало многих собирателей. Древнеегипетская культура, особенно в периоды Старого (2680–2258 дон.э.) и Среднего царств (2134–1786 дон.э.), была известна своим погребальным искусством. Фараоны собирали для своих гробниц живопись, скульптуру, изделия из металла и ювелирные украшения.
Древнеперсидское искусство пользовалось не меньшей популярностью. Правители городов, таких как Сузы и Персеполь, заказывали большое количество изысканной керамики. Позднее, в эпоху Ахеменидов (ок. 550–330 дон.э.), Дарий I собрал сокровищницу ценных предметов искусства и артефактов. Образцы подобных изделий сегодня можно увидеть в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и Британском музее в Лондоне.
В Средиземноморье на острове Крит процветала минойская культура (ок. 2100–1500 дон.э.). Дворцы в Кноссе, Фесте и Акротири хранили великолепные коллекции фресок, скульптуры, керамики, резных камней (особенно печатей) и изделий из драгоценных металлов. На материковой части Древней Греции, примерно с 500 г. дон.э. по 27 г. н.э., высококвалифицированные греческие художники вызывали большой интерес у правителей всего Средиземноморья, особенно в эпоху эллинизма (ок. 323–27 дон.э.).
Стили греческого искусства оказали огромное влияние на коллекционирование у римлян, кельтов и других народов. В частности, они повлияли на покровителей раннехристианского искусства в Риме (I – IV века н.э.), а затем и на ценителей восточного византийского искусства в Константинополе (V – XV века).
Коллекционеры средневекового искусства
Тёмные века в Европе (ок. 400–800 гг. н.э.) стали временем культурного упадка, когда на смену романизации пришло варварство. В этот период единственным видом средневекового искусства, которое целенаправленно собиралось, были иллюминированные рукописи. Их создавали монахи в скрипториях монастырей Ирландии, Шотландии и Северной Англии в рамках гиберно-саксонской традиции. Абстрактные кельтские узоры из этих манускриптов оказали значительное влияние на позднее исламское искусство. Основным заказчиком и собирателем в то время выступала христианская церковь в Риме, а также её восточный аналог в Константинополе, активно поддерживавший религиозное искусство, включая иконы и мозаику.
В течение шести столетий после Тёмных веков (ок. 800–1400 гг.) европейская культура постепенно возрождалась. Начало этому процессу положили художественные достижения при дворе императора Священной Римской империи Карла Великого (742–814) в Аахене. Под его покровительством, а также при его преемниках, художники создавали иллюминированные Евангелия, фрески и архитектурные сооружения. За этим каролингским искусством последовало оттоновское (ок. 900–1050 гг.) под патронажем императоров Оттона I, II и III.
К 1000 году Римская церковь обладала достаточным влиянием, чтобы инициировать программу строительства храмов по всей Западной Европе. Архитектурный стиль этих проектов стал известен как романский. В конце XII века его сменила готика, которая дала толчок развитию каменной скульптуры и витражного искусства. Величественные готические соборы во Франции и Германии привлекали всё больше верующих, что, в свою очередь, обеспечивало средства для дальнейшего развития церковного искусства.
Коллекционеры искусства эпохи Возрождения
Развитие искусства итальянского Возрождения (1400–1600) было обусловлено растущим богатством соперничающих городов-государств, влиянием церкви в Риме и падением Константинополя, которое привело к притоку высококвалифицированных мастеров в Италию.
Раннее Возрождение зародилось во Флоренции в XV веке во многом благодаря покровительству семьи Медичи. Среди её представителей активными меценатами и коллекционерами были Джованни ди Биччи де Медичи (1360–1429), Козимо Старый (1389–1464), Лоренцо Великолепный (1449–1492), а позже великие герцоги Тосканские Козимо I (1519–1574) и его потомки. В Риме Ренессанс поддерживали папы, такие как Лев X (1475–1521, правил в 1513–1521) и Климент VII (1478–1534, правил в 1523–1534), чьи масштабные проекты едва не привели папскую казну к банкротству.
Крупнейшие коллекции искусства эпохи Возрождения включают галерею Уффици во Флоренции, основанную в 1581 году великим герцогом Франческо I Медичи, и музеи Ватикана. История последних началась с коллекции скульптур, собранной папой Юлием II и впервые выставленной для публики в 1506 году. В состав ватиканских сокровищ входят Сикстинская капелла с фресками Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и Микеланджело, а также Станцы Рафаэля, расписанные им и его учениками.
Коллекционеры искусства маньеризма и барокко
На искусство XVI – XVII веков сильно повлияла религиозная политика Реформации и Контрреформации. В протестантских странах, особенно в Голландии, распространилась реалистичная жанровая живопись, натюрморты и портреты, рассчитанные на богатых коллекционеров из среднего класса. Католическая Контрреформация, напротив, поощряла монументальное и пышное искусство, которое привлекало королей и императоров по всей Европе.
