Лучшие жанровые художники:
1600-настоящее время читать ~12 мин.
Термин «жанровая живопись» относится к произведениям, изображающим сцены из повседневной жизни обычных людей за работой или на отдыхе. Этот вид искусства, получивший развитие в Новое время, достиг расцвета в Северной Европе в XVII веке благодаря голландской реалистической школе. Жанровая живопись, как правило, отличается реалистичным стилем, который фокусирует внимание на наблюдаемом сюжете, поведении или взаимодействии между изображёнными фигурами. При этом граница между пейзажем и жанровой картиной не всегда очевидна. Некоторые полотна Милле, например «Сборщицы колосьев» (1857, Музей Орсе, Париж), можно отнести к любому из этих жанров, в зависимости от того, считать ли фигуры на них первичными или вторичными.
Исторически жанровое искусство расцвело в Голландии в начале XVII века. Отчасти это было связано с новым спросом со стороны буржуазии на произведения для украшения дома, в частности на «интерьеры», отражавшие новообретённое благосостояние покупателя. Среди других популярных сюжетов были сцены крестьянской жизни, веселье в тавернах, рынки, домашние хлопоты, вечеринки и уличные зарисовки. Такие произведения могли быть как реалистичными, так и воображаемыми или романтизированными художником.
В иерархии жанров, принятой в европейских академиях изящных искусств, жанровая живопись занимала третье место. Выше неё стояли исторический жанр и портрет, а ниже — пейзаж и натюрморт. Такая классификация отражала относительно скромное «повествовательное» содержание жанра, то есть его моральный посыл. Пытаясь преодолеть это ограничение, художники часто наполняли свои композиции моральными или социальными комментариями.
См. также: Анализ знаменитых картин.
Этот список знаменитых художников-жанристов представляет собой личный взгляд редактора на десять лучших представителей жанровой живописи. Как и любая другая подобная подборка, она больше говорит о личных вкусах составителя, чем о самих художниках.
См. также наши статьи: Оценка искусства: Как оценивать искусство и Как оценивать картины.
Один из ведущих французских импрессионистов, наряду с Клодом Моне, Камилем Писсарро, Эдгаром Дега и Альфредом Сислеем, Пьер Огюст Ренуар писал портреты, пейзажи и жанровые картины. Вероятно, он наиболее известен своими жанровыми работами, такими как «Завтрак гребцов» и «Бал в Мулен де ла Галетт». При этом можно сказать, что Ренуара меньше интересовали сюжеты его картин, чем живописные приёмы, использованные при их создании. Не будучи таким «пуристом» пленэра, как Моне, Ренуар был прежде всего очарован изображением света. Тем не менее, художник его масштаба, несомненно, заслуживает места в этой категории.
Знаменитые жанровые картины Ренуара
Бал в Мулен де ла Галетт (1876) Музей Орсе, Париж
Качели (La Balançoire) (1876) Музей Орсе, Париж
Завтрак гребцов (1881) Собрание Филлипс, Вашингтон
Зонтики (1881–1886) Национальная галерея, Лондон
Самюэл ван Хогстратен был голландским художником-реалистом и гравёром, а также известным поэтом и теоретиком искусства. Изначально он был портретистом и учеником Рембрандта, но наибольшую известность ему принесли выдающиеся жанровые картины. В частности, он создавал стильные интерьеры, «глубина» которых демонстрирует его интерес к линейной перспективе. Как и многие голландские художники, ван Хогстратен использовал в своих работах разнообразные символы, чтобы придать им дополнительный интерес и передать тонкие моральные послания.
Он также прославился своими «перспективными ящиками», которые при взгляде через глазок показывают расписной интерьер голландского дома. Как теоретик искусства, он написал труд «Введение в высшую школу живописи» (Inleyding tot de Hooge Schoole der Schilderkonst, Роттердам, 1678), где рассматривал такие темы, как иллюзионизм в живописи, а также дал редкую для того времени оценку творчества Рембрандта.
