Выемчатая эмаль читать ~4 мин.
Эмалирование — это техника декоративно-прикладного искусства, применяемая преимущественно в ювелирном деле для украшения металлических изделий, но также используемая для предметов из стекла и керамики. В процессе работы эмальеры покрывают изделие смесью порошкообразного стекла с другими компонентами, после чего обжигают его в печи. Смесь сплавляется с основой, образуя гладкую, стекловидную поверхность. Добавление оксидов металлов в стеклянный порошок позволяет добиваться ярких цветов.
Описание и характеристики выемчатой эмали
Выемчатая эмаль, или champlevé, подобно перегородчатой эмали, придаёт цвет и блеск изделиям из металла. Техника заключается в создании на поверхности углублений, которые заполняются стекловидной эмалью или вставками из драгоценных камней, после чего изделие нагревается в печи. После остывания эмаль или инкрустация шлифуется пемзой и полируется. Отличие от перегородчатой эмали в том, что перегородки создаются на поверхности, а в champlevé — вырезаются углубления в самом металле.
Название техники, которое переводится с французского как «поднятое поле», относится к нетронутым металлическим линиям, оставшимся между углублениями и служащим перегородками. Так как ширину выемок можно легко варьировать, метод champlevé позволяет создавать более сложные узоры, чем перегородчатая эмаль. Эта техника не была распространена в классическую античность, но широко использовалась в кельтском искусстве начиная примерно с 400 года до н.э.
Кельтская металлопластика оказала значительное влияние на ирландское монастырское искусство (500–1200 гг.) и раннехристианское искусство в монастырях Англии. (Подробнее см. также: Кельтское ювелирное искусство).
Наибольшее распространение техника champlevé получила в период романского искусства с XI века. Её применяли для создания реликвариев, шкатулок, табличек, сосудов, литургических крестов и различных украшений. Технику также использовали для декорирования переплётов иллюминированных рукописей. Более поздним вариантом стала прозрачная техника basse-taille. Среди знаменитых образцов выемчатой эмали — Триптих из Ставло (1158) и Ларец Бекета (1180–1190).
История выемчатой эмали
Точное время изобретения эмали неизвестно, но предполагается, что она появилась в период эллинистического искусства (ок. 323–30 гг. до н.э.). См. также: древнегреческая металлопластика. Затем техника распространилась на север, в Причерноморье, а оттуда была перенесена кельтами в Европу. Выемчатая эмаль на бронзе тесно связана со стилем латенской культуры (La Tène).
В эпоху римского искусства этот метод практиковался почти исключительно в северных провинциях империи, ранее населённых кельтскими племенами. Кельтская эмаль сохранилась на северо-западе Европы, особенно в Ирландии, и влияла на средневековое христианское искусство до XII века. Основой обычно служила бронза. Основными цветами были красный, имитировавший, по мнению некоторых специалистов, коралл (например, на щите из Уитэма), а также ярко-жёлтый и синий.
Особенностью кельтских эмальеров было использование стекла миллефиори, вплавленного в эмалевый фон, и создание богато украшенных пенаннулярных брошей. Почти все позднекельтские эмальерные изделия выполнены в технике champlevé и украшены характерными криволинейными узорами.
Расцвет искусства выемчатой эмали пришёлся на романский и ранний готический периоды. Этому способствовало развитие витражного искусства в строящихся по всей Европе соборах. Средневековые мастера чаще всего использовали медные пластины, но работали также с бронзой, серебром и золотом. Доминирующим цветом, как и в витражах, был синий. Мозанская школа искусства в долине реки Маас близ Льежа прославилась совершенствованием техники champlevé, примером чего служат работы Годфруа де Клера (ок. 1100–1173) и Николая Верденского (ок. 1156–1232).
Другим центром мастерства была школа Лиможа на юге Франции. Триптих из Ставло (1158, Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) — реликварий и переносной алтарь, созданный для бенедиктинского аббатства Ставло, — является выдающимся образцом мозанской эмали. Ларец Бекета (1180–1190, Музей Виктории и Альберта, Лондон) — один из нескольких реликвариев, или «шасс», для мощей архиепископа Томаса Бекета, — представляет собой прекрасный образец раннего лиможского стиля. Важными центрами романского эмалирования были также Кёльн в Германии и Силос в Испании.
Новгородская школа иконописи (ок. 1100–1500)
Иконы, мозаики, фрески, русское средневековое искусство.
Иллюминирование средневековых рукописей (ок. 1000–1500)
История, типы и стили иллюминированных книг Средневековья.
Романские иллюминированные рукописи (ок. 800–1150)
Книжная живопись в Германии, Англии, Испании, Италии и Франции.
Готические соборы (ок. 1140–1500)
Дизайн и характеристики величайших соборов Франции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?