Кельтская культура:
характеристики изобразительного искусства, языка, религии читать ~21 мин.
Когда речь идёт об истории кельтов, отделить реальность от мифа не так-то просто. Происхождение, культурные традиции и историческая эволюция европейских народов, которые мы сегодня называем кельтами, весьма туманны. Мы не знаем точно, откуда пришли кельты и как они интегрировались с коренными культурами, с которыми сталкивались. (Например, совершенно неясны их отношения с шотландскими пиктами). По-видимому, не существует чётких и непрерывных археологических данных о миграции или оккупации кельтов, и учёные не пришли к единому мнению относительно генетики и языка кельтов.
Как и многие племенные общества доисторического периода, древние кельты не имели традиции письменной истории. Вместо этого кельтская история, обычаи и законы передавались из поколения в поколение из уст в уста: и это несмотря на существование уважаемой интеллигентной касты друидов, которые были глубоко погружены в кельтскую культуру и наследие.
В результате большая часть того, что мы знаем о кельтах, почерпнута из римских историков классической античности, которые обычно представляли всех неримлян как некультурных варваров, или из кельтской мифологии, например, знаменитой ирландской Lebor Gabála Érenn (Книга вторжений).
К счастью, у нас есть один беспристрастный свидетель – археология, но, как уже говорилось выше, археологические данные о доисторических кельтских поселениях в настоящее время не слишком удовлетворительны. Таким образом, прежде чем делать какие-либо выводы о том, где именно возникли кельты, куда они пришли и как повлияли на обычаи, искусство и ремесла местного населения, необходимо провести дополнительные исследования предыстории кельтов. Учитывая это, ниже приводится краткий справочник того, что мы знаем об истории и культуре кельтов.
Терминология
Слова «кельт» и «кельтский» первоначально произошли от латинского (celtus) и греческого (keltoi) и используются историками для обозначения европейских народов, говоривших на кельтском языке.
В настоящее время термин «кельтский» обычно используется в отношении языков и культур «шести кельтских народов», а именно Бретани, Ирландии, Шотландии, Уэльса, Корнуолла и острова Мэн, где до сих пор используются четыре кельтских языка: Бретонский, ирландский гэльский, шотландский гэльский и валлийский.
Историки иногда классифицируют кельтские народы на «континентальных кельтов», обозначающих жителей континентальной Европы (например, галлов), и «инсулярных кельтов» – жителей Британии, Ирландии и других местных островов.
Происхождение кельтов (ок. 1000-700 гг. до н.э.): Кем были кельты? Откуда они пришли?
Подлинные исторические факты о происхождении кельтов были сильно затуманены английским антикваром XVIII века Уильямом Стакли (1687-1765), который связал кельтских друидов с такими древними памятниками, как Стоунхендж и Эйвбери. На самом деле эти мегалиты, а также мегалиты в Ньюгрейндже, Ноуте и Дауте были построены неолитическим человеком примерно за две тысячи лет до появления кельтских племён, которые появились не ранее 1000 лет до н.э., а кельтская культура, сформировавшаяся в различимую форму не ранее 850 г. до н.э., была одновременна с милитаристским микенским искусством и культурой около 1650-1200 гг. до н.э., которые кельты впитали, проходя через Причерноморье, а также этрусской и архаической греческой цивилизациями.
Кельтские поселенцы: Индоевропейские племена Южной России
Первые кельты представляли собой весьма разрозненную, но конкурентоспособную группу индоевропейских языческих племён, которые начали переселяться в Европу из степей Южной России, Кубани и Крыма примерно с 1000 лет до н.э. Возможно, их культура чем-то обязана культуре Урнфилда, процветавшей в Европе между 1200 и 700 гг. до н.э., но «раннее происхождение», которого придерживаются некоторые историки, согласно которому древних кельтов можно отнести к культуре колоколовидных кубков третьего тысячелетия до н.э., хотя и обладает достаточно удобным достоинством, позволяющим объяснить широкое рассеяние кельтов и кельтского влияния по Европе, не имеет достаточного археологического подтверждения. Согласно основным археологическим данным, кельтские занятия прослеживаются не ранее 1000 лет до н.э.
