Джон Рёскин: викторианский искусствовед читать ~7 мин.
Один из величайших художественных критиков викторианской эпохи, английский писатель Джон Рёскин оказал большое влияние на оценку искусства в XIX веке. Его личные взгляды на живопись и скульптуру (а также архитектуру) оказали огромное влияние на общественный вкус и, как следствие, на репутацию многих старых мастеров и художественных течений, которые они представляли.
Поклонник венецианской живописи, английского мастера Дж. М. Тёрнера (1775-1851), прерафаэлитов и готической архитектуры, он считал, что большинство барочных произведений, таких как работы Болонской школы и дикие байронические пейзажи Сальватора Розы (1615-1673), были неискренними и поэтому плохими. Он также был убеждённым социальным реформатором (он раздал все своё наследство) и верил в достоинство труда и важность мастерства – взгляды, которые нашли отклик, в частности, у Уильяма Морриса (1834-1896) и английского движения «Искусство и ремесла».
Его работы по искусству – большинство из которых были завершены до 1855 года – это, например, «Современные художники» (издано в 5 томах, 1843-60), в которых он утверждает, что главная роль художника – это «правда природы»; «Семь ламп архитектуры» (1849); и «Камни Венеции» (издано в 3 томах, 1851-3). Во всех своих книгах и статьях он подчёркивал связь между природой, искусством и обществом. Несмотря на несчастливую личную жизнь и старость, омрачённую болезнями, Рёскин запомнился как один из величайших комментаторов как эстетики, так и истории искусства.
Жизнь и сочинения
Дошкольный, очень возбудимый мальчик, сын Джона Джеймса Раскина, богатого виноторговца, он развил природный талант к рисованию и акварельной живописи. Поощряемый (хотя и присматриваемый) родителями, он исследовал местную картинную галерею в Далвиче и путешествовал с семьёй по Европе, посетив многие места из Большого тура. В 1836 году он начал учиться в колледже Крайст-Чёрч в Оксфорде, где получил премию Ньюдигейта за поэзию и начал коллекционировать работы Тёрнера. Много позже он вернулся в Оксфорд в качестве профессора изобразительного искусства Слейда (1869-77 и 1884).
После Оксфорда Рёскин делил своё время между поездками в Италию (по пути развивая глубокий интерес к ботанике), Париж (где он изучал картины Перуджино, Тициана и других в Лувре) и своим трактатом Современные художники, первый том которого появился в 1843 году, получив большое признание.
В 1845 году он отправился в путешествие по Европе без родителей. В Италии его особенно впечатлили скульптуры Якопо делла Кверча (ок. 1374-1438), а также картины Фра Анджелико (ок. 1400-55) и Джотто (1267-1337) в музее Сан-Марко во Флоренции и работы Тинторетто (1518-1594) в Скуоле ди Сан-Рокко. Большая часть этих исследований была использована во втором томе книги «Современные художники» (1846), посвящённой живописи XIV века Проторенессанса и XV века Раннего Возрождения.
Термин «Ренессанс», используемый для описания европейского культурного возрождения, зародившегося во Флоренции кватроченто, был впервые введён французским историком XIX века Жюлем Мишле (1798-1874).
После неудачной женитьбы в 1848 году на Эуфемии Чалмерс (Эффи) Грей последовал и его следующий шедевр – на этот раз о средневековой архитектуре – под названием «Семь светильников архитектуры» (1849) – название происходит от семи моральных качеств, которые Рёскин считал неотделимыми от всей архитектуры: жертвенность, истина, красота, сила, жизнь, память и послушание.
В 1851 году вышел первый том его третьей книги – «Камни Венеции», и в это же время он познакомился с группой английских художников, известных как Братство прерафаэлитов: Уильям Холман Хант (1827-1910), Данте Габриэль Россетти (1828-1882), Эдвард Берн-Джонс (1833-1898) и Джон Эверетт Милле (1829-1896), который позже женился на жене Раскина. Считая, что критики отнеслись к ним несправедливо, Рёскин написал несколько статей в их поддержку.
В 1850-х годах он написал ещё три тома «Современных художников» (1852-60), включая довольно разрозненный пятый том, посвящённый Возрождению в Венеции, в котором рассматриваются Венецианские алтари (ок. 1500-1600 гг.) и работы Паоло Веронезе (1528-1588) – а также регулярные обзоры ежегодных выставок Королевской академии под названием Academy Notes (1855-59, 1875). Эти рецензии оказались весьма влиятельными и могли сделать или сломать репутацию художников, о которых шла речь. Двумя художниками, которых Рёскин сильно (и несправедливо) критиковал, были провидческий пейзажист Джон Мартин (1789-1854) и классический сюжетный живописец Лоренс Альма-Тадема (1836-1912).