Знаменитые жанровые картины Самюэла ван Хогстратена
Туфли (1654) холст, масло, Лувр, Париж
Вид коридора (1662) дерево, масло, Дайрем-парк, Глостершир, Великобритания
Один из величайших голландских художников-реалистов XVII века, Герард Терборх, известен своими ранними сценами из жизни военных, но ещё больше — небольшими и исполненными благородства жанровыми сценами и интерьерами, в которых обыденное превращается в высокое искусство.
Его тщательная проработка деталей и умение вовлечь зрителя в свой мир подкреплены прекрасным чувством цвета, включая гармонии коричневого, золотого и жёлтого, а также сочетания серебристого и серо-голубого. Изображения материалов и тканей, таких как шёлк и атлас, изысканны, и, хотя символизм постоянно присутствует, он используется сдержанно.
Знаменитые жанровые картины Герарда Терборха
Семья точильщика (1654) холст, масло, Картинная галерея, Берлин
Девушка, чистящая яблоко (1660) холст, масло, Музей истории искусств, Вена
Женщина, ищущая блох (ок. 1665) холст, масло, Старая пинакотека, Мюнхен
Один из лучших голландских художников-реалистов, своего рода нидерландский Уильям Хогарт, — владелец таверны Ян Стен. Он изображал, часто сатирически, повседневную жизнь крестьянства в разных стилях, подобно Адриану Брауэру, Герарду Доу и Адриану ван Остаде. Среди его сюжетов — оживлённые таверны, пиры и сцены в домах, наполненные нравоучительным содержанием. Среди его лучших работ — нетипичные картины «Зверинец» и «Спальня». На первой сидящая девочка предлагает миску молока ягнёнку, а лысеющий рабочий и карлик с гордостью и любовью смотрят на свою маленькую королеву. Пространство вокруг оживлено домашней птицей всех видов. Каждый уголок тщательно спланирован, но создаёт ощущение хрупкости, будто сцена может исчезнуть или превратиться во что-то иное.
В «Спальне» мы смотрим через арочный проём в комнату, переливающуюся соломенно-жёлтыми и бледно-голубыми тонами, где на кровати, скрестив ноги, сидит молодая женщина. Здесь также возникает чувство неожиданности, словно зрителю посчастливилось случайно увидеть эту интимную сцену.
Знаменитые жанровые картины Яна Стена
Влюблённая (1662) холст, масло, Старая пинакотека, Мюнхен
Ссорящиеся игроки в карты (1665) холст, масло, Картинная галерея, Берлин
Обучавшийся в петербургской Академии художеств, Илья Репин был самым известным русским художником второй половины XIX века. Талантливый портретист и лидер Товарищества передвижников, он также создал множество шедевров жанровой живописи, ярким примером которой является его работа «Бурлаки на Волге» (1873).
Его жанровые сюжеты, почерпнутые из обширных путешествий по России, включали сцены сельской и городской жизни. В 1877 году он начал серию картин с изображением религиозных процессий, таких как «Крестный ход в Курской губернии», где среди сотен людей раскрывается их социальный и этнический статус.
Кисть и палитра Репина, с её землисто-коричневыми тонами и сверкающими пятнами белого, точно передают напряжённую атмосферу русских интерьеров и пейзажей без излишнего драматизма или преувеличения.
В 1894 году Репин стал профессором петербургской Академии художеств и уважаемым преподавателем. В 1917 году он оказался отрезан от родины, когда его имение стало частью независимой Финляндии, и больше не вернулся. Работы Репина можно увидеть в Третьяковской галерее в Москве.
Известные жанровые картины Ильи Репина
Бурлаки на Волге (1873) холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
На дерновой скамье (1876) холст, масло, Русский музей, Санкт-Петербург
Под конвоем. По грязной дороге (1876) холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
Арест пропагандиста (1880–1892) холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
Не ждали (1884–1888) холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
Отказ от исповеди (1879–1885) холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
Крестный ход в Курской губернии (1883) холст, масло, Третьяковская галерея, Москва
О другом превосходном жанровом живописце XIX века, который работал в более миниатюрной и точной манере, чем Репин, см.: Эрнест Мейссонье (1815–1891).