Кельтская гальштатская культура (ок. 800-450 гг. до н.э.) и первая кельтская родина
Хотя точные детали их продвижения неясны, к 700 г. до н.э. кельты прочно обосновались на торговых путях Верхнего Дуная в Центральной Европе. Эта точка зрения подтверждается греческим историком Геродотом, который говорит о том, что Дунай “берёт своё начало у кельтов близ Пиренеев”, а также археологическими раскопками в Австрии.
Самые ранние находки артефактов, ассоциирующихся именно с кельтами, произошли в окрестностях австрийского города Хальштатт, который дал название кельтской культуре Хальштатт (ок. 800-450 гг. до н.э.). Этот ранний кельтский центр, в центре которого находилось прибыльное соледобывающее производство с широкой сетью торговых контактов, также пользовался контролем над торговыми путями по верхнему Дунаю, что обеспечило кельтам значительное богатство, а также культурные контакты с большей частью Европы, включая Этрурию и Левантину.
Торговля также позволила кельтам рано освоить технологию выплавки железа, благодаря чему они получили военное преимущество перед своими соперниками. Возможно, они даже обладали некоторым опытом работы с железом, поскольку майкопская культура в степях Северного Кавказа давно известна своими ранними знаниями в области металлургии, в частности, бронзы. Кроме того, использование железных плугов позволило им максимально увеличить объёмы сельскохозяйственного производства, а текстильное производство было также высокоразвитым. Гальштатское искусство было преимущественно, хотя и не исключительно, геометрическим по стилю, на него повлияло сочетание кавказских, этрусских и верхнедунайских орнаментов.
Миграции на запад в эпоху позднего железного века
По мере роста населения верхнедунайского кельтского очага кельты распространялись на запад Европы в поисках земель для поселения, в частности, в Галлии, Испании и Северной Италии. Особенно привлекательной была Испания – страна, богатая полезными ископаемыми, которую высоко ценили финикийцы из Ливана, греки и карфагеняне, а позднее и римляне.
Эта первоначальная и относительно мирная миграция привела к распространению кельтского языка, торговли и культуры вплоть до берегов Атлантики и Западного Средиземноморья. Оставаясь активными в торговле, мигрирующие кельты тяготели, в частности, к основным торговым путям, таким как реки Рейн и Рона, а также к главным торговым поселениям, таким как Марсель и Кадис.
Прибытие кельтов в Британию и Ирландию
Позднее, примерно с 450 г. до н.э., кельты стали прибывать и в Британию и Ирландию, хотя греческий географ Пифей (IV в. до н.э.) называл Британские острова «севернее земли кельтов», что свидетельствует о том, что даже в 350 г. до н.э. Британия находилась на периферии кельтского влияния. Некоторые кельтские племена распространились также на восток, в Малую Азию, и по Шёлковому пути в Азию.
Есть основания полагать, что кельты не только оставили свой собственный след в местной культуре, но и впитали в себя ряд культурных элементов от коренных народов, с которыми они сталкивались. Так, например, гравировки на неолитической проходной гробнице Ньюгрейндж в графстве Мит (Ирландия) включают рисунки ромбов, спиралей, двойных спиралей, концентрических полукругов, зигзагов и других символов, которые кельтские мастера железного века включили в свой собственный стиль. То же самое можно сказать и об орнаментах, найденных на других объектах в долине Бойн, таких как мегалитическая гробница Ноут и могилы в Дауте.
Кельтская латенская культура (ок. начала V в. – I в. до н.э.)
Примерно к 450 г. до н.э. кельтский ареал распространился на восточную Францию, Швейцарию, Австрию, юго-запад Германии, а также на территории Словакии, Чехии и Венгрии. Именно в этот период на территории очага стала появляться новая кельтская культура, получившая название латенская по названию типологической стоянки Ла-Тен в Швейцарии.
Латенский стиль, характеризующийся геометрическими и зооморфными орнаментами, сформировался под влиянием этрусского и греческого искусства и возник непосредственно на основе предшествующей гальштатской культуры.
