Цветовая палитра XIX века читать ~10 мин.
XIX век, который по сути стал началом современного искусства, ознаменовался значительными переменами как для живописцев, так и для акварелистов. Новые краски и усовершенствованные версии уже известных пигментов появлялись с поразительной регулярностью — каждые несколько лет. В 1802 году был открыт кобальтовый синий, в 1809 году — оксид зелёного хрома. Примерно в это же время появился индийский жёлтый. В 1817 году был синтезирован кадмиевый жёлтый, в 1821 году — серулиновый синий, а затем появились дешёвый синтетический ультрамарин, цинковый белый, розовая маддера, ауреолин, виридиан и кобальтовый фиолетовый. Проблемы, конечно, оставались, в частности, с токсичностью пигментов. Например, изумрудно-зелёный — любимый оттенок нестабильного гения постимпрессионизма Винсента Ван Гога — был настолько ядовит, что его продавали под названием Paris Green и использовали для уничтожения крыс в парижских канализациях!
Инновации XIX века в производстве художественных красок
Совершенствование технологии производства красок для изобразительного искусства привело к ряду важных нововведений. Одним из ключевых стал жестяной тубик для краски, изобретённый в 1841 году американским художником Джоном Рэндом. Это изобретение произвело революцию в цветовой палитре и технике пленэрной масляной живописи, предложив художникам набор предварительно смешанных красок в удобной и портативной форме. Данный фактор стал одним из основных предпосылок возникновения импрессионизма и других направлений пленэрной живописи. Подробнее см. Характерные черты импрессионистической живописи 1870–1910 гг.
В конце века компания Sherwin-Williams, производящая краски, усовершенствовала формулу, позволяющую удерживать мелкие частицы пигмента во взвешенном состоянии в льняном масле. С этого момента производители художнических красок стали выпускать всё более широкий ассортимент предварительно смешанных масляных красок, полностью устраняя необходимость ручного измельчения пигментов. Это революционизировало практику масляной живописи, сделав её гораздо более доступной для начинающих художников. В свою очередь, это способствовало развитию системы обучения изобразительному искусству и расширению рынка художественных материалов.
Основная причина появления новых масляных и акварельных красок была связана не столько с искусством, сколько с огромным спросом на текстильные красители для одежды. Поэтому при открытии или синтезе нового пигмента первыми потребителями становились производители текстиля. Версии пигментов художественного качества появлялись позже, поскольку спрос на такие специализированные красители был значительно ниже.
О современных работах Моне и других колористов см.: Анализ современной живописи (1800–2000).
Новые художественные пигменты, разработанные в XIX веке
Ниже приведён краткий перечень наиболее значимых разработок в области технологии красок и пигментов XIX века, а также их влияние на основную цветовую палитру, используемую художниками.
Марсовы красные
На рубеже веков появились синтетические версии красных железоокисных пигментов различных оттенков. Эти лабораторно изготовленные пигменты «натуральной земли» обладали всеми качествами, такими как прочность и долговечность, своих природных аналогов, например, охры.
Новые хромовые краски
В это же время начало появляться новое семейство свинцово-хроматных пигментов, разработанных французским производителем красок Луи Вокленом. Хромовая красная, хромовая оранжевая и хромовая жёлтая отличались яркими оттенками, лучшей непрозрачностью и низкой ценой. Они быстро вытеснили патентную жёлтую краску Тёрнера и орпимент.
Кобальтовая синь
Этот дорогой, но очень стабильный пигмент чистого синего цвета был открыт французским учёным Луи Жаком Тенаром в 1802 году после серии экспериментов на Севрском фарфоровом заводе. Кобальтовая синь стала значительным усовершенствованием смальты, которая сама по себе была улучшенной версией старого пигмента Egyptian Blue, получаемого из синего стекла. Этот пигмент стал самым важным из всех кобальтовых пигментов. Он абсолютно устойчив в акварели и фресковой живописи и является прекрасной альтернативой ультрамариновой синей при изображении неба.
