Лучшие художники всех времен:
величайшие мастера живописи и скульптуры читать ~11 мин.
Если собрать в одной комнате историков искусства и искусствоведов и задать им вопрос: “Кто лучший художник за всё время?”, можно получить десятки разных ответов. Причина проста: не существует единого стандарта для измерения величия, например, пейзажиста и скульптора, поскольку изобразительное искусство слишком субъективно. Более того, репутация художника может меняться в зависимости от веяний времени. Немецкий мастер эпохи Возрождения Маттиас Грюневальд вновь обрёл популярность в начале XX века благодаря признанию со стороны немецких экспрессионистов.
Иногда мнение одного критика способно повлиять на посмертную славу художника. Так, негативная оценка Джона Рёскина творчества Аннибале Карраччи надолго бросила тень на репутацию всей болонской школы. Поэтому попытка составить объективный рейтинг лучших художников всех времён почти невыполнима.
Самые дорогие произведения не обязательно лучшие
Цены на аукционах «Сотбис» и «Кристис» дают представление о наиболее ценных произведениях искусства, но большинство шедевров мировых мастеров находятся в музеях и не продаются ни за какие деньги. См. также наши статьи: Оценка искусства: как ценить искусство и Как ценить картины.
Например, «Мона Лиза», знаменитый портрет кисти мастера Высокого Возрождения Леонардо да Винчи, входит в постоянную коллекцию Лувра в Париже. Её оценочная стоимость превышает миллиард долларов, и она никогда не будет выставлена на торги.
То же относится к шедеврам величайших старых мастеров, таких как Ян ван Эйк, Тициан, Питер Пауль Рубенс, Диего Веласкес, Эль Греко, Рембрандт, Ян Вермеер, Франсиско Гойя, и к работам выдающихся художников XIX века — Дж. М. У. Тёрнера, Эдуарда Мане, Клода Моне, Огюста Ренуара и Винсента Ван Гога. Многие из лучших картин современных гениев, таких как Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Эдвард Хоппер, Сальвадор Дали, Джексон Поллок и Фрэнсис Бэкон, также недоступны на рынке.
Шедевры, не хранящиеся в государственных музеях, часто украшают общественные здания. Самые известные примеры — фрески «Сотворение мира» и «Страшный суд» флорентийского гения Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. Другие образцы — удивительные фрески в Камере дельи Спози кисти Андреа Мантеньи в герцогском дворце в Мантуе и великолепные фрески Вюрцбургской резиденции, созданные Джованни Баттиста Тьеполо в сотрудничестве с архитектором Бальтазаром Нойманом.
Таким образом, цены на мировых аукционах отражают стоимость только «доступных» работ, и самая дорогая картина или скульптура не всегда оказывается лучшей.
Критерии для оценки величайших художников
Теоретически можно разработать набор критериев для составления таких списков, как «Лучшие пейзажисты» или «Величайший художник всех времён». В качестве основы можно использовать следующие факторы.
Долговечность репутации
Признание художника должно выдержать проверку временем, что демонстрирует его непреходящую ценность. Хотя этот метод, вероятно, наиболее надёжен, он, к сожалению, исключает из рассмотрения большинство современных мастеров.
Влияние на современников
Ценность художника можно оценивать по признанию со стороны его коллег. Однако многие великие мастера умерли недооценёнными. Ян Вермеер оставался в забвении почти двести лет, пока его не «открыли» в XIX веке. Амедео Модильяни продавал свои полотна за еду, а Винсент Ван Гог за свою жизнь продал лишь одну картину. Это делает оценку по мнению современников не слишком эффективной.
Роль покровителей и заказчиков
Исторически карьера художника во многом зависела от покровительства церкви, монархов или богатых семей, таких как Медичи во Флоренции. Заказы не только обеспечивали художникам средства к существованию, но и формировали их репутацию и направление творчества. Этот фактор также следует учитывать, поскольку он объясняет, почему одни художники получали больше возможностей для создания масштабных произведений, чем другие.
