Жюль Мишле:
Французский историк искусства, придумавший термин «Ренессанс» читать ~3 мин.
Один из самых знаменитых искусствоведов XIX века, Жюль Мишле был французским историком-националистом, более всего запомнившимся своим эпическим шедевром «История Франции» (Histoire de France). Его вклад в историю искусства заключается в том, что в своей «Истории» он был первым историком, который ввёл слово «Ренессанс» (французское слово «возрождение») для описания культурного возрождения, которое произошло в Италии в XV веке и привело к новому представлению о человечестве и нашем месте в мире.
После Мишле термин «искусство Возрождения» стал стандартным для обозначения архитектуры, а также живописи и скульптуры, созданных в Италии в период кватроченто и чинквеченто. Без Мишле мы вряд ли использовали бы сейчас такие термины, как «архитектура Ренессанса» или «скульптура Ренессанса». О других историках искусства Ренессанса см: Джон Рёскин (1819-1900), Бернард Беренсон (1865-1959), Кеннет Кларк (1903-1983) и Лео Стейнберг (1920-2011).
Ранняя жизнь и образование
Родился в Париже вскоре после Французской революции, его отец был мастером типографии гугенотского происхождения. Хотя Мишеле тоже предлагали место в имперской типографии, отец настоял на том, чтобы он учился в знаменитом колледже, известном как Лицей Шарлеманя. Одарённый студент, к 1827 году он стал профессором истории и философии в Ecole Normale Superieure, на его счету несколько учебников.
«Histoire de France»
В 1833 году, назначенный главой исторического отдела Национального бюро записей Франции, он начал писать труд всей своей жизни по истории Франции. Законченный (почти) в 1867 году, он состоял из 19 томов, начиная с самых ранних рассказов о франках и короле Карле Великом и заканчивая началом Революции.
Период 1400-1700 гг. занимает в общей сложности 8 томов, большая часть которых лишь очень отдалённо связана с историей Франции как таковой, особенно в двух томах, озаглавленных «Возрождение и Реформация». Именно здесь Мишле впервые использует термины «Ренессанс» и «искусство Ренессанса» для обозначения итальянского Ринасименто, примером которого служат работы таких художников как Филиппо Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Мазаччо (1401-1428), Леонардо да Винчи (1452-1519), Рафаэль (1483-1520), Микеланджело (1475-1564), Тициан (1477-1576), и это лишь некоторые из великих живописцев, скульпторов и архитекторов, чьи работы определили эпоху.
La Renaissance
По мнению Мишле, толчком к Ренессансу послужили путешествия Колумба в XV веке и научные достижения Коперника и Галилея в XVI, которые вызвали решительный переход от узкого, религиозного средневекового мира к современному миру науки и рационализма. Этот взгляд на Ренессанс был развит швейцарским историком Якобом Буркхардтом, в его книге «Цивилизация Возрождения в Италии» (Die Kultur der Renaissance in Italien), опубликованной в 1860 году.
По мнению Буркхардта, Ренессанс был исключительно итальянским явлением, возникшим в XV веке в соперничающих городах-государствах Северной и Центральной Италии, где расцвели художественные таланты великих архитекторов и художников благодаря поддержке таких меценатов, как семья Медичи во Флоренции, и римские папы. И Мишле, и Буркхардт считали, что культурные достижения этого периода – хотя и отражали «возрождение» – тем не менее были продолжением европейской культуры, берущей начало в классической древности.
Отметим, однако, что у этой интерпретации есть свои критики, которые утверждают, что ни один из историков не понял, как меняющиеся модели финансов, торговли, науки и, прежде всего, культурных и торговых обменов с другими культурами, сформировали новый европейский Ренессанс.
Известный тем, что настаивал на том, что исторические работы должны быть сосредоточены на людях страны, а не только на её лидерах и институтах, Мишле был одним из первых современных хронистов, применивших этот принцип к исторической науке.
После смерти от сердечного приступа в 1874 году он был окончательно похоронен на кладбище Ле-Пере-Лашез в Париже.
Об оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить живопись
Как ценить скульптуру
Известные искусствоведы
Иоганн Винкельман (1717-1768)
Луи Леруа (1812-1885)
Луи Воссель (1870-1943)
Феликс Фенон (1861-1944)
Роджер Фрай (1866- 1934)
Аполлинер (1880-1918)
Герберт Рид (1893-1968)
Джон Канадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?