Гальштатская кельтская культура читать ~8 мин.
Термин «гальштатская» относится к центрально-европейской культуре раннего железного века I тысячелетия до н.э. – с центром в Австрии и на Верхнем Дунае – которая тесно связана с приходом кельтских племён из степей Южной России. Она считается первой чётко определённой кельтской культурой, которая оставалась главной ранней цивилизацией региона примерно с 800 г. до н.э. и была вытеснена латенской культурой в V в. до н.э.
Где практиковалась гальштатская культура?
Культура была сосредоточена вокруг Австрии, но гальштатские стили распространились на две зоны: восточную, охватывающую Словакию, западную Венгрию, западную Румынию, Хорватию, Словению, Австрию и Чехию; и западную, включающую южную Германию, Швейцарию, северную Италию и восточную Францию. Таким образом, к VI веку до н.э. она простиралась примерно на 1000 километров с запада на восток, от Шампани-Арденн во Франции, через Верхний Рейн на юге Германии и Швейцарии, в верховья Дуная в Австрии, вплоть до Венского бассейна и Дунайской низменности на востоке. С севера на юг она простиралась от реки Майн, Богемии и Малых Карпат до Швейцарского плато, Зальцкаммергута и Нижней Штирии.
Где были сделаны главные гальштатские археологические открытия?
Собственно, название культуры происходит от раскопок, проведённых возле деревни Хальштат в Австрии, расположенной в соледобывающем регионе Зальцкаммергат. Здесь в 1870-х годах группа археологов из Венской академии наук обнаружила более 2000 могил, содержащих как кремированные, так и погребённые останки, а также тайники с оружием, доспехами, украшениями, керамикой и другими артефактами, многие из которых были оформлены в раннекельтском «симметричном» стиле, с использованием мотивов древнедунайской традиции, смешанных с греческими и этрусскими художественными влияниями. В 1997 году место находки было включено в список Всемирного наследия Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
Другие гальштатские археологические находки были сделаны в Бургшталькогеле в центральной долине Зульм (около Лейбница, Австрия), который, по-видимому, был крупным центром в период гальштатской эпохи. Погребения на колесницах гальштатского периода были обнаружены в Бычьей Скале, Виксе и Хохдорфе, а также в Хойнебурге на верхнем Дунае, Мон-Лассуа близ Шатийон-сюр-Сен на востоке Франции (включая роскошный могильник Викс) и в словацком городище Молпир. Самые значительные клады гальштатских бронзовых артефактов были найдены в Румынии.
Почему эта культура зародилась в Австрии?
Географическое положение культуры было обусловлено экономическими причинами. Из шахт глубиной 400 метров Зальцкаммергат экспортировал соль по всей Европе, и эта прибыльная торговля – вместе с контролем торговых путей вдоль Дуная – финансировала и способствовала развитию в регионе передовой железоделательной промышленности, чьи железные плуги, инструменты и оружие обеспечивали гальштатцам заметное технологическое преимущество перед другими племенами. Одним словом, Гальштат был основан на соли и железе.
Использование железного плуга способствовало значительному расширению посевных площадей, что привело к значительному росту производительности и благосостояния сельского хозяйства. Это, в свою очередь, привело к росту спроса на землю, что повлекло за собой распространение культуры на новые территории.
Какие народы были связаны с гальштатской культурой?
Основными практиками гальштата были кельты. Хотя мы не располагаем точными сведениями об их происхождении, считается, что они мигрировали из степей юга России и Кавказа, где ранее обитала майкопская культура бронзового века, известная своими навыками в металлургии и общих ремёслах. Благодаря этому Гальштат рассматривается как первая однородная кельтская цивилизация.
Каковы основные черты гальштатского искусства и цивилизации?
Этот культурный стиль известен своими кельтскими изделиями из металла, особенно тонко сделанным железным оружием и инструментами, а также артефактами на основе бронзы, но относительно небольшим количеством серебряных и золотых изделий. Археологические находки свидетельствуют об образе жизни, далеко выходящем за рамки простой земледельческой культуры, а анализ останков захоронений показывает наличие классовой структуры, во главе которой стояла богатая аристократия вождей и других высокопоставленных лиц.
Эпоху принято делить на четыре этапа: два (A и B) относятся к догальштатской эпохе, а два (C и D) – к собственно гальштатской.
Фаза А (ок. 1200-1000 гг. до н.э.)
Этому периоду до Гальштата предшествовало несколько пересекающихся традиций, включая бронзовый век – культуру колоколов (ок. 2800-1900 гг. до н.э.), культуру Унетице (ок. 2300-1600 гг. до н.э.) и центрально-европейскую культуру Тумулус (ок. 1600-1200 гг. до н.э.). В этот период, который, как ни странно, также известен как культура Урнфилд (ок. 1300-800 гг. до н.э.), железо было редкостью, умерших людей кремировали, а их останки погребали в урнах под низкими курганами или на кладбищах с плоскими могилами.
Фаза B (ок. 1000-800 гг. до н.э.)
Этот период характеризуется возвращением к курганным или тумулусным захоронениям, хотя практика кремации сохранилась. Появились ранние железные орудия труда.