Современное общественное мнение
Это наиболее демократичный способ определения величайших художников, хотя и не самый точный из-за национальных предпочтений. Испанцы могут отдать предпочтение Веласкесу перед Рубенсом, французы — Моне перед Тёрнером, а немцы, вероятно, выберут Альбрехта Дюрера. В США популярностью будут пользоваться такие фигуры, как Эдвард Хоппер, Марк Ротко или Энди Уорхол.
Художественная техника
Техническое мастерство художника должно быть очевидным, но договориться об оценке этого аспекта сложно. Выпускники лучших художественных школ не всегда становятся величайшими художниками, ведь подлинное искусство требует большего, чем просто виртуозность. Кроме того, этот критерий трудно применить к абстрактному и концептуальному искусству.
Рекомендованные списки: польза и ограничения
Существует множество «авторитетных» списков величайших художников, составленных критиками. Проблема в том, что большинство из них основаны на субъективных критериях, замаскированных под объективность. Такие списки полезны как общее руководство к экспертному мнению, но их не следует воспринимать как истину в последней инстанции. Это лишь мнения, пусть и авторитетные. (См. также: Анализ известных картин.)
Что говорят художественные музеи
Ещё один источник для оценки — коллекции лучших художественных музеев мира, таких как Уффици, Эрмитаж, Прадо, Метрополитен-музей, MoMA и галерея Тейт. Они публикуют обзоры своих коллекций и материалы к выставкам. Эти данные, подготовленные кураторами и исследователями, служат ценным источником информации о ведущих мастерах. (См. также: Художественные музеи Америки и Художественные музеи Европы.)
Выбор величайшего художника — личное решение
В конечном счёте определение величайшего художника — это глубоко субъективный выбор. Бесполезно убеждать ценителя импрессионизма, что неопластицист Пит Мондриан — один из гениев в истории, как и доказывать поклоннику авангардных инсталляций, что Рафаэль или Тициан достойны места в десятке лучших. Творчество Дэмьена Хёрста, например, вызывает диаметрально противоположные реакции.
У каждого человека свои эстетические предпочтения, будь то Ренессанс, барокко, реализм или поп-арт. Не существует «универсального» стиля, который вызывал бы всеобщее восхищение, как и нет единого толкования красоты. Чтобы прийти к обоснованному выводу, необходимо ознакомиться со значительным числом произведений мирового искусства. Дальнейший выбор остаётся за каждым.
Влияние культурных различий на восприятие
Западные искусствоведы, как правило, мало знакомы с творчеством ведущих художников Китая или Японии и редко уделяют им столько же внимания, сколько европейским мастерам. От античности до современности именно западное искусство часто рассматривается как ядро мировой художественной традиции. Вероятно, кураторы и критики в Пекине или Токио имеют схожие предпочтения в отношении восточного искусства. Наше представление о величии во многом формируется культурой, в которой мы выросли.
Пример списка величайших художников
Ниже представлен субъективный список величайших художников в истории западного искусства. Критерии, использованные при отборе: (1) непреходящая репутация; (2) выдающееся мастерство в области репрезентативной живописи и скульптуры; (3) значительное влияние на современников и последующие поколения.
№ 10. Питер Пауль Рубенс (нидерл. Peter Paul Rubens; 1577–1640)
Крупнейшая фигура в искусстве барокко Северной Европы эпохи Контрреформации, Рубенс работал почти во всех жанрах. Он создавал исторические полотна, портреты, эскизы для гобеленов, книжные иллюстрации и декорации, а также проекты для скульптур и архитектуры. Среди его учеников был Антонис ван Дейк. Влияние Рубенса испытали многие мастера фламандской живописи, а также французские художники, включая Делакруа и Ренуара. Его называли «князем живописцев и живописцем князей».
