Кельтская культура:
характеристики изобразительного искусства, языка, религии читать ~21 мин.
Когда речь идёт об истории кельтов, отделить реальность от мифа не так-то просто. Происхождение, культурные традиции и историческая эволюция европейских народов, которых мы сегодня называем кельтами, весьма туманны. Мы не знаем точно, откуда пришли кельты и как они интегрировались с коренными культурами, с которыми сталкивались. Например, до сих пор неясны их отношения с шотландскими пиктами. Судя по всему, не существует чётких и непрерывных археологических данных, свидетельствующих о миграции или заселении кельтами определённых территорий, и учёные не пришли к единому мнению относительно их генетики и языка.
Как и многие племенные общества доисторического периода, древние кельты не вели письменных исторических записей. Вместо этого их история, обычаи и законы передавались из поколения в поколение устно. Это происходило несмотря на существование уважаемой касты интеллектуалов — друидов, которые были хранителями кельтской культуры и наследия.
В результате большая часть того, что мы знаем о кельтах, почерпнута из трудов римских историков классической античности, которые обычно представляли всех неримлян варварами, или из кельтской мифологии, например, знаменитой ирландской «Книги захватов Ирландии» (Lebor Gabála Érenn).
К счастью, у нас есть один беспристрастный свидетель — археология. Но, как уже говорилось, археологические данные о доисторических кельтских поселениях в настоящее время фрагментарны и неполны. Таким образом, прежде чем делать окончательные выводы о том, где именно возникли кельты, куда они пришли и как повлияли на обычаи и искусство местного населения, требуются дополнительные исследования. Учитывая это, ниже приводится краткий справочник того, что мы знаем об истории и культуре кельтов.
Терминология
Слова «кельт» и «кельтский» происходят от латинского (Celtae) и греческого (Keltoi) и используются историками для обозначения европейских народов, говоривших на кельтских языках.
В настоящее время термин «кельтский» обычно используется для описания языков и культур «шести кельтских народов»: Бретани, Ирландии, Шотландии, Уэльса, Корнуолла и острова Мэн. На сегодняшний день существует шесть кельтских языков, четыре из которых имеют постоянных носителей: бретонский, ирландский, шотландский (гэльский) и валлийский. Ещё два, корнский и мэнский, были успешно возрождены.
Историки иногда классифицируют кельтские народы на «континентальных кельтов» — жителей материковой Европы (например, галлов), и «островных кельтов» — жителей Британии, Ирландии и других островов региона.
Происхождение кельтов (ок. 1000–700 гг. до н.э.): Кем были кельты? Откуда они пришли?
Представление об исторических фактах, касающихся происхождения кельтов, было сильно искажено английским антикваром XVIII века Уильямом Стьюкли (1687–1765), который ошибочно связал кельтских друидов с такими древними памятниками, как Стоунхендж и Эйвбери. На самом деле эти мегалиты, а также мегалитические комплексы Ньюгрейндж, Наут и Даут, были построены людьми эпохи неолита примерно за две тысячи лет до появления кельтских племён. Кельты как отдельная общность появились не ранее 1000 года до н.э., а их культура начала формироваться в узнаваемый вид около 850 года до н.э., уже после упадка микенской, этрусской и архаической греческой цивилизаций.
Кельтские поселенцы: индоевропейские племена из Центральной Европы
Считается, что протокельты были частью индоевропейских племён, мигрировавших в Европу из причерноморско-каспийских степей в предыдущие тысячелетия. Однако кельты как обособленная культурная группа сформировались уже в Центральной Европе. Их культура, вероятно, многим обязана культуре полей погребальных урн (Urnfield), процветавшей в Европе между 1200 и 700 гг. до н.э. Гипотеза о «раннем происхождении», которая связывает кельтов с культурой колоколовидных кубков третьего тысячелетия до н.э., хоть и является удобной для объяснения широкого распространения кельтского влияния, не имеет достаточного археологического подтверждения. Согласно основным археологическим данным, следы присутствия кельтов прослеживаются не ранее 1000 года до н.э.
