Цветовая палитра XIX века читать ~10 мин.
XIX век – по сути, начало современного искусства – стал периодом огромных перемен как для живописцев, так и для акварелистов. Новые краски и улучшенные версии уже известных пигментов появлялись с обескураживающей регулярностью, каждые несколько лет. В 1802 г. появился кобальтовый синий, в 1809 г. – оксид зелёного хрома. Примерно в это же время появился индийский жёлтый. В 1817 г. появился кадмиевый жёлтый, в 1821 г. – серулиновый синий, а затем дешёвый синтетический ультрамарин, цинковый белый, розовая маддера, ауреолин, виридиан и кобальтовый фиолетовый. Проблемы, конечно, оставались, в частности, с токсичностью пигментов. Например, изумрудно-зелёный, любимый зелёный оттенок нестабильного гения постимпрессионизма Винсента Ван Гога, был настолько ядовит, что его продавали как Paris Green и использовали для уничтожения крыс в парижских канализациях!
Инновации XIX века в производстве художественных красок
Кроме того, совершенствование технологии производства красок для изобразительного искусства привело к появлению ряда важнейших инноваций, среди которых не последнее место занимает жестяной тубик для краски, изобретённый в 1841 г. американским художником Джоном Рэндом, который произвёл революцию в цветовой палитре и технике пленэрной масляной живописи, предложив набор предварительно смешанных красок в удобном, портативном виде. Это стало одним из основных факторов возникновения импрессионизма и других направлений пленэрной живописи. (Подробнее см. Характерные черты импрессионистической живописи 1870-1910 гг.).
Позднее, в конце века, компания Sherwin-Williams, производящая краски, усовершенствовала формулу, позволяющую удерживать мелкие частицы краски во взвешенном состоянии в льняном масле. С тех пор производители красок для художников выпускают все более широкий ассортимент предварительно смешанных масляных красок, полностью устраняя необходимость в ручном измельчении пигментов и революционизируя тем самым практику масляной живописи. Всё это сделало искусство живописи гораздо более доступным для начинающих художников, а значит, способствовало развитию системы обучения изобразительному искусству и рынка красок в целом.
Основная причина появления новых масляных и акварельных красок не имела никакого отношения к искусству: она была почти полностью обусловлена огромным спросом на текстильные красители для одежды. Поэтому, когда открывался новый пигмент или синтезировался старый, первыми получателями, как правило, становились производители текстиля: версии пигментов художественного качества появлялись дольше, поскольку спрос на такие специализированные красители был меньше.
О современных работах Моне и других колористов см: Анализ современной живописи (1800-2000).
Новые художественные пигменты, разработанные в XIX веке
Здесь приведён краткий перечень наиболее важных разработок в области технологии красок и пигментов в XIX веке, а также их влияние на основную цветовую палитру, используемую большинством художников.
Марсовы красные
На рубеже веков появились синтетические версии красных железоокисных пигментов различных оттенков. Эти изготовленные в лаборатории пигменты «натуральной земли», обладали всеми качествами (например, прочностью и долговечностью) своих природных аналогов, таких как охра.
Новые хромовые краски
Также на рубеже веков начинает появляться новое семейство свинцово-хроматных пигментов, разработанных французским производителем красок Луи Вокленом. Эти новые краски – хромовая красная, хромовая оранжевая и хромовая жёлтая – отличались яркими оттенками, лучшей непрозрачностью и низкой ценой и быстро стали вытеснять патентную жёлтую краску Тёрнера и орпимент.
Кобальтовая синь
Этот дорогостоящий, но очень стабильный пигмент чистого синего цвета был открыт французским учёным Луи Жаком Тенаром в 1802 г. после проведения ряда экспериментов на Севрском фарфоровом заводе. Кобальтовая синь стала значительным усовершенствованием смальты, которая сама по себе была улучшенной версией старого пигмента Egyptian Blue, получаемого из синего стекла, и стала самым важным из всех кобальтовых пигментов. Он абсолютно устойчив в акварели и фресковой живописи и является прекрасной альтернативой ультрамариновой сини при написании неба.
Кадмиевые пигменты
Это новый класс пигментов жёлтого, оранжевого и красного цветов, получаемых из металлического кадмия. Кадмиевый жёлтый представлял собой сульфид кадмия, к которому для расширения цветовой гаммы добавлялось все большее количество минерала селена. При добавлении виридиана к жёлтому кадмию получается яркий бледно-зелёный пигмент кадмий зеленый.
