Библейское искусство: изображения, иллюстрирующие христианскую Библию читать ~22 мин.
Источник всего христианского искусства, Библия (также называемая «Священными Писаниями»), состоит из двух частей: Ветхого Завета и Нового Завета. Ветхий Завет, состоящий из 46 книг, начиная с истории Творения, был написан на иврите и унаследован от священных писаний евреев. Позже, в III веке, он был переведен на греческий язык. Новый Завет меньше: он содержит всего 27 книг, включая четыре Евангелия, и был написан на греческом языке. (Ряд неофициальных книг, называемых Апокрифическими Евангелиями были отвергнуты церковными властями как неканонические сочинения, но в средние века их широко читали из-за живописных подробностей жизни Христа, Марии и Апостолов.) В период расцвета ранне-христианского искусства (около 150-350 гг.) ни для одной части Библии не существовало стандартизированного текста. Затем, примерно в 385 году, святой Иероним написал латинский вариант обоих Заветов, названный изданием Вульгаты (латынь считалась «вульгарным» языком). Этот вариант до сих пор принимается как Восточной Православной, так и Римско-католической церквями.
Что такое библейское искусство?
В целом, термин «библейское искусство» относится ко всему визуальному искусству, полученному из историй Ветхого или Нового Завета, включая истории из апокрифических евангелий, таких как Юдифь и Олоферн, Сусанна и Старцы, которые были популярной темой искусства эпохи Возрождения в Риме, а также в Неаполитанской школе, а также в более поздней живописи в стиле маньеризма и барокко (1550-1700). Фактически, можно сказать, что всё христианское искусство является формой «библейского искусства», поскольку послание Христа исходит исключительно из Священного Писания. В любом случае в истории искусства на Западе преобладают иллюстрации библейских историй почти во всех основных средствах выражения, включая живопись и скульптуру, а также мозаичное искусство и иконы. Множество различных видов декоративного искусства – самый известный из них – красивые витражи в готических соборах – использовались для иллюстрации сцен из Библии, равно как и такие ремесленные изделия, как ювелирное дело и изделия из металла. Библейское искусство также широко изображалось в церквях эпохи Возрождения и барокко с помощью захватывающих дух фресок квадратуры (например, Успение Богородицы (Пармский собор) (1524-1530, Корреджо), а также обширных настенных росписей, примером которых являются Фрески капеллы Скровеньи (Арена) (около 1303-10 гг.) работы Джотто, Фрески капеллы Бранкаччи (1424-1428) в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, работы Мазаччо и фрески Сикстинской капеллы в Ватикане (Бытие 1508-1512; Страшный суд 1536-1541) работы Микеланджело.
Освещение Библии
Для сравнения, более узкое определение «библейского искусства» может быть сосредоточено исключительно на иллюминированных (украшенных) библиях или евангельских текстах в форме иллюминированных рукописей, которые доминировали в религиозном искусстве в средневековую эпоху (около 500–1200 гг.).
Самые ранние из этих иллюминированных манускриптов, авторы которых, возможно, были вдохновлены иллюстрацией в еврейской Агаде (книге еврейских народных сказок, притч, легенд), в основном охватывали Пятикнижие (первые пять книг Ветхого Завета, включая Бытие) и Евангелия. Тексты из Апокалипсиса тоже вошли в моду.
Примером иллюминации средневековых рукописей являются такие шедевры, как «Моисей получает десять заповедей» (840) из Великой Библии (Британская библиотека, Лондон); Ноев ковчег (975 г.) из Герона Беатус (Кафедральный собор Жироны, Каталония); и Пасть ада (1160) из Псалтири Генри де Блуа (Британская библиотека). Библия Грандвала содержит полностраничные библейские иллюстрации из Бытия и Исхода, серию изображений Адама и Евы от их создания до изгнания из Эдемского сада. Жирона Беатус была написана в монастыре Сан-Сальвадор-де-Табара, центре испанского освещения и сопернике великого французского монастыря Святого Мартина в Туре, а также в других франко-немецких центров, таких как Ахен, Реймс, Мец, Фульда и Хельмарсхаузен.