Кельтская гальштатская культура (ок. 800–450 гг. до н.э.) и первая кельтская родина
Хотя точные детали их продвижения неясны, к 700 г. до н.э. кельты прочно обосновались вдоль торговых путей на Верхнем Дунае в Центральной Европе. Эту точку зрения косвенно подтверждает греческий историк Геродот, который писал, что Дунай “берёт своё начало у кельтов близ города Пирены”. Стоит, однако, помнить, что географические представления античных авторов часто были неточными. Тем не менее, это согласуется с данными археологических раскопок в Австрии.
Самые ранние артефакты, однозначно ассоциирующиеся с кельтами, были найдены в окрестностях австрийского города Гальштат. Этот город дал название первой общепризнанной кельтской археологической культуре — гальштатской (ок. 800–450 гг. до н.э.). Этот ранний кельтский центр, выросший вокруг прибыльных соляных копей, контролировал торговые пути по верхнему Дунаю. Это обеспечило кельтам значительное богатство и культурные контакты с большей частью Европы, включая Этрурию и восточное Средиземноморье.
Торговля также позволила кельтам одними из первых в регионе освоить технологию выплавки железа, что дало им военное преимущество перед соседями. Кроме того, использование железных плугов позволило им увеличить объёмы сельскохозяйственного производства, а их текстильное производство также было высокоразвитым. Гальштатское искусство было преимущественно геометрическим по стилю, в нём прослеживается влияние этрусских и местных, верхнедунайских орнаментов.
Миграции на запад в эпоху позднего железного века
По мере роста населения в верхнедунайском очаге кельтской культуры племена начали распространяться на запад Европы в поисках земель для поселения, в частности в Галлию, Испанию и Северную Италию. Особенно привлекательной была Испания — страна, богатая полезными ископаемыми, которую высоко ценили финикийцы, греки и карфагеняне, а позднее и римляне.
Эта первоначальная и относительно мирная миграция привела к распространению кельтского языка, торговли и культуры вплоть до побережья Атлантики и Западного Средиземноморья. Оставаясь активными в торговле, мигрирующие кельты тяготели к основным торговым путям, таким как реки Рейн и Рона, а также к главным торговым центрам, таким как Марсель и Кадис.
Прибытие кельтов в Британию и Ирландию
Позднее, примерно с 450 г. до н.э., кельты начали прибывать в Британию и Ирландию. Однако греческий географ Пифей (IV в. до н.э.) называл Британские острова «севернее земли кельтов», что свидетельствует о том, что даже в 350 г. до н.э. Британия находилась на периферии кельтского мира. Некоторые кельтские племена распространились также на восток, достигнув Малой Азии.
Есть основания полагать, что кельты не только оставили свой след в местной культуре, но и впитали в себя ряд культурных элементов коренных народов, с которыми сталкивались. Так, например, гравировки на неолитической коридорной гробнице Ньюгрейндж в графстве Мит (Ирландия) включают узоры из ромбов, спиралей, двойных спиралей, концентрических полукругов и зигзагов. Эти мотивы кельтские мастера железного века позже включили в свой собственный стиль. То же самое можно сказать и об орнаментах, найденных на других мегалитических объектах в долине реки Бойн, таких как гробница Наут и курганы в Дауте.
Кельтская латенская культура (ок. V в. – I в. до н.э.)
Примерно к 450 г. до н.э. кельтский мир охватывал восточную Францию, Швейцарию, Австрию, юго-западную Германию, а также территории современных Словакии, Чехии и Венгрии. Именно в этот период на смену гальштатской пришла новая кельтская культура, получившая название латенская по названию археологического памятника Ла-Тен в Швейцарии.
Латенский стиль, характеризующийся сложными криволинейными, растительными и зооморфными орнаментами, сформировался под влиянием этрусского и греческого искусства, но возник непосредственно на основе предшествующей гальштатской культуры.