Кадмий был открыт Штромейером в 1817 году, но реальное производство пигментов началось только в 1840 году из-за нехватки этого металла. Все кадмиевые пигменты отличались большой яркостью цвета, причём более глубокие тона имели наибольшую силу тонирования. Они использовались как в масляной живописи, так и в акварели, хотя яркость их оттенков, как правило, тускнела в фресках и фресковой живописи.
Синтетический ультрамарин
Красивый, но непомерно дорогой пигмент ультрамарин, получаемый из полудрагоценного камня лазурита и долгое время считавшийся одной из лучших природных красок для художников, был наконец синтезирован французом Жаном Батистом Гиме и немецким химиком Кристианом Готтлобом Гмелиным в конце 1820-х – начале 1830-х годов. Синтетическая версия ультрамарина, полученная из силиката алюминия с примесями серы, была нетоксичной и такой же стойкой, как и натуральная, но более тёмной и менее лазурной. Он выпускался как для масляных, так и для акварельных красок.
Лимонная жёлтая
Это общий термин для трёх жёлтых красок, появившихся в 1830-х годах: Стронциевая жёлтая, Бариевая жёлтая и Цинковая жёлтая. Все они были полупрозрачными и использовались как в масляных, так и в акварельных красках. Стронциевая жёлтая – холодная светло-жёлтая краска, более стойкая и насыщенная по тону, чем бариевая.
Цинковые белила
Хотя оксид цинка рассматривался как потенциальный источник художественных белил французскими колористами в 1780-х годах, только после открытия месторождений цинка в Европе английский колорист Джон Аткинсон и другие получили патенты на производство оксида цинка. К началу 1830-х годов цинковые белила появились в качестве акварельных красок, хотя для их использования в масляных красках потребовалось больше времени.
В 1834 г. лондонская компания Winsor and Newton, Limited представила плотную форму оксида цинка, которая продавалась как китайская белизна. В 1844 г. французский химик ЛеКлер разработал улучшенную форму цинковой белизны для масляных красок: она высыхала медленнее, была менее непрозрачной, более стойкой и менее подверженной почернению, чем основная альтернатива – свинцовая белизна. Кроме того, она была нетоксичной и более дешёвой. Кроме того, цинковые белила ЛеКлера имели более холодный, чистый и белый матовый камень, чем лучшие типы свинцовых белил (или даже титановые белила). Единственным заметным недостатком белил была их хрупкость, из-за которой несмешанная сухая краска растрескивалась.
Виридиевая зелень
Открытая в 1797 г. французским химиком Вокелином, виридиевая зелень была создана в качестве художественной краски только в 1840 г. Это очень устойчивая и мощная холодная зелёная краска, нетоксичная и очень стойкая. Она пришла на смену сильно ядовитой беглой краске, известной как изумрудно-зеленая.
Ауреолин
Называемый также кобальтовым жёлтым, этот интенсивный среднежелтый пигмент пришёл на смену гамбоге – более раннему пигменту, изготавливаемому из азиатской камеди. Ауреолин был синтезирован в 1848 г. немецким химиком Н.В. Фишером для масляной и акварельной живописи, а позже, в XIX в., был заменён менее дорогими и более светостойкими пигментами – кадмием и другими.
Мовеин
В 1856 году англичанин Уильям Генри Перкин открыл мовеин – первый анилиновый краситель. Это стало техническим прорывом, который привёл к открытию десятков других синтетических красителей и пигментов.
Cerulean Blue
Название этого зеленовато-голубого пигмента XIX века было основано на латинском слове «caeruleum» (небо или небеса), которое в классической древности использовалось для обозначения многочисленных синих пигментов. Это был высокостабильный, светостойкий краситель, впервые разработанный в 1821 г. Хопфнером, но ставший общедоступным лишь в 1860 г., когда Джордж Роуни вновь предложил его в Англии в качестве оттенка для масляной и акварельной живописи. Он был создан на основе кобальта, но не обладал непрозрачностью и насыщенностью кобальтовой сини. Тем не менее, в масляной краске он сохранял свой цвет лучше, чем любой другой синий, и был особенно популярен среди пейзажистов при написании неба.
