Джон Рёскин:
викторианский искусствовед читать ~6 мин.
Английский писатель Джон Рёскин — один из величайших художественных критиков викторианской эпохи, оказавший значительное влияние на оценку искусства в XIX веке. Его взгляды на живопись, скульптуру и архитектуру во многом сформировали общественный вкус своего времени, повлияв на репутацию многих старых мастеров и художественных течений.
Рёскин был поклонником венецианской живописи, творчества английского мастера Дж. М. У. Тёрнера (1775–1851), прерафаэлитов и готической архитектуры. При этом он считал неискренними и слабыми большинство произведений эпохи барокко, например, работы художников Болонской школы или пейзажи Сальватора Розы (1615–1673). Будучи убеждённым социальным реформатором, он верил в ценность труда и мастерства. Эти идеи нашли отклик у Уильяма Морриса (1834–1896) и вдохновили английское движение «Искусства и ремёсла».
Основные работы Рёскина об искусстве, по большей части написанные до 1855 года, включают «Современных художников» (5 томов, 1843–1860), где он провозглашает главной задачей художника «верность природе»; «Семь светочей архитектуры» (1849) и «Камни Венеции» (3 тома, 1851–1853). Во всех своих трудах он подчёркивал неразрывную связь между природой, искусством и обществом. Несмотря на трудности в личной жизни и болезни в старости, Рёскин вошёл в историю искусства как один из выдающихся теоретиков эстетики.
Биография и творчество
Джон Рёскин был единственным сыном Джона Джеймса Рёскина, состоятельного торговца вином. Получив домашнее образование, он с ранних лет проявлял талант к рисунку и акварельной живописи. Под присмотром родителей он посещал картинную галерею в Далвиче и много путешествовал с семьёй по Европе, побывав во многих местах, входивших в маршрут Гран-тура. В 1836 году Рёскин поступил в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде, где получил премию Ньюдигейта за поэзию и увлёкся коллекционированием работ Тёрнера. Позже он вернётся в Оксфорд в качестве профессора изящных искусств Слейда (1869–1877 и 1884).
После окончания университета Рёскин совмещал работу над своим трактатом «Современные художники», первый том которого вышел в 1843 году и получил широкое признание, с поездками в Италию и Париж. В путешествиях он развивал свой интерес к ботанике, а в Лувре изучал полотна Перуджино, Тициана и других мастеров.
В 1845 году, во время своей первой самостоятельной поездки по Европе, Рёскина особенно впечатлили скульптуры Якопо делла Кверча (ок. 1374–1438), а также живопись Фра Анджелико (ок. 1400–1455), Джотто (1267–1337) и Тинторетто (1518–1594). Эти исследования легли в основу второго тома «Современных художников» (1846), посвящённого искусству Проторенессанса XIV века и Раннего Возрождения XV века.
Термин «Ренессанс», используемый для описания европейского культурного возрождения, зародившегося во Флоренции кватроченто, был впервые введён французским историком XIX века Жюлем Мишле (1798–1874).
После неудачного брака с Эуфемией «Эффи» Грей, заключённого в 1848 году, Рёскин опубликовал свой следующий значительный труд, посвящённый средневековой архитектуре, — «Семь светочей архитектуры» (1849). Название отсылает к семи моральным принципам, которые, по мнению автора, являются основой архитектуры: жертвенность, истина, красота, сила, жизнь, память и послушание.
В 1851 году, одновременно с выходом первого тома книги «Камни Венеции», Рёскин познакомился с художниками из Братства прерафаэлитов. Среди них были Уильям Холман Хант (1827–1910), Данте Габриэль Россетти (1828–1882) и Джон Эверетт Милле (1829–1896). Позднее Милле женился на Эффи Грей после аннулирования её брака с Рёскиным. Критик защищал прерафаэлитов от нападок в прессе, считая их незаслуженными, и посвятил им несколько статей. Стоит отметить, что Эдвард Бёрн-Джонс (1833–1898) примкнул к движению позже и не входил в первоначальный состав братства.
В 1850-е годы Рёскин написал ещё три тома «Современных художников» (1852–1860), а также выпускал регулярные обзоры выставок в Королевской академии под названием «Заметки об Академии» (1855–1859, 1875). Эти рецензии были чрезвычайно влиятельны и могли как создать, так и разрушить репутацию художника. Среди тех, кого Рёскин подверг резкой критике, были пейзажист Джон Мартин (1789–1854) и салонный живописец Лоуренс Альма-Тадема (1836–1912).
