Автоматизм в искусстве читать ~5 мин.
В изобразительном искусстве термин «автоматизм» чаще всего обозначает технику подсознательного рисования, при которой художник позволяет своему бессознательному разуму управлять творческим процессом. Эту технику популяризировали в XX веке художники-сюрреалисты. Они стремились высвободить созидательную силу бессознательного в искусстве. Автоматический рисунок и живопись рассматривались как способ освободиться от культурных и интеллектуальных ограничений, чтобы раскрыть глубинную креативность, заложенную в личности художника.
Для художников-сюрреалистов автоматический рисунок и живопись были высшей формой творческого акта. Эта позиция схожа с убеждениями приверженцев искусства аутсайдеров, которые считают культуру и образование своего рода «творческой смирительной рубашкой». Кроме сюрреализма, автоматизм играл важную роль и в других течениях, таких как дадаизм и живопись действия (Action Painting). Его также использовала группа канадских художников конца 1940-х годов, известная как Les Automatistes. Среди наиболее известных художников, применявших автоматизм, — Андре Массон, Хуан Миро и Джексон Поллок (1912–1956). С 1930-х годов эта техника вошла в арсенал постмодернистского искусства.
Истоки и история автоматизма в искусстве
Хотя автоматизм прочно ассоциируется с художниками-модернистами XX века, его зачатки появились ещё в XVIII столетии. Примером служат случайные «рисунки кляксами» акварелиста Александра Козенса (1717–1786). Он преподавал рисование и разработал метод, позволявший создавать пейзажи из абстрактных клякс на бумаге.
Другим ранним представителем был английский художник и гравёр Уильям Блейк (1757–1827). Он утверждал, что при создании некоторых иллюстраций им руководил дух его младшего брата, умершего от чахотки. Художница-спиритуалист Мэдж Гилл (1882–1961) также практиковала автоматизм. В 1919 году, после серии трагических событий, она начала в состоянии транса создавать множество рисунков пером и тушью. Их размеры варьировались от нескольких сантиметров в диаметре до огромных полотен шириной до шести метров. По словам Гилл, её рукой управлял духовный наставник по имени Мирнинерест.
Современник Гилл, английский художник и оккультист Остин Осман Спейр (1886–1956), также утверждал, что его творчеством руководит подсознание. Он стал известен благодаря автоматическому письму, рисованию и созданию оккультных символов, основанных на его теории о связи сознательного и бессознательного «я». Кроме того, в XIX и XX веках многие художники создавали произведения под воздействием психоактивных веществ. Среди них были и те, кто работал в нью-йоркской студии Энди Уорхола (1928–1987), известной как «Фабрика».
Автоматизм в сюрреализме
Потрясения Первой мировой войны вызвали глубокий кризис доверия к буржуазной морали. В искусстве это привело к появлению антихудожественного движения дадаизм, нигилистическая эстетика которого в итоге привела к его угасанию. В 1924 году многие дадаисты перегруппировались и положили начало сюрреализму. Во главе с теоретиком Андре Бретоном (1896–1966) сюрреалисты стремились создать новый тип искусства, свободный от буржуазных ценностей, которые они считали реакционными, ложными и ограниченными.
Освободиться от культурных и образовательных связей со «старым порядком» можно было, по их мнению, лишь одним способом. Для этого требовалось подавить сознательное мышление и задействовать творческую силу бессознательного. Художники использовали автоматизм, случайные образы, а также обращались к гипнозу, сновидениям и галлюцинациям.
Несмотря на разрыв с академическим искусством, сюрреализм вызвал всплеск творческой энергии. Он быстро распространился по Европе и стал доминирующим стилем модернизма в межвоенный период. Его причудливые и абсурдные образы поразили воображение критиков и публики. Однако, вопреки заявлению Бретона о том, что сюрреализм — это «чистый психический автоматизм», лишь малая часть сюрреалистических работ была создана исключительно этим методом. Автоматические техники сюрреалистов не были полностью бессознательными и допускали долю сознательного контроля, чтобы сделать изображение более выразительным.
Техники автоматизма
В визуальных искусствах автоматизм достигается с помощью техник, которые устраняют сознательный контроль. Его заменяют либо случайностью (как в техниках фроттаж, граттаж и декалькомания), либо бессознательными движениями, вызванными снами, гипнозом или иными изменёнными состояниями сознания. Большинство этих методов разработали и впервые применили сюрреалисты. В то же время само автоматическое рисование, когда рука свободно движется по бумаге, веками практиковалось медиумами и спиритуалистами.
Известные художники, использовавшие автоматизм
Сальвадор Дали (1904–1989)
Использовал образы из снов и фантазий, назвав свой метод «параноидально-критическим». Среди его известных картин — «Мягкая конструкция с варёными бобами: предчувствие гражданской войны» (1936, Музей искусств Филадельфии).
Макс Эрнст (1891–1976)
Экспериментировал со снами и разработал несколько автоматических техник. Среди них фроттаж (натирание бумаги, положенной на рельефную поверхность) и декалькомания (перенос краски, сдавленной между двумя поверхностями).
Андре Массон (1896–1987)
Травмированный военным опытом, стал одним из пионеров автоматического рисунка. Он вносил в искусство элемент случайности: наносил на холст клей, посыпал его песком, а затем быстрыми мазками краски закреплял получившиеся узоры.
Хуан Миро (1893–1983)
Испанский сюрреалист, создававший автоматические рисунки и картины со случайными формами, например, «Рождение мира» (1925, Музей современного искусства, Нью-Йорк).
Фрэнсис Бэкон (1909–1992)
Известен своими экспрессивными, часто шокирующими образами. Бэкон признавался, что его первая значимая работа, триптих «Три этюда к фигурам у подножия распятия» (1944, Галерея Тейт, Лондон), была создана под воздействием алкоголя.
Живопись действия
В середине 1940-х годов Джексон Поллок (1912–1956), лидер Нью-Йоркской школы, разработал экспрессивный, близкий к трансу метод — живопись действия (Action Painting). Художник разбрызгивал и лил краску на расположенный горизонтально холст. Испытав влияние сюрреализма, Поллок и другие художники продвигали в искусстве идеи экзистенциализма, согласно которому «существование предшествует сущности». Таким образом, картины Джексона Поллока не следовали плану, а рождались в процессе их создания. В Европе аналогом этого метода стал ташизм.
«Les Automatistes»
В 1946–1951 годах радикальная группа франко-канадских художников-сюрреалистов Les Automatistes («Автоматисты») начала работать в технике, основанной на автоматическом письме. Группа сформировалась в Монреале (Квебек) во главе с Полем-Эмилем Бордюа (1905–1960). Его жестовая манера «all-over» напоминала стиль Поллока. В объединение также входили Жан-Поль Риопель (1923–2002), Марсель Барбо, Роже Фотьо, Пьер Говро, Фернан Ледюк и Жан-Поль Муссо. В 1948 году группа опубликовала манифест «Refus Global» («Всеобщий отказ»), который вызвал общественное возмущение из-за резкой критики канадской культуры и, в частности, церкви.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?