Среди других исключительных библейских иллюстраций: Келлская книга (около 800, библиотека Тринити-колледжа, Дублин); Евангелие от Лорша (9 век, Biblioteca Apostolica, Ватикан); Вивианская Библия (845, Национальная библиотека Франции, Париж); Кодекс Эгберти (ок. 980, Государственная библиотека, Трир); Библия Бери (XII век, Колледж Корпус-Кристи, Кембридж). Другие примеры иллюстрированных библий золотого века романских иллюминированных рукописей (1000–1150 гг.): Библия Пантеона (1126 г., Рим), Библия Ламбета (1150 г., Кентербери), Библия Перуджи (1150 г., Перуджа); Библия Бери (12 век, Бери-Сент-Эдмундс) и Библия Винчестера (1160-75, Винчестер). Захватывающую коллекцию христианской миниатюрной живописи можно увидеть в «Библейской морали» (1240, Национальная библиотека Франции, Париж), выпущенный в более позднюю эпоху готических иллюминированных рукописей (1150-1350).
Biblia Pauperum (Библия бедных)
Библия бедных использовалась бедным духовенством и представляла собой иллюстрированную Библию, состоящую из серии изображений вместе с объяснениями основных историй Нового Завета (плюс ссылки на Ветхий Завет). Возникнув в Голландии или Германии в 12-13 веках, она позже приобрела дополнительную популярность как печатная книга с иллюстративными деревянными гравюрами. Типичный экземпляр Библии бедных состоит из сорока одностраничных иллюстраций, каждая из которых изображает событие из Нового Завета, сопровождается двумя событиями Ветхого Завета, с библейской цитатой, определяющей конкретный иллюстрированный эпизод, и дополнительными пояснительными примечаниями. Примером этого жанра является голландская Библия бедных 15-го века в библиотеке собора Эстергома в Венгрии.
Краткая история библейского искусства
Библейские иллюстрации впервые появились в катакомбах III века вокруг Рима. Это раннее христианско-римское искусство просуществовало до падения Рима (около 450 г.), после чего внимание переключилось на византийское искусство, сосредоточенное в Константинополе (ранее Византии). Хотя итальянский город Равенна недолго процветал как центр западного и восточного христианства – см. Мозаики Равенны – Константинополь оставался ведущим источником средневекового искусства на протяжении Средневековья, до европейского возрождения (с 800 г.) под властью могущественного Священного Писания. Римский император Карл Великий – см. Искусство Каролингов – и его преемники Оттоны – см. Оттоновское искусство. Единственным исключением из этого упадка Западной Европы была Ирландия, аббатства которой создавали выдающееся ирландское монашеское искусство (около 600–1200 гг.). Для получения дополнительной информации см.: Средневековое христианское искусство (ок. 600–1200).
Для получения подробной информации о священных статуях, рельефах, ювелирном деле и резьбе из слоновой кости см. Раннехристианскую скульптуру (100-1050) и Средневековую скульптуру.
Римская церковь объявила о своем восстановлении с помощью огромной программы строительства соборов (около 1000-1300 гг.), охватывающей эпохи романского и готического стиля. Готическая архитектура, включая, в частности, английскую готическую архитектуру, привела к массовому спросу на библейские статуи и рельефные скульптуры, в результате чего началась обширная программа христианской иконографии, касающейся того, как должны быть представлены Христос, Пресвятая Дева Мария и Святое Семейство. Например, три портала западного фасада Шартрского собора содержат массу библейских скульптур. Средневековая живопись тоже высоко ценилась за способность иллюстрировать библейские сцены, обычно в виде фресок. Церковное искусство процветало в 14 веке – см., например, живопись до эпохи Возрождения, которая привела к Ренессансу во Флоренции и Ренессансу в Риме: оба известны своим покровительством широкому спектру библейского искусства. Интересный комментарий о необходимости библейских произведений искусства есть в фундаменталистских взглядах Джироламо Савонаролы (1452-1498).
