Эстетика: определение и смысл читать ~6 мин.
Происходящий от греческого слова «восприятие» (aisthesis) и впервые использованный в XVIII веке немецким философом Александром Баумгартеном, термин «эстетика» (æsthetics или esthetics) относится к принципам, регулирующим природу и оценку красоты, особенно в изобразительном искусстве. Говоря академическим языком, эстетика относится к той области философии, которая занимается вопросами красоты и художественного вкуса.
Внутренняя субъективность искусства
Красота – это не тот предмет, который привлекает единообразием мнений. Каждый из нас имеет свою точку зрения на то, что является, а что не является прекрасным. В результате практически невозможно выработать согласованное определение эстетики искусства.
В этой проблеме нет ничего нового. Художественные критики, кураторы и историки спорили о ней на протяжении веков. Однако в последние десятилетия представители актуального искусства, такие как Джефф Кунс (р.1955), Трейси Эмин (р.1963), Дэмиен Хёрст (р.1965) и другие, создали ряд новых произведений, которые мало похожи на традиционные образцы изобразительного искусства. В связи с этим возникает вопрос: каковы границы искусства? См. также: Примитивизм и Примитивное искусство.
Определение границ искусства
Очевидно, что не всё может быть искусством. Но как установить границы? Например, как отличить (скажем) магическое произведение от произведения перформанса? Или, в чем разница между научным экспериментом и художественной инсталляцией? Или, когда документальный фильм становится произведением искусства?
Процедурный подход даёт ответ
Процедурный подход, который определяет искусство в соответствии с процедурой его создания, может помочь определить, что такое искусство. Он работает следующим образом: (1) Если художник Джек наносит несколько слоёв красной краски на большой прямоугольный кусок дерева, который он намеревается выставить в качестве картины в местной картинной галерее, то это действительно произведение искусства. (2) С другой стороны, если Боб, декоратор интерьеров, нанесёт несколько слоёв красной краски на аналогичный кусок дерева, который он затем установит в качестве входной двери в доме заказчика, то это будет дверь, а не произведение искусства. Проще говоря, если я намерен сделать что-то искусством, то это искусство, если нет, то нет.
Является ли плохое искусство искусством?
Минуточку – что я имею в виду, когда использую выражение «плохое искусство»? Наверное, я хочу сказать «мне это не нравится!» Другими словами, это не объективное, а личное суждение – чисто субъективный взгляд. (Мне может не нравиться скульптура (скажем) Пикассо, но я, вероятно, соглашусь, что это всё же искусство).
Правда в том, что хотя процессуальный подход помогает нам отделить искусство от не-искусства, он не помогает нам отличить хорошее от плохого.
Последним комплексом европейской эстетики, который был способен отличить хорошее искусство от плохого, был тот, который использовался нацистским правительством для определения «дегенеративного искусства» (entartete kunst). В то же время Сталин и Андрей Жданов использовали эстетику «социалистического реализма» для прямого указания ориентиров для художников в Советском Союзе. Оба примера иллюстрируют опасность того, как влиятельное элитарное меньшинство пытается навязать эстетические стандарты остальному обществу.
В общем, если мы не собираемся вновь вводить «полицию искусства», нам нужно смириться с тем, что плохое искусство останется. На самом деле, как с практической, так и с философской точки зрения, нам нужны плохие картины, плохая пластика и плохие инсталляции, чтобы выделить на их фоне шедевры.
Ценность прикладного искусства
Среди многих вопросов красоты и эстетики, рассматриваемых философией искусства, есть вопрос: в чем разница между искусством и ремеслом (между изобразительным искусством и декоративным искусством)? Даже сегодня эти две области разделены огромной пропастью: отдельные колледжи, отдельные профессии, отдельные системы финансирования, отдельные выставки и так далее. Оправдано ли все это? Ответ: это зависит от вашей системы ценностей. Если вы считаете, что рисунок и живопись каким-то образом более возвышенны или интеллектуальны, чем создание потрясающего дизайна нового автомобиля – или витража, гобелена, лакированной шкатулки из чёрного дерева или пары серёжек, – то вы можете ответить «да». С другой стороны, если вы считаете, что все эти виды деятельности могут быть одинаково творческими, вы ответите «Нет».
Исторически сложилось так, что рисунок, живопись и скульптура долгое время классифицировались как «изящные искусства» – благородный вид «искусства ради искусства» – в то время как ремёсла, наряду с их современным родственником «прикладным искусством» (в основном, дизайном), считались менее значимыми дисциплинами. К счастью, в 21 веке ситуация меняется.
По иронии судьбы, импрессионизм – самое известное в мире художественное направление, возглавляемое когда-то Клодом Моне, – получил огромную пользу от усовершенствованной «трубки для краски» (тюбик), изобретённой в 1841 году американским художником Джоном Рэндом, которая значительно облегчила рисование на пленэре.
Что делает картину хорошей?
Это ещё один ключевой вопрос эстетики, с которым постоянно приходится сталкиваться кураторам и организаторам выставок по всему миру. Например, насколько художественная ценность картины обусловлена её визуальным воздействием, а насколько – её интеллектуальным содержанием? Являются ли реалистические или натуралистические картины лучше абстрактных? Неудивительно, что эти вопросы имеют бесчисленное множество ответов!
Популярное искусство против хорошего искусства
Почти каждый год появляется какая-нибудь модная тенденция или стиль. Многие потребители следуют ему, но через некоторое время отказываются от него, так как его вытесняет следующий большой стиль. Идёт ли искусство по тому же пути, что и индустрия моды?
Возьмём, к примеру, индустрию художественных музеев. При планировании выставки кураторы должны отбирать картины, скульптуры, инсталляции и другие произведения современного искусства, потому что они представляют искусство высшего качества, или потому что они привлекут посетителей в музей?
Например, должно ли жюри Премии Тёрнера отбирать короткий список художников, основываясь на художественном таланте, или потому, что они привлекут внимание к конкурсу и его выставке? (См. также Лауреаты премии Тёрнера).
Эти вопросы подчёркивают важную проблему. Музеи считаются довольно скучными местами, поэтому наличие в экспозиции шокирующего или весьма спорного произведения искусства может способствовать привлечению публики. Точно так же и Премия Тёрнера нуждается в публичности, чтобы выжить и процветать. В обоих случаях организаторы могут реагировать на это, выбирая произведения искусства, которые, по их мнению, будут развлекать публику, даже если их художественные стандарты ниже, чем у других работ. Хотя эта стратегия имеет очевидные краткосрочные преимущества, имеет ли она смысл в долгосрочной перспективе?
Например, что происходит, когда студенты художественных вузов начинают понимать, что для успеха в мире искусства – вместо того, чтобы развивать набор определённых творческих навыков – им нужно придумать какую-нибудь причудливую, спорную идею, привлекающую внимание? Ответ: они ищут привлекающую внимание идею и таким образом становятся художниками. К сожалению, как мы все знаем, для привлечения внимания людей используются такие приёмы, как насилие, сквернословие и другие подобные методы. Это может быть популярно, но будет ли это искусством?
ВИДЫ ИСКУССТВА
О произведениях искусства, сделанных из утилизируемых материалов, см.: Junk Art. О картинах и скульптурах, выполненных художниками, не относящимися к мейнстриму, см. Искусство аутсайдеров. О работах душевнобольных см.: Ар-брют.
ЛУЧШЕЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список лучших образцов картин с использованием масла, акварели, смешанной техники с 1300 г. по настоящее время см.: Величайшие картины всех времён. Лучшие трёхмерные работы см. в разделе Величайшие скульптуры всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?