Жюль Мишле:
Французский историк искусства, придумавший термин «Ренессанс» читать ~3 мин.
Жюль Мишле (фр. Jules Michelet; 1798–1874) — один из крупнейших французских историков XIX века, основоположник романтической историографии во Франции. Он наиболее известен своим монументальным трудом «История Франции» (Histoire de France). Его вклад в историю искусства заключается в том, что в этой работе он одним из первых использовал термин «Ренессанс» для описания культурного подъёма, который произошёл в Италии в XV веке и сформировал новое представление о человеке и его месте в мире.
После Мишле термин «искусство Возрождения» стал общепринятым для обозначения архитектуры, живописи и скульптуры, созданных в Италии в периоды кватроченто и чинквеченто. Благодаря ему в научный оборот прочно вошли такие понятия, как «архитектура Ренессанса» и «скульптура Ренессанса». Среди других значимых историков искусства, изучавших этот период, выделяются Джон Рёскин (1819–1900), Бернард Беренсон (1865–1959), Кеннет Кларк (1903–1983) и Лео Стейнберг (1920–2011).
Ранние годы и образование
Мишле родился в Париже в 1798 году, вскоре после Французской революции. Его отец был мастером-печатником гугенотского происхождения. Хотя Мишле предлагали место в имперской типографии, отец настоял на его обучении в знаменитом Лицее Карла Великого (Lycée Charlemagne). Он проявил себя как одарённый студент, и уже к 1827 году стал профессором истории и философии в Высшей нормальной школе (École Normale Supérieure) и автором нескольких учебников.
«История Франции»
В 1833 году Мишле был назначен руководителем исторической секции Национального архива Франции и приступил к написанию главного труда своей жизни — «Истории Франции». Работа над этим монументальным произведением, составившим в итоге 19 томов, была в основном завершена к 1867 году. Она охватывала период от ранней истории франков и правления Карла Великого до начала Великой французской революции.
Особенно важным для истории искусства стал седьмой том его труда, озаглавленный «Возрождение» (Renaissance) и опубликованный в 1855 году. Именно в нём Мишле впервые концептуально оформил и применил термин «Ренессанс» для обозначения итальянского Ринашименто. Примерами этого явления для него служили работы Филиппо Брунеллески (1377–1446), Донателло (1386–1466), Мазаччо (1401–1428), Леонардо да Винчи (1452–1519), Рафаэля (1483–1520), Микеланджело (1475–1564) и Тициана (около 1488/1490–1576).
Концепция Возрождения
По мнению Мишле, толчком к Ренессансу послужили великие географические открытия XV века и научные достижения Коперника и Галилея в XVI веке. Эти события, как он считал, ознаменовали переход от ограниченного религиозного мировоззрения Средневековья к эпохе науки и рационализма. Этот взгляд развил швейцарский историк Якоб Буркхардт в своей книге «Культура Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien), опубликованной в 1860 году.
Буркхардт рассматривал Ренессанс как исключительно итальянское явление, зародившееся в XV веке в соперничающих городах-государствах Северной и Центральной Италии. По его мнению, именно там расцвели таланты великих художников и архитекторов благодаря поддержке таких меценатов, как семья Медичи во Флоренции и римские папы. И Мишле, и Буркхардт трактовали культурные достижения этого периода как возрождение и продолжение традиций, заложенных в эпоху классической античности.
Однако такая интерпретация подвергалась критике. Утверждалось, что оба историка не в полной мере учли, как меняющиеся модели в финансах, торговле, науке и, что особенно важно, культурные и торговые обмены с другими цивилизациями повлияли на формирование европейского Ренессанса.
Мишле был одним из первых историков Нового времени, который настаивал на том, что история должна быть сосредоточена на народе, а не только на его лидерах и институтах. Он умер от сердечного приступа в 1874 году в Йере и был изначально похоронен там же. В 1876 году, после судебных разбирательств, его прах был торжественно перезахоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.
Об оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Известные искусствоведы
Иоганн Винкельман (1717–1768)
Луи Леруа (1812–1885)
Луи Воссель (1870–1943)
Феликс Фенеон (1861–1944)
Роджер Фрай (1866–1934)
Аполлинер (1880–1918)
Герберт Рид (1893–1968)
Джон Канадей (1907–1985)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?