Реформация и последующее появление протестантства способствовали появлению новых и более сдержанных форм протестантского искусства Реформации – см., например, голландскую живопись Vanitas, форму натюрморта 17 века, практикующуюся такими художниками, как Питер Клас (1597-1660) и Виллем Кальф (1622-1693). Однако и Рембрандт ван Рейн – выдающийся представитель религиозного искусства в голландской живописи 17 века – создал ряд возвышенных библейских произведений. Затем последовала Контрреформация, положившая начало славному периоду католической живописи барокко, возглавляемой Эль Греко в Испании, Федерико Бароччи в центральной Италии, Рубенсом в Антверпене и Караваджо в Риме. За некоторыми заметными исключениями, конец искусства барокко ознаменовал начало длительного постепенного упадка библейского искусства, который продолжается и по сей день.
Искусство Ветхого Завета
Ветхий Завет состоит из 39–46 книг (или более), в зависимости от точки зрения: католической, протестантской, восточно-ортодоксальной или еврейской. В общих чертах, его можно разделить на четыре раздела: «Пятикнижие» (первые 5 книг: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие); «исторические книги» (например, «Судьи», «Короли», «Хроники»); «книги мудрости» (например, Работа, Притчи, Екклесиаст) и книги пророков (например, Исаия, Иезекииль, Даниил).
Сравнительно немного предметов Ветхого Завета было включено в настенную живопись или рукописные иллюстрации до позднего средневековья. Художников попросили сосредоточиться на Новом Завете, который проливает дополнительный свет на Ветхий Завет. Наиболее распространенными ветхозаветными темами были: Падение и Изгнание Адама и Евы из Рая; история Каина и Авеля; Ной и Потоп; Жертвоприношение Исаака Авраамом; Моисей, особенно Неопалимая Купина и Медный Змей. Среди других популярных тем: Даниил в логове со львами; и Иона, особенно как символ Воскресения. Однако, после Реформации, власти протестантской церкви поощряли художников изображать сцены Ветхого Завета, которые редко (а, может, и никогда) не иллюстрировались. Голландские художники-реалисты например, Рембрандт, начали изображать такие малоизвестные сюжеты, как Левит и его наложница; Есфирь готовится ходатайствовать перед Ассуэром; Самсон обвиняет своего тестя; Царь Озия, пораженный проказой; Тобиас снова видит своего Отца; Жертвоприношение Маноя и так далее.
Другой регулярной темой были ветхозаветные пророки, самым ранним из известных изображений было изображение Валаама, указывающего на звезду, обнаруженную в катакомбах Пискиллы в Риме. Они также появляются в ряде мозаик 5-го века в церкви Сан-Витале в Равенне и были общей чертой архитектурной каменной скульптуры в эпоху романской архитектуры (1000-1150) и более натуралистического готического стиля (1100-1400). Традиция сохранилась в период интернациональной готики, см., например, «Колодец Моисея» (1395–1403) дижонского скульптора Клауса Слютера. В 15-16 веках пророки также были характерной чертой скульптуры эпохи Возрождения, см., например, Аввакум (Il Zuccone) (1426 г.) Донателло; и Могила Папы Юлия II (1505-1545) Микеланджело.
Картины Ветхого Завета
Сотворение Адама (ок. 1508-12, Сикстинская капелла) Микеланджело.
Изгнание из Эдемского сада Мазаччо (1428 г., капелла Бранкаччи).
Триптих сена (1516) Босха (сцены из Книги Бытия)
Жертвоприношение Исаака (1600, Уффици) Караваджо.
Авраам и три ангела (1730, Scula Grande di San Rocco) Тьеполо.
Сон Иакова (1639, Прадо) Джузепе Риберы.