Кобальтовый фиолетовый
Кобальтовый фиолетовый появился в начале 1860-х годов. Его недостатками, как и у старшего собрата – кобальтового зелёного, были высокая стоимость и слабая красящая способность, что ограничивало его применение среди художников. Вскоре он был заменён более чистым и сильным пигментом – марганцевым фиолетовым.
Alizarin Crimson
Этот новый пигмент, синтезированный в 1868 г. немецкими химиками Грабе и Либерманом, представлял собой синтетическую версию очень старого природного красителя Rose Madder, содержащегося в растениях рода Madder.
Марганцевый фиолетовый
Изобретённый немецким химиком Э. Лейкауфом в 1868 году, этот фиолетовый пигмент, известный также как перманентный и нюрнбергский фиолетовый, в 1890 году заменил кобальтовый фиолетовый. Это был более чистый, менее токсичный пигмент с улучшенной непрозрачностью и красящей способностью.
Титановый белый
Несмотря на то, что этот превосходный пигмент был открыт ещё в 1821 году, массовое производство его началось только в начале 1920-х годов.
Важнейшие колористические направления XIX века
В XIX веке наблюдался всплеск художественных направлений и стилей живописи, основанных на определённых теориях цвета. К ним относятся: дивизионизм и пуантилизм (Сёра, Синьяк) – см. «Воскресный день на острове Ла Гранд Жатт» (1884, AIC) – и итальянский дивизионизм (Грубичи, Балла). Все они были частью общего движения постимпрессионистской живописи (ок. 1880-1905 гг.).
Некачественные пигменты XIX века
Хотя палитра красок художников XIX века значительно расширилась благодаря этим новым краскам, в ней все же присутствовал ряд проблемных пигментов, которые сохранились до конца периода. Сохранение этих слабых продуктов было обусловлено целым рядом факторов, хотя основную роль в этом сыграло незнание.
Во-первых, после разрушения традиционной системы мастерских художников, где особое внимание уделялось ручному шлифованию красок и детальному изучению свойств пигментов, понимание цвета художниками постепенно снижалось. Во-вторых, знания специалистов и широкой публики о химических свойствах (в частности, о токсичности) некоторых металлов и металлических соединений были ещё сравнительно невелики. Наконец, только во второй половине века поставщики красок стали более внимательно следить за тем, как производятся те или иные пигменты, и избавляться от неэтичной продукции.
Среди проблемных пигментов, присутствовавших в цветовой палитре XIX века, были следующие:
Изумрудно-зелёный
По сообщениям, этот пигмент был любимым оттенком Поля Сезанна и Винсента Ван Гога, он обладал блеском, не похожим на все остальные медные зелёные. К сожалению, он был чрезвычайно ядовит и, возможно, даже навредил здоровью этих двух художников.
Египетский коричневый
Невероятно, но этот пигмент изготавливался из измельчённых египетских мумий, ввозимых в Англию, – процесс, не прекращавшийся до конца века.
Асфальтум
Этот пигмент, представляющий собой раствор асфальта в масле или скипидаре, успешно использовался старыми мастерами (например, Рембрандтом) в качестве защитного покрытия. В XVIII-XIX вв. его стали использовать многие художники, стремясь придать своим полотнам «старомастерский вид». Независимо от того, не обращались ли художники с пигментом с должной осторожностью, он часто темнел и растрескивался.
Индийский жёлтый
Этот насыщенный, светящийся жёлтый пигмент изготавливался из мочи крупного рогатого скота, питавшегося листьями манго, – непитательный и жестокий процесс, который не прекращался до тех пор, пока не был запрещён в 1908 году.
Цветовая палитра XIX века
В этом списке красок представлены только основные дополнения. Многие из красок, существовавших в XVIII веке, были доступны и в XIX веке, а также широкий спектр непостоянных растительных красителей.
Синие пигменты
Прусская синь, кобальтовая синь, французский ультрамарин (синтетический), сердоликовая синь, марево, марганцевый фиолетовый.
Зелёные пигменты
Изумрудный зелёный, Виридиан, Зелёный оксид хрома, Кобальтовый зеленый.
Белые пигменты
Цинковая белизна (китайская белизна)
Красные пигменты
Розовая мадра, Ализариновый малиновый, Марс красный.
Жёлтые пигменты
Кадмий жёлтый, хром жёлтый, ауреолин, цинк жёлтый, стронций жёлтый, лимон жёлтый (хромат бария), индийский желтый.
Коричневыее пигменты
Египетский коричневый (мумии), асфальт.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?