Соломон Гуггенхайм, коллекционер произведений искусства читать ~4 мин.
Соломон Роберт Гуггенхайм (англ. Solomon Robert Guggenheim; 1861–1949) был одним из самых знаменитых и влиятельных американских коллекционеров искусства. Под руководством своей советницы и музы, баронессы Хиллы фон Ребай (Hildegard Anna Augusta Elisabeth Freiin Rebay von Ehrenwiesen, 1890–1967), он сосредоточил своё внимание на беспредметном искусстве (абстракции). Его интересовали художники-абстракционисты XX века, представлявшие такие направления, как кубизм (1908–1912), орфизм (1910–1913), футуризм (1909–1914), супрематизм (1913–1918), конструктивизм (1919–1932) и «Де Стейл» (неопластицизм) (1917–1931). Чтобы управлять своей растущей коллекцией и способствовать пониманию современного искусства, в 1937 году он основал «Фонд Соломона Гуггенхайма», который открыл в Нью-Йорке «Музей беспредметной живописи». В 1951 году название музея было изменено на «Музей Соломона Р. Гуггенхайма». В октябре 1959 года музей открылся в новом здании, построенном по проекту знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта по адресу: 5-я авеню, 1071, в Верхнем Ист-Сайде Манхэттена. Наряду с «Музеем современного искусства» (MoMA), «Музей Гуггенхайма» является ведущей публичной галереей модернистского искусства в Америке и одной из самых известных архитектурных достопримечательностей Нью-Йорка.
Семья и карьера
Соломон Роберт Гуггенхайм родился в Филадельфии, штат Пенсильвания. Он был четвёртым сыном Мейера Гуггенхайма (1828–1905), который вместе со своим старшим сыном Даниэлем (1856–1930) основал глобальный семейный горно-металлургический бизнес. Сам Соломон присоединился к семейному делу в 20 лет после учёбы в Швейцарии, а позже основал компанию «Yukon Gold Company» на Аляске.
В 1919 году он отошёл от дел и посвятил своё время и значительную часть состояния коллекционированию произведений авангардного искусства.
В конце 1920-х годов большое влияние на него оказала его советница, художница эльзасского происхождения Хилла фон Ребай. Она убедила его сосредоточиться на покупке абстрактных картин таких художников XX века, как Фернан Леже (1881–1955), Робер Делоне (1885–1941), Пауль Клее (1879–1940), Василий Кандинский (1866–1944) и Пит Мондриан (1872–1944).
«Музей беспредметной живописи»
Сначала Гуггенхайм организовывал выставки в своей квартире. В 1937 году для управления растущей коллекцией он основал «Фонд Соломона Гуггенхайма» — благотворительную организацию, посвящённую искусству и филантропии. Заявленной целью фонда стало продвижение и поощрение искусства и художественного образования. Два года спустя, в 1939 году, на Восточной 54-й улице в Манхэттене (Нью-Йорк) открылся «Музей беспредметной живописи».
Соломон Гуггенхайм стал президентом музея, а Хилла фон Ребай — его первым директором и куратором. Под её руководством политика комплектования коллекции была строго сфокусирована на живописи, в особенности на конкретном искусстве XX века. При этом скульптура, декоративное искусство и вся фигуративная живопись XIX века исключались из сферы интересов музея. Эта политика оставалась неизменной до ухода Ребай со своего поста в 1951 году.
«Музей Соломона Гуггенхайма»
Коллекция Гуггенхайма продолжала расти, пополняясь работами Модильяни (1884–1920), Пикассо (1881–1973) и других мастеров, поэтому для её экспонирования требовалось более просторное помещение. В 1943 году Хилла фон Ребай поручила знаменитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту (1867–1959) спроектировать постоянное здание для музея.
Из-за задержек с разработкой проекта и поиском материалов к моменту смерти Гуггенхайма в 1949 году строительство так и не началось. В итоге работы стартовали в 1956 году, а музей открылся в октябре 1959-го. Тем временем, в 1948 году, Фонд приобрёл коллекцию покойного нью-йоркского арт-дилера Карла Нирендорфа. Она состояла в основном из произведений экспрессионизма и сюрреализма и включала картины Клее, Марка Шагала (1887–1985) и Хуана Миро (1893–1983).
Расширение коллекции
В 1951 году руководство Фонда вынудило Ребай уйти с поста директора и изменило название музея на «Музей Соломона Р. Гуггенхайма». Оба эти решения отражали явное намерение расширить рамки коллекции, включив в неё скульптуру и другие виды авангардного искусства помимо абстрактной живописи. Так, в 1953 году музей приобрёл скульптуры таких художников, как Александр Колдер (1898–1976), Альберто Джакометти (1901–1966) и Дэвид Смит (1906–1965), а также картину «Человек со скрещёнными руками» (1889) Сезанна. Сегодня в постоянную коллекцию «Музея Гуггенхайма» входят разнообразные скульптуры, а также полотна XIX века, в том числе произведения импрессионизма и постимпрессионизма.
Бренд «Гуггенхайм»
У Соломона было несколько дочерей, в том числе Элеонора Мэри Гуггенхайм (1896–1992), которая после замужества с Артуром Стюартом, 7-м графом Касл Стюарт, стала леди Касл Стюарт, и Гертруда Р. Гуггенхайм (1898–1966). Кроме того, он приходился дядей Маргарите (Пегги) Гуггенхайм (1898–1979) — известному коллекционеру, арт-дилеру и куратору. Она жила в Лондоне и Париже, а затем вернулась в Нью-Йорк, где открыла галерею «Искусство этого века» (Art of This Century). Позже Пегги поселилась в Италии, где основала знаменитую «Коллекцию Пегги Гуггенхайм» в Венеции, которая сейчас находится под управлением «Фонда Соломона Р. Гуггенхайма». Кроме Нью-Йорка и Венеции, Фонд также управляет «Музеем Гуггенхайма в Бильбао» и готовит к открытию филиал в Абу-Даби. Всё это подтверждает тезис о том, что «Гуггенхайм» — это глобальный бренд в мире современного искусства.
О других деятелях, внёсших вклад в развитие абстрактной живописи и скульптуры, читайте в статье «История искусства».
- Тучи над «Арт-Манежем»
- Первый московский биеннале современного искусства
- История современного искусства
- Публика не понимала картины Пикассо и Ван Гога сто лет назад
- Прикосновение к прекрасному – работы Арена Буманца
- Потомки Гуггенхайм судятся за художественные сокровища
- Международные правозащитники критикуют Лувр и Музей Гугенхайма за нарушение прав рабочих
- Специалисты итальянского Института Ядерной Физики разрешили загадку картины, приписываемой Леже
- Чёрно-белые работы Пикассо на выставке в Нью-Йорке
- «Дети Бокскара» Гертруды Уорнер, краткое содержание
- В музее им. Сурикова открыли выставку к юбилею Красноярского края
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?