Живописные шедевры Рубенса
«Самсон и Далила» (ок. 1609), Национальная галерея, Лондон
«Снятие с креста» (1611–1614), Собор Антверпенской Богоматери, Антверпен
«Похищение дочерей Левкиппа» (ок. 1618), Старая пинакотека, Мюнхен
№ 9. Ян ван Эйк (нидерл. Jan van Eyck; ок. 1390–1441)
Самый известный художник раннего нидерландского Возрождения, он работал над «Гентским алтарём» вместе со своим братом Хубертом. Ян ван Эйк знаменит новаторским использованием масляных красок, привнесением нового уровня реализма в религиозные сюжеты и портреты, а также сияющими цветами. Наряду с Рогиром ван дер Вейденом, он был образцом технического мастерства для живописцев Северной Европы.
Известные картины Яна ван Эйка
«Гентский алтарь» (1432), Собор Святого Бавона, Гент
«Портрет мужчины в красном тюрбане» (1433), Национальная галерея, Лондон
«Портрет четы Арнольфини» (1434), Национальная галерея, Лондон
№ 8. Огюст Роден (фр. Auguste Rodin; 1840–1917)
Скромный и трудолюбивый, Роден был величайшим скульптором своего времени, достойным преемником Донателло, Микеланджело, Джамболоньи и Бернини. Он виртуозно работал с глиной, гипсом, камнем и бронзой. Константин Бранкузи назвал его “отправной точкой современной скульптуры”.
Скульптурные шедевры Огюста Родена
«Мыслитель» (1881), Музей Родена, Париж
«Поцелуй» (1888–1889), Музей Родена, Париж
«Граждане Кале» (1889), Музей Родена, Париж
«Врата ада» (1880–1917), Музей Орсе, Париж
№ 7. Клод Моне (фр. Claude Monet; 1840–1926)
Лидер французского импрессионизма и пионер пленэрной живописи, Моне всю жизнь был одержим изображением света. Его серии «Стога» и «Кувшинки» создавались годами. Поздние работы Моне, в которых заметно влияние Тёрнера, приближаются к экспрессионизму. Среди его последователей — Альфред Сислей, Эдгар Дега и другие.
Известные картины Клода Моне
«Лягушатник» (1869), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Пляж в Трувиле» (1870), Уодсворт Атенеум, Хартфорд
«Впечатление. Восходящее солнце» (1872), Музей Мармоттан-Моне, Париж
«Поле маков у Аржантёя» (1873), Музей Орсе, Париж
«Вокзал Сен-Лазар» (1877), Музей Орсе, Париж
Серия «Кувшинки» («Нимфеи») (1897–1926), различные музеи мира
№ 6. Донателло (итал. Donatello; 1386–1466)
Величайший европейский скульптор XV века, Донателло входил в группу мастеров (Альберти, Брунеллески, Мазаччо), определивших облик Раннего Возрождения во Флоренции. Он работал с камнем, деревом и терракотой, но его основным материалом была бронза. Донателло оказал огромное влияние на современников, изобретя технику «сплющенного рельефа» (rilievo schiacciato) и наполнив свои работы глубоким эмоциональным содержанием.
Скульптурные шедевры Донателло
«Давид» (ок. 1440), Национальный музей Барджелло, Флоренция
«Кающаяся Мария Магдалина» (ок. 1455), Музей произведений искусства собора, Флоренция
«Конная статуя Гаттамелаты» (1444–1453), Пьяцца дель Санто, Падуя
№ 5. Дж. М. У. Тёрнер (англ. Joseph Mallord William Turner; 1775–1851)
Величайший пейзажист в истории искусства, Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер дебютировал в Королевской академии в Лондоне в 15 лет. Его новаторские технические приёмы в масляной живописи и акварели произвели революцию в композиции и цвете. С юности он был увлечён изображением света и почитал старых мастеров. Его высоко ценили современники, включая Джона Констебла.
