Выемчатая эмаль читать ~4 мин.
Эмалирование – вид древнего искусства, точнее, вид декоративного искусства, используемый чаще всего в ювелирном деле для украшения металлических изделий, хотя этот метод также связан со стеклянными и керамическими предметами. Обычно эмальеры покрывают предмет смесью порошкообразного стекла и других материалов, а затем обжигают его в печи. Смесь сливается с предметом, создавая гладкий, похожий на стекло эффект. Добавление в порошок стекла некоторых металлических руд позволяет получить яркие цвета.
Описание и характеристики выемчатой эмали
Как и перегородчатая эмаль, выемчатая эмаль предназначена для придания цвета и блеска изделиям из металла путём создания небольших «отделений», которые затем заполняются стекловидной эмалью или вставками из драгоценных камней и нагреваются до точки плавления в печи. После остывания эмаль или каменная инкрустация заглаживается пемзой и полируется. Однако в отличие от перегородчатой эмали, которая предполагает создание перегородок над поверхностью металлического изделия, техника шамплеве предполагает создание углублений или впадин под поверхностью – одна из причин, почему её название, означающее в переводе с французского «поднятое поле», так запутано!
Металлические линии, оставленные нетронутыми между впадинами, служат перегородками. Благодаря тому, что ширину желоба можно варьировать относительно легко, метод шамплеве обеспечивает большее разнообразие рисунков, чем перегородчатая роспись. Хотя в ювелирном искусстве, выполненном в период классической античности, эта техника была замечена только в эпоху кельтского искусства (примерно с 400 г. до н.э. и далее) и получила широкое распространение. Действительно, кельтское искусство обработки металлов оказало значительное влияние на ирландское монастырское искусство (500-1200 гг.), а также раннехристианское искусство, созданное в монастырях Англии. (Подробнее см. также: Кельтское ювелирное искусство.)
Однако в наибольшей степени процесс шамплеве связан с романским искусством начиная с XI в., когда он применялся для изготовления реликвариев, шкатулок, дощечек и сосудов, а также литургических крестов и различных ювелирных изделий. Он также использовался в изготовлении иллюминированных рукописей, для украшения переплётов и обложек. К более поздним вариантам относится более прозрачная техника basse-taille. Среди известных предметов, созданных с использованием эмали шамплеве, можно назвать триптих Ставелота (1158 г.) и ларец Бекета (1180-1190 гг.).
История эмали
Неизвестно, когда именно была изобретена эмаль, хотя, скорее всего, она появилась на этапе эллинистического искусства (ок. 323-30 гг. до н.э.) – см. также Древнегреческие изделия из металла – распространилась на север в Причерноморье, в Россию, а затем была заимствована и перенесена в Европу переселившимися кельтами. Во всяком случае, шамплеве на бронзе тесно связано со стилем La Tene кельтской культуры.
Интересно, что в эпоху римского искусства этот метод практиковался почти исключительно в северных провинциях Римской империи, которые ранее были заняты кельтскими племенами. (Кельтская эмаль сохранилась на северо-западе Европы, особенно в Ирландии, где она оказывала влияние на средневековое христианское искусство вплоть до XII века. Основными цветами кельтской эмали были красный, который, по мнению некоторых специалистов, имитировал красный коралл (см., например, щит Уизам), а также ярко-жёлтый и синий; основа обычно была бронзовой. Другой особенностью кельтских эмальеров было использование стекла миллефиори, которое они вплавляли в грунт из цветной эмали, а также все более богато украшенные броши-пеленгаторы. Почти во всех позднекельтских эмальерных изделиях использовалась техника шамплеве, а также криволинейные узоры.
Своего расцвета искусство выемчатой эмали достигло в период романской и ранней готической архитектуры, отчасти благодаря росту изготовления витражей (также опирающихся на металлургию) для новых соборов, появлявшихся по всей Европе. В этот период средневековые художники сосредоточились на технике шамплеве на медной пластине, хотя работали также с бронзой, серебром и золотом. Преобладающим цветом был синий, как и в витражном искусстве. Школа мосанского искусства, развивавшаяся в долине реки Мёз близ Льежа, прославилась, в частности, развитием процесса шамплеве – примером тому служат работы Годфруа де Клера (ок. 1100-73 гг.) и Николая Верденского (ок. 1156-1232 гг.).
Другим центром мастерства была школа Лиможа на юге Франции. Триптих Ставело (1158 г., Библиотека и музей Моргана, Нью-Йорк) – реликварий и переносной алтарь, изготовленные по заказу бенедиктинского монастыря Ставело, – является превосходным образцом мосанского шамплеве, а ларец Бекета (1180-1190 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон) – один из нескольких реликвариев или «шассов», изготовленных для хранения мощей архиепископа Томаса Бекета, – прекрасный ранний образец из Лиможа. Другими важными центрами романского эмалирования были Кёльн (Германия) и Силос (Испания).
Новгородская школа иконописи (и росписи) (ок. 1100-1500)
Иконы, мозаики, фрески, русское средневековое искусство.
Освещение средневековых рукописей (c.1000-1500)
История, типы и стили Евангелий, составленных в средние века.
Романские иллюминированные рукописи (ок. 800–1150)
Книжная живопись в Германии, Англии, Испании, Италии и Франции.
Готические соборы (ок. 1140-1500)
Дизайн и характеристики величайших соборов Франции.
Если вы заметили грамматическую или смысловую ошибку в тексте – пожалуйста, напишите об этом в комментарии. Спасибо!
Сиреневым отмечены тексты, которые ещё не готовы, а синим – те, что уже можно прочитать.
Комментирование недоступно Почему?