Библейское искусство:
изображения, иллюстрирующие христианскую Библию читать ~21 мин.
Источником всего христианского искусства является Библия, также называемая Священным Писанием. Она состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет, включающий 46 книг, начинается с истории сотворения мира. Изначально он был написан на древнееврейском языке и унаследован от священных текстов иудеев, а в III веке до н.э. его перевели на греческий язык. Новый Завет меньше по объёму: он состоит из 27 книг, включая четыре Евангелия, и был написан на греческом. Ряд неофициальных книг, известных как апокрифические Евангелия, были отвергнуты церковью как неканонические, однако в Средние века их широко читали из-за живописных подробностей жизни Христа, Девы Марии и апостолов. В период раннехристианского искусства (около 150–350 годов) единого стандартизированного текста Библии ещё не существовало. Позднее, около 385 года, святой Иероним Стридонский создал латинский перевод обоих Заветов. Этот перевод, известный как Вульгата (поскольку латынь в то время считалась «народным», вульгарным языком), был принят Римско-католической церковью в качестве официального латинского текста Библии. В восточных православных церквях используется преимущественно греческий перевод Ветхого Завета — Септуагинта.
Что такое библейское искусство?
В широком смысле термин «библейское искусство» охватывает всё визуальное искусство, основанное на сюжетах из Ветхого и Нового Заветов. Сюда же относятся и истории из апокрифов, такие как «Юдифь и Олоферн» или «Сусанна и старцы». Эти сюжеты были особенно популярны в искусстве эпохи Возрождения в Риме, у художников неаполитанской школы, а также в живописи маньеризма и барокко (1550–1700). По сути, всё христианское искусство можно считать библейским, поскольку учение Христа основано исключительно на Священном Писании. Так или иначе, в истории западного искусства преобладают иллюстрации библейских сюжетов. Они встречаются почти во всех видах изобразительного искусства, включая живопись, скульптуру, мозаику и иконопись. Для иллюстрации библейских сцен использовались и многие виды декоративного искусства, самый известный из которых — великолепные витражи в готических соборах. Библейские сюжеты также встречаются в ювелирном деле и изделиях из металла. В церквях эпохи Возрождения и барокко библейское искусство было представлено захватывающими дух фресками в технике квадратуры (например, «Вознесение Девы Марии» Корреджо в Пармском соборе, 1524–1530) и масштабными циклами стенных росписей. Среди них — фрески капеллы Скровеньи (ок. 1303–1310) работы Джотто, фрески капеллы Бранкаччи (1424–1428) кисти Мазаччо и знаменитые фрески Сикстинской капеллы в Ватикане («Сотворение мира», 1508–1512; «Страшный суд», 1536–1541) работы Микеланджело.
Иллюминирование Библии
В более узком смысле «библейское искусство» может означать исключительно иллюминированные (художественно оформленные) библии или евангелия. Эти иллюминированные рукописи доминировали в религиозном искусстве Средневековья (около 500–1200 годов).
Авторы самых ранних иллюминированных манускриптов, возможно, вдохновлялись иллюстрациями из иудейской Агады (сборника народных преданий и притч). В основном они иллюстрировали Пятикнижие (первые пять книг Ветхого Завета) и Евангелия. Позднее популярными стали и тексты из Апокалипсиса.
Шедеврами средневековой книжной миниатюры являются такие работы, как «Моисей получает Десять заповедей» (840) из Библии Гранваля (Британская библиотека, Лондон); «Ноев ковчег» (975) из «Комментария на Апокалипсис» Беата Лиебанского (Жиронский собор, Каталония); и «Пасть Ада» (1160) из Псалтири Генриха Блуаского (Британская библиотека). Библия Гранваля содержит полностраничные иллюстрации к книгам Бытия и Исход, включая серию изображений Адама и Евы от сотворения до изгнания из Эдемского сада. Жиронский «Беатус» был создан в монастыре Сан-Сальвадор-де-Табара, который был важным центром испанской книжной миниатюры и соперничал с великим французским монастырём Святого Мартина в Туре, а также с другими франко-германскими центрами, такими как Ахен, Реймс, Мец, Фульда и Хельмарсхаузен.