Зенит могущества и влияния кельтов (400-250 гг. до н.э.)
Вскоре после этого (около 400 г. до н.э.) произошла более масштабная «военная» миграция кельтских племён – бои, инсубры, лингоны и сеноны, – которые вторглись в Италию вплоть до Сицилии, осадив при этом Рим. Другие племена вторглись в Грецию и Малую Азию. Их успех был настолько велик, что даже Александр Македонский был вынужден заключить с ними договор о ненападении, прежде чем отправиться на завоевание Персии.
Четвёртый век до н.э. стал высшей точкой кельтского влияния в Европе: их культура и язык были активной силой на всем континенте, от Чёрного моря до Атлантики, от Балтики до Средиземноморья, а кельтские племена контролировали ряд важных торговых путей по всей Европе. К этому времени очаг кельтских племён, возможно, переместился из речного комплекса Рейна на реку Рону в центральной и южной Франции – единственную крупную реку на континенте, которая впадает непосредственно в Средиземное море. В любом случае, в этот период почти все страны Западной и Центральной Европы в той или иной степени испытали влияние кельтской культуры, а этруски, ранние римляне и греки считали кельтов одним из четырёх великих периферийных народов известного мира.
Кельтская племенная культура
При этом кельты никогда бы не назвали себя «нацией». Несмотря на то, что кельтов в какой-то степени связывали общий язык, схожие языческие боги, мастерство в изготовлении железа и схожие формы культурного самовыражения, их общины были настолько разбросаны по всей Европе, что не было никакой реальной возможности сплотиться или объединиться под какой-либо формой центральной власти. И они с такой же вероятностью могли воевать друг с другом, как и с любым чужаком. Отсутствие единства со временем сделало бы их крайне уязвимыми перед более мелким, но лучше организованным военным государством – Римом.
Чтобы дать вам представление о многообразии племенных обществ, связанных с кельтской культурой, вот краткий справочник по огромному количеству кельтских племён и кланов, существовавших в Европе железного века в период 500-55 гг. до н.э., основанный на археологических раскопках и письменных рассказах греческих/римских историков.
Племена континентальных кельтов
В Центральной Европе – первоначальном европейском центре активности кельтов по крайней мере с 1000 лет до н.э. – кельтские племена включали боев, обитавших на территории Чехии, Словакии, Венгрии, Германии и Австрии; лугиев в Польше; винделичей в Германии; котинов и осинов в Словакии; эравишей в Венгрии; и (начиная с 335 г. до н.э.) скордишей, латобичей и варцианов в Словении и Хорватии.
К 500 г. до н.э. кельты были распространены на территории «галлов» – на территории современных Бельгии, Франции и Швейцарии, а также в Северной Италии и Северной Испании. К галльским племенам, имевшим сильные кельтские ассоциации, относились: амбианы (Амьен), андекави (Анжер), аквитаны (Бордо), атребаты (Аррас), байокассы (Байе), белловаки (Бове), битуриги (Бурж), Карнуты (Шартр), Каталауни (Шалон), Сеноманы (Ле-Ман), Гельвеции (Ла-Тен), Лексовии (Лизье), Медиоматрики (Мец), Медулли (Медок), Менапии (Кассель), Морини (Булонь), Намнеты (Нант), Паризии (Париж), Петрокории (Перигё), Пиктоны (Пуатье), Редоны (Ренн), Ремии (Реймс), Сеноны (Сенс), Секваны (Безансон), Суассоны (Суассон), Толосаты (Тулуза), Туроны (Тур), Унелли (Кутанс), Вангионы (Вормс), Велиокасси (Руан), Венети (Ванн).
В Цизальпинской Галлии (север Италии) кельтские поселения существовали примерно с 400 г. до н.э. до полного установления римского контроля в 192 г. до н.э. и включали такие племена, как грайоцелы, саласси, сегусы, таурини и вертамокории в Пьемонте; инсубры, орумбовии и сеноманы в Ломбардии; бои, лингоны и сеноны в Эмилии-Романье.
