Винкельманн, Иоганн Иоахим:
историк неоклассического искусства читать ~5 мин.
Влиятельный немецкий историк искусства и археолог, Иоганн Иоахим Винкельман был большим поклонником греческого искусства и культуры, особенно греческой архитектуры и греческой скульптуры. Хотя по мировоззрению он был эллинистом, он никогда не посещал Грецию, и его знания о греческих статуях были полностью основаны на римских копиях, что сделало его невольным поклонником римской скульптуры.
Благодаря своим исследованиям и двум знаменитым книгам – Размышления о живописи и скульптуре греков (1755) и История античного искусства (1764) – Винкельман стал величайшим зачинателем художественного движения XVIII века Неоклассика, которое стремилось возродить порядок, серьёзность и разум греческого и римского искусства.
На самого Винкельмана повлиял возрождающийся интерес к римской архитектуре и артефактам классической древности, вызванный раскопками в 1738 году погребённых римских городов Геркуланума и Помпеи, а также трудами Бернара де Монфокона (1655-1741), Джованни Баттиста Пиранези (1720-1778) и графа де Кайлюса.
Исследователь античного искусства, в том числе трудов Витрувия, Винкельман известен, в частности, эрудированным анализом стилистического развития греческой скульптуры и подробными наблюдениями по изучению истории искусства, которые оказали значительное влияние на новую науку археологию, и художников-неоклассиков, таких как Антон Рафаэль Менгс (1728-1779) и Жак-Луи Давид (1748-1825), а также скульпторов-неоклассиков, таких как Антонио Канова (1757-1822). Благодаря своей дружбе с такими архитекторами, как Роберт Адам (1728-1792), он также оказал влияние на неоклассическую архитектуру как в Великобритании, так и на континенте.
Биография
Родился в Штендале, Пруссия, сын сапожника, учился в берлинской гимназии Koellnische Gymnasium, где на него оказало сильное влияние изучение греческого языка и культуры. В 1738 году он изучал теологию в университете Галле – где также посещал лекции философа Александра Готлиба Баумгартена (1714-1762), изобретателя термина «эстетика» – а в 1741-2 годах медицину в Йенском университете. Однако только в 1748 году, когда он получил должность библиотекаря в 40 000-томной библиотеке графа Генриха фон Бунау в Нотнице, у него появилась возможность погрузиться в мир греческого искусства.
Именно здесь он написал свою первую большую книгу: Размышления о живописи и скульптуре греков (1755) (Gedanken uber die Nachahmung der griechischen Werke in Malerei und Bildhauerkunst). Эта работа сделала Винкельмана знаменитым – в 1765 году её перевёл на английский язык Генрих Фюзели (1741-1825) – и побудила Августа III, короля Польши и курфюрста Саксонии, назначить ему пенсию, что позволило ему продолжить обучение в Риме. В результате в 1755 году он отправился в Рим, где быстро познакомился с копиями важных греческих статуй, таких как Аполлон Бельведерский (ок. 330 г. до н.э.) работы Леохара, анонимный Торс Бельведера (II век до н.э.) и Лаокоон и его сыновья (42-20 гг. до н.э.) работы Хагесандра, Афинодора и Полидора.
Первоначально он планировал остаться в итальянской столице всего на два года, но после начала Семилетней войны (1756-1763) решил задержаться здесь подольше. Так случилось, что вскоре он получил должность библиотекаря при кардинале Пассионеи, а также при кардинале Арчинто. После их смерти, в 1758 году, он стал библиотекарем кардинала Альбани, который в это время собирал одну из величайших частных коллекций классических древностей на своей вилле в Порта-Салария. Эта должность дала Винкельману непревзойдённый доступ к художественным сокровищам Рима и Ватикана и обеспечила ему значительный статус художественного критика и консультанта влиятельных посетителей во время Гранд-тура по Европе.
Его работы, в том числе «Описание тяжёлых пирсов барона де Стоша» (1760) и «Anmerkungen uber die Baukunst der Alten» (1762), завоевали ему широкую читательскую аудиторию и утвердили его в качестве крупного комментатора культурных артефактов классической античности.
В 1758 и 1762 годах Винкельман ездил в Неаполь, чтобы наблюдать за археологическими раскопками в Помпеях и Геркулануме. В 1763 году при поддержке кардинала Альбани он был назначен папским префектом древностей при папе Клименте XIII и библиотекарем Ватикана. Затем, в 1764 году, он опубликовал свой второй интеллектуальный шедевр: История искусства античности (Geschichte der Kunst des Altertums), в котором содержался полный, чёткий хронологический отчёт обо всем античном искусстве, включая Древнеегипетскую архитектуру (ок. 3 000 до н.э. – 200 н.э.) и Этрусское искусство (ок. 700-90 до н.э.), а также историю греческого искусства и Греции. Это был первый в своём роде трактат, посвящённый эволюции классического изобразительного искусства, и первый, в котором объяснялось, что такое искусство народа и что такое идеальная красота.
Одно из основополагающих положений Винкельмана заключается в том, что цель искусства – создавать красоту, и что это может быть реализовано только тогда, когда все (содержание, композиция, исполнение) подчинено ей. Несмотря на то, что книга Винкельмана довольно устарела при современном рассмотрении, она дала истории искусства основы и методологию.
В 1768 году, возвращаясь в Рим из поездки по Австрии и Германии, Винкельман был убит в Триесте. Несмотря на арест и казнь его убийцы, мотив убийства остаётся неизвестным.
Наследие
Один из величайших художественных критиков своего времени, Винкельман был влиятельным защитником классицизма и пионером высококачественной литературы о классическом искусстве. Его книги и эссе впервые осветили хронологию и интеллектуальное значение греческого искусства, а также сыграли важную роль в стимулировании появления неоклассической скульптуры, живописи и архитектуры. См. также менее известное Классическое возрождение в современном искусстве (1900-1930). Кроме того, в серии открытых писем, таких как Отчёт о последних открытиях в Геркулануме (Nachrichten von den neuesten Herculanischen Entdeckungen) – его острый анализ и критика ошибок, допущенных искателями сокровищ и другими любителями при раскопках Геркуланума и Помпеи, помогли уберечь эти археологические изыскания от дальнейшего ущерба. За это благотворное вмешательство его иногда называют «отцом современной археологии».
Дополнительные материалы по классическому искусству
Храм Парфенон (построен в 447-422 гг.)
Алтарь Зевса в Пергаме (ок. 166-156 гг.
Пергамская школа эллинистической скульптуры (241-133 гг. до н.э.)
Греческая керамика (ок. 7000 лет до н.э. и далее)
Венера Милосская (ок. 130-100 гг. до н.э.)
Художественная критика
Оценка искусства
Как оценивать живопись
Как оценивать скульптуру
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818-1897)
Джон Рёскин (1819-1900)
Бернард Беренсон (1865-1959)
Кеннет Кларк (1903-1983)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?