Среди других выдающихся иллюстрированных библейских рукописей: Келлская книга (ок. 800, библиотека Тринити-колледжа, Дублин); Евангелие из Лорша (IX век, Ватиканская апостольская библиотека); Библия Вивиана (845, Национальная библиотека Франции, Париж); Кодекс Эгберта (ок. 980, Государственная библиотека, Трир); Библия из Бери (XII век, Колледж Корпус-Кристи, Кембридж). Другими примерами из золотого века романской книжной миниатюры (1000–1150) являются Библия из Пантеона (1126, Рим), Ламбетская Библия (1150, Кентербери), Библия из Перуджи (1150, Перуджа); Библия из Бери (XII век, Бери-Сент-Эдмундс) и Винчестерская Библия (1160–1175, Винчестер). Захватывающую коллекцию христианской миниатюрной живописи можно увидеть в «Библии Морализе» (1240-е, Национальная библиотека Франции, Париж), созданной в более позднюю эпоху готических иллюминированных рукописей (1150–1350).
Biblia Pauperum («Библия бедных»)
«Библия бедных» использовалась небогатым духовенством. Это была иллюстрированная Библия, состоящая из серии изображений с пояснениями к основным сюжетам Нового Завета и отсылками к Ветхому Завету. Этот формат возник в Голландии или Германии в XII – XIII веках, а позже приобрёл ещё большую популярность в виде печатных книг с гравюрами на дереве. Типичный экземпляр «Библии бедных» состоял из сорока одностраничных иллюстраций. Каждая из них изображала событие из Нового Завета в сопровождении двух событий-прообразов из Ветхого Завета, библейской цитаты и пояснительных заметок. Примером этого жанра служит голландская «Библия бедных» XV века, хранящаяся в библиотеке Эстергомского собора в Венгрии.
Краткая история библейского искусства
Первые библейские изображения появились в III веке в римских катакомбах. Это раннее христианско-римское искусство существовало до падения Рима (около 450 года), после чего центр художественной жизни сместился в Константинополь, столицу Византийской империи. Хотя итальянский город Равенна на короткое время стал процветающим центром западного и восточного христианства (см. Равеннские мозаики), Константинополь оставался главным источником средневекового искусства вплоть до Каролингского возрождения в Европе (с 800 года) при императоре Карле Великом (см. искусство Каролингов) и его преемниках Оттонах (см. искусство Оттонов). Единственным исключением в этот период упадка Западной Европы была Ирландия, монастыри которой стали центрами создания выдающегося ирландского монашеского искусства (около 600–1200). Подробнее см.: Средневековое христианское искусство (ок. 600–1200).
Для получения подробной информации о священных статуях, рельефах, ювелирных изделиях и резьбе по слоновой кости см. Раннехристианская скульптура (100–1050) и Средневековая скульптура.
Восстановление влияния Римской церкви ознаменовалось масштабной программой строительства соборов (около 1000–1300 годов), охватившей романскую и готическую эпохи. Готическая архитектура, в частности английская готика, породила огромный спрос на библейские статуи и рельефы. Это привело к разработке обширной христианской иконографии, определявшей, как должны изображаться Христос, Дева Мария и Святое семейство. Например, три портала западного фасада Шартрского собора украшены множеством библейских скульптур. Средневековая живопись, как правило, в виде фресок, также высоко ценилась за способность иллюстрировать библейские сцены. Церковное искусство процветало и в XIV веке (см., например, живопись Проторенессанса), что в итоге привело к Ренессансу во Флоренции и Риме, где меценаты активно покровительствовали библейскому искусству. Интересный взгляд на роль произведений искусства в религии представляют фундаменталистские проповеди Джироламо Савонаролы (1452–1498).
