Луи Леруа:
Французский художественный критик, придумавший название «импрессионизм» читать ~4 мин.
Луи Леруа (fr. Louis Leroy) стал одним из самых печально известных художественных критиков эпохи современного искусства после публикации насмешливой рецензии на групповую выставку в Париже. Его статья под заголовком «Выставка импрессионистов» невольно дала название одному из великих движений в истории искусства — импрессионизму — и чёткую идентификацию небольшой группе художников-импрессионистов, участвовавших в той выставке. Среди них были Клод Моне (1840–1926), Ренуар (1841–1919), Поль Сезанн (1839–1906), Берта Морисо (1841–1895), Эдгар Дега (1834–1917), Камиль Писсарро (1830–1903), Альфред Сислей (1839–1899) и Арман Гийомен (1841–1927). Они объединились в «Анонимное кооперативное общество художников, скульпторов, гравёров» (Société anonyme coopérative d’artistes peintres, sculpteurs, graveurs) для демонстрации своего искусства.
Отправной точкой для критики Леруа послужила картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» (Impression, soleil levant). Его ошибочная оценка эстетики и живописных качеств этих ранних импрессионистских картин вошла в историю как одна из самых известных критических ошибок в истории французской живописи. Впрочем, мало кто из французских критиков того времени решился положительно отозваться о какой-либо из восьми выставок импрессионистов в Париже, проходивших с 1874 по 1886 год. Публика была не более восторженной.
Несмотря на поддержку парижских арт-дилеров, таких как Поль Дюран-Рюэль (1831–1922) и Амбруаз Воллар (1866–1939), импрессионисты начали продавать свои картины за значительные суммы лишь с появлением богатых коллекционеров из Америки и России, в частности Альберта Барнса (1872–1951) и Ивана Морозова (1871–1921). Таким образом, едкий отзыв Луи Леруа вполне соответствовал вкусам парижского общества того времени.
О других художественных критиках того же периода см.: Феликс Фенеон (1861–1944) и Гийом Аполлинер (1880–1918).
Биография
Луи Леруа был разносторонним деятелем искусства XIX века, который занимался литературой, живописью и гравюрой. Тем не менее в истории он остался в первую очередь как журналист и художественный обозреватель французского сатирического издания Le Charivari (название можно перевести как «кошачий концерт» или «шумная, нестройная музыка»). Именно он применил термин «импрессионисты» для насмешливого описания картин, выставленных на первой выставке импрессионистов на втором этаже дома № 35 по бульвару Капуцинок.
Le Charivari — иллюстрированная газета, выходившая в Париже ежедневно с 1832 по 1936 год. В ней публиковались карикатуры, шаржи, обзоры и сатира на повседневную жизнь. Это издание послужило образцом для Эбенезера Ланделлса и Генри Мэйхью, основавших в 1841 году журнал Punch. Рецензия Леруа появилась 25 апреля 1874 года под заголовком «Выставка импрессионистов» (Exposition des Impressionnistes).
Первая выставка импрессионистов
Привыкший к тщательно скомпонованным и реалистичным картинам, ежегодно выставляемым в Парижском салоне, 62-летний Леруа был шокирован свободной манерой письма и непринуждённой композицией работ Моне и его коллег. Его реакцию разделяло большинство посетителей, которые считали сюжеты (в основном пейзажи и уличные сцены) «вульгарными» и «обыденными». Манера живописи казалась им слишком эскизной и незавершённой, а быстрые мазки — оскорблением труда традиционных художников, тративших на одну работу недели.
Термин «импрессионист», использованный Леруа, обеспечил ему место в истории, однако его появление было во многом случайным. Когда Клода Моне попросили дать название его картине с изображением доков в Гавре для каталога выставки, он ответил: “Напишите «Впечатление»”.
Кроме работ основной группы импрессионистов, на выставке было представлено ещё около 114 картин других художников. Однако в большинстве рецензий внимание критиков было приковано именно к первым.
После Леруа следующим французским критиком, вошедшим в историю благодаря меткому слову, стал более молодой Луи Воксель (1870–1943). Он впервые использовал термин «фовизм» для описания группы колористов во главе с Матиссом, а также ввёл термин «кубизм» для ранних пейзажей Пикассо и Брака.
Последствия
Хотя большинство импрессионистов с готовностью приняли название, придуманное Леруа, Эдуард Мане от него отмежевался. Дега был решительно не согласен, предпочитая название «независимые», а критик Эмиль Золя настаивал на термине «натуралисты». Вероятно, Леруа счёл свою критику оправданной: выставка закрылась через месяц с такими убытками, что художники были вынуждены распустить своё общество. К счастью, импрессионисты выжили, во многом благодаря финансовой поддержке коллег-художников, таких как Фредерик Базиль (1841–1870) и Гюстав Кайботт (1848–1894), а также коллекционеров, например, Виктора Шоке.
В 1990 году картина Ренуара «Бал в Мулен де ла Галетт» (1876) была продана на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке за 78,1 миллиона долларов. В 2008 году пейзаж Клода Моне Le Bassin aux Nympheas (1919) ушёл с молотка на аукционе Christie’s в Лондоне за 40,9 миллиона фунтов стерлингов. Подробнее об этих и других рекордах см.: Самые дорогие картины: Топ-10.
Оценка искусства
Как ценить картины
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818–1897)
Роджер Фрай (1866–1934)
Герберт Рид (1893–1968)
Джон Канадей (1907–1985)
Гарольд Розенберг (1906–1978)
Клемент Гринберг (1909–1994)
Лео Штейнберг (1920–2011)
- Импрессионизм
- Текучесть форм и мгновенное движение импрессионизма
- Репродукции картин известных живописцев: какие работы стоит иметь в своей гостиной
- Моё открытие изобразительного искусства XIX-XX веков
- Цветовая палитра, 17-18 век
- «Карета» Николая Гоголя, краткое содержание
- Музей им. Сукачёва впервые в Иркутске представляет творчество якутского художника Кирилла Гаврильева
- «Неизвестный художник» - юбилейная выставка народного художника РФ Сергея Гавриляченко
- В театре «Et Cetera» показали премьеру спектакля «Всё о женщинах» - дебют режиссёра Виктории Печерниковой
- На детском фестивале «Гаврош» представляют работы театров из Нидерландов
- Выставка художника Германа Гаврилова посвящена юбилею Екатеринбурга
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?