Луи Леруа: Французский художественный критик, придумавший название «импрессионизм» читать ~5 мин.
Луи Леруа стал одним из самых печально известных художественных критиков, связанных с эпохой современного искусства, в результате публикации насмешливой рецензии на групповую выставку в Париже под заголовком «Выставка импрессионистов». Тем самым он невольно окрестил одно из великих движений в истории искусства – импрессионизм – и дал чёткую идентификацию небольшой группе художников-импрессионистов, участвовавших в выставке. Среди них были Клод Моне (1840-1926), Ренуар (1841-1919), Поль Сезанн (1839-1906), Берта Морисо (1841-1895), Эдгар Дега (1834-1917), Камиль Писсарро (1830-1903), Альфред Сислей (1839-1899) и Арман Гийомэн (1841-1927), которые объединились в Анонимное общество художников, скульпторов и гравёров (Анонимное общество художников, скульпторов и гравёров), чтобы демонстрировать своё искусство.
Луи Леруа взял за образец одну из картин Клода Моне под названием «Впечатление, восход солнца» (Impression, Soleil Levant). Увы, его полная ошибка в оценке эстетики и живописных качеств этих ранних импрессионистских картин, вошла в историю как один из самых больших ляпов во французской живописи. При этом мало кто из французских художественных критиков решился сказать что-либо положительное о какой-либо из восьми выставок импрессионистов в Париже, проходивших с 1874 по 1886 год. Публика была не более восторженной. Несмотря на финансовую поддержку парижских арт-дилеров, таких как Поль Дюран-Рюэль (1831-1922) и Амбруаз Воллар (1866-1939), только после приезда богатых коллекционеров из Америки и России, таких как Альберт Барнс (1872-1951) и Иван Морозов (1871-1921), художники-импрессионисты начали продавать свои картины за значительные суммы. Так что едкий и нелестный отзыв Луи Леруа о первом появлении импрессионизма Моне вполне соответствовал современному парижскому вкусу.
О других художественных критиках того же периода см: Феликс Фенон (1861-1944) и Гийом Аполлинер (1880-1918).
Биография
Луи Леруа был весьма разносторонним художником и критиком XIX века, который занимался несколькими различными видами искусства, включая литературу, а также живопись и гравюру. Тем не менее, его помнят в первую очередь как журналиста и художественного обозревателя французского сатирического издания Le Charivari (название которого означает «диссонирующая музыка»), который впервые ввёл сатирический термин «импрессионисты» для описания незаконченных картин, выставленных на первой выставке импрессионистов на втором этаже дома 35 по бульвару Капуцинов.
Le Charivari – иллюстрированная газета, выходившая ежедневно в Париже с 1832 по 1936 год. В ней публиковались карикатуры, а также шаржи, обзоры и сатира на повседневную жизнь, и она послужила образцом для Эбенезера Ланделса и Генри Мейхью, когда они основали журнал Punch в 1841 году. Рецензия Леруа появилась 25 апреля 1874 года под заголовком «Выставка импрессионистов» (Exposition des Impressionnistes).
Первая выставка импрессионизма
Привыкший к тщательно скомпонованным, прекрасно отделанным и похожим на жизнь картинам, ежегодно выставляемым в Парижском салоне, 62-летний Леруа был потрясён свободной кистью и непринуждённой композицией Моне и его друзей. Его реакцию разделяло большинство посетителей выставки, которые считали сюжеты (в основном пейзажи или сцены уличной жизни) «вульгарными» и «обыденными». Кроме того, принятая манера рисования показалась им слишком эскизной и незавершённой. Использование быстрых мазков – целые картины, выполненные за один сеанс, – считалось оскорблением скрупулёзной и трудоёмкой работы кистью традиционных художников, которые часто тратили недели на одну работу.
Использование Леруа термина «импрессионист» обеспечило ему бессмертие, но всё это произошло от случайного решения Клода Моне, который, когда его попросили дать название его картине «Доки в Гавре», чтобы включить её в каталог выставки, ответил: “Напишите «Впечатление»”.
Кроме 51 работы группы импрессионистов, на выставке было представлено ещё 114 картин других 20 или около того художников. Однако в большинстве рецензий внимание критиков было приковано к первым.
После Леруа следующим французским критиком, достигшим бессмертия, был более молодой Луи Воксель (1870-1943), который впервые использовал термин «фовизм» для колористической группы Матисса, а также впервые ввёл термин «кубизм» для описания ранних кубистских пейзажей Пикассо и Брака.
Последствия
Хотя большинство импрессионистов с радостью приняли название, придуманное Леруа, Эдуард Мане отмежевался от него, Дега решительно не согласился с ним, предпочитая название «независимые», а критик и писатель Эмиль Золя настаивал на использовании термина «натуралисты». Несомненно, Леруа чувствовал себя оправданным тем, что через месяц выставка закрылась с такими убытками, что художники были вынуждены распустить только что созданную ими компанию, каждый из которых внёс равную долю в понесённые расходы. К счастью, несмотря на дальнейшие неудачи, импрессионисты выжили – благодаря щедрой финансовой поддержке коллег-художников, таких как Фредерик Базиль (1841-70) и Гюстав Кайботт (1848-1894), а также коллекционеров-любителей, таких как Виктор Шоке.
В 1990 году картина маслом «Танец в Мулен де ла Галетт» (1876), написанная Ренуаром, была продана на аукционе Sotheby’s (Нью-Йорк) за 78,1 миллиона долларов. В 2008 году пейзажная композиция Le Bassin aux Nympheas (1919), написанная Клодом Моне, была продана на аукционе Christie’s (Лондон) за 49,9 миллиона фунтов стерлингов. Подробнее об этих и других рекордах искусства см: Самые дорогие картины: Топ-10.
Ресурсы по оценке искусства
Оценка искусства
Как ценить картины
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Роджер Фрай (1866-1934)
Герберт Рид (1893- 1968)
Джон Канадей (1907-1985)
Гарольд Розенберг (1906-1978)
Клемент Гринберг (1909-1994)
Лео Штейнберг (1920-2011).
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?