Реформация и возникновение протестантизма способствовали появлению новых, более сдержанных форм искусства протестантской Реформации. Примером может служить голландская живопись в жанре «ванитас» — разновидность натюрморта XVII века, которую практиковали такие художники, как Питер Клас (1597–1660) и Виллем Кальф (1622–1693). Однако Рембрандт ван Рейн, выдающийся представитель религиозного искусства в голландской живописи XVII века, также создал ряд величественных произведений на библейские темы. За Реформацией последовала Контрреформация, положившая начало славному периоду католической живописи барокко, которую возглавляли Эль Греко в Испании, Федерико Бароччи в центральной Италии, Рубенс в Антверпене и Караваджо в Риме. За некоторыми исключениями, закат эпохи барокко ознаменовал начало долгого и постепенного упадка библейского искусства, который продолжается и по сей день.
Искусство Ветхого Завета
Ветхий Завет состоит из 39–46 книг (или более, в зависимости от канона: католического, протестантского, православного или иудейского). Его можно условно разделить на четыре части: Пятикнижие (первые 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), исторические книги (например, книги Судей, Царств, Паралипоменон), учительные книги (например, книги Иова, Притчей Соломоновых, Екклесиаста) и пророческие книги (например, книги пророков Исаии, Иезекииля, Даниила).
До позднего Средневековья в настенной живописи и книжной миниатюре использовалось сравнительно немного сюжетов из Ветхого Завета. Художников просили сосредоточиться на Новом Завете, который, как считалось, проливает свет на события Ветхого. Самыми распространёнными ветхозаветными темами были грехопадение и изгнание Адама и Евы из Рая; история Каина и Авеля; Ной и Всемирный потоп; жертвоприношение Исаака Авраамом; Моисей, особенно сюжеты с Неопалимой купиной и медным змеем. Среди других популярных тем были Даниил во рву со львами и Иона как символ Воскресения. Однако после Реформации протестантская церковь стала поощрять изображение сцен из Ветхого Завета, которые ранее иллюстрировались редко или никогда. Голландские художники-реалисты, в частности Рембрандт, начали обращаться к таким малоизвестным сюжетам, как «Левит и его наложница», «Есфирь готовится предстать перед Артаксерксом», «Самсон обвиняет своего тестя», «Царь Озия, поражённый проказой», «Товия и его отец» и «Жертвоприношение Маноя».
Ещё одной регулярной темой были ветхозаветные пророки. Самым ранним известным их изображением считается фреска с пророком Валаамом, указывающим на звезду, найденная в катакомбах Присциллы в Риме. Они также появляются в мозаиках V века в церкви Сан-Витале в Равенне и были частым элементом архитектурной каменной скульптуры в эпоху романики (1000–1150) и более натуралистической готики (1100–1400). Традиция сохранилась и в период интернациональной готики, примером чему служит «Колодец Моисея» (1395–1403) дижонского скульптора Клауса Слютера. В XV – XVI веках пророки были также характерной чертой скульптуры Возрождения, как, например, в работах Донателло «Пророк Аввакум (Цукконе)» (1426) и Микеланджело «Гробница папы Юлия II» (1505–1545).
Картины на сюжеты Ветхого Завета
«Сотворение Адама» (ок. 1508–1512, Сикстинская капелла) Микеланджело.
«Изгнание из Эдемского сада» (1428, капелла Бранкаччи) Мазаччо.
«Воз сена» (1516, Прадо) Иеронима Босха (сцены из Книги Бытия).
«Жертвоприношение Исаака» (1600, Уффици) Караваджо.
«Авраам и три ангела» (1730, Скуола Гранде ди Сан-Рокко) Тьеполо.
«Сон Иакова» (1639, Прадо) Хосе де Риберы.
«Иаков благословляет сыновей Иосифа» (1656, Картинная галерея старых мастеров, Кассель) Рембрандта.