На Пиренейском полуострове, часть которого иногда считалась территорией Галлии, кельты обитали примерно с 375 г. до н.э., оставаясь независимыми до покорения Римом в 135 г. до н.э. К испанским кельтским племенам относились бракари, каллаичи и галлаэки на северо-западе страны; кельтики и лузитаны в Португалии; вакчани, веттоны и другие кельтиберские кланы в центральной Испании.
Племена инсулярных кельтов
Кельты переселились в Британию примерно между 400 и 100 гг. до н.э. и прочно обосновались там к моменту прибытия Юлия Цезаря в 55 г. до н.э.
В Англии кельтские племена включали: атребаты (Южная Англия), биброки (Беркшир), бриганты (Северная Англия), кантиаки (Кент), карвети (Камберленд), катувеллауни (Хартфордшир), корионототы (Нортумберленд), кориелтауви (Мидлендс), корновии (Корнуолл), Добунни (долина Северна), Думнонии (Южная Англия), Дуротриги (Дорсет), Ицены (племя королевы Боудицеи в Восточной Англии), Паризии (Йоркшир), Сетантии (Ланкашир), Тринованты (Южная Англия), Улути (Ланкашир и Ольстер).
В Уэльсе основными кельтскими племенами были деметы (Дайфед), гангани (Западный Уэльс), ордовики (Гвинедд) и силуры (Гвент).
В Шотландии существовали многочисленные кельтские племенные группы (например, эпидийцы и хорестиане), а также коренное население пиктов, которые, по-видимому, имели квазикельтскую культуру. Было ли это связано с контактами с кельтскими переселенцами в железном веке или в более ранние периоды доисторической эпохи, неизвестно.
Самые ранние неолитические поселенцы в Ирландии, по-видимому, происходили из Шотландии, поэтому они тоже могли быть представителями более древней квазикельтской культуры. Во всяком случае, согласно греческому историку Птолемею, ирландские кельты включали племена аутини, блани, кауци, конкани, корионди, дарини, эрдини, гангани, герпедитани, иверни, луцени, менапи, нагнате, робогди, удиае, утерни, веллабори, венникни, водиае и волунти.
Упадок кельтов в Европе (250-50 гг. до н.э.)
Возвращаясь к колесу истории, отметим, что если в период 400-250 гг. до н.э. власть кельтов распространилась практически на все уголки Европы, то в последующие два столетия наблюдается быстрый упадок кельтского влияния на той же территории. По сути, кельты, жившие к востоку от Рейна, были вынуждены переселиться на запад от этой реки под натиском таких германских племён, как кимвры и тевтоны. В то же время кельты, жившие в Северной Италии, Галлии и Иберии, были постепенно покорены растущей Римской империей.
К 50 г. до н.э. очаги кельтов в Галлии были покорены Юлием Цезарем (великий вождь кельтских племён Верцингеторикс сдался в 52 г. до н.э.), а остальная часть кельтской Европы – римскими императорами Августом и Тиберием. К 100 г. н.э. вне пределов досягаемости Рима оставалась только кельтская Ирландия.
Ирландские кельты: Выживание и Возрождение
В течение примерно четырёх веков Pax Romana кельтские ремесла на континенте смогли соединиться с римским искусством и сформировать кельтско-римский стиль. Но в целом кельтская культура перестала существовать в самостоятельной форме, за исключением Британских островов, особенно Ирландии, а кельтские языки практически исчезли на континенте примерно к 450 г. н.э.
К счастью для европейской цивилизации и для раннехристианского искусства, изолированная кельтская культура Ирландии осталась в значительной степени нетронутой. Поэтому, когда в V в. н.э. Римская империя окончательно распалась, вызвав анархию и культурный застой Тёмных веков (ок. 450-850 гг. н.э.), Ирландия была готова сыграть решающую роль в европейских делах. Это произошло благодаря тому, что папская власть в Риме фактически выбрала эту страну в качестве главного форпоста западного христианства, в то время как языческие племена с Востока грабили остальную часть континентальной Европы.