Иаков благословляет детей Иосифа (1656, Кассель) Рембрандта.
Всемирный потоп (1530, Прадо) Яна ван Скореля.
Обретение Моисея (1633, Прадо, Мадрид) Орацио Джентилески.
Вирсавия держит письмо царя Давида (1654, Лувр) Рембрандта.
Давид с головой Голиафа (1605, Уффици) работы Гвидо Рени.
Израильтянин собирает манну в пустыне (1639, Лувр), Пуссена.
Свадьба Эстер и Артаксеркса (1548, Ареццо) – Джорджо Вазари.
Самсон и Далила (1609, Национальная галерея, Лондон) Рубенса.
Юдифь, обезглавливающая Олоферна (1620, Уффици) Артемизии Джентилески.
Искусство Нового Завета
Начиная со II века Новый Завет вдохновлял на создание всех видов искусства, от изящного изобразительного искусства до самого изысканного декоративного искусства. В качестве предыстории, Новый Завет представляет собой собрание 27 книг о жизни Христа и раннем христианстве, написанных на греческом языке (около 50-150 гг. н.э.) различными писателями, которые были либо еврейскими учениками (или наблюдателями) Иисуса из Назарета. Он состоит из:
❶ Евангелий (что означает «хорошие новости», от древнеанглийского Бога «хороший» + слово «новости»). Это четыре версии повествования о жизни и учениях Иисуса, написанные евангелистами Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном. Они заключают в себе суть христианского откровения и провозглашают «благую весть» об искуплении человечества;
❷ Деяния апостолов. Отчет о деятельности Апостолов в ранней церкви, предположительно составленный тем же автором, что и Евангелие от Луки;
❸ Послания. Примерно 21 письмо (например, к Римлянам, Коринфянам, Ефесянам), написанное разными авторами, касающееся различных вопросов христианской доктрины и советов;
❹ Книга Откровения состоит из множества пророчеств о конце света.
В раннехристианскую эпоху Евангелия иногда изображались в виде четырех рек, текущих от восседающего на троне Христа (см., например, мозаику апсиды в церкви Сан-Витале, Равенна) или в виде свитков (см., например, мозаику в книге Галлы Плацидии, мавзолей, Равенна). Самые ранние иллюстрированные евангельские тексты – это Евангелие Гарима (390-660, монастырь Гарима, Эфиопия) и Евангелияе Раббула (586, Лаврентьевская библиотека, Флоренция), которые, вероятно, написаны и проиллюстрированы в ближневосточном монастыре Византийской империи. (См.: История иллюминированных рукописей (600–1200).
Темы Нового Завета
Самой важной художественной темой Нового Завета, несомненно, является Жизнь Христа, которая включает в себя целую серию событий, которые многократно отображались в церковных панно и монументальной масляной живописи, а также в резьбе по дереву и в рельефной скульптуре, особенно в романские и готические времена.
Образы Иисуса Христа
Вот краткий список некоторых важных событий из жизни Христа вместе со знаменитыми картинами, основанными на них:
Рождество
Рождество Христово (1480, Старая пинакотека, Мюнхен) Мартина Шонгауэра.
Рождество Христово (1581, Скуола Гранде ди Сан-Рокко, Венеция) Тинторетто.
Поклонение волхвов
Поклонение волхвов (1423, Уффици) Джентиле да Фабриано.
Поклонение волхвов (1510, Прадо, Мадрид) Иеронима Босха.
Поклонение пастухов
Поклонение пастырей (1562, Рим) Якопо Бассано.
Поклонение пастухов (1617, Уффици) Геррита ван Хонтхорста.
Святое семейство на пути в Египет
Отдых на пути к Египту (1515, Конинклийк/Прадо) Иоахима Патенье.
Бегство в Египет Адама Эльсхаймера (1609, Старая пинакотека, Мюнхен).
Крещение Христа
Крещение Христа (1450, Национальная галерея, Лондон) Пьеро делла Франческа.