«Всемирный потоп» (1530, Прадо) Яна ван Скорела.
«Обретение Моисея» (1633, Прадо, Мадрид) Орацио Джентилески.
«Вирсавия с письмом царя Давида» (1654, Лувр) Рембрандта.
«Давид с головой Голиафа» (1605, Галерея Боргезе, Рим) Гвидо Рени.
«Сбор манны небесной в пустыне» (1639, Лувр) Пуссена.
«Свадьба Есфири и Артаксеркса» (1548, Ареццо) Джорджо Вазари.
«Самсон и Далила» (1609, Национальная галерея, Лондон) Рубенса.
«Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (1620, Уффици) Артемизии Джентилески.
Искусство Нового Завета
Начиная со II века Новый Завет вдохновлял на создание произведений во всех видах искусства — от изящных до самых утончённых видов декоративно-прикладного искусства. Новый Завет представляет собой собрание из 27 книг о жизни Христа и раннем христианстве. Они были написаны на греческом языке (около 50–150 гг. н.э.) различными авторами, которые были учениками Иисуса из Назарета или свидетелями его деяний. Он состоит из следующих частей:
Евангелия (что означает «благая весть»). Это четыре повествования о жизни и учениях Иисуса, написанные евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. В них заключена суть христианского откровения и провозглашена «благая весть» об искуплении человечества.
Деяния апостолов. Отчёт о деятельности апостолов в ранней церкви, предположительно составленный тем же автором, что и Евангелие от Луки.
Послания. Около 21 письма (например, к Римлянам, Коринфянам, Ефесянам), написанных разными авторами и посвящённых различным вопросам христианской доктрины и вероучения.
Книга Откровения (Апокалипсис). Содержит множество пророчеств о конце времён.
В раннехристианскую эпоху евангелистов иногда символически изображали в виде четырёх рек, текущих от трона Христа (например, мозаика в апсиде церкви Сан-Витале, Равенна) или в виде свитков (например, мозаика в мавзолее Галлы Плацидии, Равенна). Самыми ранними иллюстрированными евангельскими текстами считаются Евангелия Гаримы (390–660, монастырь Гарима, Эфиопия) и Евангелие Рабулы (586, Библиотека Лауренциана, Флоренция), которые, вероятно, были созданы и иллюстрированы в одном из ближневосточных монастырей Византийской империи. (См.: История иллюминированных рукописей (600–1200)).
Темы Нового Завета
Важнейшей темой новозаветного искусства, несомненно, является Жизнь Христа. Она включает в себя целый ряд событий, которые многократно изображались на церковных алтарных панелях, в монументальной масляной живописи, а также в резьбе по дереву и рельефной скульптуре, особенно в романскую и готическую эпохи.
Образы Иисуса Христа
Вот краткий перечень некоторых важных событий из жизни Христа вместе со знаменитыми картинами, основанными на них:
Рождество
«Рождество Христово» (1480, Старая пинакотека, Мюнхен) Мартина Шонгауэра.
«Рождество Христово» (1581, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция) Тинторетто.
Поклонение волхвов
«Поклонение волхвов» (1423, Уффици) Джентиле да Фабриано.
«Поклонение волхвов» (1510, Прадо, Мадрид) Иеронима Босха.
Поклонение пастухов
«Поклонение пастухов» (1562, Рим) Якопо Бассано.
«Поклонение пастухов» (1617, Уффици) Геррита ван Хонтхорста.
Святое семейство на пути в Египет
«Отдых на пути в Египет» (1515, Прадо) Иоахима Патенира.
«Бегство в Египет» (1609, Старая пинакотека, Мюнхен) Адама Эльсхаймера.
Крещение Христа
«Крещение Христа» (1450, Национальная галерея, Лондон) Пьеро делла Франческа.
«Крещение Христа» (1475, Уффици) Андреа дель Верроккьо.