Кадмиевые пигменты
Новый класс пигментов жёлтого, оранжевого и красного цветов, получаемых из металлического кадмия. Кадмиевый жёлтый представлял собой сульфид кадмия, к которому для расширения цветовой гаммы добавляли минерал селен. При добавлении виридиана к жёлтому кадмию получался яркий бледно-зелёный пигмент кадмий зелёный.
Кадмий был открыт Штромейером в 1817 году, но массовое производство пигментов началось только в 1840-х годах из-за ограниченного доступа к металлу. Все кадмиевые пигменты отличались большой яркостью цвета, причём более глубокие тона имели наибольшую силу тонирования. Они применялись как в масляной живописи, так и в акварели, хотя яркость оттенков обычно тускнела в фресках и фресковой живописи.
Синтетический ультрамарин
Природный ультрамарин, получаемый из полудрагоценного камня лазурита и долгое время считавшийся одним из лучших природных пигментов, был чрезвычайно дорогим. Его синтезировали француз Жан Батист Гиме и немецкий химик Кристиан Готтлоб Гмелин в конце 1820-х — начале 1830-х годов. Синтетическая версия ультрамарина, полученная из силиката алюминия с примесями серы, была нетоксичной и столь же стойкой, как и натуральная, но более тёмной и менее лазурной. Пигмент выпускался как для масляных, так и для акварельных красок.
Лимонная жёлтая
Общий термин для трёх жёлтых красок, появившихся в 1830-х годах: стронциевая жёлтая, бариевая жёлтая и цинковая жёлтая. Все они были полупрозрачными и использовались в масляных и акварельных красках. Стронциевая жёлтая — холодная светло-жёлтая краска, более стойкая и насыщенная по тону, чем бариевая.
Цинковые белила
Хотя оксид цинка рассматривался как потенциальный источник художественных белил ещё в 1780-х годах, только после открытия месторождений цинка в Европе английский колорист Джон Аткинсон и другие получили патенты на производство оксида цинка. К началу 1830-х годов цинковые белила появились в акварельных красках, однако для их использования в масляной живописи потребовалось ещё время.
В 1834 году лондонская компания Winsor and Newton представила плотную форму оксида цинка, продававшуюся как «китайская белизна». В 1844 году французский химик ЛеКлер разработал улучшенную форму цинковых белил для масляных красок: они высыхали медленнее, были менее непрозрачными, более стойкими и менее подверженными почернению, чем основная альтернатива — свинцовые белила. Кроме того, они были нетоксичными и более дешёвыми. Цинковые белила ЛеКлера имели более холодный, чистый и белый матовый оттенок, чем лучшие типы свинцовых белил и даже титановый белый. Единственным заметным недостатком была хрупкость: несмешанная сухая краска могла растрескиваться.
Виридиевая зелень
Открытая в 1797 году французским химиком Вокленом, виридиевая зелень стала художественным пигментом только в 1840 году. Это очень устойчивая, мощная холодная зелёная краска, нетоксичная и долговечная. Она пришла на смену сильно ядовитому изумрудно-зелёному пигменту.
Ауреолин
Также называемый кобальтовым жёлтым, этот интенсивный среднежелтый пигмент заменил гамбоге — более ранний пигмент, изготавливаемый из азиатской камеди. Ауреолин был синтезирован в 1848 году немецким химиком Н.В. Фишером для масляной и акварельной живописи, но позже в XIX веке был вытеснен более дешёвыми и светостойкими пигментами, такими как кадмий.
Мовеин
В 1856 году англичанин Уильям Генри Перкин открыл мовеин — первый анилиновый краситель. Это стало техническим прорывом, приведшим к открытию множества других синтетических красителей и пигментов.
Cerulean Blue
Название этого зеленовато-голубого пигмента XIX века происходит от латинского слова «caeruleum» (небо, небеса), которое в древности использовалось для обозначения различных синих пигментов. Cerulean Blue был высокостабильным и светостойким красителем, впервые разработанным в 1821 году Хопфнером, но стал общедоступным лишь в 1860 году, когда Джордж Роуни предложил его в Англии как оттенок для масляной и акварельной живописи. Он основан на кобальте, но не обладает непрозрачностью и насыщенностью кобальтовой сини. Тем не менее, в масляной краске он сохранял цвет лучше, чем другие синие, и был особенно популярен среди пейзажистов для изображения неба.