Несмотря на активную писательскую деятельность, с конца 1850-х годов основными интересами Рёскина стали естественная история, экономика и социология. Важной вехой в его карьере в области изобразительного искусства стало избрание в 1869 году первым профессором искусств Слейда в Оксфорде. Там он стал популярным лектором и основал Школу рисунка и изящных искусств Рёскина (1871). Он также периодически выставлял собственные акварели в Обществе изящных искусств (1878) и в Королевском обществе акварелистов (1879) в Лондоне.
В 1877 году Рёскин в открытом письме раскритиковал американского художника Джеймса Макнилла Уистлера (1834–1903). Его картину «Ноктюрн в чёрном и золотом: Падающая ракета» (1875, Детройтский институт искусств) критик описал как “швыряние горшка с краской в лицо публике”. Уистлер подал в суд за клевету и выиграл дело, получив символическую компенсацию в один фартинг. Судебные издержки разделили между сторонами, однако расходы Рёскина покрыли общественные пожертвования, в то время как Уистлер был вынужден объявить о банкротстве. Этот скандальный процесс не принёс славы ни одной из сторон.
Последние тридцать лет жизни Рёскина, за исключением периода преподавания в Оксфорде и работы над автобиографией «Praeterita» (1885–1889), были омрачены ухудшением психического и физического здоровья. Парадоксально, но именно в эти годы его слава как художественного критика достигла апогея, и к 1890-м годам его мнение в вопросах искусства считалось почти непогрешимым.
Идеи Рёскина об искусстве
Рёскин высказывал разнообразные мнения о живописи, скульптуре, архитектуре и ремесленном искусстве. Ключевой идеей в его философии была неразрывная связь между природой и искусством. Он считал, что задача художника — наблюдать природу и изображать её, не следуя искусственным правилам композиции. Рёскин критиковал тех, кто предпочитал «живописную условность» «правде природы». Поэтому он восхищался приверженностью прерафаэлитов натурализму и ценил готическую архитектуру за благоговение перед «естественными формами».
Рёскин шёл дальше, утверждая, что природа и Бог — одно и то же, а истина, красота и религия неразделимы. «Красота, — писал он, — это дар Божий». Упадок венецианского искусства, по его мнению, был связан с тем, что художники утратили веру и стали поклоняться чувственности и деньгам.
Репутация и наследие
Интересы Рёскина охватывали искусство, естественные науки, экономику и политику. Однако широта его взглядов иногда приводила к недостаточной систематичности в трудах. Его знания были глубоки, но ограничивались определёнными областями, а его неприятие живописи барокко, особенно болонской школы во главе с братьями Аннибале (1560–1609) и Агостино (1557–1602) Карраччи и их кузеном Лодовико (1555–1619), было весьма категоричным.
Познания Рёскина в основном касались итальянского искусства эпохи Возрождения, а также английской пейзажной и фигуративной живописи XVIII – XIX веков. Он почти ничего не писал об импрессионизме, который заявил о себе в Париже в середине 1870-х годов. Тем не менее, его вдохновляющая проза и способность передать читателю наслаждение от искусства сделали его одним из самых почитаемых арбитров вкуса своего времени.
Влияние Рёскина признавали многие деятели искусства. Среди них были архитекторы, такие как один из основателей Чикагской школы Луис Салливан (1856–1924) и его ученик, знаменитый дизайнер Фрэнк Ллойд Райт (1867–1959). Идеи Рёскина о социальной роли искусства и ремесла также повлияли на таких мастеров модернизма, как основатель Баухауса Вальтер Гропиус (1883–1969) и Ле Корбюзье (1887–1965).
Ресурсы по художественной критике
Как оценить живопись
Как оценить скульптуру
Подробнее об эпохе Рёскина см: Викторианское искусство (ок. 1840-1900)
Известные художественные критики
Иоганн Винкельман (1717-1768)
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Бернард Беренсон (1865-1959)
Роджер Фрай (1866-1934)
Герберт Рид (1893-1968)
Кеннет Кларк (1903-1983)
- Место картин в современном интерьере
- Приобретение дорогой картины на аукционе
- Макс Фридлендер – «Знаток искусства»
- Специфика искусства как феномена культуры
- Это великое слово «искусство»
- «Рекурсия» Блейка Крауча, краткое содержание
- $29 млн. за «Встречу Антония и Клеопатры» Альма-Тадемы
- Картина сэра Лоуренса Альма-Тадема «Обретение Моисея» продана за 35 млн. долларов
- Киев празднует юбилей Национальной академии искусств
- Вена — город, одержимый модерном
- Современная «Золушка» от вундеркинда из Доркинга
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?