Несмотря на эту разнообразную деятельность, с конца 1850-х годов главными заботами Рёскина (помимо исполнения завещания Тёрнера и составления каталога многих его работ) были естественная история, экономика и социология. Финальная точка в его карьере в области изобразительного искусства наступила в 1869 году, когда он был избран первым профессором искусств Слейда в Оксфорде, где он стал очень популярным лектором, а также основал Школу рисования и изобразительного искусства Рёскина (1871). Он также продолжал свою карьеру художника с перерывами, выставляя свои акварельные картины в Обществе изящных искусств (1878) и в Королевском обществе акварелистов (1879) в Лондоне.
В 1877 году в открытом письме Рёскин подверг яростной критике американского художника-импрессиониста Джеймса Макнилла Уистлера (1834-1903), чья картина «Ноктюрн в чёрном и золотом: Падающая ракета» (1875, Детройтский институт искусств), он описал как “бросание горшка с краской в лицо публике”. Уистлер подал на него в суд за клевету, получив компенсацию в размере одного фартинга, а расходы были разделены между сторонами. В итоге расходы Рёскина были оплачены за счёт пожертвований публики, а Уистлер разорился, но ни одна из сторон не вышла из этого эпизода с большой похвалой.
За исключением лекций в Оксфорде, ряда эссе, статей и восхитительного тома автобиографии под названием Praeterita (1885-9) (О прошлых вещах), его последние тридцать лет были отмечены упадком ума и плохим здоровьем. Парадоксально, но в то время как его ранние блестящие работы принесли ему репутацию дилетанта, последние три десятилетия стали зенитом его славы как художественного критика. К 1890-м годам он считался практически непогрешимым.
Идеи Рёскина об искусстве
Рёскин высказывал самые разные мнения о живописи, скульптуре, архитектуре и ремесленном движении. Среди них выделяется его твёрдая вера в связь между природой и искусством. Он страстно верил, что задача художника – наблюдать природу и выражать её – свободную от каких-либо правил композиции – а не изобретать её в своей мастерской. Он регулярно подчёркивал своё неприятие художников, которые отдавали предпочтение «живописной условности» в ущерб «правде природы». Так, он восхищался приверженностью прерафаэлитов к «натурализму» и хвалил готический архитектурный дизайн – чей возрожденческий идиоматизм был чрезвычайно популярен в викторианской архитектуре – за его благоговение перед «естественными формами».
Но Рёскин пошёл дальше, утверждая, что природа и Бог – это одно и то же; что истина, красота и религия неразрывно связаны; что «красота – это дар Божий». Например, он считал, что венецианское искусство испортилось, потому что художники потеряли веру в Христа и поклонялись таким преходящим вещам, как чувственность и деньги.
Репутация и наследие
Интересы Рёскина охватывали искусство, естественные науки, экономику и политику. Однако их широта, возможно, подстёгиваемая нервной неспособностью сосредоточиться, создавала проблемы. Например, его труды по искусству – хотя и опередившие своё время – были несистематичными и ограниченными по кругозору. Его упорно негативное отношение к живописи барокко (1600-1700) было примером тому – болонская школа во главе с Аннибале Карраччи (1560-1609), его братом Агостино Карраччи (1557-1602) и кузеном Людовико Карраччи (1555-1619) была особенно ненавистна.
Подробные знания Рёскина в основном ограничивались итальянским искусством эпохи Возрождения, английской пейзажной живописью XIX века или английской фигуративной живописью XVIII-XIX веков. Он мало что мог сказать, например, об импрессионизме, который ворвался в парижский мир искусства в середине 1870-х годов. Тем не менее, его способность передавать то сильное удовольствие, которое доставляло ему искусство, подкреплённая вдохновляющей прозой и иллюстрациями, преодолела многие из этих недостатков и сделала его почитаемым арбитром хорошего вкуса.
Многие художники признавали свой долг перед Рёскиным, включая архитекторов, таких как первооткрыватель небоскрёбов Луис Салливан (1856-1924), очень влиятельный дизайнер Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959), директор Баухауза Вальтер Гропиус (1883-1969) и модернист Ле Корбюзье (1887-1965).
Ресурсы по художественной критике
Как оценить живопись
Как оценить скульптуру
Подробнее об эпохе Рёскина см: Викторианское искусство (ок. 1840-1900)
Известные художественные критики
Иоганн Винкельман (1717-1768)
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Бернард Беренсон (1865-1959)
Роджер Фрай (1866-1934)
Герберт Рид (1893-1968)
Кеннет Кларк (1903-1983)
- «Рекурсия» Блейка Крауча, краткое содержание
- $29 млн. за «Встречу Антония и Клеопатры» Альма-Тадемы
- Картина сэра Лоуренса Альма-Тадема «Обретение Моисея» продана за 35 млн. долларов
- Киев празднует юбилей Национальной академии искусств
- Вена — город, одержимый модерном
- Современная «Золушка» от вундеркинда из Доркинга
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?