Крещение Христа (1475, Уффици) Андреа дель Верроккьо.
Представление в храме
Представление в храме (1342, Уффици) Амброджо Лоренцетти.
Представление в храме Симона Вуэ (1641 г., Лувр).
Чудеса
Чудеса с хлебом и рыбой (1481, Алтарь Святого Вольфганга) Михаэля Пахера.
Воскрешение Лазаря (1519, Национальная галерея, Лондон) Себастьяно дель Пьомбо.
Свадебный пир в Кане (1563, Лувр, Париж) – Паоло Веронезе.
Притчи
Притчи о добром самарянине (витражи XIII века, Буржский собор).
Христос изгоняет торговцев из храма (1600, Национальная галерея, Лондон).
Мудрые и глупые девы (1539, Парма) Пармиджанино.
Притча о слепых (1568, Музей Каподимонте) Питера Брейгеля Старшего.
Блудный сын (1622, Национальный музей, Нюрнберг) Иоганна Лисса.
Возвращение блудного сына (1666, Эрмитаж) Рембрандта.
Преображение
Преображение (1518-20, музеи Ватикана) – Рафаэль
Преображение Христово (1518, Умбрийская галерея) Перуджино.
Вход в Иерусалим
Вход в Иерусалим (из Маэсты, 1311, Сиена) Дуччо ди Буонинсенья.
Вход Иисуса в Иерусалим (1330, Ассизи) Пьетро Лоренцетти.
Тайная вечеря
Тайная вечеря (1450, Санта-Аполлония, Флоренция) Андреа дель Кастаньо.
Тайная вечеря (1498, Санта-Мария-делле-Грацие, Милан) Леонардо.
«Пир в доме Леви» (1573 г.) Веронезе.
Поцелуй Иуды
Мозаика Иуды (около 510 г., Сант-Аполлинаре Нуово, Равенна) анонимного автора.
Поцелуй Иуды (Предательство Христа) (Скровеньи / Часовня Арены 1305) Джотто.
Суд над Христом
Истязание Христа (1503, Старая пинакотека, Мюнхен), автор Маттиас Грюневальд.
Разоблачение Христа (El Espolio) (1577, собор Толедо) Эль Греко.
Бичевание Христа (1460, Урбино) Пьеро делла Франческа.
Ecce Homo (1515-6, Музей изобразительных искусств, Гент) Иеронима Босха.
Ecce Homo (1925, Neue Pinakothek, Мюнхен) Ловиса Коринфа.
Распятие
Распятие (1475, Музей изобразительных искусств, Антверпен) Антонелло да Мессина.
Распятие Шлейсхайма (1503, Старая пинакотека, Мюнхен) Лукаса Кранаха.
Распятие (1565, Scuola Grande di San Rocco, Венеция) Тинторетто.
Распятый Христос (1632, Музей Прадо, Мадрид) – Веласкес.
Снятие с креста
Снятие с креста (1528, Капелла Каппони, Флоренция) Якопо Понтормо.
Снятие с креста (1549, Музей изящных искусств, Безансон) Аньоло Бронзино.
Погребение Христа (1601-1603 гг., Музеи Ватикана) Караваджо.
Триптих Зайлерна (Погребение) (1410, Галерея Курто) Роберта Кампена.
Снятие с креста (1614, Собор Богоматери, Антверпен), Рубенс.
Снятие с креста (1633, Старая пинакотека, Мюнхен) Рембрандта.
Оплакивание
Пьета, Оплакивание Христа (1305 г.) Скровеньи / Часовня Арены (около 1305 г.) работы Джотто.
Пьета Авиньон (1454-1456, Лувр) Энгеррана Куартона.
Оплакивание мертвого Христа (1490, Пинакотека Брера, Милан) Андреа Мантенья.
Оплакивание Тела Христова (1530, Уффици) Аньоло Бронзино.