Зенит могущества и влияния кельтов (400–250 гг. до н.э.)
Вскоре после этого (около 400 г. до н.э.) произошла более масштабная военная экспансия кельтских племён — боев, инсубров, лингонов и сенонов, — которые вторглись в Италию и дошли до Сицилии, разграбив по пути Рим. Другие племена вторглись в Грецию и Малую Азию. Их успех был настолько велик, что даже Александр Македонский счёл необходимым заключить с ними договор о ненападении, прежде чем отправиться на завоевание Персии.
IV век до н.э. стал высшей точкой кельтского влияния в Европе: их культура и язык были заметной силой на всём континенте, от Чёрного моря до Атлантики и от Балтики до Средиземноморья. Кельтские племена контролировали ряд важных торговых путей по всей Европе. К этому времени центр кельтского мира, возможно, переместился из бассейна Рейна к реке Рона в центральной и южной Франции — единственной крупной реке на континенте, впадающей непосредственно в Средиземное море. В этот период почти все страны Западной и Центральной Европы в той или иной степени испытали влияние кельтской культуры, а этруски, ранние римляне и греки считали кельтов одним из четырёх великих народов известного им мира.
Кельтская племенная культура
При этом кельты никогда не считали себя единой «нацией». Несмотря на то что их в какой-то степени связывали общий язык, схожие языческие боги, мастерство в обработке железа и общие формы культурного самовыражения, их общины были настолько разбросаны по Европе, что у них не было реальной возможности объединиться под какой-либо центральной властью. Они с одинаковой вероятностью могли воевать как друг с другом, так и с чужаками. Это отсутствие единства со временем сделало их крайне уязвимыми перед лицом более организованного военного государства — Рима.
Чтобы дать вам представление о многообразии племенных обществ, связанных с кельтской культурой, вот краткий перечень кельтских племён и кланов, существовавших в Европе железного века в период 500–55 гг. до н.э., составленный на основе археологических раскопок и письменных свидетельств греческих и римских историков.
Племена континентальных кельтов
В Центральной Европе — первоначальном европейском центре активности кельтов как минимум с 1000 лет до н.э. — кельтские племена включали боев, обитавших на территории Чехии, Словакии, Венгрии, Германии и Австрии; лугиев в Польше; винделиков в Германии; котинов и озов в Словакии; эрависков в Венгрии; и (начиная с 335 г. до н.э.) скордисков, латобиков и варцианов в Словении и Хорватии.
К 500 г. до н.э. кельты широко расселились по территории Галлии — современных Бельгии, Франции и Швейцарии, а также в Северной Италии и Северной Испании. К галльским племенам с сильными кельтскими связями относились: амбианы (Амьен), андекавы (Анже), аквитаны (Бордо), атребаты (Аррас), байокассы (Байё), белловаки (Бове), битуриги (Бурж), карнуты (Шартр), каталауны (Шалон), сеноманы (Ле-Ман), гельветы (Швейцария), лексовии (Лизьё), медиоматрики (Мец), медуллы (Медок), менапии (Кассель), морины (Булонь), намнеты (Нант), паризии (Париж), петрокории (Перигё), пиктоны (Пуатье), редоны (Рен), ремы (Реймс), сеноны (Санс), секваны (Безансон), суессионы (Суассон), толосаты (Тулуза), туроны (Тур), унеллы (Кутанс), вангионы (Вормс), велиокассы (Руан), венеты (Ван).
В Цизальпинской Галлии (Северная Италия) кельтские поселения существовали примерно с 400 г. до н.э. до полного установления римского контроля в 192 г. до н.э. и включали такие племена, как грайоцелы, салассы, сегузины, таврины и вертамокории в Пьемонте; инсубры, орумбовии и сеноманы в Ломбардии; бои, лингоны и сеноны в Эмилии-Романье.
