Соломон Гуггенхайм, коллекционер произведений искусства читать ~4 мин.
Соломон Роберт Гуггенхайм был одним из самых знаменитых и влиятельных американских коллекционеров искусства. Под руководством своей подруги баронессы Хиллы Ребай фон Эренвайзен (1890-1967) он сосредоточил своё внимание на беспредметном искусстве (абстракции) художников-абстракционистов XX века, представлявших такие направления, как Кубизм (1908-12 гг.), Орфизм (1910-13), Футуризм (1909-14), Супрематизм (1913-18), Конструктивизм (1919-32) и Де Стейл (неопластицизм) (1917-31). Чтобы управлять своей растущей коллекцией произведений искусства и поощрять понимание современного искусства, в 1937 году он основал Фонд Соломона Гуггенхайма, который открыл в Нью-Йорке Музей беспредметной живописи. В 1951 году название музея было изменено на Музей Соломона Гуггенхайма, который открылся в октябре 1959 года в новых помещениях, построенных по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта на 5-й авеню 1071 в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Наряду с Музеем современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, Гуггенхайм является ведущей публичной галереей модернистского искусства в Америке и одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Нью-Йорка.
Семья и карьера
Соломон Роберт родился в Филадельфии, штат Пенсильвания, и был четвёртым сыном Мейера Гуггенхайма (1828-1905), который вместе со своим старшим сыном Даниэлем Гуггенхаймом (1856-1930) основал глобальный семейный горно-металлургический бизнес. Сам Соломон пришёл в бизнес в 20 лет после учёбы в Швейцарии, а позже основал компанию Yukon Gold Company на Аляске.
В 1919 году он отошёл от горного дела и посвятил своё время и большую часть своего огромного состояния коллекционированию произведений авангардного искусства.
В конце 1920-х годов на него оказала большое влияние его подруга, художница эльзасского происхождения Хилла фон Ребай, которая убедила его специализироваться на покупке абстрактных картин, таких художников XX века, как Фернан Леже (1881-1955), Робер Делоне (1885-1941), Пауль Клее (1879-40), Василий Кандинский (1866-1944) и Пит Мондриан (1872-1944).
Музей беспредметной живописи
Сначала Гуггенхайм организовывал выставки в своей квартире, а в 1937 году, чтобы лучше управлять своей растущей коллекцией, он основал Фонд Соломона Гуггенхайма, благотворительную корпорацию, занимающуюся филантропией и искусством. Его заявленной целью было продвижение и поощрение искусства и художественного образования, а два года спустя, в 1939 году, он открыл Музей беспредметной живописи на Восточной 54-й улице, Манхэттен, Нью-Йорк.
Президентом музея был Соломон Гуггенхайм, а его куратором-основателем – Хилла фон Ребай, чья политика в области приобретений сохраняла строгий акцент на живописи – а не на скульптуре или декоративном искусстве – и на конкретном искусстве XX века, исключая всю фигуративную живопись XIX века. Эта политика не ослабевала вплоть до «выхода на пенсию» Ребай в 1951 году.
Музей Соломона Гуггенхайма
Поскольку художественная коллекция Гуггенхайма продолжала расширяться, приобретая работы Модильяни (1884-1920), Пикассо (1881-1973) и других, для её экспонирования требовались более просторные помещения. Поэтому в 1943 году Хилла Ребай поручила знаменитому дизайнеру Фрэнку Ллойду Райту (1867-1959) построить постоянный дом для музея.
Задержки с разработкой проекта здания и поиском необходимых материалов привели к тому, что к моменту смерти Гуггенхайма в 1949 году строительство так и не началось. В итоге строительство стартовало в 1956 году, а музей открылся в октябре 1959 года. Тем временем, в 1948 году Фонд приобрёл коллекцию покойного нью-йоркского арт-дилера Карла Нирендорфа, в основном представляющую движения экспрессионизма и сюрреализма, и включающую картины Клее, Марка Шагала (1887-1985) и Хуана Миро (1893-1983).
Расширение коллекции
В 1951 году руководители Фонда заставили Ребай уйти с поста директора музея и изменили название музея на Музей Соломона Гуггенхайма (Solomon R. Guggenheim Museum). Оба действия отражали явное намерение расширить рамки коллекции, включив в неё скульптуру и другие виды авангардного искусства, помимо абстрактной живописи. Так, в 1953 году музей приобрёл скульптуры таких художников, как Александр Колдер (1898-1976), Альберто Джакометти (1901-1966) и Дэвид Смит (1906-1965), а также «Человека со скрещёнными руками» (1889) Сезанна. Сегодня в постоянную коллекцию Музея Гуггенхайма входят разнообразные скульптуры, а также картины XIX века, в том числе произведения импрессионизма и постимпрессионизма.
Бренд Гуггенхайм
У Соломона было несколько детей, включая Элеонору Мэри Гуггенхайм (1896-1992) (которая стала леди Касл Стюарт после замужества с Артуром Стюартом, 7-м графом Стюарт), и Гертруду Р. Гуггенхайм (1898-1966). Кроме того, он был дядей Маргариты «Пегги» Гуггенхайм (1898-1979), коллекционера, дилера и музейного куратора, которая жила в Лондоне и Париже, а затем вернулась в Нью-Йорк, где открыла галерею «Искусство этого века». Позже она поселилась в Италии, где основала галерею Venice Guggenheim, которая сейчас находится под управлением Фонда Соломона Р. Гуггенхайма. Кроме Нью-Йорка и Венеции, Фонд также управляет Берлинским музеем Гуггенхайма, Музеем Гуггенхайма в Бильбао, а также филиалом в Лас-Вегасе, что подтверждает тезис о том, что «Гуггенхайм» – это глобальный бренд в мире современного искусства.
Подробнее о людях, участвовавших в развитии абстрактной живописи и скульптуры, см: История искусства.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?