Сретение (Принесение во храм)
«Принесение во храм» (1342, Уффици) Амброджо Лоренцетти.
«Принесение во храм» (1641, Лувр) Симона Вуэ.
Чудеса
«Чудо с хлебами и рыбами» (1481, Алтарь Святого Вольфганга) Михаэля Пахера.
«Воскрешение Лазаря» (1519, Национальная галерея, Лондон) Себастьяно дель Пьомбо.
«Брак в Кане Галилейской» (1563, Лувр, Париж) Паоло Веронезе.
Притчи
«Притча о добром самарянине» (витражи XIII века, Буржский собор).
«Изгнание торгующих из храма» (1600, Национальная галерея, Лондон) Эль Греко.
«Притча о мудрых и неразумных девах» (1539, Парма) Пармиджанино.
«Притча о слепых» (1568, Музей Каподимонте) Питера Брейгеля Старшего.
«Возвращение блудного сына» (1622, Национальный музей, Нюрнберг) Иоганна Лисса.
«Возвращение блудного сына» (1666, Эрмитаж) Рембрандта.
Преображение
«Преображение» (1518–1520, Музеи Ватикана) Рафаэля.
«Преображение Христово» (1518, Национальная галерея Умбрии) Перуджино.
Вход в Иерусалим
«Вход в Иерусалим» (из алтаря «Маэста», 1311, Сиена) Дуччо ди Буонинсенья.
«Вход Иисуса в Иерусалим» (1330, Ассизи) Пьетро Лоренцетти.
Тайная вечеря
«Тайная вечеря» (1450, Сант-Аполлония, Флоренция) Андреа дель Кастаньо.
«Тайная вечеря» (1498, Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) Леонардо да Винчи.
«Пир в доме Левия» (1573, Галерея Академии, Венеция) Паоло Веронезе.
Поцелуй Иуды
Мозаика «Поцелуй Иуды» (ок. 510, Сант-Аполлинаре-Нуово, Равенна) анонимного автора.
«Поцелуй Иуды (Предательство Христа)» (1305, Капелла Скровеньи) Джотто.
Суд над Христом
«Поругание Христа» (1503, Старая пинакотека, Мюнхен) Маттиаса Грюневальда.
«Снятие одежд с Христа (Эсполио)» (1577, Толедский собор) Эль Греко.
«Бичевание Христа» (1460, Урбино) Пьеро делла Франческа.
«Ecce Homo (Се, Человек)» (1515–1516, Музей изящных искусств, Гент) Иеронима Босха.
«Ecce Homo» (1925, Новая пинакотека, Мюнхен) Ловиса Коринта.
Распятие
«Распятие» (1475, Музей изящных искусств, Антверпен) Антонелло да Мессина.
«Шлейсхеймское распятие» (1503, Старая пинакотека, Мюнхен) Лукаса Кранаха.
«Распятие» (1565, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция) Тинторетто.
«Христос Распятый» (1632, Музей Прадо, Мадрид) Веласкеса.
Снятие с креста
«Снятие с креста» (1528, Капелла Каппони, Флоренция) Якопо Понтормо.
«Снятие с креста» (1549, Музей изящных искусств, Безансон) Аньоло Бронзино.
«Положение во гроб» (1601-1603, Музеи Ватикана) Караваджо.
«Триптих Зайлерна (Положение во гроб)» (1410, Галерея Курто) Робера Кампена.
«Снятие с креста» (1614, Собор Антверпенской Богоматери) Рубенса.
«Снятие с креста» (1633, Старая пинакотека, Мюнхен) Рембрандта.
Оплакивание
«Оплакивание Христа (Пьета)» (ок. 1305, Капелла Скровеньи) Джотто.
«Авиньонская пьета» (1454–1456, Лувр) Ангерана Картона.
«Мёртвый Христос (Оплакивание)» (1490, Пинакотека Брера, Милан) Андреа Мантеньи.