На Пиренейском полуострове кельты обитали примерно с 375 г. до н.э. и оставались независимыми до покорения Римом в 135 г. до н.э. К иберийским кельтским племенам относились бракары и галлеки на северо-западе; кельтики и лузитаны в Португалии; ваккеи, веттоны и другие кельтиберские кланы в центральной Испании.
Племена островных кельтов
Кельты переселились в Британию примерно между 400 и 100 гг. до н.э. и прочно обосновались там к моменту прибытия Юлия Цезаря в 55 г. до н.э.
В Англии кельтские племена включали: атребатов (Южная Англия), биброков (Беркшир), бригантов (Северная Англия), кантиев (Кент), карветов (Камберленд), катувеллаунов (Хартфордшир), кориелтаувов (Восточный Мидленд), корновиев (Корнуолл), добуннов (долина Северна), думнониев (Юго-Западная Англия), дуротригов (Дорсет), иценов (племя царицы Боудикки в Восточной Англии), паризиев (Йоркшир), сетантиев (Ланкашир), триновантов (Эссекс).
В Уэльсе основными кельтскими племенами были деметы (Дивед), ганганы (Западный Уэльс), ордовики (Гвинед) и силуры (Гвент).
В Шотландии существовали многочисленные кельтские племенные группы (например, эпидии и креоны), а также коренное население пиктов, которые, по-видимому, имели близкую к кельтской культуру. Было ли это связано с контактами с кельтскими переселенцами железного века или с более ранними доисторическими взаимодействиями, неизвестно.
Самые ранние неолитические поселенцы в Ирландии, по-видимому, происходили из Шотландии, поэтому они тоже могли быть представителями более древней, докельтской культуры. Во всяком случае, согласно греческому историку Птолемею, ирландские кельты включали племена аутинов, бригантов, кавков, конканов, кориондов, даринов, эрдниев, ганганов, ивернов, луценов, менапиев, нагнатов, робогдиев, утерниев, веллаборов, венникниев, водиев и волунтиев.
Упадок кельтов в Европе (250–50 гг. до н.э.)
Если в период 400–250 гг. до н.э. власть кельтов распространилась почти на все уголки Европы, то в последующие два столетия наблюдался быстрый упадок их влияния. Кельты, жившие к востоку от Рейна, были вытеснены на запад германскими племенами, такими как кимвры и тевтоны. В то же время кельты, жившие в Северной Италии, Галлии и Иберии, были постепенно покорены растущей Римской империей.
К 50 г. до н.э. кельтские территории в Галлии были завоёваны Юлием Цезарем (великий вождь кельтских племён Верцингеторикс сдался в 52 г. до н.э.), а остальная часть кельтской Европы была подчинена римскими императорами Августом и Тиберием. К 100 г. н.э. вне пределов досягаемости Рима оставалась только кельтская Ирландия.
Ирландские кельты: выживание и возрождение
В течение примерно четырёх веков «Римского мира» (Pax Romana) ремёсла кельтов на континенте соединились с римским искусством, сформировав романо-кельтский стиль. Но в целом кельтская культура перестала существовать в самостоятельной форме, за исключением Британских островов, особенно Ирландии. Кельтские языки практически исчезли на континенте примерно к 450 г. н.э.
К счастью для европейской цивилизации и раннехристианского искусства, изолированная кельтская культура Ирландии осталась в значительной степени нетронутой. Поэтому, когда в V в. н.э. Римская империя окончательно распалась, что привело к анархии и культурному застою Тёмных веков (ок. 450–800 гг. н.э.), Ирландия оказалась готова сыграть решающую роль в европейских делах. Благодаря своему географическому положению страна стала одним из важнейших центров западного христианства, в то время как языческие племена с востока разоряли остальную часть континентальной Европы.
Со временем, благодаря деятельности святого Патрика и его последователей, языческая гэльская Ирландия превратилась в ведущий центр христианской учёности и создала уникальное монастырское ирландское искусство, сохранившее традиции классической науки вплоть до Каролингского возрождения в Европе.
