Винкельманн, Иоганн Иоахим:
историк неоклассического искусства читать ~5 мин.
Иоганн Иоахим Винкельман — влиятельный немецкий историк искусства и археолог, исследователь и ценитель греческого искусства, в особенности архитектуры и скульптуры. Будучи эллинистом по своим убеждениям, он никогда не был в Греции, а его представления о греческих статуях основывались исключительно на римских копиях. Этот факт сделал его, по иронии судьбы, знатоком римской скульптуры.
Благодаря своим исследованиям и двум знаменитым трудам — «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755) и «История искусства древности» (1764) — Винкельман стал одним из основоположников неоклассицизма. Это художественное движение XVIII века стремилось возродить в искусстве принципы, характерные для античности, которые сам Винкельман определял как «благородную простоту и спокойное величие».
На формирование взглядов Винкельмана повлиял растущий интерес к римской архитектуре и артефактам классической древности. Этот интерес был во многом вызван раскопками погребённых римских городов Геркуланума и Помпей, начавшимися в 1738 году, а также трудами Бернара де Монфокона (1655–1741), Джованни Баттиста Пиранези (1720–1778) и графа де Кайлюса.
Как исследователь античного искусства, в том числе работ Витрувия, Винкельман известен своим глубоким анализом стилистического развития греческой скульптуры. Его наблюдения заложили основы научной истории искусства и оказали значительное влияние на новую науку археологию. Идеи Винкельмана вдохновляли художников-неоклассиков, таких как Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) и Жак-Луи Давид (1748–1825), и скульпторов, таких как Антонио Канова (1757–1822). Благодаря дружбе с архитектором Робертом Адамом (1728–1792), он также повлиял на неоклассическую архитектуру в Великобритании и континентальной Европе.
Биография
Иоганн Иоахим Винкельман родился в Штендале (Пруссия) в семье сапожника. Он учился в берлинской гимназии Koellnische Gymnasium, где увлёкся изучением греческого языка и культуры. В 1738 году он поступил на теологический факультет университета в Галле, где также посещал лекции философа Александра Готлиба Баумгартена (1714–1762), создателя термина «эстетика». В 1741–1742 годах изучал медицину в Йенском университете. Однако возможность полностью посвятить себя изучению греческого искусства появилась у него лишь в 1748 году, когда он стал библиотекарем графа Генриха фон Бюнау в Нётнице, чьё собрание насчитывало 40 000 томов.
Именно там он написал свою первую значительную работу — «Мысли о подражании греческим произведениям в живописи и скульптуре» (1755) (Gedanken über die Nachahmung der Griechischen Werke in der Malerey und Bildhauerkunst). Книга принесла Винкельману известность; в 1765 году её перевёл на английский язык Генрих Фюзели (1741–1825). Успех книги побудил Августа III, короля Польши и курфюрста Саксонии, назначить ему пенсию для продолжения обучения в Риме. В 1755 году Винкельман отправился в Италию, где смог изучить знаменитые копии греческих статуй: «Аполлона Бельведерского» (ок. 330 г. до н.э.) Леохара, анонимный «Бельведерский торс» (II век до н.э.) и скульптурную группу «Лаокоон и его сыновья» (42–20 гг. до н.э.) работы Агесандра, Афинодора и Полидора.
Изначально Винкельман планировал пробыть в Риме два года, но начало Семилетней войны (1756–1763) заставило его остаться на более долгий срок. Вскоре он получил должность библиотекаря у кардиналов Пассионеи и Арчинто. После их смерти, в 1758 году, он стал библиотекарем кардинала Альбани, который в то время создавал на своей вилле у Порта-Салария одну из величайших частных коллекций античности. Эта должность предоставила Винкельману доступ к сокровищам Рима и Ватикана и утвердила его статус влиятельного критика и консультанта для знатных путешественников, совершавших Гранд-тур по Европе.
Его труды, в том числе «Описание резных камней барона фон Штоша» (1760) и «Замечания о зодчестве древних» (1762), принесли ему широкую известность и утвердили его репутацию ведущего специалиста по культурным артефактам классической древности.
В 1758 и 1762 годах Винкельман посещал Неаполь, наблюдая за археологическими раскопками в Помпеях и Геркулануме. В 1763 году, при поддержке кардинала Альбани, папа Климент XIII назначил его главным хранителем древностей и библиотекарем Ватикана. В 1764 году он опубликовал свой второй главный труд — «История искусства древности» (Geschichte der Kunst des Altertums). В книге содержался подробный хронологический обзор античного искусства, включая архитектуру Древнего Египта (ок. 3000 лет до н.э. – 200 г. н.э.) и искусство этрусков (ок. 700–90 гг. до н.э.). Этот трактат стал первым исследованием, посвящённым эволюции искусства в его историческом и культурном контексте.
Одно из ключевых положений эстетики Винкельмана состоит в том, что цель искусства — красота. Она может быть достигнута лишь тогда, когда все элементы произведения — содержание, композиция и исполнение — подчинены этой цели. Хотя сегодня многие аспекты книги Винкельмана считаются устаревшими, именно она заложила основы и методологию для дальнейшего развития истории искусства как науки.
В 1768 году, возвращаясь в Рим из поездки по Австрии и Германии, Винкельман был убит в Триесте. Несмотря на то что его убийцу арестовали и казнили, мотив преступления так и остался невыясненным.
Наследие
Винкельман, один из величайших художественных критиков своего времени, был убеждённым сторонником классицизма и автором фундаментальных работ об античном искусстве. Его книги и эссе впервые представили хронологию и раскрыли интеллектуальное значение греческого искусства, сыграв важную роль в становлении неоклассической скульптуры, живописи и архитектуры. Его идеи также нашли отражение в Классическом возрождении в искусстве XX века (1900–1930). Кроме того, в серии открытых писем, таких как «Известия о новейших геркуланумских открытиях», он резко критиковал ошибки, допускавшиеся при раскопках Геркуланума и Помпеи. Его вмешательство помогло защитить археологические памятники от дальнейшего разрушения, за что его часто называют «отцом современной археологии».
Дополнительные материалы по классическому искусству
Храм Парфенон (построен в 447–422 гг. до н.э.)
Алтарь Зевса в Пергаме (ок. 166–156 гг. до н.э.)
Пергамская школа эллинистической скульптуры (241–133 гг. до н.э.)
Греческая керамика (ок. 7000 лет до н.э. и далее)
Венера Милосская (ок. 130–100 гг. до н.э.)
Художественная критика
Оценка искусства
Как оценивать живопись
Как оценивать скульптуру
Известные художественные критики
Якоб Буркхардт (1818–1897)
Джон Рёскин (1819–1900)
Бернард Беренсон (1865–1959)
Кеннет Кларк (1903–1983)
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?