Воскресение и Вознесение
Воскресение Христа (1460, Сансеполькро) Пьеро делла Франческа.
Воскресение (1600, Прадо, Мадрид) Эль Греко.
Повторное явление Христа
Не прикасайся ко Мне (Noli Me tangere) (1510, Museo del Cenacolo) Андреа дель Сарто.
Не прикасайся ко Мне (1523, Прадо, Мадрид) Корреджо.
Сомнение Фомы (1621, Музеи Ватикана) Гверчино.
Сомнение Томаса (1615, Музей изящных искусств, Антверпен) Рубенса.
Ужин в Эммаусе (1601, Национальная галерея, Лондон) Караваджо.
Сцены из жития Девы Марии
После Жизни и Учений Христа следующим важнейшим предметом Нового Завета является Житие Пресвятой Девы Марии (Мадонны), предмет, который был очень важен в католическом контрреформационном искусстве в течение 16-17 веков. Повествовательные циклы, изображающие жизнь Девы Марии, впервые начали появляться в Италии около 450 года: см., например, мозаики в Триумфальной арке в базилике Санта-Мария-Маджоре в Риме. Другие сюжеты с Марией были обычным явлением портальной скульптуры во Франции, так как во многих крупных средневековых соборах был портал Девы Марии, отображавший сцены из ее жизни в рельефной каменной скульптуре. Ренессансные фрески, такие как Фрески Чимабуэ в Верхней церкви Сан-Франческо в Ассизи (1280-83) и фрески Джотто в Капелле Арены (около 1306-10), также изображали Житие Богородицы. Работа Джотто, в частности, представляет собой законченный живописный цикл Пресвятой Девы Марии. Сравните его с более поздним циклом ксилографии Альбрехта Дюрера (1509-11).
Конкретные эпизоды из Жития Богородицы запечатлены в следующих произведениях:
Рождение Марии
Рождение Богородицы (1488, Санта-Мария-Новелла) – Доменико Гирландайо
Рождение Богородицы (1643, Национальная галерея, Перуджа) – Пьетро да Кортона.
Благовещение
Благовещение (1333, Уффици) Симоне Мартини.
Алтарь Мерод (1435, Клойстерс, Нью-Йорк) Роберта Кампена.
Благовещение (ок. 1450, музей Сан-Марко, Флоренция) Фра Анджелико.
Непорочное зачатие
Непорочное зачатие Девы Марии (1635, монастырь Августинцев, Саламанка) Риберы.
Непорочное зачатие (1635, Прадо) Франсиско де Сурбаран.
Непорочное зачатие (1664, Анкона) Карло Маратта.
Визитная поездка
Визитная поездка (1521, Лувр, Париж) Себастьяно дель Пьомбо.
Посещение (1530, С. Микеле, Карминьяно) Якопо Понтормо.
Смерть ее сына Иисуса Христа
Сошествие с креста (1440, музей Прадо) Роджер ван дер Вейден.
Пьета (1465-70, Пинакотека Брера, Милан) Джованни Беллини.
Пьета (1499, собор Святого Петра, Рим) мраморная скульптура Микеланджело.
Три Марии у гроба Христа (1600, Эрмитаж) Аннибале Карраччи.
Смерть и Успение
Смерть Богородицы (1601-1616, Лувр, Париж) Караваджо.
Успение Богородицы (1518, Мария Глориоза деи Фрари, Венеция) работы Тициана.
Успение Богородицы (1524-30) Пармский собор, Корреджо.
Конец 15 века был золотым веком позднеготической резьбы по дереву, во время которого было вырезано множество изысканных резных запрестольных образов, часто с изображением Девы Марии. Примеры: Смерть Богородицы, Алтарь Святой Марии (1477-89, Краков) Фейта Штосса; Алтарь Богородицы (ок. 1470, Музей древностей, Руан); The Passion Retable (около 1483, Национальный музей эпохи Мойен, Париж); и Успение Богородицы (1495-99, центральная панель Креглингенского алтаря, Херготскирхе, Креглинген) работы Тильмана Рименшнайдера.