Со временем, благодаря новаторской деятельности святого Патрика и его последователей, языческая гэльская Ирландия превратилась в ведущий центр христианской образованности и создала уникальное монашеское ирландское искусство, сохранившее традиции классической науки вплоть до возрождения Европы при короле Карле Великом.
Примерно с 550 по 1000 г. н.э. кельтская культура соединилась с христианским библейским богословием и породила золотой век иллюминированных евангельских рукописей. К наиболее известным текстам относятся Катах святого Колумбы (начало VII века), Книга Дарроу (ок. 670 г.), Линдисфарнские Евангелия (ок. 698-700 гг.), Эхтернахское Евангелие (ок. 700), Личфилдское Евангелие (ок. 730) и Книга Келлс (ок. 800). См. также: История иллюминированных рукописей (600-1200 гг.) и Изготовление иллюминированных рукописей. Другими видами средневекового искусства в Ирландии были монументальная каменная кладка, кельтская обработка металла и высокая крестовая скульптура.
Именно в этот период раннехристианской эры (также известный как гиберно-саксонское инсулярное искусство) Ирландия получила прозвище «страна святых и учёных», что отчасти основывается на культурных традициях её кельтского наследия.
Кельтский язык: История и влияние
Несмотря на то, что пиктографические и письменные языки не были столь развиты, как в регионах Средиземноморья и Ближнего Востока, в неолитической Европе все же сложился ряд собственных языков, таких как баскский, этрусский, финский и венгерский. Однако начиная с 1000 лет до н.э. широкомасштабные кельты познакомили со своим индоевропейским языком самые разные народы на всем континенте. В результате кельтский язык был понят, если не принят, как общий язык удобства: примерно так же, как сегодня английский язык. Уже одно это было важным вкладом в европейскую культуру того времени.
Существовало две основных формы кельтского языка: одна (известная сегодня как Q-кельтский, гойдельский или ирландский гэльский), возникшая, возможно, в неолите в атлантических районах Западной Европы и распространённая в Ирландии и на острове Мэн; и другая (известная как P-кельтский, бриттский или «галльский»), на которой говорили в Галлии, Англии и Шотландии вплоть до римских времен. (После падения Рима ирландцы занесли Q-кельтский язык в Шотландию, где он вытеснил P-кельтский).
Кельтский язык: Упадок и исчезновение
Как бы то ни было, кельтский язык просуществовал менее тысячелетия и исчез по двум причинам. Во-первых, кельтская культура была скорее устной, чем письменной. У кельтов не было большой традиции письменного языка: более того, большинство из них были неграмотны вплоть до прихода христианства с его введением письменной латыни.
Кельтский алфавит огам, состоящий из двадцати букв, предназначенных для удобства вырезания на дереве или камне, использовался ими исключительно для официальных надписей (на надгробных плитах и т.д.), которых сохранилось около 400, причём большинство – в Ирландии. Эта зависимость кельтов от устной, а не письменной речи оказалась роковой, когда латынь была введена в Европу римскими губернаторами и администраторами, и ускорила процесс романизации. Во-вторых, сама романизация закрепила латынь в качестве нового лингва-франка, не в последнюю очередь благодаря римскому контролю над образованием, гражданской администрацией и торговлей.
К моменту распада Рима кельтский язык был уничтожен как живая сила на материковой части Европы и сохранился только в Ирландии и на острове Мэн, а также среди изолированных кельтов в Бретани, Шотландии, Уэльсе и Корнуолле.
Кельтское образование: Культурное влияние друидической системы
Кроме «аристократии воинов», выполнявшей функции основного руководящего состава, кельтские племена имели также интеллектуальную элиту друидов, не похожую на современных ортодоксальных евреев в Израиле или на отделы идеологии в старых коммунистических системах Восточной Европы. Кельтское общество не было теократическим, как современные исламские государства, и даже не было полутеократическим, как Египет, но в нём было огромное уважение к образованию (например, к науке, математике, географии, астрономии, философии), к природе и к религиозным ритуалам. Все эти вопросы курировались и интерпретировались членами друидической касты.