Одним из крупнейших коллекционеров той эпохи был итальянский кардинал Алессандро Фарнезе (1520–1589), внук папы Павла III. Он собрал величайшую частную коллекцию римской скульптуры со времён античности (см. также: Болонская школа, ок. 1590–1650). Его собрание, включавшее мраморы Фарнезе и коллекцию гемм, было позже разделено между Национальным музеем Каподимонте, Археологическим музеем Неаполя и галереей Фарнезе в Риме.
Американским эквивалентом Алессандро Фарнезе в XX веке можно считать Дж. Пола Гетти (1892–1976), известного своей коллекцией античной скульптуры. Другим великим коллекционером эпохи барокко был кардинал Сципион Боргезе (1576–1633), покровитель художника Караваджо. Его наследие составляет основу коллекции галереи Боргезе в Риме.
Во Франции одним из великих королевских меценатов был Франциск I (1494–1547). Он перестроил Луврский дворец и основал влиятельную школу Фонтенбло, представлявшую французский маньеризм. Однако в полноценный художественный музей — Центральный музей искусств — Лувр был превращён лишь в XVIII веке, после Французской революции. Сегодня это одна из самых обширных коллекций изобразительного искусства в мире.
Коллекционеры искусства XVIII века
Восемнадцатый век ознаменовался подъёмом русской культуры при Петре Великом (правил в 1682–1725 годах), который приглашал в Россию множество европейских архитекторов, скульпторов и художников. В 1757 году была учреждена Императорская Академия художеств, а в 1764 году преемница Петра, императрица Екатерина Великая (правила в 1762–1796), основала в Санкт-Петербурге Эрмитаж.
Эрмитаж — крупнейшая государственная галерея в России и один из величайших художественных музеев мира, собрание которого насчитывает более 3 миллионов экспонатов. Начало коллекции положила сама Екатерина, купив в 1764 году более 200 картин у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского. Позднее были приобретены коллекции Брюля (Саксония), Кроза (Франция), Уолпола (Англия) и другие. Последующие монархи продолжали пополнять сокровища музея. См. также: Как ценить живопись.
Коллекционеры искусства XIX и XX веков: Золотая эпоха
Идеалы Французской революции и промышленный переворот создали условия для бурного развития искусства в XIX веке. Рост среднего класса расширил рынок живописи и привёл к появлению многочисленных салонов по всей Европе. В Париже, мировой столице искусств, действовали официальный Салон, Салон отверженных (1863, 1874, 1875, 1886), Салон независимых (с 1884) и Осенний салон (с 1903).
В 1874 году в Париже зародился импрессионизм — одно из величайших направлений в искусстве, породившее множество других, включая постимпрессионизм и фовизм. Появление картин импрессионистов совпало с ростом благосостояния покупателей из разных стран. Среди них были русские коллекционеры Сергей Щукин (1854–1936) и Иван Морозов (1871–1921), британский промышленник Сэмюэл Курто (1876–1947), а также американцы Изабелла Стюарт Гарднер (1840–1924), Альберт Барнс (1872–1951) и Дункан Филлипс (1886–1966). Важную роль в продвижении художников сыграли парижские арт-дилеры, в том числе Поль Дюран-Рюэль (1831–1922), Амбруаз Воллар (1866–1939) и Поль Гийом (1891–1934).
Парижский рынок современного искусства стимулировал интерес к коллекционированию и в других странах. В Москве прославился собиратель русского искусства Павел Третьяков (1832–1898), а в Нью-Йорке — ценительница американского искусства Гертруда Вандербильт Уитни (1875–1942), основательница Музея Уитни.
С появлением в XX веке движений абстрактного искусства, таких как кубизм (1908–1914), футуризм (1909–1914), супрематизм (1913–1918) и «Де Стейл» (1917–1931), появились новые коллекционеры, сосредоточенные на беспредметном искусстве. Одним из первых был дилер Даниэль-Анри Канвейлер (1884–1979), который открыл миру Пикассо. Позже его дело продолжили Леонс Розенберг (1879–1947) и его брат Поль Розенберг (1881–1959). Среди американских коллекционеров ключевыми фигурами стали Соломон Гуггенхайм (1861–1949) и его племянница Пегги Гуггенхайм (1898–1979).
Абстрактное искусство оставалось популярным в Америке, где в 1950-х и начале 60-х годов доминировал абстрактный экспрессионизм. Такие коллекционеры, как Лео Кастелли (1907–1999), прославились благодаря собраниям абстрактной живописи, а впоследствии и поп-арта. Известный критик Клемент Гринберг (1909–1994) также был влиятельным коллекционером. Одним из крупнейших собирателей современного искусства является Чарльз Саатчи (р. 1943), основатель галереи Саатчи в Лондоне.
Величайшие художественные коллекции
Здесь представлены некоторые из величайших коллекций, хранящихся в лучших художественных музеях мира. Отдельные списки см. в статьях «Художественные музеи Европы» и «Художественные музеи Америки».