Примечание: Сикстинская капелла Ватикана была посвящена Деве Марии. Мария считалась второй Евой, которая стерла первородный грех первой Евы, что объясняет, почему картина Микеланджело о Сотворении Евы должна быть помещена точно в центре Сикстинского потолка. См.: Бытие, фреска Микеланджело (1508-12).
Образы Мадонны
Самая распространенная категория изображений Богородицы (Мадонны) – изображения ее одной или (чаще) с Младенцем Христом. На самом деле композиции Мадонны с младенцем, наверное, самая распространенная тема во всем христианском искусстве. Еще одна распространенная композиция – Мадонна с младенцем и святыми. Появился ряд стандартных поз, которые варьировались в зависимости от функции изображения, его местоположения и предполагаемых атрибутов. Они включали следующее:
Панагия Никопоя, где Мадонна изображена сидящей на троне, держа ребенка Христа перед собой. Никопоя была заменена Богородицей Одигитрией (или Одегетрией) (примечание: Богородица означает «Богоносец»), более нежной позой, в которой Мадонна указывает на Младенца (указывая на то, что Христос есть «Путь») – который может быть сидящим на коленях матери или в ее левой руке. Если Младенец находится в правой руке Девы, изображение называется Dexiotrophousa. Иногда обе версии встречаются в одном и том же месте, как в мозаиках восточно-православных в Хосиос Лукас в Греции. Если кажется, что между Мадонной и младенцем есть особая привязанность, изображение известно как Богородица Елеуса, или милосердная Богородица: как во Владимирской Мадонне (1130, Третьяковская галерея, Москва). См. Также: Мадонна Строганова (ок. 1300, Метрополитен, Нью-Йорк). Если Младенец обнимает Мадонну, она – Glycophilousa, или любящий Богоносец. Другая поза – Богородица Galaktotrophousa (Богородица, дающая молоко), в которой Мадонна кормит младенца Христа. На самом деле, это старейшее из всех изображений Богородицы с Младенцем, впервые увиденное в Катакомбах Присциллы около 210 г. (В 14 веке это называлось Мадонна дель Латте). Это были более нежные изображения Мадонны с Младенцем, которые оказались самыми популярными в интернациональном готическом стиле и Сиенской школе живописи, а также в работах, относящимся к итальянскому Ренессансу.
Есть несколько других формальных поз, которые использовались в композициях с участием Мадонны. Среди них: Богородица Оранская, где она стоит одна, с поднятыми руками в молитве – изображение, известное в Константинополе как Богородица Блачернитисса ; Platytera, в которой Богоматерь имеет образ ребенка на груди; Мария Deomene (образ, также известный как Hagiasotorissa или Святая Скорбь) является еще одной стоячей позой, используется, когда Богородица выступает в качестве заступника (с поднятыми руками) справа от Христа, умоляя за грешников.
Mater Dolorosa (Дева Печали) описывает множество различных стилей плача Мадонны, например, что используется в Пьете; в то время как Мадонна Мизерикорд – поза, используемая в качестве религиозного образа (обычно благотворительными организациями), чтобы выразить уверенность своих служителей в ее заступнических силах: см. центральную панель полиптиха Мадонны делла Мизерикордиа (1445–1462, Сансеполькро) Пьеро делла Франческа. Мадонна Смирение это изображение, используемое, чтобы представить Мадонну в Рождество, поклоненяющуюся Младенцу Христу, который лежит на земле перед ней: как в известном Алтарем Портинари Уго ван дер Гуса. Наконец, Мадонна Розария используется для празднования католического обряда розария: см., например, Мадонна дель Росарио Караваджо (1607, Музей истории искусства, Вена).