Известные картины Дж. М. У. Тёрнера
«Пожар в здании парламента» (1835), Художественный музей Филадельфии
«Последний рейс ‘Темерера’» (1839), Национальная галерея, Лондон
«Снежная буря. Пароход у входа в гавань» (1842), Галерея Тейт, Лондон
№ 4. Леонардо да Винчи (итал. Leonardo da Vinci; 1452–1519)
Флорентийский художник, учёный и теоретик — «универсальный человек» эпохи Возрождения. Леонардо завершил немного произведений, но стал ключевой фигурой Высокого Возрождения. Его владение техникой сфумато, сглаживающей контуры, было новаторским. Джорджо Вазари считал это одной из главных черт современной живописи. Леонардо во многом способствовал изменению статуса художника: от ремесленника к интеллектуалу, для которого основой искусства является disegno (рисунок и замысел).
Шедевры Леонардо да Винчи
«Мадонна в скалах» (ок. 1484), Лувр, Париж
«Дама с горностаем» (ок. 1490), Музей Чарторыйских, Краков
«Тайная вечеря» (1495–1498), монастырь Санта-Мария-делле-Грацие, Милан
«Мона Лиза» (ок. 1503), Лувр, Париж
№ 3. Пабло Пикассо (исп. Pablo Picasso; 1881–1973)
Наиболее известен «голубым» и «розовым» периодами, а также совместным с Жоржем Браком изобретением кубизма. Пикассо был также мастером скульптуры, керамики и графики. Революционная трактовка изобразительной плоскости в его кубистских работах положила начало новой эре в искусстве, а его скульптуры из «найденных» материалов оказали влияние на конструктивизм, футуризм, дадаизм и сюрреализм. Он повлиял на таких художников, как Марсель Дюшан, Хуан Грис, и скульпторов, как Александр Архипенко и Жак Липшиц.
Шедевры Пабло Пикассо
«Жизнь» (1903), Кливлендский музей искусств
«Мальчик с трубкой» (1905), частная коллекция
«Авиньонские девицы» (1907), Музей современного искусства, Нью-Йорк
«Портрет Амбруаза Воллара» (1910), ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
«Герника» (1937), Музей королевы Софии, Мадрид
«Плачущая женщина» (1937), Галерея Тейт, Лондон
№ 2. Рембрандт ван Рейн (нидерл. Rembrandt van Rijn; 1606–1669)
Великий голландский реалист, создавший множество шедевров, включая одни из лучших в истории образцов исторической живописи, портрета и жанровых сцен. Один из величайших мастеров кьяроскуро (светотени), он известен глубоким психологизмом и эмоциональной насыщенностью своих работ. Рембрандт также был выдающимся рисовальщиком и офортистом. Он обучил многих художников (Геррит Доу, Карел Фабрициус) и по сей день оказывает влияние на мастеров по всему миру.
Известные картины Рембрандта
«Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), Маурицхёйс, Гаага
«Ночной дозор» (1642), Рейксмюсеум, Амстердам
«Аристотель с бюстом Гомера» (1653), Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654), Лувр, Париж
«Заговор Клавдия Цивилиса» (1661), Национальный музей, Стокгольм
«Синдики» (1662), Рейксмюсеум, Амстердам
«Еврейская невеста» (ок. 1665–1668), Рейксмюсеум, Амстердам
«Возвращение блудного сына» (1666–1669), Эрмитаж, Санкт-Петербург
№ 1. Микеланджело Буонарроти (итал. Michelangelo Buonarroti; 1475–1564)
Скульптор, художник, архитектор и поэт, Микеланджело — титан Высокого Возрождения. Его влияние на западное искусство не имеет себе равных. Он сочетал техническое совершенство с глубокой эмоциональной и духовной силой. Его работы в скульптуре, такие как «Давид» и «Пьета», установили новые стандарты изображения человеческого тела, а его монументальные фрески в Сикстинской капелле стали вершиной монументальной живописи.
Шедевры Микеланджело
«Пьета» (1498–1499), Собор Святого Петра, Ватикан
«Давид» (1501–1504), Галерея Академии, Флоренция
Фрески потолка Сикстинской капеллы (1508–1512), Ватикан
Фреска «Страшный суд» (1536–1541), Сикстинская капелла, Ватикан
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?