«Оплакивание Тела Христова» (1530, Уффици) Аньоло Бронзино.
Воскресение и Вознесение
«Воскресение Христа» (1460, Городской музей, Сансеполькро) Пьеро делла Франческа.
«Воскресение» (1600, Прадо, Мадрид) Эль Греко.
Явления Христа после Воскресения
«Не прикасайся ко Мне (Noli Me tangere)» (1510, Музей Тайной вечери Андреа дель Сарто) Андреа дель Сарто.
«Не прикасайся ко Мне» (1523, Прадо, Мадрид) Корреджо.
«Неверие апостола Фомы» (1621, Музеи Ватикана) Гверчино.
«Неверие Фомы» (1615, Музей изящных искусств, Антверпен) Рубенса.
«Ужин в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон) Караваджо.
Сцены из жития Девы Марии
После Жизни Христа второй по важности темой Нового Завета является Житие Пресвятой Девы Марии (Мадонны). Этот сюжет приобрёл особое значение в искусстве католической Контрреформации в XVI – XVII веках. Повествовательные циклы, изображающие жизнь Девы Марии, начали появляться в Италии около 450 года. Примером могут служить мозаики на триумфальной арке в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Сцены из жизни Марии также часто украшали порталы французских соборов: во многих крупных средневековых храмах был портал Богоматери со скульптурными рельефами на эту тему. Ренессансные фрески, такие как росписи Чимабуэ в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1280–1283) и фрески Джотто в капелле Арена (ок. 1306–1310), также включали житие Богородицы. Работа Джотто, в частности, представляет собой один из самых полных живописных циклов, посвящённых Деве Марии. Интересно сравнить его с более поздним циклом ксилографий Альбрехта Дюрера (1509–1511).
Конкретные эпизоды из Жития Богородицы запечатлены в следующих произведениях:
Рождество Марии
«Рождество Богородицы» (1488, Санта-Мария-Новелла) Доменико Гирландайо.
«Рождество Богородицы» (1643, Национальная галерея Умбрии, Перуджа) Пьетро да Кортона.
Благовещение
«Благовещение» (1333, Уффици) Симоне Мартини.
«Алтарь Мероде» (1435, Метрополитен-музей, Нью-Йорк) Робера Кампена.
«Благовещение» (ок. 1450, Музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико.
Непорочное зачатие
«Непорочное зачатие Девы Марии» (1635, монастырь Августинцев, Саламанка) Риберы.
«Непорочное зачатие» (1635, Прадо) Франсиско де Сурбарана.
«Непорочное зачатие» (1664, Анкона) Карло Маратты.
Встреча Марии и Елизаветы
«Встреча Марии и Елизаветы» (1521, Лувр, Париж) Себастьяно дель Пьомбо.
«Встреча Марии и Елизаветы» (1530, церковь Сан-Микеле, Карминьяно) Якопо Понтормо.
Смерть её сына Иисуса Христа
«Снятие с креста» (1440, Музей Прадо) Рогира ван дер Вейдена.
«Пьета» (1465–1470, Пинакотека Брера, Милан) Джованни Беллини.
«Пьета» (1499, собор Святого Петра, Рим) мраморная скульптура Микеланджело.
«Три Марии у гроба Христа» (1600, Эрмитаж) Аннибале Карраччи.
Смерть и Успение (Вознесение)
«Смерть Богородицы» (1601–1606, Лувр, Париж) Караваджо.
«Вознесение Девы Марии (Ассунта)» (1518, Санта-Мария-Глорьоза-деи-Фрари, Венеция) Тициана.
«Вознесение Девы Марии» (1524–1530, Пармский собор) Корреджо.