Образы апостолов
Из числа своих многочисленных учеников Христос выбрал всего двенадцать апостолов для распространения христианской веры. Среди них Симон называл Петра, своего брата Андрея, Иакова и Иоанна сыновей Зеведея, Филиппа, Варфоломея, сборщика налогов Матфея, Иакова, сына Алфея, Фаддея, также называемого Иудой, Симона Зелота, Фому Дидима «близнеца» и Иуду Искариота. (Примечание: только двое из Апостолов также были евангелистами: Иоанн и Матфей.)
Апостолы были включены во многие картины и скульптуры с изображением Христа, в частности, «Тайную вечерю» Леонардо (1495-98) – самую известную картину итальянского Возрождения 15 века. Среди других работ: «Деньги дани» (1427 г., фреска капеллы Бранкаччи) «Христос, дающий ключи Святому Петру» (1481–142, Сикстинская капелла) Перуджино; «Четыре апостола» (1526, Старая пинакотека, Мюнхен) Альбрехта Дюрера; Христос, умывающий ноги своим ученикам (1547, Прадо) Тинторетто.
Самое раннее художественное изображение Апостолов находится на фреске Тайной вечери в катакомбах Святого Каликста конца III века; аналогичную композицию можно увидеть на мозаике VI века в церкви Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне. Рельефы апостолов также есть на нескольких саркофагах 4-го века, в том числе на саркофаге Феодосия в Сант-Амброджо, Милан (389).
Изображения апостолов были обычными чертами христианского византийского искусства (особенно в мозаиках), а также итальянской живописи треченто например, Алтарь Маэста (1308-11) Дуччо, позднеготической деревянной скульптуры, например Алтарь Апостолов, (1509) Тильмана Рименшнайдера), искусство Высокого Возрождения (например, гобелены Рафаэля 1515-16 гг. для Сикстинской капеллы).
Используя свой фирменный стиль практичного натурализма, Караваджо написал множество сцен из жизни апостолов. Его самые известные работы: «Призвание святого Матфея» (1600 г.), «Мученичество святого Матфея» (1600 г.), «Распятие святого Петра» (1601 г.) и «Обращение святого Павла по пути в Дамаск» (1601 г.).
Церковные алтари: триптихи, полиптихи
Очень важным средством библейского искусства был алтарь. Существовало было два типа: во-первых, рередос, существенная структура, стоящая на полу за алтарем. Во-вторых, ретабль, обычно стоящий на поверхности за алтарем: примером является Изенхаймский алтарь (1506-15) монастыря Святого Антония Матиаса Грюневальда. Иногда запрестольные образы расписывались на холсте или панно и прикреплялись к стене алтаря. К таким произведениям относятся «Мадонна гарпий» (1517 г.) Андреа дель Сарто (1486–1530 гг.). См. Также: Венецианские алтари XVI века. Вплоть до эпохи искусства барокко самым популярным видом запрестольного искусства были росписи на шарнирах, названные в соответствии с количеством используемых панелей. Триптихи (3-панельные картины) были наиболее распространенными, за ними следовали полиптихи (обычно более 10-ти панелей).
Знаменитые триптихи
Триптих Стефанески (1313 г.) Джотто ди Бондоне
Алтарь Мероде (ок. 1427 г.) Роберта Кампена
Снятие с креста (1435-40) Роджер ван дер Вейден
Алтарь Трех Королей (ок. 1440) Стефана Лохнера
Триптих «Страшный суд» (1471) Ганса Мемлинга
Алтарь Портинари (1476-79) Хуго Ван Дер Гус
Алтарь отцов церкви (1484) Михаэля Пахера
Знаменитые полиптихи
Алтарь Маэсты (1311 г.) Дуччо ди Буонинсенья
Полиптих Квартези (1425 г.) Джентиле да Фабриано
Гентский алтарь (1425-32 гг.) Работы Юберта ван Эйка и Яна ван Эйка.
Полиптих «Страшный суд» (1446-52) Рогира ван дер Вейдена.
Изенхеймский алтарь (1506-1515) работы Матиаса Грюневальда.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?