Энциклопедические музейные коллекции
- Лувр (Париж). Одна из крупнейших и наиболее значимых коллекций в мире.
- Эрмитаж (Санкт-Петербург). Основанный Екатериной Великой, это один из крупнейших музеев мира.
- Пинакотеки (Мюнхен). Комплекс из трёх художественных галерей в мюнхенском Ареале искусства.
- Музей изящных искусств в Бостоне. Энциклопедическая коллекция, насчитывающая 450 000 произведений.
- Детройтский институт искусств. Коллекция из 65 000 предметов, включая обширное собрание американской живописи.
- Музей Метрополитен (Нью-Йорк). Один из крупнейших музеев мира с коллекцией из более чем 2 миллионов экспонатов.
- Институт искусств Чикаго. Обширное собрание произведений изобразительного и декоративного искусства, включая искусство доколумбовой Америки.
- Музей искусств Филадельфии. Коллекция насчитывает 225 000 предметов из Европы, Америки и Азии.
- Музей искусств округа Лос-Анджелес. Более 100 000 произведений от древних культур до современного искусства.
- Музей Гетти (Лос-Анджелес). Включает коллекцию произведений искусства в Центре Гетти и собрание древностей на Вилле Гетти.
Национальные и государственные коллекции
- Прадо (Мадрид). Ведущая в мире коллекция испанской живописи. Основан королём Карлом III в 1785 году.
- Третьяковская галерея (Москва). Крупнейшее в мире собрание русского искусства, основанное Павлом Третьяковым.
- Музей истории искусств (Вена). Известен коллекциями Габсбургов и крупнейшим в мире собранием работ Питера Брейгеля Старшего.
- Рейксмузеум (Амстердам). Шедевры Рембрандта, Вермеера и других голландских реалистов.
- Лондонская национальная галерея. Государственная коллекция произведений искусства, созданных до 1900 года.
- Британская королевская коллекция. Собрание, включающее тысячи картин, рисунков и гравюр, собранных монархами Великобритании.
- Коллекция Тейт (Лондон). Основана сэром Генри Тейтом. Включает галереи Тейт Британия и Тейт Модерн.
- Национальная галерея искусства (Вашингтон). Коллекция европейских старых мастеров и американского искусства.
- Музей американского искусства Уитни. Основан Гертрудой Вандербильт Уитни, одно из лучших собраний искусства США.
Декоративное искусство
- Музей Виктории и Альберта (Лондон). Крупнейший в мире музей декоративного искусства и дизайна.
Ренессанс
- Галерея Уффици (Флоренция). Одна из лучших в мире коллекций произведений итальянского Возрождения.
- Музеи Ватикана. Бесценная коллекция произведений искусства, собиравшаяся католической церковью на протяжении веков.
Французский модернизм
- Музей Орсе (Париж). Крупнейшая коллекция французской живописи XIX века, особенно импрессионистов и постимпрессионистов.
- Фонд Барнса (Мерион). Специализируется на картинах импрессионистов и постимпрессионистов.
- Художественный музей Карнеги (Питтсбург). Специализируется на современном искусстве Европы и Америки.
Искусство XX века
- Музей современного искусства (MoMA) (Нью-Йорк). Одна из лучших в мире коллекций искусства Нового времени (с 1860-х годов).
- Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк). Всемирно известная коллекция европейского и американского искусства.
- Коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция). Известна произведениями кубизма, сюрреализма и абстрактного экспрессионизма.
- Галерея Хью Лейна (Дублин). Ведущая ирландская коллекция модернистских работ, основанная Хью Лейном.
Современное искусство
- Центр Помпиду (Париж). Известен своей коллекцией авангардного искусства XX века.
- Галерея Саатчи (Лондон). Ведущий британский музей современного искусства, основанный Чарльзом Саатчи.
Компактные коллекции
- Коллекция Фрика (Нью-Йорк). Живопись, скульптура, фарфор и предметы декоративного искусства.
- Музей Изабеллы Стюарт Гарднер (Бостон). Изысканная коллекция, ядром которой является искусство итальянского Возрождения.
- Коллекция Филлипса (Вашингтон). Шедевры от Эль Греко и Гойи до Марка Ротко.
- Галерея Курто (Лондон). Известна своей коллекцией импрессионистов и постимпрессионистов.
- Место картин в современном интерьере
- Приобретение дорогой картины на аукционе
- Макс Фридлендер – «Знаток искусства»
- Специфика искусства как феномена культуры
- Это великое слово «искусство»
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Картина из собрания фонда Art Russe будет экспонироваться в мемориале Яд Ва-Шем
- Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо
- Оценка искусства: как понимать искусство, как судить о картине
- Тайны монастырских скрипториев: создание рукописей
- Готический интерьер и редкие фолианты в «Книжной капелле»
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?