Эстетика:
определение и смысл читать ~6 мин.
Происходящий от греческого слова «восприятие» (aisthesis) и впервые использованный в XVIII веке немецким философом Александром Баумгартеном, термин «эстетика» (æsthetics или esthetics) относится к принципам, регулирующим природу и оценку красоты, особенно в изобразительном искусстве. Говоря академическим языком, эстетика — это область философии, которая занимается вопросами красоты и художественного вкуса.
Внутренняя субъективность искусства
Красота — это не тот предмет, который привлекает единообразием мнений. Каждый из нас имеет свою точку зрения на то, что является, а что не является прекрасным. В результате практически невозможно выработать согласованное определение эстетики искусства.
В этой проблеме нет ничего нового. Художественные критики, кураторы и историки спорили о ней на протяжении веков. Однако в последние десятилетия представители актуального искусства, такие как Джефф Кунс (р. 1955), Трейси Эмин (р. 1963), Дэмиен Хёрст (р. 1965) и другие, создали ряд новых произведений, которые мало похожи на традиционные образцы изобразительного искусства. В связи с этим возникает вопрос: каковы границы искусства? См. также: Примитивизм и Примитивное искусство.
Определение границ искусства
Очевидно, что не всё может быть искусством. Но как установить эти границы? Например, как отличить магическое действо от перформанса? Или в чём разница между научным экспериментом и художественной инсталляцией? Или когда документальный фильм становится произведением искусства?
Процедурный подход даёт ответ
Определить, что такое искусство, помогает процедурный подход, который классифицирует произведение в соответствии с процедурой его создания. Он работает следующим образом:
Если художник Джек наносит несколько слоёв красной краски на большой прямоугольный кусок дерева, который он намеревается выставить в качестве картины в местной галерее, — то это действительно произведение искусства.
С другой стороны, если декоратор интерьеров Боб нанесёт несколько слоёв красной краски на аналогичный кусок дерева, который он затем установит в качестве входной двери в доме заказчика, — то это будет дверь, а не произведение искусства. Проще говоря, если создатель намеревался сделать произведение искусства — это искусство. Если нет — то нет.
Является ли плохое искусство искусством?
Минуточку — что я имею в виду, когда использую выражение «плохое искусство»? Наверное, я хочу сказать: «Мне это не нравится!» Другими словами, это не объективное, а личное суждение — чисто субъективный взгляд. (Мне может не нравиться, скажем, скульптура Пикассо, но я, вероятно, соглашусь, что это всё же искусство).
Правда в том, что хотя процедурный подход помогает нам отделить искусство от не-искусства, он не помогает отличить хорошее от плохого.
Последним комплексом европейской эстетики, который был способен отличать хорошее искусство от плохого, был тот, что использовался нацистским правительством для определения «дегенеративного искусства» (entartete kunst). В то же время Сталин и Андрей Жданов использовали эстетику «социалистического реализма», чтобы прямо указывать ориентиры для художников в Советском Союзе. Оба примера иллюстрируют, насколько опасно, когда влиятельное элитарное меньшинство пытается навязать эстетические стандарты остальному обществу.
В общем, если мы не собираемся вновь вводить «полицию искусства», нам нужно смириться с тем, что плохое искусство никуда не денется. На самом деле, как с практической, так и с философской точки зрения, нам нужны плохие картины, плохая пластика и плохие инсталляции, чтобы на их фоне выделялись шедевры.
Ценность прикладного искусства
Среди многих вопросов красоты и эстетики, рассматриваемых философией искусства, есть и такой: в чём разница между искусством и ремеслом (между изобразительным и декоративным искусством)? Даже сегодня эти две области разделены огромной пропастью: отдельные колледжи, отдельные профессии, отдельные системы финансирования, отдельные выставки и так далее. Оправдано ли всё это? Ответ зависит от вашей системы ценностей. Если вы считаете, что рисунок и живопись каким-то образом более возвышенны или интеллектуальны, чем создание потрясающего дизайна нового автомобиля — или витража, гобелена, лакированной шкатулки или пары серёжек, — то вы можете ответить «да». С другой стороны, если вы считаете, что все эти виды деятельности могут быть одинаково творческими, вы ответите «нет».
Исторически сложилось так, что рисунок, живопись и скульптура долгое время классифицировались как «изящные искусства» — благородный вид «искусства ради искусства». В то же время ремёсла, наряду с их современным родственником «прикладным искусством» (в основном дизайном), считались менее значимыми дисциплинами. К счастью, в XXI веке ситуация меняется.
По иронии судьбы, импрессионизм — самое известное в мире художественное направление, которое в своё время возглавлял Клод Моне, — во многом обязан своему развитию усовершенствованной «трубке для краски» (тюбику). Это изобретение, сделанное в 1841 году американским художником Джоном Рэндом, значительно облегчило рисование на пленэре.
Что делает картину хорошей?
Это ещё один ключевой вопрос эстетики, с которым постоянно сталкиваются кураторы и организаторы выставок по всему миру. Например, насколько художественная ценность картины определяется её визуальным воздействием, а насколько — интеллектуальным содержанием? Можно ли утверждать, что реалистичные или натуралистические полотна лучше абстрактных? Неудивительно, что на эти вопросы существует бесчисленное множество ответов!
Популярное искусство против хорошего искусства
Почти каждый год появляется какая-нибудь модная тенденция или стиль. Многие потребители следуют ей, но через некоторое время отказываются, так как на смену приходит новая громкая тенденция. Идёт ли искусство по тому же пути, что и индустрия моды?
Возьмём, к примеру, индустрию художественных музеев. Должны ли кураторы при планировании выставки отбирать произведения искусства за их высокое качество или за способность привлечь в музей больше посетителей?
Например, должно ли жюри Премии Тёрнера составлять шорт-лист номинантов, основываясь на художественном таланте, или на их способности привлечь внимание к конкурсу и выставке? (См. также Лауреаты премии Тёрнера).
Эти вопросы подчёркивают важную проблему. Многие считают музеи довольно скучными местами, поэтому наличие в экспозиции шокирующего или спорного произведения искусства может привлечь публику. Точно так же и Премия Тёрнера нуждается в широкой огласке, чтобы выживать и процветать. В обоих случаях организаторы могут поддаться искушению и выбрать произведения, которые, по их мнению, развлекут публику, даже если их художественные стандарты ниже, чем у других работ. Хотя эта стратегия имеет очевидные краткосрочные преимущества, имеет ли она смысл в долгосрочной перспективе?
Например, что происходит, когда студенты художественных вузов начинают понимать, что для успеха в мире искусства — вместо развития определённых творческих навыков — им нужно придумать какую-нибудь причудливую, спорную и привлекающую внимание идею? Ответ: они ищут такую идею и таким образом становятся художниками. К сожалению, как мы все знаем, для привлечения внимания часто используются такие приёмы, как шок, насилие и сквернословие. Это может быть популярно, но будет ли это искусством?
ВИДЫ ИСКУССТВА
О произведениях искусства, созданных из утильсырья, см.: Junk Art.
О картинах и скульптурах, выполненных художниками не из мейнстрима, см. Искусство аутсайдеров.
О работах душевнобольных см.: Ар-брют.
ЛУЧШЕЕ ИСКУССТВО В МИРЕ
Список лучших картин, написанных маслом, акварелью или в смешанной технике с 1300 года по настоящее время см.: Величайшие картины всех времён.
Лучшие трёхмерные работы см. в разделе Величайшие скульптуры всех времён.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?