Арт Брют читать ~3 мин.
Термин «арт-брют» (фр. Art Brut — «грубое» или «необработанное искусство») был введён французским художником и скульптором Жаном Дюбюффе (Jean Philippe Arthur Dubuffet; 1901–1985). Этим понятием он описывал творчество, “созданное людьми вне профессионального мира искусства… из их собственных глубин, без стереотипов классического или модного искусства”. В англоязычном мире этому термину близок по значению аутсайдер-арт.
Категория «арт-брют» охватывает произведения, созданные за пределами академической и традиционной культуры и, следовательно, свободные от её влияния. Сам Дюбюффе проявлял особый интерес к одной из подкатегорий этого «необработанного искусства» — работам пациентов психиатрических лечебниц. В их творчестве он видел спонтанность и чистоту, не затронутые культурными нормами. См. также: Примитивизм/Наивное искусство.
АБСТРАКЦИЯОбщее руководство по формам нерепрезентативного искусства см.: Абстрактное искусство. О геометрической абстракции: Конкретное искусство, или непредметное искусство.
ЧТО ТАКОЕ ИСКУССТВО?См.: Определение искусства.
КАТЕГОРИИ ИСКУССТВО живописи и рисунке см.: Изобразительное искусство. О скульптуре и сборке: Искусство пластики. Об орнаментальном дизайне: Декоративное искусство. О ремёслах и дизайне: Прикладное искусство. О произведениях искусства, сделанных из утилизируемого материала: Джанк-арт. Об общей категории: Визуальное искусство. О понятиях красоты: Эстетика.
Искусство психически больных пациентов
Интерес Дюбюффе к искусству душевнобольных был основан на убеждении в его творческой чистоте. Он считал, что только «арт-брют» не затронут контактом с доминирующими культурными ценностями. Этот спонтанный экспрессионизм вдохновил его собственные работы, напоминающие детские рисунки, граффити и примитивные знаки. Он стремился творить без оглядки на традиции и устоявшиеся эстетические нормы.
Подобный подход отразился и в его скульптуре. Для создания «сырой» фактуры Дюбюффе использовал нетрадиционные материалы: смешивал с краской песок, землю, сажу и штукатурку. В его работах также применялись папье-маше, древесноволокнистые плиты и различные «найденные предметы» (фр. objets trouvés).
Коллекция
Дюбюффе не был первым, кто заинтересовался искусством душевнобольных. Интерес к этой теме возник в 1920-х годах, во многом благодаря двум ключевым публикациям. В 1921 году вышла книга доктора Вальтера Моргенталера «Психиатрический пациент как художник» (нем. Ein Geisteskranker als Künstler), посвящённая творчеству Адольфа Вёльфли.
Годом позже, в 1922 году, психиатр Ганс Принцхорн опубликовал свой труд «Художественное творчество душевнобольных» (нем. Bildnerei der Geisteskranken). Эта книга, основанная на большой коллекции произведений пациентов, оказала значительное влияние на художников-сюрреалистов и других представителей авангарда.
В 1948 году Дюбюффе вместе с Андре Бретоном и другими единомышленниками основал «Общество арт-брют» (Compagnie de l’Art Brut). Его целью было коллекционирование и изучение произведений, созданных непрофессионалами: детьми, душевнобольными и маргиналами. Эта коллекция, известная как Collection de l’Art Brut, сегодня насчитывает тысячи работ и располагается в швейцарском городе Лозанна.
Известные художники арт-брют
К представителям «арт-брют» и близких к нему направлений относят разных авторов. Важно отметить, что Анри Руссо (1844–1910) чаще классифицируется как художник-примитивист или представитель наивного искусства, а не «арт-брют», так как он стремился к признанию в официальных художественных кругах.
Среди французских мастеров, чьё творчество Дюбюффе относил к «арт-брют», выделяются спиритуалисты Жозеф Крепен (Joseph Crépin; 1875–1948) и Огюстен Лесаж (Augustin Lesage; 1876–1954). Также к этому направлению принадлежат скульптор-монументалист Робер Татен (Robert Tatin; 1902–1983), Гастон Шайссак (Gaston Chaissac; 1910–1964) и создатель причудливых конструкций из мусора Чомо (Roger Chomeaux; 1907–1999).
Ключевыми фигурами швейцарского «арт-брют» считаются Адольф Вёльфли (Adolf Wölfli; 1864–1930), создавший в стенах лечебницы огромную иллюстрированную автобиографию, и Алоиза Корбаз (Aloïse Corbaz; 1886–1964), известная своими яркими рисунками цветными карандашами, часто на тему оперы и театра.
Американский художник филиппинского происхождения Альфонсо Оссорио (Alfonso Ossorio; 1916–1990) был скорее коллекционером и популяризатором «арт-брют». Будучи профессиональным художником, он находился под сильным влиянием этого направления, что особенно заметно в его сложных ассамбляжах.
- Творчество художника Рене Галана представляет музей истории Петербурга
- Современная британская скульптура
- «Призрак оперы» Гастона Леру, краткое содержание
- «Поэтика пространства» Гастона Башляра, краткое содержание
- Избавиться от заблуждений, задуматься и вспомнить с помощью «2morrow/Завтра»
- В Институте Сервантеса состоялась премьера фильма «Заговор сумасшедших» Альгиса Арлаускаса
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?