Кобальтовый фиолетовый
Появился в начале 1860-х годов. Как и кобальтовый зелёный, он был дорогим и обладал слабой красящей способностью, что ограничивало его применение. Вскоре его заменил более чистый и насыщенный марганцевый фиолетовый.
Alizarin Crimson
Этот пигмент, синтезированный в 1868 году немецкими химиками Грабе и Либерманом, представлял собой синтетическую версию старого природного красителя Rose Madder, содержащегося в растениях рода Madder.
Марганцевый фиолетовый
Изобретённый немецким химиком Э. Лейкауфом в 1868 году, этот пигмент, также известный как перманентный или нюрнбергский фиолетовый, в 1890 году заменил кобальтовый фиолетовый. Он был более чистым, менее токсичным, с улучшенной непрозрачностью и красящей способностью.
Титановый белый
Несмотря на то, что этот превосходный пигмент был открыт ещё в 1821 году, массовое производство началось только в начале 1920-х годов.
Важнейшие колористические направления XIX века
В XIX веке наблюдался всплеск художественных направлений и стилей, основанных на определённых теориях цвета. К ним относятся: дивизионизм и пуантилизм (Сёра, Синьяк) — см. «Воскресный день на острове Ла Гранд Жатт» (1884, AIC) — а также итальянский дивизионизм (Грубичи, Балла). Все они были частью общего движения постимпрессионизма (ок. 1880–1905 гг.).
Проблемные пигменты XIX века
Несмотря на значительное расширение палитры художников XIX века, в ней присутствовали и проблемные пигменты, которые сохранялись до конца периода. Их использование объяснялось несколькими факторами, главным из которых было недостаточное знание.
Во-первых, после разрушения традиционной системы мастерских, где особое внимание уделялось ручному шлифованию красок и изучению свойств пигментов, понимание цвета художниками постепенно снижалось. Во-вторых, знания специалистов и широкой публики о химических свойствах, в частности о токсичности некоторых металлов и соединений, были ограничены. Наконец, только во второй половине века поставщики красок стали более тщательно контролировать производство пигментов и избавляться от неэтичной продукции.
Среди проблемных пигментов XIX века выделяются:
Изумрудно-зелёный
По сообщениям, этот пигмент был любимым оттенком Поля Сезанна и Винсента Ван Гога. Он обладал блеском, не похожим на другие медные зелёные, но был чрезвычайно ядовит и, возможно, повредил здоровью этих художников.
Египетский коричневый
Этот пигмент изготавливался из измельчённых египетских мумий, ввозимых в Англию. Этот процесс продолжался до конца XIX века.
Асфальтум
Представляющий собой раствор асфальта в масле или скипидаре, этот пигмент использовался старыми мастерами, например Рембрандтом, в качестве защитного покрытия. В XVIII – XIX веках многие художники применяли его, стремясь придать полотнам «старомастерский вид». Однако асфальтум часто темнел и растрескивался, особенно при недостаточной осторожности в обращении.
Индийский жёлтый
Этот насыщенный, светящийся жёлтый пигмент изготавливался из мочи крупного рогатого скота, питавшегося листьями манго. Этот жестокий и непитательный процесс продолжался до запрета в 1908 году.
Цветовая палитра XIX века
В список включены основные дополнения к палитре. Многие краски XVIII века оставались в использовании, а также применялся широкий спектр непостоянных растительных красителей.
Синие пигменты
Прусская синь, кобальтовая синь, французский синтетический ультрамарин, сердоликовая синь, марево, марганцевый фиолетовый.
Зелёные пигменты
Изумрудно-зелёный, виридиан, зелёный оксид хрома, кобальтовый зелёный.
Белые пигменты
Цинковая белизна (китайская белизна).
Красные пигменты
Розовая маддера, ализариновый малиновый, марсовый красный.
Жёлтые пигменты
Кадмий жёлтый, хром жёлтый, ауреолин, цинковый жёлтый, стронциевый жёлтый, лимонный жёлтый (хромат бария), индийский жёлтый.
Коричневые пигменты
Египетский коричневый (мумии), асфальтум.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?