Фаза С (ок. 800-650 гг. до н.э.)
Начинается собственно Гальштат. Хотя он развился из предшествующей цивилизации Урнфилда, в этот период произошли три ключевых изменения. Во-первых, была внедрена более совершенная технология производства железа: характерным оружием стали длинные, тяжёлые железные и бронзовые мечи с прокрученными рукоятками и знаменитый крылатый гальштатский топор, также появились железные плуги. Во-вторых, ингумация заменила кремацию в качестве основного способа захоронения. В-третьих, общество стало достаточно процветающим, чтобы поддерживать чёткую иерархию, высшие чины которой были похоронены в богато обставленных могилах.
Фаза D (ок. 650-475 гг. до н.э.)
В этот период наблюдался дальнейший рост благосостояния, в результате чего в могилы стали помещать более крупные коллекции оружия, инструментов и повседневных артефактов, чтобы помочь покойному поддерживать надлежащий стиль в загробной жизни. Металлические изделия, оружие и конская амуниция стали более богато украшенными.
Среди типичных металлических предметов: меч-кинжал с рукоятью в виде подковы или антенны, а также различные ювелирные украшения: броши, застёжки и кольца. Ранняя архаичная греческая керамика встречается в западной зоне Гальштата, наряду с многочисленными предметами, свидетельствующими о широкой торговле со всеми уголками Средиземноморья и вплоть до Китая.
См. также: Хронология истории искусства.
Какие типы поселений относятся к эпохе Гальштата?
Поселения обычно были укреплены и располагались на вершинах холмов, и в них обычно имелись собственные кузницы, а также мастерские бронзовщиков, серебряных дел мастеров и ювелиров. При раскопках этих древних поселений, начиная с поздней фазы C, было обнаружено множество больших и роскошных могил, содержащих колесницы (сделанные из железа или свинца), а также клады сложных брошей, колец и браслетов из бронзы и золота, а также множество дорогостоящих импортных артефактов, таких как керамическая посуда.
Какой язык связан с гальштатским периодом?
Историки считают, что ранний гальштатский (фазы A и B) связан с протокельтским, основным корневым языком всех известных кельтских языков, в то время как фаза D обычно ассоциируется с постепенной диверсификацией языка в различные типы, когда кельтские торговцы и племена начали медленно распространяться на запад в южную Галлию и на восток в Малую Азию. Со временем возникли три языковые традиции: кельтиберская, гойдельская и бритонская.
Какие виды искусства, ремёсел и дизайна связаны с Гальштатом?
Кельты принесли с собой из России несколько художественных традиций, особенно в области обработки металлов. Они гармонично сочетались с коренными центральноевропейскими стилями, а также близкими дизайнами из Греции и Италии и сформировали новый стиль. Будучи основанным практичным народом, кельтское искусство никогда не развивалось по образцу греческой скульптуры или греческой керамики, хотя и заимствовало довольно много от эллинской идиомы. Вместо этого стиль сосредоточился на орнаментации утилитарных предметов (оружия, колесниц, доспехов, личных аксессуаров), а также на создании высококачественных ювелирных изделий (брошей, колец), часто с использованием тонкой техники, контрастных цветов и экстравагантных узоров, включая такие стандартные кельтские мотивы, как спирали, фауну (зооморфы), узлы и ладанки, причём изображения часто располагались парами, чтобы удовлетворить стремление к строгой симметрии.
Гальштатское мастерство в создании металлических изделий достигло новых высот как во времена Латенской культуры, так и гораздо позже, в раннехристианскую эпоху, примером чему служат драгоценные предметы и иллюминированные евангельские рукописи, изготовленные кельтскими мастерами в Ирландии и Британии. Последнее явилось одной из величайших вершин в истории ирландского искусства.
Резюме
Хотя нам ещё многое предстоит узнать о гальштатской культуре, не в последнюю очередь подробности о её рядовых жителях и их повседневных делах, она, по-видимому, была достаточно успешной, чтобы обеспечить стабильную и относительно сплочённую социальную систему, характеризующуюся значительным коммерческим и сельскохозяйственным процветанием.
Этрусская, эллинская и другие развивающиеся цивилизации признавали и ценили Гальштат как торгового партнёра и региональную державу, особенно за контроль над водными торговыми путями вдоль рек Дунай, Рейн и Рона. Появление мощных кельтских вождеств вдоль этих путей и их влияние на средиземноморскую торговлю стало важным фактором в развитии пришедшей латенской культуры, которая вытеснила гальштатскую около 450 г. до н.э.
Можно сказать, что до археологических находок в Гальштате, в центральном и западном железном веке, Европа была лишь тенью по сравнению с великими цивилизациями Средиземноморского бассейна. Однако с тех пор стало ясно, что кельтская цивилизация была значительной силой в европейской схеме вещей и – так случилось – вскоре продемонстрирует весь свой потенциал в наступающую латенскую эпоху, с миграциями во все уголки континента и такими шедеврами, как ожерелье Бройтера, корона Петри и котёл Гундеструпа.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?