Примерно с 550 по 1000 г. н.э. кельтская культура соединилась с христианским богословием, что породило золотой век иллюминированных евангельских рукописей. К наиболее известным текстам относятся «Катах» святого Колумбы (начало VII века), Книга из Дарроу (ок. 670 г.), Евангелие из Линдисфарна (ок. 698–700 гг.), Евангелие из Эхтернаха (ок. 700 г.), Евангелие из Личфилда (ок. 730 г.) и Келлская книга (ок. 800 г.). См. также: История иллюминированных рукописей (600–1200 гг.) и Создание иллюминированных рукописей. Другими видами средневекового искусства в Ирландии были монументальная каменная резьба, кельтская металлопластика и скульптура высоких крестов.
Именно в этот раннехристианский период (также известный как гиберно-саксонское или островное искусство) Ирландия получила прозвище «остров святых и учёных», что отчасти основывалось на культурных традициях её кельтского наследия.
Кельтский язык: история и влияние
Несмотря на то что в неолитической Европе письменность не была столь развита, как в регионах Средиземноморья и Ближнего Востока, здесь всё же сложился ряд собственных языков, таких как баскский, этрусский, финский и венгерский. Однако начиная с 1000 лет до н.э. широко расселившиеся кельты познакомили со своим индоевропейским языком самые разные народы на всём континенте. В результате кельтский язык стал своего рода лингва-франка: примерно так же, как сегодня английский. Уже одно это было важным вкладом в европейскую культуру того времени.
Существовало две основные ветви кельтских языков: одна, известная сегодня как Q-кельтская (гойдельская), которая распространилась в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн; и другая, P-кельтская (бриттская), на которой говорили в Галлии, Британии и других частях континента. После падения Рима ирландские переселенцы принесли Q-кельтский язык (гэльский) в Шотландию, где он со временем вытеснил местный P-кельтский диалект.
Кельтский язык: упадок и исчезновение
Как бы то ни было, доминирование кельтских языков на континенте продлилось менее тысячелетия, и они пришли в упадок по двум причинам. Во-первых, кельтская культура была скорее устной, чем письменной. У кельтов не было развитой традиции использования письменности: большинство из них были неграмотны вплоть до прихода христианства и введения латыни.
Кельтский алфавит огам, состоящий из двадцати букв, приспособленных для вырезания на дереве или камне, использовался ими в основном для кратких официальных надписей (например, на мемориальных камнях). Сохранилось около 400 таких надписей, большинство из них — в Ирландии. Эта зависимость кельтов от устной речи оказалась роковой, когда латынь была введена в Европе римскими администраторами, что ускорило процесс романизации. Во-вторых, сама романизация закрепила латынь в качестве нового лингва-франка, не в последнюю очередь благодаря римскому контролю над образованием, гражданской администрацией и торговлей.
К моменту распада Римской империи кельтские языки были практически уничтожены на материковой части Европы и сохранились только в Ирландии и на острове Мэн, а также среди изолированных кельтских общин в Бретани, Шотландии, Уэльсе и Корнуолле.
Кельтское образование: культурное влияние друидической системы
Кроме «аристократии воинов», выполнявшей функции правящего класса, у кельтских племён была интеллектуальная элита — друиды. Кельтское общество не было теократическим, но в нём было огромное уважение к знаниям (например, к науке, математике, географии, астрономии, философии), к природе и к религиозным ритуалам. Все эти вопросы курировались и интерпретировались членами касты друидов.
Причём, как мы видели, письменных источников не существовало, а значит, всё приходилось заучивать наизусть, что требовало огромной умственной дисциплины. Хотя много написано о жертвенных обрядах друидов, возможно, их наиболее значимый культурный вклад проявился уже после принятия Ирландией христианства.