Один из основателей барбизонской школы пейзажной живописи во Франции, Жан-Франсуа Милле, особенно известен своими жанровыми картинами, написанными на пленэре и посвящёнными трудовым будням французского крестьянства. Среди его шедевров — «Веяльщик», «Сборщицы колосьев», «Сеятель», «Человек с мотыгой» и «Анжелюс». Большинство из них вызвали споры из-за «грубости» фигур и социального посыла, который усматривали в композициях.
Хотя его обвиняли в социализме, глубоко верующий Милле лишь пожимал плечами. В его работах не было протеста. Воспитанный на Библии, он просто изображал извечную борьбу человека с землёй, видя в этом не социальный или политический, а религиозный смысл.
В конце концов, после жизни, полной трудностей, он получил заслуженное признание. В 1875 году он женился на своей спутнице Катрин и умер через 17 дней. Милле оказал огромное влияние на молодых художников, включая Эжена Будена, Клода Моне и Пабло Пикассо.
Знаменитые жанровые картины Жана-Франсуа Милле
Веяльщик (1848) холст, масло, Национальная галерея, Лондон
Сеятель (1850) холст, масло, Музей изящных искусств, Бостон
Сборщицы колосьев (1857) холст, масло, Музей Орсе, Париж
Анжелюс (1859) холст, масло, Музей Орсе, Париж
Человек с мотыгой (1862) холст, масло, Музей Гетти, Лос-Анджелес
Изначально Эдгар Дега намеревался стать историческим живописцем, получив классическое академическое образование, но в возрасте около 30 лет переключился на современные сюжеты и стал ассоциироваться с движением импрессионизма. Однако он оставался импрессионистом классического толка, предпочитая сосредоточиться на фигуративных жанровых картинах. В основном это были сцены из балетных классов, изображения скачек и более обыденные моменты из жизни женщин, запечатлённые в манере наблюдения «через замочную скважину». Его реализм, на который повлиял Адольф фон Менцель, в сочетании с уникальным мастерством рисунка фигуры делают Дега одним из величайших жанровых художников XIX века.
Знаменитые жанровые картины Эдгара Дега
Абсент (1876) холст, масло, Музей Орсе, Париж
Таз (1886) пастель, картон, Музей Орсе, Париж
Танцевальный класс (1871–1874) Музей Орсе, Париж
Звезда (Прима-балерина) (1877) пастель, бумага, Музей Орсе, Париж
Голубые танцовщицы (1898) пастель, бумага, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва
Уроженец Нью-Йорка Эдвард Хоппер — величайший американский художник-жанрист, посвятивший большую часть своей жизни изображению простых людей, пытающихся найти своё место в жизни. Его картины, действие которых часто происходит в отелях, кафе-автоматах, закусочных или на бензоколонках, всегда находятся на грани повествования, но в конечном итоге позволяют зрителю самому решать, что происходит.
Будучи скрупулёзным мастером, Хоппер делал множество подготовительных рисунков, детально прорабатывая выражения лиц, позы, взаимоотношения фигур, а также источники и направления света. Его гений заключался в способности добиваться максимального эффекта при помощи относительно небольшого числа живописных элементов, в частности, за счёт грамотного использования света и тени для усиления драматизма. Сравните с творчеством Уинслоу Гомера.
Знаменитые жанровые картины Эдварда Хоппера
Автомат (1927) холст, масло, Центр искусств Де-Мойна
Бензоколонка (1940) холст, масло, Музей современного искусства, Нью-Йорк
Полуночники (1942) холст, масло, Чикагский институт искусств
Величайший представитель фламандской живописи XVI века, Питер Брейгель Старший, внёс свой уникальный вклад в жанровую живопись в основном работами, созданными в последние десять лет своей жизни. Эти картины, изображающие крестьянскую и деревенскую жизнь в сатирической манере, показывают пьянство, обжорство и другие пороки, а также затрагивают социальные проблемы того времени, но никогда не опускаются до снисходительности. (За тематику его картин его прозвали «Мужицким» Брейгелем). Он также прославился рядом шедевров, сочетающих жанр и пейзаж, таких как «Охотники на снегу».