Причём, как мы видели, письменных источников не существовало, а значит, все приходилось заучивать наизусть, что требовало ещё большей умственной дисциплины. О жертвенных обрядах друидов и их значении для кельтского общества написано немало, но вполне возможно, что их непреходящий культурный вклад произошёл только после принятия Ирландией христианства.
Например, монашеская традиция обучения и учёности, основанная на суровом режиме воздержания и интеллектуальной самоотдачи, стала основой для великого ренессанса кельтского искусства (ок. 550-1000 гг. н.э.). Был бы этот монашеский режим принят новообращёнными кельтами с таким энтузиазмом и успехом, как это произошло, если бы не существовало более ранней традиции друидического обучения?
Ещё одна интересная параллель между друидами и поздней христианской эпохой в Ирландии касается их роли советников. Друидическая система помогала племенным вождям советами по вопросам религии, права, финансов и дипломатии, в отличие от ирландской христианской монашеской системы, предоставлявшей советников королевским дворам по всей Европе с 800 по 1200 г. н.э.
Кельтская религия: Культурное влияние
У историков нет чёткого представления ни об уникальных особенностях религиозного поведения кельтов, ни об их вкладе в европейские культовые традиции. Как и многие земледельческие народы (включая римлян), они поклонялись богам и духам, связанным с природными явлениями (солнце, луна, гром, молния) и годовым циклом природы, причём эти привычки, по-видимому, варьировались в зависимости от региона: можно предположить, что кельты в значительной степени впитали в себя местные религиозные традиции. Более того, судя по астрономической привязке мегалитических сооружений, таких как Стоунхендж, Ньюгрейндж и т.д., кажется, что даже друиды мало чему могли научить раннего неолитического человека в отношении мегалитического искусства или культурного значения религиозных или церемониальных сооружений.
Во всяком случае, не известно ни одного культового сооружения кельтской древности, которое можно было бы сравнить с греческими святилищами или римскими храмами, и, как следствие, нет большой традиции религиозного искусства в виде настенной живописи, фигурной скульптуры или декора (мозаики). В отсутствие сколько-нибудь примечательной архитектуры в кельтскую эпоху можно легко понять, какой трепет вызывают великолепные романские и готические соборы с их скульптурами, витражами и другими произведениями декоративного искусства, появившиеся в тёмные века 800-1100 гг. н.э. (Подробнее см: История и стили архитектуры.)
Двумя из немногих религиозных обычаев кельтов, известных в Ирландии, были подношения богам в виде оружия или других металлических изделий, зарытых в землю, и украшенные языческие каменные изваяния, такие как Туроу Стоун (Голуэй), Каслстрандж Стоун (Роскоммон), Килликлаггин Стоун (Каван), Муллагмаст Стоун (Килдэр) и Деррикегхан Стоун (Антрим).
Кельтские захоронения
Хотя кельты не нуждались в храмах, они следовали обычаю хоронить своих вождей и других лидеров с многочисленным оружием, украшениями, инструментами, рогами для питья, кувшинами, чашами для еды и другими артефактами, которые должны были помочь им в загробной жизни.
Большая часть наших знаний о кельтской культуре и искусстве (например, о стилях Халльштат и Ла-Тен) основана на археологических находках, сделанных в этих захоронениях, особенно начиная с Ла-Тен, когда кремация была заменена погребением.
Кельтские военные традиции: Их влияние на культуру
Кельты имели грозную репутацию воинов, их отличало использование раскраски тела и раскраски лица, а также превосходное оружие, изготовленное из железа. Кроме того, каста воинов гордилась своим внешним видом в бою, что привело к значительному мастерству кельтских металлистов – в виде тщательно украшенных мечей, щитов, шлемов и труб.
Из золота, серебра, бронзы, электрума и других материалов изготавливались и личные знаки особого отличия, не похожие на современные военные медали. Спрос на высококачественные военные и личные декоративные изделия из металла, а также общие навыки кельтов в кузнечном (для изготовления сельскохозяйственной и конной утвари) и ювелирном деле не только привели к созданию таких шедевров кельтского железного века, как ожерелье Бройтера, корона Петри и бронзовая труба из Лафнашейда, Она также заложила основы великой христианской металлообработки Ирландии, примером которой являются Ардагская чаша, Дерринафланская чаша, Поясная святыня Мойлау, Крест Талли Лаф и сказочный Крест Конга, а также светская Брошь Тары.
