Амбруаз Воллар:
французский коллекционер искусства читать ~4 мин.
Французский арт-дилер и издатель Амбруаз Воллар (фр. Ambroise Vollard) был одной из центральных фигур в мире искусства Парижа на рубеже XIX и XX веков. Будучи влиятельным торговцем современным искусством, он оказывал поддержку многим художникам, которые на тот момент были малоизвестны. Среди них были импрессионисты Ренуар (1841–1919) и Сезанн (1839–1906), постимпрессионисты Поль Гоген (1848–1903), Анри Матисс (1869–1954) и Ван Гог (1853–1890), скульптор Аристид Майоль (1861–1944), кубист Пабло Пикассо (1881–1973), а также Жорж Руо (1871–1958) и Кес ван Донген (1877–1968). Воллар также прославился своей издательской деятельностью и выдающейся личной коллекцией произведений искусства.
Ведущий дилер современного искусства
Воллар приехал в Париж в возрасте 21 года со своего родного острова Реюньон. Он отказался от карьеры юриста и начал работать клерком в небольшой художественной галерее. В 1893 году он открыл собственное дело на улице Лаффит. Уже через год Воллар заинтересовался творчеством Сезанна, купив у него четыре картины и перепродав их в течение года по удвоенной цене.
Вскоре после этого, в 1895 году, он организовал первую крупную персональную выставку Сезанна. Это событие вызвало скандал в консервативных кругах, но одновременно привлекло внимание прогрессивных коллекционеров, и репутация художника резко возросла. В том же году Воллар провёл выставки работ Ван Гога и Поля Гогена. Среди других значимых событий были вторая ретроспектива Сезанна (1898), выставка группы «Наби» (1899), а также первые персональные показы Пикассо (1901), Матисса (1904) и ван Донгена (1904).
Благодаря этим выставкам Воллар утвердил себя как ведущий маршан авангарда, опередив своих более молодых конкурентов: Даниэля-Анри Канвейлера (1884–1979), Поля Гийома (1891–1934), а также братьев Леонса (1879–1947) и Поля (1881–1959) Розенбергов.
Галерея Воллара, которую завсегдатаи прозвали «подвалом» (la cave), стала центром авангардного искусства в Париже. Она притягивала как художников, так и прогрессивных коллекционеров. Среди них были Гертруда и её брат Лео Стайн, русский промышленник Иван Морозов, Генри Осборн Хэвемайер и американский доктор Альберт Барнс, основатель Фонда Барнса в Пенсильвании.
Это место служило точкой сбора для многих художников Парижской школы и представителей богемы. Особой известностью пользовались званые ужины Воллара, попасть на которые можно было лишь по приглашению. Главным блюдом на них всегда был креольский карри, напоминавший дилеру о его родине.
Примечание: для парижских коллекционеров, таких как Амбруаз Воллар, главными ежегодными художественными событиями были официальный Парижский салон, Салон независимых (с 1884 года), Осенний салон (с 1903 года) и проводившийся лишь изредка Салон отверженных (1863, 1874, 1875 и 1886).
О высоком статусе Воллара в художественных кругах свидетельствует количество его портретов, созданных ведущими мастерами эпохи. Его писали Сезанн, Руо и Рауль Дюфи; дважды — Пьер Боннар; трижды — Пабло Пикассо; и четыре раза — Ренуар. Сам Пикассо однажды заметил: “Самая красивая женщина в мире не имела столько своих портретов, сколько Воллар”. Эти работы сегодня находятся в коллекциях ведущих музеев мира.
Примерно с 1905 года Воллар активно занялся издательской деятельностью. Он финансировал выпуск книг, иллюстрированных его художниками, фактически создав новый жанр — «книгу художника» (livre d’artiste). Эти издания представляли собой синтез литературы и изобразительного искусства, где иллюстрации имели самостоятельную художественную ценность.
Среди наиболее известных проектов — «Параллельно» Поля Верлена с литографиями Пьера Боннара и «Неведомый шедевр» Оноре де Бальзака с офортами Пабло Пикассо. Воллар также выпускал альбомы с оригинальной графикой, например, серию офортов Пикассо, известную как «Сюита Воллара» («Vollard Suite»).
Коллекционер и стратег
Воллар был чрезвычайно проницательным покупателем. Например, в 1905 году он приобрёл у Пикассо более тридцати полотен «розового периода» за символическую сумму. Он заработал состояние на перепродаже работ импрессионистов, постимпрессионистов, а также произведений в стиле фовизма, кубизма и экспрессионизма.
Его методы ведения дел были неординарны. Воллар часто скрывал лучшие работы от посетителей, заставляя их ждать и тем самым подогревая интерес. Его галерея функционировала и как своего рода биржа: художники могли обмениваться работами. Известно, что Пикассо менял свои картины на произведения Дега и Матисса, а Матисс, чтобы купить картину Сезанна «Три купальщицы», заложил кольцо своей жены.
Воллар активно влиял на творчество своих подопечных. Так, он отправил Андре Дерена в Лондон для создания серии городских пейзажей, которые должны были повторить успех лондонских видов Клода Моне. Позже Воллар написал и издал биографии Сезанна, Дега и Ренуара.
Жизнь арт-дилера оборвалась в 1939 году в результате автомобильной аварии. Ему было 73 года. Огромная коллекция Воллара осталась без завещания. Значительная её часть была утеряна во время Второй мировой войны. Часть наследия была обнаружена десятилетия спустя и продана на аукционе Sotheby’s в Лондоне в июне 2010 года. Лот включал работы Дерена, Сезанна, Дега, Ренуара, Мэри Кассатт, Пикассо и Марка Шагала.
Чтобы узнать больше о людях и событиях, повлиявших на развитие живописи и скульптуры, см. История искусства.
- Первая картина из коллекции Корнелиуса Гурлитта вернулась настоящим владельцам
- Картина из собрания фонда Art Russe будет экспонироваться в мемориале Яд Ва-Шем
- Коллекционеры и лучшие коллекции произведений искусства
- Оценка искусства: как понимать искусство, как судить о картине
- Гийом Аполлинер: искусствовед, сторонник Пикассо
- Поль Сезанн (1839-1906)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?