Знаменитые жанровые картины Питера Брейгеля Старшего
Битва Масленицы и Поста (1559) Музей истории искусств, Вена
Нидерландские пословицы (1559) Картинная галерея, Берлин
Детские игры (1560) Музей истории искусств, Вена
Охотники на снегу (1565) Музей истории искусств, Вена
Избиение младенцев (ок. 1565–1567) Музей истории искусств, Вена
Крестьянская свадьба (1568) Музей истории искусств, Вена
Притча о слепых (1568) Музей Каподимонте, Неаполь
Несомненно, величайший из всех жанровых живописцев, Ян Вермеер, пребывал в относительной безвестности до своего «повторного открытия» в середине XIX века. Его короткая жизнь и небольшое количество сохранившихся работ делают его одним из самых ценных художников в мире. После смерти он оставил вдове и одиннадцати детям огромные долги, так и не достигнув финансового успеха при жизни.
Его уникальная репутация как величайшего представителя голландского реализма основывается на серии из примерно 35 картин, в основном жанровых. Почти все они являются шедеврами, для которых характерно дразнящее предчувствие события, уникальная цветовая палитра с холодным голубым, чувственным жёлтым и белым, а также большая чувствительность в выражениях лиц, позах и расположении предметов.
Не сохранилось ни одного рисунка Вермеера и ни одного свидетельства о его методах работы. Это заставило критика Теофиля Торе-Бюрже, ключевую фигуру в «переоткрытии» художника, назвать его «сфинксом из Делфта» в серии статей для Gazette des Beaux-Arts в 1866 году.
Знаменитые жанровые картины Яна ВермеераКартины Вермеера входят в число величайших жанровых произведений в мире. Вот подборка его работ:
Спящая девушка (ок. 1657) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Девушка, читающая письмо у открытого окна (ок. 1657) Галерея старых мастеров, Дрезден
Маленькая улица (ок. 1657) Рейксмюсеум, Амстердам
Солдат и смеющаяся девушка (ок. 1658) Собрание Фрика, Нью-Йорк
Молочница (ок. 1658) Рейксмюсеум, Амстердам
Бокал вина (ок. 1658) Картинная галерея, Берлин
Прерванный урок музыки (ок. 1660) Собрание Фрика, Нью-Йорк
Женщина с жемчужным ожерельем (ок. 1664) Картинная галерея, Берлин
Женщина, держащая весы (1662–1663) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Женщина в голубом, читающая письмо (ок. 1664) Рейксмюсеум, Амстердам
Женщина, играющая на лютне (ок. 1664) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Урок музыки (1665) Королевская коллекция, Лондон
Девушка с кувшином воды (ок. 1662) Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Концерт (ок. 1665) Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон (украдена)
Девушка с жемчужной серёжкой (ок. 1665) Маурицхёйс, Гаага
Дама, пишущая письмо (ок. 1665) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Аллегория живописи (ок. 1666) Музей истории искусств, Вена
Девушка в красной шляпе (ок. 1666) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Девушка с флейтой (ок. 1666) Национальная галерея искусства, Вашингтон
Кружевница (ок. 1669) Лувр, Париж
Любовное письмо (ок. 1669) Рейксмюсеум, Амстердам
Дама, пишущая письмо, со своей служанкой (1670) Национальная галерея Ирландии, Дублин
Гитаристка (ок. 1672) Кенвуд-хаус, Лондон
Дама, стоящая у вёрджинела (ок. 1673) Национальная галерея, Лондон
Дама, сидящая за вёрджинелом (ок. 1673) Национальная галерея, Лондон
- Жанровая живопись
- Геррит ван Хонтхорст: Жанровый живописец, Утрехтская школа, последователь Караваджо
- Жан-Батист Грёз: Французский художник, XVIII век
- Якоб Йорданс: жанровый художник фламандского барокко
- Возвращение к порядку. Как авангардисты XX века перешли к классицизму
- Эдвард Хоппер и Джордж Беллоуз на аукционе Sotheby’s
- Самая большая выставка картин Эдварда Хоппера открылась в Мадриде
- Человек с мотыгой, Жан-Франсуа Милле: Анализ
- Вопросы об известных художниках
- Мелки Конте
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?