Конец XV века стал золотым веком позднеготической резьбы по дереву. В это время было создано множество изысканных резных алтарей, часто с изображением Девы Марии. Примеры включают: «Алтарь Успения Пресвятой Девы Марии» (1477–1489, Краков) Фейта Штосса; «Алтарь Девы Марии» (ок. 1470, Музей древностей, Руан); «Алтарь Страстей Христовых» (ок. 1483, Музей Клюни, Париж); и «Вознесение Девы Марии» (1495–1499, центральная панель Креглингенского алтаря, Херготскирхе) Тильмана Рименшнейдера.
Примечание: Сикстинская капелла в Ватикане посвящена Деве Марии. Богородица считалась «второй Евой», которая искупила первородный грех первой. Этим объясняется, почему фреска Микеланджело «Сотворение Евы» расположена точно в центре потолка капеллы. См.: Фреска «Сотворение мира» Микеланджело (1508–1512).
Образы Мадонны
Самая распространённая категория изображений Девы Марии — это её портреты в одиночестве или (чаще) с Младенцем Христом. Композиция «Мадонна с Младенцем», вероятно, является самой частой темой во всём христианском искусстве. Также распространена композиция «Мадонна с Младенцем и святыми». Сложилось несколько стандартных иконографических типов, которые варьировались в зависимости от функции изображения, его местоположения и заложенного в него смысла. К ним относятся следующие:
Панагия Никопея («Победоносная»), где Мадонна изображена сидящей на троне и держащей Младенца Христа перед собой. Позже этот тип был вытеснен Богородицей Одигитрией («Путеводительницей») (примечание: Богородица означает «Богоносец»). Это более нежная поза, в которой Мадонна указывает на Младенца, как бы говоря, что Христос есть «Путь». Младенец может сидеть у неё на коленях или на левой руке. Если Младенец находится в правой руке, изображение называется Дексиократуса. Иногда обе версии встречаются в одном месте, как, например, в мозаиках монастыря Осиос Лукас в Греции. Если между Мадонной и Младенцем подчёркнута особая нежность, изображение известно как Богородица Елеуса («Милующая»), как на иконе «Владимирская Богоматерь» (ок. 1130, Третьяковская галерея, Москва). См. также: «Мадонна Строганова» (ок. 1300, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Если Младенец обнимает Мадонну, это тип Гликофилуса («Сладкое лобзание»). Другой тип — Богородица Галактотрофуса («Млекопитательница»), где Мадонна кормит Младенца грудью. Это старейшее из всех изображений Богородицы с Младенцем, впервые появившееся в катакомбах Присциллы около 210 года. В XIV веке оно стало известно как «Мадонна дель Латте». Именно эти, более нежные, образы Мадонны с Младенцем оказались самыми популярными в искусстве интернациональной готики, сиенской школе живописи и итальянском Ренессансе.
Существует несколько других формальных поз. Богородица Оранта («Молящаяся»), где она стоит одна с поднятыми в молитве руками — в Константинополе этот образ был известен как Богородица Влахернитисса. В иконографии Платитера («Знамение») на груди Богоматери изображён образ Младенца. Мария Деомена (также известная как Агиосоритисса или «Святая Заступница») — это ещё одна стоячая поза, используемая, когда Богородица выступает в качестве заступницы за грешников (с поднятыми руками) по правую руку от Христа.
Mater Dolorosa («Богоматерь Скорбящая») — это иконография плачущей Мадонны, характерная для сцены Пьеты. «Мадонна Милосердия» (Misericordia) — образ, который обычно заказывали благотворительные братства, чтобы выразить свою веру в её заступничество: см. центральную панель «Полиптиха Мизерикордия» (1445–1462, Сансеполькро) Пьеро делла Франческа. «Мадонна Смирение» — это изображение, представляющее Мадонну в сцене Рождества, поклоняющуюся Младенцу Христу, который лежит на земле перед ней, как в знаменитом «Алтаре Портинари» Хуго ван дер Гуса. Наконец, «Мадонна Розария» используется для прославления католического обряда чтения розария: см., например, «Мадонну с чётками» Караваджо (1607, Музей истории искусств, Вена).