Например, монашеская традиция обучения и учёности, основанная на строгом режиме воздержания и интеллектуальной самоотдачи, стала основой для великого ренессанса кельтского искусства (ок. 550–1000 гг. н.э.). Был бы этот монашеский режим принят новообращёнными кельтами с таким энтузиазмом и успехом, если бы не существовало более ранней традиции друидического обучения?
Ещё одна интересная параллель между друидами и поздней христианской эпохой в Ирландии касается их роли советников. Друиды помогали племенным вождям советами по вопросам религии, права, финансов и дипломатии, подобно тому как ирландские христианские монахи становились советниками при королевских дворах по всей Европе в период с 800 по 1200 г. н.э.
Кельтская религия: культурное влияние
У историков нет чёткого представления ни об уникальных особенностях религиозных верований кельтов, ни об их вкладе в европейские культовые традиции. Как и многие земледельческие народы (включая римлян), они поклонялись богам и духам, связанным с природными явлениями (солнце, луна, гром, молния) и годовым циклом. Эти верования, по-видимому, варьировались в зависимости от региона: можно предположить, что кельты в значительной степени впитали в себя местные религиозные традиции. Судя по астрономической ориентации мегалитических сооружений, таких как Стоунхендж и Ньюгрейндж, кажется, что даже друиды мало чему могли научить человека эпохи неолита в отношении мегалитического искусства или культурного значения церемониальных сооружений.
Во всяком случае, не известно ни одного культового сооружения кельтской эпохи, которое можно было бы сравнить с греческими святилищами или римскими храмами. Как следствие, у них не сложилось развитой традиции религиозного искусства в виде настенной живописи, монументальной скульптуры или мозаики. В отсутствие сколько-нибудь примечательной архитектуры в кельтскую эпоху можно легко понять, какой трепет вызывали великолепные романские и готические соборы с их скульптурами, витражами и другими произведениями декоративного искусства, появившиеся в Средние века. (Подробнее см: История и стили архитектуры.)
Двумя из немногих известных религиозных обычаев кельтов в Ирландии были подношения богам в виде оружия или других металлических изделий, которые закапывали в землю или бросали в водоёмы, и украшенные языческие каменные изваяния, такие как камень из Туроу (Голуэй), Каслстранджский камень (Роскоммон), камень из Килликлаггина (Каван) и камень из Муллагмаста (Килдэр).
Кельтские захоронения
Хотя кельты не строили храмов, они следовали обычаю хоронить своих вождей и других знатных людей с многочисленным оружием, украшениями, инструментами, рогами для питья, сосудами для еды и другими артефактами, которые должны были помочь им в загробной жизни.
Большая часть наших знаний о кельтской культуре и искусстве (например, о стилях Гальштат и Ла-Тен) основана на археологических находках, сделанных в этих захоронениях, особенно начиная с латенского периода, когда кремация была частично заменена погребением.
Кельтские военные традиции: их влияние на культуру
Кельты имели грозную репутацию воинов. Их отличало использование раскраски тела и лица, а также превосходное оружие, изготовленное из железа. Кроме того, каста воинов гордилась своим внешним видом в бою, что привело к высокому мастерству кельтских мастеров по металлу — они создавали тщательно украшенные мечи, щиты, шлемы и боевые трубы.
Из золота, серебра, бронзы, электрума и других материалов изготавливались и личные знаки отличия, подобные современным военным медалям. Спрос на высококачественные военные и личные декоративные изделия из металла, а также общие навыки кельтов в кузнечном деле (для изготовления сельскохозяйственной утвари и конской сбруи) и ювелирном искусстве не только привели к созданию таких шедевров кельтского железного века, как ожерелье из Бройтера, корона Петри и бронзовая труба из Лафнашейда. Это также заложило основы для великого христианского искусства металлообработки в Ирландии, примерами которого являются чаша из Арды, потир из Дерринафлана, поясной ковчег из Мойло, крест Талли-Лох и знаменитый крест из Конга, а также светская фибула из Тары.
