Гарольд Розенберг:
искусствовед читать ~4 мин.
Текст ещё не готов
Оглавление: Энциклопедия
Один из самых влиятельных американских художественных критиков в области современного искусства 1960–70-х годов, Гарольд Розенберг в 1952 году ввёл термин «живопись действия» для обозначения особого направления абстрактного экспрессионизма. Писал для журнала Art News, а затем был художественным обозревателем журнала The New Yorker (1968–1978); также публиковался в ряде других изданий, включая Vogue. Кроме критики искусства, занимал ряд академических должностей в нескольких университетах и получил множество научных наград. Он опубликовал несколько книг и сборников эссе об искусстве, в том числе The De-Definition of Art: Action Art to Pop to Earthworks (1972; «Де-определение искусства: от искусства действия к поп-арту и ленд-арту») и The Tradition of the New (1959; «Традиция нового»), а также монографии об Аршиле Горки (1962), де Кунинге (1974) и Барнетте Ньюмане (1978). Розенберг был близким соперником критика Клемента Гринберга (1909–94): у каждого были разные взгляды на Нью-Йоркскую школу абстрактно-экспрессионистской живописи. Вкратце, Гринберг был формалистом, скорее теоретиком, который отстаивал Джексона Поллока (1912–56), тогда как более эмоциональный Розенберг смотрел на искусство шире и отдавал предпочтение Виллему де Кунингу (1904–97). Английский критик-модернист Герберт Рид (1893–1968) однажды назвал Розенберга «Аполлинером живописи действия» — это отсылка к французскому поэту Гийому Аполлинеру (1880–1918), одному из великих пропагандистов Пикассо и Парижской школы накануне Первой мировой войны. Среди других американских критиков, также работавших в сфере современного искусства, — Джон Канадей (1907–85) и Лео Стайнберг (1920–2011). В 1975 году Том Вулф опубликовал книгу The Painted Word («Раскрашенное слово»), где он упоминает «трёх королей Калчерберга», так он назвал троицу, чья критика имела колоссальное влияние в мире американского искусства. Этой троицей были: Розенберг, Гринберг и Стайнберг.
Образование и ранняя карьера
Родившийся в Бруклине в семье учёного и поэта Авраама Бенджамина Розенберга и его жены Фанни Эдельман, он учился в Сити-колледже Нью-Йорка, а затем получил юридическое образование (1927) в Университете Сент-Лоуренса, Бруклин. Вскоре после окончания университета он перенёс серьёзную костную инфекцию, из‑за которой до конца жизни ходил с тростью. Это привело к его «богемному периоду», когда он писал стихи, женился на учительнице Мэй Натали Табак (1910–1993), изучал марксистскую философию и публиковал левые статьи в журналах Partisan Review и New Masses. В рамках «Нового курса» Рузвельта он работал в отделе настенной живописи Федерального художественного проекта, где впервые встретил иммигранта из Нидерландов Виллема де Кунинга. Но интерес Розенберга к марксизму вскоре начал вступать в противоречие с его более глубоко укоренившимся чувством индивидуалистической эстетики, и в 1936 году он был уволен с должности редактора левого журнала Art Front.
В 1938 году он переехал в Вашингтон, округ Колумбия, чтобы стать художественным редактором серии American Guide, выпускавшейся Администрацией прогресса работ (1938–42). Он также сотрудничал с несколькими другими журналами, включая Partisan Review, для которого в 1940 году написал одну из своих самых прозорливых статей под названием «Падение Парижа». В ней он провозгласил, что Нью‑Йорк вытеснил Париж как центр мирового искусства. В оставшиеся годы 1940‑х он работал в Управлении военной информации, а затем в Рекламном совете Америки, где продолжал трудиться до 1973 года.
Абстрактный экспрессионизм
В конце 1940‑х в Нью‑Йорке возникло новое течение абстрактного искусства, которое критик Роберт Коутс назвал «абстрактным экспрессионизмом». Благодаря присутствию европейских эмигрантов, таких как Аршил Горки (1904–48) и Ханс Хофман (1880–1966), а также поддержке критиков (Гринберга) и состоятельных коллекционеров искусства и дилеров — прежде всего Пегги Гуггенхайм и Лео Кастелли — движение разделилось на две «ветви»: (1) представители жестовой живописи — Джексон Поллок, Виллем де Кунинг, Хофман и Франц Клайн (1910–62); и (2) художники «живописи цветового поля», среди них Марк Ротко (1903–70), Клиффорд Стилл (1904–80) и Барнетт Ньюман (1905–70), которых в большей степени занимали созерцательность и настроение. Несколько художников опубликовали манифесты, объяснявшие их индивидуальные стили, и движение в целом стало самой обсуждаемой феноменой в изобразительном искусстве, породив в Европе школы ар информель и тачисм. В 1947 году Розенберг внёс собственный вклад в дискуссию, совместно отредактировав единственный номер журнала Possibilities.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?