Образы апостолов
Из числа своих учеников Христос избрал двенадцать апостолов для распространения христианской веры. Среди них были Симон (названный Петром) и его брат Андрей; Иаков и Иоанн, сыновья Зеведеевы; Филипп; Варфоломей; сборщик податей Матфей; Иаков Алфеев; Фаддей (также называемый Иудой); Симон Зилот; Фома Дидим («Близнец») и Иуда Искариот. (Примечание: только двое из апостолов были также евангелистами — Иоанн и Матфей.)
Апостолы изображены на многих картинах и скульптурах вместе с Христом. Самой известной из них является «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи (1495–1498) — величайшее произведение итальянского Возрождения XV века. Среди других работ: «Чудо со статиром» (1427, фреска капеллы Бранкаччи) Мазаччо; «Христос, передающий ключи святому Петру» (1481–1482, Сикстинская капелла) Перуджино; «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Дюрера; «Христос, омывающий ноги ученикам» (1547, Прадо) Тинторетто.
Самое раннее художественное изображение апостолов — это фреска «Тайная вечеря» конца III века в катакомбах Святого Каллиста. Похожая композиция встречается на мозаике VI века в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Рельефы с апостолами также присутствуют на нескольких саркофагах IV века, в том числе на саркофаге Феодосия в Сант-Амброджо в Милане (389).
Изображения апостолов были характерной чертой христианского византийского искусства (особенно мозаик), итальянской живописи эпохи треченто (например, алтарь «Маэста» Дуччо, 1308–1311), позднеготической деревянной скульптуры (например, «Алтарь Двенадцати апостолов» Тильмана Рименшнейдера, 1509) и искусства Высокого Возрождения (например, шпалеры Рафаэля для Сикстинской капеллы, 1515–1516).
Караваджо, используя свой фирменный натуралистический стиль, написал множество сцен из жизни апостолов. Его самые известные работы на эту тему: «Призвание апостола Матфея» (1600), «Мученичество святого Матфея» (1600), «Распятие святого Петра» (1601) и «Обращение Савла по пути в Дамаск» (1601).
Церковные алтари: триптихи и полиптихи
Очень важным видом библейского искусства был алтарный образ. Существовало два его типа. Первый — рередос, отдельно стоящая конструкция за алтарём. Второй — ретабло, которое обычно размещалось на самом алтаре. Примером последнего является Изенгеймский алтарь (1506–1515) Маттиаса Грюневальда из монастыря Святого Антония. Иногда алтарные образы писались на холсте или досках и крепились к стене за алтарём, как, например, «Мадонна с гарпиями» (1517) Андреа дель Сарто. См. также: Венецианские алтари XVI века. Вплоть до эпохи барокко самым популярным видом алтарного искусства были створчатые алтари, которые назывались в соответствии с количеством панелей. Триптихи (из 3 панелей) были самыми распространёнными, за ними следовали полиптихи (как правило, более 4 панелей).
Знаменитые триптихи
– «Триптих Стефанески» (1313) Джотто ди Бондоне
«Алтарь Мероде» (ок. 1427) Робера Кампена
«Снятие с креста» (1435–1440) Рогира ван дер Вейдена
«Алтарь Трёх волхвов» (ок. 1440) Стефана Лохнера
«Страшный суд» (1471) Ганса Мемлинга
«Алтарь Портинари» (1476–1479) Хуго ван дер Гуса
«Алтарь Отцов Церкви» (1484) Михаэля Пахера
Знаменитые полиптихи
– «Алтарь Маэста» (1311) Дуччо ди Буонинсенья
«Полиптих Квартези» (1425) Джентиле да Фабриано
«Гентский алтарь» (1425–1432) Юберта и Яна ван Эйков
«Полиптих «Страшный суд»» (1446–1452) Рогира ван дер Вейдена
«Изенгеймский алтарь» (1506–1515) Маттиаса Грюневальда
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?