Вопросы и ответы о кельтской культуре
— В чём разница между кельтской и неолитической культурой?
Кельты появились в Европе начиная с 1000 лет до н.э. Любая культурная активность европейцев до этой даты относится к более ранним неолитическим или энеолитическим культурам, таким как культура полей погребальных урн (1200–750 гг. до н.э.), курганная культура (1600–1200 гг. до н.э.), унетицкая культура (2300–1600 гг. до н.э.) или культура колоколовидных кубков (2800–1900 гг. до н.э.). Особенно это касается Ирландии, где искусство позднего каменного века и бронзового века часто ошибочно приписывают кельтам, а не их неолитическим предшественникам.
На самом деле значительная часть кельтского искусства и дизайна (в частности, спирали, ромбы и другие абстрактные узоры) была заимствована из этого более раннего ирландского наследия.
— Когда впервые возникла кельтская культура?
Она появилась в Центральной Европе примерно с 1000 лет до н.э. Около 800 г. до н.э. сформировался гальштатский стиль, а примерно через три с половиной столетия — латенский стиль.
— Где зародилась кельтская культура?
Зародившись в Центральной Европе (гальштатская культура), кельты расселились и оставили свой след на обширных территориях, включая Словакию, Чехию, Венгрию, Австрию, южную Германию, Швейцарию, северную Италию, Францию, страны Бенилюкса, Испанию, Британию и Ирландию.
— Как долго просуществовала кельтская культура?
За некоторыми исключениями, культурные традиции и языки европейских кельтов практически исчезли под властью Римской империи. Изолированная кельтская культура просуществовала дольше в Британии, особенно в отдалённых частях Уэльса, Корнуолла и Шотландии, хотя мы до сих пор не знаем, в чём заключалось точное родство пиктской и кельтской культур.
В Ирландии кельтская культура никогда не исчезала полностью. В XIX веке находки древних артефактов, таких как корона Петри, чаша из Арды и фибула из Тары, в сочетании с ростом национального самосознания привели к возникновению движения «Кельтское возрождение». Его возглавляли Уильям Батлер Йейтс, леди Грегори и Джордж Уильям Рассел, и оно опиралось на кельтскую литературу, искусство и традиции. Сегодня можно сказать, что возросшее понимание кельтской культуры стало неотъемлемой частью национального самосознания Ирландии, что отразилось, например, в выражении «Кельтский тигр».
— Каковы величайшие культурные достижения кельтов?
Введение железного плуга и инструментов (включая оружие) было важным вкладом в развитие Европы. Кельтская металлообработка (включающая как гальштатские, так и латенские узоры) также редко бывает превзойдена по дизайну и исполнению. Кроме того, в более широком смысле кельтские культурные традиции помогали поддерживать связь Европы железного века с событиями в других частях известного мира, в частности, в Средиземноморском бассейне, и таким образом способствовали общему культурному прогрессу эпохи.
Но в Ирландии кульминация культуры ирландских кельтов пришлась на раннехристианский период, когда остальная Европа погрузилась в Тёмные века. Кельтско-христианская культура Ирландии, примером которой являются великолепные иллюминированные евангельские тексты, религиозные артефакты и скульптуры высоких крестов, сыграла решающую роль в сохранении очага цивилизации.
ЭВОЛЮЦИЯ ИСКУССТВА
Истоки см.: Хронология доисторического искусства. Подробнее см.: История искусства. Важные даты и хронологию см.: Хронология истории искусства.
- Вместе с Триером от трагедии к возрождению. Понять и простить
- Традиционные религии Европы
- Происхождение и развитие кельтских языков: ирландский, шотландский и валлийский
- «Саксофон + орган. Сокровища кельтов»
- Дудук Дживана Гаспаряна, орган и кельтская арфа прозвучали под сводами Кафедрального Собора Петра и Павла в Москве
- Камень Туруа, кельтская латенская скульптура
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?