Вопросы и ответы о кельтской культуре
— В чём разница между кельтской и неолитической культурой?
Кельты появились в Европе только с 1000 лет до н.э. и далее. Любая активность европейцев до этой даты восходит к более ранним неолитическим стилям, таким как Urnfield (1200-750 гг. до н.э.), Tumulus (1600-1200 гг. до н.э.), Unetice (2300-1600 гг. до н.э.) или Beaker (2800-1900 гг. до н.э.) культурам. Особенно это касается Ирландии, где искусство позднего ирландского каменного века и ирландского бронзового века часто ошибочно приписывают кельтам, а не их неолитическим предкам.
На самом деле значительная часть кельтского искусства и дизайна (в частности, спирали, ромбы и другие виды абстрактного искусства) была заимствована из этого более раннего ирландского наследия.
— Когда впервые возникла кельтская культура?
Она появилась в Европе с 1000 лет до н.э. Около 700 г. до н.э. появились гальштатские стили, а примерно через два с половиной столетия – латенский стиль.
— Где зародилась кельтская культура?
Кельты расселились и оставили свой след на обширных территориях центральной и западной Европы, включая Словакию, Чехию, Венгрию, Австрию, южную Германию, Швейцарию, северную Италию, Францию, Низкие страны, южную Германию, Испанию, Британию и Ирландию.
— Как долго просуществовала кельтская культура?
За некоторыми исключениями, культурные традиции и языки европейских кельтов практически сошли на нет под властью Римской империи. Изолированная кельтская культура просуществовала дольше в Британии, особенно в отдалённых частях Уэльса, Корнуолла и Шотландии, хотя мы до сих пор не знаем, в чем заключалось существенное родство или различие между пиктской и кельтской культурой.
В Ирландии кельтская культура никогда не исчезала, хотя со времён норманнской оккупации (ок. 1200 г.) до 1650 г. ирландское искусство в целом оставалось бездействующим. В XIX веке находки древних артефактов, таких как корона Петри, чаша Ардага и брошь Тары, в сочетании с растущим чувством национальной культурной идентичности привели к возникновению движения «Кельтское возрождение», возглавляемого Уильямом Батлером Йитсом, леди Грегори и «А.Е.» Расселом, которое опиралось на кельтскую литературу, искусство и традиции. Сегодня можно сказать, что возросшее понимание кельтской культуры стало неотъемлемой частью национального самосознания Ирландии, о чем свидетельствует выражение «Кельтский тигр».
— Каковы величайшие культурные достижения кельтов?
Введение железного плуга и железных инструментов (включая оружие) было важным вкладом в развитие Европы. Кельтская металлообработка (включающая как гальштатские, так и латенские узоры) также редко превзойдена по дизайну и исполнению. Кроме того, в более широком смысле кельтские культурные традиции помогали поддерживать связь Европы железного века с событиями, происходившими в других частях известного мира, в частности, в Средиземноморском бассейне, и, таким образом, способствовали общему культурному прогрессу эпохи.
Но в Ирландии кульминация культуры ирландских кельтов пришлась на раннехристианский период, когда остальная Европа погрузилась в Тёмные века. Кельтско-христианская культура Ирландии, примером которой являются великолепные иллюстрированные евангельские тексты, религиозные артефакты и отдельно стоящие скульптуры крестов, сыграла решающую роль в поддержании пламени цивилизации.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Истоки см.: Хронология доисторического искусства. Подробнее см.: История искусства. Важные даты и хронологию см.: Хронология истории искусства.
- Вместе с Триером от трагедии к возрождению. Понять и простить
- Традиционные религии Европы
- «Саксофон + орган. Сокровища кельтов»
- Дудук Дживана Гаспаряна, орган и кельтская арфа прозвучали под сводами Кафедрального Собора Петра и Павла в Москве
- Камень Туруа, кельтская латенская скульптура
- Кельтское искусство обработки металлов
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?